Законопроект о приобретении казенного имущества через электронный аукцион

Статья актуальна на 8 июля 2021

Государство не только закупает, но и продает собственные товары. Рассказываем, как проходят торги госимуществом, что на них продают и как в них поучаствовать.

Законопроект о приобретении казенного имущества через электронный аукциониллюстратор — Маргарита Федосеева

Государство владеет разным имуществом — природными ресурсами, организациями, недвижимостью, автомобилями. Периодически это имущество государство продает или сдает в аренду.

Торги госимуществом проходят в бумажном или электронном виде. Информацию о будущих тендерах публикуют на специальном сайте. 

Что продают и сдают в аренду на торгах госимуществом

На торгах госимуществом можно купить, например:

  • недвижимость,
  • автомобили, 
  • драгоценные камни, 
  • места для рекламы или предприятия. 

Также проводят торги на право:

  • заключить контракт на управление многоквартирным домом
  • вылавливать рыбу и заготавливать лес,
  • участвовать в проектах государственно-частного партнерства.

Как купить госимущество

Покупку государственного имущества частным лицом или коммерческой организацией называют приватизацией. Участвовать в приватизации могут и юридические, и физические лица.

Порядок проведения торгов описан в 178-ФЗ, а также в Приказе ФАС № 67. Некоторые виды торгов могут контролироваться и другими актами.

Например, правила торгов на аренду систем водо- или теплоснабжения описаны в 190-ФЗ.

Перед торгами организатор собирает специальную комиссию, в которую должно войти не меньше пяти человек. Именно она будет рассматривать заявки и выбирать победителя.

Чтобы продать имущество, организатор может выбрать один из четырех видов торгов.

Аукцион

Аукционы проводят, если к участникам торгов нет особых требований. Продавец оценивает имущество и публикует извещение о проведении торгов на официальном сайте. В извещении он указывает:

  • сведения о себе,
  • описание лота и его целевое назначение,
  • минимальную цену,
  • срок действия договора,
  • сайт, на котором опубликована документация,
  • размер задатка, если его нужно внести,
  • за какое время организатор может отменить аукцион.

Некоторые торги проводят только для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП). Об этом тоже напишут в извещении.

Как участвовать в аукционе:

  1. Подайте заявку и при необходимости внесите задаток.

Заявку можно подать как в электронном, так и в бумажном виде. Юрлицам и ИП в ней нужно указать:

  • название компании и организационно-правовую форму, 
  • место нахождения,
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, 
  • документ, который подтверждает полномочия действовать от имени юрлица,
  • копию учредительных документов,
  • решение об одобрении крупной сделки,
  • заявления об отсутствии решения о ликвидации, приостановлении деятельности и банкротстве компании,
  • документ, который подтвердит перевод задатка.

Физлица указывают в заявке ФИО, паспортные данные и сведения о месте проживания. В некоторых могут запросить дополнительные документы. 

Заявки рассматривает аукционная комиссия. Если заявитель соответствует требованиям, приложил необходимые документы и внес задаток, его допустят к участию.

Во время аукциона участники повышают цену на определенную сумму — 5% от начальной цены. Такое повышение называют шагом аукциона. Каждый шаг аукционист объявляет трижды. Если никто из участников не готов купить лот за эту сумму, ее снижают на 0,5% от начальной цены. Побеждает тот, кто предложил самую большую сумму.

Если вы проиграете, задаток вернут в течение пяти дней после объявления результатов. Если выиграете — эти деньги пойдут в счет стоимости товара.

Заявку можно отозвать до окончания срока приема. В этом случае продавец должен вернуть задаток в течение пяти дней после уведомления об отзыве.

Специализированный аукцион

Проводят, чтобы продать акции открытых акционерных обществ. В результате таких торгов все победители получают акции по одной цене.

Для участия покупатель должен подать заявку в течение 25 дней после объявления торгов. Вместе с заявкой он подает ценовое предложение — сумму, которую готов потратить на покупку. При этом он может согласиться на любую стоимость акции или указать максимальную цену. 

После того, как организатор опубликует список допущенных участников, он рассчитает единую цену продажи. В расчетах он использует только те средства, которые предложили участники. Однако единая цена не может быть меньше начальной цены, которая указана в извещении.

Победителей может быть несколько. Сколько акций получит каждый победитель рассчитывают по специальной формуле: сумму его ценового предложения делят на единую цену.

В первую очередь акции получат участники, у которых сумма предложенных средств выше единой цены. Во вторую — участники, которые предложили максимальную цену выше единой. В третью очередь попадут те, чье ценовое предложение равно единой цене. А в четвертую — те, у кого максимальная цена равна единой.

Конкурс

Конкурсы проводят, если хотят продать:

  • больше 50% акций АО или доли уставного капитала ООО,
  • объекты культурного наследия.

Организатор конкурса может установить требования к участникам и указать в договоре специальные условия, например:

  • оставить определенное число сотрудников или повысить их квалификацию,
  • провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

При этом каждое условие нужно обосновать. 

Если состояние объекта культурного наследия, который продают на конкурсе, признали неудовлетворительным, к документации приложат проект по его сохранению. Покупатель объекта должен провести все указанные в проекте работы в течение семи лет. Чтобы продать такие сложные объекты, устанавливают низкую цену — один рубль

Чтобы поучаствовать в конкурсе, нужно подать заявку. В ней участник должен подтвердить, что соответствует требованиям и может выполнить все условия договора. Также нужно внести задаток — 20% от начальной цены. 

Ценовое предложение можно указать в заявке или подать в день проведения торгов. При выборе победителя комиссия учитывает не только предложенную цену, но и условия исполнения договора, например:

  • в какие сроки участник планирует провести реконструкцию объекта,
  • в каких объемах планирует производить товары на покупаемом оборудовании,
  • за какое время он планирует выйти на такие объемы производства.

За каждый критерий участники получают баллы. Побеждает тот, кто набрал больше всего баллов. Если несколько участников наберут одинаковое количество баллов победит тот, кто первым подал заявку.

Если победитель уклонится от заключения договора, организатор предложит его участнику, который стал вторым. Если он откажется от подписания — его также признают уклонившимся. В этом случае организатор может обратиться в суд, чтобы участник компенсировал убытки или принудительно подписал договор.

Публичное предложение

Если аукцион признали несостоявшимся, организатор проводит публичное предложение. Перед торгами он должен установить:

  • Шаг понижения — на сколько будет снижаться цена, если никто не подаст заявки за определенное время. Чаще всего шаг не превышает 10% от начальной цены.
  • Цену отсечения — минимальную стоимость товара, по которой его планируют продать.

Для участия нужно подать заявку и внести задаток в размере 20% от начальной цены. После начала торгов площадка ждет один час. Если в течение этого времени никто не предложит цену, указанную в извещении, ее снизят на шаг понижения. Снижать цену будут до тех пор, пока:

  • один из участников не подаст предложение,
  • не будет достигнута цена отсечения.

Если во время очередного снижения несколько участников подали предложения, между ними проводят аукцион.

Продажа без объявления цены

Если товар не купят и после публичного предложения, проводят продажу без объявления цены. В этом случае стоимость товара оценивает сам покупатель. Для участия нужно отправить заявку и указать в ней сумму, за которую вы готовы купить лот. Если организатор получит несколько предложений — победит тот, кто предложил самую высокую цену.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Квартирные аукционы

В Москве на аукционы выставлено около 1 тыс. жилых объектов. Рассказываем, что продается на торгах и можно ли на них выгодно купить квартиру

Законопроект о приобретении казенного имущества через электронный аукцион

Nokwan007/shutterstock

Банки, муниципальные и федеральные власти и структуры, связанные с банкротством, на регулярной основе проводят торги, где продается залоговое или городское и госимущество. Таким способом продажи иногда пользуются и государственные застройщики.

В Москве на осень 2020 года на продажу выставлено около 1 тыс. жилых объектов — домов, квартир или долей в них. Обычно начальная стоимость лотов ниже рынка, но в ходе торгов она может подняться и выше него. Рассказываем, как устроены аукционы по продаже жилой недвижимости, что на них выставляют и как в них участвовать.

Кто проводит аукционы. Обзор площадок

Торгов и аукционов в Москве проходит огромное количество. Актуальные предложения представлены на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru).

Здесь можно найти все объекты недвижимости во всех регионах России.

Но этот информационный ресурс предназначен, скорее, для кредиторов, так как здесь можно разместить информацию о торгах, но нельзя принять в них участие как покупателю.

С московскими торгами также можно ознакомиться на сайте столичного Тендерного комитета. Сейчас на торги выставлено 385 лотов с жильем. Торги по продаже имущества проходят на площадке «Росэлторг». Она предназначена прежде всего для торгов по госзакупкам, однако там можно купить и жилье, которое строит государственный застройщик КП УГС.

Собственником квартир является город Москва (это проекты, реализацией которых занимается «Мосреалстрой»: на Базовской, в Некрасовке, в Северном и др. Всего порядка 20 ЖК). Благодаря электронным торгам процедура приобретения квартир полностью прозрачна, исключает возможность для спекуляций, не содержит никаких скрытых доплат.

С победителем аукциона КП УГС заключает договор купли-продажи.

Помимо городских новостроек, на аукционах выставляются и так называемые «бабушкины» квартиры. Столичный ГУП «Московская социальная гарантия» занимается социальной поддержкой одиноких пенсионеров, инвалидов в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. После этого имущество реализуется на столичных аукционах.

Также надежным ресурсом для покупателей залогового жилья является «Дом.РФ». Правда, пока предложений здесь немного: например, квартир в Москве нет, а по Санкт-Петербургу выставлено всего два объекта.

Читайте также:  Учет налога на прибыль доверительного управляющего

По всем регионам представлено свыше 800 объектов. «Дом.РФ» проводит аукционы через торговую площадку Сбербанка (УТП Сбербанк АСТ), как, например, и Инвестиционный портал города Москвы.

Подача заявок осуществляется электронно.

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «Бест-Новострой»:

— В интернете очень много сайтов, которые предлагают участие в торгах на покупку недвижимости.

Среди них есть те, кто будет навязывать вам сопутствующие брокерские услуги, без оплаты которых вы не сможете быть допущены к аукциону, — стоимость таких услуг может превышать 100 тыс. руб.

Лучше участвовать в торгах, связанных только с государственными ведомствами (КП УГС, Моссоцгарантия, Инвестиционный портал города Москвы, «Дом.РФ»).

Как проходят аукционы по продаже квартир

Торги по продаже имущества проходят по стандартной схеме. Основной принцип — квартира достается покупателю, который предложил наиболее высокую цену. Перед стартом торгов определяются начальная цена, которая зачастую бывает ниже рыночной стоимости, и шаг повышения.

Как только участники аукциона прекращают повышать цену, победителем признается тот, чья сумма была установлена последней. Отличия могут быть в шаге аукциона: где-то это 5% от стартовой цены, где-то 1% или конкретная сумма (например, 10 тыс. руб.), отмечает Доброхотова.

«Если предложение не заинтересовало никого из покупателей, аукцион на втором этапе стартует с меньшей цены. В случае отсутствия спроса на обновленный лот цена идет на понижение. В зависимости от площадки схемы проведения могут отличаться, но основные принципы сохраняются», — говорит управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

Насколько выгодна покупка жилья на торгах

Покупка квартиры на аукционе является привлекательным вариантом в первую очередь из-за возможности приобрести недвижимость по цене ниже рыночной. В связи с первоначальным демпингом на аукционе есть возможность заработать до 10–15%.

Однако покупка жилья на аукционе — довольно сложный и не всегда выгодный процесс, поэтому конечных покупателей среди участников не так много, отмечает Литинецкая.

Для участия в торгах необходимо регулярно изучать предложения и состояние торгов, выбирать привлекательные варианты, собирать документы и вносить определенную сумму для участия. Поэтому часто квартиры покупают опытные инвесторы и риелторы, говорит эксперт.

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):

— Для совершения удачной сделки необходимо глубокое понимание рынка: изучение предложений с аналогичными характеристиками, оценка ликвидности, формирование стратегии поведения на торгах на основе характеристик лота.

Чтобы уберечь себя от переплаты, стоит определить максимально возможную стоимость квартиры: для неликвидного объекта она должна определяться как рыночная стоимость минус 10%, для привлекательного — от рыночной стоимости на 5–10% выше.

Также необходимо учитывать, что такой способ приобретения жилья имеет определенные риски. От предыдущих собственников могут достаться неоплаченные счета или даже прописанные жильцы.

Еще одной сложностью является зачастую отсутствие возможности увидеть квартиру или даже ее фотографии. Поэтому риски при покупке вторичной недвижимости через аукцион довольно велики.

Кто может участвовать в аукционах

В аукционе может принять участие любой желающий. Для этого, однако, необходимо выполнить некоторые процедуры: зарегистрироваться на электронной площадке и зафиксировать правовые отношения с помощью электронной цифровой подписи.

По словам Доброхотовой, нужно иметь в виду, что два-три дня может уйти на проверку документов при регистрации на торговой площадке. Поэтому готовиться к аукциону стоит заранее. При оплате задатка и неучастии в торгах задаток не возвращается — его вернут, только если вы проиграли аукцион. Победителю задаток зачитывается в стоимость квартиры.

Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group:

— Институт частных аукционов России на сегодняшний день отсутствует, и, как показал наш эксперимент, который мы проводили летом этого года, покупатель недвижимости еще не готов, так как не понимает ценности, сомневается в чистоте сделки и опасается возможных последствий. Тогда как в Европе подобные практики нередки.

Схемы: это либо голландский аукцион, когда стоимость идет на понижение, либо классические торги на повышение. Участников привлекает то, что на торгах можно купить актив дешевле, чем его реальная стоимость.

В сентябре 2020 года Фонд защиты прав дольщиков выставил на торги квартиры, не проданные застройщиком-банкротом «Урбан Групп».

На продажу выйдут квартиры в различных корпусах жилых комплексов «Видный город» (Видное), «Опалиха О3» (с. Опалиха), «Митино О2» (Красногорск). Всего на торги выставлено 544 квартиры.

Жилье будет реализовано посредством электронных аукционов на площадке «Сбербанк-АСТ».

В июне прошлого года столичные власти сообщали, что за период с 2014 года через городскую компанию «Мосреалстрой» на городских аукционах было реализовано около 11 тыс. квартир в новостройках.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

27.08.2018

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Предусмотрено, что продажа таких земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, изложенных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

  • Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков:
  • 1) образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории;
  • 1.1) образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • 2) образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
  • 3) образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, членам этой некоммерческой организации;
  • 4) образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
  • 5) образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;
  • 6) на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ;
  • 7) находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам;
  • 8) крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • 9), предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
  • 10) гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ;
  • 11) гражданам в соответствии с Федеральным законом «О Дальневосточном гектаре».
  • Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Следует отметить принципиальную позицию законодателя в отношении земельных участков, основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий или сооружений. Согласно п. 2 ст. 39.

1 ЗК РФ их продажа не допускается, за исключением прямо указанных законом одиннадцати случаев.

Таким образом, лица, заинтересованные в приобретении земельного участка для целей коммерческого строительства, теперь по общему правилу могут рассчитывать только на право аренды.

Решение о проведении аукциона может быть принято уполномоченным органом, как по собственной инициативе, так и на основании заявления гражданина или юридического лица (п. 11 ст. 39.11 ЗК РФ).

Ховалыг А-Х. Б., специалист-эксперт Западного отдела

Читайте также:  Договор: как исправить ошибку в его условиях

Управления Росреестра по Республике Тыва 

Об изменениях в порядке организации и проведения продажи государственного и муниципального имущества

26 сентября 2017 20:00

Постановление от 26 сентября 2017 года №1164. В нормативные правовые акты Правительства России внесены комплексные изменения, направленные на совершенствование процедуры организации и проведения продаж государственного и муниципального имущества.

В частности, расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов Федерации и муниципального имущества.

Созданы правовые основания для продажи имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества.

  • Справка
  • Внесено Минэкономразвития России.
  • Подписанным
    постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства
    России в части совершенствования процедуры организации и проведения продаж
    государственного и муниципального имущества способами, определёнными Федеральным
    законом 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и
    муниципального имущества» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ), в порядке,
    установленном постановлением
    Правительства России от 30 сентября 2015 года №1041.
  • ***

В частности,
расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам,
привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов
Федерации и муниципального имущества.

Созданы правовые основания для продажи
имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для
юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца
приватизируемого федерального имущества.

***

В соответствии со
статьёй 3 Федерального закона №178-ФЗ Правительство России своим решением
вправе поручать юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации
в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и
исполнять функции продавца.

Для этих целей распоряжением
Правительства от 25 октября 2010 года №1874-р (далее – распоряжение
№1874-р) утверждён перечень из 23 юридических лиц. Распоряжением Правительства от 4
декабря 2015 года №2488-р утверждён перечень из шести юридических лиц для
организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной
форме.

  1. Таким образом, продажа
    государственного и муниципального имущества в электронной форме организована на
    ограниченном количестве площадок.
  2. При этом по
    результатам анализа продаж государственного и муниципального имущества в
    электронной форме установлено, что на уровне субъектов Федерации услугами
    электронных площадок пользуются не более 13 субъектов Федерации, на уровне
    муниципальных образований – практически не пользуются.
  3. На федеральном
    уровне функции продавцов исполняют 23 юридических лица из перечня,
    утверждённого распоряжением №1874-р (далее – Агенты), на уровне субъектов
    Федерации и муниципальных образований – юридические лица на основании
    заключённых с ними договоров, отобранных на конкурсной основе (далее –
    Юридические лица).
  4. Положение
    об организации и проведении продажи государственного или муниципального
    имущества в электронной форме (утверждено постановлением
    Правительства от 27 августа 2012 года №860, далее –
    Постановление №860) дополнено
    возможностью привлекать Агентов и Юридических лиц для продажи имущества
    субъектов Федерации и муниципальных образований по аналогии с порядком продажи
    имущества на аукционе.
  5. Такой механизм
    соответствует поручению
    Президента России по итогам пленарного заседания Общероссийского народного
    фронта «Форум действий» (№Пр-2563 от 28 декабря 2016 года, подпункт «б» пункта
    1) об обеспечении перехода на электронную форму торгов по продаже
    подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества,
    проводимых в том числе юридическими лицами, исполняющими от имени Российской
    Федерации функции продавца, в целях повышения эффективности и прозрачности
    проведения таких торгов.
  6. ***
  7. В соответствии с
    внесёнными изменениями при продаже имущества, находящегося в государственной
    собственности субъектов Федерации или в муниципальной собственности, продавцы
    будут определяться в порядке, установленном законами и другими нормативными
    правовыми актами субъектов Федерации или правовыми актами органов местного
    самоуправления, которые вправе привлекать к исполнению функций продавца
    юридических лиц на основании заключённых с ними договоров по результатам
    конкурентных процедур.
  8. ***

Расширены также
полномочия юридических лиц, привлекаемых к исполнению функции продавца
имущества при продаже на аукционе, посредством публичного предложения и без объявления цены. До
настоящего времени перечень таких функций был ограничен и носил
административно-технический характер, сопровождающий процесс проведения торгов.

Такие
обеспечительные функции, как проведение оценки подлежащего приватизации
имущества, определение условий внесения задатка, места, даты начала и окончания
приёма заявок, места и срока подведения итогов продажи, организация подготовки
и размещение информационного сообщения о проведении продажи, принятие решения о
признании претендентов участниками торгов, определение и уведомление победителя
продажи, оформление протокола об итогах торгов, произведение расчётов с
претендентами и участниками,
и другие полномочия были закреплены за федеральными органами исполнительной
власти, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

В целях снятия с
органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований нагрузки по
исполнению функций продажи имущества, подготовки и проведения аукционов
предусмотрено привлечение к исполнению всего комплекса этих функций Юридических
лиц. Практика передачи таких функций Агентам успешно апробирована в области
приватизации федерального имущества.

***

Предусматривается
перечисление задатков участников процедур по приватизации государственного и
муниципального имущества на счета Агентов и Юридических лиц. Задаток выполняет
обеспечительную функцию и гарантирует интересы обеих сторон, что повышает
ответственность и заинтересованность участников торгов.

До настоящего
времени в случае продажи приватизируемого федерального имущества задаток
участника торгов вносился на счёт территориального органа Казначейства России,
на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное
распоряжение Росимущества или его территориального органа. Таким образом, в
процессе получения, перечисления и отражения на счетах денежных средств
участвовали Казначейство, Росимущество и Агент (далее – ответственные лица).

С целью увеличения
прозрачности процедуры проведения торгов в случае привлечения Агентов или
Юридических лиц для исполнения функций продавца приватизируемого имущества
предусмотрено зачисление задатков на счета Агентов или Юридических лиц,
открытые в кредитных организациях. Это позволит сократить количество
ответственных лиц.

При этом в информационном
сообщении о проведении продажи имущества должно быть указано не менее двух
счетов для перечисления задатков.

Это позволит обеспечить конфиденциальность
сведений и сократить риск возможного распространения и использования в
коммерческих целях информации об участниках торгов между претендентами и
банками, так как кредитная организация не будет обладать полной информацией о
совокупном количестве перечисленных задатков.

  • При этом оплата
    приобретаемого приватизируемого федерального имущества будет осуществляться на
    счёт Росимущества, его территориального органа, органа субъекта Федерации или
    муниципального образования, указанный в информационном сообщении о продаже.
  • В целях минимизации
    рисков установлена ответственность Агентов и Юридических лиц за несвоевременное
    перечисление (возврат) денежных средств участникам, претендентам, а также в
    федеральный бюджет.
  • ***
  • Кроме того, в
    нормативные правовые акты Правительства России внесены изменения, направленные
    на стимулирование конкуренции непосредственно в ходе процедуры продажи
    федерального имущества.

До настоящего
времени в течение одного часа со времени начала проведения торгов участникам
предлагалось заявить о приобретении имущества по начальной цене. Далее время
приёма предложений участников о цене имущества составляло 30 минут.

На практике процесс
торгов часто носит длительный характер, и время приёма предложений от
участников торгов существенно увеличивает сроки подведения итогов продажи,
которые могут быть подведены в том числе после окончания рабочего дня и в
ночные часы.

В связи с этим
внесёнными изменениями сроки поступления предложений по цене имущества от
участников торгов при проведении продажи сокращены до 10 минут.

Фас согласовывает с ведомствами законопроект об электронизации и унификации имущественных торгов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России направила на согласование с федеральными органами исполнительной власти законопроект об электронизации и унификации имущественных торгов. Об этом сообщил «Интерфаксу» замруководителя ФАС Михаил Евраев.

Документ предусматривает перевод всех торгов госимуществом на единую универсальную электронную процедуру с сохранением отраслевых особенностей в рамках отраслевого законодательства, введение единого порядка проведения торгов в электронной форме, перевод всех имущественных торгов на электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные правительством РФ для проведения госзакупок, установление единых требований к участникам торгов, документации о торгах и т.п.

«Введение единой процедуры, например, размещение информации на torgi.gov.

ru, электронная форма проведения торгов, на едином пуле площадок, 10-дневный мораторий на заключение контракта, по всем видам «отраслевых» торгов возможно на основе закона «О защите конкуренции», а отраслевую специфику (например, требования к участникам по предоставлению лицензии или CPO) продолжит регулировать отраслевое законодательство. В настоящий момент этот законопроект находится на рассмотрении в ФОИВах», — рассказал Евраев.

Необходимость электронизации и унификации нормативной правовой базы на основе закона «О защите конкуренции» ФАС объясняет, в частности, тем, что ситуация в сфере имущественных торгов не меняется в течение более чем 10 лет.

Профильные федеральные органы власти предлагают совершенствование торгов в соответствующих отраслевых законах, но ФАС их не поддержал, поскольку в ведомстве считают, что это приведет к консервированию ситуации с 50 различными процедурами проведения торгов по всем видам имущества.

Читайте также:  Подсудность: правила определения и некотрые проблемы

При этом служба подчеркивала, что процедуры проведения «отраслевых» торгов органами власти всех уровней, в том числе предоставление прав на все виды природных ресурсов, земельные участки, движимое и недвижимое имущество, прав аренды, реконструкции, реализации конфискованного имущества и т.п.

, регламентируются более чем 50 нормативными правовыми актами. Эти акты предусматривают различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики.

Речь идет о разных правилах публикации информации о торгах, о подаче заявок, о заключении договоров, множественной регистрации участников и т.п.

«На наш взгляд, правовое регулирование процедуры торгов до сих пор носит фрагментарный характер, действующее законодательство не содержит общих норм, которые бы устанавливали принципы и правила проведения имущественных торгов.

Большой комплекс нормативных правовых актов, многообразие процедур проведения имущественных торгов, а также непрозрачность их проведения негативно сказываются на развитии конкуренции и эффективности вовлечения в хозяйственный оборот государственного и муниципального имущества, имущественных прав и природных ресурсов, и, более того, способствуют развитию коррупции.

Поэтапная и последовательная реализация законопроекта «Об электронизации и унификации имущественных торгов», позволит устранить регуляторные барьеры, обеспечит информационную прозрачность распределения государственных ресурсов, будет способствовать предупреждению антиконкурентных действий органов власти и органов местного самоуправления, что в совокупности создает максимально благоприятную инвестиционную среду, повысит эффективность реализации государственного и муниципального имущества.» — комментирует Валентина Пудова, руководитель Департамента клиентских сервисов ЭТП ГПБ.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Имеет ли право автономное учреждение продавать муниципальное имущество (в частности автомобили) без проведения торгов

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Общегражданские вопросы » Имеет ли право автономное учреждение продавать муниципальное имущество (в частности автомобили) без проведения торгов

Распечатать

Вопрос. Имеет ли право автономное учреждение продавать муниципальное  имущество (в частности автомобили) без проведения торгов?

Ответ юриста.

В отличие от бюджетного учреждения автономное учреждение вправе не проводить торги при продаже движимого имущества (обязанность продавать имущество через торги имеется у автономных учреждений только в отношении недвижимости, часть 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Вносить какие-то изменения в учредительные документы автономному учреждению для этой продажи также не требуется — продажа имущества не является каким-либо отдельным видом деятельности учреждения.

Однако имущественные права и обязанности учреждения должны быть отражены в его уставе в соответствии с положениями федерального законодательства об автономных учреждениях (ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

{Вопрос: У автономного учреждения в оперативном управлении находится автомобиль, отнесенный к особо ценному движимому имуществу.

Как учреждению правильно провести продажу автомашины? Например, нужно ли вносить изменения в устав учреждения в части разрешенных видов деятельности, если продажа транспортного средства имеет разовый характер? («Руководитель автономного учреждения», 2015, N 2) {КонсультантПлюс}}

Необходимо отметить, что для продажи движимого имущества, отнесенного к категории особо ценного, автономному учреждению необходимо согласие учредителя (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Федеральное законодательство не определяет точную процедуру получения этого согласия, однако по общему правилу учреждению нужно обратиться к своему учредителю с письменным официальным запросом на продажу имущества, обосновав в нем целесообразность продажи, и получить на данный запрос письменный официальный ответ.

{Вопрос: У автономного учреждения в оперативном управлении находится автомобиль, отнесенный к особо ценному движимому имуществу.

Как учреждению правильно провести продажу автомашины? Например, нужно ли вносить изменения в устав учреждения в части разрешенных видов деятельности, если продажа транспортного средства имеет разовый характер? («Руководитель автономного учреждения», 2015, N 2) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: Автономное учреждение владеет на праве оперативного управления легковым автомобилем, не пригодным к эксплуатации. Автомобиль не отнесен к категории особо ценного движимого имущества. Машину планируется продать.

Нужно ли запрашивать разрешение учредителя (профильного министерства или департамента имущественных и земельных отношений)? Поступят ли доходы от продажи автомобиля в собственное распоряжение учреждения? («Руководитель автономного учреждения», 2014, N 3) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Автономное учреждение реализует транспортное средство по решению учредителя с предварительного одобрения наблюдательного совета. Необходимо ли проводить аукцион в случае, когда транспортное средство входит в перечень особо ценного имущества, и в случае, когда не входит в данный перечень? («Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах», 2013, N 4) {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, март 2017 г. 

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Торги в банкротстве. Обзор (преимущественное право, нарушение при формировании лота, способ защиты при наличии преимущественого права)

  1. Преимущественное право в рамка дела о банкротстве.

    По какой стоимости оно должно реализовываться?

  • Определение от 31 марта 2020 года  306-ЭС19-22343[i]
  • Дата рассмотрения: 14 мая 2020 года
  • Вопрос: порядок формирования стоимости на торгах и реализации преимущественного права
  • Суть спора: финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении разработанного им положения о порядке реализации указанного имущества должника, в соответствии с которым реализация имущества осуществляется путем направления сособственнику реализуемого недвижимого имущества в порядке статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации предложения воспользоваться преимущественным правом покупки имущества по начальной цене, определенной заключением об оценке рыночной стоимости имущества.

Суды трех инстанций подобное положение о продаже утвердили со ссылкой на соответствие требованиям как Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так и пункту 1 статьи 250 ГК РФ, отвечает основным целям процедуры реализации имущества гражданина, не нарушает прав и законных интересов кредиторов на соразмерное удовлетворение их требований, а также преимущественного права покупки участника долевой собственности.

Доводы жалобы: конкурсный кредитор обратился с жалобой. Доводы заявителя сводятся к тому, что совершение сделок, связанных с отчуждением недвижимого имущества должника-банкрота, допускается исключительно на открытых торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве (абзац 5 пункта 1 статьи 126, пункт 3 статьи 213.26).

Именно в ходе открытых торгов устанавливается рыночная цена, по которой имущество должника готов приобрести победитель торгов.

Преимущественное право покупки сособственника заключается в том, что в случае его согласия с условиями сделки (в том числе ценой), на которые согласился покупатель (в условиях реализации имущества должника-банкрота – победитель торгов.

Установленный положением о продаже порядок не обеспечивает формирование максимально возможной цены, поскольку исключает проведение открытых торгов.

Заявитель полагает, что для реализации преимущественного права покупки сособственнику достаточно предложить приобрести имущество должника-банкрота по цене, сформированной в ходе открытых торгов, а не по начальной стоимости. Тем самым будет достигнут баланс интересов между самим должником, его конкурсными кредиторами и сособственником его имущества.

  1. Результат: Ожидается
  2. 2. Надлежащий способ защиты  лица, имеющего преимущественное право на приобретение объектов в рамках дела о банкротстве
  3. Определение от 19 марта 2020 года 302-ЭС19-17986[ii]
  4. Вопрос: о надлежащем способе защиты при проведении торгов лица, которое обладает преимущественным правом на приобретение реализуемых объектов.

Суть спора: В ходе конкурсного производства на торги был выставлен ряд объектов сельскохозяйственного предприятия. По результатам торгов был определен победитель, с которым был заключен договор купли-продажи.

Заявитель, со ссылкой на то,  что он является собственником смежного участка заявил требование о переводе на себя права и обязанностей покупателя.

Нижестоящие суда отказали Заявителю, указав на то, что им избран неверный способ защиты.

Доводы кассационной жалобы:  Заявитель ссылается на то, что он  выбрал правильный способ защиты, поскольку он ведет к восстановлению нарушенного права и соответствует общему правовому подходу, установленному законодательством в аналогичных правоотношениях, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 № 1989/09 по делу № А14-1423/2008. К тому же заявитель полагал, что он не может оспорить торги, так как не являлся их участником.

Выводы судебной инстанции:

  1. Применение норм о преимущественном праве по аналогии

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *