Внесудебное урегулирование конфликтов с фнс

В случаях досудебного разбирательства стороны нередко приходят к мировому соглашению, образец которого представлен ниже. О том, как правильно составить такой документ, а также об особенностях процедуры урегулирования разногласий можно узнать из этой статьи.

Образец досудебного мирового соглашения между юридическими лицами (word)

Образец соглашения об урегулировании спора (word)

Юридическое значение документа

Для урегулирования разногласий стороны могут как обращаться в суд, так и попытаться решить противоречия в досудебном порядке. В некоторых ситуациях обязанность предварительного досудебного урегулирования возлагается действующим законодательством – например, если возникли претензии по договору аренды, найма, по грузоперевозкам и многим другим.

Однако само по себе мировое соглашение, заключается не в досудебном порядке, а во время судебного заседания. Это возможно сделать на разных стадиях:

  • со времени подачи искового заявления вплоть до начала заседания;
  • на любой стадии судебного разбирательства, вплоть до вынесения судом решения.

Поэтому если стороны предпочли вообще не обращаться в суд, то правильнее будет говорить не о мировом соглашении (которое уже предполагает факт подачи иска), а о подписании формы урегулирования спора. Форма которого может быть различной:

  1. Документ, в котором стороны берут обязательства устранить претензии, совершить полную оплату услуг, поставить товары и т.п.
  2. Дополнительное соглашение к уже действующему договору – такой документ является неотъемлемым приложением и обладает такой же юридической силой, как и основной договор.
  3. В некоторых случаях целесообразно подписать новый договор, а прежний объявить недействительным. Это пригождается в тех ситуациях, когда сотрудничество на действующих условиях стало невыгодным для обеих сторон.

При этом нужно понимать, что с юридической точки зрения соглашение о мирном решении конфликта, которым закончилось судебное дело, и документ, подписанный без участия суда, имеют свои отличия. Они наглядно представлены в таблице.

сравниваемый признак досудебное соглашение мировое соглашение
когда можно заключить в любой момент досудебного урегулирования во время судебного разбирательства
юридическое значение имеет силу только между партнерами (в случае их добросовестности) имеет силу судебного решения – обязательно к исполнению обеими сторонами
возможность обратиться в суд после подписания есть всегда по тому же исковому заявлению – невозможно

Таким образом, партнеры вправе сами разобраться в своих разногласиях без обращения в суд и подписать мировую, используя любой образец. Назначение и суть обоих документов схожие, но их юридическая сила и правовые последствия подписания сильно отличаются.

Образец

Поскольку единой утвержденной формы документа не существует, можно опираться на сложившиеся традиции в сфере делового документооборота. В образце почти всегда отражаются такие разделы:

  1. Сначала прописывается название и ставится дата подписания.
  2. Затем указываются подробные данные о каждой стороне: официальные названия организаций, а также в лице кого они действуют (ФИО, должность сотрудников) или ФИО и паспортные данные частных лиц.
  3. Далее описывается предмет соглашения. Предварительно можно также кратко описать, как стороны дошли до него, если это имеет значение. Например, после проведения переговоров и подписания промежуточных договоров (с указанием названия и даты).
  4. Затем можно дополнительно указать дополнительные условия, связанные с урегулированием спора – например, как предполагается поступить в том или ином случае. Отдельно можно сослаться на то, что стороны обязуются приложить все усилия для того, чтобы разрешить противоречия в досудебном порядке, а обращение в суд – крайняя мера.
  5. Отдельно прописывается утверждение о том, что текст документа не противоречит нормам действующего законодательства.
  6. Затем указывают, что документ составлен в двух оригинальных экземплярах, причем каждый из них обладает одинаковой юридической силой.
  7. В самом конце ставят подписи, ФИО и расшифровку (фамилия, инициалы).
  • Пример мирового соглашения, которое можно использовать как образец, представлен далее.
  • Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНС
  • Подобный документ могут подписать любые стороны, вне зависимости от их юридического статуса:
  • частные граждане;
  • представители коммерческих компаний;
  • представителей общественных и религиозных организаций и др.

В зависимости от конкретной ситуации текст и форма могут видоизменяться – конкретные примеры рассматриваются далее.

Между юридическими лицами

В случае с финансовыми разногласиями оно служит не только подтверждением факта разрешения споров, но и подробно прописывает последовательность действий каждого партнера. Указываются суммы, сроки перечисления, обязанность по возмещению ущерба, а также ответственность в случае неисполнения обязательств.

Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНС Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНС

Между физическими лицами

В случае с физическими лицами разногласия наиболее часто возникают в связи с причинением материального ущерба – например, в результате ДТП.

Тогда в документе кратко прописываются обстоятельства по делу, общая сумма материального ущерба с отсылкой на заключение соответствующей экспертизы. Прописывают, кто, как и в какие сроки должен возместить ущерб пострадавшей стороне.

Отдельно можно сослаться на то, кто обязан возместить издержки в связи с проведением экспертизы.

Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНС

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Для придания документу большей силы, в случае сомнения в добропорядочности гражданина лучше обратиться к нотариусу и попросить заверить документ подписью и печатью.

Преимущества и порядок досудебного урегулирования

Действительно в большинстве случаев устранить споры без суда оказывается проще:

  1. Не понадобится так много доказательных документов, как это нужно в случае с судебным процессом.
  2. В случае, если подать исковое заявление все же придется, факт подписания документа еще до обращения будет рассматриваться как реальная попытка решить вопрос мирно, что по-своему укрепляет позицию стороны.

Конкретный порядок урегулирования споров на досудебном этапе не прописывается во всех деталях даже в законодательстве. Однако во всех случаях сторонам необходимо предпринять реальные попытки договориться и обязательно составить соответствующие документы – соглашение или претензию. В общем виде последовательность действий выглядит так:

  1. Сначала стороны проводят переговоры и уведомляют друг друга об определенных претензиях по поводу неисполнения или некачественного исполнения договорных обязательств.
  2. Затем проводятся переговоры, по результатам которых подписывают мировая.
  3. Если же договориться не удается, лучше всего сначала составить и послать письменную претензию.
  4. Затем выждать положенный срок на ответ (не более 30 календарных дней) и в случае игнорирования или неудовлетворительного ответа можно обратиться с исковым заявлением.
  5. После составления искового заявления среди прочих документов необходимо обязательно приложить все бумаги, связанные с попыткой договориться мирно, без помощи судебного разбирательства.

Таким образом, следует всегда рассматривать возможность досудебного урегулирования спора. В некоторых случаях такая мера действительно помогает сэкономить время и деньги. Подробный комментарий по теме можно увидеть здесь.

Поделиться ссылкой:

Досудебное урегулирование споров с участием ФНС изменили

Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНС

ФНС изменила порядок досудебного урегулирования споров, напомнила о сроках предоставления документов и уплаты налогов. Главные новости фискальной службы за последнюю неделю — в обзоре ДОЛГ. РФ.

Досудебное урегулирование споров

ФНС сообщила, что в ст. 140 НК были внесены изменения, чтобы усовершенствовать порядок досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и фискальным органом. В частности, теперь налоговая служба сможет приостанавливать рассмотрение по жалобе на срок до 6 месяцев по просьбе заявителя.

Решение о приостановлении рассмотрения жалобы принимает вышестоящий налоговый орган.

Оно принимается в случае, если нужно рассмотреть заявление о проведении взаимосогласительной процедуры (чтобы избежать двойного налогообложения в разных странах).

Также решение о приостановлении рассмотрения жалобы может быть принято в случае, если суд в уголовном, административном, гражданском или конституционном судопроизводстве рассматривает дело, так или иначе связанное с жалобой.

Новая версия ст. 140 НК предусматривает и новые основания для возобновления срока рассмотрения жалобы или его прерывания. Например, если заявитель направит в инспекцию дополнительные документы, то срок «обнуляется» и начинает течь заново с момента передачи сотрудникам ФНС новой информации.

  • Также у ведомства появились новые основания, чтобы не рассматривать жалобу:
  • смерть заявителя-гражданина или объявление его умершим в судебном порядке;
  • ликвидация организации-заявителя или ее исключение из ЕГРЮЛ по решению ФНС;
  • решение аналогичного спора судом.
  • В 30 субъектах РФ уплатить налог на имущество нужно в апреле

Налоговая служба напоминает, что в 55 регионах России организации уже обязаны были уплатить налог на имущество в сроки до 25-30 марта. Однако еще в 30 субъектах РФ налогоплательщикам дается «фора»: они могу перечислить деньги в бюджет в апреле.

Например, в Рязанской области уплатить налог на имущество юридических лиц нужно до 1 апреля. В Республике Татарстан предельный срок установлен 5 апреля. В Нижегородской области погасить долг перед бюджетом нужно до 10 апреля. А в Ставропольском крае — 15 апреля.

ФНС напоминает, что при несвоевременном погашении налоговой задолженности на ее сумму начисляется пени. Также ведомство вправе инициировать процедуру принудительного взыскания платежей в бюджет.

Читайте также:  ИП в 2016 году: новое и важное

Последний день для перехода на УСН

31 марта — последний день, чтобы перейти с единого налога на вмененый доход (ЕНВД) на упрощенную систему налогообложения (УСН). Предприниматели и юридические лица были вправе уведомить ФНС о выборе УСН в период с 1 января по 31 марта. Если пропустить последний день, налоговая инспекция автоматически начнет учитывать компанию или ИП как применяющих общую систему налогообложения.

Фискальный орган напоминает, что право перехода на УСН есть только у бизнеса, доходы которого не превысили 112,5 млн руб. за 9 месяцев 2020 года.

Подробнее ➤

Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНСВнесудебное урегулирование конфликтов с ФНС

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНС

Такая процедура в качестве обязательной была введена в России более 10 лет назад. Компания, у которой возникли разногласия с фискальным ведомством, обязана оспорить этот вопрос в управлении ФНС субъекта или же непосредственно в самой ФНС (зависит от того, на каком уровне ведомства возникли претензии к фирме, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган). Без прохождения этой процедуры, как уточнила Ольга Колозина, руководитель департамента налогового консалтинга и права «Аудит груп», налогоплательщик не сможет обжаловать претензию фискального ведомства в арбитраже.

Она привела пример из практики, когда одной из столичных компаний по результатам выездной налоговой проверки предъявили полный спектр взысканий — доначисление налогов, пени и штрафов по налогу на прибыль и НДС.

Претензии, отмечает Ольга Колозина, были стандартные: хозяйственные отношения с контрагентами, имеющими признаки фирм–однодневок, фиктивный документооборот, отсутствие реальных сделок. Поэтому инспекция отказала предприятию в налоговых вычетах по НДС и в учёте расходов спорных контрактов по налогу на прибыль.

«Мы предоставили в ИФНС пакет документов, что привело к снижению на 75% от доначисленных сумм. А затем подали апелляцию в вышестоящий налоговый орган, который отменил решение инспекции полностью», — рассказала Ольга Колозина.

Досудебное урегулирование, по оценке «Аудит груп», позволило сократить количество судебных споров на 30%. Адвокат Денис Савин, старший юрист BGP Litigation, выделяет несколько причин снижения числа арбитражных разбирательств.

Фискальное ведомство стало больше ориентироваться на судебную практику: оно удовлетворяет жалобы налогоплательщиков по «кейсам», не имеющим позитивных перспектив для ФНС в суде.

Такой подход выгоден и самим фискалам: их KPI (а соответственно, и премии) будут выше, если заведомо проигрышный в суде «кейс» отменить самим, а не проиграть спор в арбитраже.

Другая причина — судебная практика, по оценке Дениса Савина, приобрела ориентировочно с конца 2014 года профискальный уклон, бизнес не надеется на положительный исход и отказывается от судебных баталий. Еще один момент — это уменьшение количества выездных налоговых проверок, которые давали большую долю судебных споров.

Как считает глава налоговой практики «Пепеляев групп» в Петербурге Сергей Сосновский, главной тенденцией последних лет стал перенос активности налоговых органов даже не на проверки, которые по закону позволяют доначислить недоимку, пени и штраф, а на так называемые «предпроверочные» мероприятия.

«Процедуры законом не урегулированы, но в жизни обычно выглядит так: налоговый орган еще до и вне проверок собирает информацию о налогоплательщике, формирует для себя позицию о том, где и что он недоплатил, далее вызывает налогоплательщика “на беседу” и начинает ”убеждать” его “добровольно” исправить свои “ошибки” — подать уточнённые налоговые декларации и доплатить налог (и пени!). Штрафов тогда не будет. Несговорчивых налогоплательщиков, которые не хотят признавать “ошибки” и “добровольно” доплачивать налоги, налоговый орган пугает тем, что назначит проверку, доначислит в полном размере и недоимку, и пени, и ещё штрафы», — рассказывает Сергей Сосновский.

Юлия Андреева, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро S&K «Вертикаль», говорит, что с каждым годом ФНС оставляет налогоплательщикам всё меньше законных схем для минимизации налогообложения: «В итоге бизнес, видя эти тенденции, вынужденно меняет структуру компаний, чтобы отвечать требованиям закона и не нарываться на ответственность».

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

2. Анализ развития досудебного порядка разрешения налоговых споров в Российской Федерации / КонсультантПлюс

История развития института досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов.

Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное закрепление с 1 января 1999 года процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части I Налогового кодекса Российской Федерации.

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60 процентов.

В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г.

N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты — с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее — в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых — институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

Начиная с 2006 года в системе налоговых органов (включая центральный аппарат Федеральной налоговой службы) стали создаваться специализированные подразделения налогового аудита, в чьи задачи входит объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров до суда, доведение до судебной стадии разрешения спора только обоснованных и законных решений. Подразделения налогового аудита, прежде всего, обеспечивают разрешение споров в рамках двух основных стадий:

— на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);

— на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров уже в первые два года (2006 — 2007 гг.

) свидетельствуют о том, что налогоплательщики стали отдавать предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора.

Так, по состоянию на конец 2007 года темп роста числа жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза превысил темп роста споров, рассматриваемых в судебном порядке.

Оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, обобщение результатов и устранение внутриведомственных ошибок способствовали повышению качества администрирования и обусловили тенденцию к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения по результатам налоговых проверок. Начиная с 2010 года наблюдается тенденция сокращения числа жалоб в среднем на 10% ежегодно.

Результатом качественного досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 — 20 процентов.

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в эксплуатацию в 2012 году интернет-сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на интернет-сайте Федеральной налоговой службы.

Данный ресурс позволил организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу.

С 1 января 2013 года подобная государственная услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления Федеральной налоговой службы.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создала предпосылки к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, налоговому администрированию, что позволило налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.

В целях создания благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо дальнейшее развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

Читайте также:  Прокурорская проверка: что нужно о ней знать?

К мерам в области налоговой политики, планируемым к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов, относятся развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Открыть полный текст документа

О необходимости при разрешении споров с налоговыми органами учитывать судебные акты по гражданским спорам налогоплательщика

Даже скрупулезное соблюдение законодательства — еще не панацея от возможного конфликта с налоговыми службами, влекущего за собой налоговые споры. Поводами могут стать излишне начисленные платежи, ошибки, закравшиеся в расчеты налогов, оспаривание привлечения к ответственности, несогласие с выводами проверки и масса других случаев.

Важно в этих случаях добиваться пересмотра решений налоговиков. Если же восстановить справедливость в досудебном порядке не удалось, то действовать необходимо через суд. И стоит предварительно заключить договор с квалифицированным адвокатом по налоговым преступлениям, специализирующимся на подобных тяжбах.

Что такое налоговые споры

Под термином «налоговые споры» понимают юридические разногласия между принадлежащими государству фискальными службами и облагаемыми сборами гражданами или организациями. Поводами таких разногласий становятся несогласие с исчислением и уплатой налогов.

Предмет налогового спора

Любые разногласия по поводу обязательных отчислений государству — это налоговые споры. Но само участие в разбирательстве налоговых служб еще не причисляет спор к упомянутым выше.

Предметом спора в данном случае являются либо права, указанные в ст. 21 НК РФ, либо обязанности, указанные в п. 1 ст. 23 НК РФ, если инициатором являются налоговые органы.

Признаки и основание налогового спора

Любому фискальному сбору присущи определенные признаки. Среди них можно выделить следующее:

  • Состав субъектов. В споре с одной стороны участвуют государственные службы (налоговые), с другой — плательщики налогов (юридические лица).
  • Характер. Налоговым считается только такое разбирательство, которое следует из налогового законодательства РФ.
  • Неравенство сторон. Фискальные органы — государственная структура.
  • Установленное законом ведение дел. Конфликт разрешается строго в прописанных законом формах, которые включают досудебное и судебное урегулирование.

Основная часть споров инициируется налоговыми органами, а не налогоплательщиками. Но не стоит думать, что суды идут на поводу фискалов. На самом деле иски со стороны налоговиков удовлетворяются примерно в одной трети случаев. Фискальными учреждениями в основном подаются иски по поводу взысканий, относящихся к обязательным платежам и другим санкциям.

Предприниматели чаще пытаются оспорить ненормативные акты со стороны фискальных служб, неправильно начисленные налоги и неоснованные на законе действия инспекторов. Этот вид разбирательств оканчивается достаточно часто выигрышем в суде.

Фактически, оснований для начала налогового конфликта всего два: либо неправомочное действие налоговиков, либо бездействие. Фискалы могут действовать вполне в рамках закона, но налогоплательщик не всегда с этим согласен.

Сбор доказательств упрощается тем, что любая операция налоговиков оформляется документально. Среди них:

  • требование по выплате сборов или налогов;
  • официальные решения (привлечь налогоплательщика к ответственности, отказ вернуть переплату, приостановление проведения операций по банковским счетам, проведение выездной проверки и др.);
  • требование предоставить какие-либо документы;
  • приход извещения или уведомления, например, об аннулировании решения о рассрочке уплаты и т. п.;
  • вынесение постановления (например, о выемке документов или др.).

С бездействием хуже, так как оно обычно после себя задокументированных следов не оставляет. Исключение составляют отписки на законные требования организации. Но такое бывает редко, поэтому разбираться с бездействием в суде сложнее.

В любом случае, если возник конфликт интересов, нужно тщательно рассмотреть ситуацию и проконсультироваться со специалистами. Если явно правы фискальные органы, то разумное действие — более аккуратно относиться к обязанностям.

Но в случае неправомерных действий налоговых служб, обжаловать их следует обязательно, потому что отказ от защиты приводит к безнаказанности.

Процессуальная форма налогового спора

Для налоговых споров применимы две процессуальные формы:

  • внесудебная, реализуемая путем подачи жалобы в вышестоящие налоговые органы;
  • судебная форма, при которой спор решается в гражданском суде.

Нужно учитывать, что сразу подать иск в судебные органы нельзя. Обязательным этапом является досудебное урегулирование.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков

Не всегда решения налоговых органов правомерны. В их действие может вкрасться ошибка. В налоговом кодексе предусматривается порядок урегулирования споров с налоговыми органами. Эти положения описаны в статье 138 и разделе VII НК РФ.

Основные претензии налогоплательщиков возникают по следующим вопросам:

  • завышенная сумма налогов;
  • беспричинный штраф;
  • приостановка проведения операций по банковскому счету юридического лица;
  • отказ возвратить переплату налогов;
  • отказ возместить НДС.

Кто вправе оспорить действия и решения налоговой службы

Право оспорить решения фискальных служб имеет любой налогоплательщик. Это относится к юридическим и физическим лицам. На практике граждане спорят с налоговиками редко и обычно предмет спора — это чрезмерно насчитанная сумма платежей.

Основное количество споров принадлежит организациям. У них больше причин для конфликтов, речь идет о более крупных суммах. Кроме того, спор с налоговым органом неравноценен, так как противник — государственная служба. Это требует тщательной подготовки претензий и наличия опытного юриста. Либо же нужно обращаться к налоговому адвокату.

Что представляют собой налоговые досудебные споры

Досудебное урегулирование по отношению к налоговым спорам — это обращение в налоговые органы. Истец просит в своем заявлении разобраться и пересмотреть ранее вынесенное решение, предъявляя свои аргументы.

Формы досудебного обжалования

Есть две формы досудебного урегулирования.

Первая — это подача возражения на акты, вынесенные налоговой инспекцией в тот же орган, что их вынес. Там жалоба и рассматривается.

Для подачи возражения после получения документа есть месяц. Срок отсчитывается, начиная с дня вручения акта, который указан плательщиком в расписке о вручении. При отправке документа по почте время отсчитывается с момента отправки, но прибавляют к 30 дням еще 6 суток.

Возражения будут рассмотрены с вынесением одного из трех решений:

  • налоговики снимают свои претензии;
  • возражения не принимаются;
  • назначаются дополнительные мероприятия по проведению контроля.

Если добиться пересмотра решения не удалось, то пора переходить ко второму этапу — подаче апелляции.

Она подается в вышестоящий налоговый орган. Это Управление ФНС по региону. Срок на подачу — 30 дней. Также можно подать и обычную жалобу, если этот срок прошел. Максимальное время обжалования в данном случае — 1 год.

Для апелляции и жалобы содержание документа одинаковое. Оно регламентируется пунктом 2 статьи 139.2 НК. В возражении должна содержаться следующая информация:

  • наименование и адрес регистрации организации, оспаривающей решение налоговой инспекции, а гражданин указывает полное ФИО и адрес, где он проживает;
  • номер акта, по которому имеется жалоба;
  • полное наименование налоговой инспекции, к которой имеется претензия;
  • суть жалобы на решение ФНС;
  • какие требования выдвигает налогоплательщик, должно быть конкретно указано, что он хочет: отменить штраф, пересчитать сумму налога, прекратить блокировку счетов и т. п.;
  • в каком виде должен быть отправлен ответ — это может быть обычное или электронное письмо, сообщение в личном кабинете налогоплательщика.

Желательно приложить к жалобе дополнительные документы, обосновывающие позицию жалобщика и доказывающие нарушение его прав.

Если жалоба направляется организацией, то она должна быть подписана законным представителем. Как правило, это гендиректор или при его отсутствии другой уполномоченный руководитель. Документ может подать уполномоченный представитель. Но в этом случае он должен действовать по доверенности. Она обязательно прикладывается к жалобе.

Подается документ в местную инспекцию. Она выполняет проверку, составляет акт и в течение 3 дней передает в региональное Управление ФНС.

Заявителю могут отказать рассматривать его жалобу. Основания указаны в статье 139.3 НК РФ. Например, причинами могут быть превышение разрешенного срока обжалования или же документ не содержит необходимые сведения. Это не лишает права обращаться с жалобой повторно, если нарушения можно устранить.

Читайте также:  Расходы представителя ответчика оплатит истец

Судебная стадия рассмотрения

Рассмотрение жалобы в региональном Управлении ФНС занимает месяц, после чего через 3 дня должны отправить решение тем способом, который указал заявитель.

  Договора Подряда Без Ндфл Код Вычета

  • Если пришел отказ или жалоба осталась без рассмотрения за этот срок, можно обращаться в суд.
  • Юрлица и ИП должны подавать заявление в арбитраж, физические лица в районный суд.
  • Чтобы оспорить дело в суде, иск требуется подать не позже 3 месяцев со дня получения решения по жалобе. В исковом заявлении указываются следующие сведения:
  • наименование, реквизиты судебного органа;
  • название организации, ее юридический адрес, ИП указывает место госрегистрации, гражданин — ФИО и адрес места жительства;
  • данные акта и решения, оспариваемого истцом, с указанием номера, наименования и даты принятия;
  • какие права нарушены этим решением;
  • аргументы заявителя со ссылками на законы;
  • требование отменить решение фискальной службы.

Лучше, если документ составит опытный юрист, так как от убедительности аргументации зависит исход дела. К иску прикладываются:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • копия оспариваемого акта;
  • копия решения из вышестоящего регионального акта, доказывающее прохождение досудебной стадии;
  • если жалобу не рассмотрели, то подтверждение ее принятия;
  • для юрлица — свидетельство о регистрации;
  • для уполномоченного представителя — копия доверенности;
  • если исковое заявление содержит ссылки на какие-либо документы, то они тоже должны быть.

Подать иск можно в печатном виде и в электронном. Также необходимо отослать его копию с прилагаемыми документами в налоговую службу.

Рассмотрение вопроса в суде займет 3 месяца. Если случай сложный, слушания могут продлить до 6 месяцев.

Как предупредить конфликты с налоговыми органами

Помочь в этом вопросе может только доскональное знание законодательства и отслеживание всех изменений в нем. Но большинство людей, даже руководителей компаний, не имеют юридического образования. Единственное решение в данном случае — это обращение в юридическую компанию.

Можно даже рассматривать вариант абонентского обслуживания, что приемлемо даже для малого бизнеса, не имеющего возможности тратить много денег на привлечение специалистов.

Как работает адвокат по налоговым спорам

Задача адвоката по налоговым спорам заключается в подготовке претензий, оформлении документов, ведение дела в суде. Он берет на себя все хлопоты по досудебному и судебному урегулированию. Также он может выступить уполномоченным представителем, сберегая время руководителя фирмы.

Консультация с клиентом

Первое, что нужно сделать — это проконсультироваться с юристом по своему делу. Этап важный. Адвокат должен понять суть дела и есть ли перспектива его выиграть.

Возможно, что клиент неправ в своих возражениях или оспаривание акта налоговой не принесет никакого выигрыша — такое бывает.

Только в случае, если специалист поймет, что право клиента действительно нарушено и шанс на пересмотр есть, стоит начинать процесс урегулирования.

Подготовка письменных возражений на акт налоговой проверки

Сроки для возражений достаточно небольшие, поэтому чем быстрее получиться их оспорить, тем лучше. Самостоятельное решение дела человеком, не имеющим правового образования, может привести только к усугублению положения. А за нарушение налогового законодательства ответственность предусмотрена вплоть до уголовной.

Чем быстрее произойдет обращение к юристу, тем больше у него будет времени на составление обоснованной жалобы.

Подготовка иска или возражений на иск в суд

Желательно, чтобы документ подготавливал тот же юрист, который занимался досудебным урегулированием. Он уже находится в курсе дела и ему не придется вникать в него снова.

Для юридического лица бывает полезно выдать доверенность адвокату для ведения дела в суде. Это сэкономит время руководителю, ему не нужно будет отвлекаться для посещения судебных заседаний.

Формирование доказательственной базы

Важная часть спора с налоговыми органами — сбор доказательной базы. Юрист должен найти нарушения в действиях инспекторов, подкрепить их ссылками на законодательные акты. Также адвокат должен проверить не было ли нарушений в ходе проведения фискальными службами налоговых проверок, экспертиз, выемок, других действий. От количества и полноты доказательной базы зависит выигрыш дела.

Досудебное урегулирование

В ФНС стараются доводить до суда как можно меньше дел, поэтому в вышестоящих органах рассматривают поступающие к ним жалобы скрупулезно. При наличии убедительных доводов шансы добиться отмены акта, вынесенного на уровне инспекции, достаточно велики.

Поэтому не стоит пропускать досудебный уровень, считая его нерезультативным. Мало того, не придавая значения этой стадии, налогоплательщик снижает свои шансы в суде. К иску прикладываются те же документы, что и к досудебной жалобе, поэтому если доказательная база будет сформирована небрежно, то в суде также ожидает поражение.

По этой же причине важно, чтобы уже на стадии подачи жалобы в УФНС ее подготовил опытный юрист, досконально разбирающийся в налоговом праве.

Представление интересов клиента в суде

Роль адвоката не ограничивается составлением жалоб, судебных исков и пакетов документов. Он обязательно должен представлять интересы клиенты на судебных заседаниях. Целесообразно налогоплательщикам в виде юридического лица предоставить адвокату доверенность на ведение дел в суде.

Не нужно забывать, что решением первичного суда дело не ограничивается. Можно попытаться оспорить его в апелляционном или кассационном порядке.

Способы оказания услуг по налоговым спорам

  • Разрешение налогового спора на этапе консультирования нашим юристом
  • Разрешение налоговых споров в досудебном порядке (по претензиям, жалобам, отзывам)
  • Разрешение спора методом урегулирования проблемы непосредственно с налоговым органом
  • Разрешения ситуации через вышестоящие налоговые органы
  • Разрешение налогового спора посредством подачи искового заявления в суд

Согласно указанных вариантов разрешения спора, налоговые юристы нашей компании предпримут все необходимые меры для разрешения Вашего спора в досудебном порядке. Как правило, вышестоящий орган реагирует на налоговые жалобы и претензии, и разрешает спорную ситуацию путем разъяснений и указаний для подчиненных налоговых органов. Однако, в случаях, когда разрешение налогового спора не возможно в досудебном порядке, то юристы нашей компании подготовят необходимое исковое заявление и отстоят ваши интересы в суде.

Досудебное урегулирование налоговых споров

15 Ноября 2019

Снижение конфликтов с налогоплательщиками, сокращение числа налоговых споров – одно из важных направлений работы налоговых органов. Усиление роли института досудебного урегулирования споров влечет снижение нагрузки на судебную систему.

Досудебное урегулирование налоговых споров – это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства.

Действующим налоговым законодательством РФ закреплено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган чье решение обжалуется. То есть, жалоба направляется в адрес налогового органа, вынесшего оспариваемое решение, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган.

  • Примеры ненормативных актов налоговых органов, действий/ бездействия налоговых органов, которые могут быть обжалованы:
  • ·         решения по камеральным и выездным налоговым проверкам;
  • ·         отказ в возврате налога;
  • ·         решение о приостановлении операций по счетам;
  • ·         требование об уплате налога, пени или штрафа;
  • ·         решение о взыскании налога;
  • ·         отказ в предоставлении налогового вычета.

Образцы жалоб на решения по налоговым проверкам и на действия должностных лиц доступны на сайте www.nalog.ru в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров».

Также на сайте ФНС реализован интернет-сервис «Узнать о жалобе».

С его помощью организации и физические лица оперативно в режиме online могут получить информацию о дате поступления своего обращения в ФНС, его входящем номере, а также о дате и результатах рассмотрения обращения.

  1. Досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определённых преимуществ по сравнению с судебным разбирательством: это более простая и менее формализованная процедура обращения, меньшие сроки рассмотрения жалобы, отсутствие расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и других судебных издержек.
  2. Отдел учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 3
  3. по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *