Увеличение стоимости коммунальных услуг на сумму НДС

27 декабря 2016 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Увеличение стоимости коммунальных услуг на сумму НДСЗаключение договоров предоставления коммунальных услуг

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Увеличение стоимости коммунальных услуг на сумму НДСПравила предоставления коммунальных услуг в 2017 году

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.
  • Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.
  • Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Увеличение стоимости коммунальных услуг на сумму НДСПланируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

Ндс на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Этот вывод поддерживает постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.

Блог

Увеличение стоимости коммунальных услуг на сумму НДС

Есть на свете два типа «индивидуумов», которые наивно полагают, что знают абсолютно всё и именно это сакральное знание помогает им выводить «на чистую воду» сотрудников управляющих компаний и ТСЖ. Первый тип – это собственники помещений и ненормальные общественники, которые поставили борьбу с УК и ТСЖ смыслом своей жизни, ибо другие смыслы, видимо, уже недостижимы. Второй тип – это сотрудники ФАС, которые после данных свыше указаний считают, что им пора включиться в борьбу за справедливость.

Не так давно глава ФАС дал поручение проверить обоснованность установления платы за коммунальные услуги в регионах. Честно сказать, именно ФАС должно без напоминаний следить за размерами тарифов естественных монополий и давать им «люлей» за необоснованный рост.

Но сотрудники ФАС на местах не совсем понимают, чем отличаются жилищные услуги от коммунальных и вместо тех, кто их «кормит» (РСО, если кто не понял), наехали на управляющие организации.

Последних признали (внезапно) монополистами на отдельных МКД (но это ладно, крыша едет сейчас у многих) и фактически заставили УК уменьшить установленный собственниками размер платы за содержание жилого помещения на сумму НДС, который по мнению ФАС заложен туда необоснованно, так как по мнению сотрудников ФАС если есть льгота по НДС – цена должна быть ниже на размер льготы.

По мнению ФАС, если в договоре управления не указано, что цена включает в себя НДС – значит размер платы устанавливается без НДС…

Начнем разбираться:

Согласно пп.3 п.3 ст.162 ЖК РФ в договоре управления МКД должны быть указаны «порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги…».

Иными словами, ЖК РФ не регулирует порядок отражение в договоре управления включения/не включения НДС в стоимости услуг по договору.

Особенности обложения НДС стоимости работ и услуг по договору управления связаны с тем, что, что согласно пп.30 п.3 ст.

149 НК РФ не облагаются НДС «реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги)».

С учетом норм пп.30 п.3 ст.149 НК РФ все услуги управляющей организации (далее по тексту – УК) можно разделить на две «группы»:

  1. Работы (услуги), облагаемые НДС по ставке 20%, при условии оказания данных работ (услуг) собственникам помещений в МКД без привлечения подрядных организаций (хозяйственный способ).

  2. Работы (услуги), необлагаемые НДС, при условии оказания данных работ (услуг) собственникам помещений в МКД с привлечением подрядных организаций (подрядный способ).

Обращаем ваше внимание, что при заключении договора управления МКД, УК не знает:

  1. какие именно работы в дальнейшем она будет выполнять хозяйственным способом, а какие с помощью привлечения подрядчиков;

  2. будет ли и дальше существовать льгота по НДС (все помнят, как государство всех кинуло в 2019 году с льготой по страховым взносам);

  3. какой режим налогообложения будет применяться в дальнейшем, так как если сегодня в управлении 10 домов, то через год их может быть 110 и УК «слетит» с упрощенки.

Поэтому «угадать», какую ставку НДС нужно прописать в договоре, управления попросту невозможно.

Но ведь в договоре управления что-то про НДС прописать нужно? А УК (ТСЖ) ничего про НДС в договоре управления не написали.

Что делать УК (ТСЖ)?

В такой ситуации паниковать не нужно.

Пользуемся позицией, высказанной в п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33.

ВАС РФ указал, что если «в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса)».

Загвоздка может быть лишь в том, что при применении льготы по НДС, указанной в пп.30 п.3 ст.149 НК РФ, сумму НДС, включенную в стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, невозможно определить по формуле:

НДС = Цена работы (услуги) * Расчетная ставка 20/120

В любом случае, в ситуации, когда УК применяет общую систему налогообложения и применяет льготу по НДС в соответствии с пп.30 п.3 ст.149 НК РФ, невозможно на конец какого-то месяца определить сумму НДС в составе статьи «содержание и ремонт» в силу следующего:

  1. Налоговым периодом по НДС является квартал (ст.163 НК РФ), следовательно, определить сумму налога «внутри» стоимости услуг УК за конкретный месяц попросту невозможно.

  2. В каждом конкретном месяце (своеобразный «отчетный» период перед собственниками, если исходить из стоимости работ и услуг в платежном документе) структура затрат УК и способы выполнения работ (хозяйственный или подрядный) могут серьезно отличаться, поэтому, некоей «стабильности» в части исчисления суммы НДС, нет по определению.

Фактически сумма НДС в составе работ (услуг) УК интересна только собственникам помещений в МКД, которые являются юридическими лицами и одновременно являются плательщиками НДС.

Указанную сумму НДС они могут принять к вычету и тем самым уменьшить размер НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Такие собственники вправе обратиться в УК, и последняя в конце квартала может выдать им документы для вычета НДС.

Самое главное: если сумма НДС не обговорена в договоре, то в ситуации, когда УК (ТСЖ) «слетели» с УСНО повышать размер платы на НДС категорически нельзя, так как размер платы ранее был уже согласован.

Что делать собственнику – юридическому лицу?

Если в договоре управления НДС не выделен и не указана причина этого, попросите у управляющей организации пояснить, почему не выделен налог. Запросите документы, которые подтверждают основания для невыделения налога, например, копию информационного письма о применении УСН или уведомления об освобождении от уплаты НДС.

Процентов на 99,9 НДС в договоре управления не выделен ошибочно.

Ну и самое главное — относительно уменьшения размера платы на сумму «льготируемого» НДС, чего так жаждет ФАС и некоторые собственники.

Читайте также:  «русагро» и «солнечные продукты» спели дуэтом: суд посчитал банкротство активов агрохолдинга договоренностью собственников

Тезис 1. Цена согласованна сторонами в договоре управления или в перечне работ и услуг является твердой, если иное не указано в договоре (п.4 ст.709 ГК РФ). Эту стоимость не может менять ни УК, ни собственники, ни тем более ФАС.

Тезис 2. Льгота, заложенная в пп.30 п.3 ст.149 НК РФ (это к сведению ФАС) позволяет УК и ТСЖ делать стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества НИЖЕ.

Отсутствие льготы автоматически сделало бы экономически невыгодным использование в качестве исполнителей по работам, связанным с содержанием и ремонтом общего имущества МКД, юридических лиц и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а ведь таких большинство.

На стоимость «упрощенцев» пришлось бы сверху «накручивать» лишние 20% НДС, что однозначно не понравилось бы собственникам помещений в МКД.

Вывод: яркие представители ФАС и особо одаренные собственники, требуя снижения размера платы при использовании льготы по НДС, мягко говоря, не правы.

Ну, а если на вас по этому поводу «наехали» — обращайтесь к нам. Опыт сбора рюкзаков для отправки всех желающих «лесом» у наших юристов имеется огромный. Вся необходимая информация тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Мэр предложило учесть повышение ндс в тарифах на услуги жкх

Учесть в тарифах на услуги ЖКХ размер увеличения НДС на 2 процентных пункта предлагает Минэкономразвития. Это необходимо для того, чтобы не ухудшилось финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций, сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства.

При этом несмотря на увеличение суммы платежки за ЖКУ, сами услуги не подорожают, а их поставщики не получат никаких дополнительных средств — возрастет только величина налога, включенного в платеж.

 Ранее Госдума и Совет Федерации одобрили правительственный законопроект, предусматривающий повышение НДС с 18 до 20%.

Ассоциация «ЖКХ и городская среда» направила главе Минстроя Владимиру Якушеву письмо с аналогичным предложением и просьбой инициировать обсуждение вопроса в правительстве.

В противном случае убытки коммунальщиков за 2019 год могут достичь 100 млрд рублей, а объем долгов в отрасли вырастет до 1,5 трлн рублей.

В Минстрое «Известиям» подтвердили, что вопрос повышения тарифов с 1 января обсуждается.

— Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года существенно повышает риск возникновения выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их финансового состояния. Поэтому Минэкономразвития предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.

Ассоциация «ЖКХ и городская среда» в конце июня направила главе Минстроя Владимиру Якушеву письмо («Известия» ознакомились с документом), в котором сказано, что при повышении НДС у организаций ЖКХ, предоставляющих потребителям услуги на сумму 4,5 трлн рублей, за первое полугодие сформируются прямые убытки в 45 млрд рублей.

Они приведут к мультипликативному росту долгов в отрасли до 1,5 трлн рублей. Компенсация выпадающих расходов за счет роста тарифов с 1 июля потребует дополнительного увеличения тарифов на коммунальные услуги не на 2%, а более чем на 4%.

Наиболее простым способом решения проблемы автору обращения, генеральному директору ассоциации Алексею Макрушину, видится повышение тарифов на уровень увеличения НДС уже с 1 января 2019 года.

В Минстрое «Известиям» заявили, что разделяют опасения экспертов. Если не учесть возрастающие расходы в тарифе, ресурсоснабжающие компании будут терпеть прямые убытки. Предварительно обсуждаются возможные варианты компенсации для ресурсоснабжающих организаций, в том числе за счет соответствующих изменений тарифов с января 2019 года, добавили в министерстве.

— Стоимость самих услуг не изменится. Поменяется только величина налога, которая включается в платежку. Таким образом, размер платежки для потребителей вырастет на 2 процентных пункта. Но при этом организации дополнительно не заработают ни рубля, — пояснил «Известиям» Алексей Макрушин.

Если такую меру не ввести, за год убытки ресурсоснабжающих организаций могут достичь 100 млрд рублей, подсчитал эксперт.

В ФАС, которая принимает решения об индексации тарифов, отказались от комментариев, сославшись на то, что еще идет обсуждение этого вопроса.

Повышение НДС относится к неподконтрольным расходам коммунальных предприятий, отметил профессор ВШЭ Сергей Сиваев. Их инвестиционные и эксплуатационные программы составлялись без учета такой налоговой нагрузки.

— Потребитель, конечно, этому не обрадуется, потому что ему придется платить больше. Но повышение тарифов было ожидаемым, — сказал Сергей Сиваев.

По его словам, сферы, в которых тарифы регулируются государством, нуждаются в компенсационных мерах. Особенно это касается отрасли ЖКХ. Как сообщали «Известия», в I квартале этого года долги за ЖКУ в России выросли на 5,3%, до 1,4 трлн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого.

По данным Росстата, объем неоплаченных счетов за водоснабжение составляет 86 млрд рублей (+5,7%), водоотведение — 63,9 млрд рублей (+6,6%), электричество — 247,5 млрд рублей (+9,7%).

Неуплата за жилищные услуги увеличилась на 14,6%, до 234,3 млрд рублей, за тепло — на 6,7%, до 569,3 млрд рублей.

Заложиться на НДС: на сколько подорожают коммунальные услуги с 1 января 2019 года

Базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с 1 января 2019 года вырастет с 18% до 20%. Это может привести к росту тарифов на коммунальные услуги. Насколько серьезной окажется нагрузка на семейный бюджет — вместе с экспертами разбирался Новострой-М.

После повышения НДС Минэкономразвития предложило учесть новую ставку при расчете стоимости жилищно-коммунальных услуг. В министерстве полагают, что увеличение ставки НДС может привести к ухудшению финансового состояния ресурсоснабжающих организаций.

Поэтому МЭР предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах ЖКХ, то есть переложить всю нагрузку или ее часть на конечных потребителей.

Сама стоимость коммунальных услуг не изменится, однако итоговая сумма тарифа вырастет за счет размера налога, который и будет включен в платеж.

Когда подорожают коммунальные услуги?

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются региональными властями, поэтому непосредственно в день повышения НДС (1 января 2019 года) расходы граждан не вырастут, считает управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая. Пересмотр расценок на ЖКУ происходит летом, поэтому в течение полугодия поставщики услуг будут нести дополнительные расходы. Они оцениваются в 45 млрд рублей.

Однако, как было сказано выше, Минэкономразвития предлагает не повысить стоимость коммунальных услуг, а учесть в тарифе именно расходы на оплату НДС, чтобы ресурсоснабжающие компании начали покрывать дополнительные расходы за счет потребителей с начала года. Таким образом, возникает неприятная ситуация: сами ресурсы не подорожают, но платить за них придется больше уже, возможно, с начала 2019 года.

На данный момент известно, что Минэкономразвития предлагает повысить стоимость ЖКУ в два этапа. Соответствующее предложение МЭР направлено в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), с документом удалось ознакомиться РБК.

По данным агентства, чиновники предлагают увеличить тарифы в два этапа — на 1,7% с 1 января 2019 года и на 2,4% — с 1 июля 2019 года.

Таким образом общий рост платежей за ЖКХ по итогам года для населения не должен выйти за пределы целевой инфляции в 4%.

Однако пока это лишь предложение, реальный рост может быть как больше, так и меньше. «Пока этот вопрос не решен окончательно, но, безусловно, повышение НДС рано или поздно повлияет на стоимость ЖКУ. Дело в том, что в качестве генерирующих и поставляющих компаний на этом рынке работают крупные игроки, которые платят НДС.

Даже вывоз и утилизация отходов все больше монополизируется, так как уходят небольшие компании, которые могли работать на упрощенной системе налогообложения, и их заменяют крупные плательщики НДС», — рассказывает Мария Литинецкая.

Соответственно, граждане почувствуют повышение расходов как только власти пересмотрят тарифы (либо в начале, либо в середине 2019 года, либо дважды). 

Сколько стоят коммунальные услуги в Москве и Московской области

Сейчас финальный «чек» за жилищно-коммунальные услуги может сильно различаться в зависимости от того, сколько ресурсов фактически потребляет семья.

Условно говоря, в двухкомнатной квартире может жить один пенсионер или семья с двумя взрослыми и двумя детьми, соответственно, их затраты будут совершенно разными.

Также многое зависит от того, установлены ли в квартире счетчики, регулярно ли сдаются показания (если нерегулярно, расчет стоимости может вестись по завышенным нормативам, а не по реальному потреблению), какие счетчики (однотарифные или многотарифные) установлены на электроэнергию.

Стоимость водоснабжения и водоотведения зависит от конкретного города (даже не региона) и от ресурсоснабжающей организации. При расчете «коммуналки» следует исходить примерно из 130 рублей за кв. м в Москве и 145-150 рублей за ту же площадь в Московской области.

По данным компании PSN Home, в Москве средний счет в месяц при расчете на однокомнатную или малогабаритную двухкомнатную квартиру площадью 45 кв. м составляет 5500-6500 рублей, включая электроэнергию. В Московской области платеж для аналогичных квартир выше в среднем на 15-20%.

Платежи могут отличаться в зависимости от управляющей компании, а также от класса здания. В новостройках бизнес- или премиум-класса сервисов и услуг может быть больше, чем в проектах комфорт-класса.

Даже частота уборки уже влияет на конечную сумму в ежемесячной «платежке», не говоря уже о поддержании элементов ландшафтного дизайна в надлежащем состоянии или содержании уютных лобби с диванами.

 По данным Savills в России, размер эксплуатационных платежей для домов бизнес-класса в Москве составляет от 80 до 100 рублей за квадратный метр в месяц, для премиальных жилых домов — от 150 до 250 рублей за «квадрат».

Но сильнее всего на стоимость услуг в сфере ЖКХ влияет законодательство и утвержденные тарифы, считает управляющий партнер УК Zenith PM Илья Андреев. «Для того, чтобы ввести новые тарифы, управляющей компании необходимо согласование собственников.

Читайте также:  Новые правила в нотариате

Как правило УК оставляет действующий тариф, но также внедряет новые платежи, которые утверждаются на общем собрании. Очевидно, что нормально содержать дом на установленные платежи невозможно. Всегда есть дополнительные платежи.

Никаких вариантов по снижению оплаты объективно у управляющих компаний нет», — считает Илья Андреев.

При этом многие эксперты говорят о том, что стоимость жилищно-коммунальных услуг в России сильно занижена: люди платят не реальную цену. А если бы пришлось платить столько, сколько услуги действительно стоят, многие бы всерьез задумались о разумном потреблении ресурсов и энергоэффективности новостроек.

«Стоимость коммунальных услуг в России действительно занижена. Это связано с низкой платежеспособностью населения, которое не готово платить за ресурсы и эксплуатацию домов столько же, сколько европейцы.

Стоимость теплоснабжения примерно в полтора раза ниже, газа — в два раза, водоснабжения — в 2,5 раза», — рассказывает Мария Литинецкая.

По оценке заместителя генерального директора ГК «Сибпромстрой» по продажам Антона Ширяева, в целом за ресурсы мы недоплачиваем порядка 25%. «Но услуги большинства ресурсоснабжающих организаций субсидируются государством.

Условно можно сказать, что субсидии складываются из наших налогов, поэтому так или иначе мы оплачиваем ЖКУ полностью.

Но с точки зрения потребителя понятнее платить за услуги «прямыми» деньгами, а не через налоги», — говорит эксперт.

Мария Литинецкая отмечает, что в России совершенно иначе построена вся энергосистема, нежели в европейских странах. В СССР она строилась как единый механизм, за счет чего себестоимость производимых ресурсов была ниже, чем в развитых странах. Однако в ходе реформ она фактически оказалась раздробленной на региональных или отраслевых монополистов, из-за чего эффективность упала.

«Кроме того, практически остановлена модернизация сетей и оборудования, из-за чего стоимость услуг постоянно растет, чего не скажешь о качестве.

Требуются масштабные инвестиции, однако граждане с очень низкими доходами не могут стать их источником, поэтому приведение тарифов в соответствие с «мировыми» нормами не имеет никакого смысла и может вызвать только социальный взрыв», — считает Мария Литинецкая.

На сколько вырастут платежи за ЖКХ в 2019 году?

Тарифы на ЖКХ в России растут примерно с темпом 5-6% в год, соответственно, с учетом повышения НДС, стоимость коммунальных услуг возрастет на 6-8%, а по некоторым оценкам — на 10%, отмечает Мария Литинецкая. В УК Zenith PM говорят о возможном повышении цен в ЖКХ уже до конца года не менее чем на 5% и на 7% — в 2019 году. В конечном счете это отразится на тарифах для потребителей — населения.

При этом нужно четко понимать, что даже если НДС не закладывается напрямую в тарифе, повышение ставки может все равно существенно повлиять на итоговые цифры, которые начнут появляться в платежках с 1 января 2019 года.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг формируется из двух примерно равных частей: содержание общедомового имущества и непосредственно оплата потребленных ресурсов — воды, водоотведения, электро- и теплоэнергии.

Генеральный директор PSN Home Александра Гулева уточняет, что 50-70% общего счета — это именно стоимость коммунальных ресурсов, на тарифы которых управляющие компании в Москве не оказывают влияния. Их устанавливает Правительство города Москвы.

Если услуги управляющей компании не облагаются НДС, то на поставляемые ресурсы НДС начисляется. Таким образом, при росте НДС на 2 п. п. плата за ЖКУ автоматически увеличивается уже на 1%, отмечает Антон Ширяев.

«К тому же, очень часто управляющая компания для оказания части услуг привлекает специализированных подрядчиков — например, для уборки снега, вывоза мусора, обслуживания лифтов, противопожарных систем. Работа подрядчиков также облагается НДС.

Если брать в расчет, что половину услуг управляющая компания оказывает сама, а половину через партнеров, то стоимость квартплаты вырастает еще на 0,5%. Итого плата за ЖКУ в среднем увеличивается примерно на 1,5%», — поясняет эксперт.

Для примера возьмем данные по одному из жилых комплексов Московской области «Первый Зеленоградский» в Солнечногорском районе. В среднем владельцы однокомнатной квартиры площадью 49 кв.

м платят 3,7 тысячи рублей в месяц, собственники двухкомнатной квартиры площадью 72 кв. м — около 4,5 тысяч.

Если рост платежей составит 1,5%, то в рублевом выражении он будет равняться 55-67,5 рублей в месяц или 660-810 рублей в год.

Если ориентироваться на рост в 10%, о котором говорит Мария Литинецкая, то переплата может составить 370-450 рублей в месяц или 4440-5400 рублей в год, что уже более существенно.

А что с апартаментами?

Для собственников апартаментов вопрос, на сколько вырастут платежи за коммунальные услуги, особенно актуален, поскольку апартаменты юридически являются нежилыми помещениями и оплата ЖКУ для них рассчитывается по другим правилам, нежели для квартир.

Коммунальные платежи на апартаменты по сравнению с квартирными ставками имеют повышающий коэффициент и, как правило, отличаются на 20-30%.

Владельцы апартаментов могут влиять на стоимость обслуживания управляющей компанией, но не на стоимость самих ресурсов, которая устанавливается в каждом регионе или даже городе отдельно.

Так же, кстати, могут поступать и собственники квартир: если им кажется, что за текущее обслуживание дома или охрану УК просит слишком много, можно пересмотреть эти тарифы или инициировать процесс смены управляющей компании. Но зачастую собственники об этом праве не знают или не пользуются им.

«Тарифы на коммунальные услуги в нежилых помещениях вырастут. Популярности у инвесторов, тем не менее, апартаменты не потеряют, так как это инвестиционный продукт. Просто подорожание коммунальных услуг отразится на арендной ставке.

Наверное, в какой-то момент полностью перекрыть потери от роста тарифов доходом с апартаментов не удастся, и доходность незначительность снизится», — полагает Илья Андреев. По его словам, в целом на сегодняшний день жизнь в апартаментах ненамного дороже, чем жизнь в обычной квартире.

Но эта ситуация в перспективе будет меняться, и владельцам апартаментов все же будет выгоднее их сдавать, чем жить в них самостоятельно, полагает эксперт.

«Но с точностью предсказать это невозможно, так как стоимость проживания в квартире тоже растет. И растет очень быстро. Еще десять лет назад проживание в квартире не стоило почти ничего: коммунальные платежи и расходы были незаметны.

Сегодня цифры по налогам и коммунальным услугам стали очень существенны и будут расти дальше. Я бы не стал противопоставлять владение жилой недвижимостью и апартаментами.

Недвижимость начинает превращаться в полноценный пассив, владение которым стоит серьезных денег», — резюмирует Илья Андреев.

  • Лайфхак: как сэкономить на коммунальных платежах
  • От А до Е: о чем говорит класс энергоэффективности новостройки
  • Управляющая компания от застройщика: менять нельзя оставить

Дата публикации 05 сентября 2018

Изменение цены контракта по 44‑ФЗ в 2021 году

По общему правилу, заказчик не может изменить цену госконтракта. Однако в некоторых ситуациях он может договориться с поставщиком и уменьшить или увеличить стоимость договора. Давайте разберемся, при каких условиях это возможно.

Если в результате проведения торгов заказчик сэкономил средства (т.е. поставщик предложил цену ниже начальной минимальной цены контракта — НМЦК), то он вправе докупить товар на сумму экономии (ч. 18 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но такое действие возможно совершить при одновременном соблюдении следующих условий:

  • закупается товар, а не услуги и (или) работы;
  • право заказчика на увеличение количества закупаемого товара предусмотрено в закупочной документации;
  • итоговая цена договора не превышает НМЦК;
  • цена госконтракта увеличивается пропорционально объему продукции.

Получить данные из КТРУ с ценами по завершенным контрактам

При соблюдении этих условий заказчик может направить победителю торгов официальный документ с просьбой увеличить объем поставки. В свою очередь, победитель торгов вправе принять предложение либо отказаться от него.

Если поставщик не может или не хочет соглашаться на новые условия, то контракт заключается по старым параметрам, которые были определены изначально.

Если же он идет навстречу заказчику, то контракт подписывается на новых условиях без каких-либо дополнительных соглашений.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Уменьшение цены контракта на величину НДС

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Минфин России в письме от 02.11.17 № 03-07-11/72354 указал, что в случае победы в торгах «упрощенщика», корректировать (снижать) цену контракта на сумму НДС недопустимо.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Судебная практика по данному вопросу такова. Верховный суд в определении от 23.09.19 № 306-ЭС19-15999 указал, что заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на УСН налог платить не надо. Главное — не выставлять заказчик-счет-фактуру.

Может возникнуть вопрос: что делать, если заказчик не указал в закупочной документации условия, по которым будет оплачивать договор победителю на УСН? Тут можно предпринять следующие действия:

  • заранее уточнить этот момент в запросе на разъяснения;
  • направить заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросить не выделять НДС;
  • подписать контракт, но не выставлять счет-фактуру после его исполнения;
  • обратиться в суд, если заказчик вычтет из цены договора сумму НДС и перечислит заказчику меньшую сумму.

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

После заключения госконтракта

Изменение объема закупки

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

Читайте также:  Сокращение и незаконное увольнение работника, восстановление на работе

Изменение стоимости без изменения объема закупки

Цену контракта можно уменьшить без изменения объема товара и услуг, если поставщик согласен пересмотреть ее (подп. «а» п.1 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Увеличить стоимость по этому условию нельзя. Новую стоимость стороны фиксируют в дополнительном соглашении.

Получить сведения о заключенных поставщиком госконтрактах

Заказчику урезали бюджет

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение тарифов

Стоимость договора можно пересмотреть если изменились тарифы — регулируемые государством цены. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта с единственным поставщиком на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (п. 8 и п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Долгосрочные контракты

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства от 19.12.13 № 1186:

  • федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения;
  • региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет;
  • муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года;
  • федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет.

Тендеры на строительство

Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:

  • срок исполнения договора — больше 1 года;
  • цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
  • договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
  • получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
  • срок исполнения не изменился.

Лечение за рубежом

Цену можно менять в контрактах с зарубежной компанией на лечение гражданина России, если по медицинским показаниям добавили или уменьшили перечень услуг. В договоре должно быть предусмотрено такое условие.

Ответственность за нарушение порядка изменения цены контракта

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик по статье 7.32 КоАП РФ. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Заказчикам, пока не имеющим большого опыта в организации закупок, поможет специальный сервис «Контур.Снаб». В нем можно найти и скачать шаблоны техзаданий, определить и обосновать оптимальную цену контракта, отслеживать  установленные законом сроки закупочных процедур.

В коммунальных платежах увеличился ндс на 2%

Учёт увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) на 2 % в тарифах на коммунальные услуги необходим, чтобы не допустить снижения качества предоставляемых услуг ЖКХ. Такую мысль выразил эксперт Дмитрий Гордеев Института экономики города.

Минэкономразвития предложило учесть повышение НДС в тарифах на услуги ЖКХ. Суммы в платёжках изменятся из-за включённого налога, но и тарифы на коммуналку могут вырасти в скором времени.

Эксперт допускает вероятность того, что за НДС подымут и стоимость тарифов

В ведомстве полагают, что эта мера позволит сохранить финансовую устойчивость коммунальщиков. В противном случае убытки ресурсоснабжающих организаций в 2019 году могут составить 100 миллиардов рублей, а объём долгов в отрасли вырастет до 1,5 триллиона рублей. Гордеев пояснил, что при определении размера тарифа учитывается несколько факторов, в том числе существующий на момент утверждения тарифов размер налогов, затраты ресурсоснабжающих компаний на зарплаты, ремонт и другие.

«Если тариф останется в неизменном виде, а величина налога увеличится, это приведёт к тому, что часть средств из тарифов, которые нужно направлять на все эти нужды — зарплаты, ремонт и прочее, придётся ужимать.

Что, в свою очередь, скажется на качестве», — сказал он.

В заключение Гордеев подчеркнул, что при изменении налога автоматического изменения тарифа не произойдёт, так как для этого необходимо решение регулирующего органа.

В тарифах ЖКХ могут учесть повышение НДС. Отмечается, что несмотря на увеличение суммы платежки за ЖКУ, сами услуги не подорожают, а их поставщики не получат никаких дополнительных средств.

Вырастет только величина налога, включенного в платеж.

В противном случае убытки коммунальщиков за 2019 год могут достичь 100 млрд рублей, а объем долгов в отрасли вырастет до 1,5 трлн рублей, отмечает ведомство.

Ранее Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость до с 18% до 20%. Изменения не касаются социально значимых товаров, в том числе детских, продуктов и услуг.

Для них ставка по-прежнему будет составлять 10%.

Кроме того, нулевые ставки НДС продолжат действовать для большинства бытовых операций и услуг, включая пассажирские перевозки городским общественным транспортом, коммунальные платежи и техосмотр.

СМИ также писали, что эксперты Совета Федерации обратились к Правительству России с предложением расширить полномочия Фонда ЖКХ. По их мнению, также необходимо создать единый институт развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Институт предлагают открыть на базе госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (Фонд ЖКХ), расширив его полномочия. К компетенциям фонда предлагают отнести создание рыночных механизмов для решения проблем в коммунальной сфере.

Возмещение стоимости коммунальных услуг при аренде, НДС-нюансы

Письмо ГФСУ от 30.01.18 г. № 342/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

После перипетий 2016 года, когда налоговики все никак не могли прийти к единому мнению, облагать ли НДС стоимость коммунальных платежей, возмещаемых арендатором, контролеры таки выработали единую позицию.

В комментируемом письме фискалы заявляют: возмещенная арендодателю стоимость коммунальных услуг облагается НДС в общем порядке. К таким выводам фискалов подтолкнул анализ:

а) п. 188.1 НКУ, который предписывает включать в базу НДС-обложения любые суммы средств, которые передаются налогоплательщику непосредственно покупателем либо через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

При этом в базу обложения НДС не включается только компенсация коммунальных услуг и электроэнергии арендодателю — бюджетной организации (п. 188.1 НКУ);

б) бухучетных правил, прописанных в П(С)БУ 15 «Доходы» и П(С)БУ 16 «Расходы». Ведь согласно им возмещенная арендодателю стоимость коммунальных услуг включается в себестоимость арендной услуги. А значит, исключать их из базы налогообложения арендной услуги оснований нет.

Что касается начисления «компенсирующих» НДС-обязательств, то налоговики считают: если  арендная плата сформирована на базе расходов, связанных с содержанием имущества (коммунальные услуги) и уплатой налогов, связанных с таким имуществом (земельный налог, налог на недвижимость и т. д.), то расходы признаются использованными в облагаемых операциях в пределах хоздеятельности (п.п. 14.1.36 НКУ). Соответственно, о начислении НДС-обязательств согласно п. 198.5 НКУ речи быть не может.

Выходит, арендатору достаточно составить одну налоговую накладную по правилу «первого события».

Предоставление арендных услуг (независимо от условий расчетов) не является ритмичной (непрерывной) поставкой, если периодичность оформления акта предоставленных услуг — месяц и больший период.

Повышение НДС ударит по сфере ЖКХ

Повышение НДС до 20 процентов с 1 января 2019 года было одобрено Госдумой в первом чтении 3 июля. Любая дополнительная финансовая нагрузка может привести к банкротству целого ряда предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которые уже дышат на ладан, считает первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева.

«Тема НДС для ЖКХ крайне тяжелая. Во-первых, потому что отрасль хронически недофинансирована — долги по оценке Минстроя приближаются к 1,5 триллиона рублей. Это влияет и на качество услуг, и на зарплаты работников.

Кроме того, НДС — это дополнительные платежи населения, которое и так возмущено постоянным ростом платы за жилищно-коммунальные услуги.

Самое удивительное, что, с одной стороны, правительство пытается сдержать цены, а с другой — делает все для того, чтобы они росли», — говорит она.

«Например, в этом году все регионы должны перейти на новую систему обращения с отходами.

И если раньше мусор вывозили мелкие компании, сидящие на „упрощенке“, то с 2018 года этим занимаются региональные операторы, которые, помимо прочего, вынуждены оплачивать НДС.

Если раньше многие коммунальные предприятия НДС не платили, то переход на концессионные соглашения также предполагает обязательное появление этого налога в составе платежки», — объясняет Светлана Разворотнева.

Общественница считает, что, обсуждая закон о повышении НДС, необходимо очень дифференцированно подходить к различным отраслям и предприятиям. По ее мнению, стоит снизить размер налога для предприятий коммунального комплекса или вообще отменить его.

Другой, более мягкий вариант внесения изменений предложила член Общественной палаты РФ Галина Дзюба. Она рекомендует разрешить предприятиям ЖКХ оплачивать НДС не в момент предоставления услуг, а в момент получения денег. Такое решение, по ее мнению, будет выгодно как государству, так и предприятиям.

Платежи за коммуналку увеличат до 4 %

Совокупный платеж за коммунальные услуги в России повысится с 1 июля 2018 года, рост в среднем по стране составит 4%. Соответствующее повышение производится согласно распоряжению правительства, опубликованному на сайте кабмина.

«Индексы утверждены с учетом среднего роста платы граждан за коммунальные услуги в России с 1 июля 2018 года в размере не более 4%», — говорится в пояснении к документу.

Согласно Жилищному кодексу, правительство регулирует предельный рост платы граждан за коммунальные услуги.

С 2013 года коммунальные тарифы в России по постановлению правительства индексируются раз в год с 1 июля для того, чтобы сдерживать инфляцию.

Предельный рост платежа граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2018 года не должен вырасти больше, чем на 4%, данный уровень определен прогнозом Минэкономразвития, сообщалось ранее.

Увеличение платежа зависит от субъекта, для которых указаны конкретные индексы, — могут быть как больше, так и меньше среднероссийской ставки.

Среди лидеров роста индексов в нынешнем году указаны Москва и Новгородская область (5,5%). Санкт-Петербург (6%), Башкортостан – 5,9%, Омская область – 5%.

Наименьшая индексация предусмотрена, в частности в Северной Осетии — 3%, Кабардино-Балкарии — 3,3%, Дагестане — 3,3%.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *