Что изменится, если в россии введут режим чс в дополнение к действующим карантинным мерам

https://www.znak.com/2020-03-31/pravitelstvo_speshno_remontiruet_zakon_o_chs_kak_eto_pomozhet_borbe_s_epidemiey

2020.03.31

Во вторник Госдума стремительно приняла в трех чтениях и передала на рассмотрение в Совет Федерации правительственный законопроект с поправками в федеральный закон о чрезвычайных ситуациях.

В числе главных в этом пакете — поправка, которая призвана дополнить само понятие чрезвычайной ситуации: сразу после слова «катастрофа» в определении, прописанном в законе, теперь будет значиться «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих».

Изменения связаны с необходимостью экстренного реагирования на угрозу распространения COVID-19. Разбираемся, что мешает этому реагированию сейчас и как власти хотят это исправить.

Никита Телиженко / Znak.com

Что меняется?

Поправки, о которых идет речь, вносятся в федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, что в законе уточняется определение чрезвычайной ситуации (ЧС), дополняется статья 4.

1 о функционировании органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Дополнительные полномочия появляются у правительства.

При угрозе возникновения или в случае возникновения отдельных ЧС кабинет министров сможет взять на себя координирующие функции — по сути, стать единым оперативным штабом, который будет согласовывать экстренные меры.

Сейчас, согласно закону, правительство напрямую этими функциями не обладает. В повседневном режиме действует МЧС — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ему подчинен подведомственный Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Глава МЧС руководит Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Сейчас именно она принимает решение о федеральном уровне реагирования на ЧС, если ситуация имеет общенациональный характер или затронула два и более региона. 

Взяв на себя функции координирующего органа, правительство теперь само сможет вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на какой-то ее части. 

Для чего это делается?

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его цель — уточнить полномочия правительства в критических ситуациях. В случае чего премьер на угрозу ЧС будет реагировать сам, а не через какую-то комиссию, которую к тому же возглавляет не он.

Вероятно, премьеру Мишустину кажется, что так будет быстрее и эффективнее. К тому же это логично. На региональном уровне систему предупреждения и ликвидации ЧС возглавляют губернаторы, а на муниципальном — мэры.

И именно они вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на своей территории. 

Поправки отчасти легализуют ту конструкцию, которую Михаил Мишустин уже собрал для борьбы с COVID-19, образовав и возглавив межведомственный координационный совет по противодействию коронавирусу.

Важно и то, что одновременно правительству дается право устанавливать правила поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Это задел в том числе на возможное ближайшее будущее — на случай, если эпидемия продолжит набирать силу.

Во всех российских регионах уже больше недели действует режим повышенной готовности. Но на федеральном уровне такого режима пока нет. Если дело дойдет до этого (или, что еще серьезнее, до режима самого ЧС), у правительства будут законные основания предписать, как надо действовать россиянам, а как действовать нельзя.

И эти правила будут иметь силу закона — в отличие от тех рекомендаций, которые сейчас вводят своими указами губернаторы.

Что сейчас не так с ограничительными мерами в регионах?

По состоянию на этот час режим самоизоляции и другие ограничительные меры ввели уже почти 70 регионов.

Половина из них сделала это сразу после того, как об ужесточении карантинных мероприятий объявили Москва и Подмосковье, а глава правительства фактически призвал последовать их примеру.

И тогда же юристы, в том числе те, кого никак не заподозришь в нелояльности системе, указали на юридическую шаткость таких решений.

Лучше всех по поводу уязвимости региональных ограничений дал пояснения глава правозащитного объединения «Агора» Павел Чиков. По его словам, перечень введенных запретов больше соответствует тому, что допускается федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении (№ 3-ФКЗ от 30.05.2001).

В числе возможных ограничений закон упоминает карантин. Но ввести чрезвычайное положение в России или на части ее территории можно только указом президента, который еще и должен быть одобрен Советом Федерации.

Не случайно в числе первых, кто возмутился указу московского мэра, оказался глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас.  

Сам столичный мэр (как и его последователи в регионах) при этом ссылается на закон о ЧС. Но, как отмечает Чиков, в этом законе не упоминаются (пока) эпидемии, в том числе как повод для введения режима ЧС. А формулировка «иные бедствия» не выглядит достаточной. Иначе с подачи правительства в закон сейчас не вносились бы срочные поправки. 

По мнению главы «Агоры», к проблемной ситуации, которую хотят купировать власти, пока наиболее применим федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№ 52-ФЗ от 30.03.1999).

В нем также есть понятие «карантин», который наделяет органы власти всех уровней полномочиями по введению различных ограничений.

Но, например, в указе Собянина (как во многих аналогичных) ссылок на этот закон нет. 

Более того, не во всех случаях решения руководителей субъектов пока подкреплены предписаниями главных санитарных врачей в регионах.

Но даже там, где такие предписания были, конструкция все равно может оказаться юридически небезупречной.

Бывший министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко даже не исключает, что могут последовать возражения со стороны органов прокуратуры.

Но пока о таких действиях региональных прокуроров неизвестно. Зато известно о первых попытках общественников оспорить действия высших должностных лиц в своих регионах.

В итоге даже представители региональных властей вполголоса признают, что изданные распоряжения об обязательной изоляции в большей мере рассчитаны на сознательность граждан, нежели на полное законопослушание.

Впрочем, практика первых дней изоляции показала, что при необходимости следуют меры, все же обязательные к исполнению.

Так, например, было с одним из строительных гипермаркетов в Екатеринбурге, который в выходные останавливал работу, следуя точечному предписанию Роспотребнадзора. 

Почему не вводится именно карантин?

Опрошенные Znak.com представители медицинских округов говорят, что власти действительно могли бы опереться не на № 68-ФЗ (о ЧС), а № 52-ФЗ (о санитарно-эпидемиологическом благополучии).

И спокойно вводить любые ограничения, которые посчитали бы достаточными территориальные органы Роспотребнадзора, вплоть до самого настоящего карантина.

Тем более что Дума одновременно приняла и ужесточающие поправки в Уголовный кодекс, которые «будят» доселе фактически «спавшую» статью 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»). 

Но, как уже было сказано, в написанных под копирку губернаторских указах «санитарный» закон не упоминается.

То, что события пошли по этому сценарию, некоторые даже считают признаком слабости ведомства, возглавляемого сегодня Анной Поповой.

И намекают, что при Геннадии Онищенко, предшественнике Поповой в должности главного санитарного врача России, было бы иначе. На сайте самого ведомства найти разъяснений на этот счет не удалось.

Впрочем, тот же Павел Чиков вообще сомневается в праве санитарных врачей останавливать работу бизнеса в мегаполисах и запрещать жителям городов выходить из дома.

Сомнения есть и у других юристов, которые напоминают, что есть статья 55 Конституции РФ (допускающая ограничения прав и свобод граждан, но только федеральным законом).

И задаются вопросом, нельзя ли толковать эту статью так, что предписание главного санитарного врача — слишком слабый акт, чтобы ограничивать право граждан на свободное передвижение? 

Как бы там ни было, № 68-ФЗ уже не впервые используется там, где, казалось бы, речь идет именно о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Когда в 2018 году в Челябинске из-за конфликта властей и компаний по вызову твердых бытовых отходов случился мусорный коллапс, поначалу тоже вспоминали о № 52-ФЗ.

Но в конце концов был введен режим ЧС, в том числе, как стало понятно позже, потому что это развязало руки местным чиновникам по части проведения муниципальных закупок. В этом смысле закон о ЧС оказался просто удобней. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Карантин, ЧС и режим повышенной готовности — ответы на вопросы о российских законах во время пандемии коронавируса — Разборы на TJ

Что происходит в России с точки зрения закона и есть ли разница в установленных режимах.

«12 канал. Новости Омска»

Во всех регионах России с середины марта введён режим повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса. В апреле вслед за Москвой и Подмосковьем десятки субъектов ввели режим изоляции и самоизоляции.

Как власти, так и обычные граждане столкнулись с неразберихой в законах и терминах. Как назвать тот или иной режим работы и на что государство получает право — эти и другие вопросы сопровождались противоречивыми ми чиновников и резкой критикой в соцсетях. А в официальных документах и в СМИ государство старается не употреблять слово «карантин», что только усугубляет ситуацию.

Мы не ставили целью выяснить, целесообразны ли меры властей во время пандемии. Этот материал — исключительно анализ того, соответствуют ли закону действия государства.

Да, почти во всех регионах. Понятие карантина раскрыто в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Если кратко: карантин — это ограничительные мероприятия, которые вводятся в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Читайте также:  Проблема: списание денег с кредитной карты злоумышленниками

С этим простым вопросом регулярно возникают сложности. Прежде всего потому, что слово «карантин» практически не используется в официальной риторике, только «самоизоляция» и «изоляция». О «карантине» чиновники и федеральные каналы говорят только в контексте нарушения гражданами принятых мер. Исключение — власти некоторых регионов.

В разговорной речи «карантином» ещё называют изоляционный режим, который применяется к уже инфицированным или тем, в отношении кого есть подозрение на инфекцию. В этом смысле слово употреблял и Владимир Путин на одном из совещаний. В законодательном смысле полный комплекс мероприятий по карантину шире.

По предписанию главного государственного санитарного врача. О введении ограничительных мероприятий могут объявить правительство, власти регионов, главы городов.

Формально в законе перечня запретов нет. Статья 31 говорит, что порядок ограничительных мероприятий устанавливается санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В рекомендациях Минздрава сказано, что мероприятия по предупреждению распространения вируса установлены распоряжениями правительства и постановлениями главного государственного санитарного врача.

Власти разных стран объявили о масштабных финансовых льготах для населения на период пандемии. Например, во Франции приостановили начисление счетов за коммунальные ресурсы, а также арендную плату для некоторых предприятий.

В Чехии гражданам предоставили отсрочку по кредитам и налогам на три месяца, многие страны декларировали ипотечные каникулы.

В России отменили пени при неоплате коммунальных услуг до конца года, однако многие не согласны с тем, что такие меры достаточны.

Санитарное законодательство в России не предусматривает обязанности государства оплачивать все убытки. Статьи 8 и 9 закона №ФЗ-52 действительно говорят, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу в ходе противоэпидемических мероприятий.

Во-первых, возмещение происходит не автоматически, а в порядке, установленном законом. Этот порядок подробно описан в 59 главе Гражданского кодекса. Во-вторых, вред возмещает тот, кто его нанёс, а это не всегда государство. В-третьих, возмещается именно вред имуществу и здоровью, а не кредиты и платежи ЖКХ.

Это ситуации из разных областей законодательства, они никак не соотнесены между собой. Карантин — это понятие из санитарного законодательства, чрезвычайная ситуация — это понятие из законодательства о ГО и ЧС. Карантин сам по себе не является ЧС и наоборот.

В Трудовом кодексе отдельно упоминаются выходные дни и нерабочие праздничные дни. В связи с этим возник вопрос, насколько легально президент использовал термин «нерабочие дни» в указе от 25 марта. На самом деле это тоже вполне объяснимо в рамках существующих законов.

Трудовое законодательство в России может регулироваться указами президента, они при этом не должны противоречить ТК. Формально указ не противоречит кодексу, поскольку вводит новое понятие, которого ещё нет в нормативных актах. А по вопросам, не урегулированным законом, указ президента фактически сам имеет силу закона.

Основная претензия состоит в том, что Путин объявил о «нерабочей неделе» с сохранением зарплат, не объяснив, откуда бизнес должен эти деньги взять.

Создав новое понятие в трудовом законодательстве, президент не обеспечил его нормативной базой, из-за чего работодателям пришлось действовать только по разъяснениям Минтруда. Это породило множество проблем, связанных с начислением налогов и зарплаты.

Бизнес неоднократно отмечал, что «нерабочий» месяц с лишним скажется на нём «самым тяжёлым образом».

Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы власти работают в режиме «повышенной готовности».

В этом режиме власти имеют право:

  • ограничивать доступ людей и транспорта на территорию, на которой есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
  • определять порядок разбронирования резервов;
  • определять порядок использования транспорта, средств связи и оповещения, принадлежащих не только властям, но и организациям;
  • приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принимать меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

Закон обязывает граждан соблюдать правила, введённые властями в режиме ЧС, и, если необходимо, помогать властям при аварийно-спасательных работах.

На местах этот режим исполнители понимают очень по-разному. Например, в Москве оперативному штабу уже пришлось опровергать информацию о введении комендантского часа в Московской области. Власти Челябинской области и Чечни пытались закрыть административную границу регионов, однако правительство запретило им это делать.

В разных регионах полиция далеко не всегда чётко понимает и реализовывает карантинные меры. Например, в Самаре врач пожаловался на сотрудников ДПС, которые не пускали его на экстренную операцию, пока выписывали штраф.

Адвокаты «Агоры» сообщили, что за первую неделю применения новых статей КоАП на нарушителей было составлено уже несколько сотен протоколов, однако суды чаще всего не штрафуют граждан за формальные отхождения от запретов и ограничиваются устным предупреждением.

В отдельных городах режим ЧС введён. Первым об этом объявили власти Абакана — 18 марта. Через несколько дней этот режим ввели в Элисте и в Черногорске. 27 апреля в Саяногорске глава города также объявил режим ЧС. 15 мая о введении ЧС объявили в Южно-Курильске.

По закону президент объявляет ЧС, если требуется привлечение Вооружённых сил. Это называется «особым уровнем реагирования». Президент так уже делал раньше: например, в июле 2019 года он издал указ для ликвидации последствий наводнения в Тулуне.

Хотя пока о привлечении армии не объявлялось, Путин уже поручил проверить войска РФ на готовность к борьбе с коронавирусом, а Минобороны сообщило, что проводит такую проверку. Если привлечения войск не нужно, то ЧС федерального уровня может объявить правительственная комиссия, а с апреля 2020 года — правительство.

В соцсетях часто пишут, что при ЧС государство якобы берёт на себя все расходы граждан. Это мнение особенно популярно, поскольку государство обвиняют в недостаточно серьёзных мерах, например, объявлении «нерабочей недели» без предоставления средств на оплату работников.

В стране «самоизоляция», а не карантин. Слово карантин закреплено юридически. Карантин и ЧС — это форс-мажор, при нем все договора теряют свою силу и государство берет на себя все ваши издержки, а при самоизоляции вы отвечаете сами за все свои риски.

2367

11523

За государством действительно закреплена обязанность финансирования мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Такое положение есть в 24 статье закона о ЧС, однако обязанности нести «все издержки» в нём нет.

Статьи 10 и 11 того же закона говорят, что правительство и власти регионов принимают решения об оказании единовременной материальной помощи пострадавшим.

С 1 января 2020 года вступило в силу постановление правительства №1928, которым определяются правила предоставления межбюджетных трансфертов регионам страны.

Это средства, которые федеральный бюджет выделяет из резервного фонда на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Документ предусматривает, что средства могут быть запрошены регионом на следующие цели:

  • выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации — в размере 1 миллиона рублей на каждого погибшего;
  • выплату пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью (тяжкий или средней тяжести вред — 400 тысяч рублей на человека, лёгкий вред — 200 тысяч рублей на человека);
  • оказание гражданам материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека.

Обновлено 27 апреля: Адвокат Павел Чиков обратил внимание, что семьи 794 (по состоянию на 27 апреля) официально погибших от коронавирусной инфекции россиян могли бы претендовать на эти выплаты в случае объявления режима ЧС. Также в них заинтересованы те, кто получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью из-за вирусной инфекции, однако пока непонятно, кого в эту категорию могли бы зачислить. Официальной статистики по такому типу пострадавших нет. Однако правила не предусматривают возможности компенсации жилищно-коммунальных платежей за граждан, кредитов или аренды для предпринимателей. Таким образом, бизнес, который рассчитывает переложить на государство часть убытков при введении режима ЧС или ЧП, обманывается в своих ожиданиях.

Нет. То, что ситуация форс-мажорная, должно доказывать не правительство, а должник. Это следует из Гражданского кодекса, который предусматривает, что предприниматель освобождается от ответственности, если докажет, что имела место непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Налоговая служба признала, что ситуация с коронавирусом — это обстоятельство непреодолимой силы, и поручила учитывать это при рассмотрении дел. Но форс-мажор не аннулирует договоры.

Более того, падение спроса на продукцию, вызванное пандемией, либо отсутствие на рынке нужных товаров, даже отсутствие у должника необходимых денежных средств по закону не считаются форс-мажором, таким как землетрясение или внезапные военные действия.

Неверно полагать, будто режим чрезвычайной ситуации по закону ЧС и чрезвычайные обстоятельства по Гражданскому кодексу — это одно и то же. Форс-мажорная ситуация может быть как отмечена введением режима ЧС, так и состояться без него.

Да, но только федеральным законом. После того, как в Москве ввели жёсткие ограничения, в соцсетях стали писать, что соблюдение домашней изоляции может быть исключительно добровольным.

Статья 19. Обязанности граждан. «соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности… которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций» Нет ЧС – никто не может заставлять носить маску и сидеть дома. Тем более наказывать. Всё сугубо добровольно.

Читайте также:  Величина прожиточного минимума вновь снижена

52

174

Однако статья 55 Конституции указывает, что права человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья граждан. Законом можно ограничить право на свободу передвижения россиян там, где введены особые условия из-за инфекции. Одно из таких «особых условий» — это режим повышенной готовности, который в марте ввели во всех регионах.

Многие юристы, в том числе адвокаты правозащитной группы «Агора» сомневаются, соразмерна ли реальная опасность тем ограничениям, которые ввела власть. К моменту написания заметки известно о пяти исках, поданных в суды по поводу режима изоляции.

  • адвокат Мансур Гильманов и активист Дмитрий Кисиев подали административный иск в Мосгорсуд к правительству Москвы (по данным на сайте суда оставлен без движения);
  • муниципальный депутат округа Кунцево Денис Шендерович ещё около двух десятков москвичей подали иск к мэру Москвы Сергею Собянину;
  • адвокат из Екатеринбурга Антон Мамаев подал иск в Свердловский областной суд на губернатора Евгения Куйвашева;
  • депутат городской думы Батайска Родион Башкатов подал административный иск в Ростовский областной суд на губернатора Василия Голубева;
  • группа жителей Санкт-Петербурга подала в суд коллективный иск о признании недействительным ряда норм постановления правительства города.

Как будут рассматриваться эти дела — пока неясно, поскольку Верховный суд приостановил приём граждан в судах. Впрочем, суд в Свердловской области уже нашёл, как выйти из положения и закрыл кафе, проведя заседание по WhatsApp.

Обновлено 30 апреля: Мосгорсуд отклонил шесть исков, поданных к мэру Москвы Сергею Собянину по поводу его указов о режиме повышенной готовности. Такое же решение принял Санкт-Петербургский городской суд, рассмотрев исковые заявления к правительству региона.По данным «Коммерсанта», в регионах иски частично возвращены заявителям или оставлены без движения из-за формальных нарушений при составлении документов, либо также отклонены.

Своим постановлением ВС разрешил рассматривать только безотлагательные вопросы. К ним суд отнёс, например, решения по поводу меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного. Кроме того, можно рассматривать дела в упрощённом порядке, которые не требуют вызова сторон. Как выяснили в «Би-би-си», рассмотрение всех прочих исков переносят на один или два месяца.

Чрезвычайное положение — наиболее жёсткий из возможных режимов деятельности органов власти. Его регулирует специальный закон и может ввести только президент. Юристы отмечали, что ограничения, вводимые властями, фактически описывают именно этот режим. В частности, именно ЧП позволяет властям ограничивать свободу передвижения, свободу собраний, движение транспорта.

Действия, которые могут предпринять власти по закону о ЧП, характерны не только для него. Например, статья 13 разрешает введение карантина и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Однако карантин можно ввести и в повседневном режиме деятельности, без специального указа президента.

Статья 12 закона о ЧП предусматривает возможный комендантский час — запрет находиться на улице и в иных общественных местах в установленное время суток. Комендантский час для отдельных категорий граждан в российских регионах существует и без ЧП: гражданам до 16 лет запрещено находиться в ночное время в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью или развитию.

Адвокат «Агоры» Павел Чиков указывал, что статья 29 закона о чрезвычайном положении гарантирует, что пострадавшим при ЧП возмещается материальный ущерб.

По его мнению, власти до сих пор не ввели ни один из специальных режимов именно потому, что они не хотят возмещать убытки российскому бизнесу.

Однако, как следует из положений той же статьи, ущерб возмещается на условиях и в порядке, установленных правительством. То есть власти на своё усмотрение определяют, кому оказывать помощь и в каком размере.

#законы #карантинвроссии #covid19

Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)" (КонсультантПлюс, 2021)

Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)

В данном обзоре представлены все основные антикризисные меры, принятые в связи с коронавирусом (COVID-19). Обновляется ежедневно.

Ранее принятые запреты массовых мероприятий, ограничения в оптовой и розничной торговле, а также иные меры в связи с коронавирусом.

2. Господдержка организаций и ИП в связи с коронавирусом

Сводная информация о мерах поддержки, изменениях в налогообложении, переносе сроков уплаты налогов.

3. Организация работы и кадровые вопросы в связи с коронавирусом

Как работодателю организовать работу в связи с коронавирусом, особенности оформления «удаленки», предоставления отпусков, оформления больничных и другие кадровые вопросы.

Все необходимые образцы приказов, инструкций и доп. соглашений, которые нужны в связи с коронавирусом и переводом сотрудников на удаленную работу.

Приостановление и особенности проведения проверок бизнеса в связи с распространением коронавируса.

6. Штрафы и другие меры ответственности

Какая ответственность предусмотрена за нарушение нормативных актов и предписаний в связи с коронавирусом.

Признаются ли обстоятельства коронавируса COVID-19 форс-мажором, особенности применения неустойки и другие вопросы.

Изменение срока исполнения контракта, цены контракта, заключение контракта с единственным поставщиком и другие вопросы.

См. также:- Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)- Как действовать заказчику при закупках по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19)- Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ- Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проводить срочные закупки в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)- Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19)
9. Господдержка физических лиц и ограничения в условиях коронавируса

Сводная информация об основных мерах поддержки граждан.

10. Нерабочие дни в связи с коронавирусом

На какой период были установлены нерабочие дни для основной части населения.

  • 1. Ограничения и запреты
  • 2. Господдержка организаций и ИП в связи с коронавирусом
  • 3. Организация работы и кадровые вопросы в связи с коронавирусом
  • 4. Образцы основных локальных нормативных актов организации в связи с коронавирусом
  • 5. Ограничение проверок
    • Налоговый контроль
    • Контроль в сфере труда
    • Особенности проведения проверок
  • 6. Штрафы и другие меры ответственности
  • 7. Исполнение обязательств и другие юридические вопросы в связи с коронавирусом
  • 8. Госзакупки по Закону N 44-ФЗ и закупки по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавируса
  • 9. Господдержка физических лиц и ограничения в условиях коронавируса
  • 10. Нерабочие дни в связи с коронавирусом

Открыть полный текст документа

1. Ограничения и запреты >>

Приняты поправки об экстренных мерах в связи с распространением коронавируса

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем, окончательном чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью
экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой
коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV. Он был инициирован Правительством РФ.

В частности, уточняются
полномочия Правительства по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Правительство (координационный
орган Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций) наделяется правом вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
на всей территории России либо на ее части, а также правом устанавливать
обязательные для исполнения правила поведения во время действия спецрежимов.

«Законопроект предлагает три блока вопросов.

 В частности, речь идет о дополнительных полномочиях Правительства РФ по повышению эффективности борьбы с коронавирусом, устранение последствий пандемии как для здоровья граждан, так и для бизнеса и экономики в целом, которые оказались в сложнейших условиях», — сказал Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Устанавливается особый
порядок регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий,
предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных
ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения
заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

По словам Василия Пискарева, «предлагается наделить Правительство РФ полномочиями координирующего органа Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Уточняются полномочия Правительства РФ на объявление режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и наделение их правом на установление обязательных для исполнения правил поведения в период указанных режимов.

Кроме того, список оснований для введения ЧС дополнен именно фактом распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих».

Правительство в случае
чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для
окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями
по определенному перечню.

Одновременно вводятся особенности
регулирования государственных и муниципальных закупок.

Правительство сможет
в 2020 году установить дополнительный перечень случаев, когда закупки для
государственных и муниципальных нужд можно осуществлять у единственного
поставщика (то есть без проведения конкурсных процедур, которые требуют
определенных временных затрат).

Кроме того,
можно будет изменять срок исполнения контракта ввиду обстоятельств, вызванных
распространением коронавируса. Также предусмотрено списание суммы штрафных
санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта по причине коронавируса.

В исключительных случаях
(например, при ЧС) Правительству предоставляется право вводить мораторий
на возбуждение дел о банкротстве.

В целях поддержки
туроператоров в сфере выездного туризма предусмотрена возможность изменения
сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности, а также предложен
механизм использования таких фондов для возврата средств туристам по решению
Правительства по каждой «закрытой» стране.

Также закон меняет правила проведения техосмотра в РФ: полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет. Если с года выпуска автомобиля прошло от четырех до десяти лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два года.

Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет. Согласно нынешнему порядку, проходить техосмотр каждые два года должны были автомобили от трех до семи лет, раз в год — легковые авто старше семи лет.

Полностью от процедуры освобождались автомобили младше трех лет. 

Читайте также:  Нюансы договорной работы

«Принятие закона обеспечит защиту здоровья населения и нераспространение новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV на территории Российской Федерации, поддержку и обеспечение законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и возможность оперативного принятия мер, направленных на оптимизацию деятельности федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности», — уверены его авторы.

Правовые основания введения ограничительных мер для граждан в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), административная ответственность за их нарушения

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

  • В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
  • Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г.

№ 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  1. Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
  2. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  3. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
  4. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
  5. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:
  6. Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в  случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г.

№ 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», кроме уточнения мер, которые должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации, для граждан введено такое ограничение, как соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», а для иностранных граждан и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности — выполнение требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г.

№ 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Меры, предусмотренные Федеральным законом № 52-ФЗ, могут быть дополнены ограничениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым:

  • расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
  • граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них  административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

 Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *