Бизнесу придется обменивать 50% валютной выручки на рубли. законопроект уже внесен в государственную думу рф

Бизнесу придется обменивать 50% валютной выручки на рубли. Законопроект уже внесен в Государственную Думу РФ

Эльвира Набиуллина больше не видит опасности в смягчении валютного законодательства для экспортеров /Андрей Гордеев / Ведомости

Банк России готов к дальнейшей либерализации валютного законодательства. Регулятор предлагает поэтапно отменить репатриацию экспортной выручки в иностранной валюте и снять ограничения на ее зачисление на зарубежные счета экспортеров.

Помимо этого предлагается упростить порядок взаимодействия бизнеса с уполномоченными банками при совершении валютных операций. «Эти меры позволят снизить административную нагрузку на бизнес и банки, расширить возможности для экспортеров, в том числе малого и среднего бизнеса.

Предложения направлены в правительство РФ», – говорится в сообщении ЦБ.

Сейчас экспортеры обязаны перечислять валютную выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать своему банку о сроках расчетов по сделкам, прописанных в ее внешнеторговых контрактах с контрагентами.

«Если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ, – объясняет адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw Антон Задоркин.

– А штрафы за невозврат валютной выручки составляют 75–100% от суммы сделки».

Еще три года назад министр финансов Антон Силуанов называл такое наказание «сумасшествием». «Еще с советских времен сохранились нормы, в том числе в части репатриации валютной выручки.

О чем сейчас можно говорить, какая это репатриация валютной выручки, если половину этой выручки можно сразу там оставить или репатриировать в Россию и обратно вывезти за границу, какой смысл?» – задавался вопросом Силуанов в декабре 2017 г. Но Центробанк тогда придерживался иной позиции.

Как говорил замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Липин, ослабление валютного контроля сказывается на волатильности и устойчивости финансового рынка. В начале 2018 г.

глава ЦБ Эльвира Набиуллина уточняла, что Банк России «ни в коем случае» не является противником либерализации валютного режима, однако делать это надо осторожно, поскольку у регулятора не будет инструментов для контроля валютных операций в случае отмены действующей системы.

Верные признаки того, что власти будут вносить очередные послабления в валютный контроль, появились в июне 2020 г., когда правительство включило меры по либерализации валютного регулирования в национальный план восстановления экономики.

Тогда же Минфин представил в Госдуму законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта».

В нем предлагается разрешить не репатриировать с 1 января 2021 г. до 10%, потом – до 30%, а с 2025 г. – все 100% стоимости контракта.

В финансовом ведомстве подчеркивали, что требование репатриации иностранной валюты «в настоящее время не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса».

Эксперты с этой оценкой согласны: жизнь бизнеса после либерализации валютного законодательства упростится, а это важно в нынешних кризисных условиях.

Основной плюс такого послабления в том, что именно небольшие и средние экспортеры почувствуют больше свободы в своих операциях, поскольку у них издержки на репатриацию достигали 5–7% от суммы самого контракта, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

По его словам, «на практике это приведет к снижению количества проверок бизнеса и случаев, когда любая нестандартная бизнес-ситуация влечет за собой штраф, хотя никакой вины компании не было».

По мнению генерального директора «Нью Рига финанс клаб» Василия Коновалова, от либерализации валютного регулирования выиграют прежде всего крупные компании – экспортеры. Они же, по его мнению, и лоббировали данную законодательную инициативу.

«Принятие такого решения максимально выгодно нефтегазовой индустрии и металлургам, так как позволит оптимизировать бизнес-процессы по импорту товаров и услуг, в том числе оборудования, а также упростит участие российского частного капитала в зарубежных проектах», – считает он.

В оценке макроэкономических эффектов этой меры мнения экспертов существенно расходятся.

Клеточкин считает, что «либерализация валютного законодательства позволит больше использовать рубль во внешнеторговых расчетах, что в конечном счете усилит эффект дедолларизации».

Коновалов утверждает, что «обратной стороной медали, напротив, может стать усиление оттока капитала из России, а это окажет дополнительное давление на национальную валюту».

«Попытки либерализовать рынок валютной выручки экспортеров в России предпринимаются давно. Однако любые устремления окончательно уйти от жесткого контроля со стороны государства терпят крах в условиях валютного кризиса, – отмечает эксперт.

– Например, в конце 2014 г. ЦБ под давлением правительства был вынужден обязать продажу валютной выручки экспортерами в течение месяца на внутреннем валютном рынке, чтобы снять излишнее давление на курс рубля в условиях паники.

Позже данные ограничения медленно и постепенно убирались».

Бизнесу придется обменивать 50% валютной выручки на рубли. Законопроект уже внесен в Государственную Думу РФ

налоговый юрист

законопроект. закон . обмен 50 % валютной выручки

Written by: Андрей Ларин

Предприниматели обязаны обменивать половину валютной выручки на рубли

Согласно данному законопроекту в ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» предлагается ввести новую статью, которая будет посвящена обязательной продаже доли выручки в валюте.

По законопроекту, обменивать половину валюты обязаны будут индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются валютными резидентами, если они приняли денежные средства от нерезидентов.

В некоторых случаях Банк России сможет определять долю валюты, подлежащей обмену ниже уровня 50%. Также Банк России разработает список государств, валюта которых будет подлежать обязательному обмену. То есть можно сделать вывод о том, что, под ограничение попадет валюта не всех стран.

Предполагается, что от вышеуказанных обязательств будут освобождены следующие сделки:

  • приобретение валюты Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России в пределах их компетенции;
  • приобретение валюты уполномоченными банками;
  • приобретение суммы, которая необходима для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств;
  • приобретение валюты Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России в пределах их компетенции;
  • приобретение суммы, которая необходима для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок более двух лет;
  • приобретение сумм по сделкам, которые предусматривают передачу внешних эмиссионных ценных бумаг.

Помимо этого, при установлении размера суммы, которая подлежит обмену, из выручки будут отниматься валютные расходы на перевозку, страхование и экспедирование грузов, таможенные платы, выплату комиссионного вознаграждения кредитным организациям, оплату исполнения функций агентов валютного контроля. Также Банк России может дополнить этот список.

  • Авторы законопроекта считают, что эта мера будет способствовать уменьшению негативных последствий кризиса для граждан России.
  • Напомним, что подобное требование уже было введено в России в 2007 году, тогда обязательному обмену подлежало 30% валютной выручки.
  • Текст законопроекта № 675505-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и материалы к нему находятся на официальном сайте Государственной Думы РФ.

С 1 июля 2021 несырьевых экспортеров освободят от репатриации валютной выручки

Настоящим я выражаю свое информированное согласие на обработку АО «Российский экспортный центр», юридический адрес: 123610, Москва, Краснопресненская наб., д. 12 (далее – РЭЦ) в качестве оператора моих персональных данных и подтверждаю, что, предоставляя такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

Согласие дается мной в целях получения рекламно-информационных рассылок Группы РЭЦ (АО «Российский экспортный центр», АО «ЭКСАР», АО РОСЭКСИМБАНК), а также АНО ДПО «Школа экспорта Акционерного общества «Российский экспортный центр»), и использования моих персональных данных при направлении указанных рассылок.

Настоящее согласие дается мной на обработку следующих персональных данных:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • адрес электронной почты (e-mail);
  • номер телефона;
  • место работы (организация), занимаемая должность.

Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий с использованием средств автоматизации или без использования таких средств в отношении моих персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, уничтожение.

Настоящее согласие предоставляется в том числе на передачу (предоставление, доступ) моих персональных данных, указанных в настоящем согласии, в указанных выше целях следующим категориям юридических лиц:

  1. организациям из группы лиц, к которой принадлежит РЭЦ: АО «ЭКСАР» (ОГРН: 1117746811566), АО РОСЭКСИМБАНК (ОГРН: 1027739109133), а также АНО ДПО «Школа экспорта Акционерного общества «Российский экспортный центр» (ОГРН: 1167700060890), расположенные по адресу: 123610, Москва, Краснопресненская наб., д. 12;
  2. организациям (исполнителям), привлеченным АО «Российский экспортный центр», в целях рекламно-информационных рассылок Группы РЭЦ, перечень которых представлен по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: [указать ссылку].
Читайте также:  Президент РФ подписал закон о введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ

Персональные данные не передаются никаким другим третьим лицам, за исключением лиц, предусмотренных в настоящем согласии, а также лиц, передача которым является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласие на обработку персональных данных дается на срок предоставления мной согласия на получение рекламно-информационной рассылки и до истечения 6 (месяцев) после отзыва согласия на получение указанных рассылок, либо до момента получения соответствующего письменного заявления об отзыве согласия на обработку персональных данных. Я предупрежден(а), что направление мной указанного письменного уведомления об отзыве согласия на обработку персональных данных влечет за собой прекращение направления мне рекламно-информационных рассылок.

Я соглашаюсь на автоматизированную обработку моих персональных данных.

Настоящее согласие может быть отозвано в любой момент на основании заявления, поданного на имя Генерального директора РЭЦ на бумажном носителе заказным письмом, направленным по адресу: 123610, город Москва, Краснопресненская наб., д. 12.

Датой отзыва считается день, следующий за днем вручения РЭЦ соответствующего заказного письма, содержащего заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных.

(Новость) Изменения валютного законодательства с 1 июля 2021: использование иностранных электронных кошельков (электронных средств платежа) при проведении валютных операций

Нормативная база

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный Закон от 30.12.

2020 № 499-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе», который вносит изменения в порядок использования валютными резидентами РФ иностранных электронных кошельков (платежных систем) и вводит новый термин: «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг«. Данный термин теперь используется в в нормах ст 12 ФЗ -173, при этом, более коротко его можно сформулировать как «расчет через электронный кошелек».

На кого распространяется

Закон распространяется на валютных резидентов РФ:

  • физических лиц, имеющих паспорт РФ или российский ВНЖ;
  • российских юридических лиц и ИП

Большая часть изменений касается российских юридических лиц и ИП, использующих в своей предпринимательской деятельности электронные кошельки в платежных системах.

Какие бывают электронные кошельки (платежные системы)

Использование электронных кошельков становится очень удобным. «Электронный кошелек» по своей сути это программное обеспечение, которое обслуживается платежной системой. Т.е.

в большинстве случаев корректно говорить «электронный кошелек в платёжной системе».

Однако, в большинстве случаев, говоря, «электронный кошелек» подразумевают «платежную систему» и наоборот, поэтому для данного обзора будем считать эти термины эквивалентными друг другу.

При этом само по себе использование электронных кошельков позволяет в некоторых случаях оставаться в тени с налоговой точки зрения, именно поэтому законодательно назрела необходимость регулирования данной области.

Обращаю внимание, что новые требования относятся ТОЛЬКО к зарубежным электронных кошелькам, то есть, если у Вас имеется электронный кошелек — уточните, в первую очередь, заключен ли между Вами договор с российским юридически лицом (кошельком, платежной системой) или с иностранным. Если с российским — данные изменения в законодательстве для Вас неактуальны.

Наиболее распространенные российские электронные кошельки: Яндекс Деньги (ЮMoney), WebMoney (может быть также и иностранным!), PayPal (может быть также и иностранным!), Qiwi, RBK Money, VK Pay.

  • Наиболее распространенные зарубежные электронные кошельки: WebMoney, PayPal, Qiwi, RBK Money, Skrill (Moneybookers), OKPay, Perfect Money, EasyPay, PaySera, Payeer, EuroPlat, Rapida, AdvCash, EcoPayz, Papara, Liqpay, ePayments, SolidTrustPay, Advanced Cash.
  • Еще раз обращаю внимание, что указанный выше список электронных кошельков — ориентировочный и для точного понимания статуса кошелька необходимо проанализировать договор (или оферту, расположенную на сайте).
  • Требуется ли подача Уведомления о наличии электронных кошельков в платежной системе

В ч 2 ст 12 ФЗ -173 «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающую обязанность по подаче Уведомлений изменения НЕ вносились, ОДНАКО, сохраняется обязательство представлять Уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка (ИОФР), к которым возможно отнести и платежную систему (В соответствии с Информацией ФНС РФ: «Организациями финансового рынка также признаются иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.»).

  1. Некоторые занимают позицию о том, что в платежной системе открыт НЕ счет, поэтому подача уведомления не требуется и не требовалась.
  2. С учетом того, что движение электронных средств по электронному кошельку необходимо будет отдельно представлять в налоговый орган (см ниже), считаю, что верным будет вариант подачи Уведомления об открытии электронного кошелька, если он открыт после 1 января 2021 года.
  3. Запрет на использование электронных кошельков в целях получения оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, а также по внешнеторговым контрактам и договорам займа
  4. Данное нововведение актуально в первую очередь для российских юридических лиц и ИП, а также физических лиц-самозанятых. С 1 июля 2021 года в соответствии с ч 4 ст 12 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
  • запрещается принимать электронные деньги с электронных кошельков (платежных систем) в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчетов через платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы;
  • запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для переводов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и / или по договорам займа;
  • Норма закона сформулирована довольно сложно, поэтому процитирую ее также здесь:
  • ч 4 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ:
  • «Резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельностиа также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
  • Положения абзаца шестого настоящей части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.»

То есть если Вы ведете бизнес в РФ (от имени своего ИП или российского юр лица), а именно продаете товары, оказываете услуги, выполняете работы или получаете оплату за предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, и у Вас для удобства расчетов с иностранными покупателями имеется зарубежный электронный кошелек — с 1 июля 2021 года Вам запрещается принимать на него оплату по описанным выше основаниям, т.е. запрещается использовать его в коммерческой деятельности. Ее необходимо будет принимать либо через банковский счет, либо с использованием карты платежной системы (выдаются такие карты с соблюдением регулирующих требований РФ). Вам также нельзя будет использовать электронный кошелек, чтобы заплатить иностранному поставщику или предоставить /получить займ.

Таким образом, представляется, что зарубежные электронные кошельки с 1 июля 2021 становится возможным использовать:

  • юридическим лицам и ИП — для приема и расходования средств по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (т.е. практически полный запрет на использование зарубежных электронных кошельков в коммерческих целях);
  • физическим лицам — для покупок через интернет (т.е. совершения расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями). Также формально физическим лицам нельзя зачислять на электронный кошелк средства от продажи чего-либо (например, автомобиля) или от даже разового оказания услуг или выполнения работ
  1. Нами в ФНС РФ направлен запрос на разъяснение того, что покупка физическим лицом со своего иностранного электронного кошелька товаров или услуг в интернете — законная валютная операция, разрешенная к проведению через электронный кошелек и НЕ является формально внешнеторговой деятельностью для целей новых норм.
  2. Кто вправе НЕ соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам
  3. Как и в отношении требований к порядку проведения валютных операций по счетам в банках и ИОФР — требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней — ч 8 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .
  4. Юридические лица и ИП должны соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам во всех случаях без исключений.
  5. Ответственность
Читайте также:  Принят закон о каникулах для ип: для усн или патентной системы

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводятся новые меры ответственности, связанные с незаконным использованием электронных кошельков. Обращаю внимание, что штрафы вступают в силу только с 1 октября 2021 года.

За использование электронного кошелька в случаях, когда это запрещено:

ч 1 ст 15.25. КоАП РФ

Осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

Появилась новая мера ответственности (новая часть статьи) за непредставление резидентом в налоговый орган Отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку не представлялся до выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 1.1. ст 15.25. КоАП РФ

  • Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.
  • Остальные нарушения, связанные с просрочкой подачи нового Отчета о движении средств по электронным кошелькам и непредставлением подтверждающих документов (для юр лиц и ИП), приравняли по мерам ответственности к ответственности за несдачу отчетов о движении средств по банковским счетам и счетам в ИОФР (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку был представлен резидентом самостоятельно с пропуском срока, но ДО выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 6 ст 15.25. КоАП РФ

Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг и (или) подтверждающих документов,  —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.1. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на 10 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей; на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

ч 6.2. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей; на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

ч 6.3. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.500 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.5. ст 15.25. КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20.000 рублей; на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей; на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 рублей.

  1. Новый Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг
  2. В дополнение к Отчёту о движении денежных средств и иных активов по счета в банках и ИОФР за пределами территории РФ (ОДС) в законе появляется новая форма отчетности — Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг — абз 1 и абз 2 части 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  3. Таким образом, если у Вас есть электронный кошелек — движение электронных средств платежа по нему необходимо отразить в Отчете о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, который в первый раз необходимо представить в ИФНС в те же сроки как и ОДС:
  • для юридических лиц и ИП — за 3 квартал 2021 года — в течение 30 календарных дней с момента окончания 3-го квартала, т.е. до 30 октября 2021 (вместе с выписками по электронному кошельку, начиная с 3-го квартала 2021);

В россии ужесточат контроль денежных переводов?

Мы прочитали этот законопроект. Он гораздо интереснее, чем об этом пишут СМИ. И пока это только законопроект. Но раз уж его так широко обсуждают, расскажем, что предлагают его авторы, чтобы вы знали правду.

В 115-ФЗ есть список операций, которые положено контролировать в обязательном порядке, даже если они не кажутся подозрительными. Инициаторы законопроекта хотят внести очередные поправки в разные статьи этого закона. Неизвестно, что из них заработает и в каком виде, но вот самое интересное.

В законе есть список организаций, которые работают с деньгами и должны идентифицировать клиентов, вести учет их сделок и проводить обязательный контроль, когда нужно. То есть банк, ломбард, агентство недвижимости или оператор связи должны встать на учет в Росфинмониторинг и проверять своих клиентов. Но не всех и не всегда.

Сейчас в этом списке есть посредники по сделкам купли-продажи недвижимости. А вот кого предлагают добавить:

  1. Консультантов по сделкам с недвижимостью. То есть даже если самой сделки еще нет, консультант должен отчитываться в финмониторинг о движении крупных сумм.
  2. Тех, кто занимается любыми сделками с недвижимостью, а не только куплей-продажей.

Лимиты для контроля по сделкам с недвижимостью и сейчас, и в законопроекте — 3 млн рублей или эквивалент в валюте. Но могут появиться уточнения: под контроль хотят взять не только сами сделки, но и каждую операцию по зачислению и переводу денег — даже наличными.

Но хотят — не значит возьмут. Напоминаем: мы разбираем законопроект, который еще никто не рассматривал. Это не закон, и он не применяется.

Почему это важно. Раньше финмониторинг мог прийти с проверкой в агентство недвижимости и оштрафовать его за то, что риелторы не сообщили сведения о сделке по покупке объекта за 4 млн рублей. Штраф за такое — 200 тысяч рублей.

А могут даже закрыть на два месяца. И это не теория: реально штрафовали. Но агентство говорило: «Мы не посредники, а консультанты», — и штраф отменяли.

Если закон примут, под контроль попадут и посредники, и те, кто занимается любыми сделками с недвижимостью — даже арендой.

А значит, в Росфинмониторинг будет попадать больше данных о крупных покупках. И как следствие — о доходах. Дальше можно затеять проверку и доначислить налогов тому, кто покупает квартиру, как говорят в среде российских элит, «не по масти».

В законе есть список операций с деньгами или имуществом, которые нужно обязательно рассматривать с особым вниманием, еще и сообщать о них Росфинмониторингу. Даже если банк, ломбард или оператор связи этого не хочет и клиент не кажется ему подозрительным, все равно нужно проверять — это обязанность. Но контролируют не все операции и сделки.

В этом списке, например, есть несколько видов операций с наличными на сумму от 600 тысяч рублей: покупка валюты, ценных бумаг, необычные операции компаний с наличными и обмен банкнот. Этот список предлагают обновить.

Сейчас контролируют

Хотят контролировать

Физлицо получает наличные по чеку на предъявителя от нерезидента

Физлицо получает крупную сумму наличных по любой ценной бумаге

Покупку ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов

Такого пункта в списке для обязательного контроля в законе сейчас нет. Но его предлагают добавить.

Сейчас для этих платежей нет отдельного лимита. Хотя операторы связи есть в списке организаций-контролеров, пока они проверяют переводы по общим правилам. А в законопроекте написано, что под контроль могут попасть переводы через телефон от 50 тысяч рублей.

Читайте также:  Как снизить риски при заключении договора аренды

Обязательный контроль также касается операций от 600 тысяч рублей. Список таких операций — в статье 6 закона № 115-ФЗ. Контроль есть и сейчас, большинство клиентов его даже не замечает. Уважаемые законодатели мечтают видеть этот список в новой редакции.

Сейчас контролируют

Хотят контролировать

Вклад открыли на третье лицо и кладут туда больше 600 тысяч рублей наличными

На вклад в пользу третьего лица зачисляют более 600 тысяч любым способом

Переводы и поступления за границу, если на той стороне аноним

Деньги пришли или ушли со счета иностранной структуры, которая работает меньше трех месяцев или для которой это первая операция. Сумма та же — от 600 тысяч

Приходят или уходят страховые премии и выплаты на сумму более 600 тысяч

Платят за ювелирные изделия и драгоценные камни стоимостью более 600 тысяч

У физлица списывают деньги за участие в тотализаторе или онлайн-казино на сумму более 600 тысяч

Зачисляют выигрыш от участия в играх на риске или лотерее, та же сумма — 600 тысяч и более

Зачисление и списание денег по договору беспроцентного займа или безвозмездной помощи на сумму более 600 тысяч

Если законопроект станет законом в такой редакции, то банк будет обязан отчитаться в финмониторинг, если вы откроете кому-то вклад и пополните его со своего счета на сумму более 600 тысяч. Вам за это, может быть, ничего и не будет — мало ли россиян открывают вклады на имя родственников. А может и будет — это решат контролирующие органы.

В списке сделок есть так называемые «иные операции». Это вообще не касается счетов, вкладов или размена денег. Например, там упоминается помещение ювелирных изделий в ломбард. Банки в таком контроле не участвуют.

Сейчас так

Может быть так

Физлицо получает или платит деньги при страховании жизни или накопительном страховании

Физлицо или компания получает или платит вообще любую страховку

Платежи через некредитные организации

Платежи через платежных агентов. Раньше платежные агенты не попадали под контроль

Когда речь идет о переводах через платежных агентов, операцию контролируют именно они. Если речь о страховках, то страховые. Когда дело касается скупки золота, данные в Росфинмониторинг передает ломбард.

Когда вы платите бухгалтеру на аутсорсе, он может сообщать о любых подозрениях по поводу ваших сделок в Росфинмониторинг. Причем вам он об этом не скажет — не имеет права. А сообщать можно через личный кабинет на специальном сайте.

Как сейчас. Под обязательный контроль попадают поступления и расходы некоммерческих организаций от 100 тысяч рублей. Но так как нет уточнения, каких именно организаций, то приходится контролировать и операции государственных фондов, органов власти, ТСЖ и даже садоводов и огородников.

Всё, о чем тут сказано, — это просто идея законодателей. Проект не прошел экспертизу и еще не попал на обсуждение в Госдуму. Он может измениться до неузнаваемости. Когда что-то станет официальным и точным, мы сообщим. Подписывайтесь на нашу рассылку: здесь говорят правду, а неправду не говорят

В законопроекте есть огромный, но важный список. Там перечислено, кто и по каким операциям передает сведения в Росфинмониторинг. Сейчас с этим много непонятного, а хотят сделать понятно. Банки будут контролировать только свои операции, ломбарды — свои, агентства недвижимости — тоже строго определенные сделки. Каждый будет знать, чем занимается в плане контроля.

Авторы законопроекта надеются, что это сократит расходы организаций, которых заставляют заниматься контролем ваших сделок и переводов. Но пока это только планы.

Это не закон. Неизвестно, начнет ли он работать когда-нибудь вообще. Депутаты его еще даже не рассматривали, а никакие комитеты и комиссии не давали своих заключений. Это всего лишь один законопроект из тех, что поступают в Госдуму десятками, но далеко не все доходят даже до первого чтения.

Ничего не надо делать. Обязательный контроль идет и сейчас. Может быть, он станет строже. Но для большинства людей то, что их операции контролируют, — это просто формальность, о которой они даже не подозревают.

Многие операции по контролю проходят в автоматическом режиме. Информация по специальной форме уходит в Росфинмониторинг, но тому, кто получает или платит деньги, необязательно что-то делать.

Если представить, что закон заработает в такой или другой редакции, то в Росфинмониторинг будет поступать информация о переводах почтой или через операторов связи — сейчас это серая зона в контроле. Но если у вас платеж по почте на 20 тысяч рублей, он никого не волнует. И ваши платежи за сотовую связь тоже никого не волнуют.

Путина подставили на много миллиардов долларов. Это сделал человек «С» или короли экспорта?

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Автор — Валентин Катасонов

В понедельник, 27 июня, В.В. Путин подписал закон, который является важнейшей вехой в процессе легализации ограбления России.

Официальное название документа: Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Указанный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Суть его в том, что многим категориям российских экспортеров дается право размещать валютную выручку от экспортных продаж за рубежом, на счетах иностранных банков.

На языке инициаторов данной законодательной инновации это означает «доведение валютной либерализации до логического конца».

На языке большинства граждан России это следовало бы назвать «доведением до логического конца» процесса легализации ограбления страны.

Процесс такой легализации начался в нулевые годы, к середине первого десятилетия нынешнего века Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» так обкорнали с помощью поправок, что в нем не осталось почти ни валютного регулирования, ни валютного контроля.

В частности, была отменена обязательная (даже частичная) продажа валютной выручки экспортерами за рубли.

Оставили лишь обязанность заводить валютную выручку в России, размещать ее на счетах уполномоченных российских банков.

А поскольку ограничения на экспорт капитала были также отменены, то эту валюту можно было потом опять выводить за рубеж. «Нелогично — говорили сторонники дальнейшей либерализации, — заводить в страну валюту, чтобы потом ее опять вывозить».

Поэтому предложили нелогичность «исправить», отменив обязанность обязательной репатриации валютной выручки в Россию.

Да, нелогично. Но с учетом горьких уроков мирового финансового кризиса 2008−2009 гг. многие страны стали, наоборот, ужесточать валютные нормы. Многие у нас ждали, что логичность будет восстановлена путем восстановления обязательной конвертации экспортной выручки в рубли и введения ограничений на трансграничное движение капитала. Опыт других стран в этой области богатейший.

Но у власти и экспортеров-клептоманов логика другая: вывести за границу товар — получить за него валютную выручку — оставить выручку за рубежом — свободно самому распоряжаться этой валютой — в финале операции помахать России ручкой, переместившись в то место, где будет храниться сворованное.

Прямо по Евангелию: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

Лоббисты завершения валютной либерализации очевидны — экспортеры. Прежде всего, крупные. Следовательно те, которые вывозят за границу нефть, природный газ, металлы, лес, руды и прочие природные ресурсы. А во властных структурах главной фигурой, двигающей интересы этих сырьевых экспортеров, стал министр финансов Антон Силуанов.

Сначала Минфину удалось продавить поправки, освобождающие от ответственности за невыполнение требований по репатриации валюты тех экспортеров, которые оказались под экономическими санкциями Запада.

В мае 2019 года назад Минфин внес в Государственную Думу поправки к закону о валютном регулировании и валютном контроле, которые предусматривали отмену обязательной репатриации экспортной выручки в рублях для поставщиков сырьевых товаров.

Поправки были приняты: с 1 января 2021 года отменена репатриация в отношении до 30% суммы внешнеторговой сделки. С 1 января 2022 года планка повышается до 50%, с 1 января 2023 года — до 70%, с 1 января 2024 года — до 100% (Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ.).

Для справки сообщу, что по итогам прошлого года в рублях была проплачена доля российского экспорта, равная 14,7%. В абсолютном выражении стоимость рублевого экспорта была эквивалентна 48,8 млрд долл.

Вдохновленное успехом, лобби «валютной свободы» сделало следующий шаг. В прошлом году (летом) в Думу через господина Силуанова был вброшен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта».

Почитайте, какая чушь написана в записке, сопровождающей законопроект: «В настоящее время применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса в условиях отсутствия требования обязательной продажи валютной выручки.

Репатриация и ограничения по зарубежным счетам являются ограничениями, влияющими на свободы и гибкость экономических отношений между резидентами и нерезидентами, препятствуют экспансии российского бизнеса за рубежом, включая наращивание несырьевого экспорта из России.

Соблюдение резидентами действующего режима ограничений по зарубежным счетам и обязанности репатриировать экспортную выручку в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках существенно увеличивает транзакционные издержки экспортеров и импортеров, а также приводит к уплате ими штрафов в пользу государства при отсутствии прямой вины с учетом принятых в международной практике обычаев делового оборота. Выполнение положений валютного законодательства РФ требует от экспортеров траты существенных кадровых и финансовых ресурсов».

Логика предельно простая: капитал все равно выводится из России. Мол, делать нечего — давайте разрешим. От себя добавлю, что чистый отток капитала из России, согласно данным платежного баланса РФ, ежегодно измеряется десятками миллиардами долларов. И это, не считая совсем уже нелегального вывоза по контрабандным каналам, который не находит отражения в платежном балансе.

А какая трогательная забота о выполнении майского указа президента! К 2024 г. для выполнения указа президента Владимира Путина несырьевой экспорт должен вырасти со 149,8 млрд долл. в 2018 г. до 250 млрд долл.

к 2024 г. Т.е. прирасти на 100 миллиардов долларов. А этот прирост надо как-то стимулировать.

Раньше говорили о таких средствах стимулирования, как экспортные кредиты, налоговые льготы или даже прямая бюджетная поддержка.

Сейчас об этом никто не вспоминает. Лучшим средством «стимулирования», оказывается, является предоставление права экспортеру оставлять валюту от «несырьевого экспорта» за рубежом. Законопроект стал буксовать в Думе. Уж больно бесстыдным был документ. Даже часть депутатов от «Единой России» возмущалась…

21 апреля этого года Владимир Путин в послании Федеральному Собранию прямо заявил, что нужно упростить условия работы для несырьевых экспортеров в сфере валютного контроля. И это был ветер в паруса лоббистов новой законодательной инициативы. Процесс подготовки документа вышел на финишную прямую. Дума в кратчайшие сроки проштамповала законопроект.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *