Как сохранить здоровье школьника — советы специалистов

Как избежать переутомления, сколько времени нужно проводить у компьютера и с чего начинается сколиоз?

Психолог Ольга Буйнич: 

— Как проходит адаптация у первоклассников в первый месяц учебы? И как помочь ее пройти? 
— Это очень сложный процесс: одновременно происходят изменения в эмоционально-волевой, физической, социальной и интеллектуальной сфере ребенка. Ведущим видом деятельности становится учебная. Круг общения расширяется, появляются новые правила, нагрузки на организм увеличиваются, появляются новые обязанности. Проще адаптируются дети, которые ранее ходили в детский сад и чуть лучше социализированы, чем те, кто находился всегда с мамой. Начало школьного обучения — сильный стресс для каждого ребенка. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.
В первые четыре месяца происходит так называемый острый период адаптации, в это время важно не повышать сильно нагрузки.
— Как сохранить успеваемость?
— Важно прежде всего привить ребенку любовь к школе, не заставлять его быть отличником, а радоваться каждой его маленькой победе, если ребенок с радостью и интересом будет ходить в школу, то и успехи его будут увеличиваться.

— Как настроить первоклассника на учебный день? С чего стоит начать утро?
— Настраивать ребенка на учебный день можно еще с вечера, давать ему интересные задания, рассказывать что-то интригующее, что будет происходить с ним в школе, чтобы утром он уже с нетерпением просыпался. Не стоит забывать, что эмоциональный фон родителей утром тоже имеет большое влияние на ребенка.[banner_statia]

{banner_statia}[/banner_statia]
— А как его встретить из школы? Какие вопросы лучше не задавать?
— Всегда стоит узнавать, как прошел день, с кем новым подружился, за что его хвалили и за что ругали, что проходили на уроке. Важно помнить, что для него это сейчас очень важно, поэтому ребенок с радостью будет рассказывать, что с ним происходит. Не хочет отвечать — стоит обратить на это внимание: возможно, в школе не все хорошо и нужно это исправлять. А возможно, в ваших отношениях с ребенком что-то происходит не так и уровень доверия снижен.

— Если он расстроен и молчит после школы, что делать?
— Всегда нужно менять форму вопроса. Детям сложно отвечать на открытые вопросы, тем более когда они расстроены. Так, вместо «Почему у тебя нет настроения?» лучше спросить: «Тебе грустно? Тебя кто-то обидел? Что-то не получилось?» и так далее. Через любимые дела, игры всегда можно найти контакт с ребенком. Главное, задавать много вопросов и поддерживать во всем.
— Как делать «домашку» — все разом или постепенно? Стоит ли говорить фразы типа «Вот если сделаешь это, то я тебе…»? Следует ли поощрять хорошие оценки и наказывать за плохие?
— Очень многое зависит от уровня развития когнитивных способностей ребенка. Шестилетке долго удерживать внимание крайне сложно, поэтому выполнение домашней работы не должно затягиваться. Если видите, что ребенок переутомлен, что он действительно не настроен на работу, то, возможно, лучше разделить выполнение домашней работы на пару этапов, но не растягивать на весь день. Перерыв и откладывание работы на потом — это разные вещи. Всегда поощряйте ребенка за его успехи, уделяйте этому больше времени, чем разбору недочетов. Позитивная сторона учебного процесса должна всегда преобладать над негативной.
— Стоит ли сравнивать его с другими?
— Ни в коем случае. Не сравнивайте ребенка, особенно с детьми противоположного пола. Например, девочки-отличницы не могут быть примером для мальчика. Объясняйте ребенку, в чем он молодец и где поступил неправильно, не кричите на него бесцельно. Важно помнить: ребенок не всегда понимает, почему родители злятся и за что он наказан. Объясняйте. Ругать нужно не ребенка, а его плохие поступки.
Сохранить осанку и зрение
Врач-педиатр Узденской центральной районной больницы Екатерина Булка:

— Как часто нужно проверять зрение?
— Раз в год. Желательно перед школой — это нужно учителю для рассадки. Если в течение года острота зрения упала, то, естественно, ребенка нужно посадить ближе.
— Как предотвратить ухудшение зрения?
— Поможет гимнастика для глаз. Следует также следить за тем, чтобы ребенок занимался в хорошо освещенном месте, при этом источник света должен располагаться слева и сверху от него.
— Как далеко нужно сидеть от монитора или телевизора? И сколько времени положено проводить перед ними?
— Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от двух до пяти метров. Монитор компьютера должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо прямо перед экраном. Перед монитором компьютера или экраном телевизора дошкольникам нужно находиться не больше 20—30 минут, школьникам младшего возраста — 1 час, среднего — 1,5 часа, старшеклассникам — 2 часа.
— Когда начинается сколиоз? И как сохранить правильную, здоровую осанку?
— Причин у развития сколиоза много. Во-первых, неправильное положение тела. Появляется сколиоз в начале периода бурного роста, тогда мышцы не удерживают позвоночник. Во-вторых, на осанку отрицательно влияют телефоны. У школьников младшего возраста они должны быть в основном для связи. С детьми нужно больше заниматься, разговаривать, книги читать, активные игры на свежем воздухе проводить. Иногда мы выявляем нарушение осанки уже у дошкольников. Это связано с тем, что дети неправильно сидят за столом: подложив ногу под себя. А во время игры в телефон положение тела у них, как правило, скрюченное. Таким образом неправильно формируется скелет. Теперь мы чаще, чем раньше, 10-20 лет назад, вынуждены освобождать детей от занятий в основной группе по физкультур


Чтобы избежать всего этого, нужно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится. Для осанки хорошо кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем. А еще плавать — так тренируется мышечный корсет. Нужно заниматься физкультурой, выполнять гимнастику.
— Как выбрать стол и стул?
— Глубина стула должна быть такой, чтобы ребенок касался спиной спинки стула, но при этом колени не касались края сиденья. Высота должна соответствовать высоте стола и росту школьника. Лучше покупать мебель в присутствии ребенка, чтобы сразу проверить, действительно ли ему будет комфортно.
— Какие физические нагрузки подойдут первоклассникам? Можно ли их сразу отдавать на кружки/секции?
— Если отсутствуют какие-либо показания по состоянию здоровья — можно. Можно и на теннис отдать, и на карате, и футбол, и танцы. Это лучше, чем просто сидеть дома. Чтобы ребенок был здоровым, ему нужны физическая активность и свежий воздух.

— Есть какие-то критерии по выбору портфеля?
— У рюкзака должны быть ортопедическая спинка, плотные и широкие лямки, твердое дно, он не должен быть слишком большим. Также должно быть равномерным распределение нагрузки.
— Правда ли, что дети, которые впервые пошли в школу и при этом не посещали садик, больше всех подвержены риску заболеть?
— К семи годам идет установление иммунитета. Рисков больших нет. И если ребенок вовремя прививается, выполняет рекомендации врачей по оздоровлению, правильному питанию, режиму дня, то никаких проблем у него не должно возникать.
— А что же делать, чтобы ребенок не заболел? Может быть, какие-то витаминные комплексы стоит пропить?
— В летний период я всем мамам говорю, что витамины растут на грядке. А что касается поливитаминов, то мы рекомендуем детям принимать их в межсезонье, не чаще двух раз в год. Постоянно витамины принимать не нужно. Сбалансированное питание принесет бóльшую пользу ребенку.
— Нужно ли первоклашке спать днем после школы? Каким должен быть режим сна?
— Необходимость в дневном сне у каждого индивидуальна. Но в школе у ребенка меняются режим дня и нагрузка. И если он быстро утомляется, думаю, дневной сон пойдет только на пользу.
Правильно выстроить рацион
Врач-эндокринолог, диетолог Узденской центральной районной больницы Екатерина Лабанок:


— Обязателен ли завтрак дома или можно подождать до школы? И каким он должен быть?
— Конечно, лучше поесть дома. Детям не всегда нравится то, что дают в школе, в итоге они могут остаться голодными. Можно дать что-то с собой. Например, хлеб с сыром, яблоко, банан, батончик (мюсли), обязательно воду. Настройте ребенка, чтобы не стеснялся есть в школе. На завтрак лучше дать творог, омлет или кашу.

 Что должно присутствовать, а что отсутствовать в рационе школьника?
— Важно, чтобы дети ели рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день необходимо употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр. Пить морсы, компоты и свежевыжатые соки. Всевозможные сладкие вкусности и жирные блюда допускаются в рационе, но они не должны заменять здоровую пищу. Рацион должен быть сбалансированным. Исключите газированные напитки, фаст-фуд — это совершенно не нужно детскому организму. Они провоцируют у детей запоры, гастрит, воспалительные процессы кишечника. Также в рацион нужно включать сезонные овощи и фрукты.
— Сколько раз в день должны питаться школьники?
— Четыре-пять раз в день через 3,5—4 часа. То есть должны быть завтрак, перекус, обед, полдник, ужин.
Кристина Трухан




Поделись новостью в социальной сети, мы стараемся для жителей Несвижа:

Школа
Добавлено: 31-08-2019, 19:53
0
540

Похожие публикации


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Перейти на главную страницу сайта

Наверх