Граждане рф обязаны сообщать о наличии гражданства другого государства

Граждане РФ обязаны сообщать о наличии гражданства другого государства

Отвечаем: нет, не нужно. Дальше можете не читать. Но если интересно, почему не нужно, читайте дальше.

Сначала разберёмся, где сказано, что надо уведомлять о втором гражданстве? Это требование есть в пункте 3 статьи 6 закона «О гражданстве Российской Федерации»:

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

С одной стороны в законе прямо указано, что нужно уведомлять о втором гражданстве. Но если читать внимательно, то становится понятно, что речь идёт о тех случаях, когда другое гражданство получено уже после получения гражданства РФ. И об этом надо уведомить в течении 60 дней после получения иного гражданства или ВНЖ.

Российские власти и так знают о вашем «прошлом» гражданстве, не нужно об этом уведомлять ещё раз.

В некоторых регионах (в Питере и ЛО, например) альтернативно одарённые сотрудники УВМ (ФМС) требуют подавать о втором гражданстве после получения гражданства РФ. Здесь есть два варианта:

  • Не обращать внимание на незаконные требования инспектора. Можете поспорить, но это не особо продуктивное занятие;
  • Пойти на почту и подать уведомление заказным письмом. Цена вопроса — около 500 рублей. Подробности здесь;

«Это не совсем демократичная мера»

C 17 августа российские граждане, имеющие два гражданства, должны сообщать о них ФМС — в случае неуведомления, им может грозить уголовная и административная ответственность. Правозащитники называют «закон о двух гражданствах» избыточным, поскольку россияне и так при получении загранпаспорта ставят государство в известность о своем втором гражданстве.

Закон, обязывающий россиян сообщать о наличии у них иностранного гражданства, вступил в силу 4 августа. Однако именно с 17 августа вступает в действие порядок подачи уведомлений о двух гражданствах.

  • Теперь россияне обязаны письменно уведомлять территориальные органы ФМС России о наличии у них гражданства (подданства) другого государства или вида на жительство, или любого другого документа, который дает право постоянного проживания в другом государстве.
  • Граждане обязаны сообщить о своем двойном гражданстве в течение 60 дней, начиная с 4 августа 2014 года, если оно у них уже есть.
  • Также 60 дней будет даваться тем, кто в будущем получит второе гражданство или вид на жительство.
  • Не нужно уведомлять ФМС о двух гражданствах, если человек постоянно живет за пределами России и у него есть вид на жительство или другой документ, который выдан в подтверждение разрешения на постоянное проживание в иностранном государстве, и который снят с постоянного регистрационного учета в РФ.

Россияне, которые постоянно или временно зарегистрированы в России, не входят в понятие «постоянно проживающие за рубежом». Им как раз и необходимо подавать уведомление по месту прописки в органы ФМС.

Подавать уведомление можно либо лично, либо при помощи почтового отправления. При этом рекомендуется самостоятельно контролировать доставку уведомления до органов ФМС, поэтому желательно направлять сообщение о двух гражданствах заказным письмом с уведомлением о вручении письма. Кроме того, позже нужно лично проверить, что весь пакет документов получен сотрудниками ФМС.

К примеру, генконсульство РФ в Южной Корее сообщило россиянам, живущим на территории этой страны, что ведомство не должно заниматься пересылкой документов в органы ФМС.

Но генконсульство может выполнять нотариальные функции — заверить уведомления и копии паспортов.

«Все начнется только 17 августа, до тех пор не стоит волноваться понапрасну, — говорит сотрудник «Газеты.Ru» с двойным гражданством. – Предвкушаю волокиту, с которой придется столкнуться. Хотя, существует опция уведомления по почте, которая должна сэкономить достаточно времени и нервов. Поэтому собираюсь воспользоваться именно этой возможностью».

В уведомление о двух гражданствах нужно будет вписать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, место пребывания или место фактического нахождения, серию и номер паспорта гражданина РФ, а также наименование другого гражданства, серию и номер паспорта иностранного государства.

Также россияне обязаны будут уведомить даты и основание приобретения иного гражданства, сведения о продлении срока действия документов на право проживания в другом государстве. Кроме того, россияне с двойным гражданством должны будут приложить копию российского паспорта и паспорта иностранного государства.

При этом порядок уведомления и бланк, который нужно будет заполнить гражданам с двойным гражданством, появились уже после того, как закон вступил в силу. Сам порядок подачи формы уведомлений вступает в силу с 17 августа.

Обязательно нужно уведомлять органы ФМС, если дети имеют два гражданства.

В Крыму этот закон вступит в силу с 1 января 2016 года.

Так что до конца 2015 года граждане, которые приобрели российское гражданство после вхождения Крыма в состав России, от уведомления освобождены. Интересно, что это правило не касается жителей Севастополя.

В случае если россиянин не подаст уведомление о двух гражданствах или нарушит срок в 60 дней, его ждет как уголовная, так и административная ответственность.

Так, ст. 330.2 УК РФ говорит о том, что лицо, которое не уведомило органы о втором гражданстве, наказывается штрафом от 200 тыс. руб.

или в размере заработной платы осужденного за период от одного года, либо обязательными работами на срок до 400 часов. Ст. 19.8.

3 КоАП накладывает административную ответственность за неподачу уведомлений или за несвоевременно поданные уведомления от 500 до 1000 руб.

Правозащитница Светлана Ганнушкина считает закон о двух гражданствах «избыточным». «Любой человек в России, заполняющий документы на загранпаспорт, отвечает на вопрос, есть ли у него второе гражданство или нет.

Кроме того, граждане сообщают о двух гражданствах, пересекая границу. В этом случае россияне ставят в известность пограничников о том, что у них есть гражданство другой страны, в которую они могут ехать без визы», — говорит Ганнушкина.

По словам правозащитницы,

есть люди, которые просто могут не знать о своем втором гражданстве.

«У меня есть знакомая, которая родилась в 1920 году в США. Соответственно, по американским законам она автоматически является гражданкой США. Но родители увезли ее оттуда, когда ей было пять лет.

На этом ее отношения с Америкой были прекращены.

Вот что ей в этом случае делать? Идти в ФМС? Есть люди, которые могут в таком случае просто не знать о втором гражданстве в силу разных обстоятельств», — говорит Ганнушкина.

«Единственный смысл этого закона — желание унизить человека, заставить человека идти и сообщать о себе сведения, которые государство и так знает. А также чтобы настроить отрицательно население, которое будет считать людей, имеющих несколько гражданств, подозрительными на нелояльность к России», — отмечает Ганнушкина.

Президент фонда «Миграция-XXI век» Вячеслав Поставнин (бывший заместитель директора Федеральной миграционной службы) сообщил «Газете.Ru», что, по их оценкам, два гражданства, разрешение на временное проживание в другой стране и другие подобные документы имеют как минимум 10 млн россиян. Он согласен со Светланой Ганнушкиной, что это излишняя мера.

«Это не совсем демократичная мера, немного унижает наших граждан. У нас есть вся законодательная база, в которой все прописано.

Человек, имеющий второе гражданство, не имеет права занимать госпосты — в случае если мы хотим от этого защититься. Система налогообложения тоже определена.

Это все попахивает дискриминационными вещами — «давайте составим список благонадежных и неблагонадежных граждан».

В наше время пересечь границу не составляет труда, это обычная ситуация при развитии транспортных средств и интернета. Так что это шаг назад», — считает Поставнин.

«Если у вас есть сомнения в каком-то человеке, занимайтесь им.

Как всегда, у нас государство интересует узкий круг людей, но зачем тогда напрягать столько простых людей? А так напрягли 10 млн человек, при этом многие из них — граждане Узбекистана, Казахстана, которые получили российское гражданство 10 лет назад.

Или женщины, которые давным-давно вышли замуж за иностранцев. Теперь они выясняют, нужно ли им подавать документы. Да и в принципе сама постановка вопроса об уведомлении о втором гражданстве архаичная, унизительная и непроработанная в юридическом плане», — говорит глава фонда «Миграция-XXI век».

Зачем государству знать о втором гражданстве

Как известно, ст. 51 российской Конституции устанавливает, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».

Однако власти все же хотят получать такие свидетельства, в частности о связях россиян с иностранными государствами.

26 мая профильный комитет Совета Федерации рекомендовал одобрить законопроект «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предложенный депутатом Думы от ЛДПР Андреем Луговым.

Законопроектом предусматривается установление обязанности для российских граждан уведомлять в течение 60 дней уполномоченный российский орган о наличии иностранного гражданства или вида на жительство.

За неуведомление предложено ввести уголовную ответственность в виде штрафа до 200 тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до 400 часов.

А если государство будет уведомлено с нарушением срока или получит заведомо недостоверные сведения, то виновный  подвергнется только административному штрафу от 500 до 1000 рублей. Сразу нужно заметить, что новые обязанности не коснутся российских граждан постоянно проживающих за границей.

Перестройка и открытие границ после распада СССР дали многим его гражданам надежду на получение новых возможностей в других странах.

Изначально основными мотивами для получения иностранного гражданства бывшими гражданами союзных республик были доступ к системе социальной поддержки и обеспечения иностранных государств, прежде всего развитых стран Европы и Северной Америки, а также доступ к рынку труда и стабильной валюте.

Когда же условия жизни и возможности для заработка в России и иностранных государствах сравнительно выровнялись, на первый план вышло стремление к безвизовому перемещению по миру.

Если в США и Великобритании с ее бывшими колониями нужно предпринимать определенные усилия (например, прожить долгое время) и поклясться в верности стране, чтобы получить заветный паспорт, или стать беженцем, то, например, на островах Сент-Китс и Невис (программа утверждена лично королевой Великобритании), Доминике, Антигуа или Гренаде достаточно просто заплатить цену одно- или двухкомнатной московской квартиры. Аналогичные, но уже более дорогие программы «покупки» гражданства есть теперь и у Кипра и Мальты. Другие же европейские страны, например, Латвия, Болгария, Венгрия и Эстония пока ограничиваются предоставлением вида на жительство.

Множественность гражданств у одного лица достаточно распространенное явление в мире, по крайней мере начиная c 1990-х годов. Например, самыми желаемыми паспортами для безвизовых поездок являются паспорта Великобритании, Финляндии и Швеции, они дают возможность посетить без виз 173 страны.

Далее следуют Германия, Дания, Люксембург и США (172 страны). Стоит отметить, однако, что интерес к гражданству США был в последнее время осложнен появлением закона FATCA и успешной налоговой войной против швейцарских банков. Россия в этом списке занимает лишь 41-е место.

Читайте также:  Ответственность за правонарушения в сфере налогообложения оплаты обязательных платежей. исключение вины за правонарушение.

С нашим паспортом без виз можно посетить уже более 95 стран, что неплохо, но Шенгенская зона и страны ЕС, за исключением Кипра, пока требуют от россиян оформлять визы и платить сборы за их выдачу.

Кстати, первой бывшей республикой СССР (без учета Прибалтики), которой полностью открыли с 28 апреля 2014 года безвизовый доступ в страны Шенгена и ЕС, стала Молдова.

Вся эта ситуация говорит только об одном: чтобы граждане не нуждались в получении другого паспорта, государству стоило бы проводить более активную политику по снятию визовых и миграционных барьеров.

Вместо этого в пояснительной записке к законопроекту россиян, по вполне понятным и описанным выше объективным причинам получивших иностранное гражданство или вид на жительство, записывают в число лиц, мягко говоря, неблагонадежных для Отечества.

«Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается». Аргументация в пояснительной записке больше походит на личную субъективную оценку последствий получения иностранного паспорта, а также абсолютно не объясняет необходимость уведомления о получении вида на жительство. Кроме того, никто не отменял презумпцию невиновности, а тем более уже упомянутую ст. 51 Конституции.

Удивляет также употребление далее понятия «интерес народа» вместо «национального интереса». «Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Обычно от имени народа ведутся дела в судах США.

В неизменяемой части первой ст.

6 Закона «О гражданстве РФ», прямо сказано, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом», а законопроект Андрея Лугового фактически заставляет Россию без всякого международного соглашения признавать своих граждан одновременно иностранными, что сейчас возможно на основании таких соглашений о двойном гражданстве только с Туркменистаном и Таджикистаном. После принятия поправок в законе появится противоречие. Но изменить первую часть ст. 6 Закона о гражданстве не так просто, фактически в ней цитируется ст. 62 Конституции, а это уже практически непроходной вариант для законодателя.

Действующий закон предполагает, что никакие документы о другом гражданстве не должны приниматься во внимание на территории нашей страны при наличии у лица российского паспорта.

Отсюда и очевидная причина возникновения законопроекта: у властей пока нет законных оснований требовать у любого россиянина доказательств его конституционно-правовой связи (гражданство) с иностранным государством.

Очень сложно выявить наличие у россиян иностранного гражданства, еще сложнее – выявить вид на жительство.

Ведь, проверка наличия или отсутствия визы иностранного государства при выезде или въезде в Россию не входит в обязанности российских пограничников.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на то, что россияне постоянно проживающие за границей, освобождаются от обязанности уведомлять российские миграционные органы о другом гражданстве.

Совершенно очевидно, что закон должен действовать для всех одинаково, в противном случае можно говорить о возникновении дискриминации одной категории лиц с российским гражданством перед другой, и это может быть предметом судебных оценок.

Итак, что в сухом остатке? Если законопроект примут, варианта два: уведомлять территориальный орган российской миграционной службы или ждать первых административных штрафов. В любом случае ч. 2 ст. 6 «Закона о гражданстве РФ» прямо говорит, что «приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

Административная и уголовная ответственность грозит гражданам России, не уведомившим ФМС России о наличии гражданства иного государства

4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.

2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий административную и уголовную ответственность за сокрытие гражданами Российской Федерации наличия у них гражданства другого государства либо документа, дающего право постоянного проживания в иностранном государстве.

По новым правилам каждый гражданин Российской Федерации, получивший подданство другой страны или разрешение на постоянное проживание на территории иного государства, либо его законный представитель, обязан письменно сообщить о наличии такового в отдел миграционной службы по месту жительства.

Гражданам Российской Федерации, которые на момент вступления в силу данного Федерального закона уже имели гражданство другого государства либо документ, дающий право постоянного проживания в иностранном государстве, необходимо уведомить территориальный орган ФМС России до 4 октября 2014 года, в противном случае наступает административная и уголовная ответственность.

Подать уведомление можно лично или по почте. Сделать это необходимо в течение 60 дней с момента получения гражданства другого государства. Федеральный закон распространяется на россиян со вторым гражданством (видом на жительство), живущих за рубежом и имеющих регистрацию на территории России.

Подача уведомлений не требуется гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации. Им необходимо уведомить территориальный орган ФМС России при въезде на территорию России.

Исключения также составляют случаи, предусмотренные международными договорами о двойном гражданстве (граждане Туркменистана и Таджикистана).

Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации уведомления влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (Статья 19.8.3 КоАП РФ)

Неисполнение лицом обязанности уведомления о наличии у него иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, в течение шестидесяти дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, после вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» является уголовно наказываемым деянием.

Статья 330.2. УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырёхсот часов.

А вас, штирлиц, я попрошу признаться

Президент Владимир Путин внес в понедельник в Госдуму законопроект о запрете второго гражданства для государственных и муниципальных служащих, а также силовиков.

Документ подготовлен в развитие положений обновленной Конституции, которые были одобрены на общероссийском голосовании 1 июля.

Согласно проекту, докладывать о втором гражданстве чиновники должны будут сами, а на избавление от него им дадут полгода.

Запрет иметь второе гражданство (подданство), вид на жительство или «иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства», распространяется на губернаторов, депутатов, государственных и муниципальных служащих, сотрудников ФСО, МЧС, СВР, ФСИН, Росгвардии, таможенных органов и военнослужащих, а также председателя ЦБ. При этом сохраняется норма действующего законодательства, согласно которой иностранцы могут служить по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Остался в силе и запрет на иностранное гражданство для супругов дипломатов.

В случае обнаружения у чиновника иностранного гражданства служебный контракт с ним расторгается в тот же день (одновременно президент внес соответствующие поправки в Трудовой кодекс).

В законопроекте дается и ответ на вопрос, каким образом руководство может узнать о наличии этого гражданства: предполагается, что госслужащий должен сам сообщить об этом в письменной форме в тот же день, когда об этом узнал, «но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства».

Если госслужащие имеют иностранное гражданство на момент вступления закона в силу, они обязаны сообщить об этом руководству в течение десяти дней.

Затем они могут продолжать работать на своих должностях в течение полугода, если в течение двадцати дней предоставят документы, подтверждающие их намерение отказаться от иностранного гражданства.

И, соответственно, через полгода они должны будут доказать, что избавились от паспорта другой страны.

Исключение сделано для тех, чье иностранное гражданство не прекращено «по не зависящим от них причинам»,— они смогут работать дальше, но без допуска к гостайне.

Напомним, в августе спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил комитету по безопасности направить запросы в МИД, МВД, ФСБ и СВР по поводу наличия у ряда депутатов второго гражданства. Тогда же появились слухи о тотальной проверке парламентариев.

Но в конце октября глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил ТАСС, что специальной проверки всех сенаторов и депутатов на наличие у них иностранного гражданства или вида на жительство не будет, однако любая подтвержденная информация об этом приведет к снятию с них полномочий.

Юрист «Трансперенси Интернешнл — Россия» Григорий Машанов считает, что один из главных вопросов в связи со вторым гражданством чиновников и депутатов — как об этом узнать.

Ведь большинство государств не выдают такую информацию, и в целом у российских правоохранительных органов плохо налажено межгосударственное взаимодействие, отмечает эксперт: «Запрет депутатам Госдумы на второе гражданство действует уже двадцать лет, но я не помню ни одного случая, когда кого-то из-за двойного гражданства лишили мандата».

Он полагает, что внесение в Конституцию этого запрета объясняется желанием не исполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). «Россия — единственная страна Совета Европы, в которой людям запрещают выезжать за границу после того, как они перестали иметь доступ к гостайне.

ЕСПЧ также неоднократно выносил решения, что нельзя дискриминировать гражданина страны, если у него есть гражданство другого государства»,— подчеркивает господин Машанов. Он также напоминает, что как раз сейчас в ЕСПЧ рассматривается жалоба политика Владимира Кара-Мурзы-младшего, которого в 2013 году сняли с выборов в Ярославскую облдуму из-за наличия гражданства Великобритании.

Ксения Веретенникова, Елена Рожкова

Как узнать, есть ли у человека двойное гражданство и проверить наличие второго паспорта

Миграционное право Как узнать, есть ли у человека двойное гражданство и проверить наличие второго паспорта

В современном мире приблизительно у половины населения есть второй паспорт в другом государстве. Властями многих стран допускается возможность наличия у своих подданных двух и более паспортов, хотя, некоторые государства категоричны в этом вопросе. Предлагаем разобраться и развеять лишние опасения, так как нет какой-либо общедоступной базы, где числились бы все люди и информация о них.

Как определить, что у человека второе гражданство?

Учитывая тот факт, что между странами мира нет соответствующих договоренностей, возможности узнать о втором гражданстве нет.

В основном, страны не разглашают персональную информацию о своих подданных третьим лицам. И если человек с двумя или более паспортами будет соблюдать правила их использования, вопросов не возникнет.

Читайте также:  Типовой договор: важные вопросы

Несмотря на это, существует ряд ситуаций, в которых органы власти могут узнать про два паспорта.

Первая ситуация связана с финансами. К примеру, человек желает совершить денежный перевод самому себе с личного счета в российском банке на свой счет в банк страны, гражданином которой недавно стал. Такая транзакция может вызвать подозрения у сотрудников банка.

Вторая ситуация – во время пересечения границы. Допустим, человек хочет посетить страну, где требуется виза для граждан РФ, но не требуется для граждан ЕС. Он покидает территорию РФ по российскому паспорту, в котором нет визы.

От пограничника может последовать вполне логичный вопрос: “Как вы собираетесь пересечь границу страны без визы? Вас попросту не впустят.

” Такая ситуация автоматически даст понять пограничникам, что у вас есть документ, который позволит попасть на территорию другой страны, следовательно у вас есть 2 гражданства.

Ну и, конечно, узнать о другом паспорте третьи лица могут в ходе обыска, если вы нарушите законодательство страны.

Аналогичная ситуация для граждан Украины.

Как проверить наличие двойного гражданства?

По состоянию на 2020 год у России соглашение о двойном подданстве есть только с Таджикистаном.

Соответственно, если человек помимо российского, имеет не паспорт Таджикистана, а какой-то другой, это не будет считаться двойным гражданством.

И для того, чтобы проверить двойное гражданство, необходимо отправить соответствующий запрос в миграционную службу Таджикистана. Иных способов определить двойное гражданство нет.

У Украины ни с какой страной подобный договор не заключен, поэтому наличие любого паспорта иностранного государства будет считаться вторым подданством. И если обладатель двух паспортов не будет афишировать их наличие, а также будет соблюдать правила при прохождении таможенного контроля, наличие двух гражданств вполне допустимо.

Уведомление государственных органов

На территории Российской Федерации, начиная с 4 июля 2014 года были внесены изменения в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”, обязывающий каждого гражданина РФ уведомлять ФМС о получении двойного или второго гражданства.

На это отведено 60 дней с момента получения документа, подтверждающего личность в другом государстве. В Федеральную миграционную службу можно явиться лично или же отправить почтой письмо с соответствующим уведомлением.

Вместе с заявлением необходимо предоставить копии обоих паспортов, российского и другого государства.

Существуют некоторые требования к составлению данного уведомления:

  • его необходимо написать от руки на специальном бланке на русском языке
  • уведомление не будет принято, если в нем будут сокращенные, зачеркнутые или исправленные слова
  • недопустимо применение аббревиатур
  • можно использовать латинские буквы, но только если это действительно необходимо.

У россиянина может быть только одна причина, по которой он сразу не сообщил в ФМС о 2 паспорте: если после получения второго подданства, этот человек все время проживал в стране, подданным которой стал. Но ему все равно необходимо будет уведомить службу иммиграции, для этого будет отведено 60 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации.

Так как на территории Украины официально не разрешено иметь любое другое подданство, помимо украинского, уведомлять власти о новом статусе нет необходимости.

Какие последствия могут быть?

Сейчас не существует какой-либо единой мировой базы с данными обо всех гражданах. Поэтому пока есть требование к уведомлению местных органов власти. К сожалению, процесс проверки и контроля за подобными уведомлениями далек от совершенства и многие граждане умалчивают о наличии двух паспортов.

При идеальных обстоятельствах, никто и не узнает о 2 гражданстве. Но бывали такие случаи, когда о втором паспорте становилось известно, в ходе судебного процесса, по совершенно иному вопросу.

И если, все же, стало известно о не уведомленном втором гражданстве, его обладателю грозит штраф в размере 200 тысяч рублей, или вовсе могут возбудить уголовное дело, с последующими исправительными работами, не менее, чем на 400 часов. А если вы просто не успели в отведенный срок сообщить о новом паспорте, можно получить штраф — не более 1000 рублей.

Вопросы и ответы

Военных проверяют на наличие второго гражданства?

Если россиянин является подданным разных стран, для него нет запрета в прохождении воинской службы. Даже если у призывника есть второй паспорт и о нем знает ФМС, у такого человека не возникнет проблем.

Так как на Украине нет закона про обязательное уведомление местных органов власти о втором подданстве, призывнику лучше не распространяться о нем.

По поводу проверки военных: в связи с отсутствием общей мировой базы граждан, где-либо онлайн по фамилии узнать подобную информацию невозможно.

Как банк узнает о моем другом гражданстве?

Банк может узнать про второе подданство только в одном случае. Если вы совершите денежный перевод со своего российского счета, на собственный счет, в одном из зарубежных банков. Само собой разумеется, что если у вас банковские счета в разных странах, у вас есть паспорта в этих странах.

Как ФМС узнает о двух гражданствах?

Федеральная миграционная служба может узнать о наличии второго подданства, только в том случае, если гражданин принесет или отправит почтой соответствующее уведомление.

Других способов не существует. Разве что, человек по неосторожности “раскроет” информацию о владении паспортами разных стран.

Это может быть пост в социальных сетях или, банально, — похвастаться новеньким паспортом не тем людям.

Могут ли узнать пограничники что гражданства 2?

Можно сказать, что есть всего две ситуации, во время которых могут узнать о наличии нескольких паспортов. Человек желает отправиться в страну, где для россиян требуется виза, но во время проверки паспорта пограничником виза отсутствует.

Это натолкнет сотрудника таможенной службы на мысль о том, что раз этот человек без визы пересекает границу, значит у него есть другой способ, позволяющий пересечь границу выбранной страны без визы. Подобная ситуация может стать основанием для обыска, в ходе которого будет обнаружен второй паспорт.

Если ФМС в курсе этого, все пройдет хорошо, а если нет, у человека могут возникнуть проблемы.

Как узнать, есть ли у человека двойное гражданство и проверить наличие второго паспорта

Как узнать есть ли двойное или второе гражданство у человека. Проверка наличия 2 паспорта у россиян и украинцев.

В современном мире приблизительно у половины населения есть второй паспорт в другом государстве. Властями многих стран допускается возможность наличия у своих подданных двух и более паспортов, хотя, некоторые государства категоричны в этом вопросе. Предлагаем разобраться и развеять лишние опасения, так как нет какой-либо общедоступной базы, где числились бы все люди и информация о них.

Как определить, что у человека второе гражданство?

Учитывая тот факт, что между странами мира нет соответствующих договоренностей, возможности узнать о втором гражданстве нет.

В основном, страны не разглашают персональную информацию о своих подданных третьим лицам. И если человек с двумя или более паспортами будет соблюдать правила их использования, вопросов не возникнет.

Несмотря на это, существует ряд ситуаций, в которых органы власти могут узнать про два паспорта.

Как уведомить ФМС о наличии второго гражданства

4 августа 2014 года – в России вступил в силу закон, запрещающий скрывать факт двойного гражданства.

Поправки ввели обязанность для российских граждан уведомлять уполномоченный орган (то есть Федеральную миграционную службу России) о наличии иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном ­государстве.

Причем ответственность за сокрытие этого факта совсем «не детская» – уголовное наказание (штраф до 200 000 рублей или 400 часов обязательных работ). Административный же штраф (500–1000 рублей) будет грозить за просрочку при подаче уведомления об ином гражданстве или за указание неполных или заведомо недостоверных сведений. Но обо всем по порядку.

Откуда у закона «ноги растут»

В нашей стране много лет действует правило, согласно которому российский гражданин, у которого есть гражданство другого государства, рассматривается только как российский гражданин (ч. 1 ст. 6 Закона о гражданстве). Наличие второго паспорта иной страны не умаляет его прав и свобод, а также не освобождает от обязанностей (ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ).

К сведению

Исключение затрагивает лишь граждан Таджикистана и Туркменистана, с которыми наша страна заключила двусторонние соглашения по вопросам регулирования правового положения лиц с двойным гражданством.

Поэтому если у российского гражданина одновременно есть паспорт, например, Таджикистана, то он считается лицом с двойным гражданством и в отношении него действуют особые правила.

Например, он может пойти в армию по призыву лишь той страны, на территории которой постоянно проживает на момент призыва (ст. 4 Договора между РФ и ­Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства).

Это означает, что несмотря на наличие гражданства другой страны, если человек является российским гражданином, то государством он рассматривается именно таковым. Несет обязанности, имеет права и свободы в такой же мере, как и любой другой гражданин страны, у которого нет второго гражданства.

С открытием границ и распадом Советского Союза многие наши граждане в поисках лучшей жизни стали уезжать за границу. Получая удостоверение личности другой страны, они не спешили отказываться от российского. Ведь наличие паспортов некоторых стран позволяет ­посещать довольно много стран без получения визы.

Пример 1

Международная консалтинговая компания «Henley&Partners», специализирующаяся на приобретении вида на жительства и гражданства в других странах, ежегодно публикует своеобразный рейтинг стран, наличие паспорта которых позволяет посещать другие государства без оформления визы.

Так, по состоянию на 2014 год безвизовый въезд в наибольшее количество стран имеют граждане Финляндии, Германии, Швеции, США и Великобритании (174 государства), второе место занимают Канада и Дания (173 страны), затем следуют Бельгия, Франция, Италия, Япония, ­Южная Корея, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания (172 страны).

Россия вместе с Турцией занимают 38 место. Для граждан этих государств въезд без оформления визы разрешен в 100 стран. Для сравнения: Россию обогнали африканский Маврикий (125 стран и 27 место) и центрально-американский Гондурас (116 стран и 31 место).

А вот соседи нашей страны – Украина (79 стран), Казахстан (66 стран) и Белоруссия (63 страны), Азербайджан и Киргизстан (по 58 стран) пока сильно отстают.

Последние места (93 и 94) достались Ираку и Афганистану. Их граждан без оформления визы пустят лишь в 31 и 28 стран соответственно.

Более подробно с рейтингом на английском языке можно ознакомиться на странице компании в Интернете – https://www.henleyglobal.com/international-visa-restrictions.

И вот в России принимается закон об уведомлении властей о втором гражданстве. К тому же, этот законопроект приняли довольно быстро.

Наибольший резонанс вызвала норма, вводящая за сокрытие второго гражданства уголовную ответственность.

Например, Комиссия совета по правам человека при Президенте России в заключении на проект отметила, что привлечение к уголовной ответственности может осуществляться только за совершение общественно-опасных деяний, которым дается индивидуальная уголовно-правовая оценка.

Здесь же к ответственности имеет смысл привлекать не рядовых граждан, а только тех лиц, в отношении которых законом установлен запрет иметь иное гражданство (чиновники, прокуроры и некоторые другие). Правительство России также не видело, в чем данное деяние представляет такую общественную опасность, что за него нужно вводить ответственность Уголовным кодексом РФ.

Но у авторов поправок была своя логика.

Читайте также:  Договор аренды: какие документы оформить при прекращении аренды недвижимости

В пояснительной записке к законопроекту об уведомлении о двойном гражданстве написано: «Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица может обуславливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из ­принадлежности к иностранному государству».

  • Видимо, решили, что такому россиянину «доверять полностью нельзя», поскольку он учитывает интересы не только России, но и второго государства, гражданином которого является.
  • По информации фонда «Миграция XXI век», уведомить власти нужно будет не меньше 10 млн человек (это не только лица, у которых два гражданства, но и вид на жительство, рабочая виза, разрешение на ­работу и другие документы).
  • А теперь перейдем к практическим вопросам: кто, в какие сроки и каким образом должен уведомить Федеральную миграционную службу России.

Потерявшие связь с Отечеством

Уведомить власти нужно всем российским гражданам, у которых есть:

  • второе гражданство;
  • вид на жительство;
  • другой документ, разрешающий постоянное проживание в иностранном государстве.

Исключение составляют лишь граждане РФ, постоянно проживающие за пределами России.

К сведению

Вид на жительство – это документ, выданный иностранцу или лицу без гражданства в подтверждение права на постоянное проживание в нашей стране, а также права на свободный выезд из РФ и въезд обратно.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.06.

2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Принципиальных моментов здесь два, и они неразрывно связаны. Во-первых, это понятие «постоянно проживающий за границей» и, во-вторых, документы, разрешающие постоянное проживание за пределами России.

К сожалению, ни один нормативный акт не дает нам разъяснения о том, что такое «постоянно проживающий за границей». Можно ли в этом ­случае обратиться к нормативным актам в других областях?

Например, использовать налоговое законодательство, раскрывшее понятие «резидент» в целях исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ)? Напомним, налоговыми резидентами признаются граждане, которые фактически находятся в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ).

А вот валютное законодательство к постоянно проживающим за границей относит тех, кто пребывает в стране не менее года (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном ­регулировании и валютном контроле»).

Хотя, возможно, понятие «постоянно проживающий» начинает действовать уже со срока свыше 3 месяцев? Ведь, как правило, именно 90 днями в течение полугода ограничивается непрерывное проживание за рубежом по туристическим визам или поездка в страну без ­оформления визы.

Возникают здесь и другие вопросы.

Скажем, должен ли быть срок постоянного проживания за границей непрерывным, и тогда российские граждане считаются проживающими там постоянно, а если срок прервется (хотя бы на один день), то нужно срочно уведомлять ФМС России? Здесь уместно вспомнить, что согласно ст. 13 Закона о гражданстве срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение года.

Отсюда вытекает второй принципиальный момент, который нам интересен: какие именно документы, помимо паспорта и вида на ­жительство, разрешают постоянное проживание за пределами России?

Разъяснений закон не дает. Поэтому обратимся к иным документам. Так, Министерство иностранных дел России еще в 2012 году отмечало, что дать обобщенный перечень документов, которыми может подтверждаться постоянное или временное пребывание гражданина России за рубежом, не представляется возможным (письмо МИД РФ от 11.09.2012 № 7695/дэс).

Ключевой вывод ведомства содержится ниже: поскольку в действующем российском законодательстве не раскрывается понятие «постоянно проживающий в иностранном государстве», правовой статус граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством этих иностранных государств. Поэтому и документы, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого ­конкретного иностранного государства.

Одним из наиболее острых является вопрос о том, попадают ли под понятие «другой документ, разрешающий постоянное проживание в иностранном государстве», например, студенческие визы или временные, выданные сроком на 1–5 лет и дающие право проживать в зарубежной стране более полугода подряд? Точки зрения представителей ФМС России разнятся.

В одних неофициальных разъяснениях они отмечают, что рабочие и студенческие визы, хоть и могут быть многолетними и неоднократными, не являются подтверждением постоянного проживания за рубежом.

В других высказывается мнение о том, что резидентские визы и краткосрочные виды на жительство (до года) являются документами постоянного проживания в иностранных государствах.

К сведению

Что означает неофициальное разъяснение? Несмотря на то, что толкование смысла правовой нормы дано официальными лицами или органами, оно не носит обязательный характер, а это значит, на него нельзя сослаться в случае возникновения спора, но, вполне возможно, что позже оно будет обличено в официальную форму.

Процитируем мнение УФМС России по г. Москве.

На официальном сайте ведомства о вопросе уведомления чиновники пояснили: «В случае если гражданин Российской Федерации считает себя постоянно проживающим за пределами Российской Федерации и имеет в соответствии с законодательством иностранного государства документ, подтверждающий право на постоянное проживание, такой гражданин освобождается от обязанности по подаче уведомления».

Другими словами, если россиянин считает себя постоянно проживающим за границей и у него есть соответствующий документ, то он освобожден от этой почетной обязанности. Однако не все так просто.

В неофициальных разъяснениях (ссылки на которые мы дали чуть выше) некоторые представители миграционной службы высказали категоричное мнение, что освобождаются от обязанности уведомить лишь постоянно проживающие за границей граждане России, у которых отсутствует место жительства на территории РФ.

То есть если в паспорте не стоит штамп о регистрации на территории страны (так ­называемой постоянной прописке).

Отметим, что многие россияне, несмотря на получение второго гражданства и постоянное проживание за рубежом, не спешат отказываться от «прописки» на родине, особенно если квартира у них находится в собственности.

Ведь по закону отказываться от нее они не обязаны, да и не запрещено иметь несколько жилых помещений в разных странах в качестве постоянного жилья. И наличие регистрации не приравнивается к факту постоянного проживания.

В общем, позиция чиновников «сложна для восприятия».

Другие представители миграционной службы не столь категоричны. По их словам, неоспоримым доказательством, что гражданин не проживал на территории России, будет отметка о выезде на постоянное место жительства (т.е. как раз «снятие» с регистрации по месту жительства в России).

Если же такой отметки нет, то доказать постоянное проживание можно другим документом – загранпаспортом с отметками о выезде и въезде, по которым можно установить период отсутствия гражданина на территории нашей страны, документом, подтверждающим обучение или работу за пределами Российской Федерации.

В общем, пока нет официальных разъяснений, приходится ориентироваться на последние разъяснения чиновников.

«Успеть до полуночи»

Уведомить о наличии зарубежного паспорта, вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве, необходимо территориальный орган ФМС России в течение 60 дней с момента получения документа (п. 3 ст. 6 ­Закона о гражданстве).

На практике возможны ситуации, когда документа, разрешающего постоянное проживание россиянина за границей, на руках нет. Например, в некоторых странах несовершеннолетним детям не выдается паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Или россиянин пытался отказаться от гражданства другой страны, но не знает, прекратились ли с ней взаимоотношения (нет подтверждающего документа).

В любом случае миграционная служба настаивает на подаче ­уведомления с ­указанием, что подтверждающих документов нет.

Если же россиянин на начало августа (момент вступления закона в силу) уже имел иностранное гражданство, вид на жительство или аналогичный документ, то для него срок уведомления составляет 60 календарных дней с момента вступления закона в силу. Отсчитываем 60 дней от 4 августа 2014 года – получается, уведомить следует до 2 октября 2014 года включительно (ст. 6 Закона № 142-ФЗ). Сроки, как видите, довольно жесткие.

Здесь нужно добавить, что форма уведомления была опубликована уже после вступления закона в силу и начала действовать лишь 17 августа 2014 года, т.е. почти 2 недели спустя. Соответственно, небольшой двухмесячный срок на уведомление был сокращен по причинам, не зависящим от граждан.

Миграционное ведомство поздно спохватилось и не успело к сроку. Полагаем, что если уведомить ФМС России на 13 дней позднее, то к административной ответственности за это не привлекут.

Более того, многие граждане пытались выполнить обязанность и поставить в известность о втором паспорте ФМС России раньше 17 августа, но в приеме уведомлений в свободной форме или по не вступившей в силу форме им отказывали.

Большинство вопросов возникает у той категории граждан, которая попала под неофициальные разъяснения чиновников, – они проживают постоянно за границей, но регистрация в России у них сохранена. Нужно ли им уложиться в 2-месячный срок после вступления закона в силу и срочно приехать в страну только ради того, чтобы исполнить требования закона?

Здесь миграционная служба нашла нестандартный выход из ситуации. В неофициальных разъяснениях они предлагают уведомить государство по первому приезду в страну. Другими словами, как только постоянно проживающий в иностранном государстве россиянин, у которого сохранилась «прописка», первый раз пересечет границу России (не важно, на день или на год), он должен будет уведомить ФМС ­России.

Подчеркнем: в законе такой пометки нет. Как, впрочем, и уточнения о необходимости уведомлять власти в случае сохранения регистрации в России.

Иные сроки на уведомление установлены для граждан Крыма и Севастополя, которые приобрели гражданство России в соответствии с Договором между РФ и Республикой Крым и Федеральным конституционным законом от 21.03.

2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Необходимость поделиться данными о втором гражданстве у них ­наступит с 1 января 2016 года (ч. 5 ст. 6 Закона № 142-ФЗ).

О чем нужно рассказать

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *