Законопроект о мерах административной ответственности для субъектов малого и среднего бизнеса

МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Министерство юстиции РФ предложило распространить замену штрафов предупреждениями на весь бизнес за впервые совершенное административное правонарушение. Об этом сообщили ТАСС во вторник в пресс-службе Минюста.

Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ), замена штрафа предупреждением распространяется лишь на субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).

«Распространить механизм замены административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при отсутствии отягчающих обстоятельств, на всех субъектов административной ответственности, а не только на субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников, как это предусмотрено действующим КоАП», — говорится в сообщении министерства.

На эту тему

Законопроект о мерах административной ответственности для субъектов малого и среднего бизнеса

Ранее министерство сообщило, что намерено в проекте КоАП расширить назначение предупреждений за правонарушения, а также продолжить работу по сокращению составов правонарушений.

В ведомстве также предложили отменить одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же правонарушение. 

«Закрепить положение, согласно которому одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается, за исключением случаев, когда санкцией статьи (части статьи) раздела II проекта КоАП либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных наказаний для юридического лица и его должностного лица, либо когда одно из указанных лиц подлежит освобождению от административного наказания по определенным основаниям. Сегодня такое ограничение в законодательстве об административных правонарушениях отсутствует», — говорится в сообщении министерства.

Сроки наказания в КоАП

Минюст считает недопустимым возможность увеличения действующих размеров и сроков наказания в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). 

«В ходе дальнейшей работы над новым КоАП особое внимание будет уделено недопустимости увеличения действующих размеров и сроков административных наказаний, а также сроков давности привлечения к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым в настоящее время эти сроки составляют 2 и 3 месяца соответственно», — говорится в сообщении.

О кодексах

Минюст 30 января опубликовал проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и процессуального КоАП, которые должны прийти на смену действующему кодексу, а также проект закона о введении их в действие. Новые кодексы предлагается ввести в действие с 1 января 2021 года.

Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем письме председателю правительства Михаилу Мишустину ранее заявлял, что принятие нового КоАП и проекта процессуального кодекса несет риски для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в стране, в частности из-за «существенного увеличения размеров административных штрафов». Его позицию по ряду вопросов поддержал глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин.

Мишустин, ранее комментируя проект нового КоАП, призвал осторожнее подходить к повышению штрафов. В Госдуме предлагали не допустить спешки при подготовке редакции в проект. О том, что документ будет дорабатываться с учетом предложений, в том числе предпринимательских объединений, говорил 10 марта замминистра юстиции РФ Денис Новак.

Предупреждение вместо штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства

Законопроект о мерах административной ответственности для субъектов малого и среднего бизнеса

Одним из интереснейших актов, на наш взгляд, стал Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 316-ФЗ, утвердивший особые условий применения мер административной ответственности для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные изменения были внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях и вступили в законную силу 04 июля 2016 года и безусловно могут иметь отношение к медицинским и фармацевтическим организациям.

Об изменениях

Суть изменений достаточно проста: при определенных условиях административное наказание в виде административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства подлежит замене на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ).

Подобное положение распространяется не только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к указанной категории лиц, но и на руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно – распорядительных или административно – хозяйственных функций (часть 3 статьи 1.4 КоАП РФ).

Условия замены вида административной ответственности

Вышеназванным актом установлены некоторые условия для подобной замены вида административной ответственности, а именно:

  • в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ об административных правонарушениях;
  • если субъектом малого или среднего предпринимательства административное правонарушение совершено впервые;
  • если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • замена административного наказания может быть осуществлена при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Отметим, что замена ответственности или отказ от нее не должен производится на усмотрение лиц, участвующих в возбуждении и рассмотрении административного дела. Указанная норма носит императивный характер и подлежит безусловному применению в ситуации, когда имеются все основания (перечисленные выше условия) для подобной замены вида административной ответственности на предупреждение.

К административным правонарушениям, при которых применяется подобная замена, относятся:

  • статья 6.8 КоАП РФ (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества);
  • статья 6.28 КоАП РФ (нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий);
  • статья 6.33 КоАП РФ (обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок);
  • статья 14.1 (часть 2 и 3) КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
  • статья 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии);
  • иные.

Также введено положение о том, что в случае подобной замены вида административной ответственности дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей санкцией статей раздела II КоАП РФ (а этот раздел как раз и устанавливает различные виды административных правонарушений) или закона субъекта РФ об АП, не применяется (часть 3 статьи 4.1.1 КОАП РФ).

Не все так просто

Следует отметить, что подобные послабления установлены не для всех составов административных правонарушений. К подобным административным правонарушениям, которые каким- либо образом могут коснуться медицинских организаций, отнесены следующие:

  • статья 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке);
  • статья 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция);
  • статья 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль);
  • статья 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
  • статья 19.33 КоАП РФ (невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Читайте также:  Договор займа: пять изменений,о которых нужно уведомить ФНС

В заключении

О категориях лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, можно ознакомиться в статьях на нашем сайте, а именно «Изменения в критериях определения субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Об изменении финансовых показателей отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Фас россии заменяет штрафы на предупреждения для субъектов малого и среднего бизнеса

Фас россии заменяет штрафы на предупреждения для субъектов малого и среднего бизнеса

В целях снижения административного давления и в соответствии с КоАП РФ вместо штрафа служба вынесла предупреждение компании «РУФОРМ», нарушившей Закон о рекламе1

Федеральная антимонопольная служба предупредила ООО «РУФОРМ» о недопустимости нарушения Закона о рекламе. Служба заменила организации административный штраф на предупреждение в связи с тем, что организация включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ранее ФАС России признала рекламный ролик о гигиеническом спрее «Элемент 47», размещенный на видеохостинге rutube.ru, ненадлежащим.

В рекламе сообщалось о лечебных свойствах товара, в то время как такая информация может содержаться только в рекламе лекарственных средств и медицинских услуг. Ни тем, ни другим спрей «Элемент 47» не является.

Организация уже исполнила предупреждение службы и устранила нарушение.

«Так как рекламораспространителем ненадлежащей рекламы является компания «РУФОРМ», она  также несет ответственность за такое правонарушение, — поясняет начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. – Однако, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях для субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые нарушивших Закон о рекламе , штраф заменяется предупреждением».

1пункт 6 части 5 статьи 5

Справка: В  соответствии с частью 1 статьи 4.1.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Дополнительная защита субъектов малого и среднего предпринимательства. — Новости — Пресс-центр — Главная — Артинский городской округ официальный сайт

9 ноября 2016

Дополнительная защита субъектов малого и среднего предпринимательства.

Дополнительная защита субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях совершенствования административного законодательства в сфере защиты субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в силу с 4 июля 2016 года.

 Положения закона предусматривают, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливаются особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

 В КоАП РФ введена новая статья  4.1.1, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Так, согласно ч. 1 ст. 4.1.

1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Следует отметить, что административное наказание в виде предупреждения назначается при отсутствии следующих обстоятельств: причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

В целях организации эффективного надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам связанным с  соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного и муниципального контроля, выявления и устранения фактов ограничения конкуренции и иных нарушений законодательства субъекты предпринимательской деятельности могут обратиться в прокуратуру Артинского района с обращениями. Обращения будут рассмотрены прокуратурой Артинского района либо иными уполномоченными органами при соответствующем контроле.

  •                                                                    Старший помощник прокурора
  •                                                                    Артинского района Скрынник Н. 
  • Назад к списку

О практике назначения административного наказания в виде предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса

В каких случаях назначенный малому и среднему бизнесу административный штраф могут заменить предупреждением?

            В силу части 1 статьи 4.1.

1 КоАП РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также к их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено санкцией соответствующей статьи, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ:

  •              – при совершении административного правонарушения впервые,
  •              – при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
  •              – при отсутствии имущественного ущерба.

            Кроме того, следует учитывать, что, если дело об административном правонарушении возбуждалось не по итогам проведения мероприятий по контролю, а в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не применяются.

            Например, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев жалобу общества, привлеченного к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.

43 КоАП РФ, за хранение и реализацию пищевой продукции без информации о наименовании, адресе изготовителя, дате изготовления и сроке годности, отсутствие бракеража и оценки качества блюд и кулинарных изделий собственного производства, пришел к выводу, что указанные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. В данном случае оснований для замены штрафа предупреждением не имеется, исходя из того, что сама по себе реализация обществом обезличенной пищевой продукции представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и проведение экспертного исследования продукции с целью выявления ее опасности не требуется.

            При замене административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ судами принимается во внимание характер совершенного правонарушения.

            Так, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что правонарушение в виде эксплуатации опасных производственных объектов при отсутствии лицензии создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, поскольку не подтверждено соответствие лицензиата установленным законом требованиям и принятие им необходимых мер к безопасной эксплуатации объектов. По мнению суда, обстоятельства для замены административного наказания на предупреждение отсутствуют. Кроме того, суд не увидел условий и для признания его малозначительным.

Читайте также:  Мошенничество и бизнес: как защитить себя?

            Вместе с тем, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд признал, что совершенное обществом деяние в сфере промышленной безопасности, выраженное в непредставлении сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, подпадает под правовые основания для замены назначенного юридическому лицу административного наказания в виде штрафа на предупреждение, так как не создает и не несет потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

            Необходимо учитывать также категорию субъектов административных правонарушений. К малому и среднему бизнесу относятся физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

            Например, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для замены товариществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение и отметил, что оно не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Более того, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации товарищество прямо отнесено к некоммерческим организациям, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что само по себе исключает возможность признания его субъектом предпринимательства.

  1.             При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение суды указывают, что должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению и вне зависимости от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения.
  2.             Таким образом, возможность замены административного штрафа на предупреждение поставлена законодателем в зависимость от субъекта, его совершившего, от характера и последствий административного правонарушения, а также от порядка его выявления.
  3.             МАРИНА ТРЕТЬЯК, ПРОКУРОР ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 05 (211) дата выхода от 04.06.2020.

Как малому бизнесу заменить штраф на предупреждение

Даже чиновники признают, что российских предпринимателей  слишком часто штрафуют. Контролирующих инстанций в России много, поводов выписать административный штраф  -еще больше.

  А размер штрафов за допущенное нарушение иногда таков, что предпринимателю ничего не остается, как расстаться с планами на дальнейшее развитие бизнеса и закрыться.

  Из хорошего – законом предусмотрена возможность заменить штраф на предупреждение, не имеющее финансовых последствий.

Разбираемся, как малому бизнесу заменить штраф на предупреждение, какие условия нужно соблюсти и куда обращаться.

Что такое административный штраф

Согласно ст.3.5 Кодекса об административных правонарушениях административный штраф – это денежное взыскание за совершенное правонарушение.  Штраф могут выписать в рамках проверок, надзорных мероприятий или административных дел.

Проверять и штрафовать бизнесменов в России могут:

  • налоговая служба;
  • Роспотребнадзор;
  • Роструд;
  • Ростехнадзор;
  • МЧС;
  • прокуратура;
  • другие инстанции.

Чаще всего юридических лиц и предпринимателей штрафуют за:

  • невыполнение законного предписания контролирующей инстанции;
  • непредоставление запрашиваемой информации;
  • нарушения в сфере промышленной безопасности;
  • несоблюдение правил таможенного законодательства и торговли.

Замена штрафа на предупреждение: правовое основание

Возможность заменить штраф на предупреждение появилась у российских бизнесменов в 2016 году, когда Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) был дополнен новой статьей.

   Заменить наказание можно в тех статьях, где предупреждение за проступок не предусмотрено в принципе. Стоит заменить, что некоторые статьи КоАП изначально предполагают возможность установить наказание в виде предупреждения.

Тогда обращаться к положениям ст.4.1.1 КоАП не имеет смысла.

КоАП предусматривает право предпринимателей и юридических лиц заменить наказание в вид штраф на предупреждение представителям:

  • некоммерческих организаций;
  • малому и среднему бизнесу;
  • их работникам (если речь о проступках, связанных с исполнением трудовых обязанностей).

На представителей крупного бизнеса норма о смягчении ответственности не распространяется (по ч.1 ст.4.1.1 КоАП).

Условия для замены штрафа предупреждением

Российское законодательство содержит исчерпывающий перечень случаев, когда штраф подлежит замене на предупреждение:

1.  Правонарушение совершено впервые.

Стоит пояснить, что впервые – это не значит, что в первый раз за всю историю своего существования. Предпринимателя или компанию могли привлекать к ответственности за такое же правонарушение и до этого, но к моменту замены штрафа на предупреждения уже истекли сроки действия административного наказания.

По нормам КоАП они составляют один год. Если же нарушение допущено второй раз за год, оно считается повторным.

В случае, когда предпринимателя привлекали к административной ответственности за разные проступки (например, за нарушение пожарной безопасности и таможенных правил), заменить штраф на предупреждение можно в каждом случае наказания.

2.  Нарушение совершено в ходе государственного надзора или проверки.

Так, например, штрафы, выявлены в рамках прокурорского надзора или проверок Роспотребнадзора, можно заменить предупреждением. А выписанные в рамках полицейских проверок – нет. Также не распространяются положения ст.4.1.1 КоАП на нарушения, которые выявлены в рамках дела об административном правонарушении.

3.  Правонарушение не повлекло за собой имущественный ущерб, не был причинен вред или не возникла угроза здоровью и жизни людей, природе, животным, государственной безопасности; не возникли угрозы ЧС.

На практике это трудновыполнимо условие, так как по большинству нарушений можно установит угрозу причинения вреда. Например, при правонарушениях в сфере здравоохранения, в сфере продажи пищевой продукции или алкоголя, в природоохранной сфер. Иногда суды могут найти угрозы и в нарушениях законодательства о рекламе.

Однако, КоАП РФ содержит условия, которые не позволяют заменить штраф на предупреждение, даже когда компания соответствует всем критериям.

Порядок действий для замены штрафа предупреждением

Могут ли отказать в замене

Замена штрафа на предупреждение является правом, а не обязанностью инстанции, которая его установила. Если контролирующий орган посчитал, что штраф будет более адекватной мерой наказания в конкретном случае, то наличие статуса представителя малого бизнеса (МСП) или первичное совершение проступка не являются однозначными основаниями для замены штрафа предупреждением.

Некоторые контролирующие инстанции, впрочем, относятся к предпринимателям боле лояльно и при первичном нарушении применяют предупреждение вместо штрафа . Например, МЧС (Письмо МЧС России от 17 января 2017 г. № 19-4-3-121 «О принятии мер по результатам проверки..»).

Читайте также:  Принят закон о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

Куда обращаться для замены штрафа предупреждением

КоАП не содержит указания на то, что предприниматель или компания должны обращаться в инстанцию, которая назначила им штраф, с ходатайством.

 Надзорные органы должны заменить административный штраф на предупреждение сами вне зависимости от ходатайства бизнесмена (например, Письмо ФНС  от 22 декабря 2016 г.

№СА 4-7/24729 «О замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение»).

Но если они контролирующие инстанции «забудут» смягчить наказание, ходатайство будет не лишним.  А если в замене отказывают, бизнесмен может подать жалобу на действия контролирующих инстанций или обратиться в суд.

Образец ходатайства о замене административного штрафа предупреждением скачать тут.

Какие документы потребуются

В процессе замены штрафа предупреждением от предпринимателя могут потребоваться документы, которые подтверждают соблюдение условий для смягчения ответственности. Для подтверждения своей принадлежности к субъектам малого бизнеса предприниматель или компания могут предъявить:

  • выписку из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • сведения о среднесписочной численности;
  • налоговую декларацию;
  • бухгалтерский баланс и пр.

Если в суде потребуется доказать, что правонарушение совершено впервые, то нужно предъявить справку из надзорного органа, который выписал штраф.

Свои аргументы о том, что отсутствовал причиненный вред или угроза его возникновению можно подтвердить документами об устранении допущенного нарушения или о привлечении к ответственности работников, которые совершили нарушение.

Краткое содержание

  1. Представители малого бизнеса вправе заменить административный штраф на предупреждение.
  2. Замена штрафа на предупреждение допускается только при одновременном установлении четырех обстоятельств: при наличии статуса СМП, совершении правонарушения впервые; штраф выписан в рамках государственного надзора или проверки, отсутствовал вред здоровью, имуществу и здоровью или его угроза.
  3. Контролирующие инстанции могут заменить штраф на предупреждение по своему усмотрению, но вправе отказать в смягчении ответственности.
  4. Ходатайство о замене штрафа предупреждением не требуется, но предприниматель или компании могут обжаловать действия надзорных органов в вышестоящей инстанции или в суде.

Административная ответственность для субъектов малого предпринимательства

(Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях»)

Согласно ст. 1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

С 4 июля 2016 года КоАП РФ устанавливаются особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

  • Предупреждение выносится в письменной форме.
  • С 4 июля 2016 года в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение.
  • Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно новой ст. 4.1.

1 КоАП РФ с 4 июля 2016 года являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

При этом административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3114.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.819.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, не применяется.

Особенности административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) дополнен статьей 4.1.

1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением», которая действует с 04.07.2016.

Данная статья предусматривает возможность такой замены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение. 

Так, частью 1 статьи 4.1.

1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

Перечень административных правонарушений, по которым штраф не подлежит замене на предупреждение, указан в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что Арбитражный суд Челябинской области на практике активно использует указанное нормативное положение о замене наказания.

Так, по результатам рассмотрения двух постановлений прокурора района в декабре 2016 года к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ привлечены два индивидуальных предпринимателя, при этом административное наказание, предусмотренное статьей в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, заменено судом на предупреждение (дела №№ А76-26071/2016, А76-25023/2016).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *