Дополнительные работы по подряду: как не оказаться в минусе из-за ошибки в договоре

Как сформулировать условия договора в пользу подрядчика.Обычно стороны узнают о том, что нужны дополнительные работы, уже после заключения договора.

Но заказчик не всегда оперативно одобрить стоимость новых работ.

Чтобы быстро получать деньги на оплату дополнительных работ, заранее обговорите условие о цене и пропишите в договоре упрощенную процедуру согласования.Согласуйте приблизительную цену или смету.

По общему правилу цена в договоре подряда считается твердой. Иные условия стороны могут прописать в договоре подряда. Для подрядчика выгоднее приблизительная цена — так легче обосновать дополнительные работы и получить за них деньги от заказчика.

Если заказчик не оплачивает дополнительные работы, подрядчик должен доказать три обстоятельства. Дополнительные работы не предусматривали ни договор, ни проектная документация. Часто суды обязывают подрядчика доказать реальную необходимость выполнения работ, вплоть до того, что назначают судебную экспертизу, чтобы это установить.

Согласованная цена существенно выросла. Превышение на 5 процентов суды не признают существенным и не поддерживают увеличение цены. Иногда суды делают такой же вывод даже в том случае, если цена выросла на 10 процентов.

Как доказать,что в дополнительных работах не было необходимости

Заказчик своевременно получил уведомление. Уведомить заказчика необходимо как минимум до начала выполнения работ.

Если подрядчик не получает ответ в течение десяти дней и законом или договором не предусмотрен иной срок, он обязан приостановить работы, иначе суд встанет на сторону заказчика. Убытки от простоя при этом возмещает заказчик.

Если заказчик не хочет их возмещать, он обязан доказать, что в дополнительных работах не было необходимости.

Чтобы доказать, что согласовали с заказчиком дополнительные работы, используйте дополнительные соглашения, платежные поручения, в которых в качестве назначения платежа указаны допработы, письма от заказчика, нотариально заверенную переписку. Если представитель заказчика согласовал дополнительные работы по электронной почте, на переписку можно сослаться в суде.

ВАС разъяснил, что этом случае считается, что действия совершила сама компания, пока не доказано обратное. Суды принимают такие доказательства. Суды также начали расценивать как допустимое доказательство скриншоты интернет-страниц, которые не заверены у нотариуса.

Если нет хотя бы одного условия, подрядчик теряет право получить оплату за работу. Ему придется завершить работы по ранее согласованной цене, даже если это будет убыточно. Исключение — если подрядчик не докажет, что были необходимы немедленные действия в интересах заказчика. Например, из-за того, что приостановка могла повлечь гибель или повреждение объекта строительства.

Пропишите упрощенный порядок согласования. Чтобы избежать длительных процедур согласования, укажите в договоре, каким образом заказчик одобряет объем и стоимость дополнительных работ. Имейте в виду, что отсутствие ответа на письма о необходимости проведения работ не считается автоматическим согласием заказчика.

Как сформулировать условия договора в пользу заказчика

Заказчик вправе в одностороннем порядке без дополнительной оплаты вносить изменения в техническую документацию.

Но при условии, что вызываемые этим дополнительные работы не превышают 10 процентов от стоимости строительства, которая указана в смете, и не меняют характера предусмотренных работ.

Чтобы уложиться в смету, выгоднее закрепить в договоре подряда твердую цену и прописать подробную процедуру согласования дополнительных работ.Согласуйте твердую цену.

Ее можно зафиксировать в виде конкретной цифры, которая определяет стоимость работ, или указать в смете — приложении к договору.

Суд может признать цену твердой, даже если в договоре предусмотрены механизмы, как стороны согласовывают или изменяют стоимость работ.

Зафиксировать цену можно и в сопутствующих документах, например, протоколе заседания закупочной комиссии по выбору исполнителя по результатам конкурентных переговоров или предварительном сводном сметном расчете.

Пропишите риски выявления дополнительных работ.Большинство судов рассматривают подрядчиков как достаточно квалифицированных лиц, которые могут оценить необходимость проведения дополнительных работ на объекте, а также их стоимость, сроки и объем.

Чтобы исключить спор, включите в договор условия, которые будут явно свидетельствовать, что в обязанности подрядичка входит в том числе установление необходимости проведения дополнительных работ. Перенесите расходы на такие работы на подрядчика.

Включите в смету отдельную статью «Непредвиденные расходы» с определенной суммой. Если дополнительные работы объективно потребуются и вы не сможете переложить их стоимость на подрядчика, укажите в качестве источника финансирования эту статью. Это поможет уложиться в смету. Такой подход поддерживается судами и не влечет дополнительных затрат для заказчика.

Например, заказчик одобрял работы, которые были включены в проект, в пределах, которые предусматривал сметный расчет в разделе на непредвиденные расходы и затраты. При этом заказчик может не согласиться с увеличением стоимости работ и отказаться от договора, но должен оплатить уже выполненные работы.

Юридического бюро «АргументЪ» рекомендует составлять проекты договоров таким образом, чтобы в дальнейшем у вас не возникало проблем. Для уверенности в своих действиях обращайтесь к нашим юристам для составления документов, согласно юридическим нормам действующего законодательства.

Ссылки по теме:

Дополнительные работы по 44-ФЗ: оформление и сложности

Из этой статьи вы узнаете:

  • Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ
  • Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ
  • Что делать, если без дополнительных работ не выполнить основные
  • Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения
  • Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ

Допустимы ли дополнительные работы по 44-ФЗ? Такой вопрос часто задают подрядчики, оказавшиеся в непростой ситуации: контракт заключен, работы начались, но выяснилось, что нужно сделать еще ряд мероприятий, которые контрактом и сметой не предусмотрены.

И их беспокойство можно понять – от оплаты работ зависит благополучие подрядчика, а в описанной ситуации неясно, будет ли произведена оплата заказчиком или нет. В нашей статье мы разберем случаи возникновения дополнительных работ и приведем решения судов по спорам, связанным с данной проблемой.

Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ

Все взаимоотношения контрагентов в рамках государственного контракта жестко регулируются законодательством. В том числе в соответствии с п. 2 ст. 767 Гражданского кодекса РФ внести корректировки в уже заключенный договор допускается в строго ограниченных случаях, как при наличии соглашения сторон, так и по инициативе одной из них.

Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливается невозможность изменения его положений и цены в течение всего срока действия договора. Немногочисленные исключения из этого правила приводятся в ст. 95 вышеуказанного закона:

  1. Возникла необходимость в дополнительных объемах работ по 44-ФЗ, при этом договорная цена будет превышена не более чем на 10 %. Инициатива по увеличению объемов поставки должна исходить от заказчика, а в конкурсной документации и в самом тексте контракта необходимо предусмотреть такую возможность. Если в контракте прописана стоимость единицы объекта закупки, то стороны могут рассчитать на основании этих данных новую цену пропорционально необходимому увеличению объема поставки при наличии соглашения относительно дополнительных работ по контракту.
  2. Цена закупки зависит от регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, величина которых изменилась.
  3. Действующий долгосрочный контракт, заключенный на период свыше 3 лет, может быть изменен постановлением соответствующей государственной структуры, нужды которой он обеспечивает (Правительства Российской Федерации / правительства области / администрации муниципального образования). Данное основание применяется очень редко.

В статье 95 44-ФЗ приведены случаи, когда возможно откорректировать правила сотрудничества, составив дополнительное соглашение. Прежде всего необходимо изучить данные положения закона, и если ваш случай там обозначен, нужно добиваться от заказчика оформления дополнительного соглашения.

Когда вы видите необходимость в дополнительных работах по контракту по 44-ФЗ, но обстоятельства не описаны в вышеуказанной статье либо заказчик не хочет подписывать дополнительное соглашение, то вы не сможете получить оплату за выполненную сверх договора поставку. Тогда лучше отказаться от лишней работы или сделать ее бонусом государству.

Более того, заказчик даже может подписать дополнительное соглашение. Но если его обстоятельства не укладываются в рамки закона, то вполне вероятно, что работа оплачена не будет. Причем даже через суд добиться денег не получится.

Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ

Если стороны пришли к пониманию необходимости дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ, то требуется составить соответствующий документ. Это должно быть письменно соглашение, оформленное с соблюдением всех норм, которые касались основного контракта.

То есть если сделка требует регистрации в государственных органах или нотариального удостоверения, то и дополнительное соглашение должно пройти все эти этапы, и лишь тогда оно будет иметь юридическую силу. Иначе документ окажется незаконным, а новые условия недействительными.

Если регламент закупки требует разместить информацию о ней в публичном доступе – в СМИ, на специализированных ресурсах и пр., – либо направить оповещения определенному кругу лиц, то такой алгоритм должен быть соблюден и при оформлении дополнительного соглашения. То есть понадобится публикация этого документа в СМИ и на веб-площадках или рассылка уведомлений.

Действие новых положений начинается с того момента, когда подписано дополнительное соглашение. Но стороны могут предусмотреть и другую дату, с которой вступают в силу изменения. В этом случае данное обстоятельство указывается в тексте соглашения.

Случается и так, что стороны вынуждены выйти за рамки договора и какое-то время работать на других условиях. Тогда дополнительное соглашение оформляется задним числом, а в его тексте необходимо указать, что новые положения касаются возникших ранее отношений контрагентов. При такой схеме важно, чтобы документ был составлен без нарушения закона и не ущемлял права одной из сторон.

Читайте также:  Предпринимательский кодекс: особенности, основные черты.

Что делать, если без дополнительных работ по 44-ФЗ не выполнить основные

Подрядчик может попасть в очень сложную ситуацию, когда возникает необходимость в дополнительных работах по 44-ФЗ, без которых нельзя осуществить поставку или добиться определенной контрактом цели. Но заказчик отказывается от подписания дополнительного соглашения, либо оно противоречит нормам закона.

Как быть в таком случае? Необходимо действовать в соответствии со ст. 743 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано следующее: исполнитель обязан поставить в известность заказчика о том, что во время строительства выявилась потребность в дополнительных работах, не указанных в технической документации. А это, в свою очередь, повлечет увеличение сметы.

Если же заказчик не реагирует на данное сообщение на протяжении 10 дней (договором или законом может быть предусмотрен и другой срок), то работы по строительству останавливаются, а возникшие из-за простоя убытки подрядчика перекладываются на заказчика. Последний не обязан их возмещать только в том случае, если ему удастся доказать, что не было никакой потребности выполнять дополнительные работы сверх установленных контрактом по 44-ФЗ.

Как только исполнитель обнаружил, что необходимо увеличить объем поставки, он должен в минимальные сроки поставить об этом в известность заказчика.

Для чего составляется письменное уведомление и вручается под подпись уполномоченному должностному лицу. При отсутствии возможности передать документ лично направляется заказная телеграмма по указанному в контракте адресу заказчика.

Телеграмма должна сопровождаться уведомлением о вручении, в котором зафиксировано ее содержание.

Такая схема лишит заказчика возможности просто проигнорировать информацию о необходимости выполнения дополнительных работ. А подрядчик будет иметь доказательство, что он принял все возможные меры в данной ситуации и оснований для применения к нему санкций не будет, то есть ему не грозит занесение в Реестр недобросовестных поставщиков из-за срыва сроков работ.

Следует иметь в виду, что ставить в известность заказчика о необходимости в дополнительных работах надо не только в рамках государственного контракта, но и при любых других договорах строительного подряда.

Но в госзаказах закон более жестко регулирует права и обязанности сторон, нежели отношения между коммерческими структурами. Поэтому даже если подрядчик уведомит заказчика о необходимости произвести дополнительные работы по контракту по 44-ФЗ, это хоть и укрепит позиции исполнителя, но не будет полной гарантией отсутствия проблем в дальнейшем.

Все дело в том, что в данной ситуации вступают в противоречие две правовые нормы. С одной стороны, ст. 743 Гражданского кодекса РФ требует от исполнителя прекратить работы, а с другой – закон 44-ФЗ обязывает его непременно выполнить свои обязательства в рамках госконтракта по установленной в нем неизменной цене.

Подобные коллизии становятся предметом разбирательств в арбитражных судах. Так, в пользу подрядчика было вынесено решение в Постановлении Восемнадцатого Апелляционного Арбитражного суда № 18АП-4029/2015 от 08 июня 2015 года (дело № А47-9211/2014).

Суть его заключалась в том, что заказчик должен будет компенсировать расходы на производство дополнительных работ сверх предусмотренных контрактом в том случае, если исполнитель докажет, что данные работы нужны для достижения цели, ради которой и заключался договор.

Более того, желаемый результат, предусмотренный контрактом, не может быть получен без этих дополнительных работ.

То есть подрядчику необходимо иметь убедительные основания того, что невозможно добиться результата, согласованного при заключении контракта, без увеличения объема работ. Потребуется доказать свою позицию документально.

Любая компания, желающая взять на себя государственный подряд, еще до подписания контракта должна внимательно изучить всю техническую документацию и ознакомиться с нюансами предстоящей работы. Нужно сделать все, чтобы исключить в дальнейшем необходимость выполнения дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ.

Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения

В сфере госзаказов случаются и такие ситуации, когда подрядчик еще до начала либо в ходе строительства видит, что реальный объем работ для достижения результата должен быть заведомо больше, чем предусмотрено контрактом. Например, общий метраж квартир, возводимых в соответствии с условиями подряда, оказывается больше, чем указано в договоре.

Исполнитель понес дополнительные затраты и требует от заказчика их возмещения. Поскольку контракт заключался именно с целью строительства указанных квартир, заказчик их обязан принять, несмотря на то что площади оказались больше.

Важно! Заказчик передает подрядчику техническое задание, в котором описаны параметры объекта закупки и прочие требования, в частности площадь квартир.

Если контрактом предусмотрено, что его цена не подлежит изменению, то исполнитель не имеет права требовать дополнительной оплаты за увеличение площадей.

Стоит отметить, что стороны могут заранее обсудить возможные нюансы и предусмотреть их в тексте контракта, от этого и будет зависеть исход подобной ситуации.

В любом случае все работы подрядчику следует выполнять только после того, как подписан контракт с заказчиком государственного или муниципального уровня.

Не надо нарушать закон 44-ФЗ и приступать к работам до надлежащего оформления документов в надежде, что потом удастся взыскать оплату через суд по причине неосновательного обогащения.

Судебная практика по таким делам свидетельствует о том, что чаще всего иски не удовлетворяются, а заказчики и подрядчики признаются недобросовестными.

Еще одна сложная ситуация, когда нельзя заключить государственный или муниципальный контракт и при этом соблюсти закон 44-ФЗ, но работы должны быть выполнены обязательно, потому что они необходимы и относятся к социально-значимым. Либо потребность в срочных работах или поставке товара в пользу государственного или муниципального заказчика возникает вследствие форс-мажора, аварийной ситуации.

Рассмотрение таких дел также попадает в суд, так как оплата за выполненную работу взыскивается постфактум при отсутствии подписанного по нормам закона 44-ФЗ контракта. Обычно такие иски удовлетворяются в пользу подрядчиков.

Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ

Дополнительные объемы работы по 44-ФЗ квалифицируются как изменение условий контракта. За это к заказчику и подрядчику могут применяться административные санкции по ст. 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Изменением условий контракта является в том числе увеличение стоимости объекта поставки. Если это запрещено законом 44-ФЗ, то виновные будут оштрафованы в соответствии с ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • должностные лица на сумму 20 тыс. руб.;
  • юридические лица на сумму 200 тыс. руб.

Если при исполнении контракта допущено расходование бюджетных средств из бюджетов любых уровней сверх согласованных сумм либо сокращены объемы поставки товаров и выполненных работ (услуг) для нужд государственных и муниципальных образований, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сумма штрафов для юридических и должностных лиц будет равна двукратному размеру ущерба для бюджета, не важно, будет ли это перерасход средств либо недопоставка товара (услуг, работ).

Резюмируем. Дополнительные работы по 44-ФЗ являются изменением условий контракта и не допускаются указанным законом в большинстве случаев. Если увеличение цены и возможно, то не более 10 % от начальной стоимости. Любые дополнительные работы по госзаказам сверх этого объема (точнее, требование их оплаты) являются нарушением и приводят к административным санкциям.

Проблема изменения твердой цены (сметы) в договоре подряда

В любом гражданском правоотношении, опосредующем товарооборот, должен соблюдаться баланс интересов контрагентов, а также добросовестно исполняться и использоваться нормы закона.

Но это возможно только при непротиворечивости норм, их определенности и доступности для понимания участниками оборота.

 Поэтому интересной с теоретической и практической точек зрения представляется проблема изменения твердой цены (сметы) в договоре подряда.

Поскольку договор подряда является возмездным, заказчик должен внести определенную плату в пользу подрядчика, которая может выражаться в виде оговоренной цены работы, либо определяться сметой. Смета в гражданском праве – это детализированный план (расчет) предстоящих денежных расходов (затрат)[1].

Смета может быть приблизительной, то есть способной изменяться в зависимости от тех или иных обстоятельств, и твердой, то есть не подлежащей пересмотру и корректировке в будущем.

Твердая смета обычно составляется при отсутствии опасений за результат работы, а также при желании заключить договор без проведения дополнительных оценочных мероприятий.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) прямо предусматривает, что твердая цена (смета) не может увеличиваться по требованию подрядчика или уменьшаться по требованию заказчика. В том числе когда при заключении договора стороны не могли рассчитать полный объем необходимых работ и затрат на их проведение.

Однако данное свойство твердой сметы может превратить договор подряда в своего рода алеаторный договор, особенно если речь идет о строительном подряде.

Читайте также:  Изменения Уголовного процессуального кодекса РФ. Упрощение порядка привлечения к уголовной налоговой ответственности

В юридической литературе отмечается, что фактически выполненные подрядчиком работы далеко не всегда соответствуют объемам, оговоренным в смете, что отражается и на цене работы[2].

Все рискованные ситуации и невыгодные для одной из сторон обстоятельства, связанные с ценой по договору подряда, условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся ситуации, когда ввиду непредсказуемости выполнения отдельных видов работ могут появиться дополнительные затраты на материалы и оборудование, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.

Если затраты действительно возникли и были объективно необходимы для надлежащего выполнения работы, то справедливым представляется тот факт, что подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены.

При этом заказчик, удовлетворяя требования исполнителя, будет действовать добросовестно.

Во вторую группу входят казусы, в которых «несговорчивость» твердой сметы нарушает интересы заказчика. Например, если подрядчик выполнил работу с минимальными затратами, достиг положительного результата работ и требует полной оплаты по твердой смете. В данном случае можно говорить об экономии подрядчика. Действующий закон

гарантирует соблюдение его интересов, но выгода заказчика, таким образом, уменьшается.

Что касается проблем, связанных с дополнительными непредвиденными издержками, то ГК РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие подрядные правоотношения, устанавливают единственное условие, при котором подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены (сметы). Это возможно при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.

Однако формулировка «существенное возрастание стоимости» является оценочной, а законы и подзаконные акты не содержат разъяснений на этот счет.

Получается, что судам в каждом конкретном случае придется устанавливать существенность возрастания стоимости, не имея каких-либо ориентиров[3].

Причем решения в пользу подрядчика довольно редкое явление: суд соглашается с доводами об увеличении твердой цены работы в исключительных случаях, например, когда сезонные изменения привели к невозможности в принципе выполнять работу, а материалы существенно подорожали[4].

В качестве вспомогательного средства можно рассматривать норму п. 3 ст. 744 ГК РФ, согласно которой подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Но данное положение касается только строительного подряда, что на наш взгляд, может ограничить права и законные интересы иных подрядчиков.

Решать данную проблему подрядчику следует по правилам изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 450 и 451 ГК РФ). При этом подрядчик не может в одностороннем порядке изменить твердую смету; не может он и подать иск о взыскании с заказчика суммы дополнительных расходов[5].

Необходимо подавать иск об изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств, либо о его расторжении и о полной оплате работы с учетом дополнительных расходов[6].

Но, как уже было отмечено, подрядчику придется доказать существенность изменения обстоятельств и возрастания цены, невозможность предвидеть эти преобразования при заключении договора.

В рассматриваемой ситуации ответственность заказчика по правовой природе будет являться классической договорной ответственностью, в отличие от ответственности при экономии подрядчика, о чем будет сказано далее.

Таким образом, интересы подрядчика при определенных обстоятельствах могут быть защищены, а твердая смета способна пересматриваться в сторону увеличения.

Много практических сложностей возникает и при решении вопроса об обоснованности экономии подрядчика. Как известно, цена работы подрядчика включает в себя вознаграждение и компенсацию его расходов на выполнение работы.

К примеру, стороны договорились, что при твердой смете в 1000 руб. вознаграждение составляет 600 руб., а компенсация расходов на материалы составляет 400 руб. Подрядчик находит более дешевые материалы и приобретает их за 50 руб., иных расходов он не несет.

В результате фактическая цена работы составляет 650 руб. Но подрядчик ссылается на ст.

710 ГК РФ (экономия подрядчика) и утверждает, что выполнение работы дешевыми материалами не повлияло на качество результата, а поскольку стороны составили именно твердую смету, то платить подрядчику необходимо всю сумму в 1000 руб. Заказчик, конечно, хочет сберечь деньги и обращается в суд.

С точки зрения теории, статья об экономии подрядчика находится в теснейшей системной и функциональной взаимосвязи со статьей о цене работы: если согласно ст. 709 ГК РФ сторонами установлена твердая смета, то подрядчик, сэкономив на материалах, в любом случае должен получить полную оплату.

Однако в этой же статье есть оговорка, что полная оплата возможна, если экономия не повлияла на качество работы. Таким образом, законодатель не конкретизирует, может ли изменяться твердая смета при экономии подрядчика, поэтому необходимо исследовать, как данный вопрос решается на практике.

Судебная практика по делам об экономии подрядчика до недавнего времени являлась довольно противоречивой. Некоторые суды приходили к выводу, что фактически выполненные объемы работ при твердой цене договора не имеют значения, если достигнут их результат[7].

Так, в ряде дел, связанных с подрядом для государственных и муниципальных нужд, истцы указывали, что подрядчики недобросовестно сэкономили часть средств, не проведя некоторые работы.

Государственные и муниципальные заказчики, а также действующие согласованно с ними контрольные органы часто расценивают любое отклонение от контракта как «недобросовестное сбережение имущества», хотя в действительности имела место экономия подрядчика[8]. Однако суды решили, что конечный результат достигнут, выполнен весь объем работ, но более экономно.

В одном из дел суд прямо указал, что применение подрядчиком иной технологии, более эффективных методик, эквивалентных по характеристикам материалов — это добросовестное поведение[9]. Поэтому подрядчики должны получить полную оплату в соответствии с твердой сметой.

Другие же суды придерживаются мнения, что, напротив, оплате по договору подряда подлежит стоимость фактически выполненных объемов работ, вне зависимости от того, твердая или приблизительная цена предусмотрена договором подряда[10].

Также, если подрядчик не согласует внесение изменений в государственный или муниципальный контракт, но при этом использует более дешевые материалы, то это не будет считаться экономией подрядчика[11].

Заказчики могут заплатить подрядчикам только за фактически выполненную работу, то есть, твердая смета перестает быть таковой.

Серьезный толчок для решения проблемы был дан Высшим Арбитражным Судом РФ (далее – ВАС РФ) в 2014 г принятием двух постановлений.

В первом постановлении Президиум ВАС РФ отменил решения нижестоящих инстанций, указав на то, что плата по договору оказания услуг (выполнения работ) осуществляется за фактически оказанные услуги, а также то, что исполнителем был оказан объем услуг меньший, чем предусмотрено договором (что не отрицалось самим истцом-исполнителем в ходе судебного разбирательства). Президиум пришел к выводу, что требование о взыскании платы за неоказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное и недобросовестное. По данному договору была составлена именно твердая смета, уменьшение которой, по мнению ВАС РФ, возможно. В противном случае, нарушался бы принцип компенсационности (возмездности) договорного права: лицо бы получало больше благ, чем ему причитается за его действия. Заказчик-ответчик не стал платить полную твердую цену по договору[12].

Во втором постановлении ВАС РФ также поддержал сторону заказчика, который настаивал на том, что исполнитель выполнил работу в объеме, несоразмерном твердой цене за эту работу. Поэтому разница между объемом работ и выплатой суммы должна быть признана неосновательным обогащением, должно произойти уменьшение твердой цены в пользу заказчика[13].

Казалось бы, высшая инстанция поставила точку в спорах о правоприменении. Однако в 2018 г.

Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ) вынес определение, в котором была высказана достаточно спорная точка зрения, ложащаяся в основу дальнейшего обобщения судебной практики по договору подряда.

Сторонами в деле были частные лица, два акционерных общества. Размер экономии, по мнению истца, — 21 695 554 руб.

ВС РФ в порядке кассации определил, что экономия подрядчика может иметь место, если фактический объем работ соответствует объему работ по смете, но применяются методики и технологии, отличные от согласованных с заказчиком.

Также нельзя использовать более дешевые материалы, меньшее количество материалов.

И, наконец, суды не должны решать вопрос о наличии или отсутствии экономии подрядчика, пока не будет выяснено, выполнены ли работы с соблюдением надлежащего качества[14].

Таким образом, ВС РФ не дал однозначного ответа на вопрос о признании экономии подрядчика. Но в целом, появился императивный индикатор недобросовестности подрядчика, согласующийся с ГК: если работа с другими материалами, более выгодной методикой и тд. приводит к некачественному результату, то говорить об экономии не приходится. И этим в первую очередь должны руководствоваться суды.

Позицию ВС РФ довольно быстро подхватили нижестоящие суды, поэтому на сегодняшний день практика двигается в одном направлении: твердая смета может быть изменена, если есть сомнения в экономии подрядчика. В первую очередь суды выясняют, как действия подрядчиков повлияли на качество работы и ее результата[15].

По своей правовой природе, сумма, переданная заказчиком подрядчику в уплату экономии подрядчика, если эта экономия оспаривается, является неосновательным обогащением[16]. Поэтому заказчику следует подавать кондикционный иск.

Читайте также:  Что поможет избежать санкций со стороны заказчика, если компания приостанавливает услуги

Подводя итоги стоит сказать, что нормы о твердой смете в действующем ГК РФ являются примером недостаточного освещения наиболее важных аспектов того или иного явления. Этим нормам недостает казуальности, которая могла бы устранить множественность понимания и толкования.

Мы приходим к выводу, что твердая смета по своей сути не всегда является твердой, и на это влияет два основных фактора: существенные и непредвиденные расходы подрядчика и экономия подрядчика.

Из судебной практики удалось выделить условия, при которых в обоих случаях может быть изменена твердая смета. Однако нужно признать, что разъяснения высших судов не дают однозначных ответов на возникшие в гражданском обороте вопросы.

Целесообразно дополнить существующие статьи ГК РФ и, если это необходимо, иных нормативно-правовых актов, новыми положениями, которые бы перечисляли наиболее важные условия изменения твердой сметы, гарантии контрагентов.

Это крайне важно, поскольку на сегодняшний день практика складывается так, что больше прав и гарантий оказывается у заказчика, а подрядчик всегда должен представлять сверхубедительные доказательства своей добросовестности.

В целом, возможность изменения твердой сметы не умаляет ее значения для подрядных отношений.

Ее нельзя смешивать с приблизительной сметой, поскольку твердая смета, даже в случае ее корректировки, является более точной и обнадеживающей, подкрепляет заинтересованность контрагентов в заключении и исполнении договора, более четко определяет объем работ и необходимых материалов и тд. Поэтому твердая смета в любом случае будет занимать свое место в договоре подряда, особенно в сфере строительства.

Также исследователи отмечают, что сама возможность изменения твердой сметы в связи с существенным изменением обстоятельств – это проявление доктрины римского права clausula rebus sic stantibus и принципа добросовестности гражданского права[17].

Стороны договора подряда, устанавливая твердую смету, всегда должны иметь в виду изменчивость рыночной конъюнктуры, особенно в эпоху частых кризисов и экономических колебаний.

Поэтому данный инструмент, учтенный законодателем, действительно позволяет участникам подрядных отношений сохранять равновесие прав и обязанностей и действовать добросовестно.

Действительно, если стороны заключают долгосрочный договор, цена исполнения которого может существенно изменяться в ближайшем будущем, но не предусматривают порядка разрешения данного вопроса, то у суда будет больше мотивов вмешаться в условия договора.

Чем более нестабильной представляется экономическая ситуация, тем большую осмотрительность должны проявить стороны при определении цены.

В данном случае будут учитываться экономическая обстановка в целом за предшествующие годы, ситуация в конкретной сфере и тд[18].

Особенно данная проблема актуальна сейчас, в условиях пандемии и сопутствующего мирового экономического кризиса.

Исследователи, уже столкнувшиеся с негативным опытом приостановления строительных работ, колоссального возрастания стоимости материалов и оборудования, констатируют, что суды по-прежнему не спешат применять положения ст. 451 и 744 ГК РФ для выравнивания интересов заказчика и подрядчика [19].

Наконец, в юридической литературе признается, что нормы о существенном изменении обстоятельств, предусмотренные ст. 451 ГК РФ, целенаправленно «интегрированы» в положения об отдельных видах договоров (ст.

709, 959)[20].

На наш взгляд, этот факт еще раз подтверждает, что существенное изменение обстоятельств характерно для договора подряда, поэтому стоит при необходимости более активно и смело применять данный институт.

Уважаемые коллеги, рад буду услышать ваши мнения относительно данной проблемы! Достаточно ли существующего законодательства и судебной практики для урегулирования споров, связанных с изменением твердой сметы? Либо все же необходимо дополнить Гл. 37 ГК, разработать подзаконное регулирование?

[1] Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М. :Книжный мир, 2012. 848 с;

[2] Адрианов Н. Экономия подрядчика. Верховный суд меняет практику по твердой цене? Zakon.ru URL: https://zakon.ru/blog/2018/12/16/ekonomiya_podryadchika_verhovnyj_sud_menyaet_praktiku_po_tverdoj_cene

[3] Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Статут, 2018. С. 289;

[4] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 N 09АП-37643/2019 по делу N А40-305776/2018;

Неочевидные «ловушки» неустойки в договоре с подрядчиком

Легальное понятие неустойки содержится в п. 1 ст. 330 ГК РФ:

«Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков».

Неустойка как санкция за нарушение обязательства относится к общей категории мер ответственно-сти, на что, указывает п. 2 ст. 330 ГК РФ, в котором указано, что если нет неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, то неустойку требовать нельзя.

Неустойка может быть либо договорной (оговорённой соглашением сторон), либо законной (устанавливается законом).

Поскольку управляющие организации у нас несут ответственность за исполнение взятых на себя обязательство по договору управления, а многие виды работ и (или) услуг приходится выполнять с привлечением третьих лиц (подрядчиков), то именно неустойка в договоре с подрядчиком является для последнего веским стимулом к соблюдению сроков и режима выполнения работ, их качества.

Безусловно, в каждой управляющей организации существуют свои «наработки», устоявшиеся формулировки условий договора. Это правильно, поскольку кто платит, тот и заказывает музыку.

Если управляющая организация несёт ответственность за нарушение лицензионных требований огромными штрафами, если существуют специальные требования, изложенные в «зоопарке» нормативки (от 170 Правил Госстроя до Минимального перечня 290 и многих иных подзаконных актов в части ВДГО, лифтов, АДС), то именно управляющая организация как заказчик не только имеет право, но просто обязана при найме подрядчика задать ему соответствующие требования по качеству и (или) срокам строго спрашивать за малейшее отклонение. Давно пора забыть о том, что подрядчик приносит «свой» договор! Штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ платить будет не он, а ВЫ. Поэтому повторим: кто платит, тот заказывает (диктует условия).

Вот некоторые соображения о том, на что обратить внимание при формулировании условий о неустойке в договоре с подрядчиком.

Если в договоре указаны чёткие сроки выполнения подрядчиком работ, то не пишите, что период исчисления неустойки за несоблюдение сроков определяется датой фактического исполнения подрядчиком обязательства и приёмки заказчиком просроченной работы.

В п. 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что по смыслу ст.

330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Этого разъяснения в случае судебной тяжбы будет вполне достаточно, поскольку в реальности «фактического выполнения работ» может и не произойти, равно как и приёмки.

Если вам важно соблюдение подрядчиком не только конечных сроков, но и промежуточных, то в договоре следует подробно изложить механизм расчёта неустойки за срыв промежуточного и (или) конечного срока.

В ст. 708 ГК РФ прямо указано:

«1. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

2. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

3. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков».

Размер неустойки за нарушение промежуточных сроков договором может быть установлен меньше, больше (это уже хамство) или равным, чем за нарушение конечного срока. Впрочем, можно и не дифференцировать.

Неустойку за срыв промежуточного срока выполнения работ целесообразно рассчитывать от стоимости просроченного этапа работ, а не от общей цены договора, так меньше шансов на то, что подрядчик добьётся её снижения судом.

А что делать, если подрядчик сорвал и промежуточный срок, и конечный? Это два самостоятельных нарушения договора или одно?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *