«Росводоканал» выступил со спорной инициативой

«Росводоканал»

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ, объединяет 80% предприятий отрасли), частные операторы «Росводоканал» и РКС попросили правительство о субсидиях для компенсации недополученных доходов из-за снижения потребления и убытков из-за роста неплатежей, говорится в письме на имя премьера Михаила Мишустина от 7 апреля. Документ опубликован на сайте РАВВ.

Распространение коронавируса и связанные с этим ограничения привели к росту затрат водоканалов, говорится в письме: нужно делать больше лабораторных анализов, проводить интенсивное УФ-облучение и повышать концентрацию реагентов для обеззараживания воды, а цены на них из-за ослабления рубля растут.

При этом собираемость платежей снизилась за последнюю неделю с 95–96% до 15–20%, говорит исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.

Население, с одной стороны, расслабилось из-за запрета на взимание пеней за просрочку платежей, с другой – не привыкло платить в онлайне, а предприятия сократили потребление или вообще прекратили платить, так как им важнее выплатить зарплату, уточняет она.

Это приведет к «колоссальным убыткам» и лишит водоканалы возможности поддерживать надежность системы, говорится в письме: «В связи с высокой изношенностью объектов коммунальной инфраструктуры (до 60–85%) неминуем рост аварийности систем холодного водоснабжения и водоотведения».

Водоканалы тратят получаемые с потребителей деньги на текущие и капитальные ремонты, реагенты для очистки воды, оплату электроэнергии, топливо для спецтехники и машин аварийных бригад, модернизацию сетей и сокращение поступлений может привести к снижению качества очистки воды и авариям вплоть до отключения холодной воды, говорит председатель совета директоров РКС Григорий Терян.

Предотвратить катастрофу может предоставление водоканалам бюджетных субсидий для компенсации недополученных доходов и убытков, считают авторы письма.

Также водоканалы просят сделать адресным запрет на начисление пеней, погасить долги бюджетных организаций и обеспечить полную оплату в дальнейшем, ввести казначейское сопровождение расчетов бюджетников по ЖКУ и проконтролировать оплату организаций Минобороны и ФСИН, а также отменить плату за эквайринг на период карантина и другое.

 В похожем письме на имя зампреда правительства Марата Хуснуллина РАВВ также попросила ввести мораторий на начисление социальных платежей и отсрочку по налоговым платежам, предоставить кредитные каникулы, не применять повышающие коэффициенты за негативное воздействие на окружающую среду и др.

Общая выручка водоканалов в среднем составляет 400 млрд руб. в год. При снижении собираемости до 25% убытки водоканалов могут превысить 300 млрд руб.

, считает Терян: «Водоснабжение – важнейшая часть системы жизнеобеспечения городов, которая сейчас колоссально теряет выручку.

Этого нельзя допускать, особенно в период пандемии, когда большая часть жителей находится на самоизоляции и необходимо повышенное внимание к качеству и надежности подачи воды».

Водоканалы не включены ни в какие меры поддержки, говорит Довлатова: «Мы переживаем, что просто не удержим эпидемиологическую обстановку.

Весна всегда сложный период – из-за паводка растет расход реагентов, увеличивается число прорывов. Это обычная история. Но сейчас мы отправили домой работников старше 65 лет, а заменяющим надо платить сверхурочные.

Мы не сможем позволить себе покупать какие-то материалы, поэтому устранять аварии будет сложнее».

Водоснабжение – самая бедная отрасль в сфере ЖКХ, говорит эксперт ОНФ Павел Склянчук: «Обращение лидеров рынка к правительству более чем обоснованно, финансовая устойчивость многих водоканалов, особенно в небольших городах, близка к нулю.

Платежи абонентов – это единственный источник их существования. Поэтому, если резко упадет собираемость, это станет катастрофой».

 Негативные эффекты от снижения платежной дисциплины может сгладить возросшее индивидуальное потребление коммунальных ресурсов из-за того, что люди сидят дома, считает он.

Минстрой находится на постоянной связи с регионами и предприятиями ЖКХ и держит ситуацию на контроле, сказал представитель министерства: «В настоящее время прорабатываются соответствующие предложения по поддержке организаций, работающих в сфере ЖКХ». Также ведомство совместно с регионами информирует жителей о необходимости своевременного внесения платы, а вместе с ОНФ, крупными банками и отраслевыми компаниями разрабатывает дополнительные онлайн-площадки для оплаты.

Представитель Мишустина не ответил на запрос «Ведомостей». 

Битва за сток — Чем закончится противостояние «Росводоканала» и региональных властей за качество воды

Модернизация систем водоотведения, в том числе очистных сооружений, важнейшая задача сегодняшнего дня. В правительстве собираются решать ее за счет частных инвестиций в рамках концессионных соглашений. Но во многих регионах считают, что крупнейший инвестор — «Росводоканал» — не выполняет взятых на себя обязательств.

Ненадлежащее содержание имущества

В начале июля администрация Твери подала исковое заявление в Арбитражный суд Тверской области о досрочном расторжении договора с ООО «Тверь Водоканал» (входит в ГК «Росводоканал») с формулировкой «неисполнение компанией условий аренды муниципального имущества, относящегося к системе водоотведения и водоснабжения». По мнению истца, вследствие якобы ненадлежащего содержания муниципального имущества потребителям предоставляется некачественные услуги по водоснабжению. В свою очередь «Росводоканал» поясняет, что претензии, изложенные в исковом заявлении, носят безосновательный и формальный характер. «Считаем, что излагаемая в иске негативная оценка работы предприятия носит сугубо субъективный характер, а решение об одностороннем прекращении договора аренды несёт в себе потенциальный ущерб интересам потребителей»,- говорится в пресс-релизе «Росводоканала».

Истоки тяжбы уходят в 2007 год, когда «Росводоканал» и власти Твери решили создать совместное предприятие ООО «Тверь Водоканал».

25% предприятия принадлежат городу, остальное — холдингу, который получил городские коммунальные сети в 25-летнюю аренду.

При этом «Росводоканал» взял на себя обязательства за семь лет вложить в модернизацию системы водоснабжения и водоотведения 1 млрд рублей. Речь шла о классическом случае государственно-частного партнерства.

Но год назад власти Тверской области сочли, что инвестор не выполняет взятых на себя обязательств: сети изношены на 80%, растет число аварий, а питьевая вода не соответствует санитарным требованиям. В итоге новая инвестиционная программа «Тверь Водоканала» не была согласована.

Причем противостояние сторон все усиливалось, конфликт вышел на уровень правительства. В апреле зампредседателя правительства Дмитрий Козак дал поручение Минстрою урегулировать разногласия между руководством Тверской области и компанией «Росводоканал». Теперь очевидно, что сделать этого так и не удалось.

Несбывшиеся надежды

Основные владельцы «Росводоканала» — финансово-промышленный консорциум «Альфа-групп», принадлежащий Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву.

В 2003 году группа купила за несколько миллионов долларов бывший советский трест «Росводоканалналадка». Предприятие было реорганизовано в компанию «Росводоканал».

А потом в управление были переданы Оренбургский водоканал, водоканалы в Калуге, Омске, Твери, Барнауле, Тюмени, Краснодаре. Ожидалось, что новый собственник поднимет уровень водоснабжения и водоотведения на качественно новый уровень.

Но этим чаяниям, по всей видимости, не довелось сбыться, вместо конструктива началась долгая череда скандалов. Российские города стали отказываться от услуг «Росводоканала». Например, два года назад такое решение приняла Тюменская городская дума.

По данным депутата Юрия Безбородова, за более 10 лет аренды тюменских систем водоснабжения и водоотведения (договор от 2006 года) «Росводоканал» будто не вложил ни копейки собственных средств в их модернизацию. Депутат считает, что инвестпрограмма финансировалась только за счет инвестиционной надбавки к тарифу, а ее оплачивали жители Тюмени.

Кроме того, ООО «Тюмень-Водоканал» из года в год не выполняет свои обязанности по действующему договору аренды муниципальной собственности в полном объеме, а неиспользованные средства остаются у него на балансе.

«Так что обещанный Германом Ханом 21 миллиард рублей на модернизацию сетей может оказаться очередным враньем. Кроме того, амортизация (износ) сетей за время действия концессии как раз и составит эту сумму», — считает Юрий Безбородов.

А в феврале этого года больше 20 тюменцев обратились в прокуратуру города с заявлениями о расторжении договоров на аренду муниципальной собственности по водоснабжению и водоотведению администрации города Тюмени с ООО «Тюмень Водоканал».

Основанием для такого шага стало то, что компания почти устранилась от своих обязательств по сбору и приему жидких бытовых отходов от населения. В итоге несколько десятков тысяч городских домохозяйств были лишены доступа к центральной канализации.

А произошло это потому, что ООО «Тюмень Водоканал» с прошлого года ликвидировал систему приема отходов от населения, переложив ответственность на частных перевозчиков ЖБО.

Как водится, не обошлось и без злоупотреблений. Пресс-служба управления генпрокуратуры в УрФО после проверки установила, что в 2012 году «Тюмень Водоканал» перечислил на расчетный счет контрагента по договорам беспроцентного займа свыше 16 млн.

рублей. Эти средства затем переведены третьей организации, которая находилась в оффшорной юрисдикции. В результате мог быть причинен ущерб администрации Тюмени, которая выделила эти деньги на развитие системы коммунальной инфраструктуры города.

По информации депутатов Тюменской гордумы, компания ООО «Тюмень Водоканал» получила в 2012 году выручку в 1,64 млрд рублей, а в 2013 году – 1,72 млрд рублей.

И хотя прибыль составляет по отчетам в год всего 200 миллионов, около 500 миллионов компания тратит по статье «управленческие расходы».

По нашему мнению, все это ложится тяжелым бременем на простых горожан – за последние 9 лет тарифы выросли в 3 раза.

При этом более 80% очистных сооружений в стране требуют модернизации, а, по данным Роспотребнадзора, 63% россиян пьют некачественную воду.

Конец терпения

Надо заметить, что дочерние подразделения «Росводоканала» в регионах действуют достаточно грубо и не склонны к компромиссам с должниками. Так, например, «Краснодарводоканал» в прошлом году предупреждал о возможности отключения канализации школы и поликлиники.

Что уж там говорить о жестком менеджменте, если и сам Герман Хан будто мог во время переговоров, для придания им веса и нужной направленности, как бы невзначай выложить на стол пистолет.

Но сегодня придать нужный импульс для должной работы «Росводоканала» таким незатейливым способом, очевидно, не получится. Уже то, что власти Твери решились расторгнуть концессионный договор, свидетельствует о конце терпения.

Правда, генеральный директор УК «Росводоканал» Антон Михальков оправдывался, что некоторым главам муниципальных властей не хватает навыков менеджера и умения «правильно расставлять приоритеты», работая по принципу концессионный соглашений.

А такой механизм «управляется рыночными инструментами», когда инвесторы заинтересованы в успешной реализации проекта и прибыли. Наверное, все же понятие рыночных инструментов у хозяев «Росводоканала», свое, особенное.

В тоже время эксперты уверены — если региональные власти хотят забрать сети водоснабжения и водоотведения у частного инвестора, значит им дешевле заниматься обслуживанием сетей самим. И с этим фактом «Росводоканалу» придется считаться.

Операторы предупредили о риске перебоев водоснабжения из-за неплатежей :: Бизнес :: РБК

Операторы водоканалов прогнозируют снижение собираемости платежей в три-четыре раза, с 95–96% до 25–30%, говорится в письме Михалькова, Теряна и Довлатовой.

Среди причин такого резкого падения собираемости платежей — ограничения передвижения людей и оплаты наличными из-за угрозы дальнейшего распространения коронавируса, снижение платежеспособности потребителей и сокращение потребления промышленными предприятиями, которые приостановили свою деятельность.

Читайте также:  Возврат денежных средств за поставку товара оплаченного при отсутствии подписанного договора поставки

Но «наибольшее влияние» на рост задолженности потребителей перед владельцами водоканалов окажет мораторий на взимание пеней за просрочку платежей за услуги ЖКХ, введенный правительством в отношении всех категорий граждан, а также лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (управляющие организации, ТСЖ, ЖК) независимо от их текущего финансового положения, пишут авторы письма.

Фактически отмену пени за неуплату значительная часть потребителей расценили как возможность не оплачивать коммунальные услуги, передал РБК через пресс-службу Михальков, ссылаясь на предварительные итоги марта. При этом даже при длительных неплатежах снабжающие организации не имеют права отключать воду, добавила Довлатова.

«В сложившейся ситуации можно ожидать снижения поступления платежей на 20–40%. В этом случае объем недополученных доходов, по нашей оценке, будет сравним с размером запланированных на 2020 год инвестпрограмм на развитие инфраструктуры и превысит сумму производственных затрат, связанных с текущим ремонтом», — предупредил Михальков.

При падении платежей даже до 30–40% отрасль может лишиться около 260–300 млрд руб., сказал РБК источник в одной из крупных компаний, которая занимается водоснабжением в нескольких регионах России. По оценкам Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, выручка всей отрасли составляет 400 млрд руб. в год. При потере 60–70% платежей она недосчитается как раз 240–280 млрд руб.

При этом расходы водоканалов из-за коронавируса, наоборот, выросли. «При чрезвычайной эпидемиологической обстановке необходимы усиленная очистка и обеззараживание водоканалами питьевой воды и сточных вод.

Водоканалы повышают концентрацию реагентов для обеззараживания воды, применяют интенсивное УФ-облучение, усиливают лабораторный контроль за качеством воды и сточных вод», — говорится в письме Мишустину.

Авторы письма подчеркивают, что производители реагентов при этом подняли цены на свою продукцию из-за падения рубля, что увеличило расходы операторов. К тому же в связи с высокой изношенностью объектов коммунальной инфраструктуры (до 60–85%) неминуем рост аварийности систем холодного водоснабжения и водоотведения, добавляют они.

«Если водоканалы будут получать только 25% выручки, они физически не смогут обеспечивать приемлемое качество водоснабжения. Это означает и низкое качество очистки воды, и аварии на сетях, влекущие отключения холодной воды, и приостановление услуг водоотведения», — передал РБК через пресс-службу Терян. Для небольших водоканалов это угроза полного прекращения работы, добавил он.

По словам Михалькова, сложившаяся ситуация является серьезным ударом по финансовой стабильности водоканалов, который ставит под угрозу устойчивость инфраструктуры и возможность качественного и бесперебойного обеспечения жителей России водой.

«На наш взгляд, полное освобождение от ответственности за неуплату коммунальных услуг станет причиной взрывного и необратимого роста уровня задолженности абонентов, что, в свою очередь, приведет к деградации отрасли и ее возврату на десятки лет назад», — заключил он.

Запрет по начислению пени на коммунальные услуги, в том числе на услугу по вывозу мусора, может ложно трактоваться гражданами как сигнал к тому, что можно не платить вообще, подтвердила РБК председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Полина Вергун.

«Если кассовый разрыв организациям временно будет компенсироваться из других источников, то эта мера по отмене пени поможет снять социальное напряжение, в том числе в бизнес-среде.

При одностороннем подходе региональные операторы по обращению с отходами, не имея на сегодняшний день ни одной меры поддержки, не смогут продолжать оказывать услугу по вывозу отходов из-за отсутствия финансирования, и регионам придется параллельно решать другой вопрос по ликвидации мусорных коллапсов», — отметила она.

По данным Вергун, пандемия также ударила по сфере обращения с отходами: собираемость платежей от населения снизилась до 60–70% и может упасть до 30%.

Чего просят водоканалы у правительства

В ситуации резкого падения собираемости платежей потребителей предотвратить развитие ситуации по «самому негативному сценарию» можно будет только за счет субсидий из бюджетов на покрытие возникших убытков, говорится в письме Михалькова, Теряна и Довлатовой. Они просят о следующих мерах поддержки.

  • Изменить постановление правительства о моратории на взимание пени за неоплату услуг ЖКХ, предоставив такое право только категории граждан, получающих субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов (исходя из критерия адресной поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения).
  • Обеспечить своевременную и полную оплату платежей ЖКХ со стороны организаций бюджетной сферы, а также полное погашение уже накопленных долгов за предыдущие годы, в том числе за счет предоставления федеральной субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.
  • Предоставить субсидии водоканалам из бюджета для компенсации дополнительных расходов, в том числе из-за подорожавших реагентов, и убытков, вызванных ростом задолженности потребителей.
  • Законодательно запретить перекладывание банковских комиссий и комиссии «Почты России» по приему платежей граждан за коммунальные услуги на ресурсоснабжающие организации. Обеспечить отмену платы за эквайринг на период карантина и комиссии у платежных агентов.

«Мы внимательно изучим меры, которые предлагаются в письме, и рассмотрим возможность их реализации», — сообщили РБК в пресс-службе вице-премьера Марата Хуснуллина (курирует ЖКХ).

«Мы понимаем, что с учетом уже принятых мер необходимо соблюсти баланс и обеспечить функционирование ресурсоснабжающих компаний.

Сегодня мы активно мониторим ситуацию на рынке, в том числе ресурсоснабжающих компаний и будем работать, чтобы не допускать аварий и ограничений по водоснабжению», — говорится в ответе в пресс-службе.

Минстрой держит ситуацию, складывающуюся в отрасли, на контроле и информирует жителей о необходимости своевременно оплачивать услуги ЖКХ, заявили в пресс-службе ведомства.

По данным Минпромторга, сейчас прорабатываются предложения по поддержке организаций, работающих в сфере ЖКХ.

Кроме того, министерство вместе с Объединенным народным фронтом, крупными банками и отраслевыми компаниями готовит дополнительные онлайн-площадки для оплаты услуг ЖКХ.

Вода и тепло перетекут из аренды в концессию

Госдума одобрила вчера в первом чтении законопроект об упрощенном переходе от аренды объектов тепло- и водоснабжения к долгосрочным концессиям.

Такие соглашения будут заключаться без торгов на срок до 49 лет — при условии существенного увеличения инвестиционных обязательств экс-арендаторов. Вводимый механизм будет временным — заявить о желании воспользоваться им арендаторам необходимо до 1 января 2022 года.

Эксперты в целом оценивают инициативу положительно, но отмечают, что порядок расчета инвестиционных обязательств законодателям стоило бы уточнить.

Законопроект об упрощенной трансформации договоров аренды объектов ЖКХ в долгосрочные концессии — на срок не более 49 лет и без проведения конкурса — одобрен вчера Госдумой в первом чтении.

Для использования механизма частная сторона должна нарастить свои инвестиционные обязательства минимум в полтора раза по сравнению с их объемом за весь период действия договора аренды.

Если же вложения не предусмотрены, то инвестобязательства должны составить не менее трехкратного размера арендной платы за весь срок действия договора, либо — не менее чем в полтора раза превышать восстановительную стоимость объекта. Выбор способа расчета обязательств предоставляется главе региона. Этот механизм будет временным — арендаторы должны будут направить уведомления о трансформации отношений до 1 января 2022 года.

Инициатива нацелена на привлечение инвестиций в сильно изношенные сети (в водоснабжении уровень износа — около 70%).

Отметим, что сейчас уже возможна подобная трансформация без конкурса — но действие нового соглашения ограничивается сроком аренды.

По словам замглавы Минстроя Светланы Ивановой, этот срок сейчас составляет максимум десять лет, что «неинтересно ни собственнику имущества, ни инвестору».

Вчера при обсуждении законопроекта некоторые депутаты выразили беспокойство по поводу заключения концессий без конкурса.

На это Светлана Иванова пояснила, что сейчас у арендаторов есть возможность предложить организовать торги, однако в результате их может выиграть другая организация — потому заинтересованности в этом не высказывают и продолжают действовать, не привлекая нужное финансирование для модернизации объектов инфраструктуры. Прозвучали вчера и опасения по поводу слишком короткого срока действия нового механизма. Светлана Иванова на это предложила обсудить вопрос продления сроков ко второму чтению.

Гендиректор ГК «Росводоканал» Антон Михальков называет проект «прорывным» — по его словам, он позволит «кратно увеличить инвестиции в инфраструктуру, а также открывает новые перспективы развития для добросовестных арендаторов, а регионам дает возможность обеспечить надежное оказание услуг» за счет модернизации сетей. По его словам, трансформация договоров аренды повлечет за собой корректировку инвестпрограмм с включением в них актуальных требований и наилучших доступных технологий.

Как отмечает главный юрист Национального центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.

РФ) Анна Батуева, проект решает задачу по значительному расширению случаев, когда трансформация аренды в концессионное соглашение будет возможной, но некоторые формулировки требуют уточнения.

Например, вопросы у эксперта есть к определению минимальных инвестиционных обязательств на базе арендной платы — как полагает госпожа Батуева, «основой должны быть потребности коммунальной системы в модернизации».

Евгения Крючкова

Росводоканал и ВЭБ.РФ предложили Южно-Сахалинску концессионное сотрудничество в сфере водоснабжения и водоотведения

Росводоканал и ВЭБ.РФ от имени «1-й Водной Концессионной Компании» направили в администрацию Южно-Сахалинска предложение о частной концессионной инициативе в отношении централизованных систем водоснабжения и водоотведения, сформированное по итогам обследования городских сетей и объектов ВиВ.

Особенно важно, что эта конкретная инициатива стала частью проектов ГЧП, презентация которых прошла 31 мая в Москве в рамках роуд-шоу, организованного правительством Сахалинской области и Национальным Центром ГЧП при поддержке Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.

Ключевой проблемой коммунальной инфраструктуры Южно-Сахалинска является её сверхнормативный износ – около 70%. Потери питьевой воды достигают 60%, а существующая в городе система очистки сточных вод требует масштабной модернизации.

«Наша задача – сделать так, чтобы в домах жителей региона всегда было электричество, действовало отопление, горячее и холодное водоснабжение.

Поэтому мы налаживаем сотрудничество с предприятием федерального масштаба, которое участвует в реализации нацпроектов «Экология», «Здравоохранение», а также федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

ХК «РВК» поможет нам решить одну из самых болезненных проблем Южно-Сахалинска – сократить потери питьевой воды, которые достигают 60 процентов, модернизировать систему очистки сточных вод и, в конечном счете, улучшить жизнь населения», — рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

Комплекс мероприятий, отраженных в концессионном предложении, сформирован, исходя из реальных потребностей Южно-Сахалинска по результатам экспертного аудита инфраструктуры и направлен на модернизацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения, проектирование и строительство новых сетей и современных производственных объектов.

«Мы хотим сделать инфраструктуру высочайшего уровня. Финансовую модель, которую мы собрали совместно с командой Южно-Сахалинска и командой ВЭБ.

РФ, невозможно было финансировать, если бы все не вложились в это проект не только своими возможностями, интеллектом, стремлением, но и деньгами», — подчеркнул генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков, анонсируя предложенную инициативу участникам роуд-шоу проектов ГЧП Сахалинской области.

В обновление городской инфраструктуры потенциальный концессионер планирует инвестировать 33,7 млрд рублей, в том числе 15,6 млрд рублей в период с 2021 по 2035 гг. (в ценах соответствующих лет).

«Концессия является одним из наиболее эффективных инструментов решения накопленной отраслевой проблематики, позволяющим привлечь в проект долгосрочное финансирование и повысить эффективность работы предприятия для бюджета. ВЭБ.

Читайте также:  Важные изменения трудового законодательства в 2018 году.

РФ при этом уделяет особое внимание соблюдению интересов населения.

Выступая в качестве финансового партнера проекта, мы готовы вместе с Сахалинской областью и Росводоканалом обеспечить жителей Южно-Сахалинска соответствующими всем современным стандартам услугами водоснабжения и водоотведения при сохранении доступности тарифа», — отметил заместитель председателя ВЭБ.РФ Олег Говорун.

В предложении отражены целевые показатели эффективности, в частности, федеральный оператор систем ВиВ намерен снизить потери питьевой воды в сетях на 70,8% от текущего уровня. Количество перерывов в подаче воды будет снижено на 64%, а число нештатных ситуаций на сетях водоотведения сократится на 60%.

«Росводоканал в партнерстве с ВЭБ.РФ и при поддержке правительства Сахалинской области готов реализовать комплексный подход к масштабной модернизации инфраструктуры, используя новые технологии, инновационные решения, цифровые сервисы.

Мы готовы не только предложить жителям Южно-Сахалинска новое качество услуг водоснабжения и водоотведения, но и формировать новый тип отношений с муниципальной властью и жителями – на основе открытого диалога, ведения прозрачной деятельности, принятия социально-ориентированных решений», — резюмировал Антон Михальков.

Концессия концессии рознь. И водоканалы тоже

В Волгограде сумели не продешевить. Валерий Сараев съездил за опытом

Чего только про концессию саратовского водоканала нам ни рассказывали. В основном, конечно, обещали, что она случится со дня на день, осталось только все нюансы концессионного соглашения довести до ума и дождаться инвестора.

Он тут же ринется менять все гнилые водопроводные трубы, перекапывая улицы лет десять. И всё это время тарифы расти не будут, потому что за счёт тарифов мы и сами смогли бы переложить трубы. Недавно сказали, что без повышения тарифов не обойтись.

Но зато население забудет об отключениях воды, а город приобретёт обновлённое работоспособное и безаварийное водное хозяйство.

Для Сараева довести этот проект до логического завершения – дело чести. Потому что многое из обещанного про водоканал было обещано именно им. В Волгограде, по сообщениям тамошних СМИ, Сараев много с кем встречался, разговаривал в том числе с руководством ООО «Концессии водоснабжения» и смотрел их презентацию про суть масштабного инвестпроекта и технические мощности компании.

Задолго до Волгограда, концессионная история которого началась всего лишь в прошлом году, модернизировать свои водопроводные сети через этот механизм финансирования решились Ростов-на-Дону (один из первых), Нижний Новгород, Барнаул и ряд других городов.

Первопроходцем в концессии водоканала, кстати, стала Кубань. Первый концессионный проект стартовал здесь ещё в 2009 году.

Именно тогда администрация Краснодарского края решила привлечь частных инвесторов к реконструкции и управлению водораспределительными и водоотводящими сетями в Новороссийске, Крымске, на Таманском полуострове и др. Всего пять городов и 140 населенных пунктов.

Конкурс у них тогда выиграло специально реорганизованное для этого проекта сочинское ООО «Югводоканал» (аффилировано с ГК «Евразийский»), получив право управлять сетями в течение 30 лет. Взамен компания обязалась реконструировать сети и вложить в это дело порядка 8 миллиардов рублей.

Первый опыт российской водоканальской концессии успешным не был. По данным краснодарских СМИ, в их крае оператор-концессионер оказался не способным выполнить свои обязательства по концессионному соглашению.

Итогом первых лет действия соглашения стало отсутствие реальных инвестиций и, соответственно, работ по модернизации сетей, а также неоправданное повышение тарифов.

Более того, ООО «Югводоканал» часто просило денег из краевого бюджета, вернуло часть объектов концессии в муниципальную собственность, а потом и вовсе прекратило обслуживать водоканалы нескольких районов Краснодарского края.

Депутаты краевого заксобрания в 2013 году признали выполнение концессионного соглашения неудовлетворительным и пригрозили концессионеру расторжением договора. В ответ ООО «Югводоканал» пообещало, что исправит все недостатки и будет финансировать проект как положено и в полном объеме. Над чем вроде и работает на сегодняшний день.

Недовольны первыми результатами концессии водоканала и в Воронеже. Здесь инвестором выступает ООО «РВК-Воронеж» (структура ГК «Росводоканал»), взявшее в управление воронежские водопроводы в 2012 году на 30 лет. Концессионная плата по договору составила 800 миллионов рублей.

Как пишут воронежские СМИ, этих денег хватило только на то, чтобы погасить долги муниципальных предприятий по налогам.

Помимо этого, ООО «РВК-Воронеж» было должно в течение года разработать и в течение трех лет реализовать инвестпрограмму объемом финансирования «не менее двух миллиардов рублей». Однако за три года работы в Воронеже компания освоила лишь половину оговоренной суммы.

По словам местных журналистов, все три года муниципалитет «мучается с инвестором», не получая ни обещанных денежных вложений, ни снижения количества аварий, ни улучшения качества воды.

Неудачным опыт концессии водоканала считают и в Нижнем Новгороде. Здесь соглашение с инвестором (им выступило ОАО «Нижегородский водоканал») заключили весной 2013 года, и действовать оно должно было 25 лет.

Однако к соглашению появились претензии со стороны региональных УФАС и прокуратуры, которые сочли условия договора нецелесообразными. Оказывается, власти решили отказаться от арендных платежей со стороны инвестора, которые в три раза превышали сумму инвестиций по концессии.

Вокруг нижегородской концессии до сих пор ведутся судебные разбирательства. Но проект тем не менее реализуется, и местные власти уверены, что водоканал свои обязательства выполнит.

Потому что концессионная модель, как говорят нижегородские чиновники, – это единственный способ спасти системы водоснабжения и избежать возможных последствий старения инфраструктуры.

И с ними на самом деле сложно не согласиться.

Так уж сложилось, что Россия – первая в мире по протяжённости водопроводных сетей, требующих крайне серьезных финансовых вложений не только в реконструкцию (в среднем по стране износ фондов отечественных водных хозяйств составляет более 50 процентов), но и в поддержание постоянной нормальной деятельности. И все, конечно же, понимают, что у государства таких средств нет, а для привлечения инвестиций необходимы условия, например, такая система тарифов, которая позволила бы инвестору отбить вложенные деньги.

Концессия, как известно, – это такая форма государственно-частного партнерства, при которой к управлению государственной собственностью на взаимовыгодных условиях привлекается частный капитал. Закон о концессии приняли еще в 2005 году, но желающих впутываться в такие сложные отношения с государством среди потенциальных инвесторов сейчас не много.

В настоящее время на слуху, пожалуй, только три компании, которые более-менее успешно реализуют проекты модернизации водного коммунального хозяйства.

Это ОАО «Российские коммунальные системы» (присутствует в Амурской, Брянской, Владимирской, Кировской, Тамбовской и Тверской областях, Алтайском и Пермском краях, республике Карелия), «Группа компаний «Росводоканал» (занимается коммунальными системами водоснабжения и канализации Барнаула, Краснодара, Омска, Оренбурга, Твери, Тюмени, Калужской области) и компании холдинга «Евразийский» (системы водоснабжения и канализации города Ростова-на-Дону, Сочи и других населённых пунктов Краснодарского края). Далеко не все эти проекты реализуются в рамках концессионных соглашений. Большинство из них – это арендная модель государственно-частного партнерства.

Вот, например, в Краснодаре водоснабжением и водоотведением занимается ООО «Краснодар Водоканал» (Росводоканал). Причём именно на правах аренды с 2006 года. Компания успешно реализует инвестиционные программы, в рамках которых реконструирует существующие и строит новые сети водоснабжения и водоотведения, реконструирует и модернизирует объекты инженерной инфраструктуры.

Правда, в конце 2015 года здесь начали обсуждать идею трансформации действующего договора аренды с ООО «Краснодар Водоканал» в концессионное соглашение.

Специально для этого в город приезжал замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

Он убеждал, что если Росводоканал превратиться из арендатора в оператора-концессионера, Краснодар не только ничего не потеряет, но, напротив, ещё больше приобретёт.

Несмотря на то что федеральные чиновники ссылаются на успешный опыт реализации концессионных соглашений во многих регионах, в качестве яркого примера такого успеха чаще всего приводят Ростов-на-Дону.

Ростовский водоканал в концессию был сдан примерно в одно время с водоканалами городов Краснодарского края. Занимается проектом ОАО «ПО Водоканал», входящее в ГК «Евразийский». Особый интерес федеральных чиновников и представителей других регионов вызывают проекты «Вода Ростова» и «Чистый Дон».

Проект «Вода Ростова» со сроком реализации до 2023 года предусматривает комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове-на-Дону и на юго-западе Ростовской области. Его стоимость превышает 37 миллиардов рублей, а охват – более 1,2 миллиона человек.

Проект «Чистый Дон» нацелен на создание элементов коммунальной инфраструктуры системы водоотведения Ростова-на-Дону с высоким качеством очистки сточных вод и предусматривает также подключение новых потребителей к централизованной системе водоотведения и повышение экологической безопасности очистки сточных вод.

Хотя когда всё начиналось, трудностей тоже хватало.

В одном из своих выступлений заместитель генерального директора ОАО «ПО Водоканал» Сергей Шнайдер отметил, что ситуация в начале реализации проекта модернизации ростовского водоканала была очень и очень плачевной.

Настолько, что, когда команда предприятия подсчитала, сколько именно денег потребуется, чтобы привести систему водоснабжения и водоотведения в нормальный вид, ему захотелось уехать жить в другой регион.

Волгоградский опыт сдачи городского водного хозяйства в концессию тоже считают удачным.

И он может таковым считаться по праву уже хотя бы за ту сумму, которую по соглашению инвестор обязался вложить в реализацию проекта.

Но не только за это, конечно, а ещё за то, что волгоградским властям удалось найти инвестора не только богатого, но и современного. В том смысле, что в своей работе он применяет новые технологии и материалы.

Конкурс среди концессионеров в мае 2015 года выиграла ООО «Концессия водоснабжения» (считается подконтрольной «Газпрому»), пообещав вложить в волгоградский водоканал 58 млрд рублей в ближайшие 30 лет.

При этом только в течение первых трех лет город уже получит семь миллиардов рублей. Уже в первый год управления, то есть к концу 2015 года, концессионер поменял изношенную водопроводную трубу по новой технологии, без перекапывания улиц.

Трубу меняли методом горизонтально направленного бурения, что позволило не выкапывать траншею и не мешать автомобилистам.

Так что будем считать, что не зря, наверное, Валерий Сараев, сити-менеджер города Саратова, ездил в Волгоград набираться опыта. Возможно, ему там не только рассказали о сути масштабного инвестпроекта, но и шепнули секрет, как не продешевить с концессией.

Читайте также:  Прокурорская проверка: что нужно о ней знать?

Новость полностью

© 2014 Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области Правительство Сахалинской областиАдрес: 693009 г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 32тел.: (4242) 46-91-11, 67-01-00 факс: (4242)72-18-01E-mail: pso@sakhalin.gov.ru

Page 2

Сахалинская область расположена на Дальнем Востоке Российской Федерации, у восточных берегов Евразийского материка в переходной зоне от континента к Тихому океану. Граничит с Камчатским, Хабаровским и Приморским краями, на юге — с Японией.  

Как субъект Российской Федерации Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Разница во времени между Южно-Сахалинском и Москвой составляет 8 часов.

Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. кв. км.

Сахалинская область – единственный в стране островной регион, расположенный на 87 островах и включающий в себя остров Сахалин с прилегающими к нему территориями островов Уш, Зенковича, Монерон, Тюлений и две гряды Курильских островов (Большой и Малой).

Основным климатообразующим фактором на Сахалине служат окружающие его Охотское и Японское моря. Их влияние выражается в смягчении зимних холодов, особенно в прибрежных районах, в обилии зимних осадков, делающих остров одним из наиболее многоснежных районов России, в муссонном характере ветров и очень высокой влажности воздуха.

Запасы полезных ископаемых области разнообразны и по отдельным видам достаточно велики.

Минерально-сырьевая база Сахалинской области включает 35 видов различных полезных ископаемых, из которых нефть, газ, каменный и бурый уголь, золото и серебро, строительные материалы, торф, пресные подземные воды имеют промышленное значение и разрабатываются.

Кроме того, имеются россыпи титаномагнетитовых песков, минеральные и термальные воды, проявления ртути, рения. марганца, вольфрама, меди, свинца, цинка, хрома, талька, асбеста.

По состоянию на 01 января 2021 года численность населения Сахалинской области, по данным Сахалинстата, составила 485,6 тыс. человек (99,4% к аналогичной дате 2020 года).

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в области проживало более 100 национальностей. Наиболее многочисленные национальности: русские, корейцы, украинцы. В национальном составе народностей Севера преобладают нивхи.

Транспортная инфраструктура Сахалинской области представлена воздушным, морским, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом.

На территории Сахалинской области располагается 6 аэропортов: Южно-Сахалинск (имеет статус международного), Шахтерск, Ноглики, Оха, Южно-Курильск, Ясный (Итуруп). Основным аэропортом, обслуживающим от 95% пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, является Южно-Сахалинск.

Аэропорты Шахтерск, Ноглики, Оха осуществляют обслуживание пассажиров на внутриобластных и региональных авиарейсах, а также задействованы в осуществлении авиационных работ. Аэропорты Южно-Курильск и Ясный (Итуруп) осуществляют обслуживание пассажиров на внутриобластных авиарейсах.

Инфраструктура морского транспорта области включает в себя 8 морских портов и 11 морских терминалов, входящих в границы портов, транспортный флот и морскую железнодорожную переправу Ванино — Холмск.

Основным видом морского сообщения острова с материком является действующая с 1973 года морская железнодорожная переправа Ванино — Холмск, обеспечивающая около 75% всего объема завоза грузов на Сахалин.

Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта, обеспечивающим межмуниципальные перевозки массовых грузов в регионе. Основной объем грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок на острове обеспечивает Дальневосточная железная дорога — филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по Сахалинскому региону.

Ведущими отраслями промышленности в Сахалинской области являются нефтегазодобывающая отрасль, угольная отрасль, рыбопромышленный комплекс, энергетика. Доминирующее положение в экономике региона занимает нефтегазовый сектор, на долю которого приходится около 83% общего объема промышленного производства.

Электроэнергетика Сахалинской области является базовой отраслью экономики. От эффективности ее функционирования в условиях географической изолированности островного региона зависит нормальная жизнедеятельность граждан и устойчивое социально-экономическое развитие региона.

Энергосистема Сахалинской области работает изолированно от Единой национальной электрической системы России и делится на отдельные автономные энергорайоны на территории области: центральный, северный, изолированные энергорайоны на территориях Курильских островов и отдаленных населенных пунктов ряда муниципальных образований на о. Сахалин.

На территории острова Сахалин насчитывается около 70 угольных месторождений.

Разведанные с различной степенью детальности запасы угля Сахалинского бассейна составляют около 2,5 млрд тонн, а прогнозные ресурсы, определенные по комплексу геологических предпосылок,  — 14,1 млрд тонн.

Объем добываемого угля полностью обеспечивает потребности предприятий жилищно-коммунального комплекса, населения и объектов генерации электроэнергии.

На развитие экономики Сахалинской области напрямую влияет инвестиционная деятельность. Вложение инвестиций в основной капитал — это увеличение производственных мощностей, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и строительство новых объектов.

  • По данным Сахалинстата объем инвестиций в основной капитал в 2020 году составил 215,0 млрд рублей (84,8% к 2019 году в сопоставимой оценке).
  • Динамика инвестиций Сахалинской области складывается, исходя из реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов, по которым решения в силу разных причин могут быть не приняты.
  • Проекты реализуются в пяти территориально-отраслевых центрах развития Сахалинской области и соответствуют стратегическим направлениям развития экономики региона: нефтегазовый комплекс, угольная отрасль, транспортный комплекс, строительная индустрия, рыбопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, спорт, туризм, жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Основную долю инвестиций по Сахалинской области определяет деятельность предприятий, занятых в сфере добычи нефти и газа.

Правительство Сахалинской области ведет работу для привлечения инвестиций и в другие сферы деятельности. Ключевыми направлениями для Сахалинской области являются туризм, рыбная отрасль, развитие транспортной инфраструктуры, промышленности строительных материалов, здравоохранения. С этой целью в регионе созданы благоприятные условия для инвесторов.

С целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата ведется работа по снижению административных барьеров через механизм внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата и целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.

В качестве площадки для диалога власти и бизнеса по вопросам инвестиционной деятельности работает Совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Сахалинской области.

В Сахалинской области внедрена комплексная система мер государственной поддержки инвестиционных проектов. Она предусматривает предоставление инвесторам налоговых преференций, прямое бюджетное участие в проектах, предоставление различных видов компенсаций на понесенные бизнесом затраты, а также полное административное сопровождение всех инвестиционных инициатив.

  1. В рамках действия Порядка предоставления субсидий  на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с реализацией инвестиционных проектов с использованием механизмов государственной поддержки, затраты возмещаются по следующим направлениям: компенсация затрат на уплату процентных платежей по кредитам и затрат на уплату лизинговых платежей; компенсация затрат на технологическое присоединение к сетям ресурсоснабжающих организаций; возмещение части затрат на приобретение оборудования; возмещение части затрат на капитальные вложения в инвестиционный проект в приоритетных отраслях.
  2. Осуществляется предоставление инвесторам земельных участков в аренду без проведения торгов для строительства социально-культурных, коммунально-бытовых объектов, реализации масштабных инвестиционных проектов.
  3. Инструментами экономической политики региона стало использование особых правовых режимов предпринимательской деятельности (ТОСЭР и Свободный порт Владивосток).
  4. На территории Сахалинской области создано три ТОСЭР: «Горный воздух», «Южная» и «Курилы».

Резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) Сахалинской области являются 39 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которыми запланировано осуществление около 48 млрд рублей инвестиций и создание более 4 тыс. новых рабочих мест.

  • В сфере развития деловой активности Правительству Сахалинской области удалось выстроить плодотворное взаимодействие с бизнесом.
  • Совместные усилия направлены на повышение инвестиционной привлекательности и улучшение делового климата, благодаря которым Сахалинская область в последние годы демонстрирует положительную динамику в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг).
  • По итогам Национального рейтинга в 2021 год Сахалинская область заняла 8 место, что на 22 пункта выше, чем по итогам 2020 года, интегральный индекс увеличен на 7,3 балла (в 2020 году – на 5,7 балла).
  • Среди субъектов Дальневосточного федерального округа Сахалинская область является лидером.
  • В области продолжают работать несколько ключевых площадок: совет по инвестиционной деятельности, рабочие группы по направлениям Национального рейтинга, проектная команда по улучшению инвестиционной деятельности, проводятся встречи с представителями бизнеса в формате «деловой завтрак».

Действует интернет-площадка «Сахалин.онлайн для бизнеса» в целях решения проблем островных предпринимателей. Всего за время работы электронного сервиса с августа 2019 года поступило более 600 обращений.

На регулярной основе проходят дни открытых дверей для инвесторов с демонстрацией планов развития ключевых отраслей региона. В рамках таких мероприятий презентуются инвестиционные проекты Сахалинской области, предлагаемые бизнесу для реализации.

Ведется работа по совершенствованию сервисов для бизнеса посредством перевода взаимодействия в цифровую среду:

— «Единое окно» — инструмент оказания услуг для бизнеса на базе регионального портала государственных услуг. Комплексная услуга объединила 5 наиболее востребованных процедур в области строительства – начиная вопросами земли и заканчивая вводом здания в эксплуатацию.

— Инвестиционная карта, в которой размещено свыше 500 инвестиционных проектов, предлагаемых бизнесу для реализации. На карте отражена информация о транспортной и инженерной инфраструктуре, перспективные строительные площадки, земельные участки возможные для предоставления.

  1. Для повышения качества и доступности трудовых ресурсов создано агентство по развитию человеческого капитала — институт опережающей подготовки и переподготовки кадров для нужд бизнеса по стандартам Ворлдскиллс, инвестор может обратится в него при поиске персонала для своего проекта, что существенно повышает эффективность процесса обеспечения предприятий необходимыми кадрами.
  2. Разработаны новые инструменты управления:
  3. •        Школа заказчика, в рамках которой осуществляется усовершенствование знаний специалистов строительных компаний с учетом изменения законодательства, внедрения проектного управления и технологии бережливого производства.

•        Риск инвест менеджмент – операционный центр сопровождения инвестиционных проектов. В базе данных более 500 проектов. На ежедневной основе рассматривается реализация инвестиционных проектов на предмет рисков. Это делается для того, чтобы бизнес своевременно был обеспечен инфраструктурой, земельными участками и его проект был реализован в установленный срок.

•        Инвестиционная декларация, свод инвестиционных правил, инвестиционная карта – новые инструменты, направленные на создание благоприятных условий для реализации проектов в рамках нового инвестиционного цикла.

Проводимая Правительством Сахалинской области работа позволит сохранить положительную динамику показателей и улучшить позицию региона в Национальном рейтинге.

Page 3

  • Главная
  • Пресс-центр
  • О Сахалине и Курилах
  • Власть
  • Законодательство
  • Экономика
  • Общество и политика
  • Социум

Page 4

12.05.2020

Сахалинские общественники, депутаты и бизнесмены считают, что введение пропусков защитит регион от коронавируса

Депутаты Сахалинской областной Думы, представители общественных организаций и бизнеса поддержали решение губернатора о введении цифровых пропусков в регион для граждан без местной регистрации. Ограничительная мера направлена на нераспространение коронавирусной инфекции.[подробнее]

Page 5

Сахалинский Маяк Ежегодная премия Губернатора Сахалинской области

Официальные аккаунтыпремии «Сахалинский Маяк»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *