Торговля без налогов — законопроект о введении дня свободной торговли

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

1 января 2021 года вступили в силу новые правила онлайн-торговли, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. Они заменили ряд документов, которые действовали с 1994 года. Некоторые базовые нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов, сохранились. Так, вы и дальше должны предоставлять исчерпывающую информацию о товарах и выдавать чеки.

В новых Правилах упор сделали на дистанционную торговлю. Большинство изменений в пользу покупателей, но есть и такие, от которых выиграет бизнес.

В этой статье мы рассказали о восьми основных изменениях в правилах розничной торговли через интернет в 2021 году и том, как теперь работать, чтобы ничего не нарушить.

Будьте в курсе не только законодательных изменений, но и трендов, позволяющих больше зарабатывать.

Изменение №1: На сайте должна быть детальная контактная информация

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Как было раньше

Закон и раньше обязывал владельцев магазинов сообщать контактные данные покупателям на случай возникновения вопросов, претензий или необходимости возврата. При этом можно было не указывать номер телефона, что удобно для ИП, которые часто используют для работы личный мобильный.

Что изменилось

Нововведения в торговле в 2021 году внесли некоторые корректировки. Согласно п. 19 Правил на сайте должны быть:

  • название компании или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • адрес и место нахождения;
  • адрес электронной почты и (или) номер телефона.

К тому, что было обязательным до 2020 года, добавились номер телефона и электронная почта.

Плюсы и минусы для продавцов и покупателей

Для покупателей это плюс, так как появятся еще два способа связаться с продавцом — через электронную почту и по телефону. Для вас нововведение может стать проблемой, если нет отдельного рабочего номера, — заведите или укажите только мейл, закон позволяет.

Изменение №2: Оферта обязательна

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Оферта — это публичное предложение условий сотрудничества, которое содержит существенные условия договора.

Как было раньше

Вы сами решали, размещать ли оферту на сайте и как она будет оформлена, т. к. ее использование было добровольным.

Что изменилось

Согласно п. 17 Правил использовать оферту обязательно. Она должна быть размещена на всех площадках, где вы что-то продаете: на сайте интернет-магазина, в группах в соцсетях, в приложении.

Можно не оформлять ее отдельным документом, а просто опубликовать условия в любом формате.

Главное, чтобы у покупателей был свободный доступ к оферте и они могли ознакомиться с ее текстом в любой момент.

В оферте должны содержаться наименование организации или ФИО ИП, также ОГРН, адрес, электронная почта и (или) номер телефона. Чтобы избежать разночтений и проблем с покупателями, рекомендуем составлять документ с юристом.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Пример оферты интернет-магазина.

Плюсы и минусы для продавцов и покупателей

Изменения можно считать положительными для обеих сторон. Оферта не помешает — покупатели понимают, на что рассчитывать, а вы можете ссылаться на нее в спорных ситуациях.

Изменение №3: Сделка не считается действительной, пока вы не подтвердите условия

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Как было раньше

Обязательство по передаче товара возникало в момент получения сообщения о намерении купить от покупателя. Проще говоря, как только человек оформил заказ на сайте. Это часто играло против предпринимателей — указав цену с ошибкой, они обязаны были по ней продать, даже если в убыток.

Что изменилось

П. 13 новых правил онлайн-торговли позволяет продавцу самостоятельно определить, в какой момент возникает обязательство по передаче товара, и зафиксировать это в оферте. Вы можете указать, что сделка действительна с момента ее подтверждения, и тем самым дать себе время на проверку условий.

Плюсы и минусы для продавцов и покупателей

В этом случае вы находитесь в более выигрышной ситуации — больше не обязаны продавать себе в убыток, если ошиблись или закупочная цена сильно выросла с момента прошлой поставки. Для подстраховки добавьте информацию о том, что заказ считается оформленным только после подтверждения, в оферту.

Торгуете онлайн и не хотите тратить время на решение бухгалтерских и налоговых вопросов? Доверьтесь нам! Возьмем на себя своевременную подготовку и сдачу отчетов, расчет налогов, кадровый учет и взаимодействие с контролирующими органами. Всё это стоит от 3 300 рублей в месяц для ИП или от 6 600 рублей в месяц для ООО.

Рассчитать цену обслуживания

Изменение №4: Покупатели могут отправлять претензии по любым каналам

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Как было раньше

Закон не регламентировал то, как именно покупатели могут направлять претензии продавцу. Решающим был договор. Если там написано, что покупатель может пожаловаться через электронную почту, такой вариант допустим. Если нет, оставался классический способ — письмом.

Что изменилось

П. 21 новых правил онлайн-торговли гласит, что покупатель может направить жалобу в любой форме и по любым каналам, если продавец не зафиксировал порядок приема обращений в оферте.

Плюсы и минусы для продавцов и покупателей

Если условия нигде не прописаны, покупатель может отправить жалобу так, как удобно ему. Не заметите претензию вовремя — ваша проблема.

В новых Правилах не указано, как быстро вы обязаны отвечать на претензии. Но злоупотреблять этим не стоит. Чтобы избежать проблем, ориентируйтесь на ст. 20, 21, 22, 25 и 26.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.01.1992 № 2300-1 или придерживайтесь стандартного семидневного срока реакции, предусмотренного ст. 314 ГК РФ.

Изменение №5: Можно возвращать в магазин технику и ювелирные изделия

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Как было раньше

«Тогда был настоящий свободный рынок»

29 января 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли», который разрешал гражданам торговать «в любых удобных для них местах». Улицы городов наполнились продавцами, которых многие по привычке называли спекулянтами. “Ъ” и его читатели вспоминают, каким было то время.

Борис Моисеев, заслуженный артист России:

— В начале девяностых Россия была голая и голодная страна. Не было нормальных вещей, продуктов, сигарет. Я уехал на длительные гастроли из СССР в конце восьмидесятых, а вернулся уже в другую страну — в Россию, в 1991 году. Ничем, кроме танцев, я заниматься не мог, просто не умел. Посмотрев на пустые полки, я понял, чем сейчас можно подзаработать.

Я стал через своих друзей ввозить в Россию небольшие партии сигарет и дисков. Сам, конечно, за прилавком не стоял, у меня быстро появились люди, которые сразу покупали всю партию товара. Таким образом, я сумел заработать первые деньги на начальный шоу-проект «Борис Моисеев и его леди». Потом уже началось настоящее творчество, без продажи сигарет.

Но без них в то время вообще трудно было начать свое дело.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Марк Штейнбок / Фотоархив журнала «Огонек»

Евгений Чичваркин, сооснователь и бывший совладелец сети салонов сотовой связи «Евросеть»:

— Улицы и до указа были наполнены продавцами. Просто их перестали разгонять, потому что милиция потеряла законные на то основания. Это самый правильный закон из тех, что я помню, и по сей день. Он спас страну от голода, от бунта и прочих возможных несчастий. И то, что сегодня от него так далеко отошли, еще выйдет современной власти боком.

Я торговал одеждой, шоколадками, да практически всем. Не могу оценить, много или мало заработал тогда, но на все рынки я ездил на такси, в отличие от всех моих сверстников. И конкуренция особо не чувствовалась, потому что в момент появления закона был дефицит всего и в клиентах недостатка не было.

Тогда был настоящий свободный рынок, каким он и должен быть.

Ъ от 27.01.1992: «Одобрен указ президента «О свободе торговли», дополняющий и расширяющий саботированный указ о ее либерализации.

Новый документ предоставляет предприятиям, организациям и гражданам право осуществлять торговую и закупочную деятельность без специального на то разрешения. Гражданам разрешена торговля с рук, лотков и т. д.

в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части дорог, станций метрополитена и территорий, прилегающих к административным зданиям. В общем, торговать можно — было бы чем». Читайте подробнее

Давид Якобашвили, вице-президент РСПП, один из основателей компании «Вимм-Билль-Данн»:

— Мы с друзьями в это время многим торговали. В 1992 году уже начал работать «Вимм-Билль-Данн» и активно пошли в продажу соки. В том же году открылся джинсовый магазин Super Rifle на Кузнецком мосту.

Еще была компания «Тринити Моторс» — торговля и обслуживание автомобилей, игровые автоматы, салон красоты на Покровке. Начали мебель завозить: шведскую офисную, кухни.

Независимо от указа тогда было удивительное время, которое дало возможность многим воспользоваться свободой торговли и поднять экономику страны, ну и свою тоже.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Н. Медведев / Фотоархив журнала «Огонек»

Николай Власенко, член комитета Совета федерации по экономической политике:

— В 1992 году я работал заведующим лабораторией в Мореходном училище в Калининграде.

Времена были очень бедные, зарплата преподавателя — крайне низкая, и в итоге я принял решение пойти на «вольные хлеба», заняться предпринимательством. И открыл первую палатку в городе.

Возили мы сами продовольственные товары с разных точек нашей страны… С этого и началась моя карьера в новой ипостаси — как предпринимателя.

Сергей Габестро, член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант»:

— Непосредственно торговлей я не занимался. Но в 1993 году, когда я еще учился в институте, подрабатывал оказанием юридических услуг. Мы с друзьями тогда создали юридическую компанию и принимали активное участие в делах в арбитражных судах.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Ъ от 13.04.1992: «Как стало известно, Гавриил Попов и Юрий Лужков письменно обратились к президенту России с просьбой предоставить им право некоторой корректировки действия указа «О свободе торговли» на территории Москвы: разрешить регламентацию торговли «с рук».

Эксперты «Ъ» ожидают, что просьба мэра и вице-мэра будет встречена благосклонно, во-первых, потому, что она вполне разумна, а во-вторых, по прецеденту — под давлением московской исполнительной власти президентом в отношении Москвы допущено уже несколько изъятий из российского законодательства».

Читайте подробнее

Альберт Демченко, заслуженный мастер спорта России, трёхкратный вице-чемпион Олимпийских игр по санному спорту:

Читайте также:  Перспективы российской экономики: кризис и пути выхода

— Мясом на рынке. Я это мясо и рубил, и потом продавал. Три года этим параллельно с тренировками занимался. Время-то было трудное, и такая подработка помогла выжить. Тяжело было, но ничего, справлялся. Да к тому же много новых знакомых в процессе торговли появилось, с некоторыми из них до сих отношения сохранились.

Сергей Белоголовцев, актер:

— Вначале мозгами, а потом уже лицом. Время, когда я пришел в шоу-бизнес и начал торговать мозгами, было классным и просто волшебным. Куча идей, неожиданных ходов, экспромтов. А потом все стало меняться.

Когда приходят режиссер, актеры, то все вроде осталось по-старому, но как-то иначе. И наступило время торговли лицом.

В этом есть свои преимущества, могут без очереди пропустить, а могут, узнав, и штраф крупнее взять.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Б. Кудрявов / Фотоархив журнала «Огонек»

Владимир Платонов, председатель Мосгордумы (1994 — 2014 год), старший вице-президент ТПП Москвы:

— Сам не торговал, но защищал первых предпринимателей, то есть тех, кто этим занимался. В 1991 году я ушел из органов прокуратуры и стал вольным юристом. Помогал организациям и частным лицам в организации и сопровождении различных торговых операций.

Этот указ превратил Москву в большую торговую точку. Пространство города сразу заполнили уличные торговцы, их было так много, что к метро было трудно пройти.

Постепенно ситуация стала улучшаться, появились палатки, павильоны, и уличная торговля стала приобретать цивилизованный вид.

Ъ от 20.09.1993: «Последние несколько недель в больших российских городах с вещевыми и мелкооптовыми рынками творится что-то неладное. Идет скрытая война между местными администрациями и владельцами «уличной торговли», следствием чего рынки, еще вчера функционировавшие на все сто, сегодня оказываются закрытыми. В каждом городе по-своему». Читайте подробнее

Николай Грешилов, гендиректор «Корпорации Гринн»:

— Металлопрокатом. Получал его по зачетам в Курске, а потом вагонами и даже целыми составами отправлял в Китай. Там менял его на ширпотреб и все это возвращал домой. Еще была мебель из Италии. У меня чувство, что тогда почти все чем-то торговали.

Это было интересное, где-то даже веселое время. Я взял в то время кредит под 40 процентов, а когда пришло время его гасить, ставки выросли до 250! Ничего, справился.

Было интересно зарабатывать деньги, но еще интереснее было проявить себя, проверить могу или не могу это сделать.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Фотоархив журнала «Огонек»

Дмитрий Потапенко, основатель и управляющий партнер Management Development Group Inc.:

— Чем я только не торговал в девяностые. Сейчас вряд ли даже кто поймет саму фразу: «Торговал компьютерами PС- совместимыми с AMD и PС IBS с 64 килобайтами памяти». Также довольно успешной была торговля грампластинками, бытовой техникой Delonghi и Akai.

Изначально было пару лотков на Горбушке, лоток на «Луже» и даже около Рижского рынка. А грампластинками торговал в Столешниковом переулке. Так что уже изначально начинал с сетевой торговли. Кстати, на «Луже» рядом со мной торговал Женя Чичваркин.

Вообще указ Ельцина о свободной торговле многим помог начать свой бизнес в то время.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Фотоархив журнала «Огонек»

Олег Вьюгин, председатель Совета директоров МДМ Банка:

— В девяностые я ничем не торговал.

Тогда я работал в Институте народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, конечно, денег ни на что не хватало, и я со своими коллегами пытался подработать на так называемых хозяйственных договорах, то есть выполнение определенной работы сверх основной.

А вот близкие родственники коллег действительно увольнялись из различных НИИ, где зарплату не платили, ездили в Польшу за товаром, а потом продавали его на рынках. Многие семьи в нашей стране благодаря этому указу выжили и прокормили своих детей.

Юрий Ковалев, гендиректор национального союза свиноводов России:

— Продуктами питания. Но в больших масштабах. Я тогда был гендиректором мясоперерабатывающего завода «Кампомос».

Торговый сбор или как объявили четырехлетний мораторий на введение новых налогов

С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту[1]. Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов.

Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж.

По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов[2], что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани[3]. Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга)[4], были полностью за введение налога с продаж.

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Источник фото: http://iurist.su/

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным.

Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога.

Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами.

Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне.

«Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог[5]. Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением)[6].

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью.

На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности.

Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности[7].

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора[8].

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Источник фото: http://belive.ru

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов)[9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги[10]. Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей).

Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы.

Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате[11].

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств.

Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы.

Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора[12].

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Источник фото: http://apifi.com/

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях[13].

Читайте также:  Считается договор действительным, если он был заключен без согласия владельца частного дома?

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор[14].

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов[15].

Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей[16]. При том, что в Москве с её 260 тыс.

торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей[17].

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (например, магазины формата «остров» (расположенные в проходах торгового центра (далее – ТЦ) и непередвижные), магазины формата «окно выдачи», расположенные в здании, торговые точки в ТЦ типа «рынок» и другие);
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, ларьки, расположенные в местах, которые утверждены официальной схемой расположения; развозная торговля (с использованием транспортных средств, то есть автолавок); разносная торговля (с использованием простейших приспособлений, то есть корзин, сумок и так далее));
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (отдельно стоящие магазины, магазины в ТЦ, магазины-склады (ИКЕА) и другие);
  • посредством организации розничных рынков;
  • путем отпуска товаров со склада[18].

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества[19].

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД[20].

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м2) + 50 рублей * 17 м2 (ставка за каждый метр превышения 50 м2) = 60 850 рублей.

Торговый сбор: кто платит в 2021 году

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

Торговый сбор – это платёж, который относится к местным налогам и сборам. Впервые ТС установили в Москве в середине 2015 года, поэтому порядок его взимания уже хорошо проработан на практике.

Кроме того, Налоговый кодекс предоставляет возможность вводить торговый сбор на территории других городов федерального значения (Санкт-Петербург и Севастополь), но муниципальные власти своим правом пока не воспользовались.

В других регионах России торговый сбор может быть введён только после соответствующего федерального закона, который за эти годы не был принят. Таким образом, в 2021 году торговый сбор действует только на территории Москвы.

В этой статье мы разберём практические вопросы по торговому сбору – кто должен его платить, по какой ставке, как встать на учёт, в какие сроки перечислять платежи. Кроме того, уплате сбора посвящена глава 33 НК РФ и закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62. При необходимости рекомендуем обращаться к этим первоисточникам или на бесплатную консультацию.

Что облагается торговым сбором

Начнём с вопроса о том, что облагается торговым сбором? Особенность ТС в том, что он взимается не от выручки, а с самого торгового объекта. При этом не имеет значения объём продаж, ассортимент и количество проданных товаров, а также право собственности на объект.

Более того, сумма сбора практически не зависит от регулярности торговли. В статье 412 НК РФ указано, что ТС за квартал взимается в полном размере, даже если торговля за этот период велась всего один раз.

Какого-либо перерасчёта в соответствии с реально отработанными днями кодекс не предусматривает. От уплаты сбора может быть освобожден только полный квартал, в течение которого торговля не велась ни разу.

Что касается площади торговой точки, то принцип взимания сбора тоже нельзя назвать полностью справедливым. Объекты до 50 кв. м платят одинаковые суммы, независимо от реальной площади. Расчёт ТС по квадратным метрам предусмотрен только для торговых точек площадью свыше 50 кв. метров.

Кроме того, есть дифференциация по районам Москвы – самые высокие ставки сбора установлены для Центрального административного округа. Конкретные суммы ТС вы можете узнать из таблицы ниже.

Итак, торговым сбором облагаются объекты:

  • стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок);
  • нестационарной торговой сети.

Куда зашла свобода торговли

Торговля без налогов - законопроект о введении дня свободной торговли

В январе 1992 г. выход закона о торговле позволил мирно разрешить назревавшую драму /Liu Heung Shing / AP

Двадцать шесть лет назад, 29 января 1992 г., президент Борис Ельцин подписал закон «О свободе торговли» – революционный по сути документ, означавший конец эпохи госмонополии государства в торговле.

Он породил целый новый класс предпринимателей: среди тех, кто сейчас составляет фундамент российского бизнеса, найдется немало начинавших в начале 1990-х с мелкой торговли. Для государства отказ от монополии в торговле был принципиальным решением – это был поворот от тотального регулирования к полной свободе торговли.

Однако так продолжалось недолго: дальнейшая история отношений государства и рынка – это история постепенного усиления регулирования, которая продолжилась и после принятия в 2009 г. нового закона о торговле.

Тогда, в январе 1992 г., выход закона о торговле позволил мирно разрешить назревавшую драму. Последствия зарегулированности советской экономики, которые внесли свой вклад в исчезновение с карты мира Советского Союза, угрожали теперь крупнейшему из созданных на его месте государств, Российской Федерации. 2 января были либерализованы прежде регулируемые цены.

Спустя три недели прилавки остались пустыми. «Нигде ничего нет, никакой еды», – сообщали депутаты Верховного совета специально созданной правительственной комиссии. Цены стали рыночными, однако торговля – как и экономика в целом – оставалась государственной, неповоротливой и далекой от нужд потребителя.

Это грозило не просто «проблемами с обслуживанием граждан», а бунтом, насилием.

«Если нам поручат еще и стихийные волнения народа… избави Бог», – опасался Сергей Шойгу, тогда глава комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1992 г. ведомство было обязано заниматься не только стихийными бедствиями, но и рукотворными, в том числе перебоями в снабжении горожан продовольствием.

Какие варианты урегулирования ситуации видело руководство страны? «Надо просто взять у каждого фермера излишек продовольствия», – предлагал народный депутат Юрий Гулько, причем «просто взять» надлежало так, чтобы фермер «отдал добровольно».

Однако была еще одна идея – ставка на частную инициативу, и воплощение этой идеи само, по сути, стало частной инициативой депутата-экономиста Михаила Киселева, который пусть и не без труда, но убедил правительство Егора Гайдара и президента поддержать указ «О свободе торговли». Он предоставлял россиянам свободу продавать – при незначительных оговорках – что угодно и «в любых удобных» местах, а также свободу покупать – беспошлинно ввозить из-за границы товары.

Идея сработала.

Возможностью продавать в удобных местах воспользовались многие: моментально появился целый класс предпринимателей, которых еще совсем недавно стали бы преследовать ровно за то, что они предприниматели, в советских терминах – спекулянты (впоследствии из таких мелких предпринимателей вырастет целое поколение отцов-основателей большого российского бизнеса). На какое-то время страна превратилась в большой базар в самом прямом смысле слова. Однако опасения чиновников, что появление торговцев на улицах «заблокирует центр Москвы» и «ввергнет страну в хаос и анархию», не оправдались. Снабжением занялись предприниматели, пожарами и наводнениями – спасатели.

Но абсолютная свобода торговли просуществовала недолго: вместе с возвращением еды в города у чиновников вернулось и желание регулировать ее покупку и продажу. Уже в апреле 1992 г.

правительство Москвы воспользовалось одной из оговорок указа – запретом торговать на территориях, «прилегающих к зданиям государственных органов власти», – и целиком закрыло для торговли центр столицы: Охотный Ряд, Новый Арбат, Тверскую, Пушечную и Никольскую улицы, Театральную площадь.

Натяжка была несомненна, но приняли ее спокойно, так как свобода торговли оставалась почти нетронутой. Так началось восхождение по лестнице, ведущей вниз, – от почти неограниченной свободы торговли ко все большему регулированию.

В июне 1992 г. новая редакция указа отменила возможность продавать в любых удобных местах, заменив удобные места «отведенными».

Читайте также:  Требования к третейскому судье: разрешение на учреждение суда

Вскоре также появились лицензии на торговую деятельность и ограничения на беспошлинный ввоз товаров, затем премьер Виктор Черномырдин провозгласил курс на «рынок без базара», что в наиболее буквальном смысле (сегодня мы бы сказали – в «собянинском») и наглядном виде означало сворачивание уличной торговли. Хотя проблемы потребителя решили предприниматели на улицах, а не регуляторы в теплых кабинетах, последние пришли к выводу, что потребителям не хватает именно регуляторов.

И чем больше крепла торговля, чем более здоровым и привлекательным становился сектор, тем сильнее становился интерес чиновников к регулированию, тем крепче становилась их уверенность, что они смогут заменить хорошую торговлю на «еще лучшую». От прежней растерянности не осталось и следа. К 2009 г. созрели условия для очередного наступления государства на сектор – был принят закон о торговле, одна из самых многообещающих инициатив последнего десятилетия.

Суть закона была в введении ограничений отсрочек платежа, маркетинговых бонусов и других неценовых условий в договорах между сетями и поставщиками продовольственных товаров.

По мнению сторонников закона, все эти неценовые условия – это «издержки» поставщиков или даже «поборы», а сокращение этих издержек, соответственно, приведет к снижению розничных цен.

ФАС оценивала их в 5–40% от объемов поставок, а значит, и цены в случае принятия закона должны были снизиться на те самые 5–40%. Выполнение этого обещания делало бы закон о торговле беспрецедентно успешным.

Этот оптимизм разделяли не все.

Ведущие российские экономисты – Александр Аузан, Сергей Гуриев, Егор Гайдар, Андрей Илларионов, Вадим Радаев, Евгений Ясин – в открытом обращении призывали депутатов Госдумы не принимать закон о торговле и даже говорили об ущербе от этого закона для всех заинтересованных сторон. Экономисты объясняли, что неценовые условия – это вовсе не издержки, а скидки с закупочной цены ритейлеров и что депутаты в действительности просто пытаются повысить оптовые цены.

Что же это отсутствие результатов сказало регуляторам? Ничего! Прежде они не поверили советам экономистов, а теперь – своим глазам.

Когда истек срок, который отводился на снижение цен на 40%, этого снижения не смогли обнаружить ни чиновники, ни исследователи-экономисты, ни участники рынка. Но отсутствие результата не привело к пересмотру закона.

Раз желаемые последствия должны быть, но их нет, значит, закон следует ужесточить – что добавило бюрократии, но не снизило цены. Но, может быть, дело в популизме? Данные проведенного в 2016 г. опроса ВЦИОМа и центра «Платформа» свидетельствуют, что и это не так.

Граждане реалистично оценивают возможности регулирования: обсуждая возможное ужесточение закона, только 10% респондентов ожидали снижения цен, тогда как 72% считали, что этого не произойдет.

Такая вера в силу регулирования у законодателей кажется особенно выразительной на фоне первого, ельцинского, закона о торговле.

Это история наоборот – когда ни выкладки экономистов, ни анализ ситуации, ни ориентация на мнение потребителей-избирателей не способны повлиять на убеждения сторонников регулирования.

И не похоже, что спустя четверть века после принятия нынешний закон о торговле будут вспоминать так, как тот, исторический.

Автор — старший научный сотрудник РАНХиГС

Миллиарды, которые теряет Путин

27 июня президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный закон вступил в силу с 1 июля 2021 года.

Суть его в том, что многим категориям российских экспортеров дается право размещать валютную выручку от экспортных продаж за рубежом, на счетах иностранных банков.

Я назвал введение этого закона «доведением до логического конца» процесса легализации ограбления страны.

Напомню, что под действие закона подпадают такие товары, которые называются «несырьевыми» и «неэнергетическими». Т.е. создается видимость, что речь идет об экспорте промышленной продукции, о вытеснении сырья готовыми изделиями.

Неискушенные могут подумать, что стимулируется экспорт транспортных средств, машин и оборудования, высоких технологий. Нет, в перечень товаров, подпадающих под действие закона, включены не самолеты или автомобили, а золото, черные и цветные металлы, простейшие металлоизделия и зерно.

В общей сложности смягчение валютного контроля затронет экспорт на 160 млрд. долларов (это почти половина всего российского экспорта за прошлый год).

Закон лоббировался экспортерами перечисленных категорий товаров. В предвкушении принятия закона они активизировали вывоз из страны указанных товаров. Рассчитывая, что полученную валютную выручку им удастся безнаказанно разместить на счетах зарубежных банков.

Т.е. провести ограбление без каких-либо неприятных для себя юридических последствий. По наглости задуманный план мало чем отличается от бандитской приватизации 90-х годов. Закона еще не было, но его ждали с нетерпением. И тянули время, предпочитая платить штрафы за несвоевременную репатриацию валюты в России.

1 июля экспортеры-клептоманы вздохнули с облегчением: теперь и на штрафы тратиться не надо.

Действие грабительского плана очень ярко проявилось в такой сфере, как экспорт золота.

В прошлом году из страны было вывезено золота, подпадающего под категорию «несырьевых неэнергетических товаров», в объеме 320 тонн. Примечательно, что добыча золота в России в прошлом году составила 290 тонн. Еще 30 тонн добавили банки из своих запасов.

Почти все золото было вывезено в Лондон — главную в мире торговую площадку по драгоценному металлу и главное хранилище золотых слитков частных инвесторов из разных стран мира.

Можно быть уверенным, что в этом году все добытое в стране золото, которое, как известно, является стратегическим ресурсом, будет под чистую вывезено на острова Туманного Альбиона. С полными концами, т.е. без перевода валютной выручки в Россию.

Скорее всего, она также останется на островах Туманного Альбиона.

То же самое происходит и с другими товарами, входящими в группу «несырьевых неэнергетических».

Вот, мы, например, удивлялись и до сих пор удивляемся: что это вдруг цены на черные металлы на российском рынке подскочили за несколько месяцев в 2−3 раза? Господин Мордашов, глава и владелец «Северстали» (заявивший недавно, что «жадность — двигатель прогресса») стал гнать продукцию черной металлургии за границу. То же самое уже происходит с многими цветными металлами и простейшими металлоизделиями.

Сейчас хочу подробнее остановиться на судьбе такого «несырьевого неэнергетического товара», как зерно.

В прошлом году на мировых рынках цены на многие виды продукции агропромышленного комплекса (АПК) стали расти. Возникли дополнительные стимулы направлять продукцию российского АПК на внешние рынки.

Особенно ощутимым был рост мировых цен на зерно. Его вывоз в прошлом году осуществлялся ударными темпами.

Дополнительным стимулом вывоза зерна стало ожидаемое принятие закона, легализующего право экспортеров зерна оставлять выручку за границей.

По данным Россельхознадзора, по итогам 2020 года экспорт зерна из России по итогам 2020 года составил 57,5 млн. тонн, что на 20% выше показателя годичной давности. По данным ведомства, основной объем экспорта пришелся на пшеницу — 38,3 млн. тонн. А вот цифры экспорта других зерновых культур (млн. т): ячмень — 6,1; кукуруза — 3,7; жмых — 2,2; подсолнечник — 1,4.

В долларовом выражении экспорт пшеницы в прошлом году достиг 8,21 млрд долл., что превысило показатель предыдущего года на 28,2%.

Примечательно, что на фоне экономического кризиса прошлого года, спровоцированного так называемой «пандемией COVID-19», некоторые сектора российского АПК демонстрировали невиданные успехи. В частности, в прошлом году был собран невиданный урожай зерновых.

В 2020 году в России собрали 132,9 млн. т зерна, что стало вторым в истории страны результатом после рекордного урожая 2017 года, сообщалось в докладе Росстата. Урожай 2020 года оказался на 9,7% больше, чем в 2019 году.

Поразительно, что по многим другим секторам российского АПК никакого «экономического чуда» не произошло. Было падение, порой более глубокое, чем в целом по экономике России. Сбор сахарной свеклы упал по сравнению с предыдущим годом на 40,5% (32,4 млн. т против 54,4 млн. т), картофеля — на 10,9% (19,7 млн. т против 22,1 млн. т) и овощей — на 2,0% (13,8 млн. т против 14,1 млн. т).

Такой разнобой в динамике зернового сектора и большинства других секторов АПК нельзя объяснить природными причинами. И даже причинами, обусловленными ценовой конъюнктурой мировых рынков.

Производство зерна наращивалось ради того, чтобы нарастить его экспорт. А нарастить экспорт — ради того, чтобы максимально воспользоваться возможностями ожидаемого закона.

Платили штрафы за несвоевременную репатриацию валютной выручки и ждали закона. И вот, наконец, дождались.

Можно ожидать, что в этом году будут опять рекордные урожаи пшеницы и других зерновых культур. Независимо от того, какой будет погода. Будут новые рекорды по экспорту зерновых.

Оборотной стороной медали станет дефицит зерна и хлеба на внутреннем рынке России. Собственно, мы этот эффект уже прочувствовали: цены на хлеб в стране при рекордном урожае зерновых стали расти.

Еще в декабре прошлого года ассоциация производителей муки «Русская мука» направила письмо в ФАС, в котором просила обратить на быстрый рост цен на пшеницу на российском рынке. Что неизбежно ведет к удорожанию хлеба.

«В 2020 году мы вынуждены констатировать сохранение динамики роста стоимости пшеницы всех классов. За период январь-ноябрь 2020 года совокупный рыночный рост цен на пшеницу во всех регионах России составил от 30 до 40% в зависимости от качественных показателей зерна», — отмечается в письме российских мукомолов.

Как известно, президент Владимир Путин в конце прошлого года обратил внимание на быстрый рост цен на базовые продукты питания и дал команду правительству разобраться в этом и принять необходимые меры. Михаил Мишустин отреагировал быстро. Были прияты меры.

Тут и бюджетные субсидии мукомолам для компенсации части потерь в связи с ростом цен на закупаемое зерно. Тут и попытки давить на компании оптовой и розничной торговли, установление предельных цен на базовые продукты питания, включая хлеб. Наконец, такая мера, как введение ограничений на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы.

С 15 февраля до 30 июня 2021 года из страны можно было вывезти только 17,5 миллиона тонн этих агро-культур. Экспортировать можно больше, но тогда дополнительный объем будет облагаться пошлиной в 50% от таможенной стоимости вывозимой продукции (но не менее чем 100 евро за одну тонну).

Итак, с 1 июля ограничение на экспорт, установленное правительством перед новым годом, перестает действовать. Это ограничение было бы крайне актуальным на период сбора урожая зерновых. Основная часть экспорта зерновых традиционно приходится на вторую половину года. А ограничение экспорта аккурат прекратило свое действие в период «жаркой страды».

Есть лоббисты, которые хотели бы продления моратория на экспорт зерновых. Например, та же мукомольная промышленность. Но силы неравны. Лобби экспортеров зерновых намного мощнее. Ведь не для того, оно добивалось более года принятия закона от 28.06.2021 № 223-ФЗ, чтобы потом обесценить его ограничениями на экспорт?

Прогноз мой таков. Ограничений на экспорт зерновых во второй половине года не будет. Вывоз пшеницы и других культур опять продемонстрирует рекордные показатели (эти «рекорды» в минимальной степени зависят от того, какой будет погода). На внутреннем рынке возникнет дефицит зерна. Будет иметь место рост цен на хлеб. Впрочем, любой прогноз условен.

Чтобы прогноз не «состоялся», необходим целый комплекс мер. И одна из первоочередных — отмена закона от 28.06.2021 № 223-ФЗ. Ведь он не только провоцирует голод в стране, но и еще и легализует финансовое ограбление России.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *