Закон о контроле блогеров подписан президентом РФ. Новые требования к блогам

Блогеры, которые ведут научно-популярные проекты, могут стать жертвами закона о просветительской деятельности. 16 марта Госдума приняла документ в третьем чтении.

Если его поддержат Совет федерации и президент, то с 1 июня все образовательные активности окажутся под надзором Минобрнауки и Минпросвещения. Но как именно будет происходить контроль, в законе не разъясняется.

Популяризаторы науки, ведущие блоги в рунете, поделились с “Ъ FM” своими опасениями относительно этой инициативы. Подробности — в материале Сергея Гусева.

Подвиг 28 героев-панфиловцев — миф или реальность? Действительно ли заразиться ВИЧ-инфекцией рискуют только наркопотребители и люди, ведущие беспорядочную половую жизнь? Правда ли, что перчатки и тканевые маски позволяют защититься от коронавируса? Получить правдивые ответы на эти и многие другие острые вопросы после вступления в силу закона о просветительской деятельности будет непросто, уверены блогеры, размещающие образовательные тексты и видеоролики в социальных сетях. Причем многие из них отнюдь не придерживаются радикальных позиций, а их работу сложно назвать антиправительственной.

Закон о контроле блогеров подписан президентом РФ. Новые требования к блогам

Принятый Госдумой документ не дает никакой ясности, в чем именно будет заключаться контроль со стороны профильных министерств, а только наводит на тревожные размышления, говорит клинический психолог, блогер и гендиректор онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Анна Крымская: «Сейчас мы производим очень много контента, который можно счесть за просветительскую деятельность: ведем блок, пишем статьи, снимаем подкасты, и нам не очень понятно, сколько времени и сил потребуется, чтобы все это в будущем согласовывать. Самое главное беспокойство — насколько нам придется замедлиться, насколько наши процессы застопорятся, насколько возрастет нагрузка. Мы очень ждем четких критериев, что конкретно нужно согласовывать, какая будет процедура, есть ли какие-то темы, о которых надо и не надо договариваться».

Даже за коротким 10-минутным просветительским видеороликом на YouTube кроются часы и даже дни сбора информации, ее подготовки и последующей обработки отснятого контента. Любые согласования — этот процесс только усложняют, да и не факт, что итоговый вариант вообще попадет в сеть.

Не все смогут выдержать такой формат работы, и многие откажутся от своих проектов вовсе, считает популяризатор космонавтики, блогер Виталий Егоров, известный как Zelenyikot: «Те, для кого блогинг — это бизнес, будут заинтересованы в том, чтобы провести все необходимые процедуры по согласованию.

Те, кто это делает для души, а таких, наверное, большинство на сегодня, столкнутся с дополнительными препятствиями. И насколько им хватит энтузиазма соблюдать все формальности, неизвестно.

Если же понадобится согласовывать каждую презентацию или каждый слайд, им придется уйти в подполье или просто завязать с этой деятельностью».

Закон о контроле блогеров подписан президентом РФ. Новые требования к блогам

Впрочем, в индустрии есть и оптимисты.

Научный журналист и автор YouTube-канала о медицине Алексей Водовозов, например, сомневается, что у государства достаточно ресурсов, чтобы контролировать весь контент в соцсетях, и верит, что независимой просветительской деятельности в интернете быть: «Скорее всего, это может быть использовано в каких-то частных единичных случаях, когда кто-то сильно нашумел, в первую очередь в политическом поле. Как показывает практика, очень тяжело добиваться чего-то от соцсетей, заставить их что-то удалить у Роскомнадзора не получается. Например, тот же YouTube работает по законам Соединенных Штатов, основные сервера находятся там же».

На Change.org появилась петиция с требованием отменить поправки в закон «Об образовании». Ее подписали больше 200 тыс. человек. Среди них — автор просветительского канала в YouTube Ян Топлес: «Закон написан так, что имеет большой простор для произвола.

Как следствие, это обернется страхами популяризаторов начинать просветительскую деятельность.

Против нас замышляют явно что-то недоброе. И этот репрессивный закон рано или поздно может отправить страну в прошлое».

Читать далее

Законопроект о просветительской деятельности единогласно раскритиковали члены Российской академии наук. Несколько сотен деятелей культуры написали письмо Владимиру Путину, выразив опасения, что законопроект создает предпосылки к цензуре.

Лилия Галявиева

Закон о блогах — катастрофа или необходимость?

Закон о контроле блогеров подписан президентом РФ. Новые требования к блогамДобрый день, уважаемые  читатели! Буквально пару дней назад Рунет сильно потрясло свершившееся событие. Во вторник 29 апреля Совет Федерации России одобрил так называемый закон о блогерах. Сейчас (на 1 мая) утвержденный проект находится на подписи Президента Российской Федерации. Но я уверен, что он будет подписан.

[contents h2 h3]

Текст закона о блоггерах

Закон разрабатывался группой депутатов от всех фракций и является одним из документов антитеррористического пакета (который был создан в связи со взрывами в Волгограде). В тексте закона дана формулировка понятию «блогер «:

Блогер — это владелец сайта (интернет-страницы), посещаемость которого более 3000 посетителей в сутки.

Согласно тексту закона, за деятельностью блогеров будет следить Роскомнадзор. Этот контролирующий орган будет вносить все данные о блоггерах 3-х тысячниках в специальный реестр и контролировать исполнение требований. А требования теперь у таких владельцев сайтов такие же, как и у современных СМИ (Средства Массовой Информации).

Также закон обязывает всех организаторов распространения информации в сети (поисковые системы, социальные сети, форумы) уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности и хранить данные в течение шести месяцев. Кстати, если эти требования выполняться не будут владельцами таких проектов, им полагается серьезный штраф (500 тысяч рублей). Но вернемся к блогерам.

Закон о контроле блогеров подписан президентом РФ. Новые требования к блогам

Правила для блоггеров

В тексте закона прописаны различные правила, по которым должен вести свою деятельность блогер (привыкаем к этому понятию — это владелец сайта с посещаемостью в 3000 посетителей). Вот самые важные из них:

Блоггер, как представитель СМИ, обязан:

  • проверять достоверность общедоступной информации;
  • не распространять информацию о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
  • соблюдать запреты и ограничения избирательного закона;
  • указывать возрастные ограничения для своих пользователей.

Блоггер, как владелец ресурса, обязан:

  • разместить на своем сайте (интернет-страничке) фамилию и инициалы;
  • отразить контакты (электронный адрес) для направления юридических замечаний;

Данные по своему ресурсу для единого реестра блогер должен подать в Роскомнадзор в течение 10-ти дней. Иначе ему влепят штраф (10 — 30 тысяч рублей). Куда уж без этого.

Явные противоречия и неразрешимые вопросы

Итак, закону быть — на днях его утвердит глава России и наш Рунет станет уже другим. Конечно, останутся как сами ресурсы, так и их владельцы. Но начнет меняться их отношение к своим сайтам и блогам. И на порядок возрастет ответственность. В этом я не сомневаюсь. И это замечательно!

Но зато у меня появились сомнения по поводу ряда правил из Закона. И я хочу их рассказать и пояснить своим любимым читателям. Возможно я чего-то не понимаю, или чего то не знаю — вместе в х мы точно сможем приблизиться к истине. Итак, что же меня зацепило в тексте данного Закона о блогах и блогерах.

Термин «блогер»

Не понимаю, почему блогером называют по принятому закону владельца сайта или интернет-странички, а не блога. Думаю, все понимают разницу между сайтом и блогом (особенно это заметно в их поисковом продвижении) — сайт обычно продает услугу или товар, а блог информацию.

К тому же не понятно и роль личных страничек в социалках. Неужели по тексту закона хозяин странички на Фейсбуке с нужной посещаемостью будет приравнен к блогеру? Ведь он же не является владельцем всего Фейсбука.

3000 посетителей

Принят закон, который коснется всех блогеров, ведущих мастер-классов, вебинаров, марафонов. Чем нам это грозит?

В апреля был подписан закон о просветительской деятельности (закон от 05 апреля 2021 года № 85-ФЗ), вызвавший в обществе небывалый ажиотаж. Люди заговорили о наступлении власти на свободу и демократию, а некоторые даже — о средневековом мракобесии. Рассказываем, что считается просветительской деятельностью и чем нам грозит ее жесткая регламентация со стороны государства.

Закон должен вступить в силу 1 июня 2021 года.

Что такое просветительская деятельность

Просветительская деятельность – это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, умений, навыков и ценностных установок среди неограниченного круга лиц.

Целями такой деятельности являются интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное воспитание и развитие человека, а также удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.

Просветительскую деятельность вправе осуществлять, в частности, граждане, ИП и организации. Таким образом, к просветителям, исходя из указанного выше определения, можно отнести вообще всех субъектов, которые так или иначе транслируют другим людям информацию развивающего, воспитательного или образовательного характера.

В частности, ютуб-блогеров, публикующих познавательный и научно-популярный контент, публицистов, блогеров в инстаграме, писателей, издателей, журналистов, телеведущих и т.д. Их то деятельность и планируют теперь контролировать чиновники.

Читайте также:  Центральный банк РФ повысил ставку рефинансирования

Зачем нужен закон о просветительской деятельности

В пояснительной записке указано, что закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности.

Не допускается использование просветительской деятельности:

  • для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку какой-либо принадлежности;
  • а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ.

Правительственные требования к просветителям

Чтобы заниматься просветительской деятельностью, компании и граждане должны соответствовать критериям, представленным в проекте правительственного постановления, размещенного на днях на портале проектов НПА.

Теперь просветительскую деятельность можно будет осуществлять только на основании договора. Договор надо заключить с образовательной/научной организацией или учреждением культуры (в зависимости от сферы просветительской работы).

Проще говоря, теперь нужно будет получать разрешение на ведение кружка по вязанию, мастер-класса по рисованию или вебинаров по налогам.

Кроме того, чтобы ИП и обычные граждане могли заниматься просветительской деятельностью, они должны:

  • являться совершеннолетними;
  • принимать участие в реализации общественно значимых инициатив;
  • на протяжении не менее 2-х лет осуществлять образовательную или просветительскую деятельность;
  • не иметь ограничений к занятию педагогической деятельностью (например, судимостей).

Просветительские организации должны:

  • не быть включенными в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
  • не иметь задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • отчитываться о своей деятельности в интернете.

Если компании или физлица не соответствуют этим критериям, они не смогут заключить договор на ведение просветительской работы и, соответственно, не смогут ею заниматься.

Такие правила работы предлагает нам проект правительственного постановления.

Чем нам грозит регламентация просветительской деятельности

Сейчас подобная просветительская деятельность по большей части осуществляется силами энтузиастов и за их собственный счет (особенно, на первоначальных этапах). Эта деятельность пока ничем не регламентирована и осуществляется так, как блогер, публицист или журналист считают нужным. Им никто ничего не должен и они также никому и ничего не должны.

Однако с принятием закона о просветительской деятельности все кардинально меняется. Просветителям по-прежнему никто ничего не должен, но они должны выполнить целый ряд обязательных условий, чтобы продолжать свою деятельность.

Зачем им все это нужно – непонятно. Поэтому для многих будет гораздо проще прекратить просветительство, сняв с себя все новоявленные обязанности и требования, нежели заключать какие-то договоры.

Да и даже имея желание заключить договор, такой просветитель еще побегает в поисках организации, которая с ним подпишет этот документ. В какую организацию, например, можно обратиться для подписания договора на ведение кулинарного мастер-класса или курса по оптимизации уборки дома?

А представьте себе организатора большого мероприятия, где выступают десятки лекторов? Какой вал справок, разрешений и прочих документов по каждому лицу придется обработать такому организатору?

В общем, закон о просветительстве у нас появился, а вот сами просветители в ближайшее время могут исчезнуть.

Блогеров запретят? Как изменит Россию новый закон о просветительской деятельности

Блогеров запретят? Как изменит Россию новый закон о просветительской деятельности

Первым нововведением стало закрепление в закон об образовании понятия «просветительская деятельность». К ней в России относят распространения знаний, опыта, формирования умений, навыков, ценностных установок вне рамок каких-либо образовательных программ. Это должно происходить в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно правкам, запрещено использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции России.

Также для подписания международного договора в сфере образования теперь потребуется специальное заключение Министерства просвещения или Министерства образования и науки, или ведомства, в ведении которого находится вуз.

Собеседник редакции, знакомый с ситуацией, заявил, что причиной изменений могло послужить отсутствие в прежнем законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления и требования к участникам.

А такой правовой пробел — это предпосылка для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя,считает эксперт-юрист.

Директор частной школы «Монтессори академия» Татьяна Баландина считает, что такое ужесточение закона убережет детей от тех, кто под видом образования будет заниматься деструктивной деятельностью.

Я думаю, что это не плохо, если это действительно будет связано с тем, что людям незаинтересованным в образовании детей, а скорей заинтересованным в разжигании различных конфликтов, будут создаваться препятствия,рассказала редакции TagilCity.ru Татьяна Баландина.

Тревогу из-за поправок в законе об образовании одними из первых забили блогеры: они боятся лишиться работы. В аккаунтах соцсетей пользователи публиковали посты, в которых заявляли: «С 1 июня меня запретят. Именно в этот день вступит в силу принятый сегодня в Госдуме в третьем чтении закон о просветительской деятельности».

Я читала про опасения людей, которые ведут образовательные каналы, если правки в закон будут мешать их деятельности — это плохо, считает Татьяна Баландина.

Запрета своей деятельности из-за изменения закона об образовании не боится Instagram-блогер из Нижнего Тагила Евгения Дейстер. Девушка ведет блог о материнстве.

Думаю, ограничить меня в моих мыслях не могут. Я делюсь только своим опытом и мировоззрением. Даю другим мамочкам посмотреть со стороны на альтернативу воспитания, заявила Евгения.

При этом тагильчанка понимает, что такое регулирование стало продолжением прошлых нововведений по выводу блогеров из тени.

Если говорить о блогерах как о работе — закон о налогах уже есть. Люди, которые берут ответственность, они несут ее полностью. Это также, как в жизни — есть те, кто следит за цензурой, а есть — Моргенштерн,считает Евгения.

Однако не всегда блогеры подают правильный пример. В 2019 году в Нижнем Тагиле местный блогер снял видео, на котором трое молодых людей танцевали прямо на проезжей части на проспекте Ленина. Командой блогера был перегорожен проезд автотранспорту.

Ректор «Российского института театрального искусства — ГИТИС» Григорий Заславский считает, что безответственность слова не одобряется ни в одной стране. А свобода слова, о которой люди мечтали при советской власти, сегодня в России есть.

Люди, собирающие серьезные аудитории, должны обращать свое внимание на то, что не только когда-то давно «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города», как писал Гумилёв,поделился с реакцией TagilCity.ru Григорий Заславский.

Сегодня словом можно вывести людей на улицы и наоборот, убедить не выходить. Второй вариант намного сложней в условиях социальной депрессии, которая вызвана новой коронавирусной инфекцией. Поэтому нужно предупреждать блогеров, собирающих несколько миллионов людей, что нельзя просто так безответственно что-то говорить, о чем-то или о ком-то, считает Заславский.

Мнения собеседников редакции разделились: кто-то из экспертов видит целый спектр проблем в нововведениях в законодательство, а кто-то и вовсе считает их бесполезными.

Например, руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян считает, что данные правки не могут быть эффективными, потому что люди не очень хорошо понимают, где грань между просветительской деятельностью и пропагандой.

Данные поправки бессмысленны, потому что пропаганда через призму просветительской деятельности пресекается той частью законодательства, которая направлена на противодействие экстремизма, терроризма и прочих вещей.

Поправки только запутывают, потому что деяния, которые уже предусматривают наказание российским действующим законодательством, прописываются вторично, применительно к просветительской деятельности,рассказал TagilCity.

Читайте также:  «русагро» и «солнечные продукты» спели дуэтом: суд посчитал банкротство активов агрохолдинга договоренностью собственников

ru Петр Кирьян.

Вопрос, не будут ли с введением поправок в закон об образовании понятия «просветительская деятельность» за неосторожность в высказываниях задерживать блогеров, журналистов и сотрудников прочих организаций, занимающихся просветительской деятельностью, остается без ответа.

И как теперь быть блогером или лектором?

Партнер, руководитель практики «Особых поручений (Sensitive Matters)», КА «Pen & Paper», к.ю.н.

1 июня вступили в силу поправки о просветительской деятельности.

Хотите делиться знаниями и опытом в онлайн- или офлайн-режиме – придется соблюдать новые требования. Только вот Правительство РФ их еще не установило.

А потому пока ориентируемся на общие требования подправленного Закона об образовании

«1 июня вступили в силу поправки о ведении просветительской деятельности, которые были внесены в Закон об образовании. Я программист и хотел бы вести свой блог. Насколько понял, распространение сведений о разработке программного обеспечения тоже является просветительской деятельностью. Как мне вести ее в соответствии с новыми требованиями?» – такой вопрос был задан редакции «АГ».

С 1 июня 2021 г. Закон об образовании содержит определение понятия «просветительская деятельность» и общие требования к ее осуществлению.

Просветительской является деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами (п. 35 ст. 2 Закона об образовании).

Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации. Также ее вправе осуществлять физические лица, ИП и юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 12.2 Закона об образовании).

Судя по широкому определению, указанному в Законе об образовании, просветительской деятельностью потенциально могут являться ведение собственного блога в социальной сети или канала на видеоплатформе; проведение публичных лекций, дискуссий, конференций, круглых столов; деятельность в рамках образовательных проектов и платформ, в том числе деятельность популярных лекториев, и т.д.

Правительство РФ должно установить правила, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок ее контроля (ч. 3 ст. 12.2 Закона об образовании). Пока соответствующий акт не принят. Представляется, что это случится в ближайшее время, учитывая повышенное внимание к нововведениям.

Впрочем, ч. 2 ст. 12.2 Закона об образовании уже содержит общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Так, не допускается ее использование:

  • для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов;
  • для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ (т.е. для побуждения к нарушению любого ее положения).

Таким образом, тем, кто желает заниматься просвещением сейчас, следует соблюдать упомянутые общие требования и отслеживать принятие нормативных правовых актов, детально регулирующих осуществление просветительской деятельности. Вероятно, такими актами будут установлены требования к субъектам просветительской деятельности и порядку ее ведения.

Отметим, что ранее состоялось общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности в организациях, которые занимаются образовательной, научной деятельностью и деятельностью в сфере культуры.

Из проекта фактически следовало стремление государства «зарегулировать» область распространения знаний. В настоящее время на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещена информация об отказе от продолжения разработки этого проекта.

Пока сложно предположить, какие требования к субъектам и порядку осуществления просветительской деятельности будут содержаться в новом проекте постановления (прежний проект эксперты подвергли критике – читайте об этом в новости «Просветительская деятельность: кто вправе ею заниматься и на каких условиях»).

Теперь образовательные организации должны будут получать специальные заключения федерального органа исполнительной власти (а образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, – заключения таких органов) для подписания с иностранными организациями и гражданами договоров по вопросам образования (кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам) (ч. 4 ст. 105 Закона об образовании).

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве (п. 13.2 ч. 1 ст. 6 Закона об образовании).

Следовательно, сотрудничество российских образовательных организаций с иностранными организациями и учеными стало подконтрольно государству, и, вероятно, обмен знаниями усложнится.

Например, теперь российским университетам будет сложнее пригласить иностранного профессора для прочтения лекции или организовать совместное исследование с коллегами из-за рубежа.

Кроме того, поскольку порядок подготовки и получения заключения утверждается Правительством РФ, может быть создан механизм, ограничивающий обсуждение «неудобных» тем с привлечением иностранных коллег в рамках образовательного процесса.

Если родители не могут договориться, с кем из них дети останутся после расторжения брака, их место жительства определит суд. Но он учтет каждую деталь Чтобы получить деньги, взыскатель обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Должник после получения копии приказа для его отмены вправе в течение 10 дней представить возражения. Для защиты своих интересов взыскатель должен знать, почему его заявление суд может не принять и как тогда быть, а должник – что делать, если с возражениями он опоздал В случае развода обратиться в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества можно в течение 3 лет. Только вот с какого момента этот срок отсчитывать?

«Охота на ведьм» или закон для блогеров: что изменит проект о просветительской деятельности

В России 1 июня вступает в силу новый закон о просветительской деятельности. Между тем и сам законопроект, и поправки к нему вызвали широкий резонанс и споры в сети. В чем плюсы и минусы нововведений, пострадают ли блогеры и коучи, попадут ли под удар частные семинары и курсы, разбирался обозреватель РИАМО с помощью экспертов.

Что такое просветительская деятельность

© РИАМО,   Александр Манзюк

В марте этого года Госдума приняла в третьем и окончательном чтении поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Они призваны запретить использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В частности, запрещается сообщать обучающимся недостоверные сведения об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также побуждать к действиям, противоречащим Конституции РФ.

Одним из поводов к разработке закона стало резонансное выступление новоуренгойского школьника в Германии.

На мероприятии в бундестаге в День скорби он дал неоднозначную оценку событиям Второй Мировой войны, в частности, заявил, что не все немецкие солдаты хотели воевать.

Тогда подростка обвиняли в оправдании нацизма, жаловались в прокуратуру и ФСБ и задавали вопросы педагогам. Защитники школьника заявляли, что это лишь призыв к отказу от войн. Так или иначе, законодатели задумались.

Законопроект также вводит понятие «просветительская деятельность». Под него попадает вся деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ и при этом направленная на распространение знаний, умений, навыков и так далее. И сейчас это основное, что беспокоит общественность.

ЕГЭ–2021: как пройдет экзамен после пандемии и дистанционки>>

Коучи вне закона

  сайт мэра Москвы

По мнению председателя Экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Государственной Думе РФ Александра Солонкина, обновленный закон ударит по недобросовестным коучам, паразитирующим на доверчивости людей. Он отсеет тех, у кого нет лицензии и права аттестации по итогам обучения, отмечает Солонкин.

Главный же плюс, по его мнению, в том, что закон выводит из тени различные иностранные компании, которые финансируются зарубежными силовыми структурами и под видом социально ориентированных НКО и фондов активно продвигают собственные ценности в нашей стране.

О необходимости урегулирования деятельности специалистов в сфере бизнес-образования, а также психологических, языковых и иных тренингов говорит и член Адвокатской палаты Московской области Сергей Агапов.

«Деятельность данных специалистов практически невозможно отличить от образовательной. Осуществляется она без специального разрешения, без утверждения образовательных программ, документы об образовании не выдаются совсем или выдаются сертификаты о прохождении того или иного курса и иные», – комментирует Агапов.

  • Текущая ситуация, по словам адвоката, создает условия для преследования по закону данных специалистов за осуществление приносящей доход деятельности без получения лицензии.
  • «Мы сами решаем, когда закончится учебный год»: семья из Подмосковья о домашнем образовании>>
  • Порядок или волокита?
Читайте также:  Компании сэкономят из-за новых правил пересмотра кадастровой стоимости

© РИАМО,   Александр Манзюк

Закон о просветительской деятельности привнес в сферу образования дополнительный государственный контроль – и это в целом хорошо, считает соучредитель digital-академии «Новая Сфера», продюсер онлайн-школ, бизнес-тренер Давид Гвана.

«Необходимость стандартов давно возникла и, надеюсь, приведет к началу формирования правил оказания услуг, в том числе в онлайн-образовании», – говорит Гвана.

С другой стороны, как отмечает эксперт, закон осложнил работу просветительских проектов. Ведь под понятие просветительской деятельности попадают любые мероприятия, направленные на популяризацию научных знаний.

«Как часто бывает, мы имеем размытые правила толкования. Вероятно, возрастет количество бюрократических процедур – придется предоставлять какие-нибудь бумажки в какие-нибудь органы, и для многих волонтерских проектов это может стать причиной для сворачивания деятельности», – опасается собеседник РИАМО.

Поэтому эксперт уверен в необходимости разработки дальнейших поправок – в частности, тех, которые установят четкие требования к организациям, занимающимся просветительской деятельностью.

«На текущий момент больше всего от нового закона страдают представители научного мира и общественные организации. А вот сфера онлайн-образования все так же остается слабо регулируемой государством», – добавляет эксперт.

Современная поэзия для всех: 7 стихотворных сборников о самом главном>>

Охота на ведьм

  сайт мэра Москвы

За дальнейшие поправки выступает и председатель отделения профсоюза «Альянс учителей» в Подмосковье, кандидат филологических наук Александр Букин.

«Законодатели имели благие намерения оградить детей от псевдо-образовательных лекций непонятных организаций, особенно после странного выступления школьника в Германии.

В результате получился невнятный текст, который напугал всех.

В итоге все опасения были услышаны, и законодатели пообещали внести правки в итоговый документ для полной ясности», – рассказал Букин по итогам обсуждения проекта в ОП РФ.

Эксперт уверен, что имеющихся законов вполне хватает для регулирования действий недобросовестных просветителей в образовательных учреждениях. При этом новый закон может напугать региональных руководителей, которые и вовсе перестанут принимать на своей территории какие-либо просветительские мероприятия.

В свою очередь, независимый эксперт Минюста России Алексей Нилов предлагает исключить из поправок к законопроекту требования согласовывать с федеральными органами власти любые контакты с зарубежными коллегами по линии науки и образования.

Он подчеркивает, что запрет на разжигание межнациональной розни прописан в других законах.

Обращаться же по малейшему вопросу за разрешением в Министерство просвещения, по его мнению, неприемлемо, а на практике будет невыполнимо – чиновники увязнут в лавине обращений.

«Есть риск устроить новую «охоту на ведьм». Нельзя ограничивать цензурой просветителей: из них и их последователей могут получиться гениальные мастера своего дела, новаторы», – уверен эксперт.

«Я возмущен, но не могу сказать, как сильно»: соцсети шутят о запрете мата>>

Блогеры попадут под каток?

© РИАМО,   Александр Манзюк

К понятию «просветительская деятельность» можно отнести все, что угодно: начиная от кулинарных курсов до советов по диете в личном блоге и тренингов по здоровью.

«По сути, под каток системы при желании может попасть кто угодно», — считает глава Экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Госдуме Александр Солонкин.

С ним согласен юрист, гендиректор ООО «Альбатрос» Александр Закондраев. По его словам, само понятие просветительской деятельности высосано из пальца и очень абстрактно, оно также отчасти дублирует понятие «воспитания», введенное президентским законом прошлого года.

«Сам по себе он достаточно абсурдный. Ну, какое отношение имеет задолженность по уплате налогов к праву субъекта вести просветительскую деятельность? И как оценивать требование к опыту «участия в реализации общественно значимых инициатив»?» – спрашивает Закондраев.

Президент подписал законы об обязательных требованиях и государственном контроле | Министерство экономического развития Российской Федерации

Разработанные Минэкономразвития законы «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» являются ключевыми документами реформы контрольно-надзорной деятельности. Работа над законами велась на протяжении 5 лет с участием заинтересованных органов власти, Государственной Думы и Совета Федерации, экспертного и предпринимательского сообщества.

Закон об обязательных требованиях закрепляет на законодательном уровне механизм «регуляторной гильотины», ключевой предпосылкой к которой во многом стало большое количество устаревших, противоречивых норм.

Механизм направлен на отмену актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу и проверяемых уполномоченными органами в рамках контрольных мероприятий, а также формирование новой системы актуальных требований.

  • Для реализации поставленных целей законопроект устанавливает систему принципов, которым должны отвечать новые обязательные требования, а также порядок их установления и оценки применения.
  • Срок вступления в силу закона – 1 ноября 2020 года, срок реализации «регуляторной гильотины» – 1 января 2021 года.
  • Закон о госконтроле, который также называют контрольно-надзорным кодексом, закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.  

Одно из главных положений правового акта – создание полноценной системы анализа и учета рисков. В настоящее время риск-ориентированный подход применяется в 34 видах контроля. После вступления в силу закона о контроле он будет распространяться более чем на 200 видов государственного контроля.

По видам контроля, где применяется плановый контроль, будут установлены критерии и категории риска, а плановые надзорные мероприятия будут проводиться с периодичностью, установленной для каждой из данных категорий.

Например, для объектов высокого и значительного риска плановый контроль будет осуществляться не чаще одного раза в два года, а объекты, отнесенные к категории низкого риска, освобождаются от планового контроля.

Также плановые контрольные мероприятия не будут проводиться по тем видам контроля, где критерии и категории риска не установлены. Утверждаемые индикаторы риска нарушения обязательных требований станут одним из оснований для проведения внепланового контроля.

Виды контроля (надзора), в свою очередь, будут закреплены в специальном электронном реестре, который будет запущен к 2022 году. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.  

Новшеством закона является и наличие развернутой системы контрольных мероприятий. «Закон № 294-ФЗ, на смену которому придет новый закон, изначально писался как закон о проверках и поэтому заточен исключительно под них. При этом проверка – самая обременительная для хозяйствующих субъектов форма контроля.

Чтобы ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов более гибким, мы закрепили в законе новые виды контрольных мероприятий.

Это, например, мониторинговая закупка или инспекционный визит, которые длятся не более одного дня и не столь трудозатратны для предпринимателей, как проверка», – пояснил статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.

Помимо этого, законом расширяется линейка профилактических инструментов.

К использующимся в настоящее время информированию, обобщению правоприменительной практики добавляются такие меры, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование и многое другое.

Также законом вводится институт независимой оценки соблюдения обязательных требований. Такая оценка может проводиться аккредитованными органами инспекции.

Еще одним новым институтом системы контроля станет механизм досудебного обжалования. Его особенности – процесс «без бумаги», а также сокращенные сроки рассмотрения и реагирования на жалобы.

Единой точкой входа для подачи жалоб станет новый цифровой сервис Единого портала государственных и муниципальных услуг. В течение ближайшего года система досудебного обжалования будет внедряться в порядке эксперимента по видам контроля МЧС России, Ростехнадзора и Росздравнадзора.

Соответствующий проект постановления Минэкономразвития России внесло в Правительство Российской Федерации.

«Закон о контроле – это программный документ и для контролеров, и для бизнеса. Однако система регулирования им не ограничивается. В ближайшие полгода Минэкономразвития России необходимо подготовить подзаконную базу и «закон-спутник», а органам контроля – положения о видах контроля. На эту работу отводится ближайший год», – рассказал Алексей Херсонцев.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *