Законопроект об ограничении торговых наценок на продукты питания

«Ашан» закрыл в России 17 магазинов за полгодаУчёные выяснили, какая фаза сна влияет на риск развития деменцииТалибы* застрелили афганского фольклорного певца АндарабиРоссийские паралимпийцы выиграли ещё 11 медалей на Играх в ТокиоВ Петербурге открылась выставка 83-летней звезды InstagramПропагандисты «усыпили» Байдена на потеху соцсетямГоспитализация в Петербурге упала ниже 200 человек в суткиТурция купит у России второй полк зенитно-ракетных комплексов C-400Шойгу объяснил, чем обусловлена единовременная выплата военнымГорящую Якутию накрыло первым снегомПропавшую 10-летнюю девочку нашли живой в ПетербургеВ Петербурге растёт число смертей от коронавирусаСпециалисты рассказали, почему у трудоголиков часто болит животПятиклассница в спортивном костюме пропала в ПетербургеВ петербургской кондитерской нашли изрезанную и задушенную женщинуНа востоке КАД перекроют две полосы движения из-за ремонтаПравительство расширило список пособий для карты «Мир»СКА обыграл «Авангард» на Кубке ПучковаВ Калининграде во время футбольного матча погиб вратарьВ Петербурге скончался народный артист РСФСР Роман ГромадскийГинеколог назвала ошибки молодости, которые аукнутся в зрелом возрастеНа Солнце произошла серия вспышекНовое подтверждение пользы кофе — он защищает от инфаркта и инсультаПродавца веселящего газа задержали в ПетербургеВ Петербурге за сутки увезли в больницы 232 человека с коронавирусомПредыдущие новостиАрхив материалов

Ограничение цен на продукты приведет к дефициту

Ретейлеры ждут от ФАС разъяснений о планах по ограничению торговых наценок. «Фонтанка» спросила у участников рынка и экспертов, будет ли потребитель благодарен государству за такую заботу.

Законопроект об ограничении торговых наценок на продукты питания Эмин Джафаров/КоммерсантъПоделиться

О том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит законопроект, регулирующий цены на продукты питания, сообщило издание Forbes со ссылкой на источники в розничных сетях и федеральном правительстве. Такие планы были озвучены на совещании 13 августа.

По данным издания, ведомство хочет ограничивать наценку сетей. Какие именно товары затронет корректировка и какова будет методика расчета допустимой наценки, пока не сообщалось. Первая беседа носила «нравственно-политический характер»: ретейлерам предложено скорректировать наценки на добровольной основе. Пока же антимонопольщики нагрянули с антикартельными проверками в крупнейшие сети.

Продовольствие в этом году действительно дорожает быстрее обычного, хотя в последние недели темпы инфляции начали замедляться. Тем не менее в конце июля президент Владимир Путин, которому во время прямой линии пришлось комментировать рост цен на морковь, призвал ФАС, Минпромторг и глав регионов активнее мониторить ситуацию с ценами на продукты.

В пресс-службе ФАС на момент публикации не ответили на запрос «Фонтанки». Представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) подтвердил информацию о совещании, но отметил, что конкретных предложений на нем не прозвучало. «Когда ФАС сделает предложения, будем готовы прокомментировать», — сказал он.

Представители крупнейших розничных сетей также воздержались от комментариев до получения разъяснений. Но сотрудник одного из ретейлеров в неофициальной беседе не исключил, что четких планов у службы может и не быть: антимонопольщики «пытаются показать, что они исполняют предвыборное поручение и борются за снижение цен на социально значимые товары».

Государство ведет себя «как слон в посудной лавке», — считает совладелец петербургской сети «Реалъ» Александр Мышинский. По его словам, бизнес ждет от антимонопольщиков ответы на три вопроса: на какие товары вводить регулирование наценки, в каких сетях, а также как потом это контролировать?

По его словам, сети и так продают некоторые «социальные» товары (молочную продукцию, хлеб, масло и сахар, некоторые фрукты и овощи) с отрицательной наценкой, компенсируя убыток за счет других, более маржинальных категорий.

«Если будут регулировать наценку на чай, консервы и шоколад, сети, чтобы сохранить рентабельность, будут вынуждены повышать цены на социально значимые товары до уровня наценки, который разрешен», — комментирует предприниматель.

Насколько целесообразно вводить ограничения наценки для магазинов вроде «ВкусВилла» или «Азбуки вкуса» или небольших сетей и одиночных магазинов, тоже не очевидно.

Кроме того, не ясно, как регулятор будет устанавливать разграничения. Наконец, остается вопрос контроля.

«Например, у нас есть две цены — базовая и акционная, что с чем ФАС будет сравнивать и как они будут проверять — в целом или по товарным партиям, не понятно», — рассуждает Александр Мышинский.

По мнению предпринимателя, антимонопольщикам следовало бы более пристально присмотреться к росту цен на стройматериалы, где инфляция выше в разы, чем на продуктовом рынке.

А уж если так хочется сдержать рост цен на продукты, то взяться следует за производителей. «Например, в Израиле производители обязаны публиковать свое намерение повысить цены.

Если бы так было в России, возможно, вопросов к сетям было бы меньше», — говорит он.

Искусственное вмешательство в ценообразование приведет либо к дроблению наценки, что не поможет сдержать цены, либо к уходу с рынка тех игроков, кто не выдержит избыточного регулирования, считает предприниматель.

Крупные сети без особых проблем смогут обойти ограничения, уверен директор агентства INFOLine Иван Федяков.

«Если государство скажет, что наценка на морковь будет фиксирована, будут создаваться «прослойки», которые будут делать легкую переработку и продавать сетям.

В итоге с полок уйдут социально значимые товары а-ля «морковь немытая Россия» и останется более дорогостоящая продукция. Механизмов для манипулирования у ретейлеров огромное количество», — подчеркивает эксперт.

Но вмешательство государства может привести к негативным последствиям в долгосрочной перспективе.

«Начнет снижаться инвестиционная привлекательность бизнеса, с рынка уйдут компании и не придут новые.

Процесс консолидации ускорится, оставшимся игрокам будет проще манипулировать рынком, и цены пойдут вверх. Или же повышение произойдет из-за снижения эффективности монополий», — комментирует он.

В любом случае ограничение наценки избыточно. Закон уже позволяет устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, в случае если в течение 30 дней подряд рост розничных цен составлял 30% и более, напоминает Иван Федяков.

Если же ФАС установит необоснованное завышение цен в результате картельного сговора, то все необходимые инструменты для наказания виноватых тоже есть.

Но последние инспекции вряд ли кончатся штрафами для ретейлеров — продовольствие не могло не дорожать на фоне роста стоимости на мировых рынках.

У государства достаточно и других механизмов для непрямого регулирования — например пошлины, чтобы снизить экспортный потенциал тех или иных товаров.

По мнению Ивана Федякова, инициатива ФАС может быть связана не только с предвыборной активностью, но и с борьбой конкретного ведомства за рычаги влияния.

«К тому, у кого будет возможность регулировать цены, на поклон будут ходить все», — отмечает он.

У антимонопольщиков перед глазами пример Роспотребнадзора, который во время пандемии получил сверхполномочия — росчерком пера решать судьбу бизнеса.

Заявляя о возможном регулировании наценки и показательно штрафуя ретейлеров перед выборами, государство недорабатывает, уверен управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.

«Надо подключать Рамзана Ахматовича, чтобы выходили главы крупнейших ретейловых компаний и извинялись — за цены на моркву, чтобы сзади стояла вся семья главы [сети], — это будет красивый ход», — иронично предложил он.

Впрочем, и это вряд ли поможет сдержать цены. «С точки зрения экономики, нравится это или не нравится, цены на все устанавливает единый фундаментальный закон — баланс спроса и предложения.

Чтобы снизить цены, надо увеличивать предложение, но в авторитарном государстве не может быть конкуренции, так как наличие конкуренции приводит к независимому источнику дохода.

Как говорили во время «Бостонского чаепития» (акция протеста американских колоний против английского правительства, ставшая началом Войны за независимость. — Прим. ред.), нет налогов без представительства», — рассуждает Дмитрий Потапенко.

Потребитель вряд ли скажет спасибо государству за регулирование цен, так как итогом станут подорожание и ухудшение качества. «Законы экономики не управляются революционным штыком, но они жестче, чем закон всемирного тяготения», — комментирует эксперт.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Законопроект об ограничении торговых наценок на продукты питания Эмин Джафаров/Коммерсантъ

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Законопроект об ограничении торговых наценок на продукты питания26222921118 Авг 2021 в 16:15Вот читаю я комменты, одни говорят, что те, кто продукты толкают — люди просто перебиваются от продажи к продаже, другие говорят, что они наживаются на нас, обеспечивая с каждого товара маржу. Ну, допустим, они такие несчастные, что не нашли себя в нормальном бизнесе, занимаются бизнесом, не приносящим дохода. Тогда возникает вопрос — а на что они содержат дорогую недвижимость и скупают все новые площади для продажи продуктов? Не, я тупой, телевизор не смотрю, в финансах не шарю, но как-то я покупал авто у директора (собственника) магазина, что продавал продукты в центре города и имел несчастье спросить его — а это выгодно? Он сказал, что благодаря этому магазину смог открыть еще один бизнес, а продавая мне старую машину, покупает новую в салоне. И вот я читаю комментарии и думаю, кто же все таки прав в своих высказываниях? Да, наверное, те, кто продает продукты — мученики, претендующие на святость…Законопроект об ограничении торговых наценок на продукты питанияШтыком решаются вопросы национализации. Успешный опыт с успешными последствиями уже есть. И вопросы повышения цен на «Платон» под руководством сына Ротенберга тоже.Законопроект об ограничении торговых наценок на продукты питанияВалерий Мазнев17 Авг 2021 в 21:35Большое спасибо «фонтанке» за публикацию «комментов»! Они гораздо интереснее статьи! Сколько же у нас удивительных особей! Какой удивительный норот! Гвозди бы делать из этих людей- не было б мире крепче гвоздей! Путинизм -вечен! ЛОХи- бессмертны!читать все комментариидобавить комментарий

Читайте также:  Исполнительное производство: что изменится?

Фас готовит законопроект об ограничении наценки на продукты в торговых сетях

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит законопроект, регулирующий цены на продукты: ведомство хочет предложить ограничивать наценку торговых сетей, рассказывает источник Forbes, знакомый с деталями переговоров. Информацию об инициативе подтверждают источник Forbes, близкий к одному из участников совещания, и федеральный чиновник. Представитель ФАС отказался от комментариев.

Что предлагает антимонопольная служба

Как рассказывает Forbes источник, близкий к одному из участников совещания, встреча ФАС с представителями торговых сетей, где обсуждались шаги по корректировке торговых наценок, прошла в пятницу, 13 августа. Факт совещания также подтвердили источники Forbes в двух крупных ретейлерах.

В этот же день представитель ведомства сообщил о внеплановых выездных проверках в торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», Лента # 19 и Магнит # 4 .

В ФАС указывали, что целью проверок является «недопущение необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров», причиной которого может быть сговор.

ФАС пришла с «антикартельными» проверками к крупнейшим продуктовым ретейлерам

По данным источника, знакомого с деталями переговоров, законодательные изменения по наценкам нужны для «повышения прозрачности».

Несмотря на подготовку законопроекта, сетям предложено пока скорректировать наценки на добровольной основе.

На следующей неделе предстоит новое совещание в ФАС, где от сетей будут ждать перечень товаров и методику корректировки их наценки, говорит собеседник Forbes.

В конце июля президент Владимир Путин призвал ФАС, Минпромторг и глав регионов активнее мониторить ситуацию с ценами на продукты. На совещании в пятницу представители ФАС сообщили о результатах. По их данным, наценки значительные: пшено — 44%, свекла — 41%, чай — 40%, ржаной хлеб — 30%, рассказывает источник Forbes, знакомый с деталями переговоров.

Как рассказывает Forbes источник в одном из крупных ретейлеров, совещание по наценкам  носило «нравственно-политический характер».

«После этого проходит проверка, выполняют ли сети предписания, а по итогам проверки — последствия (при невыполнении — штрафы, санкции и так далее).

Сейчас под пристальным вниманием находятся те сети, которые были во вчерашних новостях [сети X5 Retail Group # 41 , «Магнит», «Лента»]», — говорит собеседник Forbes.

В ответе за дороговизну: какие товары и услуги растут в цене и кто будет с этим бороться

Как корректировка влияет на рынок

«Уже есть законопроекты и постановление правительства, которые позволяют регулировать цены. Но вот с наценками в сетях практически невозможно с юридической точки зрения сейчас что-то делать», — говорит источник, близкий к одному из участников совещания.

«Регулирование ценообразования — это пагубная история для торговли в целом, поскольку когда ты фиксируешь минимальные наценки на какую-либо продукцию, то ее нужно компенсировать в чем-то другом.

Кроме того, это мешает договоренностям ретейлеров с поставщиками», — негодует источник Forbes в крупном ретейлере. С другой стороны, по его словам, «огромная» диверсификация ассортимента позволяет играть с ценами.

Торговые сети периодически пересматривают стоимость товаров, особенно социально значимых, потому что снижение наценки может генерировать покупательский трафик, добавляет собеседник Forbes.

Представитель «Ленты» подтвердил Forbes факт совещания. Представитель «Азбуки вкуса» сообщил, что не в курсе прошедшей встречи. «Лента», Metro CC и X5 Retail Group отказались от комментариев. Forbes направил запросы во «Вкусвилл» и «магнит».

Предельные цены на продукты установят по новым правилам. Что важно знать :: Бизнес :: РБК

Чиновники и раньше пытались регулировать цены на продукты. РБК вспомнил, какие механизмы использовались и что из этого вышло.

2007 год: заморозили цены

Осенью 2007 года в России был зафиксирован резкий рост цен на продукты: по информации Росстата, подсолнечное масло тогда подорожало в рознице на 13,5%, молоко — на 9,4%.

Желая разобраться в ситуации, тогдашний премьер Виктор Зубков вместе с Алексеем Гордеевым, возглавлявшим тогда Минсельхоз, посетили несколько магазинов в Балашихе и констатировали, что цены на одни и те же продукты в разных магазинах отличаются в полтора раза.

В середине октября Минсельхоз провел переговоры с производителями продуктов и договорился, что цены стабилизируют.

Уже в том же месяце производители и торговые сети договорились заморозить цены на молоко, яйца, растительное масло и хлеб.

В Минсельхозе тогда подчеркивали, что соглашения о стабилизации цен производители подписали по собственной инициативе, чтобы дать возможность наиболее незащищенным слоям населения приобретать продукты по приемлемым ценам.

В начале 2008 года соглашения, срок которых истекал 31 января, продлили до 30 апреля. Но в конце марта сам же Зубков признал замораживание цен неэффективным, и от их искусственного сдерживания решено было отказаться. С октября 2007-го по май 2008 года рост цен на продукты, попавшие в число «замороженных», составил, по данным Росстата, от 5 до 27%.

Меру критиковал и тогдашний министр финансов Алексей Кудрин. Он считал, что заморозить цены было бы ошибкой, поскольку это естественный и нужный элемент рынка, который дает сигнал производителям, что можно производить больше, потому что спрос увеличился. Бороться Кудрин предлагал с ценовыми пиками и не допускать «шоковых» повышений цен на продовольствие — до 40%.

2010: Набиуллина заступилась за гречку

В 2010 году была попытка регулировать цены на гречку. Тогда ФАС признала, что в августе эта крупа подорожала на 6–20%. Самый большой рост — 30% — был зафиксирован в Самарской области. В росте цен на крупу, как поясняли тогда производители, был виноват неурожай гречихи, из-за чего образовался дефицит.

Это был первый случай, когда цена на социально значимый товар превысила критическую отметку в 30%, говорил замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Ведомство проинформировало об этом Минэкономразвития. Но возглавлявшая тогда министерство Эльвира Набиуллина посчитала, что вводить ограничения цен нецелесообразно.

2015 год: заморозили цены на два месяца

Вопрос о том, чтобы регулировать цены на продукты, еще раз поднимался в начале 2015 года, когда на фоне девальвации рубля и после введения Россией продовольственного эмбарго на ввоз ряда продовольствия из стран ЕС и США начали расти цены на продукты. За 2014 год цены на продовольствие выросли на 19%, а в первом полугодии 2015 года рост, по прогнозам Минэкономразвития, должен был составить 23,8%.

Тогда крупнейшие торговые сети опять договорились заключить соглашение и заморозить цены на социально значимые продукты на два месяца.

Впрочем, курировавший тогда сельское хозяйство вице-премьер Аркадий Дворкович не одобрял, например, заморозку цен на гречку — по его словам, в условиях низкого урожая заморозка цен может привести к дефициту гречки.

«Можно заморозить, но потом не кричите, что дефицит гречки», — предупреждал вице-премьер.

В апреле 2015-го цены на ряд социально значимых продуктов снизились по сравнению с февралем того же года, когда участники рынка договорились о заморозке цен. Например, на 1,8% подешевел 1 кг гречки в рознице (с 70,7 до 69,4 руб.

), а 1 кг яблок — на 2,4% (с 140 до 89,7 руб.). Но были и продукты, которые за два месяца заморозки цен подорожали: подсолнечное масло — на 4,7% (c 93,3 до 104,7 руб. за 1 литр), пшеничная мука — на 2,4% (с 31,9 до 32,76 руб. за 1 кг).

Фас заставит продукты подешеветь

Несмотря на ожидавшееся удешевление сезонных продуктов питания, которого ожидали различные ведомства, падение цен на них оказалось практически незаметным. На это обратил внимание и Владимир Путин, поручивший Федеральной антимонопольной службе заниматься мониторгингом цен в этом секторе.

Статья по теме:

Антимонопольщики, судя по всему, не только мониторили рынок, но и активно искали пути решения проблемы. Так, как сообщил Forbes со ссылкой на собственные источники, ведомство готовит законопроект об ограничении наценки на продукты в торговых сетях.

Читайте также:  Как изменить договоры, чтобы избежать претензий налоговой

Тема уже обсуждалась на совещании с представителями торговых сетей. В ФАС предложили «повысить прозрачность работы» сетей. «Уже есть законопроекты и постановление правительства, которые позволяют регулировать цены.

Но вот с наценками в сетях практически невозможно с юридической точки зрения сейчас что-то делать», — заявил источник, близкий к одному из участников совещания. Новый законопроект, похоже, призван решить эту проблему.

Ранее также появилось сообщение, что ФАС инициировала ряд внеплановых выездных проверок в торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Лента» и«Магнит». В ведомстве заявили, что целью проверок является «недопущение необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров», причиной которого может быть сговор.

Жесткая денежно-кредитная политика, способна усугубить ситуацию

Нельзя отрицать, говорит преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий, что рост цен на товары потребительской группы превратился в существенную угрозу для стабильного социально-экономического развития страны. Постоянно происходящее  изменение ценников в магазинах (как правило, в сторону их увеличения) способно свести на нет эффект от позитивных изменений в хозяйственной жизни общества, когда  рост доходов частично или полностью будет «съеден» инфляцией.

Причем чисто монетарные попытки сдерживания негативной тенденции в розничном ценообразовании, предпринимаемые ЦБ, нельзя назвать эффективными.

Отчасти это происходит из-за растянутого во времени воздействия ключевой ставки на объем денежной массы в обращении, поясняет эксперт.

Основная же причина нарастания инфляционных процессов в нашей стране лежит не в плоскости классического превышения спроса над предложением, вызванного избытком ликвидности на рынке, а в нарастании предельных издержек в экономической системе.

Рост себестоимости продукции на протяжении всей цепочки ее формирования вызван как значительной долей валютной  составляющей  в структуре затрат практически всех основных секторов национального хозяйства, так и низкой эффективностью ряда производств.

В этом смысле действия регулятора, направленные на обуздание инфляции, носят ограниченный характер, полагает Анатолий Гожий. Более того, в долгосрочной перспективе жесткая денежно-кредитная политика, способна усугубить ситуацию на потребительском рынке.

Снижение доступности кредитных ресурсов, резко ограничит возможности развития малого и среднего бизнеса, сузив материальные основы конкуренции в розничной сфере, тем самым заложив предпосылки для монопольного завышения цен.

Администрирование розничного ценообразования выглядит самым легким способом сдержать инфляцию, замечает аналитик. Тем самым достигается краткосрочный эффект, создающий видимость решения проблемы.

Но регуляторное воздействие на последнюю стадию создания стоимости, при сохранении рыночных принципов ценообразования на всех предшествующих этапах, неизбежно вызовет системные сбои на всем протяжении движения товаров к потребителю.

По сути, государство либо подправляет, либо имитирует рынок.

Это могло бы иметь успех, полагает Анатолий Гожий, если бы в систему регулирования включалась вся система калькуляции затрат: от цен на энергоносители до наценки торговых сетей.

В противном же случае неизбежно возникновение «ножниц цен», что приведет к нестыковкам в согласовании условий реализации между производителями, посредниками и продавцами.

Прогноз результата очевиден: снижение конкуренции в торговой сети, свертывание отдельных производств (прежде всего, ориентированных на ширпотреб), дефицит, ухудшение качества и нарастание скрытой «подавленной» инфляции.

Регулирование стоимости продукции для потребителя посредством администрирования отдельных звеньев механизма ценообразования со временем неизбежно приведет к деформации всей хозяйственной структуры, уверен эксперт.

Обеспечение же комфортных условий для бизнеса, поощрение конкуренции (в том числе и за счет отмены эмбарго на импорт продуктов питания), развитие рыночной инфраструктуры (посредством облегчения реализации продукции производителями), помощь региональных властей в совершенствовании логистики товаропотоков  — это необходимые рыночные составляющие обоснованного ценообразования. В этих условиях возрастает социальная роль государства, обеспечивающая выравнивание доходов наиболее незащищенных групп населения.

Надо действовать! Но как?

Действия ФАС по подготовке законопроекта по регулированию наценки на продовольственные товары, можно назвать очень своевременным, считает, со своей стороны, главный аналитик компании Esperio Лев Кравец.

Последние данные по продовольственной инфляции отчетливо сигнализируют о том, что если прямо сейчас ничего не предпринимать, то этой осенью темпы роста цен в России окажутся выше пиковых значений июня 2021 года 7,90%.

Стандартная модель продовольственной инфляции подразумевает, что именно в период июнь-август темпы роста цен на продукты питания за счет дефляционного воздействия увеличения предложения отечественной сезонной плодоовощной продукции резко снижаются, достигая минимальных по году значений. После чего в период сентябрь-декабрь продовольственная инфляция начинает ускоряться и до конца года ее темпы как правило только увеличиваются.

В 2021 году наблюдается серьезное отклонение от стандартного поведения цен на продукты питания, констатирует аналитик.

В июне вместо снижения темпов роста цен на плодоовощную продукцию произошел рост с 8,23% до 11,16%, при этом продовольственная инфляция по июню достигла максимального по 2021 году значения, ускорившись с 7,4% в мае до 7,9%.

В июле ситуация начала улучшаться, темпы роста цен на плодоовощную продукцию замедлились с 11,16% до 6,15%, а продовольственная инфляция замедлилась с 7,9% до июньского уровня 7,43%.

Это не может не радовать, говорит Лев Кравец, но если следовать стандартной модели поведения инфляции в России, то становится очевидно, что за оставшийся месяц август, рост цен на продовольствие не успеет замедлиться до нормального уровня.

С учетом еще одного месяца дефляционного воздействия увеличения предложения плодоовощной продукции, продовольственная инфляция в августе может замедлиться с 7,43% до 7,00%, но после этого начиная с сентября, должно начаться сезонное ускорение и темпы роста цен на продукты питания к концу года могут превысить пиковое значение в 7,90%.

После выхода июльской статистики такой ход событий стал очевиден, и, видимо, поэтому ФАС получило команду заняться выстраиванием антиинфляционной плотины.

Однако не стоит делать далеко идущие выводы о том, что обсуждаемый закон о государственном регулировании наценки на продовольственные товары непременно будет применен, добавляет Лев Кравец.

Напротив, по его словам, антиинфляционная практика 2020 и 2021 года говорит о том, что правительство России использует административные инструменты ограничения роста цен очень выборочно и исключительно в качестве показательных действий.

Так было с заморозкой цен на сахар и подсолнечное масло, ограничения не коснулись других видов продовольственных товаров, но остальной рынок все понял, указывает эксперт.

Так было и с бензином, когда правительство пригрозило введением полного запрета на экспорт бензина, в итоге внутренние биржевые цены перестали расти и были найдены компромиссы с ВИНК.

Почти наверняка тоже самое будет и с ритейлерами, и с регулированием наценок на продовольственные товары, а недавний рейд ФАС в крупные торговые сети, часть этой показательной антиинфляционной стратегии.

«Играть с ценами». ФАС хочет ограничить рост стоимости продуктов

ФАС хочет предложить ограничивать наценку торговых сетей и готовит соответствующий законопроект. Перечень товаров и методику корректировки их наценки в ведомстве ожидают от ритейлеров уже на следующей неделе, пишет Forbes. Сетям предложили скорректировать наценки на добровольной основе, не дожидаясь утверждения законодательной инициативы.

На этом фоне в июле 2021 года номинальные расходы россиян оказались рекордными.

Федеральная антимонопольная служба предложила ограничить рост цен на продукты.

Как пишет Forbes, 13 августа в ведомстве провели совещание с представителями торговых сетей, где обсуждались шаги по корректировке торговых наценок, в том числе подготовка соответствующего законопроекта.

По данным издания, ФАС хочет предложить ограничивать наценку торговых сетей. В самом ведомстве эту информацию пока не комментируют.

По словам источника, знакомого с деталями переговоров, законодательные изменения по наценкам нужны для «повышения прозрачности». Сетям предложили скорректировать наценки на добровольной основе, не дожидаясь утверждения законодательной инициативы.

Перечень товаров и методику корректировки их наценки в ФАС ожидают от ритейлеров уже на следующей неделе, когда в ведомстве проведут еще одно совещание по этой теме.

«Нравственно-политическое» совещание

Cовещание, состоявшееся в пятницу, носило «нравственно-политический характер», отметили собеседники издания.

«После этого проходит проверка, выполняют ли сети предписания, а по итогам проверки — последствия (при невыполнении — штрафы, санкции и так далее). Сейчас под пристальным вниманием находятся те сети, которые были во вчерашних новостях», — утверждает источник Forbes.

Накануне стало известно о внеплановых проверках в магазинах X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Лента» и «Магнит». В ФАС указали, что целью проверок является «недопущение необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров», причиной которого может быть сговор.

Уже существующие законопроекты и постановление правительства позволяют регулировать цены, однако с наценками в сетях практически невозможно «с юридической точки зрения сейчас что-то делать», отмечает издание.

Читайте также:  Упрощение процедуры предоставления государственных и муниципальных земельных участков

«Регулирование ценообразования — это пагубная история для торговли в целом, поскольку когда ты фиксируешь минимальные наценки на какую-либо продукцию, то ее нужно компенсировать в чем-то другом.

Кроме того, это мешает договоренностям ретейлеров с поставщиками», — пояснил источник Forbes. В то же время, по его словам, «огромная» диверсификация ассортимента позволяет «играть с ценами».

«Торговые сети периодически пересматривают стоимость товаров, особенно социально значимых, потому что снижение наценки может генерировать покупательский трафик», — добавил он.

В конце июля президент России Владимир Путин призвал ФАС, Минпромторг и глав регионов активнее мониторить ситуацию с ценами на продукты. На состоявшемся в пятницу совещании представители антимонопольной службы сообщили о результатах. По их данным, наценки значительные: пшено — 44%, свекла — 41%, чай — 40%, ржаной хлеб — 30%.

Расходы россиян стали рекордными

Согласно данным исследования холдинга «Ромир», в июле 2021 года россияне сохранили уровень своих повседневных номинальных (без поправки на инфляцию) расходов (-0,2%) по сравнению с предыдущим месяцем и увеличили их на 9,1% в годовом выражении.

Показатель индекса стал самым высоким для июля с начала проведения замеров (195%). Самый высокий уровень номинальных расходов был зафиксирован в декабре 2020 года (216%), отмечают социологи.

Реальные расходы с поправкой на инфляцию по данным Росстата немного снизились в июле (-0,5%) по сравнению с июнем и выросли на 2,4% по отношению к прошлогоднему показателю.

Средний чек (стоимость одной покупки) россиянина составил на минувшей неделе 642 рубля: на 3,4% (21 рубль) выше, чем на предыдущей неделе, и на 12% (69 рублей) больше, чем за этот же период в 2020 году, констатирует «Ромир».

«При общей стабильности среднего уровня расходов в последние месяцы их динамика у разных групп населения разнонаправленная. Мы видим, что расходы растут у представителей самой низкодоходной категории.

Это может говорить о вынужденных тратах, в том числе за счет увеличения долговой нагрузки.

Расходы групп со средними доходами остаются стабильными в номинальном выражении, то есть реальный их размер немного сокращается за счет роста цен», — прокомментировала итоги исследования исполнительный директор холдинга Инна Караева.

Выстрел в «молоко»: «Пятерочке», «Перекрестку», «Магниту» грозят лютыми проверками

Молочный союз России попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) разобраться с высокими наценками на молочную продукцию в торговых сетях. Как сообщила председатель организации Людмила Маницкая 26 августа, соответствующие письма уже были направлены в ФАС и в правительство.

«Самая главная в проблемах с продажами — у сетей очень высокие наценки, от 50% до 150%. Ни в одной стране мира нет такой наценки на молочную и прочую продукцию. Именно на молокоемкие продукты идет большая накрутка. Молоко, кефир, ряженка, в меньшей степени, масло, сыр, сметана — здесь очень серьезные наценки», — заявила председатель союза.

По словам Людмилы Маницкой, Молочный союз получает жалобы на чрезмерные накрутки от предприятий по всей стране от Камчатки до Краснодарского края. Она особо отметила, что почти все эти сети имеют иностранное происхождение.

«Конечно, вмешательство в рынок недопустимо. Но что касается сетей, то именно так нужно поступить», — подчеркнула Маницкая.

Большинство крупнейших российских продуктовых сетей действительно зарегистрированы в зарубежных юрисдикциях.

Так, продуктовая розничная компания X5 Retail Group, которой принадлежат такие бренды, как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», зарегистрирована в Нидерландах.

Как заявил в июле исполнительный директор компании Игорь Шехтерман, пока что руководство не планирует смену юрисдикции даже в связи с денонсацией соглашения об избежание двойного налогообложения с этой страной.

Ритейлер «Лента» был зарегистрирован на Британских Виргинских островах, а в 2020 году сменил юридическую «прописку» на Кипр. Материнская компания ритейлера «О'кей» — O’Key Group — зарегистрирована в Люксембурге. И так далее, не говоря уже о непосредственно французском «Ашане» и немецком «Метро».

Недовольство наценками торговых сетей высказывают не только производители молочной продукции.

12 августа стало известно, что ФАС провела проверки в Х5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), ООО «Лента» и АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), которые заподозрили в ценовом сговоре, то есть установке практически одинаковых цен на те или иные виды продукции, что лишает потребителя выбора.

Если подозрения в картельном сговоре подтвердятся, максимальный административный штраф может составить 15% от выручки сетей за год. С учетом оборота проверяемых торговых сетей по итогам прошлого года составляет свыше 4 трлн. рублей, то штраф для них может составить более 600 млрд. рублей. www.kommersant.

ru/doc/4945114

Ранее президент России Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе обеспечить мониторинг формирования цен на продовольствие в торговых сетях. Об этом сообщалось 8 августа на официальном сайте Кремля.

Сами ритейлеры отрицают факт таких высоких наценок на молочную продукцию.

Как рассказал «СП» президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, в большинстве торговых сетей о подобных наценках речи не идет.

А если учесть, что согласно законодательству цены у нас формируются по рыночным принципам, не совсем понятно, к чему приведет борьба государства с их ростом, помимо деклараций, и кто будет влиять на торговые сети и их сдерживать.

— Участники рынка не подтверждают информацию о наценках на молочную продукцию в 50−150%, — заявил Андрей Карпов. — Она не соответствует действительности. Глава Молочного союза сказала что-то об иностранных торговых сетях, возможно, стоит работать с отечественными.

«СП»: — Но это уже не первое обвинение ритейла в завышении цен, в этом месяце были новости и о том, что ФАС начала проверку по подозрению сетей в картельном сговоре…

— Как в старом анекдоте, государство должно определиться — либо крестик снять, либо штаны надеть. То есть либо государству нужна рыночная экономика, либо не нужна. Рынок сам выравнивает цены.

Задача государства в том, чтобы игроки не вступали в монопольное положение, и только если это происходит, регулировать ситуацию.

На текущий момент на рынке огромное количество торговых организаций, монопольного положения нет ни у кого, соответственно, сам рынок выравнивает баланс цен.

Ситуация обострена тем, что в этом году цены сильно выросли за счет мировой инфляции, роста цен внутри России, в том числе и из-за шагов, которые предпринимает российское правительство. Пытаться бороться с ветряными мельницами странно. Нужно работать над экономикой, над повышением доходов граждан, чтобы такие вопросы возникали реже.

Понятно, что когда львиная доля граждан покупает товары по самым низким ценам, для них проблема роста цен достаточно весома. Но пытаться назначать виновными торговые сети неправильно.

Государству пора прекращать имитацию деятельности по контролю ситуации с ценами, потому что текущее законодательство таких прав ему не дает.

Нужно или отказываться от рыночных механизмов, или соблюдать законодательство.

Заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС, экс-глава управления по борьбе с картелями ФАС РФ Андрей Тенишев рассказал «СП», что в большинстве случаев государство может повлиять на наценки в торговых сетях, только если был доказан факт сговора между ними.

— У нас есть два базовых закона для ритейла — закон «О торговле» и закон «О защите конкуренции». Государство может регулировать торговые наценки и вообще цены на продукты питания лишь при определенных обстоятельствах, но на практике у нас до ценового регулирования дело не доходило.

Не готов говорить о том, насколько цифры, названные Молочным союзом, соответствуют действительности. Мы должны понимать, о каких именно сетях и регионах идет речь. Если, например, это где-нибудь на Чукотке, то там и молоко приходится доставлять самолетами, поэтому цена будет более высокой. Прежде, чем делать выводы, необходимо тщательно проверить эту информацию.

У нас конкурентный рынок, и предполагается, что цена на нем образуется в результате свободной конкуренции. Если кто-то из ритейлеров введет торговую наценку в 200%, а у остальных она останется низкой, он просто со временем разорится, потому что люди не будут покупать у него продукцию.

Если же вдруг цена у всех ритейлеров оказалась подозрительно одинаково высокой, это повод антимонопольной службе проверить, что произошло и не было ли сговора.

«СП»: — Как раз такая проверка была начата в середине месяца. А как технически можно доказать, что картельный сговор имел место?

— Это сложный вопрос, но, если отвечать коротко, ФАС может проводить проверки — сотрудники прибудут в офис компании, снимут копии документов, изымут информацию с компьютеров и магнитных носителей.

А дальше нужно выяснять, не общались ли сети между собой, чтобы установить определенные цены. Можно найти и другие доказательства сговора. Пока что о них ничего не известно.

В целом, процесс доказательства наличия картельного сговора длительный и непростой.

«СП»: — То есть, ФАС должна доказать, что сети повысили цену именно согласованно и умышленно? А если наценка, допустим, в 100% была сформирована рыночно, здесь нет нарушения законов?

— Да, если в общих чертах, то примерно так, хотя деталей очень много. Казалось бы, вы приходите в магазин, берете товар, пробиваете чек и уходите. Но за всем этим стоят сложные и многоплановые процессы, особенно, если речь идет о сетевых магазинах.

«СП»: — Получается, если наценка в условные 150% образовалась рыночным путем, государство ничего не может сделать?

— Ну, почему же ничего? Можно вести переговоры, попросить торговые сети исправить ситуацию, взывать к их совести, если наценки действительно настолько высокие.

Например, в прошлом году была тяжелая ситуация из-за пандемии. Компания X5 Group сама решила, что полностью уберет торговые наценки на социально значимые товары.

Они пришли с этой инициативой в ФАС и призвали своих конкурентов сделать то же самое.

Это могло нарушить запрет на антиконкурентные согласованные действия. Но закон «О защите конкуренции» позволяет признать их допустимыми, если они идут во благо потребителю, например. Поэтому ФАС дала «добро», и в результате почти всю пандемию торговые сети проработали без наценок на группу социально значимых товаров, а это около 20 наименований продуктов питания.

«СП»: — Большинство российских торговых сетей зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Это усложняет контроль над ними?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *