Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

Федеральным законом от 26.12.

2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен общий порядок проведения проверок государственными надзорными органами в отношении юридических лиц, а так же права и ответственность, как со стороны представителей государственного контроля, так и со стороны юридического лица в отношении которого проводится проверка.

Какие бывают виды проверок юридического лица?

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

  •  Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

  • Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
  • соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям

 Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

  • соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  • выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля,
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан,вреда животным, растениям, окружающей среде,
  • по обеспечению безопасности государства,
  • по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
  • по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Как узнать о предстоящей проверке?  Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.  Юридические лица, индивидуальным предприниматели

  • уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
истечение трех лет со дня:

  • 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

 Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

  • 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
  • не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
  • уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Форма проведения проверки Статья 11. Документарная проверка

  •   Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
Статья 12. Выездная проверка

  •  Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
 Документарная проверкапроводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Статья 15. Ограничения при проведении проверки

  •   Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • 1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
  • 2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • 3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • 4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • 5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • 6) превышать установленные сроки проведения проверки;
  • 7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • 2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

Образец заполнения журнала учёта проверок юридического лица

Журнал учёта проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя позволяет хранить и анализировать сведения о проведённых плановых и внеплановых мероприятиях надзорных ведомств, фиксировать в одном месте все выявленные нарушения и указания по их устранению.

При проведении надзора контролирующая и проверяемая сторона придерживаются норм ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот закон определяет:

  • само понятие проверки (плановой и внеплановой);
  • процедуру назначения и сроки проведения контроля;
  • порядок подведения итогов.

Форма документа

Типовая форма журнала учёта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, наряду с формой акта самой проверки. Однако ответственность за его отсутствие законодательство не предусматривает. Если вы не ведёте этот документ, инспектор делает в акте соответствующую запись. Отсутствие журнала будет расценено как недостаток, который вам будет рекомендовано устранить.

По типовой форме бланки изготавливаются в типографиях, но можно скачать бесплатно журнал учета проверок юридического лица и распечатать листы самостоятельно.

Правила оформления и заполнения документа

Документ состоит из:

  • титульного листа;
  • страниц, содержащих сведения о контроле.

Ведением в организации занимается ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, как правило, это секретарь. Ответственный сотрудник заполняет титульный лист с указанием:

  • названия компании (ФИО ИП);
  • даты начала ведения;
  • юридического адреса организации (адреса места жительства ИП);
  • номера ОГРН (ИНН ИП)
  • ФИО руководителя;
  • ФИО самого ответственного работника.

Руководитель ставит подпись и печать. Заверение документа печатью для организаций обязательно согласно статье 16 ФЗ N 294. Индивидуальные предприниматели самостоятельно ведут документацию, заверяя ее печатью при наличии.

Все графы основного раздела заполняются проверяющими инспекторами. Задача ответственного работника или предпринимателя — пронумеровать и прошить страницы. Когда место закончится, число страниц указывают на титульном листе. Храниться документ в компании должен 5 лет, после этого его можно не архивировать, а сразу уничтожить.

Инспектор, осуществляющий надзор, полностью заполняет основное содержание журнала учёта. В нём 12 граф, первые 6 из которых заполняются в начале, а оставшиеся — по окончанию процедуры:

  1. дата начала и завершения мероприятия по контролю;
  2. длительность в рабочих днях (или в часах — для малых предприятий);
  3. название контролирующего органа;
  4. номер и дата распоряжения о проведении проверки;
  5. предмет контроля, его цель;
  6. плановость или внеплановость мероприятия с указанием основания;
  7. номер акта, дата составления;
  8. нарушения;
  9. номер предписания об устранении, дата составления;
  10. ФИО инспектора;
  11. ФИО экспертов, если они привлекались;
  12. Подпись инспектора.

Приведём пример заполненного бланка. Напомним, что раздел из 12 пунктов заполняет должностное лицо проверяющего органа.

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка
Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

Скачать журнал учета проверок юридических лиц в формате word

Скачать заполненный образец в формате word

Когда проводится внеплановая прокурорская проверка ИП в Подмосковье

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка Источник: РИАМО , Елизавета Клушина

Прокуратура представляет собой систему надзорных органов, которые контролируют исполнение законов на территории РФ. Проверку индивидуальных предпринимателей прокуратура проводит чаще всего по поступившей жалобе от физического или юридического лица. О том, в каких случаях индивидуальным предпринимателям грозит внеплановая проверка прокуратуры и как она проводится, читайте в материале портала mosreg.ru.

Какие льготы могут получить предприниматели Московской области>>

Когда ждать проверку

Для проведения внеплановой проверки ИП у прокуратуры должны быть основания: жалоба клиента, информация в СМИ о допущенных предпринимателем нарушениях, истечение срока прокурорского предписания и др. Главным отличием внеплановой проверки от плановой является то, что она может происходить без уведомления.

  • Если нанесен вред жизни, здоровью человека или животного, поступила угроза в сторону той или иной личности, поврежден памятник культуры или природный объект, то проверку должны начать сразу после того, как об этом стало известно.
  • При этом проверки могут проводиться совместно – силами прокуратуры, противопожарного или санэпидемиологического надзора.
  • МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>
  • Как проводится осмотр

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

Стопка бумаг

Источник: Фотобанк Московской области

Если в прокуратуру поступили данные о том, что человек осуществляет неправомерные действия, способные навредить жизни и здоровью других людей, проверка может быть произведена в течение суток.

При внеплановой проверке работники прокуратуры могут проводить осмотр только тех документов, в которых есть нарушения. Прокурорская проверка должна быть завершена в течение 30 суток, после чего прокурор может вынести постановление или протест. Результат проверки выдается заявителю в течение месяца.

  1. Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки имеют право:
  2. — присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  3. — получать от должностных лиц органа контроля информацию, которая относится к предмету проверки в соответствии с Законом № 294-ФЗ;
  4. — знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;
  5. — обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
  6. Поддержка малого бизнеса в Подмосковье: куда обратиться начинающему предпринимателю>>
  7. Полномочия прокурора

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка Источник: Фотобанк Московской области

В ходе внеплановой проверки прокуратура проверяет организацию предпринимателя относительно предмета жалобы. При этом прокуратур не имеет права следить за отчетностью и вмешиваться в дела, которые относятся, например, к налоговой службе.  

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре», прокурор при проверке обладает следующими полномочиями:

  • — имеет право на доступ к необходимой документации и может затребовать ее;
  • — имеет беспрепятственный вход на предприятие после предъявления удостоверения;
  • — вправе привлекать должностных лиц и граждан для дачи разъяснений.
  • Ответственность за противодействие проведению проверки

Избежать внеплановой проверки прокурора невозможно. Все попытки препятствовать данной процедуре будут расцениваться как противодействие закону, на виновных наложат штрафные санкции. Все действия со стороны индивидуального предпринимателя будут занесены в протокол.

За противодействие, оказанное в процессе проверки, индивидуальный предприниматель может также понести административное наказание.

Портал кооперации предприятий Подмосковья: как найти бизнес-партнеров через интернет>>

ЭР:Проверки организаций и предпринимателей. ГАРАНТ в Крыму

Информационный блок «Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей» в системах ГАРАНТ представляет собой подборку материалов, в которых рассмотрены основные вопросы, возникающие в ходе проведения проверок контрольными органами деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

Содержит рекомендации по подготовке к проверкам и по действиям при их проведении. В каждом разделе присутствует подробное описание процедур, действий и правил поведения в той или иной ситуации.

В Энциклопедии содержится информация по основным проверяющим органам: налоговая, трудовая, торговая инспекции, таможенная, санитарная и противопожарная службы и другие. Также в блоке представлены образцы документов, оформляемых в ходе проверок.

Вся информация изложена доступным и понятным языком. Блок регулярно актуализируется и пополняется новыми материалами. Все консультационные материалы Энциклопедии соответствуют действующему законодательству, составлены с учетом судебной практики и опираются на позицию органов государственной власти и сложившуюся правоприменительную практику.

Энциклопедия рассматривает следующие темы:

  1. Как вести себя во время проверок
  2. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля
  3. Проверки в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами
  4. Проверки ПФР и ФСС РФ плательщиков страховых взносов (за периоды до 2017 года)
  5. Проверки трудовой инспекцией
  6. Проверки соблюдения работодателями правил квотирования рабочих мест для инвалидов, молодежи и иных лиц
  7. Проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
  8. Проверки органами федерального государственного пожарного надзора
  9. Прокурорские проверки
  10. Проверки Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка
  11. Миграционные проверки МВД России
  12. Государственный надзор, осуществляемый Роспотребнадзором: субъекты проверок, к кому и зачем приходит Роспотребнадзор?
  13. Полицейские проверки
  14. Проверки применения ККТ
  15. Проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ
  16. Проверки Роскомнадзором исполнения требований в области персональных данных
  17. Проверки ведения организациями воинского учета

Блок является правовой энциклопедией экономической безопасности. Он позволяет оптимизировать процессы проведения проверок в организации и повысить экономическую устойчивость предприятия

✔ Информационный блок «Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей»

Блок представляет собой подборку материалов, в которых рассмотрены основные вопросы, возникающие в ходе проведения проверок контрольными органами деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Материалы проиллюстрированы примерами, содержат практические рекомендации.

Защита прав юридических лиц при проведении контроля (надзора): Федеральный закон № 294-ФЗ против Федерального закона № 248-ФЗ (комментарий законодательства и судебная практика) в свете Федерального закона № 247-ФЗ. Курс в Москве + Онлайн-трансляция

г. Москва, ул. Золотая, д. 11, бизнес-центр «Золото», 5 этаж. Всем участникам высылается подробная схема проезда на семинар. Показать на карте

  • Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.
  • 6-7 Сентября 2021 с 10:00 до 17:30
  • Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Разобрать тенденции практики Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных арбитражных судов, областных судов общей юрисдикции, необходимые для аргументированной защиты прав организации при проведении контроля (надзора), получить практические рекомендации по выстраиванию линии правовой самозащиты прав компании при общении с проверяющими по 294-ФЗ с учетом 247-ФЗ. Получить системное представление о модели правоприменения, предусмотренной новым Федеральным законом № 248-ФЗ и законами-спутниками.

Каждому слушателю будут предоставлены электронные дополнительные материалы, в том числе малоизвестные обзоры судебной практики арбитражных и общих судов.

Право, Административное право
Добавить в закладки Outlook

День 1.

Федеральный закон «Об обязательных требованиях» в х эксперта по правотворчеству и новейшей судебной практике.

  • Соотношение Федерального закона «Об обязательных требованиях» (ФЗ об ОТ) с другими федеральными законами. Сфера применения ФЗ об ОТ.
  • Официальное понятие, признаки нормативного правового акта (НПА). Источники российского права, сходные с нормативными правовыми актами, содержащими ОТ, до степени смешения.
  • Виды административных правонарушений по руководящим документам, нарушения предписаний (условий) которых вменяется субъекту административной ответственности.
  • Обеспечение реализации ФЗ об ОТ («регуляторная гильотина»).
  • Как проверить юридическую силу руководящего документа, содержащего обязательные требования.

Сфера действия федеральных законов № 294-ФЗ и № 248-ФЗ.

  • Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соотношении с другими нормативными правовыми актами о проверках.
  • Судьба административных регламентов осуществления контрольно-надзорной деятельности.
  • Новые принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
  • Классификация контрольно-надзорных мероприятий на фоне отказа от проверок как основного инструмента контрольно-надзорной деятельности: системный и сравнительный анализ. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
  • Предмет проверки в свете 247- ФЗ.

Правила проведения проверок при осуществлении контроля (надзора).

  • Сокращение сроков проведения проверок.
  • Обновление оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
  • Участники контрольно-надзорных отношений: модификации правового статуса.
  • Документы, составляемые и используемые при осуществлении контроля (надзора).
  • Запросы о предоставлении информации (сведений, документов, материалов). Аспекты правового режима запросов. Системный анализ ст.19.7 КоАП РФ.
  • Специальные режимы государственного контроля (надзора): мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор).

Информационное обеспечение контроля (надзора).

  • Онлайн-взаимодействие с проверяющими.
  • Электронный документооборот между проверяющими и проверяемыми лицами.
  • Информационные системы контроля (надзора).
  • Единый реестр видов контроля (надзора).

День 2.

Риск-ориентированный подход при организации контрольно-надзорной деятельности.

  • Универсализация риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
  • Категории риска и периодичность контрольно-надзорных мероприятий.

Результаты контрольно-надзорных мероприятий.

  • Акт проверки.
  • Предписание об устранении нарушений. Правовой режим предписаний. Алгоритм добросовестного поведения адресата предписания. Системный анализ ст.19.5 КоАП РФ.
  • Документы о возбуждении дела об административном правонарушении.

Защита прав юридических лиц при осуществлении контроля (надзора).

  • Новые подходы к оценке недействительности результатов контрольно-надзорных мероприятий.
  • Введение обязательного досудебного обжалования решений, действий проверяющих.
  • Правовые инструменты защиты при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) и независимая оценка соблюдения обязательных требований.

  • Приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным мероприятиям.
  • Профилактика нарушений обязательных требований: новые подходы.
  • Профилактика нарушений как направление деятельности контрольно-надзорных органов.
  • Применение проверочных листов (контрольных вопросов) при проверках: проблемные вопросы.
  • Профилактика нарушений как направление деятельности юридического лица. Комплаенс-политика. Рекомендации по подготовке к проверкам и сопровождению проверок в юридическом лице.
  • Независимая оценка соблюдения обязательных требований.

Проверки Роскомнадзора. Виды и особенности контрольно-надзорных мероприятий Роскомнадзора.

Проверки ФАС России. Виды и особенности контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых антимонопольными органами.

Прокурорские проверки. Особенности правового режима.

Добавить в закладки Outlook

  • НИКИФОРОВ Максим Владимирович Эксперт в области административного права, кандидат юридических наук, доцент Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия. Узнать больше Опыт работы: Общий стаж практической работы по специальности, включая стаж оказания юридических услуг коммерческим и некоммерческим организациях — более 20 лет, с опытом сопровождения проверок, представления интересов организаций в судах, разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, организации и аудита кадрового делопроизводства, участия в правотворческой деятельности государственных и муниципальных органов. Советник Юридической фирмы «Насонов, Пирогов и Партнеры». Дипломированный специалист по противодействию коррупции, автор книг и публикаций, соавтор Комментария к КоАП РФ.

Добавить в закладки Outlook

Виды скидок Размер скидки*
При заполнении заявки на обучение на сайте 6%*
При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии 7%*
Клиентам аудиторской компании АО «Финансовый Контроль и Аудит» 15%*

На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является.

На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит — новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех.

Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки.

Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Внеплановые проверки в отношении МСП могут проводить при ряде условий, например, при создании угрозы для жизни. В 2021 году к перечню разрешительных причин для внеплановой проверки добавилось несколько новых. Например, в 2021 году, на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году…» могут нагрянуть с внеплановой проверкой из-за получения административного наказания в связи с совершением грубого правонарушения, административного наказания из-за дисквалификации или приостановки деятельности предприятия.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

  • запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

  • внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,
  • внеплановые проверки, цель которых — проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,
  • внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,
  • внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Как рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко, в 2020 году прокуроры исключили из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий — почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч.

Предупредят о проверке или придут «как снег на голову» ?..

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.

В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться.

Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется.

В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность.

СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *