Перевозчик не довез груз. как помешать ему уйти от ответственности

О недобросовестном поведении некоторых грузоотправителей рассказывает координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. 

Когда на загрузке происходит пересортица отгружаемых товаров (вместо макарон грузят гречку, вместо тушенки – рыбные консервы, вместо микроволновок – стиральные машинки), ничего страшного в этом нет.

Главное, чтобы всё это было отражено в транспортной накладной.

Однако всё чаще и чаще происходят ситуации, когда предлагаемый к перевозке груз сильно отличается от того, что грузят по факту: больше габариты, вес, или вообще это опасный груз под видом обычного.

Говорить о том, что это ошибка кладовщика или менеджера не приходится: чаще всего это результат четкой, осознанной позиции грузоотправителя.

Впарить перевозчику негабарит, нагрузить в полтора раза больше груза чем было заявлено или загрузить опасный груз под видом обычного – это почти норма. Почему? Да потому что так дешевле.

Ничего страшного и в этом случае не произойдет, если водитель на загрузке увидит и раскроет все манипуляции грузоотправителя. Перевозчик имеет полное право отказаться от такой перевозки с очень простой формулировкой: грузоотправитель намеренно сообщил недостоверные сведения о существенных характеристиках перевозимого груза – будь то его габариты, вес или категория (опасный/не опасный).

Николай Синявин, автоперевозчик, Краснодарский край:

— Стали грузить химию, ADR-9. Я говорю: ребята, для её перевозки нужен ДОПОГ, и цена другая совершенно! Мне отвечают: ой-ой-ой, там вторая погрузка, может прикроешь? Я приезжаю на вторую погрузку, та же самая история. Говорю, ребята, я такой груз не повезу. Они мотивируют свои действия каким-то постановлением 2007 года, якобы этот груз относится к 9 классу и не требует специального разрешения на передвижения. Я говорю: вы хоть мозг включите! Это спецразрешение на движение, а не на перевозку, а перевозка осуществляется при наличии ДОПОГ! А они просто дурака включают и всё…

И ладно бы речь шла о каких-то разовых ситуациях: чем дальше, тем больше. Со стороны грузоотправителей недостоверная информация о существенных характеристиках предлагаемого к перевозке груза стала носить системный характер. И с их точки зрения всё понятно: машин много, грузов мало, будешь упираться – пошел нафиг за ворота, найдутся другие.

Николай Синявин, автоперевозчик, Краснодарский край:

— Ситуация повторяется один в один. Присылают заявку, товары народного потребления, 10 тонн. Приезжаю, иду подписывать документы – а там удобрения. Спрашиваю: ДОПОГ нужен? Нет, это минеральные удобрения. Начинают грузить: ADR-9, ADR-8. Я говорю: барышня, это как называется, вы грузите мне опасный груз! И всё повторяется! Так же падают на заднюю точку, кричит что я дурак…Меня послали куда подальше, порвали документы. Сказали: тебя здесь не было и звать тебя никак. Машину с ДОПОГ им месяц искать, а груз нужно отправлять – вот они и идут на такие ухищрения. Машину пригнал, хочешь вези, хочешь – нет, а сколько денег ты потратил и что ты сделал, им глубоко плевать. 

Им – плевать, а нам писать претензию:

При погрузке выяснилось, что предъявленный к перевозке груз относится к категории опасных грузов ADR-9. В связи с предоставлением недостоверных данных, касающихся существенных характеристик перевозимого груза, пользуясь правом, предоставленным мне Гражданским кодексом РФ, Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом требую разрешить конфликтную ситуацию в досудебном (претензионном) порядке.

Алгоритм уже накатан: снова претензия, и хорошо, что у Николая была возможность передать эту претензию не на склад, а непосредственно в головную контору этой фирмы. Это правильный вариант. 

Ни для кого не секрет, что менеджеры среднего звена часто используют автотранспорт для отмывания «сэкономленных» денег, поэтому информация о том, что происходит у них на складах, для учредителей и руководства компаний порой бывает крайне неожиданной – чем и надо пользоваться.

Отчего-то мне кажется что деньги на перевозку удобрений, которые считаются опасным грузом, эти ребята получают в полном объеме, но до водителя они не доходят. Получается, что складские менеджер подставляют интересы всего производства.

Ведь машина, вышедшая без должного оформления груза и не имеющая должных разрешений, так или иначе может быть поставлена на штрафстоянку. И если натравить гаишников и транспортников на такой объект… 

не думаю, что руководители производства будут в восторге от того, что результаты суточной смены предприятий зависнут на штрафстоянке. Стало быть, надо показать что шкурные интересы менеджеров идут вразрез с интересами всего предприятия.

Врут эти ребята, когда говорят о том, что 9 класс опасности не требует ДОПОГ! Единственное, что там присутствует – чуть менее жесткие требования к транспортному средству.

Не такие жесткие, как к топливу, пороху, радиоактивным материалам.

Но, тем не менее, требования к автомобилю существуют, и перевозка 9 класса опасности требует от водителя наличия удостоверения ДОПОГ, ведь никаких поблажек на перевозку опасных грузов – даже в нынешний коронавирусный период – нет.

Борис Савельев, доцент Сибирского государственного автодорожного университета, эксперт по перевозке опасных грузов.

— К машине действительно требований немного. Необходимо, чтобы было устройство ограничения скорости. Но в наличии должна быть вся необходимая комплектация – пустая табличка, огнетушители, противооткатные устройства… Если водитель везёт груз в контейнерах, мешках, канистрах, флягах или бочках, тогда табличка должна быть пустая. А если он везёт навалом или насыпью, то маркировка посложнее – машину надо маркировать так же, как цистерну. Удостоверение с базовым курсом в любом случае необходимо.

На видеосъёмке (11:15) виден хвост машин, который стоит перед воротами предприятия. Полагаю, что все они спокойно загрузятся, подотрут сопли и потащат груз. Не стройте никаких иллюзий по поводу водительской солидарности: её уже давно не существуют. 

Грузят опасные грузы по цене обычных, повизгивают и с радостью тащат их в ущерб своему кошельку, защищая шкурные интересы даже не грузоотправителей, а их вороватых менеджеров.

Положа руку на сердце: что бы я сделал? Сдал бы их всех. Ближайшим территориальным транспортникам либо ГИБДД. Так бы и сказал: из этих ворот выезжают машины, перевозящие опасные грузы без разрешения. Я понимаю, что перевозчики попадут под удар, но прикрутить хвосты вот этим грузоотправителям, которые за счет перевозчиков крысят свои деньги, я считаю – святое дело. 

https://kaspiko.ru/ https://kaspiko.ru/

Грузоперевозки: 4 случая, когда перевозчик рискует потерять деньги

???? Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках.

Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли.

Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

???? Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

— Обзора судебной практики от 20.12.2017

— Постановления Пленума № 26 от 26.06.2018

1. Потеря груза 

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017. 

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26. 

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза 

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ. 

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта. 

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1  Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

  1. Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

  2. Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

  3. Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях. 

  4. Произошла естественная убыль массы груза.

Читайте также:  Договор займа с залогом квартиры - юридическая консультация по заключению

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя. 

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон.

При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика.

Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

Статья: как оформить договор перевозки грузов

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф.

Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст.

35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Статья: как оформить путевой лист для водителя

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику. 

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 04.02.2021

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.

Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому.

Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах.

А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?

У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

  • доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
  • доставить груз в целости и сохранности;
  • выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.

Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем.

То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз».

То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.

Итак, клиент транспортной компании имеет право:

  • требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
  • требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке.

А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре.

Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.

Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.

Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.

И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.

Правило № 2: уточняем детали.

Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.

Правило № 3: документы – наше всё.

Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой.

Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д.

А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ.

Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.

Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.

  • Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.
  • Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:
  • «Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»
  • или:
Читайте также:  Наложить арест на имущество должника возможно: как уговорить суд

«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора.

Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е.

исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности.

Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст.

16 Закона о защите прав потребителей.

Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.

Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?

Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».

Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.

Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

ВС напомнил о презумпции вины экспедитора-юрлица за утрату, недостачу или повреждение грузаКак указал Суд, выдача груза на основании поддельных документов, предъявленных получателем, не может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил.

Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил.

Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).

Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан).

Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.

Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i».

Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора.

Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Срыв погрузки

Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя. Остановимся на каждом случае отдельно.

Срыв погрузки по вине перевозчика или фрахтовщика

Эти случаи предусмотрены пунктами 1 и 2 статьи 34 УАТиГНЭТ и именуются “невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки” и “непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования” соответственно.

Согласно пункту 2 статьи 9 УАТиГНЭТ, грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием.

Пригодными считаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 25 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом).

Грузоотправитель имеет полное право отказаться от погрузки автомобиля, при погрузке которого будет превышена максимальная разрешенная масса, указанная в свидетельстве о регистрации автомобиля. В этом случае срыв погрузки и все негативные последствия будут отнесены на перевозчика.

Опозданием является подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если в договоре перевозки или фрахтования стороны не предусмотрели иного (п. 27 ППГАТ).

Срыв погрузки по вине грузоотправителя или фрахтователя

В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такие случаи предусматриваются пунктами 1 и 2 статьи 35 и обозначаются как “непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки” или “отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования” соответственно.

Пунктом 4 статьи 10 УАТиГНЭТ устанавливаются случаи, в которых груз считается не предъявленным к перевозке:

  1. предъявление груза для перевозки с опозданием;
  2. предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
  3. предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
  4. несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.

Правилами перевозки грузов не устанавливается время, в течение которого предъявление груза для перевозки не будет считаться опозданием, следовательно, им считается любое опоздание при предъявлением груза.

Также законом не раскрывается понятие “предъявление груза к перевозке”, что даёт возможность вольной трактовки понятия.

Помимо прочего, следует понимать, что сроки предъявления и погрузка грузов — различные понятия, смешивать которые недопустимо.

Согласно п. 32 ППГАТ состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

  • груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
  • при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;
  • масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

Говоря проще, если перевозчик приезжает на погрузку и ему говорят: “Пиво/масло/напитки не разлиты” (шоколадки не упакованы, мешки не запаллечены), это является непредъявлением груза к перевозке.

Читайте также:  Доверительное управление бизнесом

Штраф за срыв погрузки

Во всех случаях Устав автомобильного транспорта предусматривает возможность сторонам самостоятельно установить размер штрафа за срыв погрузки в договоре, а в случае, если договором перевозки или фрахтования размер штрафа не установлен, то он составляет 20% от стоимости перевозки. Размер штрафа не ограничен и может быть как больше, так и меньше 20% от цены перевозки, он может выражаться в твёрдой сумме (например, 10000 рублей), а также иметь привязку к иным ценам — например, объявленной стоимости груза.

Также Устав автомобильного транспорта прямо предусматривает право каждой из сторон договора перевозки или фрахтования требования у другой стороны возмещения причинённых убытков (затрат на топливо, зарплату водителя, “холостая” аренда погрузочных механизмов и прочее).

Особое внимание хотелось бы уделить договорам, заключаемых между посредником и перевозчиком.

На них в полной мере не распространяется действие 34-ой и 35-ой статей УАТиГНЭТ, так как диспетчер не является ни фрахтователем, ни грузоотправителем, поэтому заключённый между диспетчером и перевозчиком договор не является ни договором перевозки, ни договором фрахтования, поэтому, во избежание возможных споров о праве, штраф за срыв погрузки в должен быть прямо обозначен в договоре или заявке. Если в заявке или в договоре с посредником размер штрафа не указан, то при определенных условиях стороны этого договора могут рассчитывать только на возмещение причинённых убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса. Доказать эти убытки — задача нетривиальная, требующая правильной фиксации всех фактов, имеющих отношение к срыву погрузки. Однако, Верховный Суд РФ разделил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик», создав тем самым возможность для применения положений норм, регулирующих договор перевозки, к смешанным договорам, заключаемым в том числе перевозчиками с экспедиторами.

Оплата предшествующего срыву погрузки простоя

О том, что груз не готов для перевозки, перевозчик может узнать спустя довольно длительное время ожидания на погрузке.

В этом случае оплате подлежат штрафы как за простой транспортного средства, так и за непредъявление груза к перевозке — это прямо предусмотрено частью 6 статьи 35 Устава автомобильного транспорта.

Для получения штрафов необходимо верно оформить и простой, и срыв погрузки — составить соответствующие акты с предварительным письменным уведомлением об их составлении.

Оформление срыва погрузки

Порядок оформления прост, для фиксации факта достаточно составить надлежащим образом соответствующий акт (шаблоны здесь), указав в нём все требуемые сведения. Не лишним будет приложить к акту фотографии, данные системы спутникового слежения (ГЛОНАСС, GPS). Акт необходимо заверить подписями лиц, участвующих в его составлении. Если акт составляется в одностороннем порядке, то необходимо предварительно письменно уведомить вторую сторону договора о составлении акта и предложить принять участие в его составлении.

В дальнейшем этот акт следует приложить к претензии за срыв погрузки и направить его виновной стороне с требование произвести оплату штрафа. Если оплата не будет произведена, следует обратиться в суд за защитой своих интересов.

Прикладывать к претензии счёт за срыв погрузки не обязательно (но и не запрещено), однако, отсутствие счёта не может служить основанием для неоплаты надлежащим образом оформленной претензии за срыв погрузки. Оплата может производиться по приложенным к претензии реквизитам. Акт оказанных услуг о срыве погрузки к претензии не прикладывается, так как никакой услуги фактически оказано не было.

Правомерность штрафа за срыв погрузки в отсутствие убытков

Один из частых вопросов от перевозчиков — вправе ли экспедитор выставить штраф за срыв погрузки, если грузовладелец не предъявлял экспедитору никаких претензий. Экспедиторы также нередко задаются аналогичным вопросом в отношении перевозчика — правомерно ли требование перевозчика об уплате штрафа за непредъявление груза к перевозке, если он даже не приехал на погрузку.

Ответ прост. Гражданское законодательство устанавливает, что неустойкой является денежная сумма в обеспечение исполнения сторонами соглашения своих обязательств. Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, если договором или заявкой предусмотрен штраф за срыв погрузки, ни перевозчик, ни экспедитор не обязаны доказывать, что в результате действий (бездействия) контрагента они понесли убытки.

В это же время если размер штраф за срыв погрузки у экспедитора перед клиентом выше, чем тот же штраф перевозчика перед экспедитором, то экспедитор вправе требовать от перевозчика уплатить неустойку и убытки в части, не покрытой неустойкой, то есть, фактически, полную сумму уплаченного грузовладельцу штрафа (ст. 394 ГК РФ). В этом случае экспедитор должен будет доказать факт уплаты и размер штрафа грузовладельцу.

Убытки по причине срыва погрузки

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения убытков лицом, нарушившим обязательство. Применительно к невывозу груза перевозчиком такими убытками могут являться:

  • простой или холостая аренда погрузочно-разгрузочной техники (кран, манипулятор и т.п.);
  • простой бригады грузчиков, сборщиков, комплектовщиков;
  • упущенная выгода от несостоявшейся продажи партии товара;
  • штрафы за недопоставку партии товара, предъявленные от покупателя поставщику (продавцу).

Убытки и штраф имеют различную правовую природу и могут взыскиваться как раздельно, так и по отдельности. Возмещение убытков не является основанием для освобождения от уплаты штрафа, и наоборот — оплаченный штраф не означает, что с перевозчика нельзя взыскать понесенные убытки.

Для взыскания убытков необходимо доказать следующий состав:

  • факт понесения убытков;
  • размер понесенных убытков (с разумной степенью достоверности);
  • нарушение перевозчиком обязательств (факт невывоза груза и наличие у перевозчика такой обязанности);
  • причинно-следственная связь между нарушением и понесенными убытками.

Указанные обстоятельства должны быть доказаны полностью. Недоказанность хотя бы одной составляющей из вышеперечисленного состава является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Обратите внимание: доказывание этих обстоятельств возможно только квалифицированным юристом, который установит круг доказательств, обладающих критериями относимости и допустимости, пояснит суду основания для привлечения перевозчика к гражданской ответственности. То же касается и защиты от взыскания убытков — только грамотный юрист по транспортному праву может выстроить линию защиты, найти в доводах истца слабые места и защитить перевозчика. Попытка сэкономить на юристе может стоить дороже.

Как правильно отменить (аннулировать) загрузку

Если заявка еще не подписана перевозчиком и не начала фактически исполняться, вы можете ее отменить в любой момент (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49).

Избежать уплаты неустойки за срыв погрузки по уже подписанной заявке, а также возмещения затрат, вызванных этим срывом, можно в случае, если договором предусмотрено время, в течение которого стороны могут отказаться от исполнения договора перевозки. Однако, и здесь следует соблюсти некоторые правила.

Не достаточно просто предупредить перевозчика или грузовладельца (экспедитора) об отмене погрузки по телефону.  В соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ, сделки между организациями должны заключаться с соблюдением простой письменной формы.

Из положений пункта 1 статьи 452 ГК РФ вытекает, что расторжение или изменение договора производится в той форме, в которой он был заключён.

Таким образом, если сведения о срыве погрузки появились у одной из сторон договора в промежуток времени, когда можно отказаться от перевозки без уплаты неустойки, следует в письменной форме уведомить другую сторону об расторжении договора, в таком случае договор будет считаться расторгнутым в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

То же самое относится и к ситуации, если время, в течение которого стороны могут отказаться от перевозке, в договоре не указано или оно истекло. В соответствии со ст.

15 Гражданского кодекса РФ, а также положениями пункта 1 статей 34 и 35 УАТиГНЭТ, перевозчик и грузоотправитель имеют право требовать возмещения причинённых срывом погрузки убытков, поэтому чем раньше грузоотправитель или перевозчик будут предупреждены о срыве погрузки, тем меньше убытков придётся возмещать пострадавшей стороне.

Уведомление об отказе от транспортного средства или о невывозе груза составляется в свободной форме.

Возможность отказаться от погрузки (аннулировать заявку) за 24 часа

Нормы права должны толковаться системно, то есть, в своей взаимосвязи с другими нормами. Учитывая то, что действующее законодательство не содержит пробелов по этому вопросу, то и применению подлежит именно оно. Поэтому при разрешении вопроса о возможности отказаться от исполнения договора (то есть, отменить погрузку за сутки) перевозчикам, экспедиторам и грузовладельцам следует руководствоваться общими нормами права — ст. 310 и гл. 29 Гражданского кодекса.

Указанные правовые нормы предусматривают недопустимость одностороннего отказа от исполнения договора, однако, допускают возможность сторонам договора предусмотреть условия его расторжения в одностороннем порядке. Также в договоре стороны могут предусмотреть размер неустойки за расторжение договора, либо согласовать отсутствие любых штрафов и отказ от возмещения причиненных убытков.

Отказаться от погрузки за 24 часа без уплаты штрафа, если такая возможность договором (заявкой) на перевозку груза не предусмотрена, нельзя.

У Вас остались вопросы по срыву погрузки? Обратитесь к нам, мы поможем!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *