Законопроект о снижении административных штрафов для предпринимателей

30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования.

 В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами.

 Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.

Законопроект о снижении административных штрафов для предпринимателей

Плюсы нового КоАП РФ

Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими.

Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик.

Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.

Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчётности в Росстат. 

При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения.

Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй.

Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.

По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:

  • для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);
  • для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей). 

Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.

Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.

В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей). 

Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.

Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращён с 90 до 30 суток.

Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.

Штрафы в новом КоАП для организаций и ИП

В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД.

 Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)

Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.

Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)

Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.

Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.

Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)

За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.

Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей. 

Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.

Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)

Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.

По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)

Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)

Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.

  • Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!
Читайте также:  В Совете Федерации предлагают принять законопроект о конфискации

Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.

Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)

Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей — для организаций.

Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены.

Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн. до 5 млн.

рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).

Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)

За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.

По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.

Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.

Законопроект о снижении административных штрафов для предпринимателей

Источник: Buh.ru

05 февраля 2020

Бизнес-омбудсмен считает новый КоАП опасным для предпринимателей

Законопроект о снижении административных штрафов для предпринимателей

Проект нового КоАПа опасен для российского бизнеса, считает Борис Титов (на фото) /Евгений Разумный / Ведомости

Принятие проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в предложенной Минюстом редакции значительно ухудшит положение бизнеса, об этом говорится в письме, которое уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил на прошлой неделе премьеру Михаилу Мишустину. Законопроект несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса, предупреждает омбудсмен.

Так, по сравнению с действующим КоАПом резко увеличивается размер штрафов по составам административных правонарушений в сфере экономики, причем без какого-либо экономического обоснования.

Например, штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, обучения, отдыха и воспитания детей вырастет в 70 раз: с максимальных 7000 до 500 000 руб.

Штраф за непредоставление в положенный срок документов в налоговые и таможенные органы для должностных лиц – в 16 раз (с 500 до 8000 руб.), за нарушение действующих санитарно-гигиенических правил для индивидуальных предпринимателей – в 10 раз (с 1000 до 10 000 руб.).

При этом по большинству составов, связанных с неправомерными действиями должностных лиц, наказания остаются неизменными и даже сокращены. Такой вид наказания, как предупреждение, исчез из некоторых составов. Кроме того, оно может быть вынесено только при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Также в проекте нового КоАПа увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Если сейчас постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, то по новым правилам этот срок пролонгирован до года.

Срок проведения административного расследования увеличен с месяца до двух (в исключительных случаях и до полугода), а ограничение срока рассмотрения судом дел об административных правонарушениях вообще исчезло.

В новом КоАПе значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу и даже вводятся новые, в их числе осмотр места совершения административного правонарушения, обязательство о явке, административное приостановление деятельности и даже приостановление операций по счетам в банке: очевидно, что введение и применение такой меры обеспечения повлечет огромный ущерб для бизнеса, отмечается в письме.

В новом КоАПе вводится понятие «грубое административное правонарушение».

Под него подпадают административные нарушения коррупционной направленности, посягающие на конкуренцию и в области дорожного движения, однако определение такого понятия отсутствует, поэтому применение соответствующего положения может стать непредсказуемым и высокорискованным, в том числе из-за произвольного толкования понятия судьями.

Также в проекте вводятся понятия низкого, умеренного, среднего и значительного риска причинения вреда, однако не указаны критерии, по которым он определяется. В то же время в проекте нового кодекса сохранились многие положения действующего, явно не отвечающие ранее утвержденной концепции нового КоАПа, констатирует уполномоченный.

Он отмечает, что при подготовке пакета законопроектов, связанных с введением в действие нового КоАПа, мнение бизнеса фактически не учитывалось. Представители бизнес-объединений не вошли в состав рабочей группы, не предполагается их участие и в доработке законопроекта. Титов предлагает Мишустину организовать на уровне правительства совещание по законопроектам с участием уполномоченного и представителей бизнеса.

так вырастет в новом КоАПе штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения и отдыха детей

Поручение разработать концепцию и проект тогдашний премьер Дмитрий Медведев дал еще в марте 2019 г. Это было связано с реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), которая оказалась невозможна без корректировки КоАПа.

Межведомственную рабочую группу возглавил вице-премьер Константин Чуйченко, он же координировал реформу КНД.

После отставки правительства Медведева Чуйченко возглавил Минюст, вскоре после этого ведомство опубликовало проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях.

Проект уже не в первый раз подвергается критике, в том числе в связи с резким увеличением штрафов для водителей. В январе секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что партия не поддержит проект нового КоАПа, поскольку он репрессивен и не соответствует поставленным президентом задачам.

Пресс-служба правительства не ответила на запрос «Ведомостей».

Сейчас Минюст ведет доработку законопроектов с учетом поступающих замечаний и предложений, по результатам их рассмотрения заинтересованными госорганами, а также публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, сообщила пресс-служба ведомства. 24 января 2020 г. проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях были направлены на рассмотрение уполномоченному, его позиция до настоящего времени в Минюст не поступила.

Реформа КоАПа, безусловно, нужна: практика его применения выявила системные дефекты, говорит Ольга Бенедская из «Муранов, Черняков и партнеры». В действующем КоАПе отсутствует внятная логика в определении характера и размера санкций.

Стираются границы между уголовным и административно-деликтным правом по степени карательного воздействия – фактически через КоАП законодатель выправляет ситуацию отсутствия уголовной ответственности юридических лиц, но при этом отсутствуют такие же, как в уголовном процессе, развитые процессуальные гарантии защиты.

Вот эту задачу надо решать, сейчас же скорее просматривается стремление решить за счет реформы КоАПа фискальные задачи, констатирует эксперт.

Административный штраф можно сократить в 2 раза, если оплатить его в течение 20 дней

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Федерального закона от 23.06.2020 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ».

Закон дополняет статью 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» частью 1.3-1, которая предусматривает сокращение штрафа до половины если лицо, привлеченное к административной ответственности, либо иное физическое или юридическое лицо оплатит эту сумму в течение 20 (календарных) дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

  • Если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
  • Возможно восстановление срока для уплаты сокращенного штрафа по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, в случае, если копия постановления поступила по почте заказным почтовым отправлением после истечения 20 дней со дня его вынесения.
  • Эта норма применяется к административным штрафам за ряд правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, деятельности саморегулируемых организаций, финансов, рынка ценных бумаг, которые по большей части рассматривает Банк России, подробный перечень которых приведен ниже.
  • Необходимо отметить, что 20 дней, в течение которых возможно оплатить штраф в сокращенном размере, считаются со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, а не вступления его в силу.
  • Уплата штрафа в сокращенном размере не исключает его возврата в случае, когда постановление впоследствии было отменено (например, вышестоящим органом или судом).
Читайте также:  Проблема: списание денег с кредитной карты злоумышленниками

Но право на оплату с 50%-ной скидкой не распространяется на штраф, уменьшенный по итогам рассмотрения жалобы. То есть результаты рассмотрения жалобы имеют значение при отмене наказания или при снижении размера штрафа до уровня ниже уже уплаченной суммы (определение СК ВС РФ от 06.12.2017 № 302-КГ17-11016).

При этом закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу: распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7. КоАП РФ).

О чем подумать, что сделать

В случае привлечения к административной ответственности за перечисленные ниже правонарушения, равно как и за любые другие, мы рекомендуем внимательно подойти к выработке стратегии защиты своих интересов, в том числе с учетом возможности сокращения размера административного штрафа.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом представительства интересов своих клиентов по делам о привлечении к административной ответственности как в судах, так и в административных органах, где готовы оказать весь спектр квалифицированной юридической помощи.

Справочно:

Правонарушения, штрафы по которым можно заплатить с 50%-ной скидкой, предусмотрены следующими статьями КоАП РФ:

  •  5.53 «Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю»,
  •  5.54 «Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) исправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете)»,
  •  5.55 «Непредоставление кредитного отчета»,
  • 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах» (кроме части 2, предусматривающей ответственность за соответствующее нарушение общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарного предприятия),
  • частью 1 статьи 14.4.1 за осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств,
  • 14.24 «Нарушение законодательства об организованных торгах» (кроме части 6, предусматривающей ответственность за нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре),
  • статьями 14.29 «Незаконное получение или предоставление кредитного отчета»,
  • 14.30 «Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю»,
  • 14.36 «Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем»,
  • 14.52 «Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации» в отношении саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (кроме части 4, предусматривающей ответственность за нарушение саморегулируемой организацией требования о наличии официального сайта в сети «Интернет»»),
  • 14.52.2 «Нарушение саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка требований федеральных законов или нормативных актов Банка России» (введена этим же законом),
  • 15.17 «Недобросовестная эмиссия ценных бумаг»,
  • 15.18 «Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами»,
  • 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках»,
  • 15.20 «Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами»,
  • 15.21 «Неправомерное использование инсайдерской информации»,
  • 15.22 «Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг»,
  • 15.23.1 «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов»,
  • 15.24.1 «Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства»,
  • 15.26 «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»,
  • 15.26.1 «Нарушение законодательства РФ о микрофинансовой деятельности» (кроме части 1, предусматривающей ответственность за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая организация»),
  • 15.26.2 «Нарушение ломбардом законодательства РФ»,
  • 15.26.3 «Неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй»,
  • 15.26.4 «Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй — организациями, имеющими вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязанности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, по передаче в бюро кредитных историй информации об исполнении решения суда»,
  • 15.26.5 «Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй — организациями, являющимися заимодавцами по договорам займа (за исключением кредитных организаций, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов), представлять в бюро кредитных историй информацию о погашении займов»,
  • 15.28 «Нарушение правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества»,
  • 15.29 «Нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, репозитария, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов»,
  • 15.30 «Манипулирование рынком»,
  • 15.31 «Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний»,
  • 15.34.1 «Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования»,
  • 15.35 «Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»,
  • 15.36 «Неисполнение оператором платежной системы требований законодательства РФ о национальной платежной системе»,
  • 15.38 «Нарушение законодательства РФ о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации»,
  • 15.39 «Нарушение требований законодательства РФ в части открытия в кредитной организации банковского счета и аккредитива, заключения договора банковского вклада (депозита) хозяйственным обществом и федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, открытия банковского и иного счета в кредитной организации, заключения договора банковского вклада (депозита) государственной корпорацией, государственной компанией и публично-правовой компанией, заключения договора банковского вклада (депозита) с Федеральным казначейством, государственными внебюджетными фондами (территориальными фондами обязательного медицинского страхования)»,
  • 15.40 «Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа»,
  • 15.40.1 «Неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сопровождаемой сделки»,
  • частью 9 статьи 19.5 за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России,
  • 19.7.3 «Непредставление информации в Банк России».

Уменьшение штрафа за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке предлагается запретить

  • В Госдуму внесен законопроект № 755217-7, предусматривающий поправки в законы о защите прав потребителей и о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля.
  • Как указано в пояснительной записке, изменения направлены на обеспечение материальных гарантий общественным объединениям потребителей и органам местного самоуправления при их обращении с иском в защиту потребителя, а также укрепление роли общественных объединений потребителей в национальной системе защиты прав потребителей, повышение эффективности общественного контроля в данной сфере и совершенствование механизмов взаимодействия общественных объединений потребителей и контрольных органов при организации и проведении проверок в потребительской сфере.
  • Отмечается, что в настоящее время законодательное оформление штрафа, взыскиваемого за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, приводит к неоднозначному его толкованию Верховным и Конституционным судами РФ и, как следствие, – к необоснованному уменьшению сумм штрафа, перечисляемых указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
  • Так, ВС признает этот штраф мерой гражданско-правовой ответственности, а КС – самостоятельной мерой ответственности, существующей наряду с вышеуказанной.

В документе отмечается, что расхождения начались в 2013 г., когда ВС выявил гражданско-правовой характер штрафа, квалифицировав его как меру ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства. «Признав штраф формой предусмотренной законом неустойки, суды сделали следующий шаг – стали снижать суммы штрафа, взыскиваемые в пользу потребителей, по требованию стороны в судебном споре, – сообщается в пояснительной записке. – Таким образом, при полном отсутствии законодательных изменений ˂…˃ размер штрафа из фиксированного в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, превратился в определяемый по усмотрению суда, что привело к существенным экономическим последствиям в части “финансирования” общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов) и органов местного самоуправления при обращении в суд в защиту потребителей».

Читайте также:  Права обманутых дольщиков ооо "геотехника-фин" под защитой

Такой подход, по мнению авторов проекта, ущемляет права общественных объединений потребителей и органов местного самоуправления, лишая законных способов возмещения судебных расходов на ведение дел в защиту прав потребителей.

В целях устранения «почвы для дискуссий о правовой природе штрафа» в Закон о защите прав потребителей (п. 6 ст.

13) предлагается ввести запрет на уменьшение штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке даже в связи с его несоразмерностью последствиям отказа их выполнить.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей или органы местного самоуправления, сумма взысканного штрафа будет перечисляться указанным лицам.

В случае принятия поправок, полагают авторы проекта, потребители, обращаясь в общественные объединения и органы местного самоуправления за защитой своих прав, фактически будут получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Поправки вносятся также в п. 10 Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля.

Как указано в пояснительной записке, внеплановая проверка по фактам нарушений прав потребителей проводится только в случае обращения в надзорный орган граждан, чьи права нарушены.

«Руководствуясь указанной нормой, органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля отказывают общественным объединениям потребителей в рассмотрении обращений, направленных в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей) по результатам общественного контроля», – сообщается в документе.

В случае принятия поправок дополнительным основанием для проверки таких лиц станет нарушение прав потребителей при обращении в их защиту в контрольный орган общественных объединений.

Руководитель юридического агентства «Кучембаев и партнеры» Алмаз Кучембаев считает, что большой размер штрафа – 50% от присужденной суммы – должен заставить бизнес удовлетворять требования пострадавших потребителей без обращения в суд.

Эксперт добавил, что в настоящее время положения закона о потребительском штрафе толкуются неоднозначно. «На данный момент потребительский штраф признается судами как мера гражданско-правовой ответственности. Тем самым он приравнивается к неустойке, что допускает его снижение (Определение КС от 19 июля 2016 г. № 1566-О; п.

47 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17), – пояснил он. – Такая позиция приводит к тому, что бизнес удовлетворяет требования лишь тех потребителей, которые доходят до суда. При этом ответчики пытаются не только уменьшить размер штрафа, но и затягивать сроки выплат путем обжалования судебных решений».

Принятие поправок, полагает эксперт, поможет изменить ситуацию.

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов подтвердил, что потребительский штраф в судебной практике расценивается как вид неустойки.

Эксперт подчеркнул важность уточнения о том, что такой штраф не может подлежать уменьшению. При этом, по его мнению, законопроект лоббирует интересы общественных организаций по защите прав потребителей, предлагая перечислять им всю сумму штрафа, если они инициировали подачу иска.

Таким образом, добавил адвокат, под видом штрафа будут компенсироваться судебные расходы таких организаций на ведение «потребительских дел».

«Это дает им преимущество перед судебными представителями других категорий – в частности, перед адвокатами, издержки которых суды обычно очень сильно снижают. Почему не запретить снижение издержек сразу всем? Будет справедливее, если сумму штрафа станут перечислять не только общественным организациям, но и иным представителям, компенсируя их издержки по делу», – подытожил Ярослав Самородов.

За что чаще штрафуют предпринимателей и как избежать штрафов

После ослабления антикарантинных мер участились проверки всех коммерческих предприятий. Проверяют офисы компаний, парикмахерские, кафе, производственные площадки.

Пока проверяет только Роспотребнадзор, а с 1 июля возобновят свои проверки налоговики.

Если проверяющие обнаружат, что не выполняются требования закона, они составят акт, по итогам которого будет назначен административный или налоговый штраф. 

Вот самые распространённые причины штрафов и способы их избежать.

Невыполнение рекомендаций Роспотребнадзора

За что штрафуют. В связи с коронавирусом Роспотребнадзор разработал для МСБ специальные рекомендации. Инспекторы по собственной инициативе или по жалобам людей могут проверить, как бизнесмены их выполняют. 

На основании результатов проверок за май мы выяснили, какие нарушения чаще всего находят проверяющие:

  • Не проводится уборка с применением дезинфицирующих средств. Дезинфицирующая уборка должна проводиться каждые два часа. Подтверждением её проведения служит специальный журнал, в котором отмечено время каждой уборки. Логика Роспотребнадзора проста: нет журнала уборок — нет самой уборки.
  • Не проводится обеззараживание воздуха. Для этих целей необходимо использовать бактерицидные лампы или рециркуляторы воздуха. В рекомендации Роспотребнадзора отмечается, что обеззараживать воздух следует только в рабочих помещениях. Но на деле, очищающее действие прибора должно охватывать всю площадь помещения: и рабочие зоны, и места, где толпятся посетители. 
  • Не хватает масок и перчаток или нет антисептиков. В организации должен быть запас масок и перчаток на пять дней, при условии, что сотрудники их меняют каждые три часа. Например, сотрудник начинает рабочий день в 8 утра — первая маска. 11 часов, 14 часов, 17 часов — вторая, третья, четвертая маска. В 20:00 рабочий день заканчивается, следовательно одному работнику на день необходимо выдать четыре маски. Из пятидневного расчёта: 20 масок и 20 пар перчаток на одного сотрудника. Антисептики, которые одобрят проверяющие Роспотребнадзора, должны содержать не менее 60% этилового спирта и иметь сертификат качества.

Если подобное нарушение найдут, предпринимателю грозит штраф по ст. 6.3 КоАП: ИП — от 500 руб. до 150 тыс. руб., юрлицу — от десяти тыс. руб. до 500 тыс. руб. В отношении и тех, и других вместо штрафа может быть вынесено решение о приостановке работы на срок до 90 дней. 

Как избежать. Единственный вариант избежать штрафа — тщательно соблюдать общие рекомендации Роспотребнадзора. 

Придётся купить маски и перчатки для работников, антисептики и сделать на полу разметку о дистанции, иначе «доброжелательные» клиенты могут сообщить о нарушении в Роспотребнадзор. Дезинфицирующую уборку лучше проводить каждые 2-4 часа и записывать время уборок в журнал. Дезинфекция снизит риск распространения вируса, а журнал обязательно потребуют проверяющие. 

Не забудьте про обеззараживатели воздуха. Они должны охватывать всю площадь офиса или магазина, — их наличие инспекторы проверят в первую очередь. 

Специальные рекомендации Роспотребнадзора действуют для общепита, для салонов красоты и для химчисток. Специальные рекомендации предусматривают дополнительные требования, такие как использование на предприятиях общепита посудомоечных машин с дезинфицирующим эффектом, либо ручную дезинфекцию посуды и столовых приборов. 

Кстати, Роспотребнадзор не обязывает, а «рекомендует». Но лучше строго придерживаться их рекомендаций. Это защитит от штрафов и приостановки деятельности. 

Обслуживание покупателей без масок

За что штрафуют. На территории страны действует перчаточно-масочный режим для покупателей. И если перчатки разрешено заменять антисептиками для рук, то ношение масок обязательно. 

Если сотрудник магазина продаст товар клиенту без маски, владельца магазина могут оштрафовать по ст. 20.6.1 КоАП: ИП — от 30 тыс. руб., юрлицо — от 100 тыс. руб. 

Как избежать. Согласно рекомендациям Минпромторга и письму Роспотребнадзора от 20.05.2020, сотрудник магазина имеет право отказать в обслуживании покупателю без маски. Кассир может посоветовать купить маску на месте, есть они есть в продаже. Если масок в продаже нет или покупатель отказывается её купить, кассир не должен отпускать ему товар. 

В ответ на возмущения покупателя следует вызывать полицию. Но возмущений обычно не бывает: покупатель ведь понимает, что полиция оштрафует за отсутствие маски не магазин, а лично его. 

Непредставление расчёта по страховым взносам (РСВ)

За что штрафуют. Юрлица и ИП, выплачивающие зарплаты сотрудникам, обязаны ежеквартально сдавать расчёты по страховым взносам. РСВ должен быть подан до 30 числа месяца, идущего за отчётным кварталом. 

Если предприниматель какое-то время вообще не вёл деятельность или не платил зарплаты работникам, это не освобождает его от необходимости сдавать нулевой РСВ. Такова позиция ФНС и Минфина. 

Непредставление РСВ по итогам квартала влечет наложение штрафа минимально от 1 тыс. руб.

Как избежать. Если платите зарплаты и прочие вознаграждения сотрудникам, подавайте расчёт по страховым взносам каждый квартал. Ближайшая дата подачи РСВ за второй квартал — до 30 июля 2020 года. Воспользуйтесь формой РСВ из приложения к Приказу ФНС от 18.09.2019. Там же можно посмотреть требования к заполнению формы. 

Если не работали в апреле, мае и июне или не платили зарплаты работникам, не забудьте сдать нулевой РСВ. В этом случае необходимо заполнить только титульный лист, раздел 1 и раздел 3 с прочерками и нулями.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *