Кадастровая реформа: риски

Среди положений нового закона — упрощенный порядок оспаривания кадастровой оценки, персональная ответственность чиновников за ошибки и единый цикл проведения кадастровой оценки (4 года и 2 года — для городов федерального значения)

Кадастровая реформа: риски

Comdas/shutterstock

Президент России Владимир Путин 31 июля подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки. Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

Вместе с экспертами Росреестра рассказываем об основных пунктах данного закона.

Ошибки трактуются в пользу собственника

Основное нововведение, которое устанавливает закон — все ошибки в определении кадастровой стоимости рассматриваются в пользу правообладателя объекта недвижимости.

Например, если исправление ошибки в определение кадастровой стоимости привело к ее уменьшению, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной.

Если стоимость увеличилась — она будет применяться только со следующего года.

«Концепция закона исходит из принципа — любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости», — так обозначила суть закона вице-премьер Виктория Абрамченко.

Кадастровая оценка будет проводиться раз в четыре года

Закон устанавливает единую периодичность проведения кадастровой оценки — раз в четыре года. В городах федерального значения в случае принятия мэром соответствующего решения — раз в два года.

В Росреестре отметили, что до этого кадастровая оценка в регионах проводилась неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставило владельцев недвижимости в неравные экономические условия. Теперь установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки. В соответствии с этим будет рассчитываться и размер налога на недвижимость.

Ответственность чиновников за ошибки

Принятый документ вводит персональную ответственность должностных лиц за ошибки в определение кадастровой стоимости. Чиновников будут наказывать увольнением за необоснованное завышение кадастровой стоимости.

Ответственность будет зависеть от доли подтвержденных судом отказов в исправлении кадастровой стоимости — более 20% подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости. Сейчас за кадастровые ошибки фактически никто из независимых оценщиков ответственности не несет.

Оспорить кадастровую стоимость станет проще

После вступления в силу закона станет проще оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке. Для этого достаточно будет направить соответствующий запрос через МФЦ. Более того, при выявлении одной ошибки придется автоматически исправить и аналогичные по другим однотипным объектам.

Дополнительный контроль

Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:

— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.

В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.

Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».

Предприниматели увидели риски в реформе банкротств

Кадастровая реформа: риски

Андрей Гордеев и Евгений Разумный / Ведомости

Поправки в закон о банкротстве могут не упростить процедуру, а создать новые риски для бизнеса. О них в письме предупредил разработчика законопроекта – Минэкономразвития – Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). «Ведомости» ознакомились с копией, подлинность которой подтвердил вице-президент РСПП Александр Варварин. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос.

Менее 2% предприятий, начавших банкротство, восстанавливают платежеспособность, сообщало Минэкономразвития.

После окончания моратория (запрет кредиторам возбуждать новые дела о банкротстве в отношении отдельных компаний и предпринимателей на полгода с начала апреля.

– «Ведомости») может быть целая волна банкротств, предупреждает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Архипов. Но пока в связи с мораторием число банкротов в марте снизилось на 15–18%, оценивали эксперты ЦМАКПа.

Для сокращения издержек во время банкротства Минэкономразвития предлагает отказаться от части процедур – например, не проводить финансовое оздоровление компании, не вводить внешнее управление. Но ввести новую процедуру – реструктуризации долгов.

Сейчас должник может подать только заявление о банкротстве, затем начинается наблюдение.

Но оно может длиться около семи месяцев, тем временем должник продолжает накапливать долги, объяснял арбитражный управляющий Евгений Семченко: начать же реструктуризацию можно только после наблюдения – например, ввести внешнее управление или заняться финансовым оздоровлением.

В 2019 г. было более 10 000 дел о банкротстве, в которых была введена процедура наблюдения, но началом финансового оздоровления из них закончилось только 17 дел, свидетельствуют данные судебного департамента при Верховном суде.

Еще одна поправка законопроекта, вызвавшая споры – возможность проводить торги на понижение (сейчас торг, наоборот, идет на повышение). Объявлять о торгах нужно один раз, если имуществом никто не заинтересовался, снижать цены на него пока не появится покупатель. Так Минэкономразвития рассчитывает повысить продажи на первых и вторых торгах.

На это представила свои замечания Федеральная антимонопольная служба (ФАС), рассказывает заместитель руководителя ведомства Михаил Евраев.

Служба предлагает упразднить предварительную подачу заявок на участие в торгах, заменив ее на участие через фактическое предложение цены (это исключит возможность предварительного сговора), а также извещать о торгах не за 30, а, например, за 15 дней, перечисляет он.

В случае принятия в таком виде поправок восстановить платежеспособность должникам будет сложно, предупреждает Варварин. По законопроекту дополнительные акции при реструктуризации долгов смогут размещать только акционеры, владеющие не более чем 1% акций.

Это серьезное ограничение, согласен партнер BCLP Иван Веселов, именно мажоритарные акционеры заинтересованы в восстановлении платежеспособности компании. При этом выпускать дополнительные акции можно даже без согласия акционеров.

Это создает риски рейдерских захватов компаний, говорит Варварин, акционеры рискуют потерять корпоративный контроль, в итоге должники откажутся использовать такую процедуру. Механизм может использоваться для разрешения корпоративных конфликтов, установления корпоративного контроля, а не для восстановления бизнеса, согласен Веселов.

Ограничение на участие в дополнительной эмиссии контролирующих акционеров должника может негативно сказаться на кредиторах, согласен партнер Deloitte Антон Зыков, но задача реструктуризации в первую очередь – это восстановление платежеспособности должника, а не сохранение состава его акционеров.

Еще один риск – право налоговиков накладывать залоги на арестованное по налоговым долгам имущество должника. Федеральная налоговая служба (ФНС) уже получила такое право после принятия поправок в Налоговый кодекс осенью 2019 г. Теперь оно закрепляется и в законе о банкротстве.

Но РСПП опасается, что налоговики смогут удовлетворять требования раньше других кредиторов. Это наиболее важное замечание, считает юрист KPMG Артем Баринов. Сейчас залоговые кредиторы могут вернуть долг первыми. С апреля налоговый долг может быть признан залоговым, но приоритет отдается коммерческим залогам – например, банков.

Минэкономразвития предлагает изменить это, объясняет Архипов, чтобы сначала налоговики возмещали деньги из стоимости имущества, а уже потом остальные кредиторы из того, что осталось. Единственный, кто сможет пытаться бороться с преференциями налоговиков, – банки по кредитным договорам, предупреждает он.

Это может привести к тотальному дисбалансу интересов кредиторов, считает Баринов.

О рисках предупреждают и банки.

Мера негативно скажется на рынке кредитования, говорит представитель Сбербанка, снизится определенность и привлекательность залога, а это повысит процентные ставки по кредитам. Законопроект может спровоцировать дисбаланс интересов кредиторов в делах о банкротстве, поддерживает представитель ВТБ. Представитель ФНС отказался от комментариев. 

Норма должна демотивировать преднамеренное и контролируемое банкротство, так как лишает смысла попытки вывода активов, считает человек, близкий к правительству. Это мотивирует реструктурировать долг, а не пытаться его списывать, объясняет он.

При этом залог возникает только с момента возникновения обязательств, если они сначала появились у другого кредитора, он получит приоритет, спорит собеседник «Ведомостей», а банки смогут воспользоваться системой информирования о начале проверки или о нарушениях.

Государство будет впереди, только если банк проигнорирует данные, фактически норма коснется только скрытых обязательств, но это только 1,5% всех дел, заключает он.

Читайте также:  Компенсация за неиспользуемый отпуск, задолженность по заработной плате: взыскание

Возможно, лучше отложить рассмотрение законопроекта, считает Семченко, в ближайшие пару лет никаких революций не нужно. После окончания моратория, когда может начаться волна банкротств, всем будет важна стабильность и возможность прогнозировать, считает он.

Стоит отложить законопроект, согласен партнер МЭФ PKF Александр Овеснов, он затрагивает многие сферы, предлагает реформу работы арбитражных управляющих, нужно провести широкую дискуссию с бизнесом, государством и экспертами.

Пока же нужны точечные поправки – в первую очередь для упрощения и ускорения банкротства, заключает он.

Саратовский оценщик: риски завышенной оценки после кадастровой реформы очевидны

Кадастровая реформа: рискиВчера Госдума приняла в первом чтении законопроект о переходе к государственной кадастровой оценке недвижимости.

Проект Минэконмразвития РФ был внесен в парламент только в мае, хотя муссировался еще в декабре прошлого года. Качество разработки таково, что от критики не удержались даже ортодоксальные единороссы.

Основное новшество состоит в том, что кадастровая оценка недвижимости переходит от независимых оценщиков к государственным, которые будут работать в создаваемой сети государственных бюджетных учреждений (ГБУ).

Кроме того, законопроект предполагает введение единой методики оценки, которая в тексте не содержится, а потому профи не смогут высказать прямо сейчас мнение о подходах и профессионализме чиновников Алексея Улюкаева.

Все эксперты сходятся во мнении, что оспорить кадастровую оценку теперь будет сложнее, так как очевидный крен в сторону интересов государства и пополнения казны налицо. Но ответственность госоценщиков за результаты своего труда в законе совершенно не прописана, в то время как риски завышенной оценки очевидны.

В свою очередь, оценка по-новому может привести к резкому росту налога на имущество организаций, но что самое чреватое — рост платежей коснется и физических лиц, так как ставка налога за квартиру, дачу будет определяться в процентах от кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, как сегодня.

Как пишут центральные СМИ, с 2015 года в 28 регионах налог на имущество «физиков» рассчитывается по кадастровой стоимости, в этом году к ним прибавился еще 21 регион, а к 2020 году уже все регионы перейдут на такой порядок.

При этом, подчеркивают критики, процедура оспаривания оценки  становится сложнее. Она отдается на откуп региональным комиссиям, но, положа руку на сердце, разве не очевидно, чьи интересы будут защищать комиссии, почти целиком укомплектованные чиновниками, чья главная задача — пополнять бюджет?

Ков второму чтению разработчик должен учесть так много замечаний, что совсем непонятно, как же это ему удастся сделать. Ведь нужно помнить, что второе и третье чтения состоятся опять-таки в июне, последнем рабочем месяце уходящей Госдумы.

Что думают по поводу реформы саратовские оценщики? По мнению дипломированного оценщика, руководителя юридического бюро «АргументЪ» Андрея Ларина, крен в сторону государственных интересов выражен очень ярко:

— Как и «Платон», новая система кадастровой оценки недвижимости – это, прежде всего, еще один способ пополнения доходов бюджета. И, надо думать, не последний способ. Сейчас кадастровая оценка оспаривается через арбитражный суд, где необходимо доказать, что она завышена в сравнении с рыночной.

Вот для судебных споров по кадастру и привлекаются частные оценщики, в то время как массовую кадастровую оценку земли, из-за которой и возникают споры, ведут обычно большие полугосударственные структуры с разветвленной филиальной сетью. Допустим, если законопроект вступит в силу, в суд обращаться будет бесполезно, и этот  бизнес для частных оценщиков закончится.

Но есть ведь оценка активов, интеллектуальной собственности, бизнеса и т.п. – на земле свет клином не сошелся.

В то же время, по мнению нашего собеседника, интересы бизнеса и граждан могут существенно пострадать:

— Я недавно защищал в суде фермера, чей участок в степи в рамках прошедшей ГКОЗ оценили в 22 миллиона рублей, в то время как соседний – в сотни раз меньше.

Оказывается, по участку фермера должна пройти трасса, землю эту у него будут будто бы выкупать за хорошую цену.

Мы доказали, что все эти предположения не должны влиять на оценку, но если такие коллизии будут разбирать региональные комиссии, не факт, что они обратят внимание на доводы здравого смысла.

Добавим, что за 2014-2015 годы граждане и бизнес, оспорив результаты оценки, сумели снизить налоговую базу на 4 трлн руб.

— Вот чтобы борьба с оценкой не приняла массовый характер, когда налогоплательщики, поняв алгоритм, начинают действовать очень эффективно, эту систему резко поменяли на другую, — уверен Андрей Ларин. – Ну и, конечно, необходимость как-то нейтрализовать  провал от нефтяных поступлений ведет к появлению таких законопроектов.

Справка «БВ». По данным Счетной палаты РФ не просчитана нагрузка на регионы, где на местах будут создаваться органы госоценки недвижимости. По данным комитета по местному самоуправлению Госдумы, регионам потребуется порядка 1,1 млрд рублей.

Что будет в 2021 году с кадастровой палатой

Кадастровая реформа: рискиВ последнее время средства массовой информации говорят о том, что в 2021 году кадастровой палаты не будет. Так ли это? Какие функции в Российском государстве она выполняет? Что говорят эксперты о возможных изменениях в 2021 году?

Функции кадастровой палаты

Прежде чем говорить о функциональных особенностях кадастровой палаты в нашем государстве, нужно сначала разобраться в самом понятии этого элемента государственного управления.

Само слово «кадастр» в переводе с французского языка обозначает «реестр», или «список».

Изначально, еще в средние века, под кадастром подразумевали регистрацию населения какого-то государства, с которых бралась поголовная подать.

В Российском государстве понятие «кадастр» связывается с землей, а именно ее оценкой и сборами поземельных налогов.

Земельный кадастр появился в России еще в Х веке, в нем были собраны описания земель, взятые из межевых, дозорных и писцовых книг.

Эти документы собирались в результате землемерных работ, благодаря которым измерялись длины граничных линий, что служили для разделения земельных угодий.

Через пару веков функции кадастра в нашем государстве значительно расширились: он стал защищать права землевладельцев.

А после революции 1917 года кадастровой регистрации подвергались все без исключения земли, включая и водные пространства, которые располагались в пределах населенного пункта (независимо от пользователя).

В этом случае под регистрацией подразумевалась опись участка со всеми его индивидуальными характеристиками – строениями, сооружениями и т. д.

В настоящее время под кадастровой палатой понимают Федеральное государственное учреждение, на которое возложены функции учета земельных участков, предназначенных для проживания и ведения хозяйственной деятельности. Оно не относится к коммерческим организациям и занимается тем, что:

  1. Производит кадастровую государственную опись не только участков земли, но и недвижимости, расположенной на них.
  2. Пополняет государственный реестр кадастра.
  3. Предоставляет необходимую информацию на соответствующие запросы, которые напрямую связаны со сведениями, имеющимися в земельном кадастре.

Данные полномочия были предоставлены кадастровым палатам еще в 2011 году, поэтому именно данные учреждения назначают кадастровый номер, ставят на учет и т. д.

В 2021 году региональные кадастровые палаты выполняют следующие функции:

  1. Оформляют соответствующую документацию, необходимую для того, чтобы участок земли прошел процедуру кадастрового реестра (сюда входит и правильность заполнения бумаг, их комплектация).
  2. Проводят запросы сведений у других госучреждениях, которые нужны для ведения учета.
  3. Не только ставят на учет земельные объекты, но и снимают с него, вносят изменения, касающиеся основных характеристик этих объектов.
  4. Предоставляют выписки из кадастра о состоянии объекта недвижимости (как для отдельно взятых россиян, так и для госорганизаций).
  5. Консультируют всех желающих по вопросам кадастрового учета.

Таким образом, кадастровая палата в нашем государстве занимается всеми вопросами, которые относятся к сфере границ земельных участков, размеров, объектов, владельцев, то есть всего того, что отображается в кадастровом паспорте.

Кадастровая деятельность в 2021 году

На данный момент в нашем государстве существует два основных реестра:

  • прав на недвижимость и сделок с ней (ЕГРП);
  • кадастр недвижимости (ГКН).

Правами владельцев на недвижимость занимается Росреестр, а кадастровым учетом – кадастровая палата. И достаточно много информационных сведений в обоих реестрах дублируется, хотя документы заполняются различные.

Поэтому реорганизация этих служб планировалась еще в 2014 году, подразумевалось, что будет произведено объединение их в одну – Единый госреестр недвижимости или ЕГРН.

Эти три года специально отводились на то, чтобы все имеющиеся сведения перевести в электронный цифровой вид (это значительно упростит последующее ведение всей необходимой документации).

Праздничные дни и даты в следующем году в России

Будущие изменения в 2021 году, которые касаются кадастровой палаты

С начала года предполагается, что будет произведена отмена свидетельства о регистрации права собственности, которое напрямую связано с функциональной деятельностью кадастровой палаты. Об этом говорится в соответствующем законе – ФЗ, закон № 218 от 13. 07. 2015 года.

В данном документе предусматривается, что из практики будет исключено дублирование нормативно-правовых актов (цель – избавить от излишнего оформления ненужной документации и упростить процедуру реестра земельных участков).

Как утверждают специалисты, этот новый закон будет объединять в себе два старых — № 221 и № 122 (о государственном кадастре недвижимости и регистрации прав на нее).

Читайте также:  Принят федеральный закон по усилению прав дольщиков

Что изменится в кадастровом реестре нашего государства? Вот основные нововведения:

  1. Постановка на учет земельного участка в государственном кадастре и регистрация прав на недвижимость будет происходить в одном учреждении.
  2. Сократится регистрационный период – с двадцати дней до десяти.
  3. Заниматься оформлением всей документации станет не местное территориальное отделение МФЦ или Росреестра, а любое.
  4. Будет предоставлена возможность приостановить постановку на кадастровый учет и регистрацию прав собственности.
  5. Отменен такой документ, как свидетельство о регистрации прав собственности, вместо него владелец будет получать выписку из реестра недвижимости.

Также ведется речь о том, что на сайте Росреестра запустят в работу личный кабинет правообладателя, что значительно облегчит получение всех кадастровых услуг, касающихся земли и недвижимости. В его функции входит:

  • обеспечение соответствий всей информации, находящейся в ГКН;
  • сокращение количества приостановок регистрационной процедуры, которая включает в себя проверку межевого и технического планов, составление соответствующего протокола и т. д.;
  • правильное оформление всей документации;
  • удобство для клиентов.

Любой клиент-россиянин, прошедший кадастровую регистрацию, сможет воспользоваться перечисленными электронными услугами, при этом будет действовать экстерриториальный принцип работы с соответствующей документацией.

Также разрабатывается система оповещений клиента, который всегда сможет контролировать все операции, производимые с его объектом недвижимости или земельным участком – регистрационные и кадастровые действия.

Именно это дает дополнительные гарантии, касающиеся защиты от государства всех прав, которые имеет гражданин на недвижимое имущество.

Кадастровая деятельность должна иметь единообразие качества всех предоставляемых услуг. Для этого разработан специальный алгоритм, который будет способствовать осуществлению контролирующих функций. В них входит контролирование всех действующих и введенных изменений в 2017 году.

Для заявителя в 2021 году изменение будет наблюдаться в слиянии кадастровой палаты с Росреестром, ее функции останутся теми же – обработка информационных сведений и их ввод в общую систему, прием заявлений и соответствующих документов. В этом случае Росреестр откажется от приема заявлений. Ранее выданные свидетельства переоформлять не придется, они признаются действительными. Но главное, это не наличие подобного документа, а существующая запись в госреестре.

Специалисты отмечают следующее: для любого россиянина большой «плюс» в этих изменениях состоит в том, что новая служба ЕГРН является открытой, то есть ее услугами может воспользоваться каждый, а не только кадастровый инженер или нотариальный работник.

Внимание! В рамках нашего сайта вы совершенно бесплатно можете получить консультацию нашего корпоративного юриста. Все, что необходимо сделать, это оставить ваш вопрос в форме ниже. Обращайтесь!

https://youtu.be/tnRjfIssVOw

Реформа кадастровой оценки несет существенные риски для бизнеса

22 Сентября 2015

Минэкономразвития разработало законопроект, который кардинально меняет существующий порядок проведения государственной кадастровой оценки. 

Проект федерального закона «О государственной кадастровой оценке», который сейчас проходит общественную экспертизу, полностью меняет порядок ее проведения. 

В соответствии с действующим законодательством кадастровую оценку по заказу государства осуществляют независимые оценщики, которые отбираются на конкурсной основе. При этом исполнитель обязан застраховать свою ответственность за причинение вреда имуществу в результате осуществления своей деятельности. 

По итогам проведения кадастровой оценки исполнитель должен обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является. 

Новый законопроект полностью исключает из процесса кадастровой оценки независимых оценщиков. В соответствии с предлагаемым порядком заказчик, в лице субъекта РФ, передает полномочия по проведению кадастровой оценки бюджетной организации, учредителем которой он сам и является. 

Фактически заказчик имеет полный контроль над исполнителем, что нарушает принцип независимости оценщика, отметил Президент ТПП РФ Сергей Катырин. 

При этом в законопроекте отсутствуют какие-либо указания на наличие специального образования в области оценочной деятельности у сотрудников этого бюджетного учреждения.

Исключены положения о необходимости исполнителя страховать свою ответственность.

Поскольку СРО оценщиков также исключаются из процесса оценки, не потребуется проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, отмечают эксперты Комитета ТПП РФ по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ. 

Отдельную тревогу экспертного сообщества вызывают предлагаемые изменения порядка формирования комиссий по оспариванию установленной кадастровой стоимости. Законодатель предлагает полностью убрать из комиссии представителей предпринимательского сообщества и независимых оценщиков, которые в данный момент составляют до половины комиссии.

Сложно представить, что комиссия, состоящая из местных чиновников, в ущерб интересам бюджета будет принимать положительные решения о пересмотре кадастровой стоимости.

В результате мы получим массовый исход заявителей в суды, которые и без того перегружены, в свою очередь подчеркнул председатель Комитета по экономикенедвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Александр Каньшин. 

При этом предложенная реформа не решает главную проблему – качество кадастровой оценки, которое страдает в основном в результате неполных, а зачастую недостоверных сведений об объектахнедвижимости в государственном кадастре недвижимости. 

Из 67,5 млн земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, лишь 35,6 млн земельных участков (52%) имеют сведения о границах(точные сведения о местоположении). Как следствие, различие в точности описания местоположения объектов недвижимости может существенно влиять на изменения кадастровой стоимости. 

Качество сведений об учетных характеристиках объектов недвижимости также не позволяет с должной точностью и достоверностью определять кадастровую стоимость. 

За рубежом есть положительный опыт реализации государством всех полномочий по кадастровой оценке, но там этот механизм отрабатывался годами, с применением комплексного подхода. Мы же фактически говорим об очень плохо подготовленной и крайне резкой реформе.

Как быть с тем, что в субъектах практически нет специалистов в области профессиональной оценочной деятельности? Как комиссия по оспариванию, в которой нет ни одного профессионального оценщика, будет рассматривать отчеты об оценке? Предложенная реформа имеет право на жизнь, но она требует очень серьезной подготовительной работы и обсуждения с экспертным сообществом, заявил глава ТПП РФ Сергей Катырин. 

Региональное отделение:  Свердловское областное региональное сообщество Раздел сайта:  Региональные отделения Тематика:  Кадастровая оценка

Глава Федеральной кадастровой палаты подвел итоги года | Последние новости

Парвиз Тухтасунов рассказал о процессах внедрения ФГИС ЕГРН в России, отметил повышение скорости оказания услуг, и рассказал о реформе ведомственного обслуживания с применением искусственного интеллекта

Только за прошедшие несколько лет в России сократили сроки оказания услуг в сфере недвижимости на 35%. Зарегистрировать или поставить на учет собственность можно в среднем в течение трех-четырех дней.

Такие итоги работы подвел глава Кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов. В 2020 году будет внедрен ФГИС ЕГРН во всех субъектах, эта работа, по словам главы ФКП, уже начата.

Кроме того, в этом году пройдет реформа центра обслуживания граждан – ликвидировать телефонные очереди будут, в том числе, при помощи искусственного интеллекта.

«По итогам 2019 года мы совместно с коллегами оказываем уже четыре услуги в секунду, на каждую из которых приходятся десятки транзакций. Такой объем не выполняет ни одно ведомство.

В прошлом году мы оказали более 120 млн услуг в учетно-регистрационной сфере — это и выдача сведений из ЕГРН, и проведение действий.

Почти 65% из них в электронном виде, который удобен пользователям», — сказал Парвиз Тухтасунов.

Приоритетом в работе в 2020 году станет реинжиниринг существующих сервисов и внедрение информационной системы. По поручению Правительства необходимо завершить переход всех регионов на ФГИС ЕГРН, внедрять начнут с Москвы и Московской области, которые будут готовы к работе в системе уже во втором квартале этого года.

«После вступления в силу 218-закона нам потребовался год, чтобы практически с нуля создать готовую информационную систему.

А дальше мы стояли на перепутье: по аналогии с предыдущими командами отдавать поддержку и внедрение систем на операторов и поставщиков или все сохранять в своих руках и нести за это полную ответственность.

Пройдя этот путь и столкнувшись с массой проблем на всех этапах реализации «наследия», которое нам оставили, руководство Росреестра приняло тяжелое, но единственно верное решение по созданию на базе ФКП In-house IT», — сказал он.

По его словам, приостановка перехода страны на новую систему в 2018 году была обусловлена, в том числе, рисками сбоев в учетно-регистрационными процессах. «Мы сразу предложили механизмы создания катастрофоустойчивых мощностей, фактически трехступенчатую защиту.

Но мы потратили полтора года на процессы согласования, договоренности с Минкомсвязи, чтобы в итоге прийти к решению 2018 года. Только сейчас мы завершили все работы по монтажу и получили необходимые мощности.

И теперь без риска мы можем начать миграцию данных», — сказал он.

Кроме того, в 2020 году Федеральная кадастровая палата запускает проект по реформированию всей системы ведомственного обслуживания. В структуре Федеральной кадастровой палаты работает Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО) – специализированный филиал, расположенный на двух площадках: в Курске и Казани.

Суммарно в нем работают более 300 специалистов. ВЦТО начал принимать звонки граждан в 2011 году и к концу 2019 года обработал более 30 млн обращений в режиме 24/7.

Большая часть из обращений касалась вопросов, связанных с уточнением статуса заявлений, поданных гражданами, а также процедурами подачи документов для операций с недвижимостью.

Между тем, система взаимодействия является морально устаревшей. Поэтому в 2019 году Правительство РФ одобрило проект полной модернизации Ведомственного центра телефонного обслуживания.

Реинжиниринг ВЦТО будет связан с внедрением системы бесконтактной работы с обращениями граждан на базе искусственного интеллекта, а также внедрением отказоустойчивой схемы с применением принципов резервирования.

Читайте также:  Изменения законодательства с 01 октября 2015г.: запрет курения, банкротство физ. лиц, снижение налога

«Для людей выгода проста: мы уберем электронные и телефонные очереди, научим специалистов быстро получать информацию о статусах заявлений, не оставим ни один звонок или обращение без развернутого, понятного, детального ответа», — сказал Тухтасунов.

Осторожно: реформа государственной кадастровой | КузбассКадастр

22 июня 2016 года принят во втором чтении Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» (законопроект N 1060652-6). Ожидаются существенные изменения в правилах проведения массовой кадастровой оценки и оспаривания ее результатов.

Вокруг реформы кадастровой оценки уже сейчас много слухов: отчеты оценщиков больше не будут котироваться (?), кадастровую оценку будет невозможно оспорить (?!), проведение кадастровых оценок в России приостановят до лучших времен (!)… Мы решили прояснить ситуацию для всех, кто интересуется данной темой.

Краткая справка:

На сегодняшний день существуют такие виды оценочной деятельности, как:

  • Рыночная оценка (оценивается недвижимость и прочие объекты – каждый индивидуально, по заявлению частных лиц или в рамках судебной экспертизы, используется для оспаривания кадастровой стоимости)
  • Кадастровая оценка (оценивается большая совокупность объектов недвижимости на территории конкретного субъекта, массовым методом, проводится с участием государства).

Оба этих направления оценки регулируются одним нормативным актов – Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В этом году на федеральном уровне было решено принять отдельный закон для кадастровой оценки.

8 фактов, которые нужно знать владельцам земли и недвижимости 

про новый закон «О государственной кадастровой оценке»

1. Государственную кадастровую оценку будут проводить не частные оценочные компании, победившие в тендере, а специально создаваемые в каждом субъекте РФ бюджетные учреждения (ГБУ).

2. Орган власти субъекта РФ должен утверждать результаты кадастровой оценки не позднее 1 августа года, в котором проводится кадастровая оценка. Не позднее, чем через 30 рабочих дней, данный акт официально публикуется.

Это нововведение прямо запрещает утверждать и публиковать результаты кадастровой оценки в конце года, как это часто происходит сейчас.

3. Сведения о новой кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 1 января года, следующего за годом проведения кадастровой оценки. Именно с этой даты новую кадастровую стоимость можно использовать для расчетов налогов, прочих платежей за землю и недвижимость и в любых иных целях.

Пример. Кадастровая оценка проводится в 2018* году по новым правилам:

Оценка проводится по состоянию на 01.01.2018

Оценка должна быть утверждена

Внесены существенные изменения в законодательство о кадастровой оценке недвижимости

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 11 августа 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает изменение правил проведения государственной кадастровой оценки и порядка оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Правила проведения оценки кадастровой стоимости

Согласно принятым изменениям государственная кадастровая оценка проводится одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) на территории субъекта РФ земельных участков и/или зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Первая такая «сплошная» государственная кадастровая оценка по новым правилам во всех субъектах РФ должна быть проведена в отношении земельных участков в 2022 г. и в 2023 г. – в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

В дальнейшем государственная кадастровая оценка будет проводиться каждые четыре года. В городах федерального значения по решению региональных властей периодичность государственной кадастровой оценки может быть сокращена до двух лет. Нормы о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки из закона исключаются.

Процедура государственной кадастровой оценки осуществляется специализированным государственным учреждением под постоянным контролем Росреестра. Руководители соответствующих учреждений несут персональную ответственность за качество кадастровой оценки, вплоть до увольнения.

Меняется порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Заявление об исправлении допущенных ошибок вправе подать любые (а не только заинтересованные) юридические и физические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующей кадастровой стоимости.

Ошибкой является, в том числе, допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости и/или использование недостоверных сведений о его характеристиках.

Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта РФ и без соответствующего заявления.

Важным изменением является то, что при выявлении ошибок, допущенных в ходе оценки кадастровой стоимости (не важно, были они обнаружены самим учреждением, осуществлявшим оценку, Росреестром или третьими лицами), в обязательном порядке проводится проверка относительно того, применима ли такая ошибка к иным объектам недвижимости, в том числе соседним, смежным, однотипным. При выявлении соответствующей необходимости кадастровая стоимость таких объектов также пересчитывается.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости

Упраздняются комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости.

Согласно новой терминологии закона, порядок установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости предусматривает:

  1. заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подается заинтересованными лицами в учреждение, осуществляющее государственную кадастровую оценку, непосредственно или через МФЦ, и рассматривается этим учреждением;
  2. к заявлению должен быть приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта, составленный лицом, не являющимся сотрудником учреждения, производящего государственную кадастровую оценку;
  3. заявление может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости;
  4. решение, принятое учреждением в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Можно ли обратиться с требованием установить кадастровую стоимость в размере рыночной сразу в суд без предварительного рассмотрения данного вопроса упомянутым учреждением, из формулировок новой редакции закона не ясно. Изменения в КАС РФ пока не приняты. Вполне вероятно, что законодатель вновь стремится снизить нагрузку на суды, заменив оказавшиеся неэффективными комиссии при Росреестре на специалистов учреждений по оценке.

Новый порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной начнет действовать по всей стране с 1 января 2023 г., региональные власти могут принять решение о более ранней дате начала его применения на своей территории.

Период применения кадастровой стоимости

  • Уточняется период применения кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством (в первую очередь речь идет о налогообложении):
  • 1) по общему правилу кадастровая стоимость применяется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;
  • 2) в случае изменения кадастровой стоимости в сторону увеличения новая кадастровая стоимость применяется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

3) измененная кадастровая стоимость применяется со дня начала применения изначальной кадастровой стоимости (т. е. имеет ретроспективное действие) в случаях:

  • исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, повлиявшей на кадастровую стоимость;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в сторону ее уменьшения;
  • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при ее определении;
  1. 4) в случае изменения кадастровой стоимости в связи с изменением учтенных в ЕГРН характеристик объекта новая стоимость применяется со дня внесения в ЕГРН сведений о таких измененных характеристиках объекта;
  2. 5) в случае увеличения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при ее определении, новая кадастровая стоимость применяется со дня внесения ее в ЕГРН;
  3. 6) кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной стоимости объекта, применяется с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление в учреждение, осуществляющее кадастровую оценку;
  4. 7) в случае уменьшения величины индекса рынка недвижимости более чем на 30% кадастровая стоимость изменяется в соответствии с индексом рынка с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс (индексы рынка недвижимости рассчитываются кадастровой палатой ежегодно, порядок их расчета планируется определить подзаконным актом).
  5. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

О чем подумать, что сделать

Текущая редакция изменений содержит в себе ряд неопределенных положений. До 2023 г.

фактически будет длиться переходный период, в течение которого будет осуществляться перенастройка системы государственной кадастровой оценки, включая нормативную базу.

Правообладателям объектов недвижимости следует проанализировать состоявшиеся изменения законодательства, отслеживать принятие подзаконных актов и разъяснения уполномоченных органов.

Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением и оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая представление интересов в суде, а также помочь в определении налоговых последствий изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости и реформирования законодательства в этой сфере.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *