Последствия введения режима чп в рф

Действительно ли государство не вводит режим ЧС потому, что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу? И что на самом деле произойдет, если объявят режим ЧС?

«Кубань 24 предлагает вашему вниманию разбор ситуации юристом Иваном Денисовым, опубликованный в издании «Т—Ж».

Все свои утверждения и выводы автор подкрепляет ссылками на нормативные  документы. Читайте. Думайте. Не поддавайтесь на провокации в соцсетях.

Что пишут в соцсетях?

Руководитель известной правозащитной организации на своей странице в Фейсбуке написал, что государство в России не объявляет карантин, режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, потому что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу. А якобы по всем законам государство такое возмещение гарантирует.

Чтобы обосновать свое мнение этот правозащитник привел ссылки на три пункта разных законов. Разберу каждый из них — так вы поймете, что в обязательствах государства не все просто.

Сначала правозащитник ссылается на статью 9 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».  Сразу отмечу, что этот закон вообще никак не относится к ЧС и применяется как во время чрезвычайной ситуации, так и без нее.

Правозащитник пишет, что индивидуальные предприниматели и юрлица имеют право на полное возмещение вреда, который причинен их имуществу в результате санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Николая Хижняка, «Кубань 24»

Этот тезис действительно есть в законе, но с оговоркой: предприниматели и компании вправе возместить вред в полном объеме, только если его нанесли граждане, другие ИП или компании, проводившие санитарно-противоэпидемические мероприятия. Государство же не несет ответственности за меры, которые принимали граждане, ИП или организации.

Допустим, организация «А» заказала дезинфекцию своего офиса силами организации «Б». «Б» провела дезинфекцию, но допустила нарушения в работе, из-за чего пострадало имущество «А». В этом случае возмещать вред будет организация «Б», которая проводила дезинфекцию, но никак не государство. (по п. 3 ст. 29 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)

Государство по общему правилу обязано возместить ущерб, если его действия будут признаны незаконными. Но это еще нужно доказать в суде, что может быть очень непросто.  (ст. 1069 ГК РФ)

А ущерб от правомерных действий государство возмещает только по отдельным законам. Например, выплачивает компенсации гражданам и компаниям, ущерб которым причинен в результате пресечения террористического акта, а также возмещает ущерб при изъятии земельного участка для государственных нужд.

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Алексея Есикова, «Кубань 24»

Далее правозащитник ссылается на пункт 1 статьи 24 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пишет, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС — это обязательство Российской Федерации.

Этот пункт закона не имеет никакого отношения к обязанности государства возмещать гражданам и бизнесу какой-либо ущерб или убытки. Даже наоборот: в следующем же пункте этого закона говорится, что организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил, что из закона о защите от чрезвычайных ситуаций не следует, что мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их устранению финансируются исключительно за счет муниципальных образований. Это значит, что бизнес участвует в ликвидации ЧС за счет собственных средств. (Дело № А75-5046/2015)

В заключение правозащитник ссылается на статью 29 закона «О чрезвычайном положении»: лицам, которые пострадали в результате обстоятельств для введения ЧП или в связи с мерами по их устранению или ликвидации последствий, возмещается материальный ущерб.

Эта норма действует, только если в стране введут чрезвычайное положение. Это особый режим, во время действия которого конституционные права граждан сильно ограничиваются.

Режим ЧП более жесткий по сравнению с режимом ЧС. Если РФ вводит режим ЧП, то уведомляет об этом ООН и Совет Европы, а также государства, с которыми у России есть общие границы. (ст.

37, 38 закона «О чрезвычайном положении»).

В России ЧП на общефедеральном уровне никогда не вводилось, а на региональном уровне — только в Ингушетии и Северной Осетии. Последний раз режим ЧП действовал в Москве в 1993 году — после разгона Верховного Совета.

Получается, что в растиражированном соцсетями мнении юриста-правозащитника есть существенные нестыковки.

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Николая Хижняка, «Кубань 24»

Что такое режим ЧС на самом деле?

  • В соцсетях и СМИ утверждают, что режим ЧС позволит бизнесу не исполнять свои обязанности по договорам, а гражданам — не платить по кредитам.
  • Одни говорят, что в случае ЧС государство должно выплатить кредиты народу.
  • Другие — что при ЧС не нужно платить коммуналку, налоги и кредиты.

Третьи утверждают, что еще можно не платить зарплату, а государство возьмет на себя какое-то обеспечение.

Видимо, обеспечение всех граждан РФ новыми айфонами.

На самом деле это не так.

Режим ЧС — это особый правовой режим, который вводится для защиты граждан, имущества и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемий. (Закон «О защите населения и территорий от ЧС…»)

Режим ЧС вводили в отдельных субъектах РФ в связи с лесными пожарами или наводнениями. Например, весной 2019 года из-за лесных пожаров режим ЧС был введен в Забайкальском крае, а летом 2019 года — в Иркутской области в связи с затоплением населенных пунктов.

В марте 2020 года в некоторых городах России был введен режим ЧС в связи с пандемией коронавируса. Например, в Элисте, столице Калмыкии, и в Абакане — столице Хакасии.

В правовых актах о введении режима ЧС нет ни одного указания, что при ЧС граждане вправе не платить налоги, коммуналку и кредиты, а бизнес — не исполнять свои договорные обязательства. Откуда появилась идея, что при ЧС все обязанности аннулируются,  непонятно.

  1. Если очень упрощать, режим ЧС позволяет задействовать все силы для борьбы с чрезвычайной ситуацией, чтобы своевременно реагировать и минимизировать ущерб.
  2. Для ликвидации ЧС при этом привлекаются не только силы и средства государства — могут также задействовать обычных граждан и организации.
  3. Поэтому при введении режима ЧС у граждан и организаций, наоборот, появляются дополнительные обязанности. (Правила поведения граждан и организаций при введении режима повышенной готовности или ЧС)

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Николая Хижняка, «Кубань 24»

Обязанности для организаций

При введении режима ЧС организации должны за счет собственных средств:

При ЧС государство также вправе определять порядок использования транспортных средств и иного имущества организаций. При этом законодательство не уточняет, как и в каких случаях это возможно. (ст. 4.1 закона «О защите населения и территорий от ЧС…»)

Как мне кажется, ни один предприниматель такого не захочет.

Ограничения для граждан

При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения. Голосование на выборах и референдумах могут отложить.

Кроме того:

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Алексея Есикова, «Кубань 24»

Ограничения для работников

Введение ЧС может ухудшить положение работников. Ограничения прямо предусмотрены трудовым кодексом на случай чрезвычайных обстоятельств и эпидемий.

Вот, например, какие последствия режима ЧС могут ждать наемных работников:

      • — Временный перевод на другую работу без согласия работника на срок до одного месяца. (ст. 72.2 ТК РФ),
      • — Прекращение трудового договора в связи с эпидемией. (ст 83 ТК РФ),
      • — Сверхурочная работа с письменного согласия работника. (ст  99 ТК РФ),
      • — Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без согласия работника. (ст. 113 ТК РФ),
      • — Режим простоя с выплатой не менее ⅔ оклада. (ст 157 ТК РФ)

Как видно, несмотря на ярые призывы в соцсетях ввести ЧС, не все граждане понимают, что этот режим означает на самом деле и какие последствия он влечет.

В законах нет указания на обязанность государства покрыть все расходы, убытки и издержки организаций и граждан во время ЧС.

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Алексея Есикова, «Кубань 24»

Может ли режим ЧС помочь предпринимателям?

Предприниматели рассказывают, что режим ЧС позволит им не платить арендную плату. Но они заблуждаются, если считают, что ЧС аннулирует договоры аренды или дает право не платить по ним.

Как мне кажется, предприниматели путают режим ЧС и форс-мажор.

Форс-мажор — это чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство, из-за которого невозможно исполнить обязательства. ст. 401 ГК РФ

Условия о форс-мажоре содержатся практически в каждом договоре. При форс-мажоре должник освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Но исполнять обязанности по договору все равно нужно: они не отменяются, а только откладываются до того момента, когда форс-мажор закончится. п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7

В законодательстве нет перечня форс-мажорных обстоятельств. Стороны определяют их сами и закрепляют в договоре. Форс-мажор не начинает действовать автоматически. Одной из сторон договора необходимо уведомить другую о форс-мажоре, представить доказательства его наступления и доказать, что между форс-мажором и сложностью в исполнении договора есть прямая причинно-следственная связь.

При этом если в договоре не установлено, что режим ЧС является форс-мажором, то даже при введении ЧС предприниматель обязан будет исполнять договор в полном объеме.

Читайте также:  Выдача дубликата исполнительного листа

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Алексея Есикова, «Кубань 24»

Чтобы объявить ситуацию форс-мажорной, необязательно вводить режим ЧС. Пандемию коронавируса уже признали обстоятельством непреодолимой силы Торгово-промышленная палата РФ, Федеральная антимонопольная служба и Минфин.

Сертификат ТПП РФ о форс-мажоре позволяет российским предпринимателям освободиться от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров с иностранными партнерами.

Организации, которые занимаются закупками для государственных нужд, могут проводить закупки для профилактики, предупреждения и ликвидации коронавирусной инфекции у единственного поставщика. (п. 9 ч. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе»)

Другие предприниматели также могут попробовать подтвердить форс-мажор, если сошлются на документы ТПП, ФАС и Минфина.

Отдельные регионы РФ, в том числе Москва, также признали пандемию форс-мажором. Это поможет предпринимателям договориться со своими партнерами об отсрочке исполнения обязательств по договорам. (Регионы РФ, которые признали пандемию форс-мажором).

Введение режима ЧС не позволит абсолютно всем предпринимателям не исполнять договоры или снизить размер арендных платежей.

 Но предприниматели могут избежать или минимизировать свою ответственность и без режима ЧС, если в их регионах местные власти официально объявят ситуацию форс-мажором или сами предприниматели смогут договориться со своими партнерами. Главное при этом — закрепить все договоренности на бумаге.

Государство вводит меры поддержки предпринимателей даже без режима ЧС. Например, арендаторы, которые работают в пострадавших от пандемии коронавируса отраслях, получили по ст. 19 закона № 98-ФЗ дополнительные права:

      • — Право на отсрочку по уплате арендной платы.
      • — Право по соглашению с арендодателем изменять размер арендной платы в любое время в течение 2020 года.
      • — Право требовать уменьшить арендную плату за 2020 год в связи с невозможностью использовать помещение.

Последствия введения режима ЧП в РФ

Фото Екатерины Лызловой, «Кубань 24»

Что в итоге?

Если не поддаваться панике и хайпу, а разобраться в деталях, то введение режима ЧС, о котором так просят в соцсетях и петициях, не станет панацеей.

Помните:

      • — Режим ЧС не отменяет обязанность граждан платить налоги, кредиты и за услуги ЖКХ, а организаций — выплачивать зарплату и налоги.
      • — Режим ЧС не расторгает договоры — их все равно нужно исполнять.
      • — При ЧС государство не берет на себя обязанность покрыть абсолютно все убытки и издержки бизнеса и граждан.
      • — Режим ЧС может ухудшить положение работников: работодатели вправе расторгнуть трудовой договор, заставить работать сверхурочно и в выходные дни или отправить в простой.
      • — Форс-мажор может быть признан и без введения ЧС. Он отсрочит исполнение договоров и освободит от договорных санкций.
      • — Даже режим ЧС не позволит списывать любое неисполнение договора на форс-мажор.
      • — При режиме ЧС конституционные права ограничиваются, а у граждан и организаций появляются дополнительные обязательства.

Полную версию статьи читайте в издании «Тиньков Журнал».

Чрезвычайное и полномочное

Правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект о наделении кабинета министров правом вводить на всей территории страны режим чрезвычайной ситуации, в том числе при возникновении эпидемий.

Сейчас этот режим вводится решением правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на федеральном уровне или решением региональных и местных властей на отдельных территориях.

Президент при возникновении чрезвычайной ситуации общенационального масштаба может ввести чрезвычайное положение.

Как говорится в пояснительной записке к внесенному правительством законопроекту, он «разработан с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».

В федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» добавляется новое основание для введения режима чрезвычайной ситуации — «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих».

До сих пор такое основание для введения ЧС в законе отсутствовало.

Кроме того, документ предлагает наделить правительство правом введения режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части.

В случае принятия законопроекта кабмин получит право на установление правил, обязательных для исполнения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Также правительство сможет координировать работу единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Согласно законопроекту, режим ЧС, вводимый из-за распространения опасного заболевания, позволит правительству на срок не более чем на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю лекарствами по списку, который оно само и составит.

Регулировать обращение с особо важными препаратами тоже будет федеральная исполнительная власть. Правительство также получит право на введение моратория на возбуждение дел о банкротстве и на осуществление мер по поддержке туроператоров.

Сейчас по закону существует три режима функционирования органов госуправления и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации), режим повышенной готовности (если такая угроза существует) и непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

Вводить режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации на всей территории страны сейчас может только правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которую возглавляет глава МЧС Евгений Зиничев, а в регионах — руководители региональных и местных властей на отдельных территориях.

Право ввести режим чрезвычайного положения есть только у президента. Оно регулируется федеральным конституционным законом. В нем есть два основных перечня оснований для его введения. Один включает в себя попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, вооруженного мятежа и т. д. Второй как раз касается чрезвычайных ситуаций иного характера.

В рамках ЧП могут быть ограничены конституционные права и свободы граждан, на территориях, где вводится ЧП, не проводятся выборы и референдумы. Президент может назначить коменданта для зоны ЧП или ввести временное специальное управление. Для всей страны режим ЧП может быть введен на 30 дней, для отдельных территорий — на 60 дней, а затем, в случае необходимости, продлен.

Продлять режим ЧП можно неограниченное число раз.

Как сообщил “Ъ” источник в силовых структурах, возложение ответственности за введение режима ЧС непосредственно на правительство «повышает уровень ответственности за принимаемые решения и увеличивает оперативность решения вопросов».

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») заявил “Ъ”, что «идет полное переформатирование значимости мероприятий в рамках ЧС. Мы столкнулись с пандемией. В такой ситуации правительство должно устанавливать правила игры».

Напомним, что в среду, 25 марта президент Владимир Путин обратился к нации и объявил «длинные выходные» с 28 марта по 5 апреля. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в России нет эпидемии коронавируса и нет необходимости вводить режим ЧС.

5 марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ о введении режима повышенной готовности на территории Москвы из-за опасности распространения коронавирусной инфекции.

По данным на 26 марта, число зарегистрированных случаев заболевания в РФ достигло 840, из них 182 за последние сутки, 2 человека умерли.

Последствия введения режима ЧП в РФ

Пока рано считать, что новые, более жесткие ограничения не последуют, считает глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: все зависит от того, получится ли удержать эпидемическую ситуацию в рамках реализуемого государством «плана А» — сдерживание распространения вируса и локализация очагов. Важно будет оценить динамику заболевания по итогам объявленной президентом «каникулярной недели», считает господин Бадовский.

По мнению политолога Александра Пожалова, последствия карантинных мер «наносят мгновенный удар по финансовой системе, деловым операциям, выросшей в последние годы «экономике потребления» и «экономике услуг», при этом развитие ситуации с коронавирусом пока не прогнозируемо. В этих условиях властям потребуется реагировать на вызовы быстрей, чем это было в предыдущие кризисы 2014–2015 года или 2008–2009 года». Кабинет министров Михаила Мишустина становится «штабом по реализации антикризисных мер», считает эксперт.

Директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что общенациональный режим чрезвычайной ситуации предполагает более широкий спектр полномочий силовиков.

По его мнению, ЧС фактически вводится «в ползучем режиме», чтобы не создавать панику, но «к 15–20 апреля мы будем иметь полноценный режим чрезвычайной ситуации».

Глава аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова напоминает, что ЧС, по общему правилу, считается форс-мажором, особенно если власти это прямо оговаривают при его введении.

Форс-мажор означает невозможность исполнения обязательства и освобождение от ответственности, то есть от санкций за неисполнение, но не допускает неосновательного обогащения.

Как форс-мажор применяется к конкретному договору, в случае разногласий может решить суд, но работа судов в России приостановлена в связи с распространением коронавируса.

Ксения Веретенникова, Андрей Винокуров

Последствия введения режима ЧП в РФ

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Закон о чрезвычайной ситуации депутаты приняли без вопросов — МК

Госдума без вопросов и обсуждения приняла во всех трех чтениях законы из «противовирусного» пакета. Субъекты РФ, в том числе Москва, получили законное право вводить на своей территории особые правила поведения в условиях «режима повышенной готовности» или чрезвычайной ситуации. А за нарушение этих правил — нещадно штрафовать.

Читайте также:  Подрядчик нарушил договор. что поможет получить оплату по банковской гарантии

Заседание продолжалось меньше трех часов, а в зале по уважительным причинам (больничный, самоизоляция, преклонный возраст и прочие обстоятельства) не хватало 124-х депутатов.

Накануне на Совете Думы решили: «противоэпидемический» пакет из нескольких инициатив, часть из которых была внесена от имени правительства, а часть — от имени депутатов или оформлена поправками к давно находящимся в Госдуме на рассмотрении законопроектам на другие темы, рассматривается без лишних слов.

Доклады были предельно краткими, вопросы не задавались, попытки выступить вежливо пресекались спикером Вячеславом Володиным, который ссылался на решение руководства всех фракций. Многие поправки к законопроектам раздавались прямо в зале и принимались буквально «с колес».

«МК» уже писал о том, что один из правительственных законопроектов расширяет и уточненяет полномочия кабинета министров.

В действующем законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» перечень причин, оправдывающих введение режима чрезвычайной ситуации, дополняется ещё одной: «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих».

При наличии такой угрозы правительство сможет вводить режим ЧС или менее жесткий режим повышенной готовности на всей территории страны либо на её части — и устанавливать особые правила поведения, которые все россияне обязаны выполнять. 

Читайте материал «Что такое режим ЧС в России»

Нарушителей этих правил будут наказывать по новой статье Кодекса об административных правонарушениях под номером 20.6.1 — соответствующий закон тоже принят во вторник. Эта статья обещает гражданам штраф от 1 до 30 тысяч рублей.

  • Если ослушалось должностное лицо или индивидуальный предприниматель — его карман опустеет на 30-50 тысяч рублей, а бюджет организации — на 100-300 тысяч рублей.
  • Если же в результате нарушения установленных на федеральном уровне в условиях эпидемии правил причинен вред здоровью или чьему-то имуществу — штрафы вырастают в несколько раз: для граждан, к примеру, они составят от 15 до 50 тысяч рублей.
  • Но, так как правительство режим ЧС или режим повышенной готовности в России пока не вводило и общефедеральных правил не устанавливало (всё может быть впереди), а особые режимы и связанные с ними запреты ввели сначала Москва и Московская область, а за ними — и многие другие субъекты РФ, использовать новую статью КоАП для наказания не желающих выполнять региональные ограничения на передвижение и виды деятельности было бы нельзя.

Было бы нельзя — если бы ко второму чтению в закон о ЧС не внесли несколько поправок. Субъекты РФ в случае введения в регионе или в стране режима повышенной готовности или ЧС, получили право устанавливать региональные правила — «с учетом особенностей чрезвычайной ситуации» на своей территории. Эти правила не должны противоречить общероссийским, установленным правительством.

А в КоАП в последний момент внесли две поправки, подписанные депутатом от Москвы Ириной Белых («ЕР»). Они наделяют власти субъектов РФ правом до 31 декабря 2020 года самим составлять перечень должностных лиц региона, которые будут составлять протоколы о нарушении региональных правил в условиях эпидемии.

В общем, для москвичей и жителей других самоизолировавшихся регионов пренебрегать угрозой приличного штрафа за нарушение режима или правил передвижения было бы чрезмерным легкомыслием.

Регионы, кстати, вправе вводить своими законами и дополнительные наказания. Но они должны вписываться в рамки, установленные федеральным КоАПом.

«Да, законодательное регулирование на федеральном уровне в условиях эпидемии несколько отстает от регулирования мегаполисов»,- признал глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Отстает — но догоняет.

Что касается нарушителей установленного федеральным Роспотребнадзором или региональными его подразделениями карантина или других санитарно-гигиенических требований — для них есть «старая», но ставшая сейчас куда более суровой статья 6.3 КоАП. Тем, кто нарушил введенные предписания о двухнедельном карантине по возвращении из-за границы, или болен коронавирусом в легкой форме и должен сидеть дома, но не сидит, обещан штраф в 15-40 тысяч рублей…

Важная деталь: уточняя закон о ЧС, власти фактически приблизили этот режим к режиму чрезвычайного положения. А именно: допустили, что на территории, где введен режим повышенной готовности или ЧС, возможен перенос выборов разного уровня или референдумов. Ранее такое допускалось лишь в условиях ЧП. 

Андрей Прокофьев: Правовая «вируспруденция»: почему не вводят режим ЧС?

Российская власть называет сложившиеся из-за пандемии обстоятельства чем угодно — «ситуацией», «самоизоляцией», «карантином». И задает правила игры, не «включая» режим чрезвычайной ситуации. 

Публично называть текущие условия можно как угодно. Но, с точки зрения права, поведение властей выглядит странным: основополагающие конституционные свободы — например, право на свободу передвижения, собраний, пребывания и жительства — ограничены. Государство не снимает с бизнеса обязательств — только откладывает, без дополнительной поддержки.

В юридическом сообществе процесс нормотворчества в ходе пандемии окрестили «вируспруденцией». Вместо того чтобы использовать действующее законодательство, власти прокладывают обходной путь, который противоречит действующим нормам.

Как должно было быть

В России на случай пандемии и иных напастей существовала довольно четкая система правового регулирования мер, которые могут быть предприняты властями.

Режим чрезвычайного положения (ЧП) — самый жесткий. Он даже отдельно определен Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении». Конституционным — потому что предусматривает «ограничения прав и свобод с указанием пределов их действия».

Вводить ЧП может только президент с одобрения Совета Федерации. В указе о ЧП глава государства должен объяснить причины его введения (дела где-то должны быть совсем плохи), территорию действия, особые полномочия и ограничиваемые права, а также срок их ограничения.

Это может быть запрет собраний, свободы передвижения, введение карантина и некоторые другие.

Еще одна важная деталь — 29-я статья закона, которая предусматривает и выплаты мобилизованным на ликвидацию ЧП, и компенсации пострадавшим от ликвидации ЧП — как гражданам, так и компаниям. 

Режим чрезвычайной ситуации. Определен Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот режим могут вводить региональные власти.

Он не предусматривает ограничения прав и свобод (если не считать свободой желание гражданина оказаться в эпицентре пожара или поехать в зону наводнения).

В чрезвычайной ситуации работают профессионалы по особому алгоритму, и она не затрагивает остальные сферы жизни людей и работы госорганов. 

Режим повышенной готовности. Это часть Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Суть — в особых действиях особых органов (МЧС и, возможно, других организаций), которые должны быть готовы к защите граждан от чрезвычайной ситуации. Граждан в этом случае никто не трогает, разве что информирует. 

До 1 апреля никакой ответственности простых людей за нарушение режима не было. Наказывали только тех, кто должен эти ситуации предотвращать, а граждан — защищать.

Также смотрите материал «Режим повышенной готовности, ЧС, чрезвычайное положение. В чем разница?».

Двоих жителей Туапсе оштрафовали на 15 тысяч за отсутствие разрешений на выход из дома. Правда, пропуска стали обязательными для жителей города только на следующий день, 3 апреля, пишет «Кавказский узел».

Почему в России до сих пор не объявили режим чрезвычайной ситуации — и как его будут вводить в ближайшее время — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Несмотря на эпидемию коронавируса, правительственная комиссия под руководством главы МЧС не стала вводить в России режим чрезвычайной ситуации.

Формально это может быть связано с тем, что слова «эпидемия» нет среди законных причин объявления ЧС; неформально — с нерешительностью руководителя комиссии Евгения Зиничева.

В итоге парламент очень быстро изменил закон о чрезвычайных ситуациях — после того, как документ подпишет президент, решение по поводу ЧС может быть принято самим правительством.

На подпись президенту поступил спешно принятый парламентом закон, наделяющий правительство правом вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС) на всей территории России или в некоторых регионах.

До этого вводить его на федеральном уровне могла только правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС — ей руководит глава МЧС Евгений Зиничев. Эта же структура координировала работу единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Теперь правительство сможет забрать себе и эти полномочия комиссии.

И, что очень важно, список причин для объявления чрезвычайной ситуации дополнен новым пунктом: распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.

«Для [режима] ЧС существует достаточно понятная нормативно-правовая база и главное — единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), в которой участвуют все ведомства — от Минздрава и МВД до Минтранса и Роспотребнадзора.

Но этот механизм не запущен, — говорит источник „Медузы“ в МЧС.

— Вместо этого борьбу с пандемией в России параллельно координируют самые разные структуры: оперативный штаб [вице-премьера Татьяны] Голиковой, рабочая группа Госсовета под руководством [мэра Москвы Сергея] Собянина… Выглядит это как хаос».

В России существует несколько режимов защиты населения от ЧС: повседневный, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.

Последний часто путают с режимом чрезвычайного положения, который вводится президентом на основании отдельного закона — как самая крайняя мера, ограничивающая конституционные права граждан.

Режим ЧС допускает лишь ограничения, направленные непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан. На отдельных территориях он вводится регулярно, например, во время паводков или лесных пожаров.

Читайте также:  Сми: долги по кредитам будут взыскивать без суда и следствия

Чего не хватало в старом законе?

В прежнем законе эпидемия не была прямо указана среди оснований для объявления чрезвычайной ситуации, поэтому и применимость режима ЧС к нынешней обстановке в России не выглядела однозначной.

В правительстве посчитали неочевидным, что пандемия коронавируса может трактоваться как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Сейчас специальное положение правительства классифицирует ЧС не по его происхождению (землетрясение, авария, пожары или гибель сельскохозяйственных растений), а по масштабам бедствия, основные критерии которых — число пострадавших или экономический ущерб.

«Для меня очевидно: то, что происходит сейчас, — ЧС биолого-социального характера. Именно так эпидемии, и вспышки опасных инфекционных заболеваний классифицируются в издаваемых МЧС ежегодных государственных докладах о состоянии защиты населения и территорий от ЧС», — говорит «Медузе» специалист одного из научных учреждений МЧС, пожелавший остаться анонимным.

По его словам, определенные пробелы в законодательстве о чрезвычайных ситуациях давно обсуждаются в профессиональном сообществе, но они никак не ограничивают применение режима ЧС к любым бедствиям, угрожающим человеческими жертвами и значительным материальным ущербом. Например, в государственном докладе МЧС за 2016 год к «ЧС биолого-социального характера» отнесли вспышку сибирской язвы в Ямало-Ненецком автономном округе.

Это значит, что для предотвращения тяжелых последствий эпидемии коронавируса власти России и без изменения закона могли использовать силы и средства гражданской обороны, а также межведомственную систему предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Но она не была задействована в первую очередь из-за отсутствия инициативы у руководства МЧС, уверяют источники «Медузы» в ведомстве, в том числе близкие к его руководству. 

В составе правительственной комиссии по ЧС помимо главы МЧС Зиничева и его заместителей — представители (в основном в ранге замруководителей или начальников управлений) Роспотребнадзора, Федерального медико-биологического агентства, Росрезерва, МВД, Росгвардии, Минобороны, ФСО, а также Минсвязи, Миннауки, Минприроды, Минэнерго, Минпромторга, Минсельхоза, Росгидромета, Росатома, Роскосмоса, Росрыболовства, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Ространснадзора, Росавтодора, Госдумы и Торгово-промышленной палаты.

На региональном уровне комиссии по ЧС возглавляют губернаторы, а в их состав входят представители территориальных органов соответствующих ведомств. Режим ЧС или повышенной готовности к ЧС на своем уровне может объявить губернатор (в соответствии с региональным законом, который как правило копирует федеральный) или орган местного самоуправления.

Почему не используются возможности гражданской обороны?

«У нас десять спасательных воинских формирований [спасательных центров, входящих в МЧС] численностью больше семи тысяч человек — бывшие войска гражданской обороны, с комплектами средств индивидуальной защиты, специальной техникой для дезинфекции, санобработки и всем необходимым.

Два из этих центров — Тульский и Ногинский — в Центральном федеральном округе. Есть пять авиационно-спасательных центров, готовых перебросить остальные восемь спасательных формирований и любые другие силы и средства туда, куда это будет необходимо», — рассказывает собеседник «Медузы» в МЧС.

Он добавляет, что спасательные формирования должны бороться с эпидемиями — в соответствии с федеральным законом «О гражданской обороне» и положением об этих формированиях, утвержденным указом президента.

Финансирование на эти цели уже предусмотрено в бюджете.

«Более того, установлена ответственность должностных лиц за бездействие, есть готовность и понимание, что надо делать, у специалистов и руководителей — но нет решения министерства», — добавляет источник.

В законе «О гражданской обороне» и президентском указе о спасательных воинских формированиях действительно указано, что «Деятельность спасательных воинских формирований осуществляется в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ». 

Судя по ответу пресс-службы МЧС на вопросы «Медузы», пока были только уточнены планы «приведения спасательных воинских формирований в готовность к действиям по предназначению».

Кроме того, среди задач гражданской обороны в законе перечислены: предоставление обычным людям средств индивидуальной и коллективной защиты, оповещение об опасностях в связи с ЧС, первоочередное жизнеобеспечение тех, кто пострадал при ЧС — а также санитарная обработка гражданских, обеззараживание зданий, сооружений, транспорта и техники. На региональные власти этим же законом возлагается, например, обязанность создавать запасы еды и медицинских средств индивидуальной защиты.

Эти резервы уже есть, следует из ответа МЧС на вопросы «Медузы». «На территории Российской Федерации созданы резервы материальных ресурсов на различных уровнях управления, — сообщила пресс-служба МЧС.

— Они включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы».

МЧС — постоянно функционирующая часть большой системы реагирования на чрезвычайные ситуации, которая объединяет все существующие в стране ресурсы для предотвращения и ликвидации ЧС. Эта система — РСЧС — работает на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровне — иначе говоря, от уровня президента и правительства вплоть до конкретных предприятий и организаций.

Повседневным управлением РСЧС на федеральном уровне занимается подчиненный МЧС Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), на региональном — центры управления в кризисных ситуациях при управлениях МЧС в регионах.

Согласно положению об РСЧС, за свои «подсистемы» в ней отвечают почти все федеральные ведомства, включая Минздрав, Минтруд, Минкомсвязи, Минтранс, Минобрнауки, Роспотребнадзор, Росрезерв, Минобороны, МВД и Росгвардию.

Вооруженные силы и другие воинские формирования привлекаются к ЧС в порядке, определяемом президентом России.

Силы и средства МВД — в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими нормативно-правовыми актами.

Отдельным постановлением правительства регулируется перечень сил и средств постоянной готовности для РСЧС.

Туда, среди прочего, входят силы и средства всех государственных структур, необходимые для контроля над санитарно-эпидемиологической обстановкой, карантинного контроля, социально-гигиенического мониторинга, защиты населения от инфекционных болезней, а также общественной безопасности во время ЧС.

Среди структур постоянной готовности в рамках РСЧС — Центр экстренной психологической помощи, специально выделенные структуры Минздрава и ведомственной медицины, Росгидромета, Минкомсвязи, Минприроды, Россельхознадзора, Росприроднадзора, а также Роспотребнадзора, включая московский «Противочумный центр», специализированные противоэпидемиологические бригады «Российского научно-исследовательского противочумного института „Микроб“» в Саратове, бригады волгоградского, ростовского, ставропольского и иркутского противочумных НИИ, научный центр прикладной микробиологии в подмосковном Оболенске и, наконец, центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в поселке Кольцово Новосибирской области, где сейчас занимаются тестированием анализов заболевших на предмет наличия коронавируса.

Согласно действующему положению об РСЧС, после назначения правительственной комиссией руководителя ликвидации ЧС (как правило, это тот же человек, что и руководитель комиссии) в его распоряжение передается инфраструктура Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) или регионального ЦУКС, на базе которых создаются оперативные штабы по ликвидации ЧС.

«НЦУКС — или на нашем сленге „Стакан“ — высотное здание со стеклянным фасадом по адресу Ватутина, дом 1, на разных этажах которого помимо всех структур — кабинеты основных заместителей министра, но на них нет даже табличек с именами и должностями, на случай если потребуется организовать рабочее место для кого-то из высших должностных лиц других органов власти или даже самого президента. Были и такие случаи», — рассказывает собеседник «Медузы» в МЧС.

Закон возлагает на МЧС ответственность за планирование действий органов власти на случай ЧС, подготовку гражданских к ЧС, руководство созданием и хранением резервов для ликвидации ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий. Кроме того, на МЧС возлагается обязанность ведения статистики о ЧС.

Приказом МЧС установлен порядок применения дополнительных мер по защите населения от ЧС, который позволяет ограничивать доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территории, где есть угроза ее возникновения, разбронировать резервы, определять порядок использования транспорта, средств связи и оповещения, а также иного имущества госорганов, приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности ее работников и других граждан на ее территории — и осуществлять другие меры, не ограничивающие прав и свобод и направленные на защиту населения. Такие меры на федеральном и региональном уровне предпринимаются по предложению комиссии по ЧС. Решение в этом случае должно содержать перечень дополнительных мер, границы территории и сроки, в пределах которых они реализуются, а также сведения о привлекаемых силах и средствах и порядке управления ими. Все это «оформляется соответствующим правовым актом».

Отказ от ЧС — это позиция министра?

При этом спасательные войска — лишь малая часть возможностей, которые могли бы быть задействованы МЧС для борьбы с эпидемией и ее последствиями, уточняет собеседник «Медузы». 

Но отсутствие инициативы со стороны МЧС — принципиальная позиция министра по чрезвычайным ситуациям Евгения Зиничева, уверяет другой собеседник «Медузы», близкий к руководству МЧС. «Мы исполнители», — резюмирует он основной тезис министра — для тех, кто предлагает МЧС самому инициировать мероприятия по противодействию эпидемии.

Одно из двух публичных высказываний Зиничева о ситуации с коронавирусом — опубликованный на сайте МЧС призыв министра соблюдать правила пожарной безопасности «в период предстоящей нерабочей недели».

«Учитывая тот факт, что многие из вас будут проводить свой вынужденный отпуск за пределами города, на дачных участках, прошу вас воздержаться от разведения открытого огня при уборке приусадебных участков и приготовлении пищи», — говорит Зиничев в своем видеообращении, сделанном после официального заявления президента о мерах в связи с эпидемией коронавируса.

Также министр пригласил детей и родителей «в период дистанционного обучения» посетить «виртуальные экспозиции пожарно-технических выставок и онлайн-музеи пожарного дела».

Предыдущее заявление Зиничева по поводу ситуации с COVID-19 было опубликовано на сайте ведомства 27 марта под заголовком «МЧС продолжит свою работу в обычном режиме». В сообщении утверждается, что МЧС «продолжит свое функционирование, несмотря на складывающуюся эпидемиологическую обстановку в стране».

Правительственная комиссия по ЧС под его руководством в плановом режиме собирается ежеквартально.

Последнее заседание состоялось не больше двух недель назад, его темой была подготовка к пожароопасному и паводковому сезонам, говорит источник «Медузы» в министерстве.

 А на официальном сайте правительства в разделе, посвященном комиссии по ЧС, в качестве председателя до сих пор указан давно уже бывший глава МЧС Владимир Пучков.

Правда, пресс-служба МЧС сообщила «Медузе», что еще 24 марта 2020 года по поручению премьер-министра Михаила Мишустина министерство провело межведомственное учение в рамках деятельности той самой РСЧС — единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — «с учетом существующей эпидемиологической обстановки».

«Также сообщаем, что в связи с неблагоприятной ситуацией, вызванной коронавирусной инфекцией, цели и задачи министерства остаются прежними. МЧС России продолжает выполнять работу по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», — заверило «Медузу» министерство.

Максим Солопов

Редактор: Татьяна Лысова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *