Проверка: новые права граждан и предпринимателей

Диана Смирнова, 16/08/2018

Начиная собственное дело, вы, безусловно, понимаете, что вас будут проверять. Но частые проверки и постоянные придирки контролирующих органов могут стать одной из причин закрытия ИП. Кто и как часто имеет право вас проверять?

Больше
всего внимания к себе и своему делу вы почувствуете от налоговой и трудовой
инспекций, Роспотребнадзора и пожарного надзора. Вас также могут проверять
Ростехнадзор, Россельхознадзор, но это лишь в том случае, когда ваш бизнес
входит в их компетенцию.

Проверка: новые права граждан и предпринимателейУ
контролирующих органов, безусловно, есть право вас проверять, но делать это они
обязаны в соответствии с законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…».

Именно
этот закон ограничивает количество возможных плановых проверок вашего бизнеса.
Согласно ему проверять вас могут не чаще одного раза в три года. И это
относится ко всем надзорным органам.

Закон разделил все проверки на плановые и
внеплановые, выездные и документарные,
установил сроки проверок для каждой
контролирующей ИП организации и условия, когда эти сроки можно продлить, а
также указал ситуации, на которые эти требования не распространяются.

Например,
таможенный контроль в своей деятельности опирается не на данный закон, а на
Таможенный кодекс РФ.

За
всеми проверками, согласно данному закону, следит Генеральная прокуратура.

Все
плановые проверки известны заранее, и план этот опубликован на сайте
Генеральной прокуратуры. В данном плане указан месяц, более точно о дате
проверки вас уведомят письменно не позднее, чем за три дня до ее начала. Такой
же график можно найти и на официальных
сайтах контролирующих организаций.

Не
стоит забывать, что проверки могут быть и внеплановые. Чаще всего они связаны с
жалобами, которые на вас могут поступать в тот или иной надзорный орган.

К
вниманию налоговой инспекции готовы все. Также все готовы к тому, что
налоговики будут стараться качественно
выполнять свою работу, то есть взыскивать с вас все налоги по полной программе.
Избежать налоговых проверок невозможно, так как каждый ИП платит налоги.

Налоговые
проверки бывают двух видов: камеральная и выездная. Порядок их прописан в 14
главе Налогового кодекса.

Камеральная
проверка проводится по итогам сданной вам отчетности. Идти может до трех месяцев.
Если у налоговой возникнут вопросы, то вы обязаны будете предоставить требуемые
подтверждающие документы. Если по результатам проверки вам необходимо будет
ликвидировать недоплату, то на это у вас есть 10 дней.

Выездная
проверка — масштабное мероприятие и глобальная проверка вашего бизнеса. Здесь
не только вы будете отвечать на вопросы, но, возможно, будут задействованы
свидетели и понятые. Инвентаризация вашего имущества и выемка документов тоже
возможны. Обычно такая проверка длится не дольше двух месяцев, но если
понадобится встречная проверка, то срок может растянуться.

Повторно
проводить проверку по уже проверенному периоду налоговая не имеет права.

Проверка: новые права граждан и предпринимателей

Трудовая
инспекция проверяет на предмет исполнения Трудового кодекса.

Проверять будут ваши кадровые документы, ваши
трудовые договора с каждым вашим сотрудником, график ваших выплат
заработной платы, отпуска ваших
работников и т.п.

По результатам проверки составляется протокол, в котором указываются нарушения и предписания по их
устранению. За серьезные нарушения может грозить и дисквалификация
руководителя.

Проверка прокуратурой предпринимателя

   В наши дни любые предприятия, компании, организации вынуждают привыкать к постоянным проверкам со стороны надзорных органов.

   Государство, таким образом, учит руководство хозяйствующих субъектов соблюдать все правовые нормы, подчиняться установленным правилам; борется с любыми проявлениями коррупции. Среди всего спектра проверок, выделить хочется, именно прокурорские. Это, совершенно особенный вид контроля.

Хотя бы потому, что любая прокурорская проверка носит надзорный характер  и является реакцией государственного органа на нарушения, о которых стало известно.

Источником мог стать кто угодно, жалоба в прокуратуру на работодателя (по ссылке подробнее о правилах составления и рассмотрения жалобы), даже СМИ.

   У прокуратуры есть полномочия инициировать проверки самостоятельно, без каких-либо обращений. Прокуратура призвана следить за исполнением законодательства  государственными органами,  их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.

   Прокуратура очень немного ограничена в своих правах, а потому, ее проверки относятся к самым непредсказуемым.

Прокурор может обратить внимание на задолженность перед сотрудником, на не соблюдение прав человека, не соблюдение миграционного законодательства, на природоохранные нормы.

К таким проверкам крайне сложно готовиться, потому это единственный вид проверок, у которого просто не прописан четкий регламент.  

   Для прокуратуры прописано лишь 3 основных правила:

  1. нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность компании, можно изучать документацию, относящуюся к правонарушению;
  2. проверка должна быть проведена в течение 30 дней;
  3. установлены формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора, предупреждение.

   В остальном, ограничений для прокурора не существует. С мая 2009 года Генпрокуратура РФ начала выкладывать в общий доступ ежегодный сводный график плановых проверок и размещать его на своем сайте.

Основания для проведения проверки прокуратурой

   Пункт 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.

2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» говорит о том, что основаниями для проверки могут служить письменные или устные обращения граждан, сообщения в СМИ, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, любых организаций, индивидуальных предпринимателей, любых юридических лиц, которые считают, что нарушены чьи-то интересы, совершенны правонарушения, есть признаки несоблюдения законодательства. Помимо этого, основанием для проверки может стать  сообщение от правоохранительных органов или органов контроля.

   Прокурорскую проверку легко можно организовать и по заданию вышестоящей прокуратуры либо проверка может осуществляться  по заранее составленному графику, то есть быть плановой.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, почему юридическое сопровождение выгодно любой фирме не только при проверке со стороны прокурора, пишите свой вопрос в х ролика

Порядок проведения проверки прокуратурой

   Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны хозяйствующего субъекта, то есть, того, кого эта проверка настигла.

   Во время проверки прокурор имеет право беспрепятственно входить в помещении проверяемой организации, после предъявления служебного удостоверения; имеет право получить доступ ко всей документации организации.

Прокурор имеет право задавать вопросы специалистам компании, ее руководству, требовать пояснений.

Если будут найдены нарушения законодательства, то специалисты компании и/или администрация компании будут вызваны в прокуратуру для дачи объяснений.

►Руководителям организаций следует помнить об одном нюансе. Прокурор хоть и должен иметь доступ к любой документации компании, но перечень ее все равно должен ограничиваться основанием проверки.

Например, если проверяется медицинское учреждение по вопросу закупки оборудования, то прокурор никак не может потребовать предоставить статистические данные по пациентам или летальным исходам, то есть истребованная документация должна соотноситься с причиной проверки и не выходить за ее рамки.

Срок прокурорской проверки по жалобе

   Сроки проведения мероприятий  по проверке организации не определены Федеральным законом «О прокуратуре».

Но необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений».

  Также информация о сроках есть в Инструкции  по поводу порядка обращения  и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры, утверждено 17.12.2007г.

►Итак, после обращения граждан, других компаний или СМИ проверку следует провести в течение 30 дней. Если возникнет острая необходимость, то этот срок может быть увеличен еще на 11 дней.

Внеплановая проверка прокуратуры

   Проверка прокуратуры без предупреждения осуществляется на основании ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Основаниями для проведения такой проверки  могут быть: обращения юридических или физических лиц, информация в СМИ, возникновение угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным коллекциям, архивным фондам; наличие фактов нарушения прав потребителей; истечение срока выданного ранее предписания, факт его не исполнения; обращение любого из надзорных органов или вышестоящих организаций.

Как инициировать прокурорскую проверку?

    Чтобы инициировать проверку достаточно обратиться с письменным заявлением в органы прокуратуры, указать основания, по которым следует провести проверку.

Коррупции — нет

Проверка: новые права граждан и предпринимателей

   В наши дни очень сильно возросло число обращений к адвокатам по вопросам, связанным с прокурорскими проверками – это говорит о том, что законным путем решать свои проблемы намного выгоднее, дешевле и явно безопаснее.

Как оспорить предписание прокурора?

   Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.

   Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.

   Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.

Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:

  • наименование и адрес суда, куда подается заявление,
  • наименование и данные заявителя,
  • данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
  • доказательства того, что предписание является незаконным,
  • требование об отмене предписания,
  • при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания
Читайте также:  Лишение водительских прав за долги

   К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.

   Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.

Особенности прокурорской проверки работодателя

   Прокурорская проверка, как правило, проводиться только при серьезных нарушениях работодателем. Прокуратура не может подменять собой иные органы. О проведении прокурорской проверки прокурор чаще всего уведомляет работодателя по телефону.

  •    Для проведения проверки прокурор внимательно изучает жалобу, заявление, смотрит законодательство, регулирующее конкретный вопрос.
  •    В ходе проверки прокурор запрашивает документы, изучает документы работодателя, запрашивает объяснения.
  •    Для проведения отдельных проверок прокурор может привлекать сотрудников органов, которые компетентны в определенных вопросах.
  •    По результатам проверки прокурором может быть вынесено постановление, предостережение, предписание об устранение нарушений, может быть принесен протест.

   Бывают ситуации, что прокуратура на поступившее заявление дает отписку о том, что проведение проверки по заявленному вопросу является компетенцией иных органов, которые прокуратура не может подменять. Однако, такая отписка не всегда является законной и есть смысл написать жалобу в вышестоящую прокуратуру.

   Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» в индивидуальном порядке поможет выбрать наиболее правильную линию поведения и защиты при получении с Вашей стороны предписания или будет защищать вас, как потерпевшего столкнувшегося с произволом в отношении своих прав и законных интересов. 

Отзыв о работе по защите предпринимателей

Проверка: новые права граждан и предпринимателей

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Прокурорские проверки: права и обязанности Предпринимателя

По заданию Генеральной прокуратуры в 3й декаде января 2020 года пошли запросы Операторов связи всех Федеральных округов России о соблюдении законодательства в сфере связи, информации, ИТ, КИИ.

Проверка: новые права граждан и предпринимателей

Точно известно, что проверки Прокуроров прошли уже в Москве, Московской, Калужской, Белгородской, Кемеровской, Кировской, Омской, Московской, Ленинградской областях, Бурятии, Байконуре, Забайкальском и Краснодарском крае, Санкт-Петербургеи Ленинградской области.

Проверки проводятся разными способами: выездная, или запрос документов, или вызов на ковёр (указывается время, когда надо явиться в прокуратуру с пояснениями).

При этом местные прокуроры требуют предоставить сведения (и/или документы) об исполнении законодательства о связи, в том числе законности размещения сети связи, гос.

регистрации объектов связи, установлении тарифов на услуги связи, хранения баз данных об абонентах. Также проверяется использование российского П/О, хранение баз данных.

Если проводится выездная проверка (посещении предпринимателей надзирателями лично), в целях минимизации проблем, следует вести журнал проверок и требовать всех проверяющих расписываться в этом журнале, с указанием подтверждающих документов.

При этом, если с прокурором приходят лица, которые не могут подтвердить полномочия на проведение проверки (например в случае в Краснодарском крае пришел представитель Роскомнадзора), предприниматель вправе не допустить данное лицо в помещение.

В случае, если в ходе проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

По итогам проверки в случае получения прокуратурой материалов о нарушениях в сферах, где функции контроля (надзора) осуществляют иные государственные или муниципальные органы, по требованию прокурора соответствующими органами проводится внеплановая проверка поступившей информации.

Настоящая статья даёт предпринимателям Знание о своих правах, и обязанностях прокуроров:

не стоит давать повод для дополнительных проверок, так как если позволить прокурорам использовать своё служебное положение, по итогам проверки он сможет выявить нарушение, или передать дело другому административному органу, уполномоченному разбирать дела об административных правонарушениях, либо дополнить цели проверки (вынести решение о новой проверке).

То есть, например, при нарушениях в области связи, или не хранении базы персональных данных – по персональным данным (п. 6 ст. 13.

11 КоАП РФ – если хранятся бумажные документы без соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ) дело передаётся в Роскомнадзор.

Статья 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – «ФЗ «О прокуратуре») устанавливает процедурные вопросы:

Пункт 2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки.

Вывод: необходимо всегда смотреть решение о проведении проверки по форме, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2017 N 172. Например, если в целях проверки указано основание проверки: «законодательство в сфере связи, об информации, информационных технологиях и о защите информации», то проверять трудовые отношения нельзя.

Вместе с тем, иногда, прокурор ссылаясь на ст.

22 ФЗ «О прокуратуре»: вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать …представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, установленных законом; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций».

Однако в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»:

«8.4. При осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами.

13. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством

15. … Не допускать факты возложения на … организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных».

Штрафы и незаконные проверки. Как предпринимателю защитить свои права?

 АиФ ВолгоградАиФ Волгоград

Юрист Екатерина Трубихова отмечает, что они вышли за рамки своих полномочий. В ходе проверки специалисты могли запросить сведения только по тем пиджакам, на которых не оказалось ценника, и которые хотел приобрести покупатель. Иван Ставицкий обратился за помощью к юристам и отстоял свои права. Какие еще проблемы могут подстерегать предпринимателей, куда можно пожаловаться на незаконные проверки бизнеса и где можно повысить свою финансовую и юридическую грамотность, выяснил корреспондент «АиФ-Волгоград».

Какими правами обладают предприниматели?

Все права бизнесменов можно поделить на три большие группы. Это имущественные права, то есть связанные с материальными активами. Неимущественные права, связанные, например, с авторским правом, деловой репутацией и т.п. И еще одна группа прав – организационные, к примеру, любой имеет право зарегистрировать ИП и т.д.

Кто может нарушить права предпринимателей?

Бизнесменам нужно предельно серьезно выбирать контрагентов. Довольно часто нарушителями прав предпринимателей становятся именно они.

«Контрагент может устанавливать непомерные штрафы либо предусматривать заранее невыполнимые для коммерсанта условия, касающиеся сроков, порядка реализации и объема обязательств, предусмотренных договором, из-за чего предприниматель может понести финансовые, и имиджевые потери», — отмечает руководитель Волгоградского отделения МОО «Кредитный правозащитник Екатерина Трубихова. Избежать подобных ситуаций можно только тщательно проверяя будущих партнеров и содержание предлагаемых условий сотрудничества до оформления договора. Предпринимателю не стоит заключать сделки, по которым нет 100% уверенности в возможности исполнить их условия. Не стоит закрывать глаза на «неудобные» условия договора на случай наступления непредвиденных ситуаций, надеясь их избежать или «в случае чего» договориться с контрагентом.

«Рассматривая варианты нарушения прав коммерсантов, пожалуй, отдельной категорией стоит выделить банки. Предприниматель по закону считается равноправным участником отношений в финансовой сфере.

Поэтому законодательство РФ не содержит в себе норм, дополнительно закрепляющих права предпринимателей как потребителей финансовых услуг, как, например, для физических лиц закон о потребительском кредите-займе», — отмечает Екатерина Трубихова.

Читайте также:  Изменение правил владения, ношения огнестрельного оружия: введены новые запреты

Примером нарушения прав предпринимателей может быть ситуация, когда банк, предоставляя кредит, оставляет за собой право в одностороннем порядке менять условия договора, в том числе в части установленной процентной ставки.

«Недобросовестное поведение со стороны кредитной организации в этом случае может быть причиной серьезных финансовых издержек для предпринимателя, если не его банкротством», — подчеркивает Екатерина Трубихова.

К аналогичным последствиям может привести кредит, предполагающий возможность пролонгации договора до определенной даты, с правом кредитора, невзирая на добросовестное поведение заемщика в любой момент отказать предпринимателю в такой пролонгации, либо выдвинуть неприемлемые условия. Результат – необходимость незапланированно изъять из оборота заемные денежные средства.

Кроме контрагентов и банков права предпринимателя могут нарушить и контролирующие органы, к примеру, налоговая, а также его клиенты и даже персонал.

«Права могут быть нарушены при проведении камеральных, выездных и прочих проверок налоговыми органами, органами муниципального контроля и надзора, прокуратурой, — поясняет Екатерина Трубихова.

— Если внеплановая выездная проверка проводится по заявлению гражданина, то будут проверены только те обстоятельства, доводы и факты, на которые ссылается заявитель. Выходить за их пределы надзорные органы не в праве — это будет являться превышением служебных полномочий».

Кто может защитить права бизнесмена?

В целом существует несколько форм защиты прав предпринимателей. Это судебные и внесудебные. К последним относятся досудебное мировое соглашение, третейский суд, нотариальная помощь. Предприниматели, которым оказываются финансовые услуги, при нарушении их прав могут обратиться за защитой в суд, Генрокуратуру РФ, Банк России, а также к бизнес-омбудсмену.

«Если, к примеру, нарушен порядок, регламент проведения плановой или внеплановой выездной проверки, предпринимателю необходимо обращаться в вышестоящий орган, в суд, в прокуратуру, — поясняет Екатерина Трубихова.- Кроме того, с 2013 года в России появился Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат».

Где предприниматель может научиться защищать свои права?

Отметим, что нередко избежать нарушения прав помогают финансовая и юридическая грамотность. В Волгограде для предпринимателей регулярно проводятся соответствующие мероприятия, в рамках которых они могут узнать, как защитить свои права на финансовом рынке.

«Мы регулярно проводим семинары и занятия. Информацию о них предприниматели могут узнать на нашем сайте, — отмечает президент Союза «Волгоградская торгово-промышленная палата», член Совета ТПП РФ Вадим Ткаченко». К примеру, волгоградская ТПП реализует в регионе программу «Ты – предприниматель», которая особенно полезна для начинающих бизнесменов.

Кроме торгово-промышленной палаты образовательные мероприятия для предпринимателей проводит и Региональный центр финансовой грамотности Волгоградской области.

«У нас, к примеру, есть дистанционный курс для предпринимателей, — отмечает консультант по образовательным мероприятиям Программ по повышению финансовой грамотности в Волгоградской области Ольга Андреева. – Сидя дома за компьютером, в удобное время они могут изучать специальные лекции, смотреть презентации и вебинары.

Так, например, они могут узнать, чем ИП отличается от ООО, какие нюансы есть у разных форм отчетности и, конечно, о том, как могут быть нарушены их права и как с этим бороться».

Правовую помощь предпринимателям также оказывает Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело», Центр поддержки предпринимательства Волгоградской области и ряд других организаций.

Остались вопросы? На них ответят журналисты «АиФ»-НП» и эксперты проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Пишите на e-mail: aif_office@mail.ru (в теме письма укажите «Финансовая грамотность / название публикации»)

Звоните: +7 (8442) 781-667 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 18.00.

Необходимые подробности: http://вашифинансы.рф и http://fingram34.ru

Больше ответов на самые важные вопросы о деньгах ищите в спецпроекте «Финансовая грамотность. Аргументы и факты».

Прокуратура разъясняет: Все о проверке малого и среднего бизнеса органами внутренних дел

В каких случаях сотрудники органов внутренних дел могут проверить бизнес? На каком основании проводится проверка? Могут ли быть конфискованы какие-либо предметы и документы в ходе такого обследования? Все эти вопросы могут коснуться любого гражданина, имеющего бизнес, поэтому знать ответы на них особенно важно.

— Я являюсь директором общества с ограниченной ответственность, которое осуществляет свою деятельность менее трех лет. В сводном плане проверок по Федеральному закону от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», размещенном на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, мое общество отсутствует.

На каком основании сотрудники органов внутренних дел проводят у меня проверку, с их слов, в рамках оперативно-розыскной деятельности?

Начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности прокуратуры Самарской области Антон Атяскин: «В соответствии с ч.3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» его положения не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Проверка по месту осуществления деятельности (нахождения) организации может проводиться в рамках Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», статьей 6 которого предусмотрено проведение такого оперативно-розыскного мероприятия как «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

— Чем регламентируется данный порядок?

«Подробный порядок проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия регламентирован в Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 № 199.

Так, указанное оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании распоряжения, которое предъявляется перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления, а его копия  вручается ему под роспись».

— Могут ли быть конфискованы какие-либо предметы в ходе такого обследования помещений предпринимателя?

«Нет, конфискация не предусмотрена. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы (см. п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования».

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

  • При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.
  • Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.
  • В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств,  подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.

— Вправе ли государственные и муниципальные учреждения и предприятия проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Читайте также:  Разъяснения застройщикам относительно ндс и налога на прибыль

Исполняющий обязанности начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Алексей Клещев: В соответствии со ст. 2 Закона № 294-ФЗ осуществление государственного контроля (надзора) относится к компетенции уполномоченных органов государственной власти.

Этой же статьей определено, что муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Анализ норм Федерального закона свидетельствует, что осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля относится к исключительной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. В этой связи возложение контрольно-надзорных функций на подведомственные государственным и муниципальным органам власти учреждения и предприятия и их осуществление противоречит требованиям Закона № 294-ФЗ.

В случае выявления подобных нарушений прав предпринимателям рекомендуют обратиться в прокуратуру Самарской области. 

— Разъясните порядок исключения индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проверок? 

Исполняющий обязанности прокурора г. Сызрани Вячеслав Бобровский: «Напомню, что на 2016-2018 годы вводится мораторий на проведение плановых проверок отдельных категорий субъектов малого предпринимательства.

Индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган местного самоуправления (далее – орган контроля) заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок в отношении них, если полагают, что он относится к субъектам малого предпринимательства.

Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Заявление заполняется по форме, утвержденной указанным Постановлением Правительства РФ,и может быть направлено на бумажном носителе либо в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Орган контроля рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения заявления. О принятом решении заявитель уведомляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

В случае несогласия с принятым органом решением об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана заявитель вправе обжаловать такое решение в административном порядке, то есть посредством обращения в вышестоящий орган контроля, в органы прокуратуры РФ или в суд».

— Может ли Уполномоченный по защите прав предпринимателей Самарской области представлять интересы индивидуального предпринимателя в суде?

Исполняющий обязанности начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Алексей Клещев: Основными задачами Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области являются защита прав и охраняемых законом интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Самарской области; содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Самарской области.

Как инспекция труда проверяет работодателей: читаем новый регламент проверок

Раньше при проверках соблюдения норм трудового законодательства инспекторы применяли два нормативных правовых акта. Это положение, утвержденное постановлением правительства РФ от 01.09.12 № 875 и административный регламент, утвержденный приказом Роструда от 13.06.19 № 160 (см. «Утвержден новый регламент трудовых проверок»).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

С 23 июля 2021 года Положение № 875 отменено. Вместо него с указанной даты действует новое положение (утв. постановлением Правительства от 21.07.21 № 1230). В этом документе учтены нормы Федерального закона от 31.07.

20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Плановые проверки, которые начнутся после 23 июля, должны проводиться с учетом новых правил.

Что касается административного регламента, то он пока не скорректирован. Но есть основания полагать, что в скором времени его тоже изменят, чтобы привести в соответствие с новым Положением № 1230 и Законом № 248-ФЗ.

Расскажем об основных новшествах.

Сокращен срок проверки

Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.

Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.

Проверить, относится ли ваша организация/ИП к малому или среднему бизнесу

Добавим, что в устаревшем Положении № 875 были прописаны причины и сроки продления проверок. В новом документе о продлении ревизий ничего не сказано.

Документарная проверка проводится на территории трудовой инспекции. Ее сотрудники вправе изучать лишь сведения, содержащиеся в документах работодателя. Контролеры вправе получать письменные объяснения, истребовать документы и назначать экспертизу (п.

 43, 44 Положения № 1230, ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Выездная проверка проходит по месту нахождения работодателя. Ревизоры могут осуществлять осмотр, опрос, экспертизу, а также получать письменные объяснения и истребовать документы (п. 47, 48 Положения № 1230, ст.

73 Закона № 248-ФЗ).

Категории риска

Регулярность плановых выездных «трудовых» проверок зависит от категории риска, которая присвоена работодателю (см. табл.). Данное правило «перекочевало» в Положение № 1230 из предыдущего положения.

Табл.

Как регулярность проведения плановой «трудовой» проверки зависит от категории риска

Категория риска Как часто проходят плановые выездные ревизии
высокий один раз в 2 года
значительный один раз в 3 года
средний один раз в 5 лет
умеренный один раз в 6 лет
низкий плановые контрольные мероприятия не проводятся

Категорию риска присваивают ежегодно. Информацию о категории, которая будет применяться в следующем календарном году, чиновники должны опубликовать до 1 июля текущего года.

Согласно Положению № 1230, списки тех, кто в следующем календарном году будет находиться в категории «высокий риск», размещаются на официальном сайте Роструда. Перечни предприятий со значительным, средним и умеренным риском — на сайтах территориальных органов этого ведомства.

В комментируемом положении говорится, что работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о пересмотре категории. Чиновники должны принять решение в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений о соответствии объекта контроля (то есть организации или ИП) иной категории риска (п. 14 Положения № 1230).

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Профилактические мероприятия

В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:

  • информирование;
  • консультирование;
  • предостережение;
  • профилактический визит.

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

Профилактический визит непременно нанесут компаниям и предпринимателям, отнесенным к категориям высокого и значительного риска. А также организациям и ИП, которые собираются заняться деятельностью с высоким уровнем производственного травматизма. Для остальных работодателей визит не является обязательным.

Профилактический визит — это беседа, проводимая на территории работодателя, либо по видео-конференц-связи. Продолжительность беседы не может превышать 8 часов.

Кроме того, организации и ИП вправе получить от госинспекторов по труду консультацию. Есть ряд вопросов, по которым консультацию дадут в письменной форме (если работодатель подаст соответствующее обращение). Вот эти вопросы:

  1. Организация и осуществление государственного контроля (надзора).
  2. Порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
  3. Гарантии и защита прав контролируемых лиц.
  4. Эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, по выявленным нарушениям.
  5. Исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

Если однотипных вопросов от разных работодателей будет много (5 и более в год), ответы опубликуют на официальном сайте Роструда.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Как обжаловать результаты проверки

В комментируемом положении говорится, что по итогам «трудовой» проверки инспекторы должны составить акт в соответствии с Законом № 248-ФЗ.

Если работодатель не согласен с итогами ревизии, он может обжаловать их в суде. Но прежде необходимо пройти процедуру внесудебного обжалования.

  Дело в том, что существует перечень видов контроля, для которых досудебный порядок является обязательным с 1 июля 2021 года (ч. 13 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.

21 № 663, и в него входят трудовые проверки (см. «Решения по неналоговым проверкам теперь нужно обжаловать в досудебном порядке»). 

С досудебной жалобой следует обратиться в Роструд, либо в его территориальный орган — в зависимости от того, чьи действия или решения обжалуются.

В общем случае жалоба подается в электронном виде через единый и (или) региональный портал государственных и муниципальных услуг. У гражданина есть выбор — подписать ее простой или усиленной квалификационной электронной подписью. Для организаций предусмотрен только один вариант — усиленная квалифицированная электронная подпись.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Жалобу следует направить в следующие сроки.

На решение по проверке и на действия (бездействие) должностных лиц трудовой инспекции — в течение 30-ти календарных дней со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

На предписание — в течение 10-ти рабочих дней с даты получения этого документа. Если срок пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. В противном случае в рассмотрении жалобы откажут (ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Другие новшества, предусмотренные Положением № 1230

Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки).

Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день.

Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).

  • Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.
  • Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.
  • Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *