Определены места, в которых запрещена розничная торговля алкоголем

Реализация алкогольной продукции является одной из самых выгодных областей розничной торговли в РФ.

Однако, нужно иметь в виду, что сфера продаж алкоголя включает в себя множество ограничений, предусмотренных законодательством. Для начала реализации алкоголя необходимо получить ряд специальных документов.

Вопросы по реализации алкоголя? Вступайте в нашу группу в Вконтакте, посвящённую ЕГАИС алкоголь.

Начать торговлю слабоалкогольными напитками значительно проще. Продавать пиво разрешается в статусе ИП, кроме того, для этого не нужно получать лицензию.

Каким алкоголем можно торговать без лицензии?

Розничная торговая точка, не имеющая лицензии, может продавать:

  • пиво;
  • пивные напитки;
  • сидр, пуаре;
  • медовуху.

Что нужно для торговли крепким алкоголем?

  • Продажу крепкой алкогольной продукции в РФ могут осуществлять только юридические лица.
  • Поэтому первым шагом является прохождение процедуры регистрации ООО.
  • Единственным подходящим налоговым режимом для торговли алкоголем является ОСНО (общая система налогообложения).

Коды ОКВЭД для торговли алкоголем:

47.25.1 — торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах

47.25.11 — торговля розничная алкогольными напитками, кроме пива, в специализированных магазинах

47.25.2 — торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах

47.25.12 — торговля розничная пивом в специализированных магазинах

Второй шаг – получение лицензии на торговлю алкогольной продукцией.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции

Как получить лицензию на продажу алкоголя:

1. Убедиться в соответствии предъявляемым условиям.

Требования к продаже алкоголя перечислены в статье 16 ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред. от 27.12.2019).

Основные требования к торговле алкоголем:

  • удалённость торговой точки от учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воинских частей;
  • общая площадь торговых и складских помещений должна составлять более 50 м² (или более 25 м² для сельской местности);
  • помещения должны быть стационарными и изолированными, т.е. иметь отдельный вход и не являться проходным, а здание должно иметь фундамент;
  • помещения должны иметь отопление, освещение, а также быть вентилируемыми и оборудованными в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
  • необходимо наличие компьютера для доступа к ЕГАИС.

2.

Собрать необходимый пакет документов и предоставить его в лицензирующий орган.

Документы для алкогольной лицензии:

  • заявление на получение лицензии;
  • копии учредительных документов (заверенные нотариально или с предоставлением оригиналов);
  • копии свидетельств о государственной регистрации, о постановке на налоговый учёт, заверенные налоговой;
  • документы, подтверждающие право собственности или аренду торговых и складских помещений;
  • документы, подтверждающие сумму уставного капитала;
  • копия квитанции об оплате госпошлины (госпошлина на алкогольную лицензию в 2020 г. составляет 65 000 рублей/год);
  • заключение МЧС о соответствии помещений противопожарным требованиям;
  • заключение Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям.

Полный список требуемых документов предоставлен в Админитсративном регламенте

Определены места, в которых запрещена розничная торговля алкоголем Приказ РАР (адм. регламент).pdf

  1. Документы для получения лицензии на алкоголь можно подать онлайн, при условии, что электронная форма документа будет подписана ЭЦП.
  2. Основные ошибки при подаче заявления на выдачу лицензии – читать подробнее

3.Получить лицензию. После предоставления документов и их проверки, ведомство проводит выездную проверку торговой точки, о которой руководителя уведомляют за сутки до начала.

По истечении 30 дней лицензирующий орган принимает решение о выдаче или невыдаче лицензии. В отдельных случаях рассмотрение заявление может занять 60 дней.

При получении лицензии необходимо предъявить паспорт, доверенному лицу выдадут доверенность только при предъявлении доверенности.

После получения лицензии, нужно внести в учредительные документы изменения, связанные с правилами торговли алкоголем.

Для получения алкогольной лицензии потребуется:

  1. Погасить все задолженности – организация не должна иметь долгов по налогам и сборам, в противном случае, в выдаче лицензии будет отказано.
  2. Если адрес магазина и юридический адрес компании не совпадают, магазин необходимо зарегистрировать в налоговой в качестве обособленного подразделения.

  3. Минимальная совокупная площадь магазина со складами должна составлять 50м² – в городе, 25 м² – в сельской местности.
  4. Если торговое помещение арендуется, договор аренды должен быть заключен по меньшей мере на 1 год и зарегистрирован в Росреестре.
  5. Продажа алкоголя вблизи образовательных и иных детских учреждений запрещена.

    Торговая точка должна располагаться на расстоянии свыше 100 метров.

  6. Если детское учреждение откроется после получения лицензии, магазину позволят торговать алкоголем до окончания срока её действия, однако продлить её уже не получится.

  7. Также нельзя реализовывать алкоголь вблизи медицинских учреждений, ж/д платформ, аэропортов, станций метро, спортивных и военных объектов

Стоимость лицензии на алкоголь в 2020 году

  • Перед подачей документов следует оплатить госпошлину.
  • Стоимость лицензии на 1 год = 65 000 рублей, на 5 лет = 325 000 рублей.
  • Так как лицензию получает организация, то сумма будет одинаковой как для 1 магазина, так и для целой сети.
  • Если госпошлина была оплачена, но в лицензии отказали, возврат денег не осуществляется.

Штраф за продажу алкоголя без лицензии

Торговля алкоголем без лицензии является административным правонарушением. Статья 14.17 предусматривает следующие штрафы:

  1. на должностных лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей (либо запрет занимать соответствующую должность на срок до 3-х лет);
  2. на ИП – от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией;
  3. на юрлиц – 1/5 от суммы выручки, полученной в прошлом году, но не меньше 3 000 000 рублей, с конфискацией оборудования для торговли алкоголем и самих партий.

Нужна ли лицензия на продажу пива?

Нет, не нужна.

Коды ОКВЭД для торговли слабоалкогольными напитками.

47.25.1 — торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.

47.25.12 — торговля розничная пивом в специализированных магазинах.

За несоответствие кодов осуществляемой деятельности предусмотрен административный штраф.

4. После получения лицензии, нужно внести в учредительные документы изменения, связанные с правилами торговли алкоголем.

Третий шаг – подготовка к торговле алкоголем

  • 1. Подключаемся к системе ЕГАИС
  • ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля оборота алкогольной продукции.
  • Здесь в обязательном порядке необходимо фиксировать сведения о поставках и продажах алкоголя.
  • В противном случае ИП будет оштрафован на 15 000 рублей, а организация – на сумму до 200 000 рублей.
  • Для работы с ЕГАИС потребуется:
  • Подключение к интернету
  • Товароучетная программа или другое программное обеспечение для подтверждения факта закупки алкоголя
  • Универсальный транспортный модуль (передает данные в систему)
  • Персональный компьютер или планшет для установки УТМ и подключения ЭЦП для ЕГАИС
  • Ключевой носитель с электронной цифровой подписью магазина (КЭП)

Инструкция по регистрации в системе ЕГАИС — читать подробнее

2. Автоматизируем магазин в соответствии с 54-ФЗ. Для реализации алкоголя необходимо следующее оборудование:

  • Онлайн-касса. Также для передачи данных понадобится договор с ОФД
  • 2D-сканер PDF417
  • Фискальный регистратор с функцией печати QR-кодов

3. Подбираем персонал

4. Запускаем всевозможную рекламу и делаем торжественное открытие.

Бесплатное продление алкогольной лицензии на 12 месяцев

  1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от от 3 апреля 2020 г.

    № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», вступившим в силу 6 апреля, правительство РФ постановило:

  2. Продлить на 12 месяцев действие лицензий на производство и оборот спиртосодержащей продукции (в том числе и розничную продажу), срок действия которых заканчивается в период
  3. с 15 марта по 31 декабря 2020 года.
  4. Что нужно сделать, чтобы продлить свою лицензию?
  5. Ничего, для вас лицензия продлевается автоматически и бесплатно.
  6. Обязанность о внесение сведений о продлении действия разрешений, переоформлении разрешений, ложится на органы исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестров разрешений.

Новость от Росалкогольрегулирования http://fsrar.ru/news/view?id=3263

Если вы уже оплатили пошлину за лицензию и хотите вернуть денежные средства, то обращайтесь в лицензируемый орган у которого вы получали алкогольную лицензию.

Но в большинстве регионах в возврате денежных средств отказывают.

Битва вокруг расстояний до алкоголя: новый этап

С первого января 2021 года вступил силу новый порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Изменения в законодательстве усложнят процесс принятия решения муниципалами. С этой целью постановление и принималось, считают муниципальные депутаты.

Обосновать новые решения по запрету на торговлю алкоголем муниципалам будет сложнееОбосновать новые решения по запрету на торговлю алкоголем муниципалам будет сложнее

Речь идет о постановление правительства РФ от 23 декабря 2020 года № 2220, согласно которому вводятся новые правила определения границ территорий, на которых запрещено торговать алкоголем. Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Изменения границ территорий, на которых запрещено торговать алкоголем, будут проходить более серьезную экспертизу, сообщают в аппарате петербургского бизнес-омбудсмена Александра Абросимова, экспертное мнение которого об обоснованности расстояний теперь обязательно спросят.

«Принятие этого постановления — это продолжение конфликта между жителями и предпринимателями в новых условиях, — комментирует Александр Корецкий, депутат МО «Владимирский», автор инициативы возможного изменения расстояния между питейными заведениями и школами до 100 м, о чем «СДП» писал 16 декабря 2020 года. — Раньше муниципалитет мог принимать решения без проведения таких процедур, — продолжает Александр Корецкий, — а поскольку предполагается, что муниципальные депутаты это местные жители, то и решения они должны принимать в интересах жителей в первую очередь».

Правила новые

Таким образом правительство России обновило правила определения местными властями границ таких прилегающих территорий.

Границы прилегающих территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом результатов общественного обсуждения.

Проект правового акта направляется в региональные органы власти в сфере торговли, образования, культуры, охраны здоровья, а также региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей для подготовки заключения.

«В случае принятия органом местного самоуправления решения о необходимости разработки проекта муниципального правового акта, в соответствии с которым планируется первоначальное установление или увеличение границ прилегающих территорий, — сообщают в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей, — орган местного самоуправления направляет проект муниципального правового акта в органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие регулирование в сферах торговой деятельности, культуры, образования и охраны здоровья, и уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ для рассмотрения. К указанному проекту прилагается обоснование, содержащее в том числе оценку предполагаемых убытков организаций торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, а также организаций общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, связанных с установлением либо увеличением границ прилегающих территорий».

«Представляется, что данный нормативный правовой акт будет способствовать исключению практики введения необоснованных ограничений для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность, связанную с реализацией алкогольной продукции», — считает Александр Абросимов.

Теперь нужна оценка

В настоящее время законодательно запрещена розничная продажа алкоголя (в том числе при оказании услуг общепита) на территориях, прилегающих к образовательным и медицинским организациям, спортивным сооружениям, воинским частям, вокзалам и аэропортам, местам нахождения источников повышенной опасности. Ограничена продажа алкоголя в рюмочных, находящихся в многоквартирных домах и на прилегающей к ним территории. Расстояние это определяют муниципальные депутаты.

  • При этом, в случае увеличения границ к проекту такого акта должно быть приложено обоснование, содержащее следующие сведения:
  • оценка количества попадающих под вводимые ограничения торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, и объектов общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
  • оценка предполагаемых убытков организаций торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, а также организаций общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, связанных с установлением либо увеличением границ прилегающих территорий;
  • оценка предполагаемого снижения уровня потребления алкогольной продукции в результате первоначального установления или увеличения границ прилегающих территорий;

После получения соответствующих заключений, проект акта должен быть одобрен специальной комиссией из представителей органов власти и заинтересованных лиц. Принятый акт размещается на официальном сайте лицензирующего органа.

Подробнее информацию о постановлении можно посмотреть здесь.

Мнение бизнеса

Бизнес считает, что, в основном, постановление коснется новых случаев изменения расстояний. А вот что делать с теми расстояниями, которые уже утверждены муниципалами.

«На слуху Владимирский муниципальный округ, — рассказывает Михаил Гусейнов, совладелец сети кофеен «Чайникофф», — но в Петербурге есть округа, которые приняли вопиющие расстояния, они могут полностью уничтожить торговлю и общепит на их территориях.

Например, в МО «Измайловское» принято расстояние в 100 м, а в МО «Коломна» — 300 м! То есть, это фактически закрывает весь общепит на их территориях.

Муниципальные депутаты не понимают, что для того, чтобы студенты вузов могли в перерывах между лекциями выпить чашку кофе, а пенсионеры купить хлеба в ближайшем продуктовом магазине, их владельцы должны иметь возможность продавать алкоголь.

Студенты не покупают алкоголь, его начинают заказывать люди, которые приходят в бар в выходные, но именно алкоголь субсидирует продажу кофе в данном месте!», — эмоционально комментирует Михаил Гусейнов.

И муниципалы могут прислушаться к бизнесу

Предприниматель приводит пример, когда лет 5 назад на Васильевском острове рядом с его кофейней открылась стоматология, и кофейню нужно было закрывать, так как расстояние между ней — лечебным учреждением и заведением общепита составляло менее 50 м, определенных муниципальными депутатами. Михаил Гусейнов не побоялся сходить к ним и все объяснить. Они — о чудо! — приняли во внимание и сократили расстояние, что дало возможность работать кофейне и множеству других заведений в округе.

Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», считает, что это важный шаг в сторону принятия взвешенных решений, учитывающих и экономическую ситуацию на данной территории.

«По обращению уполномоченного муниципалы могут теперь изменить и приятые ранее решения, если будут представлены обоснования (см. выше) этого, — говорит Янина Гришина, — это могут сделать сами предприниматели, представить, в том числе, примеры понесенных убытков.

Возможна также и судебная практика — одного-двух решений суда будет достаточно, чтобы привести ситуацию на территории округа к нормальной».

Сергей Федоров, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей, считает, что суды у нас никогда не встанут на сторону бизнеса в данном вопросе.

«Женщина, у которой пьет муж и она пришла к муниципальным депутатам, ее мнение учтут скорее, чем мнение бизнеса, несущего убытки, — рассуждает Сергей Федоров, — а вот кому выгодны подобные решения муниципалов — нужно смотреть внимательнее: на место уничтоженного законотворчеством малого бизнеса, приходят сетевые структуры, например, Х5. Это их инициативы. А оборот всех сетевых структур в Петербурге уже больше бюджета города — 800 млрд. 100 % муниципалитетов датируются из бюджета города, им абсолютно все равно, есть ли какой-то малый бизнес на их территории или нет. Если бы их благополучие базировалось на налогах, собираемых на территории округа, они бы принимали взвешенные решения».

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции

Федеральный закон от 22.11.1995г.

№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

  • Статья 16 Федерального закона устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
  • Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями.
  • Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
  • Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается:
  • 1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:
  • — образовательных организаций;
  • — индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;
  • — юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • — юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.
  • Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;
  • 2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;
  • 3) на оптовых и розничных рынках;
  • 4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
  • 5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
  • 6) на вокзалах, в аэропортах;
  • 7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;
  • 9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • 10) на территориях, прилегающих:
  • — к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
  • — к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних в которых непосредственно осуществляются соответствующий вид деятельности;
  • — к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в которых непосредственно осуществляются соответствующий вид деятельности;
  • — к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке в которых непосредственно осуществляются соответствующий вид деятельности;
  • — к местам, указанным в подпунктах 5 — 7 настоящего пункта;

11) несовершеннолетним.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

  1. 12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
  2. 13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
  3. 14) дистанционным способом;
  4. 15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.
  5. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции:
  6. — на оптовых и розничных рынках не распространяется на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского);
  7. — на вокзалах, в аэропортах, в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.
  8. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее — объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее — водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
  9. Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
  10. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
  11. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:
  12. — в организациях культуры не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках;
  13. — на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
  14. — на транспорте не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;
  15. — на вокзалах и аэропортах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
  16. —  на объектах указанных в пунктах 5-7 не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.
  17. Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
  18. На территории Курской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 22 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
  19. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Управление Роспотребнадзора по Курской области ставит в известность заинтересованных лиц, что в соответствии с частью 3 статьи 14.

16 КоАП РФ, нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Напоминаем, консультацию по вопросам розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции можно получить по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Курской области 58-71-86, по телефонам отдела защиты прав потребителей 54-59-46, 54-59-47 или по адресу: г. Курск, ул. Ленина, д. 70 (с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45).

Новые правила розничной торговли

21 января 2021

46227

1 января 2021 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили. 

Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.  

Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен: 

  • отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;

  • при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);

  • при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;

  • выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);

  • если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;

  • предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви. 

Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы. 

Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен: 

  • обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;

  • оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;

  • знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;

  • обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);

  • при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;

  • передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

  • указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.

Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.  

По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества.

Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид.

Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца. 

Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца. 

Вместе с правилами розничной продажи товаров утверждены:

  • перечень товаров, которые не подлежат безвозмездной передаче по требованию потребителя на период ремонта или замены аналогичного товара (в него добавили газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и камней и ограненные драгоценными камнями);
  • перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463

О порядке осуществления розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, в стационарных и нестационарных помещениях

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются алкогольной продукцией.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 18 указанного федерального закона, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков. Таким образом, розничная продажа  пива и пивных напитков не лицензируется.

  • I. Розничная продажа алкогольной продукции, пива и пивных напитков  в стационарных торговых помещениях:
  • Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие  розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков)  в городских поселениях, должны иметь для таких  целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно — кассовую технику.
  • В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации  и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в  собственности, хозяйственном ведении, оперативном  управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
  • Таким образом,  для розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков необходимо наличие стационарных помещений, при  этом для продажи пива и пивных напитков требования к размеру площади не предъявляются.
  • Все ограничения, установленные пунктом 2 статьи 16, указанного федерального закона распространяются  на всю алкогольную продукцию, включая пиво и напитки, изготовленные на его основе.

При оказании услуг общественного питания  не применимы ограничения, установленные абз. 3, 5,7 п.2 статьи 16 указанного закона.

  1. II. Розничная продажа алкогольной продукции, пива и пивных напитков  в нестационарных торговых помещениях:
  2. Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах запрещена.
  3. Этот запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием  этилового спирта  не более чем 16,5 процента объема в готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу  пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными  предпринимателями  услуг общественного питания,  а также на розничную  продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной  торговли (абзац 10 пункта 2 статьи 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ).
  4. Таким образом, в нестационарных торговых объектах допускается розничная продажа  алкогольной продукции с содержанием этилового спирта  не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, пива и пивных напитков  при оказании услуг общественного питания.

В тоже время,  Департамент  торговли  и услуг города  Москвы в рамках полномочий, представленных ему постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 г. № 26-ПП,  своим  распоряжением от 21 августа 2012 г.

№ 136 ограничил розничную  продажу пива, пивных напитков и алкогольной продукции  с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, исключив их из ассортиментного перечня номенклатуры нестационарных торговых объектов общественного питания.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *