Верховный суд рассказал, когда стоит оспаривать закупку

Статья актуальна на 31 августа 2020

В новой авторской рубрике эксперта Екатерины Кондратьевой будем рассказывать о делах в закупках и антимонопольном законодательстве. В первой статье: должен ли заказчик оплатить неучтенные в контракте работы, когда уклониста нельзя признать уклонившимся и другие кейсы.

Верховный суд рассказал, когда стоит оспаривать закупку

иллюстратор — Маргарита Федосеева

1. Можно ли получить деньги за работы, выполненные без согласия заказчика по 44-ФЗ?

Суть иска. Заказчик и поставщик заключили контракт по результатам аукциона по 44-ФЗ. В смете они согласовали затраты на перевозку грузов, но после выполнения работ поставщик заявил, что заказчик не учел фактическое расстояние до стройки. 

В смете были согласованы затраты на перевозку грузов на расстояние до 30 км включительно, а на деле расстояние оказалось длиннее.

Исполнитель представил свой расчет затрат на доставку материалов и потребовал у заказчика оплатить дополнительные расходы.

Решение. Суд первой инстанции и арбитраж частично удовлетворили требования, но Верховный суд отменил их решения и направил дело на новое рассмотрение.

Поставщик знал, как формируется цена контракта до его подписания и согласился с этим. После приемки заказчик полностью оплатил работы по расценкам контракта.

Случаи, при которых заказчик или поставщик могут менять цену контракта, прописаны в ст. 95 44-ФЗ. Ни один из них нельзя применить к сложившейся ситуации.

Как применять на практике. Подрядчик не может требовать оплатить дополнительные работы, если их не согласовал заказчик.

Номер определения: 303-ЭС19-21127.

2. Может ли поставщик получить оплату за работы по 223-ФЗ, которые выполнены без договора?

Суть иска. Компания выполнила строительные работы по 223-ФЗ без договора, так как заказчик сослался на срочность. Она провела ремонт крыши здания и направила заказчику акт о приемке. Заказчик отказался его подписывать и оплачивать.

Решение. Суд первой инстанции постановил, что заказчик должен оплатить работы, но арбитражный суд отменил это решение. Он заявил, что компания не может требовать оплаты, так как работы выполнены без договора. Суд ссылался и на то, что работы не были срочными, и у компании была возможность провести конкурсную процедуру.

Верховный суд не согласился с арбитражным и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Он указал, что именно заказчик обязан соблюдать положения 223-ФЗ, и поставщик не может нести ответственность за то, что заказчик не заключил с ним договор.

Срочность работ имеет значение только в закупках по 44-ФЗ, а заказчик проводил закупку по 223-ФЗ, поэтому арбитражный суд не должен был принимать ее во внимание. Компания доказала, что выполнила работы, и заказчик должен их оплатить.

Как применять на практике. Всегда заключайте договоры, перед тем как приступать к работе.

Номер определения: 308-ЭС19-13774.

3. Когда уклониста нельзя признать уклонившимся?

Суть иска. Заказчик проводил открытый конкурс на оказание услуг по уборке территории. Победитель не согласился с проектом контракта и обжаловал действия заказчика в ФАС.

Антимонопольный орган приостановил закупку на время рассмотрения жалобы, но не нашел нарушений. Из-за того, что поставщик просрочил дату подписания, заказчик признал поставщика уклонившимся от заключения.

Поставщик не согласился с решением заказчика и обратился в суд. 

Решение. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции постановили, что если победитель не подписал контракт и не предоставил обеспечение в течение 10 дней, заказчик обязан признать его уклонившимся.

Но Верховный суд отменил акты предыдущих инстанций. Он решил, что контракт нельзя заключить, пока ФАС рассматривает жалобу, поэтому срок подписания нужно продлить. Формально победитель не подписал контракт через 10 дней после того, как его получил. Но сделал это не потому, что хотел уклониться, а потому что защищал свои права.

Как применять на практике. Срок подписания контракта можно заморозить на то время, пока ФАС рассматривает жалобу. В этом случае победителя нельзя признать уклонившимся, даже если он не подпишет контракт за десять дней. Мы рекомендуем изучать документацию до подачи заявки, иначе защищать свои прав придется очень долго. 

Номер определения: 303-ЭС19-20549. 

4. Может ли ФАС наказать недобросовестного победителя торгов после заключения контракта?

Суть иска. Заказчик закупал услуги страхования транспорта. Один из участников закупки пожаловался в ФАС на неконкурентное поведение победителя.

При расчете цены контракта он не учел требования закупочной документации и указания Центрального банка России. Антимонопольная служба рассмотрела жалобу и согласилась с доводами участника.

Она решила, что победитель ввел заказчика в заблуждение и получил необоснованное преимущество перед другими участниками.

ФАС вынесла победителю предупреждение и указала:

  • Изменить локальный нормативный акт, по которому сотрудники рассчитывают страховые суммы для участия в аукционах, и контролировать, как ответственные рассчитывают цену контрактов.
  • Перечислить в бюджет сумму контракта — доход, который победитель получил нечестно.

Победитель обратился в суд с требованием признать предупреждение ФАС незаконным.

Решение. Суд первой инстанции встал на сторону ФАС, но апелляционный, а затем и арбитражный суды отменили это решение. Они постановили, что победитель не должен переводить доход от закупки в бюджет.

Верховный суд согласился с решением апелляционного и арбитражного судов и оставил их постановления без изменений. Он обратил внимание на то, что предупреждение не устанавливает вину победителя. Его выписывают, чтобы нарушитель мог исправить ошибку, а не чтобы его наказать.

Как применять на практике. ФАС не имеет права наказывать нарушителей антимонопольного закона, если не докажет их вину. Служба не может выписывать штрафы в предупреждении, для этого она должна сначала возбудить дело о нарушении.

5. Можно ли требовать обучение у монополиста?

Суть иска. В одном из портов лоцманскую проводку судов проводило предприятие-монополист. Другая компания попросила это предприятие стажировать ее сотрудников, чтобы они тоже могли проводить суда в этом порту. Предприятие отказалось заключать договор, так как у него не было права вести образовательную деятельность.

Компания обжаловала отказ в ФАС. Антимонопольная служба рассмотрела жалобу и решила, что предприятие-монополист нарушило п. 9 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ «О защите конкуренции». Ведомство предписало предприятию разместить на своем сайте типовой договор на оказание услуг по стажировке лоцманов и оказать эти услуги компании. Предприятие обратилось в суд с требованием отменить предписание ФАС. 

Решение. Суд первой инстанции и арбитражный суд отказались отменять требования антимонопольной службы. Без стажировки лоцманов другие компании не могли выйти на рынок, поэтому суды решили, что своим отказом предприятие-монополист мешает развитию конкуренции.

Верховный суд не согласился с этим решением и отменил судебные акты. Он постановил, что стажировку могут проводить только организации, у которых есть лицензия на образовательную деятельность. У предприятия-монополиста нет ни лицензии, ни структурного отдела, который занимается обучением. Поэтому он не должен нести ответственность за то, что отказался проводить стажировку.

Как применять на практике. Если компания отказывается заключать договор на оказание услуг из-за того, что у нее нет на это лицензии, она не нарушает 135-ФЗ. 

Номер определения: № 305-ЭС19-22302

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Контрольная закупка: когда можно оспорить штраф

Контрольная закупка — это одна из форм государственного контроля в сфере продажи товаров и услуг. Контрольную закупку всегда проводят без предупреждения. 

Такую проверку проводят ФНС, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Россельхознадзор и антимонопольная служба. Правила проведения утвердило постановление Правительства № 1398 от 21.11.2018 года.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными, которые проводит полиция. Цель таких закупок — выявить, где продают запрещенные товары или товары, продажа которых ограничена.

По итогам закупки надзорный орган может выписать компании штраф или назначить внеплановую проверку. Чтобы защитить свои права, предпринимателю нужно знать, как проходит контрольная закупка, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты.

Когда проводят контрольную закупку

Контрольные закупки проводят по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 закона № 294-ФЗ. К ним относятся:

  • необходимость проверить, устранила ли компания ранее выявленные нарушения;
  • жалоба потребителя на нарушение его прав;
  • нарушение требований к маркировке товаров;
  • распоряжение прокуратуры или надзорного органа;
  • причинении вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и угроза причинения вреда.

По второму основанию проверять можно только те нарушения, на которые потребитель пожаловался. Кроме того, надзорный орган не должен проводить закупку по анонимному заявлению.

Проверку проводят, когда по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. Таких случаев много:

  • товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте; 
  • в магазине вес товара не соответствует заявленному;
  • покупателям не выдают чек или сдачу;
  • лекарственные препараты продают без рецепта;
  • образовательные услуги предоставляют без лицензии и т.д.

Теперь рассмотрим, по какому алгоритму должна проходить закупка.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий ничем не отличается от обычного клиента. Он может запросить у предпринимателя или его сотрудников документы о товаре или услуге, которые любой покупатель вправе потребовать по закону о защите прав потребителей. Также он может вести фото и видеосъемку.

Закупка может быть дистанционной — через интернет–магазин, при совершении сделки по почте, по телефону или в мессенджере. Если же это контактная закупка, проверяющий обязан проводить ее в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи. Это регулирует пункт 5 статьи 16.1 закона № 294-ФЗ. 

После совершения закупки проверяющий рассказывает о своей роли представителю компании. Он должен предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении закупки, а также передать копию приказа представителю компании.

Важно: проверку должен проводить именно тот человек, который указан в приказе о ее проведении.

Проверяющий составляет в двух экземплярах акт о проведении закупки, подает документы на подпись представителю компании и оставляет у него один экземпляр.

Если по итогам закупки не обнаружено нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Если же проверяющий обнаружил нарушение, надзорный орган может назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении и оштрафовать компанию.

Товары и услуги проверяющий возвращает, если их не нужно арестовать или направить на дополнительные исследования в соответствии с требованиями пункта 18 правил организации и проведения контрольной закупки. 

Если товар вернули и он сохранил свои потребительские свойства, бизнес должен вернуть деньги проверяющему или перевести на счет, с которого они поступили. Если к моменту завершения закупки компания не выполнила работы и услуги, которые оплатил проверяющий, выполнять их не нужно.

Как оформляют контрольную закупку

Контрольную закупку проводят на основе приказа руководителя надзорного органа. Согласно пункту 8 правил, в приказе должны быть указаны:

  • название органа государственного контроля и вид надзора, в рамках которого проводится проверка;
  • основание проведения контрольной закупки;
  • дата и место проведения контрольной закупки;
  • ФИО и должность проверяющего;
  • ФИО предпринимателя или наименование юрлица;
  • регистрационный номер записи о создании юрлица или номер записи о госрегистрации физлица в качестве ИП;
  • обязательные требования, соблюдение которых будет оценивать проверяющий;
  • сведения о товарах, работах или услугах, подлежащих приобретению в ходе контрольной
  • сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи в ходе контрольной закупки;
  • сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры либо об извещении органов прокуратуры о ее проведении (с указанием даты и номера письма о согласовании либо извещения).
Читайте также:  «русагро» и «солнечные продукты» спели дуэтом: суд посчитал банкротство активов агрохолдинга договоренностью собственников

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения. Акт о проведении дистанционной закупки составляют на следующий день. 

Типовые формы актов устанавливают сами надзорные органы, однако они обязательно указывают в документе:

  • дату, время и место составления акта;
  • наименование органа государственного контроля;
  • дату и номер приказа о проведении контрольной закупки;
  • ФИО и должность должностного лица или должностных лиц, проводивших контрольную закупку;
  • наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя, 
  • место где непосредственно была проведена контрольная закупка. 

Акт о проведении закупки, за исключением дистанционной контрольной закупки, должен подписать и проверяющий, и представитель компании. Если представитель отказался подписать документ, проверяющий вносит в него сведения об этом. Проверяющий дает представителю расписку о том, что последний ознакомлен с актом или отказался с ним знакомиться.

Экземпляр акта о проведении закупки незамедлительно после составления проверяющий вручает представителю компании. В акте должны быть указаны сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

Какие могут быть штрафы

При первом нарушении за год контролеры могут заменить штраф предупреждением. Исключение: причинен имущественный ущерб покупателю или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. 

За отсутствие медкнижки у сотрудника юрлицо могут оштрафовать на сумму до 20 000 рублей, ИП — на сумму до 1 000 рублей по статье 6.3 КоАП. Деятельность компании могут приостановить на срок до 90 суток. 

За продажу продуктов с истекшим сроком годности юрлицо поплатится суммой до 30 000 рублей, а ИП — суммой до 20 000 рублей по статье 14.4 КоАП.

Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара может обойтись юрлицу в 50 000 рублей, предпринимателю — в 30 000 рублей по статье 14.7 КоАП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента получения постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение. Но прежде, чем платить, убедитесь, что закупка проведена и оформлена по закону.

Когда можно оспорить результаты контрольной закупки

Когда надзорные органы запланировали контрольную закупку по жалобе потребителя, но до приказа о ее проведении компания удовлетворила претензию клиента, проводить закупку контролеры не должны.

Результаты закупки можно признать недействительными в соответствии со статьей 20 закона № 294-ФЗ, если проверяющий не отдаст представителю компании акт о проведении закупки. Также проверьте, чтобы проверяющие составили акт именно о проверке товаров, которые указаны в приказе о закупке.

Основания, чтобы оспорить результаты контрольной закупки:

  • закупка прошла с нарушением правил, установленных постановлением Правительства № 1398;
  • закупка прошла с нарушением закона № 294-ФЗ;
  • закупка не согласована с прокуратурой;
  • проверяющие не имеют право проводить закупки;
  • проверяющий неправильно оформил документы;
  • свидетели проверяющего являются заинтересованными лицами;
  • проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение.

Возражения нужно направлять в течение 15 дней после проверки в госорган, который провел закупку. Если он не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Жалобу можно написать в свободной форме. 

Внимание: мошенники могут притвориться проверяющими и вымогать взятку. Проверяйте документы закупщиков и обращайте внимание на их поведение. Если сомневаетесь, звоните в госорган, сотрудниками которого представились проверяющие.

Читайте нас на astral.ru

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются  нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

       Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

       Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.

Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд.

Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

       Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

         Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

  •          Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).
  •          К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.
  •           К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.
  •          В жалобе необходимо прописывать:
  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

         Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

       Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю.

Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

        Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

          Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры.

Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать.

Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

         Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

        По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.
Читайте также:  Кредит: что делать,если банк начислил неустойку и штраф?

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям.

Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика.

При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки.

Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса.

Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе.

ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований…», так как не зарегистрирован в установленном порядке.

По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены.

Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта.

Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки.

Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

       Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

         Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.

Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений.

Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

  1. Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.
  2. Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.
  3. Дополнительно в заявлении указывают:
  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

       К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

      В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления.

Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

      Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

       В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to08@fas.gov.ru

         Благодарю всех за внимание.

Иск или жалоба: Когда обращаться в ФАС, а когда в суд

Арбитражный и антимонопольный органы имеют разные полномочия. 

В закупочных процедурах по 223-ФЗ споры далеко не редкость. Хотя на рынке хватает и недобросовестных поставщиков, к заказчикам тоже бывают серьезные претензии. Эксперты Т94 рассказали, в каких случаях можно пожаловаться в антимонопольный орган, а в каких участникам закупок поможет только суд.

В самом 223-ФЗ прописан перечень случаев, когда следует обращаться в Федеральную антимонопольную службу РФ. Закрытый перечень оснований существует только для административного обжалования. А вот право участника закупки обратиться в суд с жалобой на действия или бездействие заказчика подобными условиями не ограничено.

«Федеральная антимонопольная служба – орган, защищающий права участников закупок. Обратиться с вопросом и жалобой имеет право любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником закупки.

В 223-ФЗ закреплен широкий перечень оснований для обращения с жалобой.

Одновременно можно подать и иск в суд, законом это не запрещено», — отмечает Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.

Некоторые суды пока допускают обжалование не перечисленных в законе нарушений в антимонопольный орган. Впрочем, по мнению экспертов, всем участникам рынка закупок все-таки следует знать куда и в каких ситуациях было бы правильнее обратиться.

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, рассказал Т94: «В 223-ФЗ указано, что обращения в ФАС не отменяет право участника закупки обращаться по аналогичному вопросу и в суд. При этом есть ситуации, которые можно разрешить исключительно в разных органах.

Во-первых, это вопросы, которые делит стадия заключения договора на «до» и «после». А именно, если договор уже заключен, то со всеми обращениями следует идти только в суд, ФАС уже ничем помочь не сможет.

А если договор еще не был заключен, то участники закупки могут смело обращаться в ФАС. Второй водораздел связан с финансовыми требованиями к заказчику. Если таковые есть, то с обращениями идут в суд, так как деньги поставщику может помочь вернуть только эта инстанция.

И последнее, если вопросы касаются информационного обеспечения закупки, то обращаться следует в ФАС». 

При этом есть одна пограничная ситуация — порядок выбора победителя, замечает Дмитрий Казанцев. К примеру, ситуации, когда порядок не определен либо нарушен, или у поставщика возникли другие вопросы по допуску победителя.

До специального постановления Верховного суда с такими задачами обычно шли в ФАС, поскольку они касаются ситуаций, происходящих до заключения договора.

Сейчас, если следовать закону и логике постановления, то с такими вопросами нужно идти в суд.

«Как показывает практика, Федеральная антимонопольная служба, обладая всеми необходимыми компетенциями для рассмотрения жалоб поставщиков, рассматривает эти обращения быстрее суда», — говорит в комментарии Т94 Антон Емельянов, генеральный директор «Единой электронной торговой площадки». По его словам, необходимо учитывать тот факт, что ФАС по закону не обладает полномочиями по расторжению контрактов. То есть, если торговая процедура уже завершена и контракт с другим поставщиком уже заключен – пересмотреть результат торгов может только суд.

Читайте также:  Земельные споры. споры в отношении земельных участков, разрешение земельных споров

Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), добавил, что в ФАС следует обратиться на этапе проведения процедуры закупки и заключения договора, а в суд на этапе исполнения или расторжения договора.

Например, обращение в ФАС на содержание конкурсной документации заказчика ограничивающей конкуренцию, другими словами — сговор.

А в суд — по исполнению договора: неподписание актов выполненных работ, услуг или поставок продукции, затягивание оплаты и т.п.

Сергей Фахретдинов отмечает, что для удобства, порядка и систематизации работы со всеми обращениями и жалобами необходимо, чтобы ФАС разработала методические рекомендации для бизнеса, участвующего в закупках по 223-ФЗ, содержащие порядок и основания подачи обращений как регулятору, так и в суд.

«В марте 2016 г. Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами дел, связанных с применением Закона о защите конкуренции и КоАП РФ в области антимонопольного законодательства.

В обзоре разъяснено, что предупреждение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде. Кроме того, решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит обжалованию только в арбитражном суде», — разъяснил Сергей Фахретдинов.

Он также добавил, что создание единообразного подхода и по остальным вопросам позволит упростить работу на долгий срок.

Таким образом, участник закупки, зная свои права, формально вправе обратиться с жалобой в любой орган. Однако, без методических рекомендаций контролирующих органов часть времени может быть потрачена впустую.

Ангелина Жукова.

Источник: http://torg94.ru

Верховный суд рассказал, как оспаривать кабальные сделки

Евгения Ефименко

Верховный суд сформулировал стандарт доказывания по кабальным сделкам, которые обычно практически невозможно оспорить.

Он проанализировал дело женщины, которая, страдая тяжелым заболеванием, должна была еще и помогать близким: немощной старушке-матери и непутевому сыну, которого осудили по уголовной статье. Она оспаривала продажу единственного жилья для них троих, которое передала сожительнице сына за бесценок.

Две инстанции решили, что женщина пропустила срок исковой давности. ВС счел, что его можно было восстановить, и дал указания, как пересмотреть дело по сути.

Примеров успешного оспаривания кабальных сделок почти нет из-за сложности доказывания, утверждает ведущий юрисконсульт «КСК групп» Елена Цатурян.

Более того, есть практика, подтвержденная на уровне Верховного суда, что истец теряет право на оспаривание сделки, если продолжал или продолжает ее фактическое исполнение, развивает свою мысль партнер МКА «Горелик и партнеры» Лада Горелик.

В то же время ей очевидно, что в жизни немало договоров заключаются на невыгодных условиях при стечении довольно тяжелых обстоятельств. В этих случаях пригодятся разъяснения из недавнего определения Верховного суда (дело  19-КГ17-10).

Он четко сформулировал стандарт доказывания по кабальным сделкам, считает управляющий партнер юрфирмы «Солнцев и партнеры» Станислав Солнцев. Кроме того, комментирует он, ВС признал возможным восстановление срока обжалования по ст. 205 ГК, то есть открыл дорогу для оспаривания «старых» соглашений, что особенно актуально для споров вокруг недвижимости.

Когда обстоятельства сильнее

Верховный суд принял и рассмотрел жалобу Ирины Остапенко*, которая пыталась оспорить продажу единственного жилья сожительнице своего сына Дмитрия Колчева* Наталье Гарман*. Гарман жила в их доме с двумя маленькими детьми от другого отца.

А в 2014 году она приобрела у Остапенко дом и участок за 420 000 руб. и 4682 руб. соответственно. Поскольку Гарман оплатила эту сумму материнским капиталом, жилье поступило в долевую собственность ее и ее детей.

А в конце 2015 года покупательница подала иск о выселении «чужих» жильцов из своего дома.

Остапенко подала встречный иск о признании договора купли-продажи недействительным. По словам ответчицы, только тяжелые обстоятельства вынудили ее продать дом, в котором, кроме нее, жили сын и престарелая мать. Сама Остапенко страдала раком, должна была проходить стационарное лечение и дорогие обследования. Болела и ее 89-летняя мать.

Незадолго до продажи дома старушка сломала ногу и не могла сама себя обслуживать, а уход за ней тоже требовал немалых денег. Как будто этих бед было недостаточно, в неприятности попал сам Колчев, которого осудили за хищение вверенного имущества (ч. 1 ст. 160 УК) и приговорили к штрафу в 40 000 руб.

Это довольно-таки тяжелые обстоятельства, которые говорят в пользу кабальности сделки, уверяла Остапенко во встречном иске.

Она рассказала суду, как пыталась решить проблемы с помощью трех кредитов, которые взяла в конце 2013 – начале 2014 года. Но гасить их было сложно, весь постоянный доход семьи ограничивался небольшими пенсиями Остапенко и ее матери. И здесь подоспело предложение сожительницы сына, которое, как тогда казалось, поможет исправить ситуацию.

Ответчица объяснила в суде, что пошла на сделку, потому что Гарман встречалась с ее сыном и жила в их доме. По уверениям Остапенко, «невестка» прекрасно знала о тяжелом положении семьи и осознавала, что покупает жилье за бесценок. Ведь, согласно отчету об оценке, дом стоил 1,7 млн руб. (в 3 раза дороже), а земля 501 000 руб.

(в 107 раз дороже).

Два взгляда на одно дело

Буденновский городской суд Ставропольского края решил выселить Остапенко с сыном и матерью, но не нашел оснований признать куплю-продажу недействительной.

Одним из основания отказа стал пропуск срока исковой давности: регистрация сделки состоялась 11 ноября 2014 года, а требование признать ее недействительной было предъявлено 25 декабря 2015 года (а поскольку сделка оспоримая, нужно было уложиться в один год).

Кроме того, суд отверг отчет об оценке, потому что его составили в 2016 году, а дом был продан в 2014-м. Ставропольский краевой суд согласился с этими выводами.

Но краевому суду придется пересмотреть дело с учетом указаний Верховного суда, который нашел немало ошибок в решениях нижестоящих инстанций.

Для начала суды не рассмотрели вопрос о восстановлении срока исковой давности ввиду обстоятельств, связанных с личностью, таких как тяжелая болезнь (ст. 205 ГК).

Ведь Остапенко страдала раком, а ее права не нарушались до тех пор, пока 3 ноября 2015 года сожительница сына не предъявила иск о выселении. Что касается оценки дома – тут судья должен был разъяснить Остапенко, что у нее есть право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.

Кроме того, суды проигнорировали обстоятельства, которые свидетельствуют о тяжелом положении ответчицы, и не проверили, могла ли Гарман об этом знать. С такими замечаниями коллегия под председательством Вячеслава Горшкова отправила дело на новое рассмотрение.

Алгоритм: как оспорить кабальную сделку

ВС верно указал на совокупность неблагоприятных обстоятельств и даже на возможность восстановить срок исковой давности, одобряет Горелик. По ее предположению Остапенко, скорее всего, доверяла сожительнице сына, с которой жила под одной крышей, и не думала, что та может ее выселить. Горелик не исключает, что это обсуждалось, только не было прописано в договоре купли-продажи.

О том, что надо доказать в делах о кабальных сделках, рассказывает руководитель практики частного праванациональной юридической компании «Митра» Константин Сердюков. Стечение тяжелых обстоятельств подтвердить обычно легко. По словам эксперта, в определении ВС этот вопрос освещен подробно и убедительно.

Примечательно, что гражданскую коллегию интересуют детали жизни не только самой Остапенко, но и ее матери и сына. Гораздо сложнее, по мнению Сердюкова, доказать причинно-следственную связь между тяжелыми обстоятельствами и самой невыгодной сделкой.

Судя по определению ВС, нельзя однозначно сказать, что именно сложное положение подтолкнуло Остапенко заключить договор, сомневается Сердюков. По его мнению, возможны и другие объяснения.

Например, учитывая, что Гарман оплатила дом материнским капиталом, не исключено, что жители сговорились его «обналичить» и разделить между собой, рассуждает Сердюков. Но ВС ничего не сказал в определении о вопросах доказывания причинно-следственной связи, сожалеет юрист.

Еще одно обстоятельство, которое зачастую непросто доказать, – это осведомленность контрагента о тяжелом положении потерпевшего.

Здесь Верховный суд ограничился ремаркой, что Гарман сожительствовала с сыном Остапенко и знала о ее проблемах, указывает Сердюков.

«Получается, ВС фактически установил презумпцию осведомленности сторон о том, что у одной из них тяжелые обстоятельства, если они проживают совместно, – анализирует юрист «Митры». – Это должно облегчить доказывание в делах с подобными обстоятельствами».

В целом есть смысл оспаривать сделку как кабальную, если очевидно бедственное положение одной из сторон, и его можно доказать, резюмирует Солнцев из юрфирмы «Солнцев и партнеры».

Он называет болезни, тюремное заключение, наличие большого долга, ущерб от стихийных бедствий и катастроф. Путь оспаривания при этом лежит через нерыночный характер расчетов или определение цены (например, рассрочка на 50 лет или кратное снижение стоимости), рекомендует Солнцев.

Ведь сложно представить, что кабальную сделку можно заключить на рыночных условиях, подытоживает юрист.

* – имена и фамилии действующих лиц изменены

Источник — ПРАВО.РУ

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *