Основные изменения законодательства в 2015г.

Бесплатно подписаться на обзоры на сайте КонсультантПлюс

Комментарий подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс».

При подготовке материала учтены изменения налогового законодательства на 15.04.2015.

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс».

КонсультантПлюс: ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2015 ГОДУ

Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные поправки. Ряд изменений налогового законодательства вступил в силу с 1 января 2015 г.

Налогоплательщикам стоит обратить внимание на то, что изменены правила проведения камеральной проверки, уточнена процедура приостановления операций по счетам, вступили в действие механизмы налогового регулирования, направленные на повышение привлекательности инвестиций в ценные бумаги.

Изменен порядок обложения движимого имущества налогом на имущество организаций. Увеличены сроки представления декларации по НДС и уплаты данного налога. Кроме того, Налоговый кодекс РФ дополнен гл. 32 «Налог на имущество физлиц» и гл. 33 «Торговый сбор».

  • Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая Налогового кодекса РФ)
    • 1. Налогоплательщики должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, переданных им в электронной форме
    • 2. Введено новое основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика
    • 3. Ограничен срок для принятия решения о приостановлении операций по счету в случае непредставления декларации
    • 4. Ужесточен порядок проведения камеральной проверки декларации по НДС
    • 5. При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов
    • 6. Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах налогообложения, по которым оно не получает уведомлений
    • 7. Истекает срок для принятия решения о проведении проверки в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2013 г.
    • 8. Установлены новые обязанности органов ЗАГС и органов опеки и попечительства
    • 9. Законодательно закреплена возможность использования личного кабинета налогоплательщика в налоговых правоотношениях
    • 10. Налоговый орган вправе взыскать с бюджетной организации во внесудебном порядке недоимку, размер которой не превышает 5 млн руб.
    • 11. Местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов
    • 12. Введена новая форма налогового контроля, проводимая в отношении отдельных организаций, — налоговый мониторинг
    • 13. Уточнено понятие «сбор»
    • 14. Введен торговый сбор
    • 15. Уведомлять инспекцию о своем участии в российских организациях нужно только в случае, если превышена определенная доля прямого участия
    • 16. Установлены критерии, на основании которых лицо в целях налогообложения признается имеющим фактическое право на доход
    • 17. Введено понятие «иностранная структура без образования юридического лица»
    • 18. Иностранные организации и иностранные структуры без образования юридического лица обязаны раскрывать сведения об участниках и учредителях
    • 19. Установлены особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
    • Выводы
  • Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)
    • 1. Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, при определенных обстоятельствах должны представлять декларации по НДС в электронной форме
    • 2. Плательщики НДС не обязаны вести журнал учета счетов-фактур
    • 3. Посредники, экспедиторы и застройщики продолжают вести журнал учета счетов-фактур
    • 4. Установлены источники, сведения из которых включаются в декларацию по НДС
    • 5. Установлен круг лиц, которые обязаны представлять в инспекцию журнал учета счетов-фактур
    • 6. Декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается поданной
    • 7. Уточнен порядок восстановления НДС в случае начала использования права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, со второго или третьего месяца квартала
    • 8. Операции по реализации имущества (имущественных прав) должников-банкротов не признаются объектом обложения НДС
    • 9. При переходе на патентную систему налогообложения необходимо восстановить ранее принятый к вычету НДС
    • 10. Уточнен порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС при осуществлении операций, облагаемых данным налогом по нулевой ставке
    • 11. Вычет НДС по нормируемым для целей налога на прибыль расходам (за исключением представительских) применяется полностью
    • 12. НДС, принятый к вычету при приобретении воздушных и морских судов, необходимо восстановить, если они используются в необлагаемых операциях
    • 13. Услуги по авиаперевозке товаров из пункта отправления в пункт назначения, которые расположены за пределами РФ, с остановкой в России облагаются НДС по нулевой ставке
    • 14. Уточнен период принятия НДС к вычету
    • 15. На пять дней увеличены сроки подачи декларации по НДС и уплаты налога в бюджет
    • 16. Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в отношении транспортировки экспортируемых товаров можно представить документы об их помещении под таможенную процедуру реэкспорта
    • 17. Уточнено, какие сведения должны быть указаны в реестре единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа при подтверждении права на применение нулевой ставки НДС
    • 18. Для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС и налоговых вычетов могут представляться реестры документов в электронной форме
    • Выводы
  • Акцизы (гл. 22 НК РФ)
  • Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)
  • Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)
    • 1. Установлен новый порядок налогового учета курсовых и суммовых разниц
    • 2. Порядок учета расходов на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, организация вправе определить самостоятельно
    • 3. Доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения
    • 4. Из правил налогообложения исключен метод ЛИФО
    • 5. Размер убытка от уступки права требования, произведенной до срока платежа по договору, определяется по новым правилам
    • 6. Убыток от уступки права требования, произведенной после срока платежа по договору, учитывается в расходах единовременно
    • 7. Установлены правила определения цены сделки по уступке права требования долга, признаваемой контролируемой сделкой
    • 8. Российская организация, получившая дивиденды в 2014 г., должна уплатить налог на прибыль, если он не был удержан
    • 9. Депозитарий обязан сообщить в инспекцию о дивидендах, перечисленных в 2014 г. российским организациям, если не был удержан налог на прибыль
    • 10. Установлены особенности налогообложения депозитарных расписок и представляемых ценных бумаг
    • 11. Уточнен порядок определения цены ценных бумаг
    • 12. Изменен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и порядок учета убытков от операций с ценными бумагами
    • 13. Изменен порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • 14. Урегулирован вопрос о налогообложении ценных бумаг при погашении их номинальной стоимости частями
    • 15. Расходы по погашению собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, учитываются частично
    • 16. Уточнены особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
    • 17. Дополнены перечни доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложения
    • 18. Полученные российской организацией дивиденды облагаются налогом на прибыль по ставке 13 процентов
    • 19. Установлена дата получения дохода для дивидендов в неденежной форме
    • 20. Выплачиваемые увольняемым работникам выходные пособия, предусмотренные трудовыми договорами или соглашениями сторон, а также коллективными договорами и локальными нормативными актами, учитываются в расходах
    • 21. По основному средству, которое в период реконструкции (модернизации) используется в деятельности, можно продолжать начисление амортизации
    • 22. Организация вправе уменьшить налог на прибыль на сумму уплаченного торгового сбора
    • 23. Доходы иностранных организаций от реализации акций (долей) иностранных компаний, владеющих недвижимостью в России, облагаются налогом на прибыль
    • 24. Определены некоторые особенности выплаты налоговым агентом дохода в виде дивидендов
    • 25. Уточнены правила освобождения от налогообложения доходов в виде имущества, безвозмездно полученного российской организацией от дочерней компании
    • 26. Определены признаки компаний — налоговых резидентов РФ
    • 27. Определен порядок расчета налоговой базы в отношении дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании
    • 28. Расходы в виде процентов по долговому обязательству по общему правилу учитываются в размере, исчисленном исходя из фактической ставки
    • 29. Установлены особенности для учета процентов по долговым обязательствам, возникшим из контролируемых сделок
    • Выводы
  • Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)
  • Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)
  • Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)
  • Единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ)
  • Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)
    • 1. Освобождение от налога на имущество организаций при применении УСН не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость
    • 2. Из правил налогообложения исключен метод ЛИФО
    • 3. Предприниматель, применяющий УСН, не освобождается от налога на имущество физлиц в отношении отдельных объектов, которые используются в предпринимательской деятельности
    • 4. Налог, уплачиваемый при применении УСН, можно уменьшить на сумму торгового сбора
    • 5. Для некоторых впервые зарегистрированных предпринимателей законами субъектов РФ может быть установлена нулевая ставка налога, уплачиваемого при применении УСН
    • 6. Изменились лимиты доходов для целей применения УСН
    • 7. Установлены особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
    • Выводы
  • Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ)
  • Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)
  • Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)
  • Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)
    • 1. Урегулирован порядок уплаты налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода
    • 2. Установлены некоторые особенности определения остаточной стоимости имущества
    • 3. Установлены особенности налогообложения объектов, образованных в результате раздела объекта или иных действий с объектом, облагаемым исходя из кадастровой стоимости
    • 4. Жилье, не учитываемое на балансе в качестве основного средства, облагается налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости
    • 5. Измененная кадастровая стоимость применяется с того периода, в котором подано заявление об оспаривании или допущена техническая ошибка
    • 6. Установлены критерии признания нежилого помещения объектом, одновременно являющимся административно-деловым и торговым центром для целей расчета налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости
    • 7. Основные средства со сроком полезного использования до трех лет включительно не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций
    • 8. Движимое имущество, полученное в результате реорганизации (ликвидации) юрлица или приобретенное у взаимозависимого лица, облагается налогом на имущество организаций
    • 9. При определенных условиях объекты газового хозяйства облагаются налогом на имущество организаций по нулевой ставке
    • 10. На 2015 г. верхний предел ставки налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и их неотъемлемых технологических частей установлен на уровне 1 процента
    • 11. Иностранные организации и иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие облагаемое налогом имущество, обязаны представить сведения о своих участниках
    • Выводы
  • Земельный налог (гл. 31 НК РФ)
  • Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)
  • Торговый сбор (гл. 33 НК РФ)
  • Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • Обязательное пенсионное страхование
  • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • Изменения, ухудшающие положение лиц, которые исчисляют и уплачивают налоги, сборы и страховые взносы
  • Спорные вопросы, появившиеся в связи с поправками
Читайте также:  Допрос в правоохранительных органах – как себя вести?

Открыть полный текст документа

Основные изменения в налоговом законодательстве с 2015 года

Для организаций, представляющих декларации в электронном виде, введена новая обязанность. Теперь они должны обеспечить получение всех документов, которые им отправляют налоговые органы.

  • С 1 июля 2015 года налогоплательщики могут осуществлять документооборот с налоговыми органами и Пенсионным фондом через личный кабинет.
  • Минимальный размер оплаты труда — изменения в налоговом законодательстве 2015
  • ·         С 1 января 2015 МРОТ  составляет 5965 рублей в месяц.
  • Пособия  — изменения в налоговом законодательстве 2015
  • ·         Детские пособия с 2015 года увеличены на 1,055.
  • НДС — изменения в налоговом законодательстве 2015
  • С 1 января 2015 года ужесточили камеральные проверки по НДС. Расширили перечень оснований, при которых налоговые органы могут истребовать документы при камеральной проверке декларации по НДС.
  • С 1 января 2015 года, в случае, когда налогоплательщики представляют декларацию по НДС к возмещению, налоговые органы вправе производить осмотр помещений, предметов и документов.
  • С 1 января 2015 года налоговые агенты, не плательщики НДС, обязаны представлять налоговую декларацию по НДС исключительно в электронной форме.
  • С 1 января 2015 года плательщики НДС ( кроме застройщиков и посредников) освобождены от ведения журналов учета счетов-фактур.
  • С 2015 года декларации по НДС, которые должны были быть сданы в электронной форме, но были сданы в бумажной, считаются не сданными.
  • С 1 января 2015 года реализация имущества и прав должников-банкротов не облагаются НДС.
  • С 2015 года сильно изменилась декларация по НДС. В декларации 12 разделов.

Налог на прибыль — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • С 1 января 2015 года изменился порядок учета процентов по долговым обязательствам. Проценты по долговым обязательствам признаются доходом ( расходом) по фактической ставке.
  • С 2015 года нормировать расходы по уплате процентов за пользование заемными средствами не нужно.
  • С 1 января 2015 года не стало понятия «суммовые разницы». По операциям, выраженным в иностранной валюте, но расчеты по которым производятся в рублях, изменения в курсах нужно отражать как курсовые разницы.
  • С 1 января 2015 года организации могут самостоятельно утверждать порядок списания материальных расходов с учетом срока пользования имущества.
  • С 1 января 2015 года полученный доход от реализации безвозмездно полученного имущества можно уменьшить на его рыночную стоимость.
  • С 1 января 2015 года при налогообложении больше не может применяться метод ЛИФО.

Налог на имущество — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • С 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения объекты основных средств 1 и 2 амортизационной группы, т.е. объекты основных средств со сроком полезного использования до 3 лет.
  • С 2015 года с движимых основных средств, которые на 1 января 2015 года были не доамортизированы (даже если приобретены до 2013 года) налог на имущество не исчисляется.
  • В декларации по налогу на имущество за 2015 год движимое имущество (приобретенное после 01.01.2013) нужно показывать как льготу.
  • С 2015 года объекты недвижимого имущества, образованные в результате раздела или иного действия, облагаются налогом на имущества по кадастровой стоимости.

Земельный налог — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • С 2015 года земельные участки под многоквартирными домами освобождены от земельного налога.

УСН — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • С 2015 года юридические лица должны исчислять налог на имущество с объектов недвижимого имущества, налоговой базы которых является кадастровая стоимость.

ЕНВД — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • Коэффициент К1 для исчисления ЕНВД в 2015 году составил 1, 798

Патентная система налогообложения — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • С 1 января 2015 года отменен минимальный предел потенциально возможного дохода. Ограничение существует только по максимально возможному доходу в 1 млн.руб.

НДФЛ — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • Начиная с 2015 года, ставка НДФЛ с полученных дивидендов составляет 13 процентов.
  • С 2015 года НДФЛ с доходов иностранцев рассчитывается по ставке 13 процентов.
  • Любые выплаты, связанные со стихийным бедствием и терроризмом с 2015 года не облагаются НДФЛ.
  • С 1 января 2015 года появился новый социальный налоговый вычет в части взносов по договорам длительного страхования жизни, которые действуют не менее 5 лет.

Страховые взносы — изменения в налоговом законодательстве 2015

  • С 1 января 2015 года страхователи с численностью более 25 человек, должны сдавать расчеты по страховым взносам и сведения персонифицированного учета исключительно в электронном виде.
  • С 2015 года ИП, не имеющие наемных работников, могут рассчитывать сумму страховых взносов пропорционально количеству дней ведения своей деятельности
  • С 1 января 2015 года страховые взносы рассчитываются в рублях и копейках.
  • С 2015 года изменились предельные базы в целях исчисления страховых взносов. Так в ФСС предельная величина = 670 000 руб., в Пенсионный фонд = 711 000 руб. (с превышения тариф исчисляется по ставке 10 процентов), в ФОМС предельной величины нет.
  • Начиная с 2015 года, страховые взносы платятся с выплат всем иностранным гражданам и гражданам без гражданства. Исключением являются высококвалифицированные специалисты.
  • С 2015 года можно производить зачет между взносами в Пенсионный фонд и ФОМС, также между взносами в ФСС и взносами на травматизм.
  • С 2015 года отменены льготы по тарифам страховых взносов на инвалидов.
  • С 2015 года действует Договор о Евразийском экономическом союзе, в который входит Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. При приеме на работу таких граждан, все налоги и взносы исчисляются в обычном порядке.

Изменения в сфере трудового законодательства за 2015 год | Awara

2015 год был богат на законодательные преобразования. Изменения затронули, в том числе, и трудовые вопросы. Масштабность и существенность отдельных из них уже привела к более пристальному вниманию контролирующих органов за соблюдением работодателями законодательства о труде и миграции трудовых ресурсов. Ниже приводим обзор некоторых из наиболее важных изменений.

Ужесточение административной ответственности

С 01 января 2015 года значительно ужесточены меры ответственности за нарушение трудового законодательства: размеры штрафов увеличены до 200 000 рублей, введена возможность дисквалификации должностных лиц компании на срок до 3 лет (статьи 5.27 и 5.27 Кодекса России об административных правонарушениях (КоАП).

При этом если раньше для всех нарушений была предусмотрена одна статья – «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», то теперь к ней добавились новые статьи, устанавливающие ответственность за отдельные нарушения в области трудового права.

На практике это привело к привлечению работодателей к ответственности и «назначение» штрафа за каждое выявленное в ходе проверки нарушение в отдельности, а не однократно за совокупность таких нарушений.

Подробнее: Увеличение штрафов за нарушения законодательства о труде

Труд иностранных работников

2015 год стал первым, в течение которого применяется глава 50.1 Трудового кодекса России, определяющая особенности труда иностранных граждан.

Она урегулировала ряд спорных вопросов: ввела запрет обуславливать срок действия трудового договора с иностранцем сроком действия его разрешения на работу, установила возможность временного перевода иностранцев на иную должность, а также ввела дополнительные основания для расторжения трудовых договоров с ними.

Также с 01 января 2015 года для иностранных граждан, не являющихся высококвалифицированными специалистами, была введена обязанность сдать экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства России для получения права работать в России (разрешений на работу).

Подробнее: Разрешения на работу в России для иностранных граждан и предстоящий экзамен

Читайте также:  Реформа третейских судов

Привлечение работников-граждан Турции

В связи с обострением российско-турецких отношений, с 01 января 2016 года большинство российских работодателей не вправе нанимать граждан Турции, ранее не работавших у них на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. Это потребует срочного найма российских граждан или граждан других государств для выполнения работ, либо привлечения их по договорам о предоставлении персонала (стаффинг).

Запрет заёмного труда

В конце 2015 года многие компании, ранее пользовавшиеся услугами аутстаффинга, начали готовиться к запрету заёмного труда, который вступил в силу 01 января 2016 года. Теперь получать труд персонала можно только у специально аккредитованных агентств занятости или аффилированных лиц и только в исключительных случаях, а именно:

  • Для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы;
  • Для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объёма оказываемых услуг.

На практике это означает, что использовавшие ранее заёмный труд компании вынуждены будут полностью пересмотреть условия работы с аутстаффинговыми компаниями, направлявшими к ним своих работников, а последние – пройти соответствующую аккредитацию.

Если бизнес-процессы компании никак не соответствуют ограничениям на использование заёмного труда (например, если заёмный труд нужен круглогодично), рекомендуется рассмотреть возможность принятия персонала в штат или использование аутсорсинга.

Подробнее: Использование заемного труда и деятельность по предоставлению персонала

Упрощение требований к документальному оформлению служебных командировок

В связи с вступлением в силу Постановления Правительства России от 29 декабря 2014 года №1595 упрощаются требования к документальному оформлению служебных командировок и с 08 января 2015 года больше не являются обязательными следующие документы:

  • Командировочные удостоверения (срок пребывания работника в месте командирования теперь исчисляется на основании проездных документов),
  • Служебные задания (цель командировки работника достаточно указать в приказе о направлении его в командировку и под роспись ознакомить работника с его содержанием),
  • Отчёты о выполнении служебного задания в командировке (мы, однако, рекомендуем сохранить обязанность работников предоставлять такие отчёты по запросу работодателя – это позволит контролировать достижение работниками целей командировки).

Подробнее: Упрощение документооборота, связанного со служебными командировками

Что следует предпринять уже сейчас?

Учитывая с ужесточение санкций за нарушение законодательства о труде, мы рекомендуем не только ответственнее относится к его соблюдению, но также дополнительно:

  • Проверить, планируется ли проведение проверки трудового законодательства в отношении вашей компании. Это можно сделать на официальном сайте Генеральной прокуратуры России.
  • Провести аудит деятельности вашей компании в целом и её документов в сфере труда и привести их в соответствие требованиям российского законодательства.

Обзор изменений трудового законодательства в 2014-2015 гг

В последнее время законодатель достаточно активно совершенствует трудовое законодательство.

Вносится огромное количество поправок не только в Трудовой кодекс РФ, но и в иные нормативные акты, связанные со сферой трудовых отношений, в частности, с 1 января 2015 г.

значительно усиливается ответственность за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим основные изменения, которые должен знать как работодатель, так и работник.

Изменения в оценке условий труда

С 1 января 2014 г. вместо ранее проводимой аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, направленная на обеспечение безопасности работников в процессе их труда. При этом обязанности по ее организации и финансированию полностью возлагаются на работодателя.

Если нет оснований для проведения внеплановой оценки, то специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Суть этой процедуры заключается в том, что сначала осуществляется идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а затем проводится оценка уровня их воздействия на работника.

В результате чего каждому рабочему месту присваивается один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Если рабочее место признается небезопасным, работнику устанавливаются гарантии и компенсации, в т.ч. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Если же работодатель будет уклоняться от проведения такой оценки или нарушать порядок ее проведения, то с 1 января 2015 г. он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ с возложением на него штрафа в размере до 80 000 рублей.

Изменения в обязательных условиях трудового договора

С 1 января 2014 г. изменениями в ст. 57 Трудового кодекса РФ для всех работодателей введена новая обязанность — указывать в трудовом договоре с каждым работником условия труда на рабочем месте, а для работников, работающих во вредных условиях труда, еще и прописывать гарантии и компенсации, полагающиеся за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

  • Регулирование труда научных работников
  • С 1 января 2015 г. внесены следующие изменения в правовое регулирование труда научных работников, руководителей научных организаций (их заместителей):
  • — закреплен единый подход к назначению на должности научных работников во всех научных организациях;
  • — установлен предельный возраст для замещения должностей руководителей (их заместителей) — 65 лет. Есть возможность продлить срок пребывания в указанных должностях до 70 лет;

— трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров. Трудовые договоры с руководителями (их заместителями), которые достигли 65 лет или достигнут этого возраста в ближайшие 3 года, сохраняют действие до истечения установленных в них сроков, но не более чем до 1 января 2018 г.

Мобильность трудовых ресурсов

С 1 января 2015 года у работодателя есть возможность получить сертификат на привлечение трудовых ресурсов, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и дает ему право на получение финансовой поддержки.

Порядок получения такого сертификата определяется каждым субъектом РФ самостоятельно.

В рамках данной программы с работником заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор не менее чем на три года, в котором указываются меры поддержки, порядок и условия их предоставления.

Заемный труд запрещается

В мае 2014 г. в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 56.1. о запрете заемного труда. Данная норма вступает в силу с 1 января 2016 г. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника.

Предусмотрена также и новая глава в Трудовом кодексе РФ — гл. 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)».

Работодатель может направлять своих работников к физическому лицу для личного обслуживания, ведения домашнего хозяйства, а к юридическим лицам — для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняется место работы, для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Кто же может быть таким работодателем? Во-первых, частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории России и прошедшие аккредитацию), во-вторых, юридические лица, если работники с их согласия направляются временно к определенным юридическим лицам (аффилированным по отношению к направляющей стороне; являющимся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями акционерного общества; являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной).

Изменение МРОТ с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличивается с 5 554 рублей до 5 965 рублей в месяц (Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ «О внесении изменения в ст.

1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования.

Усиление ответственности за нарушение трудового законодательства

Одной из мер по улучшению условий труда работников и снижению уровня производственного травматизма стало усиление ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Значительные изменения произошли в сфере административной ответственности. Так, в 2014 г.

в КоАП РФ была предусмотрена одна общая статья — ст. 5.27., которая устанавливала меры административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 2015 г. в КоАП РФ внесены изменения в ст. 5.27., конкретизирующие ответственность за разные виды правонарушений, и введена новая статья — 5.27.1.

, которая устанавливает меры ответственности за отдельные нарушения в сфере охраны труда. Например, максимальный размер штрафов в прежней редакции ст. 5.27.

КоАП РФ составлял для должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей, а в новой редакции ст. 5.27.

КоАП РФ максимальный размер штрафа возрос в несколько раз: для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 20 000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Что касается охраны труда, то появилась совершенно новая статья — 5.27.1. КоАП РФ, которой дифференцируются размеры штрафов за административные правонарушения:

  1. — за нарушение государственных нормативных требований охраны труда — штраф для должностных лиц от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей;
  2. — за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ее непроведение) штраф для должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей;
  3. — за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей, для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей;
  4. — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф для должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей;
  5. — за повторное совершение аналогичных административных правонарушений штраф для должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Читайте также:  Как оспорить кадастровую стоимость и учесть переплату

Внося изменения в ст. 4.5. КоАП РФ, законодатель увеличил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 2 месяцев до 1 года. Такой продолжительный срок давности позволит привлечь к административной ответственности в несколько раз больше работодателей, нарушающих законодательство о труде.

Стоит отметить, что с 1 января 2014 г. в Уголовном кодексе РФ претерпела изменения и ст. 143 «Нарушение требований охраны труда», в результате чего уголовная ответственность стала дифференцированной в зависимости от того, погиб один человек или больше.

Если нарушение требований охраны труда повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, то предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере — до 400 000 рублей, а если привело к смерти одного или нескольких лиц, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.

Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство — это сбережет его «кошелек» и обеспечит работников нормальными условиями труда.

Николаенко Татьяна, советник коллегии адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнёры», г. Москва.

Автор статьи даёт нам перечень изменений трудового и иного, связанного с трудовым, законодательства, однако перечень этот неполный и довольно несистематизированный. Многие из предложенных новелл не нуждаются в х (например, изменение МРОТ).

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в части особых условий труда претерпела изменения лишь в замене слов «компенсации за тяжёлую работу и» на слова «гарантии и компенсации за», но работодатель и ранее был обязан включать условие о «компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте» (в редакции 2006 года).

Остановимся на проблеме введения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда». Изменения трудового законодательства, в связи с принятием этого закона, вступили в силу с 1 января 2014 года.

Основные изменения, которые были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда» (далее по тексту — Федеральный закон № 421-ФЗ):

1) Статьёй 3 Федерального закона № 421-ФЗ вносится изменение в ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому при исчислении квоты для приёма на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.

2) Статьёй 4 Федерального закона № 421-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.

1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования)», согласно которому в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

3) Статьёй 5 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, согласно которым ужесточается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда в сравнении с предыдущей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) Статьёй 9 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, ст. 33.2 дополнена п. 2.

1, которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

Величина тарифа страховых взносов зависит от установленного в результате специальной оценки условий труда класса условий труда, к которым относятся оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

5) Статьёй 10 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». П. 3 ст.

 27 изложен с учётом того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочих местах по работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

6) Статьёй 11 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в Кодекс добавлена ст. 5.27.

1, согласно которой предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или отсутствие её проведения.

Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

7) Статья 12 Федерального закона № 421-ФЗ вносит значительные изменения в Трудовой кодекс РФ в связи с законодательством о специальной оценке условий труда.

Изменения касаются реализации прав работниками, которые предоставлены им законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностей работодателей по соблюдению законодательства о специальной оценке условий труда. Так, согласно новой редакции ст.

 117 Трудового кодекса РФ, работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней (минимально), если условия труда работников на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и опасным условиям труда.

8) Статьёй 13 Федерального закона № 421-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Статья 58.3 указанного Федерального закона дополнена ч. 2.

1, согласно которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от класса условий труда, установленного при проведении специальной оценки условий труда.

В целом, по прошествии года с небольшим надо признать, что не все вопросы специальной оценки рабочих мест ясны работодателям. Что касается тех рабочих мест, что существовали на момент принятия ФЗ «О специальной оценке условий труда» и были аттестованы, здесь нет никаких сомнений.

Однако сложности существуют для компаний, которые уже после вступления в силу вышеназванного закона вводят в штатное расписание новые должности, безусловно имеющие вредные и опасные характеристики работы, и принимают работников из других организаций, где ранее была проведена аттестация рабочих мест и работник твёрдо знал, что он имеет право на компенсацию за вредные условия труда, дополнительный отпуск и досрочную пенсию.

Однако ФЗ «О специальной оценке условий труда» никоим образом не связывает специальную оценку условий труда с той аттестацией рабочих мест, что проводилась ранее.

Таким образом, иногда складывается ситуация, когда работник на той же должности, но в иной компании, при проведении специальной оценки условий труда может получить класс вредности ниже, чем у него был ранее, без изменения существенных условий труда, что, несомненно, приводит к проблемам в социальной сфере и вынуждает работодателя устанавливать дополнительные льготы для работников путём внесения их в коллективный договор либо локальные нормативные акты компании.

В связи с часто встречающимися вопросами об изменении статуса работника с точки зрения оценки вредных и опасных условий труда Минтруд России дал «Разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда» от 15 декабря 2014 года.

Одно из разъяснений Минтруда указывает, что «к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведённой до 31.

12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтверждённого результатами проведения специальной оценки условий труда».

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда. При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *