Исполнительное производство: что изменится?

Исполнительное производство: что изменится? Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Исполнительное производство относится к завершающей стадии гражданского процесса, связанного с непосредственным исполнением решений судебных или иных госорганов.

Для этой цели задействуются должностные лица ФССП (Федеральной службы судебных приставов).

Любое судебное решение должник может исполнить в добровольном порядке, если этого не произошло, применяется принудительное исполнение

Для этого закон отводит конкретный промежуток времени. В определенных законом случаях исполнительное производство может быть прекращено, приостановлено или окончено.

Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.

Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:

  • возбуждение и подготовка к осуществлению принудительных действий.

Во время этой стадии решается вопрос принятия исполнительного документа к исполнению. Сначала анализируется возможность выполнения решения в добровольном порядке. После этого должностные лица начинают розыск должника и принадлежащего ему имущества, которое потом можно будет арестовать и наложить на него взыскание;

  • исполнение в принудительном порядке.

Приставы обращают взыскание на имущество и денежные средства должника. На основании принятого судебным органом акта гражданина обязывают совершить конкретные действия, например, погасить долги;

  • завершение исполнительных действий.

Исполнительное производство: что изменится?

Исполнительное производство: что изменится?

Во время этой стадии принимается решение о прекращении исполнительных действий, об их окончании или о возвращении взыскателю документов по делу.

Исполнительное производство: что изменится?

Участие в исполнительном производстве судебных приставов

Даже если суд вынес вердикт в вашу пользу, ответчик не всегда соглашается сразу же его выполнить. В этой ситуации решение исполняется в принудительном порядке.

Для этого на основании Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ была специально создана служба, в которую входят судебные приставы.

Этим нормативно-правовым актом также установлен порядок исполнительного производства и определены сроки.

После того как исполнительный документ вместе с поданным заинтересованной стороной ходатайством об исполнении решения суда направлен в исполнительную службу, в течение трех рабочих дней он передается конкретному приставу. Получив документы, в трехдневный срок это должностное лицо обязано возбудить производство. Оно длится в течение двух месяцев.

Обратите внимание!

Эти два месяца даны приставу для осуществления предусмотренных законом действий, направленных на исполнение требований взыскателя.

Но в некоторых случаях закон предусматривает исключения из этих правил. Ранее двухмесячного срока судебное решение исполняется, если:

  • срок исполнения указан непосредственно в самом документе;
  • один из судебных приставов поручил исполнение отдельных действий другому. В такой ситуации решение суда исполняется в течение 15 дней после того, как поручение поступило в другое подразделение;
  • сотрудник был восстановлен на прежнем рабочем месте после незаконного увольнения. В этом случае судебный вердикт исполняется в первый рабочий день после поступления документа в службу судебных приставов;
  • нужно предпринять действия по обеспечению иска. В этом случае решение исполняется в день поступления бумаг в подразделение.

Возбуждение исполнительного производства

После вступления судебного вердикта в законную силу пристав получает исполнительный документ. Затем он обязательно выясняет, имеются ли основания для возбуждения производства. После этого он выносит соответствующее решение. Если таких оснований нет, в возбуждении отказывают.

Обратите внимание!

До того момента, пока исполнительное производство не было возбуждено, никаких мер принуждения совершено быть не может. Такие действия существенно ограничивают и ущемляют имущественные права любого физического или юридического лица.

Заинтересованное лицо в своем заявлении может указать просьбу о наложении ареста на имущество должника

Это делается в двух целях:

  • чтобы можно было впоследствии добиться исполнения содержащихся в исполнительном листе требований о взысканиях имущественного характера;
  • для установления возможных ограничений.

В таком случае должник не сможет продать недвижимость или вещь, а также переписать их на другое лицо.

Судебный пристав в течение трех дней после того, как им был получен исполнительный документ, вправе отказать в возбуждении производства. Это возможно в следующих случаях:

  • документ поступил без подтверждающего письменного ходатайства заинтересованной стороны;
  • ходатайство поступило, но не было подписано взыскателем. Исключением могут быть случаи, при которых производство может быть начато без подачи заинтересованной стороной письменного ходатайства (например, на основании постановлений о взыскании штрафов);
  • исполнительный документ был подан не в тот судебный орган, который отвечает за совершение исполнительных действий;
  • производство по этому же листу было ранее официально прекращено;
  • срок предъявления документа к исполнению истек и не был восстановлен по просьбе заинтересованного лица;
  • поданный в службу судебных приставов документ не отвечает требованиям закона;
  • судебный вердикт или решение иного органа, имеющие силу исполнительного документа, не вступили в законную силу (за исключением тех документов, которые должны исполняться незамедлительно);
  • поданный в службу приставов документ не может исполняться сотрудниками этой службы.

Судебный пристав на следующий день после вынесения отказа в возбуждении производства направляет заинтересованном лицу копию постановления и прилагает к ней все поступившие документы

Как только заинтересованным лицом были устранены обстоятельства, которые стали причиной отказа, он вправе повторно направить исполнительный лист.

Место принудительного исполнения судебного решения

К мерам принудительного исполнения относят:

  • обращение взыскания на имущество, деньги и ценные бумаги;
  • арест имущества;
  • изъятие имущества;
  • принудительное выселение и т.д.

Если пристав не знает, где конкретно находится должник и его собственность, он осуществляет перечисленные выше действия по последнему известному месту пребывания или постоянного проживания гражданина.

Если судебный вердикт был вынесен в отношении юридического лица, принудительные меры взыскания совершаются по его юридическому адресу или по основному месту нахождения движимого и недвижимого имущества компании.

Если законом не установлена обязанность по незамедлительному исполнению судебного решения, исполнительный документ должен быть выдан на руки взыскателю после вступления вердикта суда в законную силу. Это делается на основании письменного ходатайства.

Обратите внимание!

Предъявление исполнительного документа к взысканию является не обязанностью, а правом заинтересованной стороны. Поэтому никто не может заставить взыскателя направить в судебный орган свои требования по исполнению решения и возбуждению производства.

Обязательным условием в этом случае будет подписание заявления о возбуждении производства непосредственно самим заинтересованным лицом. Образец заявления можно найти на сайте ФССП. Если взыскатель сам не может сделать этого, он вправе выдать нотариально заверенную доверенность на право предъявления исполнительного документа и приложить ее к своему ходатайству.

Если взыскателем является компания, от ее имени ходатайство может подписать руководитель или представитель, действующий на основании доверенности.

Исполнительное производство: что изменится?

Прекращение исполнительного производства

Оно может быть прекращено при наличии ряда оснований, указанных в ст. 43 Закона № 229-ФЗ:

  • смерть взыскателя или должника, признание этих лиц умершими или безвестно отсутствующими. Этот вариант возможен, если требования или обязанности по исполнению решения не могут перейти к правопреемнику или не могут быть исполнены назначенным органом опеки и попечительства доверительным управляющим;
  • утрата возможности исполнить требования взыскателя;
  • отказ кредитора от получения вещи, которую изъяли у должника;
  • решение суда о прекращении исполнения документа;
  • отмена судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  • мировое соглашение сторон;
  • прекращении алиментных обязательств и т.д.

Если, к примеру, взыскатель отказывается от своих требований, касающихся выплаты алиментов, и это не противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка, исполнительное производство может быть прекращено.

Если производство было прекращено, возобновить его по желанию взыскателя будет невозможно

Исключением может быть отмена решения о прекращении в судебном порядке в случае явного нарушения судебным исполнителем или судом материальных и процессуальных норм.

Прекращение исполнения судебным исполнителем

Закон предоставляет право судебному приставу принимать решение о прекращения исполнительного производства. В большинстве случаев оно будет дублировать определение судебного органа.

Пристав прекращает исполнение вердикта в случаях, если суд:

  • вынес решение о прекращении производства и направил его должностному лицу;
  • принял письменный отказ взыскателя от долговых обязательств;
  • утвердил заключенное между сторонами спора мировое соглашение;
  • отменил или признал недействительным исполнительный документ, который стал основанием для возбуждения производства;
  • отменил судебный акт, который стал основанием для выдачи исполнительного документа.

Обратите внимание!

Судебный пристав обязан рассмотреть ходатайство в десятидневный срок с момента его поступления. После этого он должен вынести постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в такой просьбе.

Правовые последствия прекращения

В соответствии со ст. 44 Закона № 229-ФЗ после прекращения исполнительного производства на основании решения судебного органа или постановления судебного исполнителя:

  • дело не может быть возобновлено;
  • все назначенные меры по исполнению отменяются;
  • первоначально выданный документ нельзя будет повторно предъявить к исполнению, т.к. он остается в материалах прекращенного производства;
  • пристав возбуждает новое производство в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий.

Если в процессе исполнения судебного вердикта образовались долги по уплате исполнительского сбора или штрафов, которые были наложены приставом, после прекращения производства они не списываются — по ним возбуждается отдельное исполнительное производство

Окончание исполнительного производства

Оно считается оконченным на основании исчерпывающих обстоятельств, предусмотренных ст. 47 Закона № 229-ФЗ. К ним относится:

  • фактическое исполнение указанных требований, в том числе за счет одного или нескольких должников, которые солидарно отвечали по взятым на себя обязательствам;
  • возврат исполнительного документа заинтересованному лицу;
  • возвращение листа по требованию судебного или иного органа, его выдавшего;
  • признание компании-должника банкротом, после чего исполнительный документ направляется арбитражному управляющему;
  • полная ликвидация компании-должника, после которой лист направляется в ликвидационную комиссию;
  • направление копии документа в компанию, в которой работает должник, где потом будет удерживаться задолженность;
  • истечение срока давности исполнения судебного вердикта, независимо от того, были ли требования фактически исполнены.

После окончания производства копия соответствующего постановления пристава не позднее следующего дня после вынесения такого решения должна быть направлена всем заинтересованным лицам. А именно:

  • обеим сторонам, участвующим в деле;
  • в суд или иной орган, который выдал документ;
  • в организацию, занимающуюся розыском должника, его имущества или ребенка;
  • в банк или иную организацию непосредственно исполняющую взыскание или устанавливающую ограничения в отношении должника и его движимого и недвижимого имущества.

Постановление об окончании исполнительного производства вправе отменить старший судебный пристав. Он может сделать это на основании заявления взыскателя или по своей инициативе, если нужно повторно совершить исполнительные действия и применить в отношении должника меры принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Любое постановление пристава, а также его незаконные действия или бездействие каждая заинтересованная сторона или лица, чьи права этим документом были нарушены, вправе обжаловать в вышестоящем органе ФССП или в судебном порядке.

Как узнать номер исполнительного производства?

Нередко происходят ситуации, когда граждан причисляют к должникам без их ведома. В таком случае наличие исполнительного производства может стать неприятным сюрпризом. Человека могут не выпустить за границу, не выдать кредит в банке или приостановить действие водительских прав.

Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, лучше проверить официальную информацию в базе исполнительных производств в онлайн-режиме

Сделать это можно, в том числе, в случае наличия у вас планов по заключению договора с какой-либо компанией, которая будет оказывать вам услугу.

Если в отношении этой компании было открыто исполнительное производство, это повысит ваши риски в случае дальнейшего сотрудничества с ней. Поэтому мы рекомендуем заранее навести об организации справки.

Получить такую информацию достаточно просто. Нужно зайти на сайт ФССП и найти в режиме поиска данные по исполнительному производству:

  • в отношении должников-физических лиц;
  • в отношении должников-юридических лиц;
  • на основании номера исполнительного производства.
Читайте также:  Неустойка и условие об изменении цены в договоре: в чем разница?

В поле поиска следует внести свою фамилию и полные инициалы, а также точную дату рождения. Желательно также ввести данные по региону, где могло быть возбуждено исполнительное производство. Если точно известен номер исполнительного производства, то его нужно ввести в специальном поле.

Если вы ищете данные по организации, вбейте регион, название юрлиц и его адрес.

Поисковой сервис ФССП полностью бесплатен и не требует прохождения регистрации на сайте

При наличии задолженности в новом окне появится информация об имеющихся обязательствах.

Вы можете ознакомиться с реквизитами исполнительного листа, видом задолженности, ее общей суммой и информацией об Управлении ФССП (адрес, телефон).

Если после этого вы все равно сомневаетесь в наличии долга, следует попасть на прием в орган ФССП, выяснив все на месте. Если же задолженность на самом деле есть, необходимо взять платежные реквизиты и как можно скорее ее погасить.

Помните, что уже при долге свыше 10 тыс. руб. вас могут ограничить в праве управления автомобилем.

Резюме

Любое исполнительное производство включает в себя несколько стадий, которые обязательно должны быть соблюдены сотрудниками службы судебных приставов.

Прекращение, приостановка или окончание этой процедуры должны быть обоснованными и не противоречить нормам закона. Любые неправильные действия судебного пристава-исполнителя можно и нужно оспаривать в вышестоящей инстанции или в суде.

Это особенно актуально, если вы случайно оказались в списках должников и узнали об этом после посещения сайта ФССП.

Сделать все правильно помогут юристы нашей компании. В результате вы сможете доказать свою невиновность или своевременно взыскать долги с физического или юридического лица. Запишитесь на консультацию по телефону или оставьте свой вопрос в форме на нашем сайте.

Исполнительное производство: что изменится? Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Федеральный закон от 29 июня 2021 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в "статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Статья 1

Абзац восьмой части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2005, N 1, ст. 20; N 30, ст. 3104; 2007, N 41, ст. 4845; 2009, N 7, ст. 771; 2020, N 48, ст.

7631; 2021, N 18, ст.

3050) дополнить словами «, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4573; N 49, ст. 7014, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 14, ст. 1657; N 51, ст.

6699; N 52, ст. 7006; 2014, N 11, ст. 1099; N 19, ст. 2331; N 52, ст. 7543; 2015, N 10, ст. 1411, 1427; N 48, ст. 6706; 2016, N 1, ст. 13, 45, 64; N 11, ст. 1493; 2017, N 22, ст. 3070; N 31, ст. 4761; N 47, ст. 6847; 2019, N 8, ст. 715; N 10, ст. 894; N 31, ст. 4446; N 46, ст. 6421; 2021, N 1, ст.

34) следующие изменения:

  • 1) пункт 4 статьи 4 дополнить словами «, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)»;
  • 2) часть 141 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания: «Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.»;
  • 3) статью 69 дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:

«51.

Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. В заявлении должника-гражданина указываются:

  1. 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;
  2. 2) реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);
  3. 3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.

52.

При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).»;

4) статью 70 дополнить частью 53 следующего содержания:

«53.

Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;

5) часть 31 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«31.

В целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;

6) в статье 99:

а) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11.

В случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;

б) дополнить частью 31 следующего содержания:

«31.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 11 настоящей статьи, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.».

  • Статья 3
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.
  • Президент Российской Федерации В. Путин

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в закон «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ», касающиеся вопросов списания с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам

По закону судебные приставы-исполнители имеют право списывать с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам не все его доходы.

Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Этот Перечень состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда и пр.).

Однако, на практике такой запрет («иммунитет») далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы.

При поступлении в банк на счет получателя, в том числе и должника, любых выплат, они учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, то есть обезличиваются.

Банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

ФССП России неоднократно в своих письмах обращала внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих виды доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам или взыскание может быть обращено частично.

Федеральным законом от 12.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые направлены на решение этой проблемы: — на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

  • Указанные изменения вступают в силу с 1 июня 2020 года.
  • Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, внесенные в Закон изменения определяют дополнительные обязанности и права, как самого должника, так и работодателей, судебных приставов и банка.
  • Так, гражданину следует предоставлять судебному приставу документы об имеющихся у него наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание.
  • Законом теперь закреплена обязанность работодателя указывать в платежных документах при перечислении денежных выплат работника в банк или другую кредитную организацию соответствующий код вида дохода  для идентификации платежей, а также сумму уже взысканную  работодателем по исполнительному документу с целью защиты от неправомерного взыскания.
Читайте также:  Покупка доли в ооо: как провести сделку без рисков

Прекращение взыскания по исполнительному производству: причины и последствия

Принудительное взыскание задолженности судебными приставами-исполнителями (СПИ) не может длиться вечно. Рано или поздно СПИ вынесет постановление, прекращающее действие исполнительного производства (ИП). Расскажем, как узнать, что прекращено взыскание по исполнительному производству и можно ли самому добиться отмены его действия.

Как узнать об исполнительном производстве и его прекращении

В соответствии с 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» СПИ обязан известить стороны о начале и прекращении исполпроизводства, и о проводимых в его рамках мероприятиях. Делается это путем направления письменных уведомлений по месту жительства (или регистрации) обоих сторон конфликта, повлекших за собой суд и возбуждение исполнительного производства.

Но часто этого недостаточно и должники, как и взыскатели, остаются в неведении об этапах взыскания задолженности и принимаемых СПИ мерах. Поэтому стоит периодически самостоятельно проверять, что происходит с вашими исполпроизводствами.

Как я могу узнать, что дело о моем долге попало в работу к приставам?

Спросите юриста

Сделать это можно следующими способами:

  1. Через Госуслуги. В настройках личного кабинета портала размещена опция отправки email-уведомлений при изменении суммы судебной задолженности. Тогда при появлении новых или завершении старых исполпроизводств на почту пользователя будут приходить соответствующие письма.

    Но это лишь в теории — в Госуслугах сведения о судебных задолженностях часто отображаются некорректно, поэтому такой способ мониторинга взысканий стоит воспринимать в качестве запасного.

  2. У судебного пристава при личном обращении. Этот способ хорош, когда вы знаете, какой именно пристав ведет или вел ваше исполнительное производство. Тогда достаточно посетить его в часы приема — узнать эти сведения должник сможет на сайте территориального отдела ФССП.
  3. Если вы не знаете фамилию вашего специалиста в СПИ, то сможете уточнить информацию о нем и о действующих в вашем отношении взысканиях в приемной отдела ФССП.
  4. Через сайт ФССП в разделе «Банк данных исполнительных производств». Здесь все просто — нужно выбрать регион, свои ФИО и дату рождения. Затем на экран будут выведены все действующие и прекращенные исполпроизводства по вашим долгам с указанием размера задолженности (но не всегда), а также фамилии и контактов судебного пристава-исполнителя.
  5. С помощью мобильных приложений. Можно установить на смартфон приложения от ФССП или Госуслуг, доступные в официальных магазинах приложений для Android и iPhone.

Кроме того, некоторые банки уведомляют своих клиентов по СМС об аресте или снятии ареста со счетов судебными приставами.

К примеру, вам пришло СМС от Сбербанка с номера 900, в котором указано, что «по карте прекращено взыскание… (далее будет идти номер и дата исполлиста, фамилия и контакты пристава)».

Это значит, что исполнительное производство в вашем отношении было прекращено, отменено или приостановлено.

Что означает прекращение исполпроизводства

Итак, вы узнали, что приставами было прекращено взыскание по исполнительному производству — что это значит? Это означает, что ранее в вашем отношении принимались меры принудительного взыскания долга приставами.

Причинами взыскания могли стать:

  • кредитные задолженности, включая микрозаймы или ипотеку;
  • платежи по налогам, взносам и в бюджет;
  • алименты;
  • штрафы;
  • платежи, направленные на возмещение вреда имущества или здоровья.

Прекращение исполнительного производства означает безусловную отмену взыскания с невозможностью его возобновления в рамках данного судебного решения.

Другими словами, если взыскатель решит повторно взыскать с должника деньги, ему снова придется обращаться в суд за новым решением. В этом скрыто коренное отличие процедуры прекращения исполпроизводства от его возврата или приостановки.

Теперь разберемся, что значит «прекращено взыскание по карте» — это сообщение присылается банком по окончании исполнительного производства.

Оно означает, что с карты снят наложенный на нее приставом арест, а все находящиеся на ней средства — разблокированы.

С этого момента гражданин может беспрепятственно пользоваться банковской картой — до возбуждения нового исполнительного производства на основе других судебных решений.

Пристав арестовал банковскую карту? Закажите звонок юриста

Когда завершают производство

В ст. 43 229-ФЗ есть подробная информация, как закрыть исполнительное производство. СПИ наделен полномочиями отменять его на следующих основаниях:

  • судом было принято решение прекратить исполнение выданного им же или иной судебной инстанцией (должностным лицом) исполнительного документа;
  • взыскатель выразил отказ от взыскания средств в суде (именно в суде, поскольку если взыскатель просто заберет исполнительный документ у приставов, то он сможет его повторно предъявить к исполнению);
  • между взыскателем и задолжавшим ему лицом было заключено мировое соглашение;
  • суд отменил предыдущие исполнительный документ, на основании которого взыскатель мог инициировать принудительное взыскание задолженности приставами;
  • исполнительный документ, в рамках которого СПИ возбудил исполпроизводство, отменили или признали недействительным;
  • в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Непосредственно порядок прекращения исполпроизводства прост: пристав получает сведения, на основании которых он должен закрыть исполпроизводство, затем он его закрывает и снимает все ограничения с гражданина. Банки, в свою очередь, после получения сведений о прекращении ИП, обязаны разблокировать счета гражданина.

Когда пристав закончит исполнительное производство по моему делу?

Спросите юриста

Когда ИП прекращается судом

Стоит выделить следующие основания прекращения исполнительного производства:

  1. Должник-физлицо или взыскатель-физлицо умерли, объявлены погибшими или пропавшими без вести. Но только в случае, если право требования или обязанности по исполнению не будут переданы преемникам или наследникам, доверительным управляющим.
  2. Служивший основанием для взыскания долга исполнительный документ утратил возможность исполнения.
  3. Взыскатель отказался от имущества, изъятого у должника в рамках исполнения исполдокумента, в котором содержались требования передачи его взыскателю. Другими словами, если предметом спора был автомобиль, который должник по суду обязан передать взыскателю, но после изъятия машины взыскатель отказался ее принять, то исполнительное производство будет прекращено.

При наличии веской причины для прекращения исполнительного производства у судебных приставов суд выносит определение, которое СПИ обязан исполнить незамедлительно.

Кто может прекратить исполнительное производство

Действующая редакция ГПК РФ определяет, что решение о прекращении исполпроизводства принимает суд общей юрисдикции, находящийся в районе деятельности исполняющего свои обязанности судебного пристава.

То есть по тому же населенному пункту или району, по которым действует территориальный орган ФССП. Основанием для принятия судом решения служит поданное одной из сторон заявление.

На отмену исполпроизводства у суда есть 10 дней.

О дате и времени рассмотрения судом дела обязаны быть извещены все участвующие в нем стороны: судебный пристав-исполнитель, сам должник и взыскатель. Их неявка не является препятствием к принятию судом решения. После рассмотрения заявления судом выносится определение, направляемое взыскателю, судебному приставу и должнику.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 440 ГПК РФ стороны могут подать частную жалобу на выданное судом решение.

Если находящийся на исполнении у судебного пристава исполнительный документ ранее был выдан арбитражным судом, то его отмена осуществляется той же судебной инстанцией. Либо арбитражным судом, находящимся в зоне исполнения СПИ его обязанностей. Арбитражные суды привлекаются, если должником выступает юрлицо или прошедшее в ФНС регистрацию в качестве предпринимателя физическое лицо.

Несмотря на прямое участие суда, точку в исполнительном производстве ставит именно судебный пристав. Он наделен следующими полномочиями:

  • прекращать ИП по причине фактически исполненных требований;
  • возвращать исполнительный лист взыскателю по его требованию или по причине выявления нарушений в нем, отмены документа;
  • прекращать исполпроизводство по причине отсутствия у должника средств и имущества для взыскания;
  • отменять исполнительный лист по причине истечения срока давности судебного акта.

Как мотивировать пристава завершить мое дело? Закажите

звонок юриста

Однако приставы редко проявляют инициативу, поэтому должнику стоит самостоятельно искать причины законного аннулирования исполнительного документа, а затем уже заставлять судебного пристава закрыть исполпроизводство.

Поскольку не всегда должники способны убедить приставов закрыть исполпроизводство, помощь юристов будет просто неоценима.

Прекратить можно практически любое исполнительное производство по кредитным задолженностям — все зависит от квалификации и опыта юристов

Мы поможем вам списать кредитные долги и защитим ваши права при их нарушении судебными приставами.

Последствия прекращения исполнительного производства

Окончание взыскания задолженности судебным приставом наступает с момента выдачи СПИ постановления. В нем параллельно отменяются все назначенные приставом ранее меры по принудительному взысканию долга:

  • розыск должника и принадлежащего ему имущества;
  • приостановление действия водительского удостоверения;
  • запрет на регистрационные действия в отношении движимого и недвижимого имущества (арест);
  • запрет на выезд за границу.
  • Копии постановления о прекращении исполпроизводства и сопутствующих постановлений об аннулировании проводимых в рамках взыскания с гражданина долгов мероприятиях в течение 3 дней с момента вынесения обязаны быть направлены взыскателю, должнику и в выдавшую исполнительный документ инстанцию.
  • Также копии постановлений будут направлены СПИ в органы и службы, занимающиеся исполнением накладываемых в рамках взыскания долгов ограничений: ГИБДД, Росреестр, Пограничную службу.
  • Что делать, если на границе мне говорят, что я до сих пор нахожусь в базе приставов как невыездной?

При завершении исполпроизводства все документы по нему остаются в материалах дела, направляемого в архив. Выданное приставом постановление стороны вправе обжаловать согласно общим правилам подчиненности или в суде.

Чтобы узнать больше о том, как отменить решение суда о принудительном взыскании долгов и прекратить исполпроизводство, обратитесь к юристам компании любым удобным способом: позвонив нам самостоятельно или заказав обратный звонок, воспользовавшись онлайн-формой на странице.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?

Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.

Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.

Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.

Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.

  • Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
  • — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
  • — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
  • — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
  • — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
  • — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.
Читайте также:  Директор подписал договор, невыгодный для компании. как оспорить сделку

Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?

С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.

Это целесообразно, когда в отношении того же должника ОПИ возбудил исполнительные производства и по ним проводится работа.

Подобный порядок исключит конфликт интересов разных органов, осуществляющих взыскание задолженности с одного и того же лица.

Как видится, если ОПИ уже проводит работу в отношении должника, взыскание задолженности по налогам, сборам (пошлинам), а также по иным обязательным платежам в бюджет будет оперативным с учетом преимущественной очередности их погашения. С 15.07.2021 это четвертая очередь удовлетворения требований (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Взыскатель до направления заявления о возбуждении исполнительного производства воспользовался правом на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника. Станет ли судебный исполнитель, получивший от взыскателя документы об отсутствии денег на счете должника, вновь направлять платежное требование через АИС ИДО?

От взыскателей теперь не требуется направлять исполнительный документ о взыскании задолженности с юридического лица или ИП в ОПИ только после предъявления платежного требования в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

При исполнении исполнительного документа, связанного с взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на эти средства должника в белорусских рублях и валюте (ч. 1 и 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). И только при их отсутствии — на иное имущество должника (ч. 4 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, принцип взыскания задолженности в первую очередь за счет денежных средств сохранился. Вместе с тем, даже если взыскатель реализовал право на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника, судебный исполнитель может выставить платежное требование через систему АИС ИДО.

Срок предъявления исполнительного документа сокращается на период нахождения в ОПИ, если взыскатель отозвал документ. Не нарушает ли прав взыскателя такое нововведение? Что стало основанием для его принятия?

В соответствии с решением Конституционного Суда от 14.02.2018 N Р-1121/2018 в целях реализации конституционного принципа верховенства права и принципа правовой неопределенности следовало устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления к исполнению исполнительного документа, который ранее вернули взыскателю по его заявлению.

В связи с этим дополнение в ст. 35 Закона об исполнительном производстве предусмотрело уменьшение общеустановленного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Так, если исполнительный документ вернут по заявлению взыскателя, период со дня предъявления документа к исполнению до дня окончания исполнения теперь будут вычитать из срока, определенного законодательными актами. Закон закрепил аналогичное правило применительно к окончанию исполнительного производства в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа.

Будет ли применяться вышеназванное правило о сокращении срока предъявления к ранее выданным исполнительным документам?

НПА не имеет обратной силы. Исключение составляют случаи, когда НПА смягчает или отменяет ответственность граждан или юридических лиц (ст. 66 Закона о НПА).

НПА, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) обязанности, ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если законодательные акты не предусматривают иного (ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА).

Закон не содержит норм о распространении действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. Другие НПА по данному вопросу не принимались. Таким образом, ч. 4 ст.

35 Закона об исполнительном производстве не применяется в отношении исполнительных документов, возвращенных судебными исполнителями взыскателям до 15.07.2021 на основании абз. 2 и 9 ч. 1 ст.

53 Закона об исполнительном производстве.

Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц будет направляться только должнику.

В настоящее время оно адресуется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

Как взыскатель, направивший ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления операций по банковским счетам должника, узнает, удовлетворил ли судебный исполнитель его ходатайство? Какие способы уведомления взыскателя предусматриваются?

Если Закон об исполнительном производстве не устанавливает иного, постановления судебного исполнителя, руководителя ОПИ не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости — иным лицам (ч. 5 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Постановление судебного исполнителя о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц представляет собой исполнительный документ, который направляется должнику, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве закрепил особый порядок, определивший круг лиц, которым направляется постановление о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц.

Приостановление операций по банковским счетам не относится к мерам по обеспечению исполнения исполнительного документа (ст. 60 Закона об исполнительном производстве). Это одно из исполнительных действий, которые вправе совершить судебный исполнитель. Следовательно, оно не соотносится с процедурой принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа по ходатайству взыскателя.

В каких случаях судебные исполнители будут применять ограничение на управление транспортом?

Раньше меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту входили в компетенцию суда. Сейчас такие полномочия получают судебные исполнители.

С 15.07.2021 судебный исполнитель будет вправе принимать указанные меры с вынесением постановления. Это повлекло изменение порядка их исполнения. Однако в целом, как и прежде, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут приниматься на любой стадии исполнительного производства, если того потребует исполнение исполнительного документа.

В целях реализации положений Закона в данной части Минюст принял постановления от 21.05.2021 N 93 «О взаимодействии органов принудительного исполнения с государственными органами и организациями» и N 94 «О признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 ноября 2012 г. N 262».

Обратим внимание, что вышеупомянутые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут подлежать исполнению с момента надлежащего извещения должника о постановлении судебного исполнителя.

Новые основания для приостановления исполнительного производства — рассрочка, отсрочка. Что происходит после их предоставления?

В случае предоставления должнику судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство (ст. 49 Закона об исполнительном производстве с учетом изменений с 15.07.2021).

Таким образом, после истечения срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, исполнительное производство будет возобновлено и судебный исполнитель продолжит работу по нему.

Вместе с тем, в случае когда актами законодательства должнику предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа, судебный исполнитель вернет исполнительный документ взыскателю.

Как будет определяться цена имущества должника при продаже? В каких случаях взыскатель сможет оставить данное имущество себе?

Общие подходы к оценке арестованного имущества не изменились. Если законодательство не предусматривает иного, стоимость арестованного имущества должника устанавливает судебный исполнитель в акте ареста по цене, существующей в данной местности, по остаточной стоимости, отпускной цене.

Закон внес дополнения в положения об оценке земельных участков. Их стоимость будет устанавливаться исходя из кадастровой.

В случае определения стоимости имущества в исполнительном документе судебный исполнитель укажет ее в акте ареста имущества.

Если установить стоимость всего арестованного имущества или его части затруднительно, в акте ареста судебный исполнитель укажет предварительную стоимость. Далее потребуется привлечение специалиста либо проведение независимой оценки.

Статья 88 Закона об исполнительном производстве определяет имущество, для которого обязательна предварительная стоимость в акте ареста. С учетом изменений, вступающих в силу с 15.07.

2021, не понадобится устанавливать предварительную стоимость имущества, реализуемого с торгов (электронных торгов) (если оно не относится к тому, в отношении которого необходимо указывать предварительную стоимость).

Закон внес изменения в нормы о переоценке арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки, которая составляла до 20% от первоначальной стоимости имущества, будут проводиться четыре. При этом закрепляется фиксированный размер переоценки — 20% от первоначальной стоимости.

Следует учитывать, что Закон устанавливает особенности переоценки в сторону уменьшения стоимости арестованного имущества, находящегося под таможенным контролем. Переоценка такого имущества не будет проводиться, если после этого его стоимость будет меньше размера таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей либо равна ему.

Взыскатель вправе будет до каждой из четырех переоценок реализовать право принять имущество в счет погашения задолженности.

Будет ли удерживаться принудительный сбор в случае заключения медиативного соглашения, если должник ничего не перечислил в счет погашения долга по исполнительному документу? Если да, в каком размере?

В случае заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения и при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составит 50% от установленного (п. 180 Инструкции по исполнительному производству). Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения.

Таким образом, если на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения должник задолженность не погасил, принудительный сбор взыскиваться не будет.

Исполнительное производство прекратят, если истечет срок давности исполнения исполнительного документа. Какие сроки давности и для каких исполнительных документов предусматриваются?

Основания для прекращения исполнительного производства дополнило истечение срока давности исполнения требований исполнительного документа при отсутствии у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которое можно обратить взыскание.

Норма призвана упорядочить работу по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и по установлению предельного срока, в течение которого такие исполнительные документы могут находиться на исполнении. В связи с указанным нормы ПИКоАП дополнили положения, закрепляющие двухлетний срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания.

В частности, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости, не исполненное в течение двух лет со дня вступления в законную силу, когда ОПИ установил, что у должника нет денежных средств и иного имущества, на которые можно обратить взыскание (ч. 3 ст. 14.5 ПИКоАП) .

Важно!
В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП (обжалование), предоставления отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнительного производства приостанавливается течение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости.

Будут ли изменения в порядке предоставления информации из банка данных исполнительных производств сторонам исполнительного производства, третьим лицам?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *