Ифнс может привлекать работников компании в качестве понятых при выемке

ИФНС может привлекать работников компании в качестве понятых при выемке

  • В последнее время со стороны налоговых органов участились случаи использования при выездных и камеральных проверках таких процедур налогового контроля, как:
  • допрос работников, а также руководителей, учредителей организации;
  • осмотр помещений и территорий.
  • Отдельным вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с экспертом — Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
  • Каким образом налоговый орган может затребовать информацию у физических лиц проверяемого налогоплательщика?
  • НК РФ предусматривает несколько форм истребования информации.
  • Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) – это разные документы, имеющие самостоятельные основания для направления и, соответственно, последствия их неисполнения.
  • Кроме того, часть указанных документов адресована организации как налогоплательщику, а часть носит адресный характер и касается конкретных физических лиц.
  • Какова процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?
  • Согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
  • НК РФ не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.

Пунктом 5.1 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещении) налогового органа повесткой.

Допрос свидетеля в налоговой инспекции может проводиться, в том числе в период приостановления выездной налоговой проверки.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 90 НК РФ по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля.

В приложении № 11 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ приведена форма протокола допроса свидетеля, в котором помимо прочего отражается адрес места проведения допроса.

  1. Таким образом, в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей — физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.
  2. В том случае, если генеральный директор не в состоянии по объективным причинам прибыть на допрос, может ли вместо него явиться по доверенности другое лицо?
  3. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (пункт 1 статьи 26 НК РФ).

При этом следует обратить внимание, что при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц. Доверенность, выданная организацией, не является основанием для представления интересов ее работников.

  • Кроме того, участие представителя не освобождает от обязанностей, в отношении которых предусмотрено личное (самостоятельное) исполнение, в частности, представление показаний, пояснений нельзя передоверить представителю.
  • Таким образом, участие, например, адвоката не освобождает физическое лицо от обязанности личного исполнения уведомления (повестки) налогового органа о даче пояснений (показаний).
  • Если по объективным причинам прибыть на допрос невозможно, об этом следует известить налоговый орган.
  • Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе его сотрудника?

Участие в производстве обыска понятых

ИФНС может привлекать работников компании в качестве понятых при выемке

Адвокат Антонов А.П.

Согласно требованиям ч. 10 ст. 182 УПК РФ изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

Предъявляться участвующим в следственном действии лицам должны не только изъятые предметы, документы и ценности, но и труп, а также разыскиваемое лицо. Показывать следует также места обнаружения предметов (документов и т.п.), а равно предметы (документы и т.п.

), обнаруженные при обыске, но по той или иной причине не изъятые, если об их признаках, свойствах, расположенных на них следах будет что-то отмечено в протоколе обыска.

Понятым, обыскиваемому (при отсутствии такового — присутствующему совершеннолетнему члену семьи обыскиваемого, представителю организации при обыске в помещении организации) вообще «предъявляется» весь ход обыска от начала и до конца, каждое действие следователя (дознавателя и др.).

Кроме того лица, участвующие в производстве обыска, должны видеть сам процесс изъятия предметов и (или) документов, которые могут иметь значение для уголовного дела, а при наличии такой возможности и их обнаружения.

Все изымаемые предметы должны предъявляться понятым и другим присутствующим при этом лицам, снабжаться бирками с удостоверительными надписями и подписями лица, у которого произведено изъятие, понятых, следователя (дознавателя и др.).

Требование предъявления изъятых предметов (документов и т.п.) понятым прямо закреплено в ч. 10 ст. 182 УПК РФ. Согласно правилам ч. 1 ст. 170 УПК РФ обыск производится с участием не менее двух понятых. Понятие и правовой статус понятых при производстве обыска закреплен в ст. ст. 18, 21, 60, 111, 131, 166, 167, 170, 182 и ч. 3 ст. 184 УПК РФ.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 60 УПК РФ понятым, о котором идет речь в ч. 10 ст.

182 УПК РФ, должно быть не заинтересованное в исходе уголовного дела совершеннолетнее физическое лицо, вызванное (приглашенное) в порядке, установленном УПК РФ, следователем (дознавателем и др.

) для удостоверения факта производства обыска, а также содержания, хода и результатов этого следственного действия, а также осуществляющее в процессе производства обыска указанную функцию.

Понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, а также работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (ч. 2 ст. 60 УПК РФ).

Специальное требование к понятым, участвующим в обыске, предусмотрено ч. 3 ст. 184 УПК РФ. Личный обыск лица производится в присутствии понятых одного с ним пола.

Понятым гражданин становится после приглашения его следователем (дознавателем и др.) для участия в этом качестве при производстве следственного действия, а не с момента фиксации в протоколе сведений о нем. Вместе с тем в п. 3 ч. 3 ст.

166 УПК РФ, действительно, содержится требование фиксации в протоколе обыска фамилии, имени и отчества каждого понятого, а в необходимых случаях и его адреса, а равно других данных о его личности.

В этой связи стоит заметить, что «ошибка при указании места жительства понятых… при составлении протокола обыска, порядок производства которого соответствует требованиям ст. 182 УПК РФ, не является обстоятельством, влекущим признание этого доказательства недопустимым».

На практике иногда возникает вопрос праве ли следователь (дознаватель и др.) пригласить в качестве понятого для обыска сотрудника полиции? При решении данного вопроса следует исходить из положения ст.

60 УПК РФ о том, что в качестве понятых при производстве следственных действий не могут участвовать работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. Соответственно, сотрудник полиции понятым приглашен быть не может.

Привлеченный в качестве понятого к производству обыска гражданин вправе:

1) знать цель и порядок производства обыска, свои права, обязанности и ответственность (ч. 1 ст. 11, ч. 10 ст. 166, ч. 4 ст. 170 УПК РФ);

2) пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 18 УПК РФ);

3) участвовать в следственном действии и присутствовать при всех действиях следователя (дознавателя и др.), его составляющих;

4) быть предупрежденным о применении технических средств (ч. 5 ст. 166 УПК РФ);

5) делать по поводу произведенных действий подлежащие занесению в протокол заявления и (или) замечания (п. 1 ч. 3 ст. 60, ч. 4 ст. 166 УПК РФ);

6) делать заявления (замечания) на своем родном языке или языке, которым он владеет (ч. 2 ст. 18 УПК РФ);

7) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал (п. 2 ч. 3 ст. 60, ч. 6 ст. 166 УПК РФ);

8) требовать дополнения протокола следственного действия, а также прилагаемых к нему планов, схем, а равно других документов и внесения в них уточнений (ч. 6 ст. 166 УПК РФ);

9) удостоверять правильность содержания протокола следственного действия (ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 170 УПК РФ);

10) дать объяснение причин отказа подписать протокол обыска, которое заносится в данный протокол (ч. 2 ст. 167 УПК РФ);

11) на возмещение понесенных расходов, связанных с явкой к месту производства обыска и проживанием;

12) на возмещение недополученной работающим понятым заработной платы за время, затраченное им в связи с вызовом к следователю (дознавателю и др.);

13) на выплату не имеющим постоянной заработной платы понятым суммы за отвлечение их от обычных занятий (ч. 2 ст. 131 УПК РФ);

14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя и др.), ограничивающие его права (п. 3 ч. 3 ст. 60 УПК РФ).

Понятой, помимо того, обязан:

1) выполнить требование следователя (дознавателя и др.) о привлечении его к участию в производстве обыска для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

2) удостоверить своей подписью:

а) факт, содержание и результаты обыска, в производстве которого он участвовал;

б) все внесенные замечания о дополнении и (или) уточнении протокола (ч. 6 ст. 166 УПК РФ);

в) запись следователя (дознавателя и др.) об отказе лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол обыска, если такой отказ имел место (ч. 1 ст. 167 УПК РФ);

Читайте также:  Россия-Китай: полный крах или новые возможности в сфере экономики стран

г) факт невозможности подписания протокола обыска подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или свидетелем, который в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол (ч. 3 ст. 167 УПК РФ);

3) не разглашать без разрешения данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ (ч. 4 ст. 60 УПК РФ).

Аналогичным комплексом прав и обязанностей наделен любой из привлеченных к участию в следственном действии субъектов.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 170 УПК РФ в производстве обыска принимают участие двое или большее количество понятых (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ).

Необходимость участия в обыске более двух понятых может возникнуть в связи с предполагаемой большой по времени продолжительностью обыска.

В этом случае большее количество понятых приглашаются для того, чтобы в случае болезни или возникновения иного препятствия для дальнейшего участии в производстве обыска одного (нескольких) понятых двое от начала до конца обыска участвующих в следственном действии понятых все же было.

В литературе рекомендуется приглашать более двух понятых «в случаях, если поисковые действия осуществляют несколько следователей и оперуполномоченных и в разных местах». Идея авторов понятна. Однако она не соответствует требованию ч. 1 ст. 170 УПК РФ об удостоверении понятыми хода обыска.

В предложенной ситуации каждая состоящая из двух понятых группа будет свидетелем не всего хода обыска, а лишь той его части, при производстве которой она участвовала. Поэтому ни один из присутствующих при таком обыске понятых не сможет удостоверить весь ход проведения следственного действия.

А ведь все имеющие важность для дела обстоятельства должны восприниматься понятыми лично.

В предложенной авторами ситуации нужно говорить не об увеличении количества понятых, а о необходимости производства нескольких обысков одновременно.

В этом случае каждый следователь (оперуполномоченный, производящий следственное действие) должен оформлять свой протокол обыска.

И понятые будут удостоверять факт производства данного конкретного следственного действия, а также всего его содержания, хода и результатов.

Понятые участвуют в производстве обыска непосредственно от его начала и до полного завершения данного конкретного следственного действия.

Приведенный здесь правовой статус понятого позволяет сформулировать круг действий, составляющих содержание понятия «участие» понятого в следственном действии. «Участие» понятого в обыске заключается в реальности полной реализации его процессуального статуса.

А значит, как минимум ему должна быть предоставлена возможность присутствовать при каждом осуществленном следователем (дознавателем и др.

) телодвижении, которые в совокупности составляют обыск, наблюдать за их совершением, непосредственно осматривать все изымаемые при обыске предметы (документы и т.п.

), а также место их обнаружения, делать по поводу произведенных действий подлежащие занесению в протокол заявления и (или) замечания, требовать дополнения протокола следственного действия и (или) внесения в него уточнений, удостоверять правильность содержания протокола обыска и содержимого упаковки, если таковая имела место.

Понятые участвуют не в любом обыске. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ, обыск может быть произведен вообще без участия понятых. На это обстоятельство обращает внимание законодатель и в ч. 3 ст. 184 УПК РФ применительно к личному обыску. Речь идет о ситуации проведения обыска:

1) в труднодоступной местности (в тайге, пустыне и т.п. при большой отдаленности от населенных пунктов и т.п.);

2) при отсутствии надлежащих средств сообщения с местом, где производится обыск (во время паводка, схода снежной лавины и др.);

3) когда производство обыска связано с опасностью для жизни и здоровья людей (в помещениях, находящихся в аварийном состоянии, у кратера действующего вулкана и т.п.).

Если обыск предполагается проводить без участия понятых, следователь (дознаватель и др.

) обязан принять все возможные меры для того, чтобы закрепление результатов проведения данного следственного действия сопровождалось применением таких технических средств, как фотоаппарат, видеокамера, кинокамера и (или) иных технических средств фиксации хода и результатов обыска.

В протоколе обыска должно быть указано, какие технические средства применены, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты (ч. 5 ст. 166 УПК РФ).

Следователь (дознаватель и др.) отражает в протоколе следственного действия и то обстоятельство, что у него нет возможности применить фотографирование (кино-, видеосъемку и др.).

Помимо самого факта невозможности применения технических средств фиксации хода и результатов обыска, в протоколе обыска должны быть зафиксированы причины, в связи с наличием которых не может быть применено фотографирование, кино-, видеосъемка и т.п.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Советы при выемке документов в офисе во время налоговой проверки

Выемка документов и предметов – чуть ли не самое популярное мероприятие налогового контроля при проведении выездных проверок. Процедура выемки документов и предметов подробно прописана в статье 94 НК РФ.

С одной стороны, выемка документов нужна инспекторам для сбора недостающей доказательной базы о допущенных компанией нарушениях. С другой – это психологический прием, широко практикующийся инспекторами с целью «сломить» несговорчивого налогоплательщика.

Основания для выемки документов:

  • Инспекторы подозревают, что нужные им подлинники документов могут быть уничтожены, подправлены или перепрятаны;
  • Компания отказалась предоставить документы по требованию инспекции или не успела это сделать в отведенные сроки;
  • Налоговики хотят провести экспертизу подписей на документах.

Процедура выемки документов довольно неприятна. Но если знать о ней чуть больше, чем написано в НК РФ, можно минимизировать ее негативные последствия. Ниже мы дадим несколько рекомендаций, как правильно вести себя в ходе выемки, чтобы инспекторы не заполучили лишние доказательства или не смогли их использовать против вашей компании.

Итак. Выемка документов при выездной налоговой проверке может проводиться только на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем или зам.руководителя ИФНС. Отсюда

Совет №1. Проверьте наличие постановления и нужной подписи

Выемка документов проводится при обязательном участии понятых, их должно быть не менее 2-х. Пригласить понятым могут любого не заинтересованного в исходе мероприятия человека. Это значит, что сотрудники ИФНС понятыми быть не могут. Поэтому

Совет №2. Не соглашайтесь на предложенных вам понятых

Если понятые отказываются предъявить документы, удостоверяющие их личность, либо возникли подозрения, что инспекторы привели на выемку документов «своих» понятых, требуйте их поменять.

Для этого в свободной форме пишется ходатайство о замене понятых на имя руководителя проверяющей группы (он указан в решении на проверку), либо при его отсутствии на иное должностное лицо ФНС, участвующее в производстве выемки.

В качестве основания для недоверия можно указать тот факт, что понятые пришли вместе с проверяющими, а не были приглашены отдельно из числа случайных людей, проходивших мимо либо находившихся в здании, где размещается офис компании.

А пока инспекторы будут искать новых понятых, появится немного времени на то, чтобы «прибраться» в офисе.

Кроме того, в присутствии независимых понятых налоговики в ходе выемки будут вынуждены соблюдать требования закона. Ведь эти люди в дальнейшем смогут своими свидетельскими показаниями подтвердить реальные обстоятельства проведения выемки, в том числе и факты нарушений со стороны инспекторов. А это поможет при обжаловании выемки документов.

Кого лучше сделать понятыми

Если ваш офис расположен в административном здании, предложите пригласить в качестве понятых дружественных вам сотрудников соседних предприятий или предпринимателей.

Зачастую работники разных организаций, офисы которых расположены по соседству, знакомы между собой и поддерживают приятельские отношения.

Участие таких понятых при проведении выемки документов для вас будет более предпочтительным: ведь эти люди настроены к вам лояльно и не заинтересованы в результатах проводимой у вас выемки. А в случае необходимости будет проще пригласить их в качестве свидетелей.

Совет №3. Требуйте соблюдения правила: «1 инспектор = 2 понятых»

По закону, за действиями лица, которое проводит выемку, должны наблюдать не менее двух понятых. Но зачастую выемка документов проводится двумя инспекторами и более, которые действуют каждый по отдельности. Например, один инспектор обыскивает стол и тумбочку в одном углу кабинета, а другой – шкаф в другом.

Двое присутствующих понятых просто не в состоянии одновременно вдвоем наблюдать за действиями обоих инспекторов. Поэтому, если эти понятые наблюдают за действиями одного инспектора, требуйте пригласить еще двух понятых, которые будут следить за действиями второго. И так далее – в зависимости от числа проверяющих.

Кстати, оттянуть начало выемки документов также можно, заявив ходатайство о проведении выемки в присутствии адвоката компании.

Совет № 4. Не говорите лишнего

При выемке документов необходимо сохранять спокойствие и самообладание. Разговаривать с инспекторами, проводящими выемку документов, а также с лицами, их сопровождающими (чаще всего это оперативные сотрудники ОБЭП), нужно корректно и сдержанно. Не следует давать какие-либо письменные либо устные пояснения по вопросам, не касающимся непосредственно предмета выемки.

Например, если инспектор спрашивает сотрудника о том, где его рабочее место, какую занимает должность, принадлежит ли имущество, находящееся в помещении, ему лично или это имущество предприятия, – отвечать на эти вопросы необходимо.

Читайте также:  Компания взяла взаймы: когда ифнс переквалифицирует сделку и обяжет доплатить

Если же инспектор заявляет, что ему необходимо получить у должностных лиц либо работников предприятия пояснения (письменные либо устные) о взаимоотношениях с тем или иным контрагентом, то давать такие пояснения в ходе выемки документов не следует.

Раз инспектору хочется позадавать вопросы – пусть вызывает в ИФНС официально, повесткой.

В этом случае будет возможность подготовиться к допросу и давать пояснения спокойно и в присутствии адвоката, а не в стрессовом состоянии в ходе проведения выемки документов и без поддержки адвоката.

Совет № 5. Будьте находчивы и креативны

Налоговики могут самостоятельно вскрыть помещение, если лицо, у которого проводится выемка документов, отказывается предоставить к нему доступ.

В данном случае важно дать понять проверяющим, что вы готовы впустить их в это помещение и ни в коем случае не отказываетесь, «просто ключи от этого кабинета на даче, ключи от дачи – в автомобиле супруги/друга/брата, а они сейчас уехали, поэтому давайте лучше завтра…».

При данной модели поведения у налоговиков не будет оснований для самостоятельного вскрытия помещения. Если же проверяющие все же примут решение взломать замок и проникнуть в кабинет, важно обратить внимание понятых на тот факт, что от Вас отказа открыть данное помещение не поступало. Этот момент важно отразить в протоколе выемки документов.

Еще один пример, где можно проявить находчивость. Если в ходе выемки документов налоговыми органами будут обнаружены какие-либо документы или предметы (печати, штампы, клише, бланки, чековые книжки и т.д.

) другой организации, то знайте, – они не могут их забрать, если данные документы или предметы не поименованы в Постановлении о проведении выемки документов и предметов.

В противном случае их действия также расцениваются как превышение должностных полномочий.

На тот случай, когда в ящике стола бухгалтера проверяемой компании «Х» вдруг оказались печати и бланки компании «Y», можно заготовить фразу: «Ох уж этот Иван Иванович (директор фирмы «Y»), вот растяпа, печать свою забыл, завтра не забыть ему вернуть». Конечно, на практике все понимают, что к чему, но руки у инспекторов связаны.

Совет № 6. Отражайте нарушения в замечаниях к протоколу выемки

Требуйте от инспекции точного соблюдения статьи 94 НК РФ. В случае игнорирования ваших требований, отражайте все нарушения в замечаниях к протоколу выемки.

Например, налоговики зачастую не указывают количество изъятых документов (логичный аргумент чиновника – «долго считать»), обходясь формулировкой: «изъяты 3 папки с накладными за 2015 год».

Не поленитесь быть в данном вопросе формалистом – требуйте указать точное количество, ссылаясь на пункт 7 статьи 94 НК РФ. На самом деле это обычная подстраховка, чтобы в ИФНС случайно или намеренно не «выдернули» несколько накладных.

Аналогичная ситуация с другими положениями НК РФ.

В частности, если изымают подлинники документов (и не делают сразу копии), требуйте нумерацию изъятых документов (именно документов, а не папок с ними) и детализацию информации об изъятых документах в протоколе выемки, т.

е. не просто документы за такой-то период, а отдельно по видам. Основание – п. 9 статьи 94 НК РФ. Это поможет вам обезопасить себя от потери документов инспекторами.

Обратите внимание!

Налоговое законодательство запрещает производить выемку документов в ночное время, а это, в соответствии со статьей 96 Трудового кодекса, – период времени с 22.00 до 6.00 утра. Поэтому, если выемка производится в этом временном интервале, действия инспекторов можно оспорить в суде.

Выемка документов налоговой инспекцией – это довольно длительная процедура, поэтому не стоит полагаться на свою память. Если видите нарушение – сразу записывайте. Потом все эти пометки нужно будет перенести в протокол.

В ходе выемки документов периодически напоминайте понятым о необходимости тщательно наблюдать за действиями налоговиков. А в конце обязательно проследите, чтобы в протоколе выемки были отражены все нарушения, которые, по вашему мнению, допустили проверяющие.

Иногда есть смысл указать в протоколе выемки: «Переданы документы, находящиеся в офисе, по состоянию на…». Такая фраза используется, если часть документов еще не сделана.

К примеру, не оформлены накладные от одного из поставщиков. Тогда по официальной версии вы говорите, что эти накладные у бухгалтера (менеджера), который именно сегодня решил выполнить сверку.

Ну а на самом деле в срочном порядке выписываете недостающие накладные.

  • Оговорка в протоколе выемки «По состоянию на…» позволяет говорить, что документы на момент визита инспекции уже были составлены (а не подделаны задним числом), но не выданы по уважительной причине.
  • ***
  • И наконец, совет, который на самом деле должен быть на первом месте, но ему сложно следовать, если инспекторы уже на пороге вашего офиса.

Совет № 7. Готовьтесь к выемке документов заранее

Никогда не храните в своем офисе: «чужие» печати, спорные документы, данные неофициального учета (в том числе, на флешках, ноутбуках и т.д.). Это простые правила, но редко кто их соблюдает. Инспектор просто открывает тумбочку и получает все, что ему нужно, всю доказательную базу.

Кстати, несмотря на то, что налоговики имеют право осмотреть любые помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, они не имеют права вторгаться на территорию сторонней организации, не названной в постановлении о выемке.

Поэтому на случай визита непрошенных гостей лучше заранее заключить договор на аренду какого-нибудь соседнего кабинета, который будет оформлен на другое юр.лицо или другого арендатора.

Естественно вы будете пользоваться этим помещением (по договоренности), однако по документам оно будет считаться территорией другого хозяйствующего субъекта.

А незаконный доступ туда грозит инспектору статьей за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Тогда хранить «первичку» вы сможете на ее территории, а ваша бухгалтерская база будет находиться удаленно, на сервере этой компании. Не говоря уже о том, что профессиональная бухгалтерская фирма всегда имеет в штате опытных налоговых юристов и умеет защищать своих клиентов, в том числе при проведении выемки документов, оставаясь в рамках правового поля.

Выемка документов: некоторые особенности правоприменительной практики

В статье на основе изучения действующего законодательства и обширной судебной практики рассматриваются различные аспекты производства налоговыми органами выемки документов в ходе проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Автором затронуты наиболее значимые для налогоплательщиков вопросы – начиная с оснований, условий и порядка производства выемки и заканчивая возвратом налогоплательщику изъятых документов.

В ходе проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют различные средства для выявления действительной налоговой обязанности налогоплательщиков.

Помимо традиционных средств, связанных с истребованием у налогоплательщика и иных лиц соответствующих документов, в последнее время все чаще используются и более радикальные средства, в том числе принудительная выемка документов.

О том, как налогоплательщикам защитить свои права, если в отношении них вынесено постановление о производстве выемки, пойдет речь в настоящей статье.

Выездная налоговая проверка в каждом без исключения случае оборачивается для налогоплательщика большими обременениями.

В это время налоговые органы обладают различными предусмотренными законом возможностями по всестороннему изучению финансовой деятельности налогоплательщика, начиная с истребования у налогоплательщика соответствующих документов и заканчивая проведением различных экспертиз, осмотров, инвентаризаций и т.п.

Особое место в этом ряду занимает право налоговых органов на производство выемки документов.

Если несколько лет назад данное мероприятие не было распространено в практике проведения налоговых проверок, то в настоящее время оно достаточно часто применяется налоговыми органами.

При этом в объем и состав документов, подлежащих выемке, включаются первичные, финансовые и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и касающиеся предмета налоговой проверки.

Основным нормативным актом, определяющим законодательную основу производства выемки, является Налоговый кодекс РФ.

Однако участники налоговых споров, в том числе суды, нередко в обоснование своих позиций ссылаются также на отдельные положения Инструкции о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом Министерства финансов РСФСР от 26.07.1991 № 16/1761 (далее – Инструкция о порядке изъятия документов).

Налоговый кодекс РФ не дает определения выемки.

Однако из анализа положений Кодекса можно сделать вывод о том, что выемка документов представляет собой мероприятие налогового контроля, состоящее в принудительном изъятии у налогоплательщика2 имеющих значение для установления его действительной налоговой обязанности определенных документов.

Схожее определение содержится в Инструкции о порядке изъятия документов. В ней под изъятием документов понимается административно-правовая мера воздействия, состоящая в принудительном лишении налогоплательщика возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами.

Иными словами, важным признаком, отличающим выемку от иных мероприятий налогового контроля, является ее принудительный характер, т.е. имеющаяся у налогового органа возможность изъятия документов без согласия налогоплательщика.

Учитывая указанное свойство, следует признать, что выемка документов является опасным для налогоплательщика мероприятием, потенциально создает угрозу нарушения его прав и законных интересов.

Возможно, лишившись на определенное время важных документов, налогоплательщик будет испытывать затруднения в осуществлении своей предпринимательской деятельности либо вообще не сможет ее продолжать.

Изъятие налоговым органом документов лишает налогоплательщика также возможности надлежащим образом защищать свои права и законные интересы, ссылаясь на эти документы. Именно поэтому особо важное значение приобретает изучение действующего законодательства о проведении выемки и практики его применения.

Читайте также:  Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

Мнение эксперта

«Налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права (подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2. НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Срок для обжалования действий налоговой инспекции по выемке документов и предметов следует исчислять с момента выемки.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения».

Основания производства выемки

Из действующего законодательства следует, что выемка документов может быть произведена при наличии двух оснований:

  1. при неисполнении налогоплательщиком требования налогового органа о добровольном представлении документов (п. 4 ст. 93 НК РФ). В этом случае налоговый орган изымает копии таких документов;
  2. если есть достаточные основания полагать, что интересующие налоговый орган документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подп. 3 п. 1 ст. 31 и п. 14 ст. 89 НК РФ). В данном случае налоговый орган изымает копии или подлинники3 таких документов.

При этом указанные основания не являются связанными, каждое из них будет достаточным (т.е. самостоятельным) для производства выемки.

Выемка документов при налоговой проверке в 2021 году — Закон и право

Выемка документов при налоговой проверке тогда имеет место, если для этого имеются веские основания предполагать, что запрашиваемые документы компанией могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или подменены. В статье рассмотрим, каков порядок выемки документов, осуществляемый при проведении налоговой проверки.

Постановление о выемке документов при налоговой проверке

Возможна выемка документов только на основании постановления об изъятии документов (или предметов).

Данный документ обязательно порядке подписывается должностным лицом налогового органа, которым было вынесено решение о проведении налоговой проверки.

В противном случае проверяемая организация может обратиться в судебный орган для признания постановления недействительным.

Постановление о выемке должно содержать в себе следующую информацию:

  • дату составления документа;
  • ФИО инспектора налогового органа, которым было вынесено решение и наименование соответствующего налогового органа;
  • сведения о компании, в которой имеет место выемка документов (ее наименование, ИНН, КПП);
  • причины, по котором осуществляется выемка документов;
  • информация о документах, подлежащих изъятию (наименование документа, реквизиты документа);
  • дату, подпись и расшифровка подписи лица, получившего данное постановление (это может быть ответственное лицо компании или представитель).

Важно! В соответствии с НК РФ, налоговая при выемке документов должна указывать основания для этой процедуры. Причем они должны быть обоснованными, а также мотивированными (94 НК РФ). При игнорировании данного требования инспекторами, то компания вправе подать жалобу в вышестоящий орган и суд.

Все свои действия налоговый орган должен обосновать. Это означает, что он обязан представить определенные обстоятельства и факты, которые будут подтверждать намерение налогоплательщика скрыть, уничтожить или подменить какие-либо документы.

Исключением, при котором налоговики не должны обосновывать право на выемку – это указание в постановлении, что для проведения экспертизы необходимы оригиналы документов. Определенный перечень документов в постановлении о выемке указан может и не быть.

Достаточно будет просто указание определенного круга необходимых документов ( статью ⇒ Карточка расчетов с бюджетом).

Выемка документов при налоговой проверке

Выемку документов налоговик должны осуществлять в присутствии представителя проверяемой организации и/или ответственных лиц.

Важно! Если заранее организации о проведении выемки документов не извещают или при ней нет представителей компании, то она является незаконной.

Прежде чем начать непосредственную выемку документов, представители налогового органа должны предъявить постановление о выемки документов (предметов), а также разъяснить права и обязанности присутствующим при этом в компании.Руководство компании должны расписаться в документе. Это будет подтверждением того, что оповещение ими получено.

Кроме того, при проведении процедуры выемки должны в обязательном порядке присутствовать как минимум 2 человека, как понятые. В последствии они смогут подтверждать своими подписями в соответствующем протоколе факт проведения выемки. Важно знать помнить, что понятыми не могут являться должностные лица налоговой. Работники проверяемой компании могут рассматриваться в качестве понятых.

После того, как организации будет вручено постановление о выемке документов, налоговики первоначально предложат добровольно предъявить им запрашиваемые документы.

Принудительная выемка осуществляется только в том случае, если организация добровольно отказываться выдать эти документы (94 НК РФ). Причем представители налогового органа вправе вскрывать любые помещения, либо места, в которых как они считают могут находиться необходимые документы.

Однако в этом случае они должны избегать повреждения дверей, замков и иных предметов, если, конечно, в этом нет необходимости.

Протокол о выемке документов

После того, как процедура выемки документов завершена, налоговые инспекторы составляют протокол о производстве выемки, изъятия документов по специальной форме (Приказ ФНС №ММВ-7-2/189@ Приложение №20). Протокол обязательно должен содержать перечень изъятых документов и  все действия, осуществляемые налоговиками при выемке. Так, в документе содержаться должна следующая информация:

  • дата, место составления документа;
  • время начала выемки, время окончания выемки;
  • ФИО, должность инспектора, которым составлен протокол;
  • сведения о лицах, которые участвуют в выемке (включая ФИО, адрес и др.);
  • данные об изъятых документах;
  • результаты выемки.

Документы, которые вынимаются налоговиками, указываются и описываются в протоколе или в описях, составленных к нему. В этом случае указывается точное наименование документов, а также их количество. Документы, подлежащие изъятию, предоставлению понятым или иным лицам, принимающим непосредственное участие в выемке. Если это необходимо, то их упаковывают на месте проведения выемки.

Важно! При отсутствии подробной описи изъятых документов, процедура выемки может быть признана незаконной.

Документы, подлежащие изъятию налоговиками, должны быть пронумерованы, прошнурованы, а также скреплены печатью и/или подписью руководителя организации или ИП. Если налогоплательщик не хочет скреплять документы печатью или подписью, то об налоговики в протоколе должны сделать соответствующую отметку.

После того, как протокол будет составлен, с ним необходимо ознакомить всех лиц, непосредственно принимающих участие в выемке. Представителю организации данный документ вручается под роспись. Если лично вручить документы невозможно, то их направляют по почте на тот адрес, который содержится в ЕГРЮЛ.

Важно! В НК РФ нет обязанности налогового органа по возврату изъятых оригиналов документов. Поэтому для того, чтобы не произошло невозврата документов, компании необходимо направить а адрес налоговой письмо с просьбой вернуть документы, которые были изъяты.

Понятые при выемке документов

Под понятыми лицами понимают физлиц, которые не заинтересованы в результате дела (ст. 98 НК РФ). Задачей этих лиц является со удостоверение того факта, что проверяющие совершают конкретные действия, в также их результат и содержание. В ходе налоговой проверки понятые присутствуют в следующих случаях:

  • когда осуществляется осмотр территорий или помещений проверяемой организации;
  • когда осуществляется выемка документов (предметов);
  • при процедуре ареста имущества.

В случае проведения определенного мероприятия налоговики должны составить определенный протокол, в котором будет отражаться участие этих понятых лиц.

Важно! Понятыми могут выступать любые физические лица. Необходимо, чтобы они не были заинтересованы в результатах проводимой проверки. Число понятых лиц должно быть не менее 2 человек (98 НК РФ).

Припроведении проверочных мероприятий, понятые могут делать замечания, в обязательном порядке подлежат занесению в протокол.

Заключение

Таким образом, компании и предприниматели, которые подверглись процедуре выемки документов должны помнить следующее:

  1. Не допускается выемка документов в ночное время (то есть с 22.00 до 06.00 ч).
  2. Если документы не относятся к проводимой проверке, то изъяты они быть не могут.
  3. Прежде чем приступать к принудительной выемке, налоговики должны подтвердить, что в добровольном порядке компания отказывается их предоставить.
  4. При процедуре выемки должны присутствовать как минимум 2 понятых лица, а также представитель организации или ответственное лицо компании.
  5. Прежде чем приступить к выемке документов, представители налогового органа должны разъяснить присутствующим их обязанности и права.

Ответы на распространенные вопросы

  • Вопрос: Предусматривается ли ответственность для физических лиц, если они отказываются быть понятыми при изъятии документов?
  • Ответ: Нет, ответственность за отказ быть понятым при проведении проверки налоговым органом налоговым законодательством не предусматривается.
  • Вопрос: Что делать, если сотрудники налоговой отказываются возвращать изъятые документы?
  • Ответ: В этом случае действовать можно через суд.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *