Подписан закон о деофшоризации бизнеса

24 февраля 2021 | Время чтения 9 мин

Галина Смирнова, 24 февраля 2021, 09:00 — REGNUM Рост цен на продукты питания в России с новой силой обострил давно и твердо укрепившуюся в стране проблему офшорности так называемых российских компаний.

Последние, рассчитывая на фоне пандемии на щедрую широкую поддержку государства, получив взамен адресные и рыночные меры, стали напирать на раздачу вертолетных денег населению, которые так или иначе тоже приумножили благосостояние последних, практически никак не сказавшись в итоге на благосостоянии населения.

Об этом рост цен в России на товары прямо и говорит. Что также свидетельствует о наращивании градуса противостояния бизнеса с государством с очередной попыткой первого вовлечь в эту борьбу рядовых граждан.

Подписан закон о деофшоризации бизнеса

Еще в 2014 году издание «Коммерсантъ» опубликовало подборку цитат президента, ярко демонстрирующую неприязнь Владимира Путина к офшорной деятельности компаний.

Так, 19 декабря 2011 года на заседании комиссии по развитию электроэнергетики глава России заявлял, что «с офшорным наследием эпохи дикой приватизации пора заканчивать… Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача на предстоящий период».

Но ровно через год Путину снова пришлось повторить свой посыл — в 2012 году в послании Федеральному собранию: «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики… Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики».

В интервью РИА Новост» в июне 2013 года президент говорил, что «для борьбы с уходом от налогов через офшоры, являющейся очень сложной и трудоемкой задачей, важно использовать не только национальные, но и международные инструменты регулирования.

В качестве одной из мер деофшоризации Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями».

В следующем послании Федеральному собранию в конце 2013 года Владимир Путин заявил, что «доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам … Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием». «С офшорами нужно бороться, потому что бюджеты недополучают выгоду и прибыль, центр формирования прибыли находится совсем в другом месте, и государство ее не видит… И мы, конечно, должны не только пугать наши компании, вытаскивать их из офшоров какими-то административными мерами, но и, прежде всего, — и это самое главное — создавать условия и экономические, и правовые. С тем, чтобы обеспечить интересы и собственника, и инвестора», — цитирует «Коммерсантъ» заявление президента, сделанное на форуме «Интернет-предпринимательство в России» в июне 2014 года.

Подписан закон о деофшоризации бизнеса

Владимир Путин

Дарья Антонова © ИА REGNUM

1 июля 2015 года в России была введена амнистия капиталов, которая должна была завершиться 31 декабря 2015 года, но ее решили продлить еще на полгода. Сказать, что данная кампания пользовалась успехом, ничего не сказать. Как сообщало ТАСС, возможностью легализовать капиталы в этот период воспользовались 7,2 тыс. бизнесменов.

Со ссылкой на данные, полученные депутатом Госдумы от КПРФ Алексеем Куринным в результате депутатского запроса Минфину, издание указывало, что в результате амнистии было получено только 6 млрд рублей дополнительных налогов. Затем был и второй, и третий этап амнистии.

В 2018 году в рамках амнистии капитала бизнесмены задекларировали только по остаткам по счетам более €10 млрд, о чем сообщал журналистам, как писало ТАСС, министр финансов Антон Силуанов в феврале 2019 года в кулуарах форума «Деловая Россия».

В прошлом году статс-секретарь — замминистра финансов РФ Алексей Сазанов заявил, что Минфин РФ выступает против продления сроков амнистии капиталов в России, мол, зачем устанавливать срок, если все время его переносить.

А завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко говорил, писало ТАСС, что возможность воспользоваться амнистией была у всех и все, кто хотел, использовали этот механизм, необходимости продлевать процедуру нет, подчеркивая при этом, что возвращение капиталов в Россию в условиях санкций и внешнего негативного отношения оказалось полезным, однако часть капиталов осталась за пределами страны, и оценить их объем практически не представляется возможным.

Между тем, как мы писали в мае прошлого года, по разным экспертным оценкам, российские активы, выведенные в офшоры, занимают лидирующие позиции по сравнению с другими странами, составляя фантастический объем — приблизительно 50% российского ВВП.

В 2019 году издание РБК сообщало со ссылкой на данные Bloomberg, что, по консервативной оценке экспертов, общая стоимость выведенных из России за четверть века активов составляет $750 млрд. Однако она может превышать и $1 трлн, считали в агентстве.

Речь идет о периоде вывода активов из России с 1994 по 2018 год.

Подписан закон о деофшоризации бизнеса

Остров Русский

East Asia and Pacific Media Hub U.S. Department of State

Заметим, в рамках амнистии на предпринимателей не распространялась уголовная ответственность от уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей и сборов.

То есть ни раскулачиванием, ни национализацией приватизированного за копейки имущества это не назовешь, как бы ни хотелось именно в таком свете некоторым экспертам представить разворачивающиеся события.

Более того, в 2018 году был принят Закон о специальных административных районах (САР), в которые могут перерегистрироваться компании из иностранных юрисдикций. Речь идет о САР, созданных на островах Русский (Приморье) и Октябрьский (Калининградская область).

То есть новый введенный механизм был предложен зарубежным холдингам, подконтрольным гражданам РФ и владеющим активами в России, и как альтернатива тому же Кипру, и как антисанкционная мера.

Кроме того, буквально недавно, как сообщала «Парламентская газета», Госдума упростила переход иностранных компаний в юрисдикцию России, приняв в третьем, окончательном чтении закон, снимающий географические ограничения на редомициляцию (перерегистрацию) компаний из офшорных юрисдикций в специальные административные районы (САР) России.

Сейчас действует правило, согласно которому иностранное юрлицо может получить в России статус международной компании, если оно создано в государстве-участнике, наблюдателе группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) или участнике комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл). Закон, инициированный правительством, разрешает переход в российскую юрисдикцию иностранным компаниям, которые зарегистрированы в государствах и на территориях, являющихся членами региональных групп ФАТФ. Статус участника САР даёт право на ускоренную регистрацию, освобождение от уплаты ряда налогов, льготные ставки по дивидендным доходам. Как пишет издание со ссылкой на слова замминистра экономического развития Ильи Торосова, после вступления документа в силу в Россию смогут «переехать» компании из Аргентины, с Кубы, из Бразилии, Мексики и других стран.

Подписан закон о деофшоризации бизнеса

Максим Решетников

Duma.gov.ru

В марте прошлого года в своем обращении Владимир Путин предложил облагать налогом выводимые на зарубежные счета дивиденды по ставке 15%. С началом этого года новые правила налогообложения начали действовать в рамках соглашений с Кипром, Мальтой и Лихтенштейном.

9 февраля этого года на пленарном заседании председатель Госдумы Вячеслав Володин заявлял, что офшорные компании не должны получать господдержку, подчеркивая, что «не могут у нас крупные компании быть в офшорах, это в том числе вопрос национальной безопасности».

К слову, это то самое пленарное заседание, на котором министр экономики Максим Решетников отчитывался перед депутатами о мерах, принимаемых в связи с ростом цен на продовольственные товары.

По словам Володина, «если мы говорим о деофшоризации, то должен быть комплекс мер, причем совершенно понятных: если работаешь в своей стране — получай льготы, если ушел от налогообложения, то нет тебе льгот!»

К слову, входящие в Евросоюз такие страны, как Франция, Польша, Бельгия и Дания, как мы сообщали в мае прошлого года, тоже особо не жалуют «офшорников». Там приняли законы, не позволяющие компаниям получить финансовую господдержку в связи с сегодняшним кризисом, если среди их прямых акционеров, косвенных бенефициаров есть физические, юридические лица, связанные с офшорными юрисдикциями.

Подписан закон о деофшоризации бизнеса

Министерство финансов России

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Минфин РФ, как сообщало на днях издание «Коммерсантъ», тоже подготовил законопроект, который касается госзакупок у возможных «офшорников». Речь идет о поправках к закону о контрактной системе (ФЗ-44), которыми предполагается ужесточить нормы о деофшоризации госзакупок.

Действующий по сей день запрет на участие в госзакупках офшоров предлагается масштабировать на их «дочек», зарегистрированных в РФ. Для этого предлагается ввести запрет на участие в госзаказе компаний, которые имеют в составе участников или учредителей офшорные компании, а также их выгодоприобретателей.

Читайте также:  Увеличение стоимости коммунальных услуг на сумму НДС

При этом к заявке на участие в госзакупке необходимо будет прикладывать декларацию о соответствии такому требованию. Со ссылкой на авторов поправок издание указывает, что расширение запрета связано с «рисками сокрытия доходов российских организаций, принадлежащих офшорным компаниям, отмывания денежных средств, а также с невозможностью проследить уплату налогов».

В то время как оценить объем контрактов, которые сейчас заключаются с «дочками» офшорных компаний, невозможно, поскольку «нет возможности определить, у кого какая доля в компании на текущий момент», подчеркивают в Минфине: «Такая информация, например по АО, учитывается только в реестре акционеров, который, в свою очередь, находится у держателя такого реестра».

Однако ряд экспертов сомневаются в действенности нового законопроекта, мол, у таких компаний, кроме оффшорных «дочек», есть еще и офшорные «внучки».

Между тем напомним, что параллельно с этими поправками ведется доработка законопроекта о создании на базе Банка России сервиса «Платформа «Знай своего клиента», который был разработан для оптимизации подходов к применению антиотмывочных мер и защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций, направленного в конце прошлого года в Госдуму, но как сообщало на днях издание Коммерсант, будет отозван для доработки из-за критики со стороны ведомств и бизнеса. В том числе замечания к проекту были и со стороны Сбербанка.

Путин подписал закон о деофшоризации, а чиновники его ужесточили

Подписан закон о деофшоризации бизнеса

Не прошло и недели после принятия закона о контролируемых иностранных компаниях в Госдуме и Совете Федерации, как президент Владимир Путин подписал его, утвердив окончательно и бесповоротно (по крайней мере на ближайшее время). Теперь уже точно с первого января 2015 года этот закон расправляет крылья и начинает влиять на бизнес страны.

Законопроект, который долго будоражил умы бизнес-общественности теперь стал законом – он по сути был принят за 2 недели, начиная от первого чтения и заканчивая подписью президента. Цель его самая благая: создать действенный механизм пресечения использования различных низконалоговых юрисдикций ради создания самим себе преференций и необоснованной выгоды.

Центральная мысль закона: даже если компания находится за границей, но при этом принадлежит российскому резиденту (и не важно, физическое он лицо или юридическое), то необходимо об ней сообщить российским налоговым службам, а затем, если превышен лимит прибыли – заплатить российские налоги.

Контролируемой компанией за рубежом может быть, как полноценное юридическое лицо, таки любая другая организация, даже без организации того самого лица. Если россиянину принадлежит более 50% компании (в течение 2015 года), то он считаются контролирующим лицом.

С 2016 года доля уменьшится до 25%.

В случае, если компания принадлежит нескольким россиянам и общая их доля составляет более 50%, то каждому индивидуально порог установлен в 10%, с учетом зависимых лиц (другими словами, отдать акции сыну или жене и тем самым скрыть владение не получится).

Как отмечают эксперты, власти сделали всё, чтобы у бизнеса осталось только два варианта на выбор: вернуться максимально в Россию или полностью уйти из страны. Возвращение бизнеса стало бы реальной пользой и для экономики, и для населения в целом, особенно с учетом мировых санкций. Однако делается это не путем создания условий для жизни, а путем запугивания и уничтожение альтернатив.

Уход бизнеса из России – альтернатива для многих гораздо более реальная и понятная. Многие действительно успешные предприниматели уже давно в основном обитают за рубежом. Конечно, то порождает некоторые сложности, зато ты перестаешь быть налоговым резидентом России и, вуаля, не должен платить налоги по новому закону.

Помимо налогового вопроса, офшоры и заграничные структуры всегда обеспечивали безопасность, легкость ведения бизнеса, прост стабильность и уважение коллег по мировой арене.

Отказ от всего этого возможен, когда есть реальная альтернатива.

Однако Россия, к сожалению, пока не может предложить надежной правовой системы, защиты прав собственности, да и просто нормальных комфортных условий ведения бизнеса.

Но нет, решено было просто перекрыть выход по ту сторону забора. А теперь давайте достанем ещё одного кролика из шляпы: буквально в конце прошлой недели, после принятия закона о деофшоризации, Дума приняла в первом чтении ещё одну поправочку, которая усложнит жизнь тем, кто уходит от налогов.

Серьезно усложнит, между прочим.

Теперь, если налоговики докажут, что иностранные компании и офшоры, плюс подставные лица использовались для ухода от налогов, грозит наказание. Минимальное – штраф в 200 тысяч рублей. А максимальное – тюремный срок на 6 лет. Да, это уголовное преследование за налоговые преступления. И да, первое чтение уже прошло.

В общем, теперь не только нужно перестраивать свой бизнес, но и делать это очень быстро, поскольку за ошибки будешь платить или звонким рублем в большем количестве, или собственной свободой.

Так что экономика действительно оказывается в странном положении… Конечно, налоговые преступления тоже требуют наказания, но такая жёсткая мера может привести к тому, что сегодня бывает в Штатах: тюрьмы переполнены теми, кто не оплатил налог в размере пары сотен баксов, а места для убийц и насильников просто нет.

Подписан закон о деофшоризации бизнеса

В целом вся принятая система законов, как и те, которые только готовятся сойти со стапелей, оказывается очень жесткой.

Это может привести к одному из двух: или к закручиванию гаек, а как последствие сложность ведение бизнеса и его постепенное отмирание, или к очередному халатному проекту, которые позволит некоторым нечистоплотным лицам с определенной властью заработать, закрывая глаза на дела бизнесменов.

И именно ради этого между прочим, чтобы избавиться от лишних взяток, чтобы обеспечить себе, своему бизнесу, а то и семье безопасность, создавались и создаются офшорные компании. И если взглянуть на вопрос с этой стороны, то может показаться, что система воюет не за чистоту и порядок, а за очередной источник нечистых доходов в личные карманы.

Вот и снова получается, что благими намерениями выстлана дорога в ад.

Деофшоризация: как вернуть налогоплательщиков в Россию

https://ria.ru/20141121/1034485463.html

Деофшоризация: как вернуть налогоплательщиков в Россию

Деофшоризация: как вернуть налогоплательщиков в Россию — РИА Новости, 26.05.2021

  • Деофшоризация: как вернуть налогоплательщиков в Россию
  • Закон о деоффшоризации начнет приносить великолепные плоды, когда все остальное законодательство будет работать в совершенстве, замечает юрист Илья Ремесло.
  • 2014-11-21T15:25
  • 2014-11-21T15:25
  • 2021-05-26T16:12

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/sharing/article/1034485463.jpg?10327151511622034768

  1. весь мир
  2. европа
  3. россия

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2014

Илья Ремесло

https://cdn21.img.ria.ru/images/104956/09/1049560905_1498:0:5141:3643_100x100_80_0_0_f883d22ed19d593aedef8dee35079c7d.jpg

Илья Ремесло

https://cdn21.img.ria.ru/images/104956/09/1049560905_1498:0:5141:3643_100x100_80_0_0_f883d22ed19d593aedef8dee35079c7d.jpg

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Илья Ремесло

https://cdn21.img.ria.ru/images/104956/09/1049560905_1498:0:5141:3643_100x100_80_0_0_f883d22ed19d593aedef8dee35079c7d.jpg

авторы, владимир путин, госдума рф, россия

Государственная дума на этой неделе приняла во втором и третьем чтениях закон группы депутатов от всех фракций, направленный на деофшоризацию российского бизнеса. Таким образом, депутаты выполнили поручение президента, данное в декабре прошлого года в послании к Федеральному собранию.

Тогда Владимир Путин заявил, что России нужна система мер по деофшоризации российской экономики: «Наших предпринимателей часто упрекают в непатриотизме. По некоторым оценкам, девять из десяти сделок, в том числе с госучастием, не регулируются российскими законами. Нужно добиваться прозрачности офшоров, так как это делают многие страны».

Выйти из тени

Главной новеллой закона являются изменения в Налоговый кодекс. Вводится понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо».

Таким лицом является физическое или юридическое лицо, доля участия которого в контролируемой иностранной компании превышает 25% (с 2016 года), а доля совместно с супругой и несовершеннолетними детьми — более 50%.

Закон обязывает контролирующих лиц представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в них, а также о самих иностранных компаниях.

За неисполнение данной обязанности вводятся штрафы — на неуплату налогов такими компаниями и за непредоставление сведений. Штраф установлен в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тысяч рублей.

Международный опыт деофшоризации

Безусловно, данный закон является первым и очень значимым шагом к достижению прозрачности российской экономики.

Совершенно недопустима ситуация, когда крупнейшие предприятия страны находятся вне российского правового поля. Перечислять негативные последствия такой ситуации можно бесконечно: бесконтрольность, непрозрачность, уклонение от уплаты налогов, отток капитала из страны.

Стоит отметить, что западные страны уже давно встали на путь жесткого регулирования деятельности оффшорных компаний.

С начала 90-х годов действуют и применяются общепризнанные рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также Организации экономического сотрудничества и развития.

Последняя объединила в себе страны, внедрившие жесткие санкции против стран, которые скрывают информацию о финансовых операциях лиц, зарегистрированных на их территории.

Читайте также:  Таможенные споры: основания и пути разрешения - рекомендации для своевременного разрешения

Если посмотреть на опыт США, то это страна с самым жестким в мире законодательством по отношению к офшорам.

С 2008 года действует закон «О предотвращении злоупотреблениями налоговыми гаванями», который дает максимально широкие полномочия фискальным и контролирующим органам в отношении налогоплательщиков, использующих офшорные юрисдикции.

Так, применяются специальные санкции по отношению к странам, предоставляющим офшорные компании для ухода от налогов. Сумма штрафа за использование офшорной юрисдикции может доходить до 150 % от полученной прибыли.

Достаточны ли установленные законом меры?

Разумеется, для первого этапа деоффшоризации данные меры вполне адекватны. Однако следует смотреть на ситуацию шире. Ведь главной целью деофшоризации заявлялась необходимость повысить сборы в российский бюджет. И вот здесь представляется, что действие закона о деофшоризации может быть сильно ослаблено общим несовершенством российского законодательства о налогах и сборах.

Судите сами: с момента введения Налогового кодекса РФ в действие (1999-2000 год) в него уже внесены сотни, если не тысячи поправок. С каждым годом налоговое право становится все более запутанным и непонятным для бизнеса и простых граждан. Ежегодно Минфином и Федеральной налоговой службой выпускается множество разъяснений относительно применения налогового законодательства.

Безусловно, совершенствование законодательства — вещь нужная и неизбежная. Но проблема в том, что закрывая очередную лазейку для налоговых уклонистов и мошенников, законодатель тем самым открывает сразу несколько других.

Так, уже с десяток лет ведутся разговоры о необходимости борьбы с мошенничеством в сфере незаконного возмещения НДС. Однако до сих пор данная проблема не решена, и налоговые мошенники продолжают изымать из бюджета страны миллиарды долларов.

И только малая часть преступников попадается в руки правоохранительных органов. Подчеркну, что речь идет не об уклонении от уплаты налогов, а именно о наглом, хищническом хищении НДС из бюджета — путем подделки документов, использования лазеек в налоговом законодательстве и связей среди коррумпированных чиновников.

Действующее налоговое законодательство содержит и массу других лазеек, которые позволяют беспрепятственно и законно занижать базу налогообложения. И тогда возникает проблема — хорошо, законодатель заставил офшоры «выйти из тени», декларировать свою прибыль в России. Но это не помешает недобросовестному налогоплательщику и дальше пользоваться иными способами ухода от уплаты налогов.

Как сделать, чтобы закон о деофшоризации заработал на полную силу? 

Есть единственный путь, и он заключается в максимальном упрощении действующего законодательства. Еще мыслитель Джон Локк говорил: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались».

Чем проще будут сформулированы налоговые нормы, тем сложнее будет их трактовать в противоречие со смыслом закона.

Закон о деоффшоризации начнет приносить великолепные плоды, когда все остальное законодательство будет работать в совершенстве.

Также необходимо учитывать, что далеко не все российские предприниматели уходят в иностранную юрисдикцию ради уклонения от уплаты налогов.

Например, в большинстве случаев при совершении крупных сделок указывают, что все споры по ним регулируются иностранным правом и рассматриваются в иностранном суде. Делается это отнюдь из-за недостатка патриотизма, а лишь потому, что российский бизнес не доверяет российскому законодательству и судам. И никакими поправками в закон это не изменить.

Таким образом, нашему государству предстоит еще многое сделать для возвращения доверия бизнеса и граждан, а самим налогоплательщикам следует также начать делать шаги навстречу. Ведь в тех условиях, в которых оказалась наша страна сейчас, иного выбора просто нет.

Путин подписал закон о деофшоризации

Президент России Владимир Путин подписал антиофшорный закон, который обязывает налогоплательщиков сообщать об участии в иностранных компаниях, передает ИТАР-ТАСС во вторник, 25 ноября, со ссылкой на официальный портал правовой информации.

Документ вносит изменения в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Он был принят Госдумой 18 ноября и одобрен Советом Федерации 19 ноября.

Согласно закону, российские налоговые резиденты обязаны декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн рублей, в 2016 году — 30 млн рублей, после 2017 года — 10 млн рублей.

Контролирующим признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в иностранной организации составит в 2015 году более 50%, с 2016 года — 25%. Для российских резидентов, в совместном владении которых находится более 50% контролируемой иностранной организации, индивидуальный порог составит 10%.

Закон определяет условия, при выполнении которых иностранная организация не признается контролируемой. Например, если эффективная ставка налогообложения ее доходов, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль.

Документом также устанавливается налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. Штраф за такое нарушение составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс рублей.

За непредставление или представление недостоверных сведений о контролируемой иностранной компании предусмотрен штраф в размере 100 тыс рублей по каждой компании, сведения о которой не представлены.

А в случае непредставления сведений о себе как контролирующем лице либо представлении недостоверных сведений штраф составит 50 тыс рублей по каждой компании.

При этом сохраняется существующая уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Как ранее заявлял вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, деофшоризация является еще одним способом наполнения российского бюджета. «С принятием этого закона у нас появятся возможности направить дополнительные средства на социальные статьи расходов: на образование, дороги и здравоохранение», — подчеркнул политик в своем заявлении 18 ноября.

По словам Неверова, президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2013 году дал старт кампании по деофшоризации, а законопроект является исполнением этого поручения. При этом предусмотренный переходный период является достаточным для того, чтобы безболезненно перейти на новую систему налогообложения, считает вице-спикер.

Закон о деофшоризации: требования, предъявляемые к контролируемым иностранным компаниям, последствия несоблюдения закона, действия резидентов РФ в связи с принятием данного документа

15 июля 2015

Законом о деофшоризации признается Федеральный закон от 24.11.2014 г. N 376-ФЗ (далее — Закон), которым вносятся поправки в первую и вторую часть Налогового Кодекса в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.

Закон вступил в силу с 01.01.2015 г. и предусматривает переходный период до 01.01.2017 г., в течение которого действуют некоторые послабления.

Принятие данного документа является способом налогового контроля за компаниями, которые не являются налоговыми резидентами РФ, однако фактически контролируются налогоплательщиками РФ. На прибыль иностранных компаний, в том числе не осуществляющих выплату дивидендов, вводится налог: НДФЛ для физических лиц и налог на прибыль для юридических лиц.

Контролируемая иностранная компания

Контролируемой иностранной компанией признается (п. 1, 2 ст. 25.13 НК):

  1. иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:
    • организация не признается налоговым резидентом РФ;
    • контролирующими лицами являются организации и физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Относительно налогового резидентства физического лица уточнений не было при принятии данного Закона. В связи с этим, по нашему мнению, можно опираться на способ определения налогового резидентства для исчислении НДФЛ (183 дня в РФ — резидент, менее 183 дня в РФ — не резидент). Однако если международным договором, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров.
  2. иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентамиРФ.

Контролирующее лицо

Физическое либо юридическое лицо признается контролирующим, если доля его участия (п. 3 ст. 25.13 НК):

  1. более 50% на 2015 год (более 25 % с 2016 года);
  2. более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации более 50 % (пункт действует с 2016 года).

Также лицо может быть признано контролирующим, если оно не отвечает перечисленным признакам, но осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

При этом осуществление контроля признается оказание или возможность оказывать определяющие влияние на решения, принимаемые организацией в отношении распределения полученной прибыли после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в ней.

Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных организациях. Порядок и сроки представления

Налоговые уведомления обязаны предоставить (п. 1 ст. 25.14 НК):

  1. участники иностранных организаций (доля прямого или косвенного участия превышает 10%),
  2. учредители иностранных структур без образования юридического лица.

Уведомление об участии и уведомление о контролируемых иностранных компаний представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту жительства по установленному формату в электронной форме (физические лица вправе предоставлять на бумажном носителе).

Уведомление о контролируемой иностранной компании представляется в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК).

Уведомление об участии предоставляется не позднее месяца, от даты возникновения доли участия в организации.

Уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу Закона, представляется не позднее 1 апреля 2015 года (абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК). Законом от 06.04.

2015 N 85-ФЗ изменен срок подачи уведомлений об участии в иностранных организациях. Уведомление о доли участия в иностранных организациях представляется не позднее 15 июня 2015 г.

  • Формы указанных уведомлений, а также порядок ее представления должны быть утверждены приказом ФНС России, проект которого разрабатывается в настоящее время.
  • Законом предусмотрено право не предоставлять повторное уведомление, если после представления уведомления об участии основания для его представления не изменились.
  • Налогоплательщик вправе представить уточненные уведомления.
  • При наличии информации у налоговых органов, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, что налогоплательщик является контролирующим лицом, и оно не направило в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.
  • В обоих случаях штраф применяется в отношении каждой контролируемой иностранной компании/иностранной компании, сведения по которой не были отражены в уведомлении либо в отношении которой предоставлены недостоверный сведения.
  • После прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщику необходимо информировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца от даты прекращения участия.
Читайте также:  Ответственность за правонарушения в сфере налогообложения оплаты обязательных платежей. исключение вины за правонарушение.

Исходя из информации, необходимой для заполнения уведомлений, можно сделать вывод, что налогоплательщикам следует на регулярной основе вести анализ корпоративной структуры группы с целью выявления компаний, подпадающих под действие правил, изложенных в главе 3.4 НК.

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) до налогообложения по данным ее финансовой отчетности. Прибыль контролируемой иностранной компании рассчитывается в соответствии со ст. 309.1 НК, в которой раскрываются особенности формирования прибыли контролируемой иностранной компании (п. 1 ст. 25.15 НК).

Данная прибыль приравнивается к прибыли контролирующего лица и учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании (п. 3 ст. 25.15 НК).

Определение налоговой базы по налогу на прибыль иностранной компании по новым правилам необходимо впервые осуществить за 2015 г. Декларация с налоговой базой, сформированной по новым правилам, будет подаваться в 2016 году.

Следует обратить внимание, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается по соответствующему налогу, только в том случае, если ее величина составила (п. 7 ст. 25.15 НК):

  1. в 2015 году более 50 млн. руб.;
  2. в 2016 году более 30 млн. руб.;
  3. в 2017 году более 10 млн. руб.

Определение суммы прибыли осуществляется (ст. 309.1 НК):

  1. 1. либо с учетом особенностей налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, если:
  2. a) в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения
  3. или
  4. b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется Соглашение об избежание двойного налогообложения (СоИДН) за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ;
  5. 2. либо в соответствии с правилами главы 25 НК РФ, если:
  6. a) отчетность контролируемой иностранной компании не подлежит обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и
  7. b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым не заключен СоИДН.

При определении прибыли контролируемой иностранной компании, учитываются доходы (пп. 4, 5 ст. 309.1 НК):

  • от пассивной деятельности (дивиденды, доходы от пользования прав интеллектуальной собственности, проценты, доходы от сдачи/реализации недвижимого имущества и т. п.),
  • от активной деятельности, т.е. доходов от основного вида деятельности.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 25.15 НК прибыль может быть уменьшена на сумму выплаченных дивидендов из этой прибыли (с особенностями).

Ставка налога на прибыль контролируемой иностранной компании составит 13% для физического, 20% — для юридического лица (п. 1 ст. 224, п. 1.6 ст. 284 НК).

Законом предусмотрена возможность переноса убытка на будущие периоды без ограничения по срокам, при условии предоставления контролирующим лицом уведомления о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток (п. 7 ст. 309.1 НК).

Также установлено право зачесть налог, уплаченный в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) РФ в отношении прибыли контролируемой иностранной компании.

С 2018 года за неуплату/неполную уплату, контролирующим лицом, налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (ст. 129.5 НК).

Также за 2015 — 2017 года за указанное правонарушение не наступает и уголовная ответственность, при условии, что ущерб, от преступления, возмещен в полном объеме.

Основания для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании

Законом предусмотрены условия, при которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (достаточно выполнения одного) (п. 7 ст. 25.13 НК):

  1. Компания является некоммерческой организацией и не распределяет полученную прибыль (доход);
  2. Компания образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза;
  3. Компания:
    • имеет постоянное местонахождение в государстве обеспечивающим обмен информацией для целей налогообложения с РФ и
    • эффективная ставка налога (ЭСН) на доходы контролируемой иностранной компании составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль контролируемой иностранной компании.
  4. Компания:
    • имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен СоИДН,
    • обеспечивающая обмен информацией для целей налогообложения с РФ и
    • доля пассивных доходов иностранной компании составляет не более 20 %;
  5. Компания является иностранной структурой без образования юридического лица;
  6. Компания является банком или страховой организацией, и ее постоянное местонахождения является государство обменивающиеся информацией с РФ по вопросам налогообложения; и другие.

Самостоятельное признание иностранной компании налоговым резидентом РФ

Вводит понятие налогового резидента РФ. Согласно п. 1 ст. 246.2 НК существует два основания, когда иностранная организация признается налоговым резидентом РФ:

  1. она признается таковой в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения;
  2. если местом ее фактического управления является РФ (если иное не предусмотрено международным договором).

Местом фактического управления иностранной организацией признается РФ при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (п. 2 ст. 246.2 НК):

  • большинство заседаний совета директоров проводится в РФ;
  • исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в отношении организации из РФ;
  • главные (руководящие) должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в отношении этой организации в РФ.

В случаях когда, коммерческая деятельность иностранной компании осуществляется с использованием собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) постоянного ее местонахождения, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, свидетельствует о том, что фактическое управление такой компании осуществляется за пределами РФ (п. 4 ст. 246.2 НК). При этом данная организация обязана представить документальное подтверждение выполнения указанных условий. Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, то она не признается контролируемой иностранной компанией.

Таблица основных штрафов

Приводим итоговую таблицу по штрафным санкциям в случае несоблюдения контролирующим лицом (физические и юридические лица) Закона о деофшоризации.

Номер статьи Описание Размер штрафа
П.1.1 ст. 126 НК РФ Непредставление налоговому органу декларации контролирующего лица, финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями. 100 000 рублей
Ст. 129.5 НК РФ Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 рублей
П. 1 ст. 129.6 НК РФ Неправомерное непредставление уведомления о контролируемой иностранной организации / содержащего недостоверные сведения 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения
П. 2 ст. 129.6 НК РФ Неправомерное непредставление уведомления об участии/ содержащего недостоверные сведения 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения

Официальные методы, позволяющие налогоплательщику избежать необходимость соблюдения Закона о деофшоризации

По нашему мнению, положения рассматриваемого Закона в большей степени направлено на деофшоризацию крупных и холдинговых компаний и лиц их контролируемых, а не на иностранные компании, сдающие нулевой баланс или имеющие незначительную прибыль.

Чтобы избежать контролирующими лицами необходимости соблюдения Закона о деофшоризации, можно снизить долю их участия резидента РФ в иностранной компании до 9% (при условии, что иные участники, не являются налоговыми резидентами РФ). Такая возможность существует из-за наличия в законодательстве ограничений в части доли участия в уставном капитале иностранной компании.

Либо осуществить ликвидацию компании, если компания создана «на всякий случай» или не используется в силу каких-то обстоятельств. При ликвидации иностранной компании в офшорной юрисдикции контролирующее лицо полностью освобождается от налогов на имущество (за исключением денежных средств), которое поступает в Россию в результате ликвидации иностранной компании.

Причем право на ликвидацию без рисков сохраняется до 2017 г., поскольку согласно нормам Закона иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ, если в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 1 января 2017 г.

Еще одним вариантом, позволяющим избежать соблюдение Закона о деофшоризации, является уход иностранной компании от российского резидентства, например, путем перевода органа управления из РФ на территорию иностранного государства и пр.

Тем не менее, остается открытым вопрос каким образом налоговые органы получат от внешних источников информацию о наличии контролируемой иностранной компании у контролирующего лица, если последний не проводит банковские операции между личными счетами в РФ и иностранными счетами, по которым проходил доход, получаемый от прочих иностранных компаний, и, если он не сообщал об открытых счетах заграницей. Причем следует учитывать тот факт, что на практике в большинстве случаев процесс обмена информацией между компетентными органами иностранных государств и налоговыми органами РФ не отработан.

Информация по теме:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *