Планируется увеличение периодичности плановых проверок бизнеса

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки — только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать — читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

  • Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
  • Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
  • Возможные процедуры:
  • Истребование документов у налогоплательщика,
  • Истребование документов у контрагентов,
  • Допрос свидетелей,
  • Проведение экспертизы,
  • Участие переводчика или стороннего эксперта,
  • Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
  1. Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
  2. Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
  3. Возможные процедуры:
  • инвентаризация,
  • осмотр,
  • выемка,
  • требование документов (информации),
  • экспертиза,
  • допрос,
  • вызов свидетеля,
  • получение экспертного заключения,
  • привлечение переводчика.

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок

Информацию можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС “Единый Реестр Проверок”.

Планируется увеличение периодичности плановых проверок бизнеса

Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.

Планируется увеличение периодичности плановых проверок бизнеса

Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

  • осуществляющие деятельность в социальной сфере,
  • организации здравоохранения,
  • образовательные организации,
  • сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

  • компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
  • субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
  • Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Основание — Постановлению Правительства от 30.11.2020 № 1969.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

  1. Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

  2. Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

  3. Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

  4. Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

  • Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
  • Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
  • Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
  • Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
  • Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
  • Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
  • Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
  • Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
  • Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

  • информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
  • обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
  • меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
  • объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  • консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
  • самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
  • профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Читайте также:  Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
  • создают счета и договора
  • заполняют декларации
  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Узнайте подробнее

Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

02.04.2021

Новые правила проверок: что и как изменилось с 1 июля

Планируется увеличение периодичности плановых проверок бизнесаС. С. Малаховецавтор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон N 248-ФЗ). Этот закон серьезным образом изменил особенности проведения многих проверок в России.

Как сказано в ч. 1 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, данный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Под действия Закона N 248-ФЗ не будут попадать валютный, таможенный, налоговый контроль. Также он не будет действовать в сфере государственных закупок и гособоронзаказа (44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ). Контроль за кредитными организациями, за соблюдением антимонопольного законодательства и «антиотмывочный» контроль также не попадают под действия Закона N 248-ФЗ.

Цель закона

Закон N 248-ФЗ направлен в первую очередь на профилактику нарушений, а также на введение более мягких контрольных мероприятий. Закон включает в себя возможность проведения следующих действий:

  • Выборочный контроль, который представляет собой отбор проб образцов продукции. Он будет использоваться для проверки соответствия продукции обязательным требованиям законодательства.
  • Будет введена мониторинговая закупка. Она будет проводится для того, чтобы отправить товар или результат работ на экспертизу. В целом данное мероприятие похоже на контрольную закупку.
  • Юридическим лицам и ИП теперь придется обеспечить возможность доступа к себе инспектора в рамках инспекционного визита. При этом предварительного уведомления о визите не будет.
  • Инспекторы получат возможность обследовать общедоступные производственные объекты в рамках выездного обследования. Для этого им не придется взаимодействовать с контролируемыми лицами.

При этом для каждого мероприятия определены правила. Возможность для действий у инспекторов будет ограничена. Они вправе производить осмотр, досмотр, опрос и требовать документы, а также производить иные действия. Предполагается, что это снизит возможность произвольного проведения проверок.

Кроме того, сократят срок документарных и выездных проверок: с нынешних 20 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Помимо прочего, появится возможность отменять решения, принятые в результате любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В настоящее время допускается отмена только результата проверок. В ст. 92 Закона N 248-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволят отменять решения.

  • К ним относятся:
  • 1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
  • 3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
  • 4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
  • 7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • 8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;
  • 11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Снижение риска проверок за счет справки от уполномоченной организации

Закон N 248-ФЗ допустил возможность введения независимой оценки соблюдения требований законодательства. Она будет проводиться независимыми аккредитованными организациями.

Юридические лица и ИП, прошедшие такую оценку, получат от аккредитованной организации заключение, которое позволит избежать плановые проверки.

Законом в ст. 8 закрепляется важность профилактических мероприятий в отношении контроля и надзора за юридическими лицами и ИП. Самим мероприятиям посвящена 10 глава Закона N 248-ФЗ. К ним, например, относятся меры стимулирования добросовестности, которые осуществляются путем нематериального поощрения тех, кто соблюдает требования закона.

Также юридические лица и ИП смогут самостоятельно оценивать соблюдение ими обязательных требований и при высокой оценке они получат право принять декларацию соблюдения требований.

Немаловажным является и введение проверочных листов для контролирующих органов с целью снижения рисков причинения вреда со стороны надзорных органов. В них будет чек-лист, по которому контролирующие органы будут проводить проверку.

Проверка через сеть

Закон N 248-ФЗ в ст. 21 позволяет контрольно-надзорным органам составлять документы в электронном виде и подписывать их квалифицированной электронной подписью. Передача документов будет осуществляться с помощью Госулуг. Контролируемые лица ответят также в электронном виде.

Однако до 31 декабря 2023 года возможность для бумажного документооборота между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом сохранится.

Контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование:

  1. решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
  2. решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
  3. решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
  4. иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Случаи обязательного досудебного порядка обжалования в силу указанного закона (ч. 13 ст. 98 Закона N 248-ФЗ) утверждены Правительством РФ.

Таким образом, юридические лица для обжалования решений в рамках государственного контроля (надзора) должны сначала использовать досудебный порядок обжалования, если это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663.

Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов указан в главе 9 Закона N 248-ФЗ.

Так, досудебный порядок обжалования действует в отношении Росалкогольрегулирования, МЧС, Росреестра, Роскомнадзора, Роструда, Росздравнадзора и Ространснадзора.

Вы найдете подробную и актуальную информацию о том, как проходят проверки в 2021 году в системе Консультант Плюс. Обратите внимание, что у документов, которые еще не вступили в силу, есть информация об этом, а также о дате начала их действия.

Новые правила проверок с 1 июля: получите доступ к инструкции по изменениям

Оставьте заявку на доступ к КонсультантПлюс прямо сейчас. В системе вы легко найдете ответы на все вопросы по изменениям.

Бесплатный доступ на 3 дня

С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

26 августа 2020

12450

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон,  который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

  • Пробежимся по основным изменениям.
  • Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
  • В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.
  • Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

  • Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • Информационная система досудебного обжалования;
  • Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • Информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Читайте также:  Госдума отменила круглую печать на документах

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.
  1. Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.
  2. Определены способы сокращения количества проверок
  3. Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.

А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в  объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно
ст.

20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки).

Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным
старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам
нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со
старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Источник:
ИС 1С:ИТС

Как проходят проверки малого бизнеса в 2021 году: к чему предпринимателю быть готовым

Правительство РФ ввело мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства — это вы наверняка слышали. Постановление будет действовать весь 2021 год. Важные нюансы о том, как теперь будут производить контрольно-надзорные мероприятия и чего ждать предпринимателям, читайте в статье.

Мораторий на проверки предприятий

Постановление, о котором было сказано выше, принято для снижения административной нагрузки на малый бизнес и быстрого экономического роста. Однако мораторий будет действовать не для всех субъектов предпринимательства и не всегда.

Полностью освобождены от плановых проверок:

  • некоммерческие объединения, в которых работает в среднем не более 200 сотрудников. Исключение — некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, и политические партии;
  • ООО и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу.

Причинами для внеплановой проверки таких предприятий могут быть:

  • персональные проверки — если мониторинг деятельности бизнеса производится в рамках поручения правительства или президента РФ относительно конкретного юридического или физического лица;
  • мероприятия, которые осуществляются для контроля выполнения предписаний предыдущей проверки. Предприниматель или ООО должны продемонстрировать, что приняты меры для предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан;
  • факты угрозы или совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также если имеется опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Проверка должна быть согласована с прокуратурой;
  • выявление неправдивых сведений, указанных в лицензионных документах, а также проверки предприятия перед восстановлением действия лицензии;
  • требование прокуратуры, когда основанием для проверки служит обращение граждан или материалы дела;
  • выявление грубого нарушения законодательства предпринимателем или ООО;
  • принудительная приостановка деятельности бизнеса.

С 1 июля вступает в силу принятый ранее закон № 248 от 31.07.2020 г. Теперь инспекторы смогут проводить не выездные проверки, а инспекционные визиты, а длительность проверки составит максимум 10 дней. К тому же контрольные мероприятия могут проводиться дистанционно — онлайн через видеосвязь.

Проверку могут инициировать не только налоговики, но и другие ведомства: ФСС, ПФР, ФМС, Роспотребнадзор, пожарная служба, трудовая инспекция и др.

Что может стать причиной внеплановой проверки малого бизнеса

Если предприятие замечено в грубом нарушении законодательных норм, налогового кодекса или прав потребителя, то проверок от разных инстанций не избежать. В остальных случаях предсказать внеплановую проверку достаточно сложно — здесь играют роль множество факторов, в том числе и человеческий.

В первую очередь, должно насторожить то, что налоговики вдруг потребовали от ИП или организации полный пакет документов или какие-либо пояснения по своей предпринимательской деятельности. Нужно просмотреть, с какими контрагентами были совершены сделки за последнее время — возможно среди них есть субъект, давно находящийся под подозрением у ФНС.

Чаще всего налоговые проверки происходят по таким причинам:

  • налоговая база сформирована с ошибками и противоречиями;
  • отчисления бизнеса по налогам ниже, чем в среднем по данной отрасли;
  • в отчетности за этот год имеются значительные отличия финансово-хозяйственных показателей от значений в прошлом году;
  • ФНС получила сведения, которые противоречат показаниям предпринимателя в его отчетности;
  • налоги платятся с опозданием, отчетность сдается не вовремя.
Читайте также:  Ифнс может привлекать работников компании в качестве понятых при выемке

Спровоцировать внеплановую проверку также может конфликт с конкурентом — владелец предприятия может подать заявление с серьезными обвинениями в прокуратору или в другие органы.

Что делать, если вы нашли себя в плане проверок, несмотря на мораторий по проверкам в 2021 году

Сейчас активно формируется новая система проверок ИП и ООО. При этом сокращается число и плановых, и внеплановых мероприятий, а информация о запланированных визитах имеется в открытом доступе.

Например, через онлайн-сервис Генпрокуратуры «Единый реестр проверок» можно найти информацию о запланированных проверках на 2021 год. ФНС публикует документ с данными по плановым контрольным мероприятиям на своем сайте — каждый может скачать документ и выполнить поиск своего предприятия по ИНН.

Если ООО или ИП нашел себя в списке проверяемых в 2021 году, но на него распространяется действие моратория, то просто игнорировать полученную информацию не стоит. Чтобы исключить себя из реестра проверяемых, нужно:

  1. подать заявление по форме № 1268 «Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки юридического лица и ИП из ежегодного плана правовых проверок»;
  2. приложить к заявлению обосновывающую документацию (справку о численности сотрудников, копию книги учета доходов и расходов и др.).

У контролирующего органа будет 10 дней на рассмотрение полученного заявления. После чего данные о предприятии будут исключены из реестра или заявитель получит аргументированный отказ.

Писать заявление можно не только до начала проверки, но и если она уже инициирована сотрудниками ведомства. В этом случае на время рассмотрения заявления все мероприятия приостанавливаются.

Как подготовиться к проверке

Визит сотрудников надзирающих органов не означает, что они могут получать любые данные от любых работников предприятия. У проверяющего, как и проверяемого есть определенные права и обязанности.

Например, проверять бизнес можно только в присутствии собственника или его доверенного лица, и только они могут давать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Наемные работники могут отвечать проверяющим только в рамках своих должностных инструкций — то есть только о своей работе, не давая оценку и не делая выводы о предприятии в целом.

По статистике, во время проверок малого бизнеса чаще всего выявляют семь основных видов нарушений. Соответственно, чтобы подготовиться к проверке, нужно проконтролировать правильное документальное оформление и аргументацию таких событий:

  • заключение гражданско-правового договора. В нем могут быть четко не прописаны обязанности работодателя и сотрудника;
  • оформление трудового договора. Часто работодатели составляют документ с ошибками или уклоняются от заключения соглашения с работниками;
  • выплата работнику зарплаты, соответствующей трудовому договору. Сотрудник предприятия может получать меньше, чем положено по документам;
  • обучение по технике безопасности и охране труда, медицинские осмотры. Работники должны допускаться к выполнению обязанностей только после успешной проверки знаний и предоставлении необходимых справок из поликлиники;
  • учет рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время;
  • увольнение работника по инициативе работодателя. Больше всего нарушений выявляется при сокращении численности штата или ликвидации организации;
  • размер заработной платы. Он не должен быть ниже установленного законом МРОТ.

За каждое выявленное нарушение надзорными органами будет устанавливаться сумма штрафа. Она соответствует значимости правонарушения, иногда могут только вынести предупреждение.

  • МАСТЕР-КЛАСС. Требования от ИФНС: как ответить, чтобы не доначислили?

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.Legal

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг.

бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях.

Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г.

№ 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г.

, прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г.

регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст.

1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство.

Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г.

При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г.

, например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п.

8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст.

2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г.

следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

Если родители не могут договориться, с кем из них дети останутся после расторжения брака, их место жительства определит суд. Но он учтет каждую деталь Чтобы получить деньги, взыскатель обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Должник после получения копии приказа для его отмены вправе в течение 10 дней представить возражения. Для защиты своих интересов взыскатель должен знать, почему его заявление суд может не принять и как тогда быть, а должник – что делать, если с возражениями он опоздал В случае развода обратиться в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества можно в течение 3 лет. Только вот с какого момента этот срок отсчитывать?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *