Помощь малому предпринимательству. изменения в фз «о бухгалтерском учете»

Нов-и Бухучет и налогообложение Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ

Александра Клевец

главный редактор блога Финансовой Академии Актив, Finassessment и Finrabota, креатор email-рассылок

Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ

Оксана Пушкина

копирайтер проектов Финансовой академии Актив и Finassessment

Не так страшны МСФО, как их себе представляет бухгалтерия)

Выбирайте подходящую программу, пройдите ее за 54-255 часов и убедитесь в этом сами!

Обучение МСФО Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ

Минфин РФ продолжает внедрять изменения в бухучете, основная цель которых — сближение национальных стандартов с нормами МСФО. В материале подвели итоги, какие новые требования начали работать в 2020 году, что принес 2021 год и чего ожидать в дальнейшем.

Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ

Изменения в законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

В 2020 году бухучет постигли очередные усовершенствования. Отметим, что они не стали неожиданностью, а последовательно продолжили запланированную несколькими годами ранее трансформацию. Изменения в законодательстве утвердили в 2018–2019 годах в Федеральных законах №444 и №247. Так что у бухгалтеров и руководителей компаний было время на подготовку.

Теперь бухгалтерскую отчетность не надо отправлять в статистику, только в налоговую и в электронном формате. Электронный баланс, заверенный электронной цифровой подписью руководителя компании, стал равнозначным бумажному экземпляру. Это не только сокращает волокиту, но и дает робкую надежду на позитивный вклад в решение проблемы вырубки лесов.

Обновление Федеральных стандартов

С 2020 года вступили в силу изменения в нескольких ранее действующих ПБУ, с января 2021 — обязательно выполнение ФСБУ 5/2019, а еще два новых ФСБУ пока можно внедрять по желанию. Но обо всем по порядку.

Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ

Фсбу (пбу) 13/2000 «учет государственной помощи»

в бухгалтерский учет компаний, которые получают государственную помощь, внедрены следующие правки:

  • сужена сфера действия стандарта;
  • добавлен еще один способ признания бюджетных средств;
  • изменился учет бюджетных средств для капитальных затрат и отчетность по ним;
  • увеличено количество показателей, обязательных для отражения в отчетности;
  • прописан порядок раскрытия доходов, связанных с использованием бюджетных средств.

фсбу (пбу) 16/2002 «информация по прекращаемой деятельности»

В последней редакции появился новый вида актива — долгосрочный актив к продаже. Другие правки в Стандарте:

  • в сферу действия вошли некоммерческие организации;
  • признание резервов изменено на признание оценочных обязательств;
  • приложение к ПБУ дополнено примерами по раскрытию информации.

Фсбу (пбу) 18/2002 «учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Благодаря изменениям, внедренным в 2020 году, инвесторы и собственники компаний видят, как налог по результатам текущего периода влияет на будущие периоды. Основным понятием Стандарта является отложенный налог. Он может стать неприятным сюрпризом для инвесторов, которые оценивают прибыль с учетом уплаты налогов.

Другие изменения в ПБУ 18/2002:

  • в сферу действия Стандарта больше не входят организации госсектора;
  • расчет показателей можно выполнять по желанию компаний как балансовым методом, так и методом отсрочки.

Фсбу 5/2019 «запасы»

Этот стандарт некоторые компании начали использовать и раньше, но с 1 января 2021 года он стал обязательным к выполнению. Применять его должны все организации, ведущие бухучет, кроме бюджетных. Малые предприятия могут вести учет в соответствии со Стандартом 5/2019 по желанию.

О чем говорится в Стандарте:

  • перечислено, что относится к запасам: сырье, материалы, готовая продукция, товары, незавершенное строительство, объекты недвижимости и объекты интеллектуальной собственности, если их планируют продать;
  • изменены правила оценки запасов, их списание и ведение отчетности по ним.

Фсбу 6/2020 «основные средства» и 26/2020 «капитальные вложения»

Применять эти стандарты обязательно надо будет начиная с 2022 года. Однако организации уже могут их использовать, что вполне обосновано по нескольким причинам:

  1. Стандарты достаточно сложные, поэтому те, кто освоит их заранее, упростят себе жизнь в будущем.
  2. В стандартах содержатся требования, однотипные с требованиями ФСБУ 5/2019, который обязателен с начала текущего года. Поэтому логично перейти на новый учет всех основных активов одновременно.

Отметим, что дата начала использования стандартов должна быть одинаковой — их нельзя внедрять по отдельности.

ФСБУ 6/2020:

  • указывает, как раскрывать информацию об основных средствах организации;
  • не используется для бюджетных организаций, а малыми предприятиями используется по желанию;
  • не применяется к капитальным вложениям и к долгосрочным активам, которые будут проданы;
  • основным средством признает приносящий выгоду актив в материально-вещественной форме, срок использования которого превышает 12 месяцев.

ФСБУ 26/2020:

  • указывает, как раскрывать информацию о капитальных вложениях;
  • не используется для бюджетных организаций и по желанию используется малыми предприятиями;
  • применяется для накопления расходов на создание, приобретение или восстановление основных средств;
  • не применяется для активов, которые будут проданы.

Изменения в инструкции 157н

В связи с обновлением стандартов бухгалтерского учета, в августе 2020 года Минфин РФ утвердил приказ о внесении изменений в инструкцию 157н. Новую редакцию пунктов, касавшихся аналитического учета, можно было использовать уже в 2020 году. Остальные нововведения обязательны с начала 2021 года.

Теперь в инструкции прописан порядок ведения кассовых операций и кассовой книги с применением ЭЦП. А также изменения коснулись:

  • счетов для отражения операций по ошибкам прошлых лет;
  • счетов для операций органов Федерального казначейства по средствам на ЕКС;
  • групп для учета нематериальных активов, которым ввели буквенные обозначения;
  • кодов КОСГУ по некоторым статьям, которые перестали обнуляться по счетам с остатками в конце года;
  • доходов будущих периодов — их разделили по датам признания в учете;
  • основных средств, находящихся в личном пользовании работников — теперь их регистрируют на забалансовом счете.

Резюме

Мы сделали обзор последних изменений в бухгалтерском учете. Кто-то уже внедрил их в компании заранее, а кто-то только начал разбираться в хитросплетениях новых стандартов, срок обязательного использования которых наступил в 2021 году.

Пусть эта статья станет своеобразным чек-листом для проверки того, какие нововведения вы учли, а над чем еще надо поработать.

Не останавливайтесь на бухучете! Пройдите курс «IPFM: Внутренний аудит», чтобы изучить основы внутреннего аудита, теории и практики применения МСА и методик проведения внутренних аудиторских проверок. Зарегистрируйтесь и пройдите первый модуль курса бесплатно! Курс внутреннего финансового аудита Чем еще, кроме бухучета, вы хотели бы заниматься? Оцените материал

  • Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ Тест для пользователей Excel

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий в 2021 году

Помощь малому предпринимательству. Изменения в ФЗ

Организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юрлиц, которые используют налоговые спецрежимы. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»?

Сильно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а так же налогового и кадрового учета может этот сервис, попробуйте, что бы минимизировать риски и экономить время.

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

Начнем с того, что бухучет должны вести все организации, эта обязанность никак не связана с тем, какой налоговый режим они применяют. Упрощенным вариантом бухучета могут воспользоваться только те юрлица, которые соответствуют параметрам малого бизнеса. О критериях, по которым представители бизнеса классифицируются на малое, среднее и крупное предпринимательство, мы уже писали ранее.

Напомним о некоторых изменениях, а именно: с июля 2015 года предельные размеры выручки по каждой группе были увеличены ровно в 2 раза, а в 2016 году понятие «выручка» заменена понятием «доход от предпринимательской деятельности. Также прочитайте о критериях малого и среднего предпринимательства.

Читайте также:  Подсудность: правила определения и некотрые проблемы

Поэтому у небольших юрлиц по-прежнему есть смысл проанализировать показатели деятельности своей компании и определить, к какому типу бизнеса она относится. С увеличением предельных объемов выручки для малых фирм с 400 до 800 млн. рублей ваша организация вполне может попасть именно в эту группу.

Возможность вести упрощенный вариант бухучета закреплена за малым бизнесом законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормами законодательства, утверждающими изменения к нему.

Описаний конкретных моментов, которыми могут воспользоваться малые организации, закон не содержит.

Чтобы понять, что могут не делать представители малого бизнеса, следует изучить прочие нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет.

Сначала, надо отметить, что малый бизнес может не применять ряд ПБУ или отдельные их положения.

Например, субъекты малого предпринимательства (СМП) могут не применять такие стандарты как ПБУ 18/02 (о налоге на прибыль) и ПБУ 8/2010 (об условных активах/обязательствах, оценочных обязательствах).

СМП вправе списывать проценты по кредитам в прочие доходы, независимо от статьи расходования заменых денег, остальные представители бизнеса согласно ПБУ 15/2008 (о расходах по кредитам) должны отдельно учитывать кредитные средства, потраченные на приобретение инвестиционных активов.

Для СМП согласно ПБУ 22/2010 (об обнаружении и исправлении ошибок) разрешено исправлять все обнаруженные ошибки в текущем периоде, при этом не имеет значения то, какой характер носит ошибка – существенна она или нет. Необходимости в ретроспективном пересчете показателей также нет.

Что означает сам упрощенный бухгалтерский учет? СМП могут применять не все счета существующего плана счетов – проще говоря, укрупнить некоторые счета, отбросив лишние.

Самый простой пример: для тех, кто занимается производством, учет затрат можно вести на счете 20, а при необходимости предусмотреть к нему субсчета – если в целях управления компанией есть смысл в получении более детальной информации.

Остальные счета этой группы – 23, 25, 26, 28 и 29 – для СМП просто лишние, поэтому их можно убрать. Аналогично можно пересмотреть счета бухучета, используемые для учета других операций.

Для некоторых СМП будет достаточно вести только Книгу учета фактов хозяйственной деятельности – это самый простой вариант, пригодный в случаях, когда операций у компании совсем немного.

Если операций много или если деятельность компании связана серьезными затратами материальных ресурсов, то к Книге следует дополнительно предусмотреть специальные учетные регистры на каждую группу имущества.

При ведении бухучета представителям СМП следует всегда помнить два момента:

  1. Бухучет должен вестись в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс обеспечивать руководство необходимым объемом информации.
  2. Любой объект СМП может вырасти в более крупную организацию – жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса – расширение деятельности и наращивание объемов прибыли. Чтобы в будущем вас не коснулись сложности с составлением настоящей бухгалтерской отчетности и обеспечением сравнимости текущих показателей с цифрами предшествующих периодов, запускать бухучет нельзя – вести его следует качественно.

Для СМП есть еще один важнейший момент в возможности ведения упрощенного бухучета: такие юрлица могут применять кассовый метод, то есть признавать доходы / расходы по факту их оплаты. В чем здесь плюс? Это очень удобно для тех, кто использует упрощенку. В этом случае СМП будет использовать один и тот же метод и для ведения бухгалтерии, и для исчисления суммы налога.

СМП могут формировать отчетные бухгалтерские формы как по стандартным правилам (баланс + все приложения + пояснения к нему), так и по «упрощенным» — предоставлять лишь две формы — баланс и отчет о финансовых результатах.

При выборе последнего из двух вариантов, значения показателей в таблицах отчетных форм разрешается показывать укрупненно, а приложения заполнять только тогда, когда, по вашему мнению, они являются очень существенными.

Пояснения не обязательны – они также требуются только в исключительных случаях, когда вам есть что пояснять.

Для СМП есть специальные упрощенные формы отчетности: специальные бланки предусмотрены для баланса и отчета о прибылях и убытках.

Их различие со стандартными формами выражается в том, что показатели в них укрупнены еще больше. Например, баланс состоит из двух коротких разделов: актив имеет 5 показателей, а пассив – 6.

Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г.

Для микропредприятий есть особая поблажка: такие фирмы могут вести учет в регистрах без использования стандартной для бухучета двойной записи. Но здесь есть пара важных ограничений. Во-первых, двойная запись неразрывно связана с кассовым методом учета.

То есть, если вы делаете выбор в пользу кассового метода, то вы в любом случае ведете бухучет двойной записью – другого варианта быть не может. Если вы хотите отказаться от двойной записи, то учет придется вести методом начисления.

Во-вторых, льготу в виде неприменения двойной записи следует использовать с очень большой осторожностью: предприятие может вырасти, а вот восстановить бухучет за предшествующие годы будет очень сложно и плане финансовых затрат, и в плане трудовых ресурсов.

На что обратить внимание малым компаниям в учете 2021 года

В 2016 году Минфин России выпустил Приказ № 64н от 16.05.2016 г., которым внес изменения в отдельные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. О каких из них нужно помнить малому бизнесу? Вот основные моменты:

  • Приобретенные МПЗ можно учитывать по цене поставщика (раньше только по фактической себестоимости), а остальные затраты – вознаграждение посреднику, затраты на доставку, оплата консультационных услуг и прочее – разрешено принимать в состав расходов в полной сумме в текущем периоде (то есть, когда эти расходы были понесены);
  • Микропредприятия могут включать стоимость материалов / сырья, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов / осуществления затрат (раньше до фактического расходования эти категории должны были учитываться в составе МПЗ);
  • Аналогично списываются и расходы на МПЗ, предназначенные для управленческих нужд;
  • Малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости МПЗ (раньше создание резерва было обязательным);
  • Приобретенные основные средства можно принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные / изготовленные по заказу – по цене подрядчика. Все остальные затраты, связанные с покупкой / сооружением / изготовлением основного средства можно списывать в расходы в полной сумме в том периоде, когда были понесены (раньше основные средства необходимо было принимать к учету по полной стоимости);
  • Малые предприятия могут начислять годовую сумму амортизации один раз в год на 31 декабря или периодами в течение года – периоды можно определить самостоятельно (раньше начисление должно было быть ежемесячным в размере 1/12 от суммы за год);
  • Амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно начислять единовременно в размере 100% от их стоимости, по которой они были приняты к учету;
  • Расходы на НИОКР также можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления этих расходов (раньше они отражались в течение ожидаемого срока использования результатов таких работ);
  • Малое предприятие может признавать расходы на приобретение / создание НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (раньше такие расходы можно было учитывать только в соответствии с общими правилами учета НМА).
Читайте также:  Документы, без которых подрядчику нет смысла идти в суд за взысканием долга

Дополнительно отметим, что использование или неиспользование упрощенных способов бухгалтерского учета – выбор только самой организации. Обязательность их использования не установлена.

Если организация считает, что может использовать такие упрощенные способы, не нанося ущерб полноте и достоверности своего бухучета, то она вносит изменения в учетную политику и ведет бухучет в «облегченном» варианте.

Если организация не хочет использовать такие способы или предполагает, что их применение не рационально, то она их просто не использует.

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с возможностью применения данными субъектами упрощенных алгоритмов учета и отчетности. Что это за упрощения и кто вправе ими воспользоваться, расскажем в статье.

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены для коммерческих организаций (в том числе малых предприятий, не подлежащих обязательному аудиту и не являющихся микрофинансовыми организациями)? Ответ на этот вопрос см. в путеводителе по годовой отчетности в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

Субъекты малого предпринимательства. Критерии и применение ПБУ

С 1 января 2011 года резерв на оплату отпусков создается на основании норм ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Данное положение по бухгалтерскому учету обязательно к применению всеми организациями.

Исключение предусмотрено лишь для субъектов малого предпринимательства при условии, что они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010).

Какие еще резервы (или другое) малые предприятия могут не создавать? Надо ли прописывать в учетной политике о том, что не применяем какое-то ПБУ? При какой численности можно организацию отнести к МП?

Критерии

Категории субъектов малого предпринимательства установлены ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

  • К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также внесенные в ЕГРИП индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
  • 1) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
  • 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.
  • 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Читайте также:  КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ЭВАКУАТОР?

Средняя численность работников малого предприятия определяется в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденными приказом Росстата от 31.12.2009 г. № 335.

  1. Так, средняя численность работников малого предприятия включает:
  2. – среднесписочную численность работников;
  3. – среднюю численность внешних совместителей;
  4. – среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
  5. При этом среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), определяемая путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года, по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за истекший период с начала года, то есть на 3, 6, 9, 12.
  6. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действия трудового договора.
  7. В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники предприятий, получавшие заработную плату на данном предприятии.
  8. Не включаются в списочную численность работники:

а) принятые на работу по совместительству из других предприятий (организаций). Учет внешних совместителей ведется отдельно.

  • Работник, получающий на одном предприятии две, полторы или менее одной ставки или оформленный на одном предприятии как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица);
  • б) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
  • Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этим же предприятием, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.
  • Некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность.
  • К таким работникам относятся:
  • женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
  • работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.
  • Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.
  • Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет.

В настоящее время предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 и составляют:

микропредприятия – 60 млн. рублей;

малые предприятия – 400 млн. рублей;

средние предприятия – 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием средней численности и предельного размера выручки от реализации.

Бухгалтерский учет

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Типовые рекомендации

Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета малого предпринимательства

Организация и ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Формирование и развитие такой системы — одно из важных направлений Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Основной целью данной программы является приведение российской системы учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время складывается 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 1. Таблица 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Уровень Наименование Нормативные документы
Первый Законодательный
  • Федеральные законы,
  • постановления Правительства РФ,
  • указы Президента РФ
Второй Нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету
Третий Методический Нормативные акты (иные чем положения), методические указания и методические рекомендации, письма Минфина РФ
Четвертый Организационно-распорядительный Учетная политика организации

Первый уровень включает законодательство о бухгалтерском учете.

В его состав входят федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Особое место на этом уровне занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений).

В законе определены: концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.

Методологические основы бухгалтерского учета обозначены в этом законе только в основных чертах. Закон определяет, что методологией учета должны заниматься органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Эти органы имеют право разрабатывать и утверждать обязательные для всех организаций на территории России:

  1. — планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  2. — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие;
  3. — принципы, правила и способы учета хозяйственных операций;
  4. — составления бухгалтерской отчетности;
  5. — другие нормы и методологические указания по вопросам бухгалтерского
  6. учета.
  7. Для субъектов малого бизнеса может предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета.

Очень важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.

Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 23 ПБУ.

Основные из них:

— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34 н.);

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *