Требования к третейскому судье: разрешение на учреждение суда

Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы производит набор третейских судей, судей в отставке или на пенсии, кандидатов и докторов юридических наук в состав коллегий третейского суда.

Судьи в отставке или на пенсии при работе в качестве третейского судьи — арбитра сохраняют за собой пожизненное обеспечение (Письмо Министерства Юстиции РФ о сохранении пожизненного содержания судьям в отставке при работе в качестве Арбитра — Третейского судьи и Постановление Президиума Совета Судей РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»)

Требования к третейскому судье: разрешение на учреждение суда

Требования, предъявляемые к кандидату на должность третейского судьи

Кандидат на должность «Третейский судья» должен соответствовать всем требованиям Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2015 г, N 382-ФЗ, «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»:

  • Иметь высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом, выданным на территории Российской Федерации или дипломом вуза иностранного государства, признанного в РФ.
  • Обладать полной дееспособностью, не состоять под опекой или попечительством.
  • Не иметь судимости, не привлекаться к уголовной ответственности.
  • Не являться лицом, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.
  • Не являться лицом, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с профессиональной деятельностью.
  • Третейским судьей в Федеральном Арбитражном Третейском Суде Города Москвы может быть гражданин, достигший возраста 28 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности в определенной отрасли экономики не менее 5 лет или опыт работы в государственных судах или ученую степень;

Кандидат, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование и требуемый стаж работы по юридической специальности, должен подать заявление на прохождение квалификационного экзамена и заявление на включение в состав третейского суда. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы.

Документы на должность третейского судьи

  1. Заявление на должность Арбитра;
  2. Анкета;
  3. Биография для публикации на сайте (в формате Word);
  4. Копия паспорта;
  5. Копия трудовой книжки;
  6. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
  7. Копия свидетельства о постановке физического лица на учёт в налоговом органе по месту жительства (ИНН);
  8. Копия документов об образовании;
  9. Копия документа о профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении учёной степени (если таковые имеются);
  10. Фотография цветная 3х4 (2 шт.) и в электронном виде для размещение на сайте;

Все документы подаются в бумажном виде заверенные подписью заявителя с датой заверения (для первичной обработки документов допускается присылать документы в электронном отсканированном виде). Канцелярия суда организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность арбитра третейского судьи, и содержащихся в них сведений в течение 5 дней.

Квалификационный экзамен и присвоение статуса третейского судьи

Кандидат в третейские судьи должен написать заявление на имя Председателя суда, с просьбой включить его в состав Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы и сдать квалификационный экзамен. Заявление подается лично или по электронной почте.

В случае положительного решения кандидат сдает в назначенное время квалификационный экзамен (перечень примерных вопросов для экзамена на статус третейского судьи).

От сдачи квалификационного экзамена освобождены кандидаты, имеющие статус Судьи, Третейского Судьи, Судьи на пенсии, Судьи в отставке, ученую степень кандидата или доктора наук.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамен, состоит из:

  • Председателя суда,
  • Ведущих судей из коллегий суда, в соответствии с коллегиальной ориентированностью кандидата,
  • Секретаря экзаменационной комиссии,
  • Приглашенных специалистов.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 5 лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность третейского судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве третейского судьи.

По результатам рассмотрения заявления кандидата на должность третейского судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена, Председатель Третейского суда принимает решение о назначении кандидата на должность Третейского Судьи.

Порядок наделения полномочиями третейских судей

  • С Третейским судьей заключается бессрочный гражданско-правовой договор (деятельность арбитров в рамках арбитража — третейского разбирательства не является предпринимательской) и договор о соблюдении конфиденциальности на десять лет.
  • Третейский судья включается в реестр третейских судей и данные о третейском судье публикуются на официальном сайте третейского суда и в информационных материалах.
  • Для рассмотрения спора Третейский Судья назначается Председателем суда, сторонами по распоряжению Председателя Суда или Руководителем регионального судебного участка.
  • По всем вопросам просьба обращаться:
  • +7 (495) 727-55-89
    +7 (926) 245-45-10
  • Gravirov@Rossud.ru

Абсолютно новые правила третейского судопроизводства. И уже в сентябре 2016 г

8 янв 2016

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

Требования к третейскому судье: разрешение на учреждение суда29.12.2015 г. принят новый закон о третейских судах, который коренным образом изменил не только ставшую привычной терминологию, но и сам порядок их создания и организации деятельности.

С 1 сентября 2016 года постоянно действующие третейские суды будут заменены на постоянно действующие арбитражные учреждения. Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, сохранится.

Третейские судьи будут именоваться арбитрами, а само третейское разбирательство – арбитражем. А что самое интересное, под третейским судом, как следует из определения, данного в законе, будет пониматься единоличный арбитр или коллегия арбитров.   

Более подробно о «новоявленных» третейских судах мы расскажем ниже.

1. Усложнится процедура создания постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ).

ПДАУ – это некое подразделение некоммерческой организации. Создание ПДАУ возможно будет только при некоммерческих организациях, причем только при одной.

В отличие от ранее действующего порядка, Закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ закрепил достаточно непростую процедуру создания ПДАУ, а именно разрешительный порядок. Для создания подобных учреждений необходимо будет получить разрешение Правительства РФ, выраженное в специальном акте. Без разрешения вправе действовать только МКАС и МАК при ТПП РФ.

Разрешение Правительства РФ будет выдаваться на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Именно Совет будет наделен правом оценивать, соответствует или не соответствует создаваемое при некоммерческой организации ПДАУ предъявляемым в законе требованиям. Данные рекомендации – основа для издания соответствующего акта Правительством РФ.

2. Требования, предъявляемые к некоммерческой организации, при которой планируется создать ПДАУ.

Получение некоммерческой организацией положительной рекомендации от Совета возможно будет, если она соответствует требованиям, изложенным в законе. Причем предъявление каких-либо дополнительных требований, не предусмотренных законом, не допускается. Но и этих требований, скорее всего, будет достаточно, чтобы отказать любому заявителю.

К таким требованиям относится:

— соответствие представленных правил ПДАУ требованиям закона;

— наличие у ПДАУ рекомендованного списка арбитров, соответствующего требованиям закона;

— достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано ПДАУ, и ее учредителях (участниках);

— репутация некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников) позволят обеспечить высокий уровень организации деятельности ПДАУ, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности соответствующего учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в Российской Федерации.

ПДАУ, как подразделение некоммерческой организации, обязано разместить на своем сайте депонированные правила арбитража (третейского разбирательства) и рекомендованный список арбитров. Только в этом случае, арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность.

3. Особые требования к третейским судьям.

Для того чтобы быть включенным в рекомендованный список арбитров, одного высшего юридического образования будет не достаточно. Закон устанавливает особые требования к третейским судьям.

Во-первых, не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории РФ.

Во-вторых, не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Причем, одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех ПДАУ.

Количество арбитров одного ПДАУ не может быть менее 30 человек. От каждого кандидата на включение его в список необходимо заручиться письменным согласием.

4. Виды деятельности ПДАУ

Главная особенность постоянно действующих арбитражных учреждений – осуществление исключительно функций по администрированию (организации) третейского разбирательства.

Администрирование третейского включает в себя: обеспечение процедур выбора, назначения или отвода арбитров; ведение делопроизводства; организация сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

ПДАУ при осуществлении своей деятельности должно придерживаться правил. Для него это своего рода учредительный документ. ПДАУ вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в данных правилах.

К ним относятся: администрирование международного коммерческого арбитража; администрирование арбитража внутренних споров; выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

Все данные виды деятельности могут быть регламентированы в рамках одних правил, либо закреплены в отдельных правилах: правилах международного коммерческого арбитража; правилах арбитража внутренних споров; правилах арбитража конкретных видов споров. Могут быть также приняты правила ускоренного арбитража; правила арбитража корпоративных споров.  

Практикующие юристы отмечают, что новый закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ в отличие от пока ныне действующего закона о третейских судах значительно усложняет и предъявляет довольно высокие требования как к самой процедуре создания постоянно действующих арбитражных учреждений, так и к третейским судьям.

Читайте также:  Стройки ищут сообщников

Уже сейчас можно утверждать, что нововведения приведут к существенному сокращению участников рынка альтернативного судопроизводства, так как региональным третейским судам вписаться в новые правила будет практически невозможно. Также очевидно, что новый институт третейского разбирательства будет сформирован при представителях крупного бизнеса в РФ и государственных монополиях. Все прочие смогут ощутить на себе альтернативные формы разрешения споров исключительно как ответчики в споре с вышеупомянутыми мастодонтами.

Третейский судья: «Арбитражная система по подготовленности судей намного выше, чем СОЮ»

16 сентября 2016 в 15:46

Требования к третейскому судье: разрешение на учреждение суда

Она рассказала «Правовой гарантии» о последних изменениях законодательства о третейских судах, а также о том, кто может стать третейским судьей, каковы преимущества третейского суда перед государственным, и можно ли объединить арбитражную систему с системой судов общей юрисдикции.

— Галина Николаевна, почему вы решили стать юристом? — Профессия юриста была моей мечтой примерно с 7-го класса. С детских лет во мне был заложен стержень справедливости, честности и беспристрастности, с годами это стало проявляться все больше.

Я всегда была очень общительным, открытым, разносторонне развитым, целеустремленным ребенком, с отличной памятью. Мне очень импонировало, что профессия юриста подразумевает работу с людьми, непосредственный контакт и живое общение с ними, что это творческая, а оттого и увлекательная работа.

Поэтому после окончания школы, я, не раздумывая, поступила в университет на факультет «юриспруденция». А далее – вверх по карьерной лестнице юриста. Существующие в этой специальности трудности и преграды лишь дают мне стимул к дальнейшему развитию.

Цитируя высказывание римского юриста Домиция Ульпиана, «право есть искусство доброго и справедливого». Я считаю, что моя профессия – мой долг, помогать людям, защищать их права и законные интересы, т. е. нести добро и справедливость.

— Какие личностные качества, на ваш взгляд, наиболее важны для юриста, адвоката?

— Человек этой профессии должен обладать такими качествами, как честность, справедливость, порядочность, выдержка, логическое мышление, ответственность, быстрая ситуативная готовность и т.д. Какие-то качества у человека уже врожденные, какие-то приобретаются в процессе взросления и формирования его как личности, но многие также «нарабатываются» в процессе приобретаемого профессионального опыта. Но главный и важный аспект профессионального адвоката заключается в его независимости и непреклонности.

— Сейчас есть много информации о том, каковы требования к кандидатам в государственные суды. А что необходимо для того, чтобы стать судьей третейского суда?

— Требования к третейским судьям такие же, как и к государственным судьям. Это профессионалы своего дела со следующими качествами: честность, объективность и беспристрастность. Судья – лицо независимое, и, главное, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе рассматриваемого им дела. Третейский судья обязан иметь высшее юридическое образование, стаж по юридической специальности не менее 5 лет, а также отлично разбираться в сфере финансовой экономики. Однозначно, третейским судьей не может быть человек с судимостью или нетрудоспособный.

— Каковы преимущества третейского суда перед государственным судом?

— В Российской Федерации коммерческий арбитраж осуществляется Третейским судом, образованным и работающим в порядке, установленном Федеральным законом «О третейских судах в РФ». Как гласит регламент нашего постоянно действующего третейского суда («Международный арбитражный третейский Суд»), коммерческий арбитраж (от фр. arbitrage — разрешение спора при посредничестве коммерческих (негосударственных) арбитров) – наиболее быстрый, эффективный и прозрачный способ судебного взыскания задолженностей с недобросовестных контрагентов, широко применяемый в развитых странах мира в рамках Европейской конвенции «О внешнеторговом арбитраже». На сегодняшний день третейский суд – это отличный альтернативный способ защиты права. Преимущество третейского суда перед государственным арбитражным судом – это, прежде всего, быстрота, результативность, достаточно упрощенная процедура разрешения споров и экономичность третейской процедуры, полная конфиденциальность, стороны добровольно обращаются в третейский суд и участвуют в выборе судей. Но все же главным преимуществом третейского суда перед государственным судом является отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, ведь спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) в одной инстанции. Не менее важное преимущество заключается в распоряжении третейским судом по рассматриваемому делу о принятии обеспечительных мер аналогичных мерам, предусмотренным процессуальным законодательством государственного суда (АПК РФ и ГПК РФ).

— Насколько широк круг дел, которые может рассматривать третейский суд?

— Третейскому суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Третейский суд разрешает экономические споры и рассматривает иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и просто граждан.

К подведомственности третейских судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Третейский суд рассматривает подведомственные ему дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Как видно, круг дел довольно широк.

— Не возникает ли проблем с исполнением решений третейского суда? — Решение третейского суда обязательно для сторон и исполняется добровольно, в порядке и в сроки, которые установлены в решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на дату его исполнения.

Процедура принудительного исполнения состоит и трех этапов: 1. заявление о выдаче исполнительного листа, оно составляется лицом, в пользу которого вынесено решение, в письменном виде.

Оно подается либо в постоянно действующий третейский суд, вынесший решение (для направления заявления вместе с делом в пятидневный срок с момента его получения в соответствующий арбитражный суд), либо непосредственно в арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд.

Решая вопрос о выдаче исполнительного листа, арбитражный суд не осуществляет пересмотр решения третейского суда. 2. получение исполнительного листа; 3. передача исполнительного листа на исполнение, т.е. взыскание.

— Насколько часто обращаются граждане, организации в «Международный арбитражный третейский Суд»?

— Довольно часто. Повышение обращаемости в третейские суды граждан и организаций в первую очередь связано с преимуществом третейского суда перед государственными судами. Но вступившие нововведения серьезно затронут региональные арбитражные учреждения, вписаться в новые правила им будет практически невозможно, это приведет к существенному сокращению участников рынка альтернативного судопроизводства.

— С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый порядок образования и функционирования третейских судов.

Каковы самые важные изменения? — Первое и важное изменение в том, что третейское разбирательство приравняли к арбитражу, соответственно, третейский судья получил наименование арбитра.

Второе – это все-таки то, что целью нового закона явилась замена ныне действующих третейских судов постоянно действующими арбитражными учреждениями, которые могут создаваться только при некоммерческих организациях.

Вступивший в силу закон об арбитраже предусмотрел значительный объем функций содействия компетентных (государственных) судов при проведении арбитража – это и формировании состава третейского суда, отвод и прекращение полномочий арбитра, а также решение вопроса о компетенции третейского суда.

— Третейское разбирательство, согласно новому закону, приравнивается к арбитражу. Но в юридической практике «арбитраж» часто ассоциируется с арбитражными судами РФ. Не будет ли путаницы? — Я не зря изначально указала на термин, содержащийся в регламенте нашего постоянно действующего третейского суда «Международный арбитражный третейский Суд» (от фр.

arbitrage — разрешение спора при посредничестве коммерческих (негосударственных) арбитров). Теперь, когда третейское разбирательство приравнено к арбитражу, данный термин может показаться непривычным для рассматриваемой сферы, однако, нововведение никоим образом не уравнивает систему арбитражных судов Российской Федерации и третейского разбирательства.

С 1 сентября текущего года «третейский суд», носит новое название «постоянно действующее арбитражное учреждение». Третейским судом будет именоваться только конкретный состав суда, рассматривающий определенное дело.

Следуя международным тенденциям, где практически во всех странах понятие «арбитраж» используется именно в отношении негосударственных судов, мы, наконец, привели в соответствие наименование привычных нам третейских судов.

— Немало критики ранее звучало в адрес так называемых «карманных» судов при организациях. Такие органы обвиняли в необъективности и зависимости при вынесении решений. Поможет ли новый закон изменить такое положение дел?

Читайте также:  Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правовая подборка

— Серьезной проблемой третейского разбирательства были и остаются и опасения самих предпринимателей относительно независимости третейских судов и квалификации арбитров. Неизменным осталось и правило «разрешено все, что не запрещено законом». Вновь обошли стороной вопрос о компетенции арбитража, он по-прежнему будет решать его сам. Вопрос ответственности был затронут недостаточно: постоянно действующее арбитражное учреждение должно в некоторых случаях возмещать убытки и, если такое правило предусмотрено в его правилах, удерживать часть гонорара арбитра, который пренебрегает своими обязанностями. Решать возникающие проблемы по-прежнему придется, прежде всего, правоприменителям и судебным инстанциям. Данная тенденция справедливо вызывает сомнения и опасения в деловой сфере. Очевидно и то, что новый институт третейского разбирательства будет сформирован при представителях крупного бизнеса в РФ и государственных монополиях. Все прочие смогут ощутить на себе альтернативные формы разрешения споров исключительно как ответчики в споре с вышеупомянутыми «акулами».

— После объединения Верховного и Высшего арбитражного судов РФ были слухи о возможном слиянии систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Недавно об этом заговорили вновь на фоне сообщений о предстоящем Всероссийском съезде судей. Возможно ли слияние СОЮ и арбитражных судов, насколько это целесообразно?

— Мое мнение схоже с мнением большинства квалифицированных юристов — я не вижу в этом никакой целесообразности. Судья общей юрисдикции и арбитражный судья – это совершенно отличная друг от друга квалификация, задачи судопроизводства, более того – абсолютно разный субъектный состав. Не будем лукавить, но арбитражная система с точки зрения своей внутренней культуры, подготовленности судей намного выше по уровню и качеству, чем СОЮ. Судья общей юрисдикции принимает решение на основании внутреннего убеждения, арбитражный же судья, рассматривая дело, обязан исследовать все доказательства по делу, он принимает решение на основании представленных документов, и это правильно. Каждый должен быть специалистом своего дела. Нагрузка на судей судов общей юрисдикции уже сейчас является критической. А нагрузка на Арбитражный суд г.Москвы вообще превышает допустимую. Итогом слияния будет полный стопор и хаос в судебной системе. Мое мнение, что просто необходимо разъединять суды и создавать специализированные судебные учреждения по категориям споров. Ведь трудно даже представить, как судья общей юрисдикции, специализирующийся на уголовном праве, профессионально и грамотно разрешит спор по существу, например, по договору поставки, и это даже не в минус общей юрисдикции, судья СОЮ может в сотни, раз лучше знает, в отличие от даже самых высоких судей, нюансы споров, например, по договорам займов. Данное слияние невозможно, это все равно, что лишить разделения медицинских работников. Издревле юристы, врачи и учителя являлись особой кастой. Мы доверяем им самое дорогое: врачам – свое здоровье, учителям – своих детей, а юристам – свою веру в справедливость, защиту нарушенных прав и свобод. Считаю, что наши законодатели это понимают и подобного слияния не допустят, а будут стремиться сделать правосудие более качественным.

— Спасибо за интересную беседу!

Беседовала Лейла Досумова

«Третейский» Пленум: главное

Пленум Верховного суда впервые в своей истории обратил внимание на вопросы взаимодействия третейского и государственного правосудия.

Это обобщение практики почти за 30 лет, и в нем подробнейшим образом расписаны правила, по которым происходит контроль и содействие арбитражам со стороны государственных судов.

Участники Пленума сошлись во мнении: разъяснения получились важные, нужные и своевременные.

Три года назад, 1 сентября 2016 года, в России стартовала «третейская реформа» (см. «В России стартовала реформа третейских судов»). По ее итогам осталось лишь четыре третейских суда, но, по словам Светланы Устинович, судьи Мурманского областного суда, альтернативные способы разрешения споров — в том числе, третейские разбирательства — приобретают сейчас «все большее значение». 

«Хочу отметить важность и своевременность направления работы. Судьи ждут окончательной редакции постановления», — согласился Илья Юшкарев, заместитель председателя Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. По его словам, у государственных судов возникают «объективные трудности» при содействии третейскому правосудию, с которыми и поможет новое постановление Пленума.

Документ регулирует как правила внутреннего третейского разбирательства, так и практику международного коммерческого арбитража.

В разработке проекта участвовали эксперты, участники бизнеса, судьи экономической и гражданской коллегий ВС, сотрудники госорганов. «В отзывах поступивших на проект отмечается важность и своевременность его принятия — как для развития третейского разбирательства, так и для повышения привлекательности российской юрисдикции», — отметила судья экономколлегии ВС Наталья Павлова.

Проект получился достаточно объемным — в нем пять больших частей, в которых насчитывается 65 пунктов. Постановление пока не принято — Вячеслав Лебедев по итогам обсуждения направил его на доработку. Вероятно, в него еще внесут некоторые поправки.

1

Законы и международные договоры

Первый «блок» разъяснений касается общих положений. Здесь ВС напоминает: государственные суды осуществляют функции содействия и контроля в отношении как арбитража, который администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением, так и арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).

Также Пленум приводит перечень документов, которые регулируют отношения в сфере внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража:

  • Конституция РФ.
  • Гражданский процессуальный кодекс.
  • Арбитражный процессуальный кодекс.
  • Закон о международном коммерческом арбитраже.
  • Закон об арбитраже.
  • Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года.
  • Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 года.
  • и ряд других.
  • Также ВС подробно разъясняет, в каких конкретных случаях нужно применять конкретные нормы международных договоров.
  • 2
  • Компетенции судов
  • Как подчеркивает Пленум, к функциям содействия третейскому разбирательству относятся вопросы, связанные с назначением, отводом и прекращением полномочий третейского судьи; а также вопросы о принятии обеспечительных мер и получении доказательств.

Контроль за третейским разбирательством включает в себя оспаривание решений арбитражей и выдача исполнительных листов. Кроме того, суды могут проверить, возможна ли передача спора на разрешение третейского суда, а также является ли арбитражное соглашение действительным, исполнимым и не утратившим силу.

3

Подсудность: арбитражный суд или СОЮ?

ВС дает несколько подсказок, как определить подсудность спора. Например, по корпоративным спорам с участием юридических лиц нужно идти в арбитражный суд. А в случае, когда на стороне ответчика в третейском разбирательстве выступают как физические, так и юридические лица, за исполнительным листом стоит обращаться в суд общей юрисдикции — если разделить требования нельзя.

  1. Кроме того, в постановлении подробно расписано, в какие суды и какие заявления нужно подавать — например, заявление о принятии предварительных обеспечительных мер нужно подавать либо по адресу заявителя, либо по месту нарушения его прав, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества.
  2. 4
  3. Арбитражная оговорка

ВС напоминает: на рассмотрение третейского суда могут передаваться как уже возникшие между сторонами, так и будущие споры.

Но в законах из этого правила могут содержаться исключения: например, арбитражная оговорка, включенная до возникновения оснований для предъявления иска в договор потребительского кредита, является недействительной в силу запрета, установленного в законе «О потребительском кредите (займе)».

Арбитражное соглашение можно оспорить, и Пленум дает несколько советов, на что можно сослаться при этом.

Например, потребитель вправе сослаться на недействительность арбитражного соглашения из-за наличия в нем положений о распределении связанных с разрешением спора в третейском суде расходов, существенно увеличивающих материальные затраты на доступ к правосудию. Кроме того, соглашение могут признать неисполнимым — например, если стороны указали в нем несуществующий третейский суд.

5

Соглашение в электронной форме

Арбитражное соглашение можно заключить и в электронной форме, разъясняет Пленум.

«Соглашение считается заключенным в письменной форме в виде электронного сообщения, если содержащаяся в нем информация является доступной для последующего использования и если арбитражное соглашение заключено в соответствии с требованиями закона, предусмотренными для договора, заключаемого путем обмена документами посредством электронной связи», — указано в документе.

Арбитражная оговорка, которая содержится в договоре, признается соглашением, не зависящим от других условий договора, то есть носит автономный характер. «Признание договора недействительным или признание его незаключенным сами по себе не влекут недействительности арбитражного соглашения», — подчеркивает ВС.

6

Выбор арбитра

Одна из функций суда при содействии третейскому разбирательству — это выбор арбитра для спора. В проекте постановления Пленум ВС подробно рассказал о правилах такого выбора. Например, суд при таком выборе должен учитывать требования, предъявляемые к арбитру законом и соглашением сторон — в том числе соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра. 

  • Также ВС отмечает, что для целей подбора кандидатов в арбитры суд может использовать рекомендованные списки арбитров, которые ведут постоянно действующие арбитражные учреждения.
  • 7
  • Обеспечительные меры
Читайте также:  Покупка доли в ооо: как провести сделку без рисков

Отдельный пункт постановления регулирует правила принятия судом обеспечительных мер. По мысли Пленума, они могут быть приняты судом в отношении третейского разбирательства с местом арбитража как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

При рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер суд должен проверить не только его обоснованность. Нужно также учитывать и другие факторы, такие как суд действительность и исполнимость арбитражного соглашения, допустимость передачи возникшего между сторонами спора на разрешение третейского суд.

8

Отмена решений

В последнем блоке разъяснений ВС разъясняет полномочия судов по отмене решений арбитражей.

ВС напоминает: в соответствии с нормами АПК и ГПК, суды не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.

Проверка обоснованности решения третейского суда не допускается, и государственный суд ограничен установлением факта наличия или отсутствия оснований для отмены решения третейского суда.

  1. Кроме того, в постановлении подробно прописаны основания для отказа в признании и приведении в принудительное исполнение решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей.
  2. 9
  3. Защита публичного порядка
  4. Важное разъяснение: суд должен отменить решение третейского суда, если установит, что оно «противоречит публичному порядку Российской Федерации».
  5. Под публичным порядком сложившаяся судебная практика понимает «фундаментальные принципы, которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации», объясняет ВС.
  6. К таким началам, например, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных российскими нормами непосредственного применения, если эти действия наносят ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагивают интересы больших социальных групп или нарушают конституционные права и свободы частных лиц. 
  7. «Такое основание для отмены решения третейского суда, отказа в приведении в исполнение решения третейского суда применяется судом в исключительных случаях», — подчеркивает ВС.
  8. 10
  9. Сроки и повторный суд
  10. «Заявление о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, а равно заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть подано в срок, не превышающий трех лет со дня его принятия или со дня окончания установленного таким решением срока для его добровольного исполнения», — подчеркивает ВС.
  11. Кроме того, Пленум разрешил сторонам третейского разбирательства повторно обращаться в третейский суд — даже если первоначальное решение было отменено, а исполнительный лист на принудительное его исполнение не был выдан.
  12. Источник: проект Постановления Пленума ВС «О выполнении судами, арбитражными судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража».
  13.  Максим Вараксин

Третейский суд

Добрый день, уважаемые судари и сударыни!

Продолжаю свой юридический ликбез.

Третейский суд

Всем вам знакомы такие понятия, как мировой суд, районный суд, краевой (областной) суд, Верховный суд РФ и др. Но мало кто из вас знает, может слышали, что есть еще и третейские суды.

  • Вот сегодня я и расскажу вам об этом органе.
  • Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.
  • Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  • • общеевропейский третейский суд;
  • • федеральный третейский суд;
  • • местный третейский суд.

Какие дела рассматривает третейский суд

  1. Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

  2. Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:
  • -корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:
  • • о принадлежности акций;
  • • долей в уставном капитале;
  • • об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.
  • -договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);
  • -финансовыми отношениями между компаниями;
  • -защитой деловой репутации.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

  • Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.
  • Но есть и другие отличия:
  • -В возможности обратиться в суд:
  • • в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
  • • для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.
  • -В части назначения судей:
  • • в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;
  • • в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.
  • -В части оплаты работы судов:
  • • в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;
  • • арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.
  • -В части полномочий судов:
  • • третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;
  • • полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему компании обращаются в третейские суды

  1. Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:
  2. • разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;
  3. • третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;
  4. • участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;
  5. • как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.
  6. Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  • • альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;
  • • безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;
  • • конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

Требования к третейскому судье

  • Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.
  • Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:
  • • обязан иметь высшее юридическое образование;
  • • не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Порядок третейского судопроизводства

  1. В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.
  2. Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

  3. Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом
  4. Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

  5. Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.
  6. Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав третейского суда для разрешения иска

Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

Результат третейского разбирательства

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа. Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

  • За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.
  • Источник
  • Подробнее ➤

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *