К 2018 году россия должна занять 20 место в рейтинге легкости ведения бизнеса

В новом рейтинге она заняла 31-ю строчку вместо 20-й, на которую рассчитывал Владимир Путин

Россия заняла 31-е место в рейтинге Doing Business, сдвинув с этой строчки Францию. Позиции страны в рейтинге ежегодно укрепляются: с 2011 года она поднялась почти на 90 строчек.

Однако майский указ Владимира Путина предусматривал, что прогресс будет быстрее: в 2018 году Россия должна была занять 20-е место.

Эксперты, с которыми поговорило «Реальное время», считают, что войти в топ-20 не так уж сложно, другое дело, что продвижение в рейтинге не всегда говорит о реальном улучшении бизнес-климата.

Всемирный банк опубликовал рейтинг Doing Business—2019 — ежегодный доклад о состоянии деловой среды в 190 странах. Россия с предыдущего года поднялась в нем на 4 позиции и заняла 31-е место, потеснив оттуда Францию, которая сейчас уступает России одну строчку. Коэффициент легкости ведения бизнеса в России составил 77,37 (для сравнения: у лидера рейтинга — 86,59, у аутсайдера — 20,04).

По оценкам Всемирного банка, России удалось достичь прогресса сразу по ряду критериев: упростить получение разрешений на строительство и сократить время ожидания, повысить эффективность и удешевить процесс подключения к электросетям, усовершенствовать механизм приема документов на экспорт. Тем не менее общий коэффициент легкости ведения внешней торговли за год почти не изменился. Не изменился он и по показателю защиты прав миноритарных собственников бизнеса.

К 2018 году Россия должна занять 20 место в рейтинге легкости ведения бизнеса

Первое место в рейтинге третий раз подряд заняла Новая Зеландия. Фото Stug.stug / commons.wikimedia.org

Первое место в рейтинге третий раз подряд заняла Новая Зеландия. В первую десятку вошли (по порядку) Сингапур, Дания, Гонконг, Южная Корея, Грузия, Норвегия, США, Великобритания и Македония.

По сравнению с прошлым годом изменений в топ-10 практически не произошло, кроме того, что оттуда выбыла Швеция. Аутсайдером Doing Business стало Сомали.

Вверху по соседству с ним расположились Эритрея и Венесуэла.

Все 4 государства БРИКС улучшили общий показатель легкости ведения бизнеса. Суммарно Бразилия, Россия, Индия и Китай поднялись в рейтинге на 19 пунктов. Во всех этих экономиках наблюдается прогресс в плане доступности электроэнергии, везде проведены реформы, упрощающие внешнеэкономическую деятельность.

В целом за последние 2—3 года все крупные развивающиеся рынки (Китай, Индия, Нигерия, ЮАР, Индонезия, Россия) принимают на себя обязательства по осуществлению программных реформ, отмечает руководитель консультативной группы Всемирного банка по проведению реформ Сильвия Солф: «Тот факт, что они делают это, является знаменательным событием».

Реформы прошли незаметно

Повышение позиции России в Doing Business было одной из целей первого майского указа Владимира Путина. Согласно указу, в 2015 году Россия должна была попасть на 50-ю строчку рейтинга, а в 2018-м — на 20-ю.

Несмотря на то что с тех пор Россия прибавила 89 позиций (в Doing Business—2012 она находилась на 120-м месте), контрольные точки не сошлись. Так, в рейтинге 2015 года она была лишь на 62-м месте, 2016-го — на 51-м.

20-е место, на которое рассчитывал Путин, в нынешнем рейтинге занимает государство Маврикий.

К 2018 году Россия должна занять 20 место в рейтинге легкости ведения бизнеса

Он добавил, что Минэкономразвития ведет свой собственный расчет: «Мы понимаем, где бы мы были, если бы все реформы, которые, по нашему мнению, объективно проведены и уже влияют реально на административные процедуры, — если бы они учитывались».

Тем не менее, по словам Орешкина, цель войти в топ-20 стран остается, над этим предстоит работать. «И задел под это уже во многом есть. Но при этом на инвестиционный климат смотреть нужно шире. И не только с точки зрения административных процедур, но и в целом, в широком смысле этого слова», — сказал министр.

«Благоприятный климат — это отношение к бизнесу на всех уровнях»

Юрий Симачев из Института прикладных экономических исследований РАНХиГС считает, что задача по вхождению в топ-20 рейтинга «достаточно решаемая», если государство прикладывает к этому политический и организационный ресурс.

К 2018 году Россия должна занять 20 место в рейтинге легкости ведения бизнеса

По словам Симачева, некоторые тезисы Всемирного банка можно назвать спорными.

Например, авторы рейтинга указывают на позитивные изменения в налоговом поле, в то время как в реальности есть «определенное, пусть и небольшое, движение в обратную сторону»: «Как показывают исследования, снижение налогов далеко не всегда стимулирует инвестиционную активность, но вот повышение налогов — точно дестимулирует».

БизнесОбществоВласть

Info (Чехия): Путин хочет, чтобы Россия вошла в TOP 20 рейтинга Doing Business. Почему не получается, и что рейтинги нам не рассказывают?

Задача привести Россию в TOP 20 ставится, в том числе, и перед Министерством экономического развития, которое возглавляет всегда старательный Максим Орешкин. Его ведомство подготовило план, как улучшить позицию страны, и речь идет о мерах, против которых, пожалуй, трудно что-либо возразить: упрощение получения разрешений на строительство, обеспечение прав миноритарных акционеров, а также упрощенная процедура подключения к электросетям. В этом отношении Россию можно только похвалить еще и за то, что она активизировалась в этих областях. Кстати, для этого и существуют некоторые рейтинги.

Но проблема в том, что, как и у каждого международного сравнения, у рейтинга Doing Business есть свои недостатки, которые порицают, в том числе, у нас.

Критически настроенный читатель может бог знает что подумать, узнав, что в рейтинге легкости ведения бизнеса Российская Федерация заняла место выше Чешской Республики, обогнав также Японию, Швейцарию и Нидерланды. Также в первую десятку вошла Северная Македония.

Просто в рейтинге не учитывается все, с чем предприниматель сталкивается на практике. При составлении рейтинга его создатели работают с данными, полученными в основном от международных консалтинговых компаний. А они ориентируются на 12 категорий регуляторной среды для бизнеса средних фирм. Учитываются следующие критерии и условия.

Для начала бизнеса: регистрация, комплектация штата; размещение: разрешение на строительство, электричество, регистрация собственности; финансирование: доступность кредитов, защита миноритарных акционеров; собственно функционирование: уплата налогов, трансграничная торговля, государственные заказы; юридические аспекты: исполнение контрактов и процедура признания неплатежеспособности.

Таким образом, в рейтинге нисколько не учитывается уровень коррупции, а состояние правовой среды принимается во внимание лишь отчасти.

Еще один минус касается того факта, что рейтинг описывает ситуацию в главном торговом городе, а в случае крупных стран, то в двух главных подобных центрах. В случае Чехии это Прага, а в случае России — Москва и Санкт-Петербург. Правда, не всегда исследуется обязательно столица.

Так, в случае США речь идет о Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а что касается, например, Австралии и Канады, то там опять-таки учитывается только один город и так далее. Таким образом, проблема налицо: один город не отражает ситуацию в стране в целом. Всемирный банк вынужденно идет на такое упрощение, ведь сбор данных по всему государству занял бы очень много времени.

Кроме того, часть регуляторных мер принимается на общегосударственном уровне, поэтому мало что рассказывает об конкретных регионах.

Российское Министерство экономического развития сосредоточилось именно на специфических областях, где страна располагает резервами. Московским и петербургским ведомствам поручили еще больше сократить срок подключения к электросетям, а регистрация компаний должна еще ускориться.

Однако хуже всего дела в стране обстоят с защитой прав миноритарных акционеров и с уплатой налогов. В этой сфере в последние годы ситуация в России даже ухудшилась, поэтому готовятся некоторые меры для изменения положения.

Эти меры предпринимаются в рамках так называемой «регуляторной гильотины», которую предложило правительство Дмитрия Медведева. Этот механизм предполагает также отказ от советских стандартов и норм ГОСТа, о которых я уже писал.

Таким образом, некоторые процедуры упростятся, по крайней мере формально.

Все это, несомненно, позитивные вещи, но они пока не решают основной проблемы российской бизнес-среды, которая касается прав собственников и действий силовых структур. Они способствовали тому, что Россия приобрела репутацию страны, где можно легко лишиться собственности.

Так, например, произошло с Биллом Браудером. Точно так же в России могут арестовать из-за совершенно рядового бизнес-спора, как было в случае Майкла Калви.

Я упомянул иностранных бизнесменов, но можно назвать и русские имена, в том числе Павла Дурова (основателя «ВКонтакте» и «Телеграм»).

Российские суды тоже пользуются специфической славой, так как принимают решения в соответствии с сиюминутными настроениями судьи (в лучшем случае) и подвержены влиянию одной и сторон тяжбы. Законы в таком случае играют роль зыбких ориентиров.

За это Россия очень дорого расплачивается, поскольку ее покидают бизнесмены, уезжая за рубеж, в том числе в те страны, которые в рейтинге Doing Business отстают от России.

Ведь зачем вам открывать компанию, если вы можете ее легко потерять? Поэтому инвесторы и обходят Россию стороной.

Конечно, разные сравнения не бесполезны. Они помогают привлечь внимание к проблемным аспектам ведения бизнеса в стране или в том или ином городе. Кстати, затяжная процедура получения разрешения на строительство в Праге уже стала легендой. Но российский пример подтверждает, что даже место в рейтинге среди лучших на бумаге не является гарантией здоровой бизнес-среды.

Россия почти идеальна для бизнеса. Или нет? Страна не смогла войти в топ-20 лучших государств для предпринимателей — Регионы России

Что произошло?

Россия заняла 28 место среди 190 государств по лёгкости ведения бизнеса. В 2018 году страна занимала 31 строчку, а в 2011 – 120-ю.

Всемирный банк составляет рейтинг Doing Business с 2003 года. Он оценивает, легко ли предпринимателям подключить электричество, торговать с иностранцами, взять кредит, построить здание, оформить собственность или бизнес. На баллы влияет то, как защищают права держателей небольших пакетов акций, какие налоги платит бизнес, как проходит банкротство.

Топ-10 лучших стран для бизнеса

  1. Новая Зеландия
  2. Сингапур
  3. Гонконг
  4. Дания
  5. Южная Корея
  6. США
  7. Грузия
  8. Великобритания
  9. Норвегия
  10. Швеция
Читайте также:  Представительство в суде, службе судебных приставов при исполнительном производстве

Россию обогнали Литва, Малайзия, Маврикий, Австралия, Тайвань, ОАЭ, Северная Македония, Эстония, Латвия, Финляндия, Таиланд, Германия, Канада, Ирландия, Казахстан, Исландия и Австрия. Сразу за нашей страной в рейтинге идёт Япония.

С мая 2018 года по май 2019 года в мире провели 294 реформ, полезных для предпринимателей. Пятая часть всех изменений пришлась на  Саудовскую Аравию, Иорданию, Того, Бахрейн, Таджикистан, Пакистан, Кувейт, Китай, Индию и Нигерию. Ещё 26 стран ухудшили условия для бизнеса.

За что Россия получила хорошие оценки?

  • К электросетям стали подключать за 41 день вместо 73.
  • Компании обязали рассказывать обо всех своих изменениях и сделках.
  • Уменьшился срок возврата НДС. 
  • Стало проще получить разрешение на строительство.

Почему рейтинг важен для России?

  • По данным Всемирного банка, в странах с высоким рейтингом предприниматели активнее, а коррупция ниже.
  • В «майских указах» Владимира Путина от 2012 года говорится, что в 2018 году Россия должна подняться в рейтинге Doing Business минимум на 20 строку.
  • Россия – лидер по лёгкости ведения бизнеса среди стран БРИКС. Но страну может обойти Китай. За год он поднялся в рейтинге на 15 строчек, с 46-го до 31-го места.

Что о ведении бизнеса говорят сами предприниматели?

В июле 2019 года ВЦИОМ спросил российский бизнес о его самочувствии.

  • 71% предпринимателей сказали, что страна создала для них неблагоприятные условия.
  • 15% – что государство активно поддерживает бизнес.
  • 51% ждут, что в ближайшие 5 лет развивать дело станет труднее.
  • 10% задумываются о закрытии собственного бизнеса.
  • 6% хотели бы его продать.

В 2018 году в России количество закрытых предприятий в 2,14 раза превысило количество открытых. Тогда основали более 290 тыс. компаний, а ликвидировали – более 600 тыс.

Что мешает вести бизнес?

  • 81% бизнесменов пожаловались на низкие доходы граждан, из-за чего они покупают меньше товаров и услуг
  • 72% пожаловались на коррупцию
  • 71% – на высокие цены на топливо
  • 62% – на работу судов, которые выносят слишком мало оправдательных приговоров
  • 62% – на законодательство, которое изменяется непредсказуемо
  • 63% – на прокурорские проверки

Что помогает вести бизнес?

  • 47% предпринимателей устраивает уровень конкуренции
  • 35% – стабильность в стране
  • 28% – доступные кредиты 

К 2018 году россия должна войти в двадцатку рейтинга doing business

Несмотря на то, что рейтинг Всемирного банка, характеризующего условия для ведения бизнеса, может быть в любой момент отменен, Россия должна за пять лет подняться в нём с 100 на 20 место.

В ближайшие годы Правительство продолжит работу по созданию комфортной предпринимательской среды в России. В планы Минэкономразвития до 2018 года входит, в частности, создание эффективной системы господдержки малого и среднего бизнеса. Работа будет вестись по нескольким направлениям:

  • повышение доступности финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • расширение имущественной поддержки предпринимателей и создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности;
  • оптимизация специальных налоговых режимов и механизмов расчета страховых платежей;
  • повышение информационной открытости системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  • В рамках этой работы планируется постепенно увеличить долю кредитного портфеля предпринимателей, обеспеченную поручительствами гарантийных фондов. Она будет расти на 1,5% в год и к концу 2017 года достигнет 4,5%.

    Также возрастет число бизнес-инкубаторов и технопарков со 170 в 2013 году до 290 в 2018 году.

    Во втором квартале 2014 года планируется провести мониторинг практики применения патентной системы налогообложения. При необходимости в начале 2015 года будут внесены изменения в законодательство о ПСН. Аналогичные мероприятия планируется провести и в отношении ЕНВД.

    • Кроме того, в будущем году будет создана единая база данных о предпринимателях, получающих господдержку, а также система оценки эффективности этой помощи.
    • В результате мерами государственной поддержки к 2018 году должно быть охвачено 5,5% субъектов малого и среднего бизнеса, а знать об этих мерах должны 80% предпринимателей.
    • В планы Минэкономразвития входит также внедрение новых принципов осуществления государственного контроля, повышение доступности земельных ресурсов для бизнеса, сокращение сроков регистрации прав на недвижимость, а также развитие системы третейских судов.

    Накоторые из мероприятий, включенных в план, уже выполнены или находятся на стадии реализации. В частности, Госдумой одобрены законы о дифференцированном подходе к расчету страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятого населения, о снятии ограничений на участие иностранцев в уставном капитале российских организаций.

    Кроме того, в начале этого года Правительство утвердило методики оценки качества работы чиновников в области развития предпринимательства. Документ определяет критерии для расчета показателей эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти.

    Раз в год бизнесмены будут заполнять анкеты, на основании которых власти составят рейтинг регионов.

    Осенью 2012 года президент России подписал указ, который содержит перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

    Список показателей для оценки приводился также в распоряжении Правительства от 15 ноября 2012 года №2096-р. Одним из них является позиция страны в международном рейтинге легкости ведения бизнеса.

    Вернувшись на пост президента, Владимир Путин в своем первом указе поставил перед страной задачу к 2018 году войти в двадцатку лучших стран мира по условиям для ведения бизнеса. Не так давно Россия заняла 105 место в рейтинге легкости ведения бизнеса, составленном журналом Forbes.

    В рейтинге Doing Business, составленном одноименной финансовой корпорацией и Всемирным Банком, Россия поднялась на 112 место со 120.

    Отметим, что от указанного рейтинга могут в любой момент отказаться по причине его субъективности.

    План работы Минэкономразвития составлен в соответствии с поручением президента. В пресс-службе главы государства напомнили, что все федеральные органы исполнительной власти должны представить планы деятельности на пять лет.

    Ведомства должны четко сформулировать, как они видят основные направления работы, определить конкретные показатели, по которым можно будет судить о результатах этой работы, и тех, кто несет ответственность за достижение этих целей.

    Как мы писали ранее, Россия заняла предпоследнее место в рейтинге стран с точки зрения инвестиционного климата. Об этом говорится в исследовании Economist Intelligence Unit. Всего 12% процентов опрошенных считают Россию привлекательной для инвестиций, и те — в свете потенциального роста стоимости активов.

    В то же время недавно Россия поднялась на шесть строчек в мировом рейтинге конкурентоспособности. Рейтинг составлен швейцарской исследовательской группой IMD. 2013 году наша страна заняла 42 место из 60. В прошлом году Россия располагалась на 48 месте.

    Мы также сообщали, что россияне не видят смысла заниматься бизнесом в России. Лишь 2,2% из опрошенных хотели бы открыть собственное дело. Среди основных помех респонденты — их было 7,5 тысяч — называют «отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством».

    Добавим, что меры по развитию в России малого и среднего предпринимательства прописаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

    Россия не успела достичь цели по продвижению в рейтинге Doing Business :: Экономика :: РБК

    Всемирный банк в своем рейтинге рассматривает деловой климат только в двух российских городах — Москве и Санкт-Петербурге.

    Авторы исследования анализируют нормативные акты, связанные с регулированием, и опрашивают экспертов, в основном юристов, судей и нотариусов, часть информации предоставляет государство.

    Среди респондентов нет компаний: во-первых, потому, что у них далеко не всегда есть необходимая юридическая информация, во-вторых, бизнес начинают один раз, а затем предпринимателям становится сложнее оценить, как открыть новую фирму в стране, объясняли во Всемирном банке.

    Эксперты Всемирного банка не учитывают такие показатели, как макроэкономическая стабильность, развитие финансовой системы, качество трудовых ресурсов, коррупция и проблемы безопасности. Периодически Всемирный банк уточняет методологию рейтинга (например, в прошлом и позапрошлом годах это помогло России улучшить свои позиции). В этом году изменений в методологии не было.

    Россия не вошла в топ-20 в Doing Business, так как в 2015–2016 годах «мы ослабили хватку», отметил Орешкин. Кроме того, есть большое количество реформ, которые Россия провела в 2017–2018 годах, но которые Всемирный банк еще не учел в рейтинге, добавил он.

    По расчетам Минэкономразвития, если бы все они были включены в исследование, Россия сейчас оказалась бы на 18-м месте.

    «Это оценка потенциала того, где Россия может оказаться в ближайшие несколько лет, если мы добьемся учета реформ Всемирным банком и не будем отставать по темпам реформ от стран-конкурентов», — сказал Орешкин.

    Если в прошлом цели по продвижению в Doing Business четко закреплялись в указах, то сейчас упоминания рейтинга нет ни в майском указе Путина 2018 года, ни в «Основных направлениях деятельности правительства» на следующие шесть лет.

    Doing Business — это лишь малая часть работы властей по инвестиционному климату, заявил Орешкин: «Административные процедуры занимают только часть [мер по улучшению инвестклимата].

    Doing Business на самом деле учитывает не все административные процедуры, которые есть в экономике. И плюс у него ограниченный охват с точки зрения региональной структуры».

    Механизм «Трансформация делового климата», который разработал МЭР, выходит за грани охвата рейтинга Всемирного банка, подчеркнул Орешкин, хотя и поможет России войти в топ-20.

    Нынешняя позиция России в Doing Business — предел, которого можно достичь путем натягивания индикаторов, считает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков. «Скачок до 20-го места предполагал вообще-то комплексную регуляторную политику.

    Невозможно только работать на индикаторы, но не менять саму среду. Административная рента в таком случае начинает перемещаться в те сферы, где индикаторов Doing Business нет», — подчеркивает он.

    Можно открыть авторемонтный бизнес или хлебопекарню, но после этого в компанию придут 33 надзора и от «легкости ведения бизнеса» и след простыл, отмечает Цыганков.

    Читайте также:  Маршрутка нон-гранта

    «Место в рейтинге Doing Business не является самоцелью, — заявил Орешкин. — Неправильно ставить [позицию в Doing Business] государственной задачей. Государственная задача — это повышение инвестиций, а не обеспечение позиции в каком-либо рейтинге».

    Альтернативные подходы

    В качестве другого ориентира для регуляторной политики эксперты Центра стратегических разработок ранее предлагали принять индекс качества госрегулирования, который также рассчитывает Всемирный банк.

    Индикатор оценивает способность правительства «вырабатывать и реализовывать эффективное регулирование, способствующее развитию частного сектора», отмечали они.

    Он учитывает множество показателей из разных источников — в частности, организацию рынка и конкуренции (из индекса политической трансформации, который рассчитывает Фонд Бертельсмана в Берлине), уровень недобросовестной конкуренции, контроль над ценами, дискриминационные тарифы и налоги, избыточный протекционизм (их оценивает Economist Intelligence Unit в Лондоне), противоречивость налоговой системы и регуляторное бремя (по оценке Global Insight), инвестиционную и финансовую свободу (данные индекса экономической свободы от фонда Heritage в США), правоприменительную практику (по оценке The World Justice Project).

    По этому индексу результаты России не столь высоки: по итогам 2017 года он остался в отрицательной зоне и составил минус 0,48 против минус 0,42 годом ранее (он может колебаться от значения минус 2,5 до плюс 2,5, нейтральный уровень — 0).

    Уровень качества регуляторной среды в России всегда был ниже среднего с момента начала замеров в 1996 году.

    Ранг России по этому индикатору составляет 32,7%, то есть у 32,7% стран мира уровень регуляторной политики хуже, чем у России, а значит, Россия находится в замыкающей трети стран по этому индикатору. Годом ранее показатель составлял 37%.

    В рейтинге индекса качества госрегулирования Всемирного банка Россия «уже давно бьется в потолок», указывает Цыганков, и «именно это отзеркалило факт, что по итогам 2018 года ни в DB, ни в индексе конкурентоспособности ВЭФа Россия не вышла на желаемые места (20-е и 30-е соответственно)». В рейтинге Всемирного экономического форума Россия в этом году заняла 43-е место — формально она поднялась на него с 45-й строчки, но на деле опустилась в нем из-за изменения методологии (при старой методологии в прошлом году Россия находилась на 38-м месте).

    Фактически агрессивное регулирование российской экономики сопровождается «усталостью и неверием» аппарата правительства и большинства чиновников в процедуры прозрачности и доказательности регулирования, добавляет Цыганков. Импульс изменениям в регуляторной политике придали майские указы 2012 года, но сейчас он затухает, а динамика рейтингов как раз отражает это замедление, говорит Цыганков.

    Тройка лидеров рейтинга Всемирного банка в этом году не изменилась: первое место заняла Новая Зеландия, второе — Сингапур, третье — Дания. Гонконг расположился на четвертой строчке, а Южная Корея — на пятой.

    Среди стран региона Европы и Центральной Азии наивысший рейтинг у Грузии (шестое место). За ней идут Македония (десятое место), Азербайджан (25-е) и Казахстан (28-е). Украина заняла 71-ю строчку, а Белоруссия — 37-ю.

    Doing Business: почему Россия провалилась

    Россия заняла 31-е место в мировом рейтинге Doing Business. За год наша страна поднялась на четыре позиции. Однако эксперты достижения России оценивают не очень высоко: в 2018 году Россия должна была попасть в первую 20-ку рейтинга. Мешают развиваться России дорогие кредиты и бюрократические препоны.

    Россия заняла 31-е место в мировом рейтинге Doing Business — 2019, составляемому Всемирным банком. Он оценивает легкость ведения бизнеса в 190 странах.

    • Таким образом, Россия поднялась за год на 4 строчки.
    • Совокупная оценка условий ведения бизнеса в рейтинге Doing Business состоит из 10 показателей: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.
    • В 2012 году в майском указе президента «О долгосрочной государственной экономической политике» была поставлена задача подняться в рейтинге со 120-й позиции, на которой наша страна оказалась в 2011 году, до 20-го места.
    • Дедлайн для попадания на такую высокую позицию России, согласно документу, наступал в 2018-м году.
    • Напрямую ответственным за достижение результата стало Минэкономики, которое, по замыслу властей, должно было стать драйвером реформ и позволить нашей стране подняться до уровня развитых стран.
    • В 2016 году Россия в рейтинге занимала 40-е место, в 2017 году переместилась на 35-е.

    Подтянуть результаты России в последние года помогло изменение методики подсчета рейтинга. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы попасть в 20-ку.

    «Не получилось, потому что наши конкуренты не стояли на месте и активно меняли законодательство в лучшую сторону, борясь за инвесторов», — заявил «Газете.Ru» сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Также, по его словам, не способствовали улучшению инвестклимата в России введение санкций в отношении нашей страны.

    Хуже Грузии и Азербайджана

    Первые места в рейтинге Всемирного банка в этом году заняли Новая Зеландия, Сингапур и Дания.

    Наивысший рейтинг среди стран региона Европы и Центральной Азии в этом году получила Грузия. Она заняла 6-е место.

    1. Обгоняют Россию Азербайджан (25-е место) и Казахстан (28-е место).
    2. Белоруссия заняла 37-е место.
    3. При этом Украина на 71-й позиции, Узбекистан – на 76-й, Таджикистан – 126-й.
    4. В этом году Россия заняла 31-е место с результатом 77,37 баллов, результат нашей страны в рейтинге в прошлом году был 76,76 баллов.
    5. При этом согласно нынешней методологии рейтинга на позицию страны влияет не только итоговый балл, рассчитываемый по 10 индикаторам, но и то, насколько активно страна проводит реформы.
    6. Как комментирует Андраш Хорваи, директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ, наиболее важными реформами в России стало, в частности, упрощение процедуры получения разрешений на строительство.
    7. Россия ускорила процедуру получения разрешений на строительство, сократив на 13 дней время, затрачиваемое предприятием на получение всех разрешений на строительство складского помещения.

    В итоге, согласно данным рейтинга, по показателю «получение разрешений на строительство» эксперты поставили нашу страну на 48-е место. В прошлом году Россия находилась на 115-м месте.

    «За последние 2 года произошли существенные улучшения в сфере получения исходно-разрешительной документации и регистрации прав. Значительную роль в этом сыграл перевод документооборота в электронный вид.

    Это ускорило процедуры, уменьшило количество отказов и снизило временные и денежные затраты застройщиков.

    Например, сейчас получить разрешение на строительство можно за 7 дней», — комментирует директор по инвестициям ГК «Гранель» Андрей Носов.

    Также эксперты Всемирного банка высоко оценили реформы в процедуре подключения к системе электроснабжения. Она стала менее затратной благодаря снижению стоимости подключения к электросетям. При этом сроки подключения к электросетям сократились в России до 73 дней по сравнению с 83 днями ранее.

    В итоге наша страна по подключению к системе электроснабжения стоит на 12-м месте.

    Сильная сторона России, по мнению экспертов Всемирного банка, также это регистрация собственности (12 место рейтинга), а слабые стороны — международная торговля (99 место) и защита миноритарных инвесторов (57-е место).

    По индексу ответственности директора Россия получила лишь 2 балла из 10 баллов, говорится в релизе Всемирного банка. Это означает, что в случае ненадлежащего использования корпоративных активов директора очень редко привлекаются к ответственности.

    По словам Валерия Миронова, заместителя директора «Центра развития» ВШЭ, нынешний рейтинг составляется по измерению делового климата в двух российских городах — Москве и Санкт-Петербурге, а если посмотреть данные по другим городам, то результаты будет сильно отличаться.

    «Бизнес вряд ли ощущает улучшение делового климата в России. Если в первой половине года ставки по кредитам падали, то теперь опять начали расти. В следующем году вырастет НДС с 18 до 20% и это приведет к увеличению издержек для бизнеса. Поэтому изменения к лучшему если и есть, то временные», — резюмирует Сергей Суверов, старший аналитик компании «БКС Капитал».

    Как отмечает в свою очередь Алексей Коренев, аналитик «Финам», попасть на 20-ю строчку рейтинга России не удалось в 2018 году по целому ряду причин: это, например, высокая налоговая нагрузка на вновь создаваемый бизнес, и бюрократические препоны.

    Чтобы инвестклимат в России стал благоприятным для бизнеса, нужно решать эти вопросы, а не заниматься декларированием намерений, как наши чиновники, говорит эксперт.

    Россия так и не вошла в топ-20 стран в рейтинге легкости ведения бизнеса

    Задание президента сорвано. И что дальше?

    О задании, которое президент РФ дал ещё в 2012 году и которое так и осталось невыполненным, вспомнил в ЖЖ журналист Павел Шипилин:

    Пару лет назад мои очень хорошие знакомые обратились ко мне за консультацией: каким бы бизнесом им заняться. А то денег что-то мало. Они уже много чего придумали — открыть офис, поклеить стильные обои, накупить столов и стульев — чтоб сидеть самим и для гостей. Ну, переговоры, контракты, сами понимаете. По-моему, уже обсудили марку компьютеров и принтера.

    Ах, да, ещё кулер. Потому что это круто и производит впечатление на деловых партнёров.

    Я так и не понял, почему у них создалось впечатление, будто мне известна какая-то хитрость мгновенного обогащения.

    В процессе разговора я со всей присущей мне тактичностью («Вы что, сбрендили?» — самое мягкое выражение, которое можно здесь процитировать) объяснил знакомым, что телегу (организацию офиса) нужно ставить позади лошади (идеи), а не наоборот, что свой бизнес — это большие стартовые затраты с неясным результатом. Однако мне до сих пор кажется, что они решили, будто я чего-то не договариваю и из эгоизма скрываю тайну.

    Читайте также:  Как изменить иск и не получить отказ от суда

    Но от затеи, к счастью, отказались. Надеюсь, мне это зачтется. Во всяком случае, в свою виртуальную книжечку добрых дел я то поучительное общение записал.

    Это история мне всегда вспоминается, когда Всемирный банк публикует очередной годовой Ease of doing business ranking — рейтинг легкости ведения бизнеса по странам.

    Еще в 2012 году Владимир Путин поставил задачу к 2018 году войти в топ-20, и даже закрепил ее в майских указах.

    Тут надо пояснить, что собой представляет рейтинг Doing business и почему ему можно доверять, хотя и с оговорками.

    Во-первых, в этом году во Всемирном банке проводился аудит по наводке бывшего главного экономиста ВБ Пола Роумера. Который заявил, что сотрудники банка использовали корректировки в методике рейтинга в соответствии со своими политическими предпочтениями и больше всего изменения в методологии сказывались на Чили.

    «Опасения, что сотрудники Всемирного банка использовали корректировки в методологии для искажения показателей Doing Business в отношении отдельных стран или влияния на внутриполитические процессы в этих странах, не нашли никаких подтверждений»,— говорится в отчете. Однако аудиторы отметили, что частые корректировки все же снижают ценность показателей для исследователей.

    Во-вторых, рейтинг составляется не по опросам, а с использованием документов. То есть, какие директивы приняты правительством той или иной страны для облегчения жизни предпринимателей и инвесторов. Индикаторов много, вот некоторые:

    • Создание предприятий: количество процедур, стоимость процедур, затрачиваемое время, размер уставного капитала.
    • Получение разрешений на строительство: количество процедур, срок (в днях), стоимость.
    • Налогообложение: количество налоговых выплат, время, налог на прибыль (% прибыли), налог и выплаты на зарплату (% прибыли), другие налоги (% прибыли), общая налоговая ставка (% прибыли).

    Другими словами, если майский указ президента не выполнен, подозревать международных финансистов в кознях в данном случае смысла нет. Если у нас по-прежнему сложно получить разрешение на строительство или затруднена международная торговля, то виновато правительство, а не Всемирный банк.

    При этом следует понимать, что рейтинг Doing Business не гарантирует богатую жизнь, как красивые обои в офисе не заменят способ зарабатывания денег. Грузия, например, уже давно входит в двадцатку, но население живет бедно.

    Скорее, это необходимое, но не достаточное условие, которое должно быть выполнено.

    Эффект можно почувствовать только через несколько лет, когда наши предприниматели ощутят облегчение, а иностранные инвесторы поверят в необратимость проведенных реформ.

    В прошлом году глава Минэкономразвития Максим Орешкин объяснил президенту, что по мере приближения к топ-20 конкурировать становится сложнее.

    — Важно понимать, что сейчас мы вошли в ту зону, где конкуренция между странами повышенная. Движение, например, с 100-й до 50-й позиции в этом плане проходило гораздо проще. Сейчас нашими соседями и прямыми конкурентами по рейтингу являются такие страны как Франция, Голландия, Швейцария, Япония.

    Понято, что эти страны также активно улучшают качество условий ведения бизнеса, стараются продвигаться вперед, поэтому для продвижения вперед нам нужно быть лучше, чем они.

    Грубо говоря, с текущими показателями, если бы все страны оставались бы на том уровне, на котором они были пять-шесть лет назад, то мы бы уже где-то были около 20 места.

    Однако заверил Владимира Путина, что надежда на выполнение майского указа сохраняется. Хотя я, например, еще в прошлом году отнесся к его оптимистичному заявлению, мягко говоря, скептично.

    Теперь эта надежда рухнула — задание сорвано. Ну и что теперь делать с министром?

    Россия попала в сотню. Вышел новый рейтинг Всемирного банка Doing Business

    Россия оказалась в числе стран, которые показали наибольший прогресс в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Впервые за время составления списка РФ попала в первую сотню, скакнув сразу на 20 позиций вверх. К 2018 году страна должна занять в рейтинге 20-е место.

    В новом рейтинге Doing Business Россия заняла 92-е место, поднявшись со 112-й позиции, которую она занимала в прошлом году. Всего в рейтинге участвуют 189 стран.

    Первое место в рейтинге, как и в прошлом году, занял Сингапур.

    Тем не менее, специалисты Всемирного банка отметили в первую очередь 29 стран, где произошли наибольшие изменения, то есть в которых было проведено 3 или более реформ, способствующих улучшению ведения бизнеса.

    Из этих 29 десяток стран показали наибольшее приближение к «передовому рубежу» – наилучшему результату по каждому из показателей, по которым рассчитывается рейтинг. Среди них и Россия.

    Всемирный банк использует следующие 10 категорий, по которым проводит исследования: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности.

    Самый большой прогресс у России – по параметру подключения к электроснабжению. В рейтинге по этому показателю РФ заняла 117-е место против 188 в прошлом году, улучшив позиции на 71 пункт. Также есть существенные улучшения по удобству регистрации собственности: Россия поднялась на 29 мест, очутившись на 17-й позиции.

    Прогресс есть и по остальным категориям. Только по параметрам кредитования, защиты инвесторов и разрешения неплатежеспособности имеются ухудшения, хотя и небольшие: на два-четыре пункта. По пункту обеспечения исполнения контрактов изменений нет. Кстати, именно по этому параметру Россия занимает самое высокое место – 10-е. Продвижение к передовому рубежу у России составило 5,37%.

    «Россия упростила начало ведения бизнеса, отменив требование иметь авторизованную банковскую карту для открытия счета. Россия также сделала получение электроэнергии менее затратным путем установления стандартных тарифов на подключение к сетям и устранения многих процедур, требуемых ранее», – говорится в докладе Всемирного банка.

    Россия наряду с Танзанией стала страной, добившейся самого большого прогресса в облегчении подключения к электросетям с 2009 года.

    Также, по данным составителей доклада, количество фирм на тысячу человек в стране выросло с 22 в 2006 году до 35 в 2012 году.

    Особенно составителей доклада впечатлило то, что впервые в мире российский космонавт Павел Виноградов оплатил налоги с борта Международной космической станции.

    «Россия вошла в десятку стран, которые наиболее улучшили свои показатели. Страна номер один – Украина, потом идет Руанда, на третьем месте Россия.

    Благодаря реформам, благодаря тому, что РФ улучшила среду для ведения бизнеса за последний год, Россия продвинулась к передовому рубежу на 3,6%, что очень большой прогресс, потому что в среднем страны, которые проводят реформы, продвигаются на 1,2%», – сказала один из авторов рейтинга Валентина Салтане (цитата по ПРАЙМ).

    Украина действительно показала очень большой прогресс в деле улучшения ведения бизнеса. В общем рейтинге Doing Business она подскочила на 28 позиций: со 140-го места до 112-го.

    Продвижение к передовому рубежу составило 7,47%.

    Самый большой скачок республика совершила в категории получения разрешения на строительство: теперь она занимает по этому параметру 41-е место, а в прошлом году занимала 186-е.

    Из стран бывшего СССР самое высокое место занимает Грузия, оказавшаяся на 8-й позиции рейтинга. Литва – на 17-м месте, Эстония – на 22-м, Латвия – на 24-м. Белоруссия заняла 63-е место, а Киргизия – 68-е.

    Во Всемирном банке предупреждают, что улучшение условия ведения бизнеса для России сейчас – чуть ли не главная возможность поправить ситуацию в экономике. «Темпы роста в России замедлились. Возможности для роста в вашей экономике задействованы практически полностью. Дальше расти без инвестиций невозможно.

    А для частных инвестиций нужен хороший деловой климат. То есть, по сути, сейчас – самое важное время для выполнения целевых показателей Doing Business. И насколько я вижу, у вас проводится на этом направлении большая работа. Идут технические дискуссии, например, в строительстве.

    Энергичность этих усилий не ослабевает», – цитирует ИТАР-ТАСС директора ВБ по России Михаила Рутковского.

    Россия могла показать более значительный рывок в рейтинге.

    Андрей Белоусов, еще будучи министром экономического развития, говорил, что в новом рейтинге РФ могла бы оказаться на 50-й позиции, если бы реализовались все мероприятия утвержденных «дорожных карт» в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Но к началу осени, по данным Агентства стратегических инициатив, дорожные карты по улучшению бизнес-климата в РФ были выполнены менее чем наполовину.

    Для России рейтинг Doing Business является знаковым. В мае 2012 года президент страны Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», согласно которому требуется принятие мер, позволяющих стране подняться со 120-й позиции, рассчитанной в 2011 году, до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.

    «России необходимо осуществить немало идей. До сих пор не разработаны все дорожные карты до конца. Нет четкого понимания, как развивать инфраструктуру во многих регионах.

    Без внедрения цифровых технологий во все сферы жизни и экономики невозможно говорить о конкурентоспособности и привлекательности России для инвестиционных проектов», – сказала газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Общероссийской общественной организации «Российский Клуб Финансовых Директоров» Тамара Касьянова.

    По ее мнению, сейчас в России нет стремления вкладывать деньги в модернизацию своего производства.

    «Если составителей рейтинга впечатлил факт оплаты налогов с борта МКС, то нас всех бы впечатлила более рациональная налоговая реформа, которая позволила бы россиянам улучшить качество жизни и вывести страну в лидеры.

    Если мы сумеем преодолеть все негативные факторы за пять лет, то Россия со своим природным и человеческим потенциалом может войти не в двадцатку, а в десятку стран-лидеров по рейтингу Doing Business», – подчеркнула она.

    • МАСТЕР-КЛАСС. Требования от ИФНС: как ответить, чтобы не доначислили?

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *