Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев.

Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ.

О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>
  • Что такое неразграниченный земельный участок

Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

Аэрофотосъемка земель

Источник: ©, pixabay.com

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.

В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

  1. Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>
  2. Получатели услуги

Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).
  • Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.
  • Как получить землю многодетной семье в Московской области>>
  • Как составить заявление

Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

Ноутбук

Источник: Министерство энергетики Московской области

Заявление на услугу проще всего подать через  личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

 В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него.

Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка. 

  1. Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>
  2. Куда подавать заявление

Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

Макет домов

Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

  • Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.
  • С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

  1. В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.
  2. Читайте об МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>
  3.  Сроки оказания услуги

Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру:  8 (800) 550-50-30.

Андрей Аверкиев: «Наша работа – управлять большим хозяйством Московской области» >>

Упрощенная процедура регистрации прав на земельный участок

Упрощенный порядок регистрации права собственности на земельный участок действует при существовании нескольких тонкостей, обозначенных в законодательстве. Процедура представляет собой уменьшенный по времени процесс с представлением в правомочное учреждение минимального пакета документации.

Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участковОбщие сведения

Дачной амнистией называется сокращенный процесс переоформления прерогативы владения на земельный надел. Схему разрешено применять при наличии факта покупки земли до 31 октября 2001 года – даты начала функционирования ЗК РФ. Более того, кратким методом вправе воспользоваться исключительно физлица, но не предприятия и организации.

Читайте также:  Допрос в правоохранительных органах – как себя вести?

Прерогатива действует для владельцев наделов, выделенных на основе преференции собственности пожизненно-наследуемого или бессрочного пользования землей. Важное значение имеет целевое предназначение надела.

Сократить церемонию переоформления смогут собственники земельных наделов, предусмотренных:

  • для огородничества или разведения сада;
  • ведения дачного или подсобного хозяйства без коммерческой направленности, для частного пользования;
  • отведенные под гаражи.

Необходимые документы

Более простой порядок представляет собой подачу в регистрирующую организацию сокращенного количества документов.

К таким бумагам относятся:

  1. Доказательственная документация о наличии легальных оснований обладания и эксплуатации.
  2. Кадастровый паспорт.

К правоустанавливающей документации можно отнести:

  • акт о передаче участка, выданный органом государственной власти;
  • свидетельство о праве на землю, выданное муниципалитетом или исполнительным органом в сфере распределения земель;
  • выписка из хозяйственного журнала от муниципалитета о выдаче участка под личное пользование.

Нужно учесть, что документом о легальности притязаний на землю может выступать выписка, выданная еще в Советском Союзе.

ВНИМАНИЕ !!! Если в наличии нет кадастрового плана надела, то его возможно обрести на протяжении 10 дней после предоставления обращения в Росреестр и подачи нужных документов.

Предварительно необходимо осуществить процесс размежевания, обратившись к специалистам. При подаче обращения к перечню сопровождающей документации нужно приложить письменное согласование об отсутствии/наличии претензий заинтересованных лиц по вопросу границ участка (ст. 39 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Как оформить

По упрощенной схеме оформить землю в собственность возможно несколькими способами:

  • заявительный порядок;
  • разрешительная процедура;
  • безвозмездное обретение.

Заявительный порядок

Вариант подходит для граждан, имеющих:

  1. Свидетельство о принадлежности земли обратившемуся индивиду по преференции посмертного наследуемого владения или прижизненной эксплуатации.
  2. Документ, не называющий конкретного права на земельный участок.

После переоформления пользователь становится собственником, обладающим всем спектром прав на землю и несущим обязательства по ее сохранению.

Разрешительный процесс

Актуален для индивидов, относящихся к участникам организации и не имеющих документации на надел, расположенный в пределах местности этого объединения. Благодаря появлению ФЗ №93 пользователи таких участков вправе приобрести надел в собственность на безвозмездной основе.

Предоставление в собственность осуществляется правомочным госучреждением или муниципалитетом. Основанием служит обращение участника.

Вместе с обращением заявитель обязан приложить:

  1. Сведения о расположении пределов надела.
  2. Правительственное заключение сообщества. В документе указывается, что за индивидом закреплен земельный участок, подтверждаются названные человеком границы надела.

Если раньше никто из участников организации не обращался за оформлением земли, то регистрирующее учреждение вправе запросить следующую документацию:

  • дубликат доказательственной выписки на земельный надел, удостоверенный членами правления товарищества;
  • выписка из ЕГРЮЛ с информацией о некоммерческом сообществе.

ВАЖНО!!! После подачи обращения и требующегося перечня сопровождающей документации правомочное учреждение на протяжении 14 дней обязуется принять решение о предоставлении надела в собственность или отказе.

Если ответ отрицательный, то заявитель извещается об этом аргументированным письмом. При устранении причины отказа участник организации вновь может подавать заявление на рассмотрение. Если решение получено, то дальше необходимо обращаться в Росреестр для проведения учета преференции на объект.

Безденежное обретение

СНТ без оплаты приобретают в собственность землю общего предназначения (для энергоснабжения, газоотведения, теплосетей, организации отдыха и досуга).

Сокращенная процедура коснулась людей, пользователей земель, расположенных на территории объединения. Такие индивиды вправе оформить собственность на бесплатных началах. Исключением выступает законодательный запрет на передачу наделов в частное владение. Если пользователь не реализовал право при жизни, то его преемники могут зарегистрировать землю уже на себя.

Общий алгоритм действий

Процедура регистрации состоит из ряда действий:

  1. Посещение регистрирующего органа, заполнение бланка заявления.
  2. Предоставление необходимого пакета документов.

  3. Фиксирование специалистом заявки, выдача расписки о получении документов с указанием даты получения свидетельства на собственность.

Заблаговременно надлежит внести денежные средства за оказание госуслуги.

Платежный документ следует иметь при себе, а при необходимости прикрепить к остальной документации.

Период регистрации не может длится дольше 30 дней. В случае отказа заявителю сообщают об этом.

Распространенные причины отказа

Отрицательный ответ при регистрации может случиться по следующим основаниям:

  • преференция не относится к обязательно регистрируемым;
  • государственный акт или документ муниципалитета признан недействительным;
  • в ходе правовой экспертизы представленных документов выявлено несоответствие между уже зарегистрированными правами на участок и вновь заявленными;
  • у заявителя отсутствуют легальные основания претендовать на землю;
  • представленные документы по форме или содержанию не отвечают установленным требованиям;
  • правообладатель представил неполный пакет документации;
  • заявителем выступило ненадлежащее лицо (посторонний без доверенности).

Если заявитель считает отказ необоснованным, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. После устранения причины отрицательного ответа, индивид может заново подавать обращение и перечень документации. Количество раз подачи обращений не ограничено.

Таким образом, упрощенный порядок позволяет быстрее оформить землю в собственность. После прохождения регистрации владелец становится полноправным собственником. Однако не всегда реестр одобряет оформление. Так, если у обратившегося нет доказательственных бумаг о правомерности претензий на землю, то и вносить запись и выдавать свидетельство не станут.

Как действует упрощенная процедура государственной регистрации прав на гаражи и земельные участки под ними?

12.04.2021

Об этом рассказал ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Омской области Константин Резанов.

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым вводится упрощенный порядок оформления прав россиян на гаражи и расположенные под ними земельные участки. Данный закон еще называют законом о «гаражной амнистии».

Целью данного закона является создание правовых условий для оформления прав граждан на гаражи и земельные участки под ними.

 Его проект   в  соответствии с поручением Правительства РФ с 2018 года разрабатывался Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Росреестром.

Актуальность закона была обусловлена тем, что до его подписания большинство гаражей не было оформлено в установленном порядке, а значит, они существовали неофициально.

Это приносило  их владельцам значительные неудобства, например, они не могли их продать или передать по наследству, в бюджеты различного уровня не поступали доходы в виде арендной платы, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Также не были  установлены лица, ответственные за содержание ‎и эксплуатацию гаражей, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности населения.

         По данным Россреестра, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) учтено более 5 миллионов объектов недвижимости гаражного назначения, однако права в установленном порядке зарегистрированы примерно на 3,5 миллиона указанных объектов. При этом количество существующих неофициально, то есть не оформленных в установленном порядке объектов гаражного назначения, значительно больше.

         Трудности при регистрации права собственности членов гаражно-строительных кооперативов на объекты гаражного назначения и занимаемые ими земельные участки были связаны с отсутствием документов как о предоставлении земельных участков для строительства гаражей, так и на сами гаражи. До настоящего времени законодательство не содержало отдельного специального нормативного правового акта, регламентирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов. Кроме того, в законодательстве отсутствовали определения понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив.

         И вот закон, подписанный Президентом РФ, наконец-то определил механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30 декабря 2004 года). Закон определил также перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения.

Читайте также:  Борьба за сквер Борцов революции.

Заметим, что данным законодательным актом вводятся определения таких понятий, как «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «некапитальный гараж», определяется понятие «гаражный кооператив», а также правовое положение гаражных кооперативов и их членов.

         Важно отметить, что «гаражная амнистия» охватывает не все сооружения, называемые в нашей стране гаражами. Ее положения распространяются только на капитальные постройки, имеющие фундамент.

Не входят в эту категорию гаражи, относящиеся к индивидуальному жилищному строительству, садовым домам (так как эти объекты являются вспомогательными и здесь законодательством предусмотрен иной порядок оформления прав), объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения. Под «амнистию» также не попадают гаражи, в которых организованы ремонт, техобслуживание и мойка транспорта, в том числе гаражные объекты, где хранится техника и оборудование государственных и муниципальных органов или транспортных организаций. Не получится оформить и машино-места, находящиеся в многоквартирных домах, объектах коммерческого назначения и подземные гаражи.

         Сейчас неоформленные в собственность постройки можно снести и отдать земли под застройку без какой-либо компенсации. Теперь владельцы гаражей, оформившие право собственности, получат гарантии даже в тех случаях, когда земли планируют изъять для государственных и муниципальных нужд, например, при строительстве федеральных автодорог.

         «Гаражная амнистия», предполагаемая законом, по аналогии с «дачной амнистией» предусматривает упрощенный порядок постановки на учет таких объектов. Одновременно будут осуществляться государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на гараж и на земельный участок под ним.

Согласно закону для регистрации права собственности на гараж в кооперативе необходимо предоставить справку кооператива о полной выплате паевого взноса, правоустанавливающий документ кооператива на земельный участок под коллективным гаражом, если он зарегистрирован в ЕГРН.  Если объект не учтен в ЕГРН, то необходимо предоставить технический план.

Кадастровый учет индивидуального гаража (в том числе в гаражном кооперативе) производится на основании заявления гражданина или юридического лица,  технического плана здания индивидуального гаража, документа на земельный участок под индивидуальным гаражом, подтверждающего право гражданина или юридического лица на этот участок.

При регистрации права на индивидуальный гараж, сведения о котором есть в ЕГРН, предоставление технического плана не требуется.

         Оформленный по закону гараж, обретет статус объекта недвижимости и будет поставлен на государственный кадастровый учет. Его можно будет продать, передать по наследству или застраховать при необходимости. Но вместе с правами собственники получат и обязанность уплаты налогов на недвижимое имущество.

         Новый закон вступит в силу с 1 сентября этого года. Предполагается, что «гаражная амнистия» будет действовать до 1 сентября 2026 года.

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка

  • Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?
  • Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.
  • Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:
  • — подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • — обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
  • — заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
  • Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.
  • Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:

  1. 1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  2. 2) для юридических лиц — наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  3. 3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;
  4. 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
  5. 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
  6. 6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;
  7. 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
  8. 8) цель использования земельного участка;
  9. 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  10. 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
  11. 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
  12. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);

  • 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
  • 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
  • 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
  • В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.
Читайте также:  Оплата недвижимости: как продавцу избежать рисков

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления.

За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. 

Совершенствование процедуры предоставления земельных участков и регистрации права собственности на них

Бутылина, Ю. А. Совершенствование процедуры предоставления земельных участков и регистрации права собственности на них / Ю. А. Бутылина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55755/ (дата обращения: 29.08.2021).



Процедура предоставления ЗУ гражданам и юридическим лицам и регистрация права собственности актуальна и важна во все времена. Данные процедуры постоянно совершенствуются.

Что касается процедуры предоставления, то особо значимые изменения произошли с 1 марта 2015 года. В это время в Земельный кодекс было внесено большое количество поправок, в частности, изменен порядок предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам.

Как утверждает законодательство, данные изменения были внесены, чтобы процесс предоставления земель для населения был более понятным и прозрачным. Ранее сама процедура предоставления земель не была должным образом описана и урегулирована [1]. С 2015 по 2018 года существенных изменений не произошло, и процедура осталась прежней.

Несмотря на все поправки, внесенные в законодательство, в данной процедуре до сих пор существуют пробелы.

  • Согласно Земельному Кодексу РФ, статья 39.14, процедура предоставления земельных участков осуществляется в несколько этапов:
  • – в самом начале происходит подготовка схемы расположения земельного участка;
  • – далее, гражданином или юридическим лицом, в уполномоченный орган подается заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • – затем, принимают решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном порядке;
  • – на данном этапе осуществляется обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; в случае, если на предыдущем этапе принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то осуществляются кадастровые работы, необходимые для уточнения границ земельного участка;
  • – далее происходит кадастровый учет земельного участка, а также регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, исключение составляет только образование земельного участка из земель (земельного участка), на которые не разграничена государственная собственность;
  • – на предпоследнем этапе процедуры граждане или юридические лица подают заявления о предоставлении земельного участка;
  • – на завершающем этапе заключается договоры купли-продажи или аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование [2].
  • Предоставление земельных участков осуществляют уполномоченные на то органы, компетенции которых четко разграничены в статьях 9–11 ЗК РФ. Из вышеуказанных статей следует, что предоставление осуществляется:
  • а) Правительством РФ, органами исполнительной власти, выступающих от имени Российской Федерации — в отношении земель, находящихся в федеральной собственности [3];
  • б) органами исполнительной власти субъектов РФ (администрация, правительство) — в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ [4];
  • в) органами местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности [5].
  • Процедура регистрации права собственности так же регламентирована законодательством. В соответствии с Федеральным законом № 218, статья 29, государственная регистрация прав, включает в себя следующие этапы:
  • – прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • – далее, при наличии оснований, происходит возврат прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения, как правило, это происходит при отсутствии документа, удостоверяющего личность;
  • – на данном этапе происходит правовая экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, чтобы проверить существуют ли причины для приостановки или отказа государственной регистрации прав или нет;
  • – далее, при отсутствии причин для отказа и приостановки, сведения для осуществления государственной регистрации прав вносят в Единый государственный реестр недвижимости; в случае наличия причин для приостановки или отказа в регистрации прав, уведомляют об этом и возвращают документы на доработку;
  • – на последнем этапе, как в случае отказа в регистрации права, так и после ее осуществления, происходит выдача документов [6].

В соответствии с законодательством, государственную регистрацию прав осуществляет орган регистрации прав. Органом регистрации прав является Росреестр.

Проведя анализ нормативно — правовых актов, можно сделать вывод, что на законодательном уровне у данных процедур нет недостатков, порядок процедур и уполномоченные органы установлены, но практика показывает, что по этим процедурам часто приходят приостановки и отказы.

При процедуре регистрации права собственности, как правило, они связаны в основном с отсутствием необходимых документов при подаче заявления или погрешностями их заполнения, искажающих достоверность предоставленной информации.

В отношении процедуры предоставления ЗУ приходят отказы еще и по причине того, что запрашиваемый земельный участок не соответствует Правилам землепользования и застройки и так же, как и при регистрации права, если допущены ошибки в предоставляемых документах или с отсутствием тех или иных необходимых документов.

Так же остается проблемой то, что люди не знают, в какой именно уполномоченный орган следует обращаться для предоставления земельных участков.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что граждане или юридические лица недостаточно осведомлены какие документы нужны в данных процедурах, как правильно их заполнять, не владеют информацией о том, какой вид разрешенного использования у земельного участка, где находится вся необходимая информация и куда им следует обратиться с собранным пакетом документов.

Чтобы решить эту проблему, следует четко регламентировать какие документы необходимо предоставить для осуществления данных процедур, обозначить конкретнее какие органы уполномочены в выполнении упомянутых процедур.

Так же данную информацию нужно сделать более доступной для всех слоев населения. Не каждый знает, в каком нормативно-правовом акте необходимая информация.

Более лучшим решением проблемы будет то, что информация не будет разрознена, а содержаться в одном нормативно-правовом акте на каждую процедуру.

Информация не должна содержаться только в интернет источниках, в противном случае она так и останется доступной не для всех, поэтому можно сделать бесплатное консультирование по телефону. Так же нужно обучать специалистов, которые консультируют, подготавливают или принимают бумаги, чтобы предоставлялась корректная информация.

Проведенный анализ по данной теме дает представление о том, что несмотря на то, что в законодательстве содержится информация по процедурам предоставления земельных участков и регистрации прав собственности, но она так и остается непонятной и недоступной. Предлагаемые решения вопроса в данной статье помогут исправить это и отказов с приостановками станет значительно меньше.

Литература:

  1. К вопросу о тенденциях правового регулирования предоставления земельных участков под строительство // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-tendentsiyah-pravovogo-regulirovaniya-predostavleniya-zemelnyh-uchastkov-pod-stroitelstvo (дата обращения: 04.01.2019);

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *