Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компании

Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компании

Существует четыре основных положения деятельности УК: юрисдикция нахождения УК, отсутствие судимости у руководителя, наличие у руководителя квалификационного аттестата о прохождении обучения, полное раскрытие информации в рамках стандарта, закрепленного Постановлением Правительства № 731.

То есть, если какое-то из этих условий не будет исполнено, то организация, которая претендует стать управляющей компанией, может не получить лицензию. Так как же происходит лицензирование управляющих компаний в 2021 году?

Законодательная база

Продолжительное время работа УК осуществлялась только на основании регистрационного свидетельства, лицензировать работу УК не нужно было. Однако в 2014 году правительством было введено новое правило – каждая управляющая компания обязана до 2015 года пройти процедуру лицензирования.

Правила и требования по лицензированию прописаны в Федеральном законе № 255–ФЗ, Постановлении Правительства № 1110, в Жилищном кодексе (глава 19).

Процедура лицензирования происходит с учетом следующих положений:

  1. Действие лицензии распространяется только на 1 субъект Российской Федерации и выдается документ со строго ограниченным территориальным признаком.
  2. Срок действия лицензии составляет 5 лет, впоследствии его можно продлить.
  3. Есть определенные условия для применения лицензии, при несоблюдении которых УК грозят санкции: вынесение предписания надзорным органом, отзыв разрешения.

Зачем нужна лицензия?

Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компанииДо 2014 года управляющие компании осуществляли свою деятельность без лицензий. Впоследствии выяснилось, что никто не знает, сколько управляющих компаний работает в России, а также, куда расходуются денежные средства, ежемесячно вносимые гражданами нашей страны.

Именно поэтому после проведенных проверок возникла необходимость в утверждении закона о лицензировании.

Лицензия – разрешительный документ, позволяющий компании предлагать свои услуги жильцам многоквартирного дома, управлять домом.

Требования

Чтобы УК законно осуществляла свою деятельность, она должна выполнять лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ:

  • лицензиат обязательно должен быть зарегистрирован на территории РФ в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
  • у руководителя либо его заместителя обязательно должен быть квалификационный аттестат;
  • у лицензиата не должно быть судимостей в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • к руководству УК не должны применяться случаи дисквалификации, как административное наказание;
  • в Едином реестре лицензий не должно быть информации об аннулировании лицензии, которая ранее выдавалась лицензиату.

Порядок выдачи лицензии УК

Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компанииКто выдает лицензии управляющим компаниям на территории Российской Федерации? Получить документ можно в двух инстанциях:

  1. В Госжилнадзоре.
  2. В лицензионной комиссии по управлению многоквартирными домами.

Подавать документы нужно в Госжилнадзор, а эта организация после анализа документов передает их в лицензионную комиссию. Если с документами все в порядке, кандидатура лицензиата устраивает комиссию, тогда она выдает УК ЖКХ лицензию, подтверждающую правомочность деятельности.

Процедура лицензирования УК проходит по такому алгоритму:

  1. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращается в Федеральную налоговую службу и указывает свои основные виды деятельности, а именно: обслуживание, управление и содержание многоквартирного дома.
  2. Руководитель УК должен сдать аттестационный экзамен и, как результат, получает квалификационный аттестат. На экзамене у лицензиата проверяют знания нормативных документов, которые регулируют работу УК. Сдать экзамен можно в лицензионной комиссии и в региональном подразделении Госжилинспекции. Экзамен проводится в форме тестирования на компьютере. Экзаменуемому предлагается ответить на 100 вопросов по узкой тематике. Время на сдачу теста – 2 часа. Для успешного прохождения экзамена нужно правильно ответить минимум на 86 вопросов.
  3. После успешной сдачи экзамена и получения аттестата, срок действий которого составляет 5 лет, УК приступает к выполнению необходимых требований. А именно: формирует штат сотрудников (нанимает бухгалтера, слесаря, дворника, электрика, сотрудника по делопроизводству и др.), приобретает необходимые инструменты, оборудование и др.
  4. Обладатель аттестата должен подать письменное заявление на получение лицензии в лицензионную комиссию. За рассмотрение заявки и изготовление лицензионного бланка придется заплатить госпошлину в размере 30 тыс. руб.
  5. После проведения необходимых проверок комиссия выдает заявителю лицензию.

Необходимые документы

Для получения лицензии лицензиат должен направить в адрес жилищного надзорного органа такие документы:

    Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компании

  • заявка;
  • свидетельство о регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство ИНН;
  • учредительные документы организации;
  • приказ об утверждении руководителя предприятия;
  • квалификационный аттестат руководителя компании;
  • справка об отсутствии судимости руководителя;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц/Единого государственного реестра предпринимателей;
  • документы, которые подтверждают наличие у компании имущества и других материальных активов для выполнения необходимых работ на вверенной территории.

Как было до лицензирования и что изменилось после?

До введения лицензирования недобросовестную управляющую компанию могли только оштрафовать. На сегодняшний момент ее могут лишить лицензии на осуществление деятельности. Также до введения в действие закона о лицензировании жильцы дома могли сменить управляющую компанию, но это был довольно трудоемкий процесс.

По состоянию на 2021 год для смены плохой УК жильцам достаточно обратиться с жалобами на бездействие в Госжилинспекцию.

Ранее руководителем УК могло быть любое лицо, даже не имеющее профильного образования. На сегодняшний день все руководители УК должны пройти экзамен на соответствие занимаемой должности.

Основания для лишения лицензии УК

Деятельность УК строго контролируется, поэтому если в течение года компания допустила минимум 2 нарушения при управлении домом, то ее могут лишить права управлять им.

Проверку деятельности УК осуществляет Госжилнадзор. Он проводит как документальные, так и выездные проверки. При каких-либо нарушениях специалисты составляют соответствующий протокол. При выездной проверке нарушения фиксируются в проверочном акте.

Если несоответствия в работе незначительные, то УК выдается предписание о том, чтобы руководство устранило недочеты либо Госжилнадзор привлекает УК к административной ответственности.

А вот поводом для лишения лицензии управляющей компании являются грубые нарушения лицензионных требований, а именно:

    Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компании

  • плохое содержание систем внутреннего газового оборудования;
  • задолженность перед ресурсоснабжающей компанией, образованная в течение 2 месяцев подряд;
  • нарушения в использовании лифтов;
  • нарушение правил по содержанию имущества дома и при предоставлении коммунальных услуг, что повлекло за собой угрозу жизни или здоровью люде, проживающих в многоквартирном доме.

Так, за нарушение лицензионных требований управляющей организацией, та лишается лицензии при повторном совершении любого из вышеупомянутых нарушений в течение 1 года со дня назначения административного наказания.

Как лишить лицензии управляющую компанию в сфере ЖКХ?

Процедура отзыва лицензии довольно длительная (длится более года), состоит из таких этапов:

  1. Госжилинспекция фиксирует все нарушения УК. Если будет зафиксировано 2 и более предписаний, тогда Госжилинспекция передает материалы по делу УК в лицензионную комиссию, при этом она исключает УК из реестра лицензий субъекта РФ.
  2. Лицензионная комиссия принимает решение об обращении в суд для аннулирования лицензии.
  3. Соответствующее решение о том, за что могут лишить УК лицензии, направляется в Госжилинспекцию, а уже эта организация подает иск на УК в суд.

Что такое лицензионный контроль УК и зачем он нужен?

Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компанииЛицензионный контроль управляющих компаний в сфере ЖКХ – показатель того, что несмотря на получение лицензии деятельность УК все равно будет контролироваться. Лицензионный контроль возложен на Госжилнадзор.

Если в ходе проверок обнаружится, что УК нарушает лицензионные требования, тогда в адрес нарушителя будет направлено предписание с требованием исправить недостатки в работе. Это предписание нужно выполнить в определенный срок — 14 дней.

Если УК нарушает лицензионные условия, но сотрудники Госжилнадзора не выдают ей предписание об устранении нарушений, тогда ответственность за это будет нести руководство органа Госжилнадзора.

Проверка УК на лицензию

Некоторые бдительные граждане, которые проживают в многоквартирных домах, обслуживающиеся УК, интересуются, как проверить управляющую компанию ЖКХ на лицензию, как узнать, когда была выдана лицензия и на какое время.

Саму лицензию на осуществление деятельности по обслуживанию многоквартирного дома можно запросить у самой управляющей компании. Просто потом следует сделать сверку этих данных с теми, что занесены в реестр.

Для получения сведений из реестра заинтересованное лицо должно обратиться в жилищную инспекцию либо в местный муниципалитет. Для получения информации по лицензированию УК через муниципалитет достаточно лично прийти в отдел и подать устный или письменный запрос на предоставление соответствующей информации.

Узнать о лицензии через жилищную инспекцию можно и сидя дома. Для этого нужно зайти на сайт ГЖС конкретного региона, отыскать раздел с лицензированием и просмотреть список управляющих компаний, которые успешно прошли процедуру лицензирования.

Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компанииТакже проверить действительность лицензии УК можно на сайте Государственной информационной системы ЖКХ. Для этого нужно:

  1. Войти на сайт https://dom.gosuslugi.ru, перейти в раздел электронных сервисов «Проверить лицензию УК».
  2. Ввести реквизиты лицензии: наименование лицензиата, номер лицензии, дата регистрации лицензии.

Также проверку можно произвести по реквизитам многоквартирного дома (если у заинтересованного лица нет в наличии лицензии). Тогда достаточно ввести район, город, населенный пункт, улицу, номер зданий, статус дома в реестре, а затем кликнуть по кнопке «Найти».

Система автоматически произведет проверку и выдаст информацию о действительности лицензии.

Для урегулирования отношений между УК и потребителями, успешного выполнения управляющей компанией возложенных на нее обязанностей, усиления контроля над рынком ЖКХ, предотвращения коррупции было внедрено лицензирование УК.

Теперь управляющие компании подлежат жесткому контролю со стороны Госжилинспекции. И если будет установлено, что УК нарушает принципы лицензирования или не выполняет возложенные на нее обязанности, то ее могут лишить лицензии.

Временное управление МКД

Дубова Я.Г., эксперт журнала

Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компании

С 12.01.2019 заработала ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, введенная Федеральным законом от 31.12.

2017 № 485‑ФЗ, регулирующая порядок управления МКД в ситуациях, когда собственниками помещений в доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена УК.

При таких обстоятельствах управлением МКД на период до года будет заниматься УК, определенная решением ОМСУ в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ. Эти порядок и условия прописаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.

2018 № 1616, которым утверждены Правила определения управляющей организации для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее – Правила).

Кто принимает решение о выборе временного управляющего?

В пункте 2 Правил уточнено, что УК для временного управления МКД определяется решением ОМСУ, органа государственной власти субъекта РФ – города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено иное. Такое решение уполномоченного органа (решение об определении УК) среди прочего должно содержать:

  • перечень работ и услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме. Этот перечень устанавливается в зависимости от конструктивных и технических параметров дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности выполнения и оказания каждой из таких работ и услуг, в пределах минимального перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290;
  • размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы, установленному органом власти на местном уровне.
Читайте также:  Участие в процедуре о несостоятельности

Следует учитывать, что решение не может содержать перечень коммунальных услуг, которые предоставляет УК, так как в период управления МКД временным управляющим коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в доме должны предоставлять непосредственно РСО со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением соответствующего договора управления домом (п. 3 Правил, обновленный пп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг).

В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении УК уполномоченный орган размещает его на своем официальном сайте в Интернете и в ГИС ЖКХ, а также направляет решение выбранной УК и в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор. Кроме того, решение должно быть направлено собственникам помещений в МКД. На это уполномоченному органу даются пять рабочих дней.

Перечень УК – претендентов на временные управляющие

  • Управляющая организация может быть выбрана в качестве временного управляющего при соблюдении двух условий:
  • 1) у нее имеется лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД;
  • 2) она включена в соответствующий перечень организаций, который формируется уполномоченным органом и размещается в ГИС ЖКХ. В этот перечень включаются управляющие организации:
  • представившие в уполномоченный орган заявление об их включении в перечень (на дату подачи заявления);
  • признанные участниками открытого конкурса по отбору УК для управления МКД, расположенным на территории соответствующего муниципального образования (на дату составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе). Речь идет об открытом конкурсе, проводимом ОМСУ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. При подаче заявки на участие в таком конкурсе заинтересованное лицо теперь будет давать согласие на включение его в перечень организаций – претендентом на временные управляющие. Поэтому заявка на участие в открытом конкурсе дополнена согласием претендента на включение его в перечень организаций для временного управления МКД.

Дата подачи заявления о включении в перечень или дата составления протокола важны, так как УК-претенденты включаются в перечень в хронологическом порядке.

Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом как минимум один раз в пять лет, а также в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня наступления одного из следующих событий:

  • аннулирование лицензии УК, включенной в перечень;
  • истечение срока действия лицензии УК, включенной в перечень, в случае непринятия лицензирующим органом решения о продлении срока действия лицензии;
  • поступление заявления УК о ее включении в перечень организаций;
  • составление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
  • поступление заявления УК о ее исключении из перечня организаций. Управляющая организация, включенная в перечень, вправе подать такое заявление, если она выбрана решением об определении УК для управления хотя бы одним домом.

Выбор УК из перечня претендентов

При определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает УК, которая является временным управляющим меньшего количества МКД по сравнению с другими организациями, включенными в перечень. Если две и более управляющие организации управляют равным количеством домов, уполномоченный орган ориентируется на очередность расположения УК в перечне.

При этом для временного управления МКД не может быть выбрана УК, которая прежде уже управляла этим домом.

Речь идет о ситуации, когда собственники помещений в указанном доме ранее приняли решение о расторжении договора управления с обозначенной УК или сведения о доме были исключены из реестра лицензий субъекта РФ в период осуществления деятельности по управлению таким домом этой управляющей организацией.

Временная УК ведет деятельность по управлению МКД до выбора собственниками помещений в доме способа управления или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года.

Отметим еще один момент. Управление МКД временной УК не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом.

* * *

Выбор УК для временного управления МКД, собственниками помещений в котором не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, делает ОМСУ, орган государственной власти субъекта РФ – города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (если иное не закреплено в региональном законе).

Выбор делается из сформированного уполномоченным органом перечня организаций, в который включаются УК на основании их заявлений, а также управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору УК для управления МКД.

Преимущество отдается УК, которая на момент выбора выступает в роли временного управляющего меньшего количества МКД и раньше других попала в перечень. 

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2019 год

Блог

Управление многоквартирным домом будет осуществляться только при наличии лицензии у управляющей компании

Имея за плечами более 800 проведенных семинаров для управляющих компаний и ТСЖ, могу смело сказать, что обсуждение платы за управление и всего, что с ней связано всегда превращается в жаркий спор. Основные баталии возникают вокруг вопросов связанных с бухгалтерским и налоговым учетом платы за управление, необходимости актирования данной услуги с собственниками помещений, структуре этой платы и т.д. Так как вопросы постоянные, то  решился написать цикл статей, в которых попытаюсь «разжевать» общественности особенности данной строки в квитанции.

Начнем издалека.

Кто бы что ни говорил, но управляющая организация «заходит на МКД» не для удовлетворения потребностей жителей (для этого есть государство и лица противоположного пола), а для получения прибыли.

Прибыль в свою очередь – самый страшный раздражитель для огромного количества собственников помещений, так как они по-настоящему уверовали в то, что обслуживание их МКД стоит копейки, и инфляция на затраты управляющих компаний не распространяется.

Государство в п.2 ст.

162 ЖК РФ прямо указало, что управляющая организация (далее по тексту – УО) по договору управления «обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам…».

Обратите внимание на текст выше и увидите, что в нем услуги управления отделены от услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также от коммунальных услуг, поэтому давайте сразу определимся, что плата за управление МКД – это плата за отдельный вид деятельности УО, хоть и может включаться в состав платы за содержание жилого помещения в соответствии с пп.2 п.1 ст.154 ЖК РФ.

На практике плата за управление может быть:

  1. выделена отдельной строкой в платежном документе;

  2. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но выделена отдельно в перечне работ и услуг;

  3. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но НЕ выделена отдельно в перечне работ и услуг.

Первый и второй варианты, указанные выше безопасны с точки зрения последствий «войнушки» за деньги УО, а вот третий вариант чреват ооооочень нехорошими последствиями.

Проблема в том, что хотя это прямо и не написано в нормативно-правовых актах, суды однозначно дают понять, что есть деньги, принадлежащие собственникам помещений, и есть деньги, которые после оплаты собственникам уже не принадлежат.

Так ВС РФ в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.

2018 N 304-ЭС18-7866 по делу N А46-15897/2016 (на самом деле таких определений уже сотни) указал, что взносы собственников в виде платы за содержание жилого помещения «имеют целевой характер и не поступают в собственность Общества».

Что все это значит на практике?

А значит это то, что если УО не отделит мух от котлет, а правильнее свои деньги от «их» денег, то может получится так, что своих денег у нее попросту не будет.

Судьи из решения в решение говорят о том, что если УО не выполнила работы, то денежные средства остаются на лицевом счете МКД и если предположим МКД «ушел», то «неосвоенные» денежные средства должны быть возвращены собственникам помещений как неосновательное обогащение.

С точки зрения нашего достаточно «укуренного» законодательства, регулирующего сферу управления МКД списание денежных средств с лицевого счета МКД возможно только после подписания акта выполненных работ между представителем собственников помещений в МКД и управляющей организацией (п.4.11 ГОСТ Р 56192-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»).

И тут из-за угла вылазит 2 проблемы:

  1. в МКД некому подписывать акты выполненных работ, потому что настоящих буйных мало и никто председателем совета дома стать не решился;

  2. а как вообще можно заактировать работы по управлению???

Первую проблему можно обойти через договор управления или общее собрание собственников (если интересно – пишите в х и напишу подробный FAQ), а вторая проблема на самом деле зачастую неразрешима.

Есть «замечательный» документ, который называется Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.

2013 №290 (далее по тексту – Правила №290). Так вот в п.

9 Правил №290 указано, что «сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома».

Если «провалиться» по ссылке в этом пункте, то вы увидите саму форму акта, которая утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Обратили внимание, что ни в названии документа, ни в самой форме не говорится об актировании услуги по управлению?

И это абсолютно верно, так как:

  1. ЖК РФ разделяет услуги по содержанию и ремонту общего имущества от услуги управления (п.2 ст.162 ЖК РФ);

  2. невозможно актировать с каждым домом услуги по заполнению ГИС ЖКХ, походам юристов в суд, раздумья главбуха и экономиста по вопросу отражения тех или иных данных в отчете по исполнению договора управления и других работ, которые согласно Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее по тексту – Правила №416) относятся к услуге управления.

  3. детализация работ по управлению в перечне работ и услуг попросту невозможна, так как невозможно запланировать и впоследствии обосновать то, что не носит материального характера.

    Вы же в рабочее время читаете эту статью и вам за это платят собственники. Если они все сидят рядом и актируют этот процесс – передайте им от меня привет.

    Многие возразят, что мол мы детализируем всё как положено… Тогда у меня лично вопрос – КАК вы это делаете?

А теперь вернемся к тому, что было чуть выше по тексту и разберем ситуацию, когда плата за управление в перечне работ не выделена и включена в состав платы за содержание жилого помещения.

Ответьте мне на несколько вопросов (пишите в комментах):

  1. как вы будете отделять свои деньги (за родненькое управление) от «их» денег за содержание и ремонт?

  2. как вы будете актировать внутри услуги содержание и ремонт выполнение работ по управлению?

  3. ну и наперед, как вы будете применять льготу по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ в части освобождения от НДС?

Читайте также:  Договор: как из него выйти если он убыточный. инструкция по выходу из договора

Если продолжение интересно – напишу вторую часть.

С уважением, ваш товарищ Сталин)))

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

  • Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).
  • Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
  • Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований ЖК РФ и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае нарушения требований ЖК РФ и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания.

  1. Лицензионными требованиями являются:
  2. 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
  3. 1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
  4. 2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа — единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  5. 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  6. 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
  7. 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  8. 6) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ;
  9. 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
  10. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.

Что должны делать собственники, если их дом исключили из реестра лицензий у управляющей компании?

В соответствии с ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.

В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом (часть 4 статьи 200 ЖК РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления в течение 15 дней организовывает общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления. С учетом этого, собственники помещений должны выбрать один из трех способов управления (управление УК, создание ТСЖ, непосредственный способ, при условии количество квартир не превышает 30).

Если собственники помещений не примут решение, орган местного самоуправления обязан провести конкурс в течение 1 месяца со дня его объявления.

Если же и в результате конкурсных мероприятий управляющая организация не определится, то орган местного самоуправления должен самостоятельно своим решением определить такую организацию.

Так, 12 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.

2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия определения управляющих организаций содержатся в новых правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616.

Что касается вопроса  обслуживания дома до выбора новой управляющей организации либо реализации другого способа упарвления, то эта обязанность продолжает осуществлять действующая управляющая компания до того момента, пока не будет выбрана другая управляющая организация или пока не будет изменен способ управления домом. При этом данная организация продолжает нести полную ответственность за качество предоставляемых услуг собственникам помещений.

Лицензирование управляющих компаний: права собственников помещений и обязанность органов местного самоуправления

  • Как известно, с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение государственного регулирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть введения лицензирования данного вида деятельности.
  • Лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами должны получить управляющие компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании договора управления многоквартирным домом (далее – управляющая организация).
  • Для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация должна соответствовать следующим требованиям:
  • быть зарегистрированной в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии должно иметь квалификационный аттестат, подтверждающий знание действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии не должно иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами должна отсутствовать информация об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  • руководитель организации, индивидуальный предприниматель не должны быть дисквалифицированы;
  • управляющая организация должна раскрыть предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» информацию в полном объеме.

В настоящий момент на территории Пермского края проходят процедуры приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационных аттестатов. Узнать информацию о том, получил ли руководитель управляющей организации квалификационный аттестат собственник помещения может на сайте Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в разделе «Лицензирование». В данном разделе также находится информация об обращении соискателей лицензии с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.  Общий список организаций, имеющих лицензию будет размещен на официальном сайте Инспекции в этом же разделе.

Читайте также:  Законопроект: статус «национальная компания» ао, одо и ооо

Обращаем внимание собственников помещений: если до 1 апреля 2015 года Ваша управляющая организация не подала заявление на получение лицензии, то собственникам помещений необходимо на общем собрании принять решение либо о смене управляющей организации (на ту, которая имеет лицензию), либо сменить способ управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья либо непосредственное управление. Если такое собрание собственниками не будет проведено, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для Вашего многоквартирного дома. С 1 мая 2015 года управление многоквартирными домами в отсутствие лицензии НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и влечет за собой привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности.

Также сообщаем, что изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации, установлено:

1) непосредственный способ управления многоквартирным домом может быть выбран только теми собственниками, количество квартир многоквартирного дома которых не превышает 16 (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Те многоквартирные дома, которые в настоящее время управляются таким способом и количество квартир в которых превышает 16, до 1 апреля 2015 г. должны сменить способ управления данным многоквартирным домом.

При отсутствии решения собственников помещений о смене способа управления орган местного самоуправления объявит открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении такого многоквартирного дома;

2) ограничение для «многодомовых» товариществ собственников жилья (статья 136 Жилищного кодекса РФ).

Если многоквартирные дома, которыми управляет «многодомовое» товарищество собственников жилья, расположены на земельных участках, которые не имеют общую границу и в пределах которых не имеется сетей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, то до 1 июля 2016 года такое товарищество должно быть реорганизовано (то есть созданы отдельные товарищества собственников жилья на каждый отдельный многоквартирный дом), либо собственники должны изменить способ управления многоквартирным домом. Если такое решение не будет принято и реализовано до 1 июля 2016 года, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для каждого из многоквартирных домов, входивших в «многодомовое» товарищество собственников жилья.

В рамках дальнейшего государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в случае, если в течение календарного года в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов будут судом назначены два и более раза административные наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора, то управляющая организация лишится права управлять данным домом (домами), сведения о таком доме (домах) будут исключены из реестра лицензий. После исключения из реестра лицензий сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, организация может полностью лишиться лицензии.

При этом у собственников помещений есть право вето. Если организация получила два замечания, но собственники хотят с ней продолжать работать, приоритет остается за решением собственников.

В течение двух месяцев со дня, когда собственники помещений были уведомлены об исключении из реестра лицензий сведений об их многоквартирном доме, они вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления управляющей организацией (лицензиатом) деятельности по управлению их домом. При этом орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом собственниками помещений решении в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания (путем направления копии такого протокола заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).

В случае если действие лицензии по управлению многоквартирным домом было прекращено или аннулировано, орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня получения такого уведомления от органа государственного жилищного надзора созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом. Если же такое решение не принято и (или) не реализовано или общее собрание собственников помещений не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющей организации.

Себе на УК: в России хотят отменить лицензии для управляющих компаний

В России предлагают отменить лицензирование управляющих компаний (УК), которые занимаются обслуживанием жилых домов. Его можно заменить на обязательное вступление таких фирм в саморегулируемые организации (СРО), считают члены комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое.

Там «Известиям» заявили, что направят предложение на рассмотрение в министерство. На практике идея может означать отказ от контроля жилинспекции, но появление механизма страхования ответственности УК перед жильцами со стороны СРО, пояснили эксперты.

Вероятно, рынок еще не готов к такой новации, но со временем может к этому прийти, полагают в отрасли.

На пути к саморегулированию

В России предложили отменить лицензии для управляющих компаний (УК) и заменить их на обязательное вступление в СРО. Такой вопрос обсуждали на заседании комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое в присутствии представителя ведомства. Предложение членов комиссии направят в министерство, сообщили «Известиям» в совете.

Лицензия выдается на юридическое лицо, при этом каждый дом под управлением компании включается в специальный реестр.

Предприниматель получает разрешение на управление определенным числом объектов, для чего нужны соответствующие финансовые, кадровые, хозяйственные ресурсы, пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. Лицензии выдают и отзывают региональные государственные жилищные инспекции (ГЖИ).

Механизм был введен в 2014 году как вынужденная мера, напомнил зампредседателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. До этого на рынке было много мошенников, которые регистрировались в офшорах, выставляли двойные квитанции, иногда злоумышленники копили долги перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) и исчезали, рассказал Павел Склянчук.

Предполагалось, что это временная мера. В 2013 году на тот момент премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что период лицензирования нужно «просто пройти». «Вначале могут быть лицензии, а потом, когда уже возникнут нормальные управляющие компании, через какое-то время, через три, пять, семь лет, можно перейти к саморегулированию», — говорил он.

Государственное лицензирование направлено в первую очередь на определение квалификации организаций, сказал эксперт комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое, вице-президент компании «Фортум» Парвиз Абдушукуров.

Поэтому этот инструмент так полностью и не решил проблему мошенничества, когда УК, лишившись лицензии, меняет название и возвращается к управлению тем же домом, отметил он.

Кроме того, компании зачастую сталкиваются с административными барьерами при получении лицензии, отметил член общественного совета при Минстрое, исполнительный директор СРО НП «УК ЖКК Югры» Александр Тарасенко.

По словам директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирины Генцлер, зачастую собственникам сложно сменить УК из-за лицензирования. Дом числится за компанией, пока ГЖИ не вычеркнет его из реестра. И решение собственников может не выполняться, если оно по каким-то причинам расходится с мнением инспекции, пояснила она.

В числе других сложностей с лицензированием: неправильная квалификация лицензионных нарушений, превышение полномочий проверяющими, неправомерные отказы в выдаче лицензии или ее аннулирование, незаконное бездействие или отказы во включении дома в реестр лицензий, отметила кандидат юридических наук, член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Сусана Киракосян. Эти проблемы на руку другим УК, которые берут под управление дома через фальсификации решений собраний собственников, рассказала она.

— Нужно создать механизм компенсации убытков, если УК не выполняет свои обязательства. СРО предполагает компенсационные фонды. И благодаря денежной ответственности саморегулируемые организации крайне ответственно принимают компании в свои ряды, — подчеркнул Парвиз Абдушукуров.

Трудности перехода

За годы существования лицензирования в сфере управления домами удалось навести относительный порядок, сказал Павел Качкаев. Сейчас существует четкий список лицензированных УК, которые обязаны публиковать сведения о себе в ГИС ЖКХ. А до 2014 года вообще было неизвестно, какие компании работали на рынке и сколько их.

— Качество управления улучшилось: ответственность УК повысилась. Но всё же пока работа управляющих компаний находится на довольно низком уровне, — сказал Павел Качкаев.

По данным НП «ЖКХ Контроль», на управление домами жалуются почти 12% россиян. Еще более 15% отмечают неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт подъездов. Ежегодно проходит более 3 тыс. судебных заседаний по оспариванию штрафов за нарушение лицензионных требований, сказала Сусана Киракосян.

Сегодня ГЖИ по жалобам собственников, например за грязные подъезды, может выписывать штрафы УК, отметил Павел Качкаев. Но компании выплачивают их из денег, собранных с жильцов на содержание дома, — в итоге страдают сами же жалующиеся, указал парламентарий. Наказывать нужно не собственника, а конкретное должностное лицо, которое выполняет свою работу некачественно, считает он.

Следует отменить лицензирование на конкретные дома, но не полностью перекраивать законодательство, высказала мнение советник мэра Москвы по ЖКХ Светлана Разворотнева.

Для перехода к СРО нужно создать единые инструменты оценки качества работы всех членов, считает Ирина Генцлер. Так контрольно-надзорные функции будут сняты с госоргана, указала эксперт. Но при этом СРО нужно отказаться от компенсационных фондов, а страховать ответственность УК перед потребителями, полагает она.

— Нужно идти путем совершенствования Жилищного кодекса в части управления домами и лицензирования УК, параллельно развивать СРО в жилищной сфере. После того как УК вступят в СРО, лицензирование отомрет само по себе, — считает Павел Качкаев.

Если сегодня отменить лицензирование, пока полностью не налажена работа ГИС ЖКХ, в которой компании должны публиковать данные о своей деятельности, может вернуться ситуация начала 2000-х годов, высказал мнение Павел Склянчук. Сегодня переход полностью на СРО преждевременен, считает он.

По мнению гендиректора ПАО «ГИТ» Сергея Минко, также необходимопридать силу договорам между жильцами и УК: если граждане выбрали компанию, и она соблюдает условия договора, то расторжение соглашения с ней обязует собственников компенсировать расходы УК или недополученную прибыль. Так компании будут заинтересованы выполнять работу максимально качественно, считает он.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *