Блокирование сайтов в интернете — федеральный закон о блокировании сайтов в интернете

Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим во внесудебном порядке ограничение доступа к информации в сети Интернет в порядке и на основании статей 15.1 и 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

К основаниям для ограничения доступа, определённым этими нормами, относится распространение:

  • материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (на основании решения Роскомнадзора);
  • информации о способах изготовления, использования и культивирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (на основании решения МВД России);
  • информации о способах совершения самоубийств, призывов к совершению самоубийства (на основании решения Роспотребнадзора);
  • информации с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (на основании требования генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей).

Ограничение доступа к сайтам в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ осуществляется также на основании решения суда о признании информации, содержащейся на интернет-ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Суицидальный контент, детская порнография, наркотики

Роскомнадзор проверяет жалобы на сайты (веб-страницы) и, если признаёт их обоснованным, вносит адрес ресурса-нарушителя в чёрный список, после чего доступ блокируется автоматически: операторы обязаны постоянно сверяться с реестром запрещённых сайтов и отклонять запросы абонентов на доступ к ним.

Контроль за исполнением операторами связи требований о блокировках сайтов-нарушителей

3,7 тысячи операторов авторизованы в информационной системе Роскомнадзора.

В 2016 году операторов, не обеспечивавших ограничение доступа к запрещённым ресурсам, было более тысячи. В 2017 году их осталось около 60 – 1,6% от общего количества действующих операторов связи.

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернетеИсточник – “Роскомнадзор”.

  • Жалобу в Роскомнадзор на содержимое сайта можно подать здесь.
  • По данным ведомства, в 2017 году 62 тысячи сайтов или страниц сайтов с противоправной информацией были заблокированы таким образом.
  • Со 112 тысяч сайтов или страниц сайтов противоправная информация добровольно удалена владельцами после уведомлений Роскомнадзора.
  • Роскомнадзор: 92% суицидальной информации в соцсетях удаляется за 1-3 часа

Более 48 тысяч интернет-страниц с суицидальным контентом, детской порнографией, запрещённой информацией о наркотиках удалено или заблокировано соцсетью «ВКонтакте» самостоятельно. Помимо этого российские соцсети самостоятельно ограничили доступ к ещё более чем 57 тысячам веб-страниц.

Также Роскомнадзор отмечает необходимость внесудебной блокировки других видов информации, распространяемой в Интернете. Рабочая группа специалистов, сформированная Роскомнадзором, готовит предложения по оперативной блокировке «колумбайн-сообществ» (культивирующих среди подростков школьное насилие. – ред.) и сайтов, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

  1. Экстремистская информация и пропаганда терроризма
  2. Сайты с призывами к экстремизму в России стали блокировать без решения суда с 1 февраля 2014 года.
  3. Роскомнадзор заблокировал первые четыре интернет-ресурса по закону о досудебной блокировке сайтов
  4. Генпрокуратура, получив и проверив информацию об экстремистском веб-ресурсе, после принятия решения информирует Роскомнадзор, сайт попадает в реестр запрещённых и блокируется обычным порядком.
  5. Также в 2017 году Роскомнадзором по требованию Генпрокуратуры выявлено более 86 тысяч «веб-зеркал» экстремистских ресурсов.

Какой контент считается экстремистским

Под определение «экстремистский» подпадают интернет-ресурсы, призывающие к экстремизму, к массовым беспорядкам, к несанкционированным митингам, а также информационные ресурсы зарубежных организаций, признанных в России нежелательными.

Борьба с пиратами

С 1 мая 2015 «антипиратские» нормы федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и IV части Гражданского кодекса распространились на книги, музыку и программное обеспечение, а не только на фильмы, как это было ранее. Решения об ограничении доступа к пиратским интернет-ресурсам принимает Мосгорсуд.

  • Доступ к сайту могут заблокировать навсегда, если он систематически нарушает право интеллектуальной собственности.
  • Из числа охраняемых объектов авторских прав пока исключены «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии».
  • Сообщить в Роскомнадзор о пиратском ресурсе можно здесь.
  • Хостеров привлекут к блокировке пиратских сайтов

В 2017 году более 3,5 тысячи сайтов удалили пиратские копии художественных произведений. Более 300 пиратских ресурсов блокированы.

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернетеИсточник – “Роскомнадзор”.

По оценке РКН, в 2017 году отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 54,7 миллиона зрителей. Это на 55,4% больше, чем в 2016 году. Ведомство считает, что рост числа зрителей связан с подавлением распространения в Интернете пиратских копий фильмов.

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернетеИсточник – “Роскомнадзор”.

С 1 октября 2017 года вступил в силу внесудебный порядок ограничения доступа к веб-зеркалам пиратских сайтов, заблокированных навсегда.

Решения о признании сайта копией пиратского интернет-ресурса принимаются в Минкомсвязи России, после чего операторы связи обязаны ограничить доступ к данным сайтам на территории Российской Федерации, а поисковые сервисы — убрать сведения об этих сайтах из поисковой выдачи.

Благодаря этим законодательным нормам в борьбе с пиратством в Интернете навсегда заблокированы более 700 крупнейших пиратских сайтов и более 600 их «зеркал», сообщает Роскомнадзор.

На что еще можно пожаловаться в Роскомнадзор

Также в Роскомнадзор можно обратиться с жалобами на материалы порнографического характера (кроме детской порнографии); размещение на сайте сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию заявителя; вредную для детей информацию.

Владельцы ресурсов имеют возможность уточнить основания блокировки сайта и подать заявку о разблокировке интернет-ресурса (zapret-info@rkn.gov.ru).

  1. Защита прав субъектов персональных данных
  2. Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных (ПД) и ведет реестр операторов ПД, а также реестр нарушителей прав субъектов ПД.
  3. Факт нарушения законодательства в области ПД должен быть установлен вступившим в законную силу решением суда. Поэтому субъектам персональных данных предлагается следующая схема защиты нарушенных прав в Интернете:
  1. Обратиться к владельцу сайта, на котором размещена информация, нарушающая права субъектов персональных данных, с запросом об удалении незаконно размещённой информации.
  2. Если владелец сайта не удалил эту информацию, следует обратиться в суд.
  3. Если суд удовлетворил иск, вступления решения суда в силу – обратиться в Роскомнадзор, заполнив специальную форму.

По данным Роскомнадзора, в связи с нарушением законодательства о ПД в 2017 году заблокировано 176 интернет-ресурсов:

  • несколько десятков адресно-телефонных справочников, которые предоставляли доступ к личным данным 2/3 более 100 миллионов человек;
  • сайт, разместивший более 11 тысяч обращений (с персональными данными) граждан в государственные органы Российской Федерации.
  • Также выявляются поддельные сайты «кандидатов на выборные должности», незаконно собирающие персональные данные граждан.
  • Регулирование VPN-сервисов, анонимайзеров и операторов поисковых систем
  • С 1 ноября 2017 года в России вступили в силу поправки в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые определяют обязанности для владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров, а также операторов поисковых систем по ограничению доступа к информации, распространение которой в России запрещено.
  • Владельцы таких сервисов обязаны подключиться к федеральной государственной информационной системе (ФГИС) запрещённых сайтов и блокировать ресурсы, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
  • VPN-сервисы и анонимайзеры, не подключившиеся к ФГИС, блокируются операторами связи по указанию Роскомнадзора.
  • Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернете

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Блокировка интернет-сайта: кто виноват и что делать?

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернете Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

С 2012 года в России на законодательном уровне появилась возможность блокировки интернет-ресурсов, содержащих запрещенный на российской территории контент. Законодатели разработали закон, написали правила блокировки, и даже создали реестр запрещенных сайтов. В общем, взялись за дело со всей серьезностью. Как результат: по данным проекта РосКомСвобода, за все время работы реестра в него были внесены более 10,5 млн IP-адресов и более 600 тыс. сайтов. Впрочем, оценки разнятся.

Кто и за что может ограничить доступ к интернет-ресурсу? Какие нужны основания для блокировки сайта? И что делать, чтобы исключить IP-адрес из реестра запрещенных площадок? Мы в Правовед.RU изучили действующее законодательство, разобрались в проблемах правового регулирования, посмотрели примеры из судебной и административной практики, и готовы рассказать обо всем этом читателям журнала.

Вы ошибаетесь, если думаете, что заблокировать сайт можно только по решению суда. Действующее ныне законодательство предусматривает целый ряд государственных органов, обладающих полномочиями для административной, досудебной блокировки сайтов. Согласно п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1101 от 26.10.2012, заблокировать сайт и внести их в Единый реестр запрещенных сайтов можно:

  • по вступившему в силу решению суда о признании информации запрещенной для распространения;
  • по постановлению судебного пристава об ограничении доступа к информации, порочащей честь и достоинство;
  • по решению уполномоченных Правительством органов исполнительной власти, в числе которых:
    • МВД;
    • Роспотребнадзор;
    • Роскомнадзор;
    • ФНС;
    • Росалкогольрегулирование;
    • Росмолодежь.
Читайте также:  Граждане рф обязаны сообщать о наличии гражданства другого государства

К числу ответственных за блокировку также логично отнести и прокуратуру.

Но она самостоятельными полномочиями для внесения сайтов в реестр не обладает, а лишь проводит мониторинг для выявления ресурсов, распространяющих информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Ее распространение в РФ запрещено (п. 6 ст.

10 ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»), и на этом основания прокуратура подает в суд административный иск. Конкретное решение о блокировке сайта принимает все же суд.

За что можно получить «блок»?

Законодатель постарался исключить откровенный беспредел и тотальную интернет-цензуру, определив конкретный перечень видов контента, за которые сайт может получить «черную метку».

При этом за каждый конкретный вид контента отвечает профильный орган. Не сможет, скажем, ФССП заблокировать сайт, распространяющий алкогольные напитки – это в компетенции лишь Росалкогольрегулирования.

Что касается причин блокировки сайтов, в их числе распространение контента (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149):

направленного на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность (например, информация о продаже документов государственного образца);

  • созданного иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, без указания на то, что информация распространяется таким лицом (суд);
  • о способах и методах создания наркотиков, местах их приобретения, культивирования наркосодержащих растений (МВД, Роскомнадзор);
  • о способах совершения самоубийства и с призывами к самоубийству (Роспотребнадзор);
  • с порнографическими изображениями несовершеннолетних (Роскомнадзор);
  • с информацией о несовершеннолетнем, пострадавшем от противоправных действий (Роскомнадзор, Росмолодежь);
  • о проведении азартных игр, лотерей в интернете (ФНС);
  • о дистанционной розничной продаже алкогольных напитков, распространение которых ограничено или запрещено (Росалкогольрегулирования);
  • направленного на склонение несовершеннолетних к противоправным действиям, угрожающим их жизни или здоровью (Росмолодежь);
  • порочащего честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или организации (ФССП).

Порядок блокировки

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернете

Порядок блокировки сайтов органами исполнительной власти включает несколько обязательных этапов:

  1. Подача заявки. Роскомнадзор, как оператор реестра запрещенных сайтов, принимает от граждан обращения о ресурсах, содержащих запрещенную информацию. Сообщить о таких сайтах можно здесь (п. 7 Правил).
  2. Направление заявки в уполномоченный орган. Роскомнадзор проверяет сообщение на предмет спама и в течение суток направляет его в орган, ответственный за запрет информации того или иного характера.
  3. Рассмотрение заявки уполномоченным органом. В течение суток ответственный орган должен отреагировать и признать информацию запрещенной или отказать в признании. При необходимости проведения экспертизы срок рассмотрения продлевается до 7 суток. В этот же срок ответственный орган передает информацию о принятом решении обратно в Роскомнадзор (п. 8 Правил).
  4. Внесение записи в реестр. В течение суток после получения решения, оператор делает реестровую запись. Одновременно с этим направляет оператору хостинга сайта и владельцу ресурса уведомление о включении конкретного сайта в реестр (п. 9 Правил).
  5. Проверка. По истечении суток с момента направления уведомления, сотрудник Роскомнадзора проверяет, приняты ли меры для удаления запрещенной информации с сайта. Если информация удалена, Роскомнадзор удаляет веб-страницу из реестра, если нет – информация об этом передается оператору связи, который обязан в течение суток ограничить доступ к сайту (п. 12 Правил).

Судебная блокировка сайтов происходит в немного ином порядке: на основании административного искового заявления, поданного прокуратурой или физическими лицами. Получив положительное решение, заявители также направляют его в Роскомнадзор, который вносит запись в реестр, уведомляет владельца, а затем блокирует ресурс в случае неудаления запрещенной информации.

Право владельцев присутствовать на суде

В случаях принятия решения о признании информации запрещенной через органы исполнительной власти, все однозначно: решения принимаются в наиболее короткие сроки, владельцы на этапе принятия решений не привлекаются.

Аналогичный подход практикуется и при судебных блокировках: прокурор подает заявление о признании информации запрещенной к распространению – это установление юридически значимого факта, в связи с чем в процесс не привлекаются ответчики – владельцы интернет-ресурсов, на которых эта информация размещена.

Но впоследствии это может стать основанием для пересмотра дела.

Во всяком случае, к таким выводам пришел Верховный суд, обосновав свое решение тем, что признание информации запрещенной существенно затрагивает права и интересы авторов текстов и владельцев интернет-сайтов (определение ВС РФ № 78-КГ17-101 от 20.04.2018).

Данное постановление суда нормативной силы не имеет, потому не может стать обязательным для нижестоящих судов. Но показательным примером и дополнительным инструментом при обжаловании судебной блокировки все же является.

Как разблокировать сайт?

Есть два пути снятия блокировки сайта и исключения его из реестра.

Первый – быстрый, через устранение выявленных нарушений. Все, что нужно владельцу – это удалить или отмодерировать контент, признанный судом или ответственным органом запрещенным.

Затем – направить обращение в Роскомнадзор в свободной форме на электронный адрес zapret-info@rkn.gov.ru. Не позднее, чем в течение 3 дней с момента получения такого обращения Роскомнадзор обязан проверить его и исключить сайт из реестра (ч. 11 ст.

15.1 ФЗ № 149). На этом основании оператор связи снимает блокировку.

Второй – медленный, через обжалование решения о включении сайта в реестр. Сделать это можно в течение 3 месяцев с момента блокировки и только в судебном порядке (ч. 6 ст. 15.1 ФЗ № 149). Этот способ подойдет для случаев, когда информация на сайте была признана запрещенной явно неправомерно. Владельцу сайта нужно:

  1. Получить копию решения ответственного органа, изучить его на предмет правомерности.
  2. Подготовить и подать в суд административный иск с требованием признать действия ответственного органа незаконными.
  3. Получить решение суда, направить его в Роскомнадзор с требованием исключить сайт из реестра.

Правда, учитывая существующую практику, шансы на положительный исход судебного обжалования ничтожны. Нам не удалось найти ни одного положительного решения, в котором бы суд признал незаконность действий госорганов и отменил блокировку.

Единственное положительное решение – определение ВС, которым дело отправили на пересмотр.

В связи с этим, единственный эффективный способ – это удалить признанный запрещенным контент и в дальнейшем тщательно фильтровать публикуемую информацию.

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернете Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

За что могут заблокировать сайт?

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернете

Ежедневно на просторах сети появляются и исчезают тысячи сайтов. Создание сайта уже давно является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Однако содержание сайта должно соответствовать законодательству. В противном случае сайт может быть оказаться в Едином реестре запрещенных сайтов и заблокирован Роскомнадзором.

По данным Роскомсвободы, по состоянию на 30 марта 2021 года Единый реестр запрещённых сайтов содержит 442357 заблокированных доменов и указателей страниц. С каждым днем этот список становится масштабнее.

Блокировка сайтов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который можно представить следующим образом:

  1. Федеральные органы исполнительной власти (в частности, ФНС, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор и др. в рамках своих полномочий) или суд принимают решение о признании информации, размещенной на сайте или странице в сети Интернет, противоречащей действующему законодательству.

  2. Это решение направляется в Роскомнадзор, который осуществляет техническую функцию по внесению записи в отношении доменного имени или сетевого адреса в Единый реестр запрещенных сайтов.

Важно! Если сайт имеет защищенный протокол https:// (а не http://), а доступ ограничен к отдельной странице сайта, то у Роскомнадзора нет технической возможности ограничить доступ к этой отдельной странице, поэтому сайт блокируют полностью.

  1. Роскомнадзор направляет хостинг-провайдеру сайта уведомление о включении страницы сайта или сайта в целом в Единый реестр запрещенных сайтов.

  2. Хостинг-провайдер информирует об этом владельца сайта и уведомляет его о необходимости принять меры по устранению нарушения и удалению запрещенной информации.

  3. Операторы связи ограничивают доступ к сайту, включенный в Единый реестр запрещенных сайтов.

Для того, чтобы запустить процесс блокировки сайта любой желающий может подать жалобу с помощью сайта либо специального приложения Роскомнадзора. Далее Роскомнадзор перенаправляет жалобу в уполномоченные органы в зависимости от категории запрещенной информации.

Читайте также:  Валютные кредиты в РФ могут оказаться под запретом

Роскомнадзор принимает решение об ограничении доступа к сайту самостоятельно только в случае, если на сайте распространяется детская порнография.

В остальных случаях Роскомнадзор является лишь исполнителем решений других уполномоченных органов.

Например, Роспотребнадзор может принять такое решение в отношении информации о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства; ФНС — в отношении информации, связанной с организацией и проведением азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет. Также аналогичным правом по ряду вопросов обладают МВД, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, Росмолодежь, Генеральная прокуратура.

С одной стороны, внесудебный порядок позволяет в короткие сроки ограничить доступ к запрещенной информации. С другой стороны, отсутствие какой-либо состязательности противоречит таким основополагающим конституционным правам человека, как право на свободу мысли и слова, право на поиск, получение и распространение информации.

Не бесспорными зачастую являются и блокировки на основании решения суда.

Если для внесудебного порядка четко ограничен круг оснований блокировки, то в судебном порядке само по себе решение суда является достаточным для внесения сайта или указателя страниц в Единый реестр запрещенных сайтов.

При этом основанием для вынесения такого судебного решения может быть абсолютно любое противоречие действующему законодательству. Такая ситуация приводит к многочисленным блокировкам интернет-ресурсов, зачастую вследствие ошибочного толкования правовых норм.

Сайты, размещающие информацию о криптовалюте, регулярно попадают под волну блокировок даже при полном соответствии требованиям закона. В сентябре 2020 года на основании решения суда был заблокирован сайт крупнейшей по торговым объемам криптобиржи Binance.

Запрещенной к распространению в России была признана информация об электронной криптовалюте Bitcoin, в частности о способах ее приобретения.

При этом на тот момент (как и сейчас) в законодательстве не было запрета на оборот криптовалют, административная или уголовная ответственность за их приобретение также не предусмотрена.

К тому же, в силу уже вступили поправки к гражданскому кодексу, закрепившие цифровые права в качестве объекта гражданских прав. Помимо всего прочего, владелец сайта также не был уведомлен о начале судебного разбирательства. Впоследствии решение суда было обжаловано, доступ к сайту восстановлен.

Серьезный недостаток судебного порядка также в том, что в редких случаях прокурор и судья считают нужным привлекать владельца сайта. Чаще всего в решении суда встречается указание о том, что найти владельца сайта не удалось, даже если все контакты указаны на самом сайте.

Другой серьезной проблемой механизма блокировки сайтов является то, что зачастую суды, рассматривая дела о противоправности информации, содержащейся на одной из страниц сайта, принимают решение о блокировке сайта в целом.

В декабре 2020 года решением Мосгорсуда по обращению правообладателя были заблокированы на постоянной основе пять сайтов, среди которых оказался известный ресурс табулатур и аккордов для гитары MyChords. Объектом претензий правообладателя стала песня «Чика» Александра Реввы. При этом под блокировку попали не отдельные страницы, на которых был размещен спорный материал, а весь сайт.

Очевидно, что законодательство в сфере информации требует доработки. Широкое толкование норм права недопустимо, поскольку приводит к принятию абсурдных и противоправных решений со стороны судов и органов исполнительной власти.

Так, в Санкт-Петербурге в октябре 2020 г.

была запрещена реклама экскурсий по крышам города, в Кировской области был заблокирован сайт с описанием любительских раскопок, как содержащий информацию, нарушающую Федеральный закон «Об объектах культурного наследия». Генеральной прокуратурой был заблокирован анонс митинга в защиту озера Байкал на сайте КПРФ в Иркутске по причине призыва к массовым беспорядкам и экстремизму.

Анализируя практику блокировки сайтов, нельзя однозначно сказать, на основании чего правоохранительные органы могут признать размещенную информацию противоправной и вынести решение об ограничении доступа к тому или иному ресурсу.

Приходится констатировать, что широта толкования законодательства в отношении запрещенной информации и недостатки механизма ограничения доступа к такой информации порождают большое количество необоснованных блокировок, что вынуждает владельцев сайтов обращаться за помощью к юристам.

Публикация подготовлена при поддержке юристов Digital Rights Center.

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернетеhttps://digitalrights.center/

Блокировка сайтов с порнографическим контентом. Риски привлечения к уголовной ответственности владельца сайта

Настоящая публикации является авторским материалом адвоката Павла Домкина, посвященным проблеме блокирования доступа к сайтам, содержащим материалы порнографического характера, а также вопросам привлечения их владельцев к уголовной ответственности.

Публикация не является руководством для принятия самостоятельных процессуальных решений. Перепечатка и распространение материала разрешается автором при условии размещения активной ссылки на первоисточник.

Дата публикации 07.02.2017

На сегодняшний день в судебной системе Российской Федерации сформировалась достаточно обширная и единообразная практика применения действующего закона, направленного на блокирование сайтов в сети «Интернет», содержащих порнографические материалы (контент). Правовой анализ состоявшихся судебных решений позволяет выделить ключевые моменты, затрагиваемые судами, изложить конструктивную критику судебных решений, а также сформулировать рекомендации, направленные на профилактику нарушений закона.

В подавляющем большинстве случаев поводом к рассмотрению вопроса о блокировании (ограничении доступа) Интернет-ресурса, являются материалы прокурорской проверки.

Первоначально прокурором производится осмотр страниц сайта, после чего задокументированный материал становится основной для заявления иска о признании информации на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В редких случаях на стадии прокурорской проверки проводится научное исследования (культурологическая экспертиза) на предмет отнесения выявленного спорного контента к материалам порнографического характера. Тенденция последних дел – это самостоятельная идентификация прокурором того, что следует считать порнографией.

Рассматривая заявления прокурора, суды не всегда придают значения наличию обоснованных доводов о том, что контент сайта действительно содержит порнографический материал.

Суды в условиях отсутствия оппонирующей стороны / ответчика / Администратора доменного имени / владельца сайта полностью доверяют лично-служебному визуальному восприятию прокурора, не проверяя и не получая документального экспертного обоснования, что исследованный прокурором контент является порнографическим, а не относится, например, к жанру «эротика», «Камасутра» и т.д.

Таким образом, к числу критических замечаний, следует отнести отсутствие в судебных решениях правового и экспертного обоснования отнесения содержимого подвергающегося блокировке сайта к материалам порнографического характера. В соответствии с основополагающим принципом гражданского процессуального закона необоснованность выводов судебного решения, является основанием к его признанию незаконным.

Согласно позиции, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 9 июня 2015 г. N 51-КГПР15-7 заявление прокурора должно рассматриваться в порядке рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).

В соответствии с ч.2 ст. 263 ГПК РФ особый порядок рассмотрения заявления прокурора предполагает участие в судебном процессе как заявителя (прокурора), так других заинтересованных лиц, права которых могут быть затронуты решением.

Совокупность изученных решений свидетельствует, что на практике судом в качестве единственного заинтересованного лица приглашается представитель территориального управления Роскомнадзора РФ. Администратор доменного имени, иными словами владелец сайта, в судебное заседание никогда не приглашается.

О дате, времени и месте судебного заседания стороны должны быть извещены судом заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.

Будучи не привлеченным к участию в деле и не извещенным о времени и месте рассмотрения дела, владелец сайта лишается как возможности представить свои доводы об отсутствии нарушения закона с его стороны, так и лишается возможности своевременно обжаловать решение суда, которым затрагиваются его имущественные права и законные интересы. Бесспорно, что ограничение доступа к интернет-сайту влечет для его владельца нарушение как коммерческих, так и иных интересов.

Не установление владельца сайта, не извещение о факте рассмотрения заявления прокурора и рассмотрение дела в его отсутствие должно расцениваться как существенное нарушение норм процессуального закона, которое влияет на правильность выводов судебного решения. Подобное нарушение является основанием к отмене судебного решения в апелляционном или кассационном порядке.

Затронем вопрос правового обоснования судебных решений об ограничении доступа к сайтам, содержащим материалы порнографическом характера.

Рассматриваемое судом заявление прокурора содержит ходатайство о признании информации, размещенной на конкретном сайте, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено. В обоснование своих требований прокуратура обращается к содержанию ч. 1 ст.

10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливающей свободу распространения информации при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ.

Одновременно инициатором блокировки делается ссылка на ч.

Читайте также:  Существует ли возрастной ценз при приеме на работу?

6 статьи о том, что запрещается распространение информации, которая «направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность».

Как следует из содержания названной нормы, прямого запрета на распространение информации, содержащей материалы порнографического характера, в поименованном законе нет, ввиду чего суды вынуждено делают ссылку на положение статьи 242 Уголовного кодекса РФ, предполагающей привлечение к уголовной ответственности за оборот порнографии. Согласится с данной правовой логикой возможно лишь при условии фактического выявления судом обстоятельств того, что владелец сайта совершает незаконный оборот информационной продукции, который будет рассмотрен чуть позднее.

Не редко в обоснование доводов о необходимости запрета доступа к сайту суды делают ссылку на положение статьи 4 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускающую возможность использования средств массовой информации в целях пропаганды порнографии.

Анализируя содержание термина «пропаганда», используемого в законодательстве, свидетельствует, что пропагандой признается самостоятельная деятельность по информированию населения в целях привлечения его внимания к рекламируемому аспекту, в частности, к сексуальным отношениям.

Можно с уверенностью утверждать, что далеко не каждый сайт, подвергшийся блокировке, содержит или содержал некий агитационный материал или призывы к повсеместному изготовлению или непосредственному участию в распространении порнографии.

Кроме того, ссылка судов на данную норму является необоснованной в силу того, что согласно статье 8 Закона N 2124-1 сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является, а, следовательно, действие упомянутого закона на него не распространяется.

Таким образом, мотивирование судебного решения об ограничении доступа к сайту исключительно ссылками на вышеуказанные нормы права, по мнению автора, не может считаться как отвечающее требования и принципам, установленным российским законом.

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернете

Иную условную группу судебных решений представляют судебные акты, правомерно обосновывающие необходимость блокирования доступа к сайту во исполнение требований федерального законодательства о защите прав ребенка.

Так, положение статьи 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения прав и свобод в целях защиты нравственности и законных интересов других лиц.

Жаркий июнь 2021 г. Роскомнадзор получил беспрецедентные полномочия для управления Рунетом

23 Июня 2021 10:38 23 Июн 2021 10:38 |

В июне 2021 г. Госдума приняла сразу семь законов, направленных на регулирование интернета и расширяющих полномочия Роскомнадзора.

Теперь ведомство получит доступ к данным о телефонных переговорах россиян и их местонахождению, будет иметь богатый инструментарий для наказания зарубежных интернет-ресурсов, будет регулировать сферы интернет-рекламы и денежных переводов, будет измерять аудиторию интернет-сайтов и сможет обследовать госграницу.

Государственная Дума закончила работу в весеннюю сессию. Июнь выдался для депутатов продуктивным месяцем: было принято сразу семь законов о регулировании в интернете, причем три из них, «О приземлении интернет-трафика», о рекламе в интернете и об измерении аудитории интернет-ресурсов, сразу во всех трех чтениях.

Два других закона – о едином вещателе федеральных телеканалов в интернете и о доступном интернете – были приняты в июне во втором и третьем чтениях.

Еще два принятых закона расширяют основания для блокировки сайтов в интернете: Центробанк будет блокировать сайты, занимающиеся мошенничеством в финансовой сфере, а региональные прокуроры по жалобам граждан смогут блокировать сайты с информацией, порочащей их честь и достоинство.

Передача Роскомнадзору сведений о сотовых абонентах

За исключением двух последних законов, остальные пять принятых законов напрямую расширяют полномочия Роскомнадзора. Особенно интересной выглядит судьба закона «О доступном интернете». Первоначально данный документ в виде поправок к Закону «О связи» был разработан Правительством и регулировал вопросы бесплатного доступа к социально-значимым интернет-сайтам.

Блокирование сайтов в интернете - федеральный закон о блокировании сайтов в интернете

В июне 2021 г. Госдума приняла сразу семь законов, направленных на регулирование интернета и расширяющих полномочия Роскомнадзора

Но ко второму чтению в документ были внесены поправки в три других блока Закона «О связи», расширяющие полномочия Роскомнадзора. Часть из них касается вопросов проверки достоверности данных о сотовых абонентов.

В Законе «О связи» еще в 2017 г. появилась норма, в соответствии с которой операторы связи должны проверять достоверность данных о своих пользователях. В конце 2020 г. в закон были внесены изменения, согласно которым для этих целей Роскомнадзор должен создать Информационную систему мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентов.

В указанную систему сотовые операторы должны передавать информацию о своих абонентах (включая пользователей корпоративных номеров), об используемых ими абонентском оборудовании и идентификационных модулях (SIM-картах), применяемых оператором способах подтверждения сведений о них и результатах соответствующих проверок. Более точно детали должны были быть описаны в постановлении Правительства.

Весной 2021 г.

Минцифры подготовило проект постановления Правительства, в котором предполагалось, что операторы связи также будут передавать Роскомнадзору детализацию об оказанных их абонентам услугах: телефонных вызовах с указанием номеров вызывающего и вызываемого абонентов и идентификаторов их базовых станций, сессиях передачи данных с указание их объема (включая передачу данных устройств интернета вещей), переданных SMS и мультимедийных сообщений и т.д.

Проект постановления вызвал критику, так как Роскомнадзор получает доступ к данным, который до сих пор был только у правоохранительных органов. В том числе Минэкономразвития предоставило отрицательный отзыв относительно регулирующего воздействия данного документа.

Как заблокировать сайт?

В современную цифровую эпоху уже трудно представить себе людей, не зависящих от Всемирной Сети. К сожалению, часто бывает так, что в виртуальном пространстве творится произвол и определенные интернет-сайты активно нарушают действующее законодательство, откровенно посягая на права и интересы граждан и организаций.

Представляем Вашему вниманию практическое руководство, в котором собраны 3 основных способа блокировки сайтов, — без лишних слов, дискуссий и обширной судебной практики.

Disclaimer. Сообщество IP view в настоящей статье не выражает симпатий или претензий к установленному на территории Российской Федерации правовому регулированию, связанному с блокировкой интернет-ресурсов.

Наша цель — беспристрастно и нейтрально обозревать существующие способы и методы решения злободневных проблем, поэтому мы не делаем выводы за других людей — мы лишь демонстрируем читателям полный спектр имеющихся вариантов, из которого каждый волен выбрать желаемое, руководствуясь личными предпочтениями и потребностями.

Сообщество IP view не несет никакой ответственности за последствия, которые могут возникнуть у лиц, воспользовавшихся любым из предложенных ниже способов.

Со своей стороны мы лишь анализируем предоставленные законодательством возможности и не призываем кого-либо реализовывать их на практике.

Кроме того, в порядке предостережения мы также обозначаем риски, с которыми может столкнуться лицо при использовании того или иного способа блокировки сайта, рекомендуем обращать на них особое внимание.

О механизме, который был введён пакетом Антипиратских законов, и о предварительных обеспечительных мерах мы уже подробно рассказывали здесь.

Правовое регулирование: ст. 15.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации); ч. 3 ст. 26, ст. 144.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Использование данного способа блокировки сайта актуально при следующих условиях:

  • наличие нарушения авторских и (или) смежных прав в сети Интернет, за исключением прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • предъявление документов, подтверждающих нарушение авторских и (или) смежных прав в сети Интернет (протоколы осмотра сайта, заверенные скриншоты веб-страниц);
  • предъявление документов, подтверждающих принадлежность заявителю исключительных прав (чаще всего — договоры, реже — свидетельства о депонировании, иные доказательства).

Пошаговая процедура блокировки:

Следует отметить, что на практике ситуация от момента вынесения Определения Мосгорсудом о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав и до момента ограничения доступа к сайту может складываться по-разному.

Чаще всего сведения о вынесенном судебном акте Мосгорсуд передает в Роскомнадзор самостоятельно по системе взаимодействия, в результате чего доступ к сайту-нарушителю ограничивается достаточно оперативно (см. Приказ Роскомнадзора от 12.08.

2013 № 912).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *