Поможет ли банковской сфере законопроект о процедуре финансового оздоровления банков

Финансовое оздоровление банка (встречаются также иные названия данной процедуры, например — предупреждение банкротства банка или санация банка) — это комплекс мер, направленных на улучшение финансового положения кредитной организации, которые позволяют избежать ее банкротства.

Санация банка проводится, прежде всего, в интересах кредиторов и вкладчиков — в процессе финансового оздоровления банки обслуживают клиентов в том же режиме, что до начала санации, за исключением случаев, когда банку введен мораторий.

Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться или собственниками банков самостоятельно, или с участием Банка России, или с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — ГК «АСВ»).

При принятии решения о целесообразности начала санации банка с участием Банка России или ГК «АСВ» учитывается его системная/региональная значимость, а также значимость банка на уровне отдельных сегментов финансового рынка и возможные последствия в случае принятия Банком России решения об отзыве лицензии у банка.

Далее можно найти более подробные материалы об оздоровлении банков с участием Банка России или ГК «АСВ».

Презентация «Объявили о санации моего банка: что это значит?»

Участие Банка России в финансовом оздоровлении банка

В 2017 году был внедрен механизм финансового оздоровления с участием Банка России, который предусматривает оказание Банком России финансовой помощи кредитной организации, в том числе посредством приобретения акций (долей в уставном капитале), предоставления кредитов, размещения депозитов за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, имущество которого обособлено от имущества Банка России.

От имени Банка России мероприятия по финансовому оздоровлению банков осуществляет специально созданное ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее — ООО «УК ФКБС»). По окончании финансового оздоровления банка предполагается продажа акций (долей в уставном капитале), принадлежащих Банку России, новому инвестору.

Внедрение данного механизма финансового оздоровления направлено на:

  • сокращение расходов государства,
  • сокращение сроков оздоровления банков,
  • повышение эффективности контроля за использованием государственных средств,
  • создание равных конкурентных условий для деятельности кредитных организаций.

Основные положения механизма представлены в презентации:

Участие ГК «АСВ» в финансовом оздоровлении банка («кредитный» механизм)

Данный механизм применяется с 2008 года и представляет собой комплекс различных мер, в зависимости от ситуации в банке.

В большинстве случаев для оздоровления банка ГК «АСВ» привлекает инвестора (им может быть другой банк или лицо, не являющееся кредитной организацией), который выкупает акции (долю в уставном капитале) в объеме, достаточном для получения контроля над санируемым банком, после этого ГК «АСВ», при необходимости, может оказать банку финансовую поддержку в виде займа по ставке, ниже рыночной, чтобы за счет разницы этой ставки и ставки размещения полученных средств у банка сложился доход, достаточный для решения проблем, которые могли привести к его банкротству.

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 14.07.2021

Санация без боли: как помочь банкам умирать с достоинством

Активный интерес к финансовому состоянию и деятельности банков регулятор начал проявлять с 2013 года. Пик зачистки пришелся на посткризисные 2015-2016 годы. Тогда масштабный отзыв лицензий привел к концентрации рынка и увеличению доли крупных банков.

В эти годы в среднем за месяц до восьми банков лишались права продолжать деятельность.

С 2014 года количество банков сократилось более чем в два раза, а первые пять крупных банков сконцентрировали 60,2 % активов всего российского банковского сектора (для сравнения:  показатель концентрации в 2013 году — 50,3 %).

Черным лебедем для российского банковского сектора в 2020 году может стать непредсказуемый экономический кризис, вызванный вкупе пандемией и шоковым падением цен на нефть.

Непростое время

О том, что вторая волна текущего кризиса с большей вероятностью затронет именно банковскую сферу и через три-шесть месяцев банки придется спасать, заявил председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Аналогичной позиции придерживаются и некоторые представители банковского сектора.

Так, главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский убежден, что после кризиса нас могут ждать отзыв лицензий и ликвидация банков.

«Мелкие банки, банки-монолайнеры, те региональные банки, которые ведут свою деятельность на грани, — их всех ждет непростое время», — считает глава Альфа-банка.

Одновременно с этим Эльвира Набиуллина продолжает заявлять, что текущий кризис не повод для отзыва лицензий у банков.

Однако сложно расценивать эти слова главы Центробанка как гарантию стабильности банковской системы в текущей ситуации.

Причина довольно прагматична: другое заявление главы ЦБ РФ могло бы привести к оттоку капитала, в том числе массовому снятию наличных вкладчиками, спровоцировать дополнительную суету и панические настроения среди бизнеса и граждан.

Стоит сказать, что глава Банка России при этом не исключила ухода игроков с рынка по иным, не связанным с пандемией, причинам.

Наряду с этим еще на конец 2019-го года, до текущего кризиса, рейтинговое агентство «Эксперт РА» отмечало, что дефолт в течение ближайших 12 месяцев грозит 9,5% действующих банков.

Следует ожидать череды банкротств и ликвидаций банков и по причине беспрецедентной нагрузки на банковскую сферу со стороны государства — кредитные каникулы, беспроцентные займы бизнесу, длительность вынужденного периода самоизоляции. Агентством Fitch Ratings уже отмечено негативное влияние кризиса на кредитоспособность российских банков.

Причиной дефицита ликвидности может стать и обесценивание портфеля ценных бумаг на фоне пандемии, и отсутствие возвратов по кредитам, а также возможное изъятие размещенных средств корпоративными и розничными клиентами. Всплески снятия наличных в банках уже зафиксированы ЦБ РФ.

Серьезные опасения можно услышать и со стороны участников рынка. Так, аудиторы Банка «Восточный» недавно указали на сомнения в способности банка продолжать свою деятельность в обозримом будущем в связи с существенной неопределенностью из-за влияния пандемии.

По мнению экспертов рейтингового агентства НКР, нельзя также исключать проблем с выполнением нормативов отдельными банками, обладающими невысоким запасом капитала на сегодняшний день.

Действительно, сложно представить, что банковский сектор сможет избежать потерь на фоне пандемии и шокового падения цен на нефть. Кризис в банковской сфере и как его проявление — зачистка банков путем отзыва лицензий, неизбежны. Вопрос лишь в том, когда именно ждать от Центробанка активных действий.

Стоит отметить, что хотя отзыв лицензий и банкротство банков — это в целом распространенная мировая практика, такое массовое «оздоровление системы» путем отзыва лицензий, прозванное зачисткой и даже геноцидом банков, — особенность именно российской банковской системы, явление с национальным колоритом.

Кто и как управляет банковскими активами после отзыва лицензий

Конечно, речь не идет об отзыве регулятором лицензий у крупных игроков рынка. Кризисом может быть спровоцирована зачистка именно мелких банков.

Между тем такие банки могут обладать внушительным портфелем активов, состоящем в том числе из активов, переданных бизнесом банку в залог при оформлении кредитов, — иногда это целые предприятия, недвижимость, акции/доли компаний, иное имущество. Так, в 2016 году, по оценкам экспертов Института экономической политики им.00 Е. Т. Гайдара, суммарный размер активов банков, у которых была отозвана лицензия, составил 1,7 трлн рублей.

Что происходит после отзыва лицензий? Банкротство и ликвидация банков. В обоих случаях управление в банках переходит к Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Как и в любом другом банкротстве, задача АСВ как управляющего — сформировать конкурсную массу: выявить активы, а затем реализовать их.

При этом активы банков реализуются по банкротным правилам, на торгах. Торги могут проходить на выбранных АСВ площадках, но чаще АСВ самостоятельно выступает в качестве организатора торгов. Это обусловлено стремлением к сокращению расходов на осуществление процедур банкротства. Стремление это понятно: АСВ находится под пристальным вниманием всех участников процесса.

По информации с сайта АСВ, на текущий момент в процессе управляемой Агентством ликвидации находятся 365 банков. При этом у АСВ не всегда есть необходимые «мощности» для управления активами, тем более в таком объеме.

В таких условиях реализация имущества, как представляется, может не отвечать целям эффективности и экономической целесообразности. Перед продажей сложные, комплексные активы не проходят процедуру оздоровления, при реализации же не учитывается профиль покупателя. Все это с неизбежностью приводит к уменьшению покупной цены.

При этом нужно понимать, что на фоне текущей нестабильной ситуации бизнесу будет сложно поддерживать бездефолтное состояние по полученным кредитам, поэтому в состав активов, управляемых АСВ, попадут и активы, заложенные бизнесом в обеспечение кредитов в случае их невыплаты.

А это, повторим, могут быть целые предприятия.

Бизнес невольно станет заложником ситуации — платить кредит нечем, заложенным имуществом управляет даже не банк, у которого ты брал кредит (которого выбирал по множеству критериев, с которым заключил договор и, возможно, оговорил индивидуальные условия), а сторонняя организация.

Как уже было сказано, у АСВ довольно прагматичная и понятная цель — пополнение конкурсной массы. Достижение такой цели может осуществляться АСВ путем продажи активов любому покупателю по любой цене, поэтому целые предприятия (а вместе с ними и работники) перейдут к новым собственникам, купившим актив у АСВ.

Несложно представить, к чему описанная совокупность факторов (уязвимость банков, отсутствие, как представляется, у АСВ цели управлять активами и развивать их) может привести: целые предприятия могут перейти в руки приобретателей, не заинтересованных в их развитии или не обладающих должной компетенцией, что в конечном итоге приведет к ухудшению их состояния или полному прекращению деятельности.

Разумная альтернатива — переход к инвестиционной модели

Для того чтобы не допустить ухудшение состояния активов, принадлежащих санируемому банку, необходимо соблюсти два ключевых условия:

  • осуществлять профессиональное антикризисное управление активом до его продажи;
  • продавать актив профессиональным инвесторам, заинтересованным в его развитии.

Представляется, что в одиночку АСВ не решит поставленных задач: распоряжение имуществом банков по «банкротным» правилам не предполагает профессионального управления активами, а открытые торги не ограничивают участие в них любых лиц. Кроме того, заинтересованные лица часто лишены возможности участвовать в процедуре, поскольку информация о проведении торгов публикуется в специальных источниках и не таргетируется.

Наиболее эффективным способом решения указанной проблемы видится введение специального института антикризисного управления активами санируемых банков.

Антикризисные управляющие обладают принципиально иными, более продвинутыми компетенциями в сфере деятельности предприятия, что позволит осуществить глубокое погружение в управление, провести аудит и реструктуризацию и повысить инвестиционную привлекательность актива.

Кроме того, антикризисная команда будет осведомлена о добросовестных инвесторах, которые могут быть заинтересованы в стратегическом приобретении такого актива, в связи с чем после прохождения стадии антикризисного управления имущество будет реализовано профильному приобретателю. В случае наличия нескольких претендентов уже между такими игроками можно проводить конкурентные процедуры, что в любом случае исключает доступ к приобретению актива со стороны недобросовестных и непрофессиональных субъектов.

К приобретению по инвестиционной модели могут быть привлечены и банки, которые смогут профинансировать его приобретение в полном объеме или в существенной части, например под залог актива. Это возможно только в случае, если банк убедится в хорошем состоянии актива, на что направлена стадия антикризисного управления.

Все это в еще большей степени поспособствует достижению целей, стоящих перед АСВ: ведь реализация имущества по значительно более высокой стоимости будет означать более эффективное пополнение конкурсной массы.

Читайте также:  Декларация: виды и правила заполнения

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Цб решил привлечь санированные им банки к спасению других игроков :: финансы :: рбк

С 2017 года таким образом оздоровление проходили банковские группы «Открытия», Бинбанка, Промсвязьбанка, а также Азиатско-Тихоокеанский Банк и Московский индустриальный банк.

Создание ФКБС и запуск новой схемы оздоровления банков не отменили законность прежнего механизма санации с участием АСВ и других банков. С 2017 года ЦБ применял ее дважды — для организаций, работающих в Крыму.

В августе 2017 на санацию по старой схеме перешел Генбанк, его оздоровлением занимается Собинбанк — «дочка» банка «Россия» братьев Михаила и Юрия Ковальчуков.

В январе 2019 года ЦБ объявил о санации Севастопольского морского банка, выбрав в качестве инвестора крымский РНКБ.

Сейчас на санации с привлечением инвестора находятся 17 кредитных организаций, сообщается на сайте АСВ. Среди них — «Уралсиб», Мособлбанк, «Пересвет». На 1 февраля общий размер финансирования мероприятий по оздоровлению составил 1,15 трлн руб.

Зачем банкам из ФКБС спасать других

После санации банков по новой схеме ЦБ рассчитывает выйти из их капиталов. Например, санированный Промсвязьбанк был передан Росимуществу и стал опорным банком для оборонного сектора. Бинбанк был присоединен к «Открытию», и уже объединенная структура может быть выставлена на продажу в 2021 году.

Допуск банков из ФКБС к санации других игроков «расширит инструментарий Банка России», говорится в материалах регулятора. В частности, ЦБ рассчитывает оптимизировать сроки оздоровления банков по старой схеме.

Речь идет о том, чтобы банки, в отношении которых применялись меры по предупреждению банкротства с участием Банка России, могли соответствовать критериям инвесторов и участвовать в новых санациях, пояснил РБК представитель ЦБ. «Уточнение требований к инвесторам подтверждает доверие регулятора к новому механизму санации», — добавил он.

 ФКБС сейчас руководит бывший зампред Банка России Василий Поздышев, который, работая в регуляторе, курировал и оздоровление банков.

Старая схема санаций «изжила себя с учетом длительных сроков их проведения и прецедентов использования санируемых банков для получения различных бенефиций их санаторами», говорит управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.

В условиях концентрации сектора на госбанках на повышение доли частных кредитных организаций надеяться сложно, отмечает он: «Если приватизации и будут происходить, очевидно, к их процессу будут подходить очень тщательно и осмотрительно.

Это означает, что с завершения оздоровления банка до его продажи частным инвесторам может пройти значительный период времени, на протяжении которого на банк могут возложить функции санации других игроков. Вероятность того, что такая система будет реально использоваться, достаточно высока».

Санация силами уже спасенных банков в ближайшие годы может быть опробована на новых проблемных игроках, считает старший управляющий директор агентства Национальные Кредитные Рейтинги (НКР) Александр Проклов.

«Теоретически в долгосрочной перспективе это может позволить сформировать на базе банков, прошедших или проходящих санацию в ФКБС, обновленные финансовые организации, которые затем могут быть проданы «в рынок», — отмечает эксперт.

Пять самых распространенных вопросов о санации банка

20 сентября стало известно о том, что «Бинбанк» попросил ЦБ о санации. В Центробанке отмечают, что примут решение в ближайшее время. За последнее время это не первый и, похоже, не последний банк, которому предстоит подобная процедура.

Максим Баранов, руководитель налоговой практики юридической фирмы Alta Via, ответил на пять самых распространенных вопросов о санации банка. 

Пять самых распространенных вопросов о санации банка Виктория Кравченко

Санация — это общее название мер, принимаемых для предупреждения банкротства банка и восстановления его платежеспособности. Санация может проводиться акционерами банка, его кредиторами или иными лицами.

В рамках санации может проводиться финансовое оздоровление банка:

  • оказание финансовой помощи банку его акционерами и иными лицами;
  • изменение структуры активов и обязательств банка;
  • изменение организационной структуры банка;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала банка и величины его собственных средств;
  • реорганизация банка; 
  • может быть назначена временная администрация по управлению банком.

2. Почему это не страшно. Или страшно?

Недавняя санация банка «Открытие», а теперь и «Бинбанка» — плохая новость для российской экономики и хорошая новость для клиентов этих банков.

Для экономики это плохо, поскольку санация проводится для предупреждения банкротства банка и восстановления его платежеспособности.

Значит, у крупнейших российских банков возникли основания для банкротства и проблемы с платёжеспособностью.

Это плохой признак, который может свидетельствовать либо о проблемах в экономике, либо о чрезмерном риске банкиров, либо об их недобросовестности или некомпетентности, либо о некачественном надзоре за банкирами, либо обо всём перечисленном.

Для клиентов банков это хорошо, поскольку у банка не отозвана лицензия, не введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка. То есть для клиентов практически ничего не изменится — можно будет по-прежнему проводить расчёты через банковские счета, получать кредиты, размещать и снимать вклады и совершать другие операции.

Санация банков является подтверждением правила «too big to fail».

Правило такое: банкротство крупных банков будет иметь настолько катастрофические последствия для экономики в целом, что государство любой ценой спасёт крупные банки от банкротства (за счёт всех остальных). Для крупных банков это означает поощрение их рискованной политики. Для обычных потребителей это означает, что лучше держать деньги в крупных банках.

3. А я потеряю деньги?

Нет, вы можете распоряжаться деньгами на счетах и во вкладах в банке так же, как и раньше. Но если платёжеспособность банка не восстановится в будущем, то у него может быть отозвана лицензия. В случае отзыва лицензии вклады, превышающие 1,4 млн рублей, могут быть потеряны полностью или частично. 

4. Из-за чего в банке могут назначить временную администрацию?

В рамках санации может проводиться финансовое оздоровление банка, одной из мер которого является введение временной администрации. По закону, есть семь оснований для назначения в банк временной администрации:

  1. Банк не удовлетворяет требования кредиторов или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка;
  2. Банк допускает снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  3. Банк нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
  4. Банк не исполняет требования Банка России о замене руководителя банка либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации банка в установленный срок;
  5. Имеются основания для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций;
  6. Советом директоров Банка России утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
  7. Комитетом банковского надзора Банка России утвержден план участия Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

5. Как понять, что банк может попасть под санацию, и спастись от этого?

Нужно быть очень осторожными при выборе банка. Желательно держать деньги в крупном банке с государственными либо уважаемыми иностранными акционерами. 

Храните деньги только на застрахованных вкладах (не более 1,4 млн рублей в одном банке). Полезно следить за рейтингами банка, в котором у вас размещены деньги, и своевременно реагировать на ухудшение рейтинга.

  • Материалы по теме:
  • Еженедельный FinTech-дайджест: Тиньков VS блогеры, почему прогорело «Открытие» и список самых выгодных карт с кэшбэком
  • Герман Греф назвал «фейком от начала и до конца» информацию об уходе в минус дебетовых карт
  • Почему банки именно сейчас стали инвестировать в регтех? — Комментарий
  • Что нужно сделать, чтобы твой финансовый проект «взлетел»
  • Слухи о проблемах в четырех крупных российских банках касаются каждого

О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» (в части создания дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)

Проекты нормативно-правовых актов, подготовленные Минфином России, размещены на сайте https://regulation.gov.ru/  для проведения антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения. Адрес электронной почты для направления в Минфин России заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:anti-corruption@minfin.gov.ru

Материалы по этапам рассмотрения проекта

Краткое описание проблемы: действующий кредитный механизм финансового оздоровления банков приводит к постоянно нарастающей задолженности Агентства по страхованию вкладов перед Банком России, составляющей в настоящее время более 1 трлн. рублей (в сумме с кредитами Банка России на выплаты по застрахованным вкладам – 1,5 трлн. рублей)

Краткое изложение целей регулирования: совершенствование российского законодательства о несостоятельности (банкротстве), в том числе сокращение объемов средств, выделяемых Банком России на финансовое оздоровление банков, повышение эффективности уровня контроля за использованием средств, направляемых на финансовое оздоровление, исключение зависимости финансового оздоровления банков от финансового состояния коммерческой организации — санатора, создание равных конкурентных условий деятельности санируемых банков и иных действующих кредитных организаций.

Круг лиц, на которых будет распространено его действие: Банк России, Агентства по страхованию вкладов, кредитные организации.

Общая характеристика соответствующих общественных отношений : по состоянию на 1 сентября 2016 года Агентство приняло участие в предупреждении банкротства 50 банков и передаче активов и обязательств проблемных банков финансово устойчивым кредитным организациям 6 банков.

Общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга (в том числе по активам, приобретенным Агентством или полученным в счет погашения предоставленных займов) составляет 1 186,10 млрд. рублей, из которых за счет средств Банка России профинансировано 1 068,69 млрд.

рублей, за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство 111,34 млрд. рублей. Под санацией банка понимается восстановление капитала банка до соблюдения минимально установленных нормативов достаточности капитала.

При принятии решения о финансовом оздоровлении Банк России утверждает план финансового оздоровления банка, который наряду с повышением капитализации банка может предусмотреть контролируемые сроки устранения иных, не связанных с формированием резервов на возможные потери проблем банка, вызванных действиями (бездействием) прежних владельцев и менеджеров. В этой связи предлагается в ходе осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации предусмотреть возможность осуществления Банком России самостоятельно через создаваемый Фонд консолидации банковского сектора и Управляющую компанию инвестиций в капитал санируемого банка в размерах, необходимых для обеспечения его надлежащей капитализации и ликвидности, с последующей реализацией акций санируемых банков.

Читайте также:  Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компании

  • Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: внесение денежных средств в акционерный капитал банков позволит сократить затраты государства на проведение санации банков, а также достичь финансового оздоровления санируемых банков в возможно короткие сроки
  • Планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта: март 2017
  • Срок публичного обсуждения (дней): 10

Дата начала проведения обсуждения: 28.10.2016 г.

Банки испугались внесудебного банкротства граждан

Правительство предложило ввести процедуру внесудебного банкротства граждан бесплатно, без привлечения арбитражного управляющего, за шесть месяцев и при долгах от 50 000 до 700 000 руб. Принятие закона в таком виде приведет к намеренному банкротству недобросовестных должников без серьезных последствий и росту невозврата кредитов, опасаются банки.

Правительство отправило в Госдуму поправки ко второму чтению в закон «О банкротстве» 31 марта – оно выполняет поручение президента Владимира Путина сделать процедуру банкротства граждан простой и доступной в условиях пандемии коронавируса.

«Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили источник в правительстве и человек, знающий ход обсуждения поправок.

Для подачи заявления на внесудебное банкротство, указано в поправках, человек должен соответствовать следующим критериям:

• Быть неплатежеспособным

• Общий размер его долга перед кредиторами должен быть от 50 000 до 700 000 руб.

• Не являться индивидуальным предпринимателем (ИП)

• В отношении его не должно быть возбуждено дело о банкротстве

• У гражданина нет имущества, кроме того, на которое не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье), если соблюдается хотя бы одно из четырех условий: заемщик признан безработным, его официальный доход менее двойного размера прожиточного минимума на каждого члена семьи, его единственный доход – пенсия, в отношении него прекращено исполнительное производство

• Период времени, за который гражданин в полном размере может погасить все обязательства, составляет более шести месяцев.

Воспользоваться внесудебным банкротством можно раз в 10 лет, при этом с даты реструктуризации долгов, реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве должно пройти не менее пяти лет.

Подавать публичное заявление можно будет через МФЦ или арбитражного управляющего, но сопровождение арбитражного управляющего во внесудебном банкротстве, как то предполагает процедура через суд, не предусмотрено. Подача заявления через МФЦ будет бесплатной.

В заявлении должник должен будет указать количество кредиторов и размер долга перед ними. Процедура внесудебного банкротства длится максимум шесть месяцев и начинается с момента, когда сведения о нем внесены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс).

В это время по кредитам не начисляются проценты, пени и штрафы, приостанавливается исполнение исполнительного производства, а должник не может брать кредиты.

В течение всего срока внесудебной процедуры любое лицо может обратиться в арбитражный суд и заявить об отсутствии условия для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке.

Если суд установит, что условий для внесудебного банкротства нет, оно прекращается.

В случае, если во время внесудебной процедуры прекращают действовать необходимые для этого условия, например, человек самостоятельно погасит свой долг, он обязан включить эти сведения в реестр – тогда процедура прекратится.

Если же никто из кредиторов не оспорил в суде соблюдение условий внесудебного банкротства должника, гражданин автоматически признается банкротом. С этого момента он освобождается от обязательств перед всеми кредиторами, которых указал в заявлении.

Если кредитор уже после этого выявил обстоятельства, которые не дают человеку права на внесудебное банкротство, то он в течение трех лет может обратиться в суд и, если суд установит его правоту, кредиторы смогут снова предъявить свои требования заемщику.

Кроме того, кредитор наделяется правом в любой момент инициировать банкротство в общем порядке.

Банкиры поправками недовольны – своими опасениями они поделились с правительством и законодателями в письме Ассоциации банков России (АБР).

«Ведомости» ознакомились с содержанием письма, его подлинность подтвердил представитель ассоциации. Представители правительства и ЦБ на запросы не ответили.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков и зампред Совета Федерации Николай Журавлев, которым было направлено письмо, также не ответили на запросы.

Сбербанк согласен с позицией АБР. Главная проблема в том, что внесудебным банкротством решат воспользоваться не малоимущие граждане, для которых оно предназначено, а недобросовестные заемщики, изначально не желающие возвращать кредиты, говорит представитель госбанка.

Чтобы уменьшить такую вероятность, логично дополнить критерии внесудебного банкротства еще одним, предлагает он: «Если мы имеем дело с должником по кредитному договору, то такой договор должен исполняться хотя бы год и на момент подачи заявления о внесудебном банкротстве по нему должно быть внесено не менее девяти платежей».

Сейчас поправки предполагают, что банкротить себя может заемщик, признанный безработным или если его единственный доход – пенсия.

Часто у граждан есть дополнительный неофициальный источник дохода, например от сдачи жилья в аренду, говорит начальник правового управления АБР Сергей Клименко: теперь получается, что любой потерявший работу или пенсионер сможет подать заявление в МФЦ на банкротство – в этом может быть множество злоупотреблений, особенно если учесть, что банкротиться смогут люди с долгом от 50 000 до 700 000 руб. Клименко приводит пример: банк выдает человеку с зарплатой 40 000 руб. потребительский кредит на 650 000 руб. на несколько лет, заемщик вскоре увольняется и банкротится. Ему легче обанкротиться, чем выплачивать такой кредит – на эти деньги он сможет не работать долго.

Другая проблема – бесконтрольность процедуры банкротства и переложение обязанностей арбитражного управляющего на самих кредиторов, пишет АБР: теперь сами кредиторы могут привлекать арбитражных управляющих для проверки сведений из заявления должника.

ВТБ позицию ассоциации поддерживает, говорит его представитель: закон должен предусматривать проверку признаков несостоятельности должника прежде всего независимыми лицами либо государственными органами, в частности арбитражным управляющим.

Закон не может предполагать введения процедуры банкротства только лишь за счет предоставления должником непроверенной декларации о своей несостоятельности. Сбербанк с этим не согласен: он не видит необходимости повышать роль арбитражного управляющего в процедуре внесудебного банкротства.

Идея этой процедуры в том, чтобы минимизировать издержки для граждан, в том числе на арбитражных управляющих.

Слишком высок и размер долга, с которым гражданин может банкротиться без суда, считают банки. Потолок в 700 000 руб. превышает минимальный размер обязательств для инициирования судебной процедуры банкротства (500 000 руб.

), а это недопустимо: задолженность в 500 000 руб. и более существенна, и освобождение от таких долгов должно рассматриваться арбитражным судом и с участием кредиторов. А вот нижний порог – 50 000 руб.

– слишком мал и может использоваться недобросовестными должниками. 

Чтобы избежать злоупотреблений, диапазон долгов для внесудебного банкротства должен быть 250 000–500 000 руб., предлагают банкиры.

Шестимесячный срок процедуры внесудебного банкротства, предложенный правительством, банки считают необоснованным: этого мало для изменения материального положения должника.

Банки предлагают установить срок процедуры в 1 год.

Плюс, отмечает АБР, поправками не установлены последствия после признания гражданина банкротом во внесудебном порядке в отличие от действующих в законе ограничений на получение кредитов, занятие должностей и проч. 

С одной стороны, банки смогут списать часть безнадежной задолженности граждан-банкротов и улучшить структуру баланса, говорит представитель Сбербанка.

С другой – банкам до этого удавалось взыскать пусть и незначительную часть задолженности с потенциальных банкротов в рамках исполнительного производства.

В новых условиях этой возможности не будет и банки понесут определенные убытки, говорит представитель госбанка. 

Дело даже не в росте мошеннических схем, такой шаг приведет к тому, что клиенты будут чаще пользоваться упрощенной процедурой вместо инструментов, предлагаемых банками – льготными периодами оплаты, реструктуризацией, каникулами и проч., говорит начальник отдела анализа банковского и финансового рынков ПСБ Илья Ильин.

Перестройка бизнес-процессов повлияет на конечного потребителя: при возможности банкротства во внесудебном порядке при долге от 50 000 руб. банки кардинально поменяют подход к рискам даже при выдаче кредитов на незначительные суммы, говорит ведущий юрисконсульт отдела сопровождения банкротств «Абсолют банка» Дмитрий Зайцев.

 

Совкомбанк поддерживает социальную направленность законопроекта и необходимость упростить процедуру банкротства, говорит зампред правления Алексей Панферов, но необходимо сохранить баланс интересов должника и его кредиторов: конкретизировать порог задолженности гражданина, критерии вида и размера доходов, ответственность арбитражных управляющих и проч. Важно предоставить гражданину до процедуры банкротства возможность использовать другие, менее кардинальные механизмы, как реструктуризация или каникулы, говорит Панферов.

Порог долга в 50 000 руб.

и бесплатная процедура банкротства позволяют людям, попавшим в сложную ситуацию, выйти из нее, говорит собеседник, близкий к правительству: это невозможно, если только сама процедура банкротства стоит от 25 000 до 150 000 руб. (услуги арбитражных управляющих, нотариусов). Сам факт необходимости платить за то, чтобы подтвердить отсутствие у тебя возможности погасить долг, – абсурд, считает собеседник «Ведомостей».

«В текущих реалиях механизм, предложенный в законе, вполне адекватен, поэтому я не разделяю опасений о значительном риске роста мошенничества из-за введения этой процедуры, – говорит руководитель практики комплексного оздоровления бизнеса KPMG в России и СНГ Артем Кириллов.

– Возражения ассоциации о том, что исключение арбитражного управляющего является излишним, а также о продлении сроков процедуры, представляются не до конца обоснованными».

С другой стороны, факт банкротства гражданина должен быть публичен и во избежание злоупотреблений иметь для него существенные последующие правовые ограничения.

Поэтому предложения о направлении информации о процедуре в БКИ и доработке законопроекта в части определения ограничений для гражданина, прошедшего процедуру внесудебного банкротства, являются обоснованными, считает он.

Сам инструмент внесудебного банкротства в отношении долгов до 1 млн руб. нужен, чтобы разгрузить судебную систему и упростить жизнь должникам, но в том виде, в котором законопроект существует сейчас, он породит массу проблем вплоть до полной неработоспособности, считает партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская.

Необходимо сделать обязательным условием внесудебного банкротства письменное извещение всех кредиторов должника о его намерении подать такое заявление – качественный мониторинг данных на Федресурсе делают даже не все профессиональные участники гражданского оборота.

Читайте также:  Предпринимательский кодекс: особенности, основные черты.

Для такого мониторинга необходимо знать ИНН должника, а это даже не обязательный реквизит кредитного договора.

На должника необходимо возложить обязанность предоставлять кредиторам данные о всем имуществе, подлежащем регистрации (недвижимость, транспортные средства), которое было в собственности заемщика в течение последних трех лет до даты подачи заявления о внесудебном банкротстве. Сокрытие таких данных должно влечь негативные последствия для должника в виде неосвобождения от долгов, говорит Тарнопольская, иначе кредиторы (а среди них могут быть не только банки) оказываются в совершенно неравноценном положении.

Вас рф разъяснил порядок ведения банками счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства

  • Вниманию руководителей, а также сотрудников финансовых, юридических, судебных департаментов компаний и банков
  • Компания «Пепеляев Групп» обращает внимание на разъяснения Пленума ВАС РФ о порядке проверки банками распоряжений о перечислении денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства, а также о распределении ответственности за убытки, причиненные в случае нарушения очередности платежей, установленной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
  • История вопроса

ВАС РФ неоднократно высказывался по отдельным вопросам, связанным с оспариванием операций по банковским счетам лиц, в отношении которых введена какая-либо из процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – «должники»), и с возмещением банками и иными лицами убытков, связанных с нарушением очередности текущих платежей, установленной п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон о банкротстве»). В отсутствие четкого законодательного регулирования данных вопросов возникла необходимость в  формировании высшим судом разъяснений относительно применения банками  положений ст. 5 и п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

В силу ст. 5 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, подлежат исполнению в первоочередном порядке по сравнению с обязательствами, наступившими до указанной даты. При этом п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве установлено 4 очереди текущих платежей.

Наибольшую сложность при оценке правомерности действий банков по исполнению распоряжений о перечислении денежных средств со счетов должников вызывает вопрос, что считать достаточной степенью проверки банком платежных документов с точки зрения полномочий по распоряжению счетом и установления характера и очередности платежей.

Изменения в практике

11 июля 2014 г. опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства».

Названным Постановлением разъяснены спорные вопросы, возникшие в судебной практике применительно к оценке  соблюдения очередности исполнения распоряжений о перечислении денежных средств со счетов должника (за исключением должника – кредитной организации) и возмещению убытков, причиненных нарушением очередности. Ниже приведены основные положения Постановления.

При принятии к исполнению любых распоряжений любых лиц кредитная организация обязана удостовериться, что оплачиваемое требование должника относится к текущим платежам, либо к иным требованиям, платеж по которым допускается в данной процедуре банкротства

Проверке подлежат платежные поручения, чеки, инкассовые поручения (в т.ч. налоговых органов), исполнительные документы (поступившие как от судебного пристава, так и от взыскателя).

Проверка осуществляется кредитной организацией по формальным признакам, однако, само по себе указание в распоряжении слов «текущий платеж», очереди текущего платежа или названия, относящегося к соответствующей очереди требования, не позволяющего проверить его очередность, недостаточно для принятия его для исполнения кредитной организацией. В документах должны быть указаны конкретные данные, подтверждающие отнесение обязательства к текущим.

При отсутствии информации, достаточной для отнесения по формальным признакам оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры, кредитная организация возвращает распоряжение предоставившему его лицу с указанием причины возвращения.

Кредитная организация, списавшая денежные средства со счета должника с нарушением установленной очередности, несет ответственность в форме возмещения убытков

Правом требовать возмещения убытков, причиненных нарушением очередности списания денежных средств со счета должника, обладает сам должник,  в том числе, в лице внешнего или конкурсного управляющего, на основании ст. 15, 393, 401 ГК РФ.

При этом кредитная организация не несет ответственности, если недостоверность данных, содержащихся в платежных документах, не могла быть обнаружена при формальной проверке.

Кредитная организация несет обязанность возместить убытки только  в том случае, если она на момент списания денежных средств со счета должника знала или должна была знать о том, что в отношении должника введена процедура банкротства (осведомленность презюмируется в случае опубликования соответствующих сведений в установленном Законом о банкротстве порядке).

После возмещения убытков должнику кредитная организация вправе потребовать возмещения уплаченной ею суммы от должника по правилам ст. 61.6 Закона о банкротстве, т.е заявив требования в рамках дела о банкротстве.

Кроме того, кредитная организация вправе потребовать возмещения выплаченной ею суммы убытков от кредитора, которому она перечислила деньги  со счета должника, если на момент получения денежных средств кредитор знал или должен был знать о введении в отношении должника процедуры банкротства.

После возмещения кредитором убытков банку ранее погашенное требование кредитора к должнику восстанавливается.

Особенности проверки очередности текущих платежей и разграничение ответственности кредитной организации и арбитражного управляющего

Контроль за соблюдением предусмотренной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве очередности текущих платежей в любой процедуре банкротства при расходовании денежных средств со счета должника  возлагается на кредитную организацию. При этом при определении очередности не учитываются документы, носящие исключительно информационный, а не распорядительный характер.

Календарная очередность требований кредиторов по текущим платежам, относящихся к одной очереди, определяется исходя из момента поступления в кредитную организацию распоряжения.

Обязанность своевременного направления в кредитную организацию распоряжения по исполнению соответствующего обязательства возложена на руководителя должника (в процедурах наблюдения и внешнего управления) и на арбитражного управляющего (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства).

Таким образом, ответственность за несвоевременное направление распоряжений в кредитную организацию или направление распоряжений, противоречащих установленной законом о банкротстве очередности, несет сам внешний или конкурсный управляющий.

Исключением являются случаи, когда нарушение правил управляющим очевидно для любого разумного лица – в такой ситуации кредитная организация не вправе исполнять распоряжение, и при его исполнении несет имущественную ответственность.

Полномочия по распоряжению счетами должника после введения конкурсного производства

Кредитная организация с даты признания должника банкротом не вправе исполнять распоряжения  о проведении операций по счету должника, подписанные  руководителем должника – юридического лица либо должником – физическим лицом, а также представителем должника, которому до открытия конкурсного производства была выдана доверенность. В случае банкротства физического лица кредитная организация не вправе списывать средства с его счета ни по каким распоряжениям, за исключением специально оговоренных Законом случаев (п. 2 ст. 207 Закона о банкротстве).

За нарушение данного требования кредитная организация несет ответственность в форме возмещения убытков, причиненных должнику (конкурсной массе).

Последствия введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, применительно к ранее произведенному налоговым органом приостановлению операций по счетам должника

Пленум ВАС разъяснил, что ст. 63 Закона о банкротстве не предусматривает отмены приостановления операций по счету должника, произведенного налоговым органом до введения процедуры наблюдения. При этом приостановление не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве.

С даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически, о чем кредитная организация уведомляет налоговый орган. Принятие налоговым органом новых решений о приостановлении операций по счета должника не допускается.

Отмена ареста денежных средств на счете должника, наложенного до введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляется непосредственно в силу закона и не требует принятия акта о его отмене органом, наложившим арест. О такой отмене кредитная организация уведомляет соответствующий орган.

  1. Выводы и рекомендации
  2. Практика участия юристов компании «Пепеляев Групп» в судебных разбирательствах, связанных с защитой интересов кредитных организаций и кредиторов по текущим обязательствам в связи с распоряжением счетами должника, показывает необходимость специального подхода к обоснованию правовой позиции по сравнению с оспариванием действий, направленных на удовлетворение реестровых требований кредиторов.
  3. В связи с этим банковским учреждениям, а также кредиторам по текущим обязательствам лиц, в отношении которых введена какая-либо из процедур, применяемых в деле о банкротстве,  в случае оспаривания платежей и предъявления требований о возмещении убытков рекомендуется профессиональная поддержка специалистов в сфере банкротства.
  4. Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом в защите интересов всех категорий лиц, вовлеченных в процедуры, применяемые в делах о банкротстве, и оказывают квалифицированную правовую помощь, в том числе в судебных разбирательствах, связанных с оспариванием платежей должника, совершенных с нарушением очередности, предусмотренной ст. 5 и п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве, или с возмещением убытков, причиненных такими нарушениями.

Поскольку Постановлением предусмотрена возможность пересмотра судебных актов по указанным спорам по новым обстоятельствам (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ), мы готовы оказать правовое содействие в отмене вступивших в законную силу судебных актов, связанных с соблюдением очередности исполнения текущих обязательств, противоречащих сформированному ВАС РФ подходу.

  • Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:       
  • в Москве — к Юрию Воробьеву, Руководителю практики разрешения споров и медиации «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или e-mail,
  • Юлии Литовцевой, Руководителю группы практики разрешения споров и медиации «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или e-mail, 
  • в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 640 -60-10 либо по e-mail; 

В Красноярске — к Егору Лысенко, руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел. +7 (391) 277-73-00 либо по e-mail.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *